Дистанционное обучение через Интернет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РФ
ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМ. В. Г. КОРОЛЕНКО
Кафедра информатики
О. А. Богданова
Студентка 4 курса факультета социальных и информационных технологий
Дистанционное обучение через Интернет
Курсовая работа по информатике
Научный руководитель –
Профессор, д. п. н.
Казаринов А. С.
Работа защищена «___»____________2006 г
С оценкой__________________
Глазов 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-4
1. ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ………..5
2. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДО……………………………………………………..6-8
3. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ……………………………...9
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ПО ДО
4.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ…………………………………………………………...…10
4.2. ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ КУРСОВ ДО…………………………………………………………………………10-11
4.3. СТРУКТУРА КУРСОВ ДО…………………………………………12-13
4.4. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ
КУРСОВ ДО……………………………………………………………...14-16
5. ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ДО…………………………………...17-21
6. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ САЙТА ПО ДО…………………………………22-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………26-27
ВВЕДЕНИЕ
Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. В переподготовке по направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготавливать по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования миллионы человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В сложной ситуации с получением образования, особенно высшего, находятся наши соотечественники в странах СНГ и Балтии.
Эти проблемы накладываются на такие традиционные для России факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим территориям и, напротив, неравномерность территориального распределения учебных заведений. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40—50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.
Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно- образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.
Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.
Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol Используемый в Internet протокол (и программа) передачи файлов между компьютерами), электронной почты и т.п.
Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т. п.
На сегодняшний день существует множество типов обучения, имеющих нормативную базу, традиции и доступные технологии для их организации. Но достаточно ли мы знаем о дистанционном обучении?
Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО.
Задачи, которые мы для этого ставим:
· Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
· Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
· Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.
1. ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.
В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию:
Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
2. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДО
Сначала отметим плюсы дистанционного обучения.
· Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
· Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
По мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий.
33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.
· Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
· Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.
· Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).
· Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.
· Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.
· Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.).
· Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.
· При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
· Индивидуальность систем дистанционного обучения. ДО носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
· Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
· Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.
· ДО предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.
· ДО делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
· Внедрение ДО уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена.
· ДО индивидуализировано, возможность адаптации к стилю работы каждого ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной до настройки.
· Использование современных Интернет технологий и ДО позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.
· Развитие ДО требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.
· Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин. Современные поисковые машины аккумулирует в себе миллиарды документов, это огромные базы информации и наша задача использовать их в процессе обучения.
Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки:
· Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.
· Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет.
· Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
· Одной из ключевых проблем Интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
· Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
· Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
· Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
· Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.
3. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ
В последние годы все больше говорят об использовании Интернет технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения (ДО), что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий.
- Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической).
- Возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места.
- Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.
- Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи.
- Возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.
- Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций.
- Возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.
- Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
- Возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация – «среда обитания» всех образовательных программ.
В качестве организации ДО будем базироваться на компьютерной сети Интернет и Web-технологиях.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ПО ДО
4.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.
Инструктивный блок |
Информационный блок |
Контрольный блок |
Коммуникативный блок |
УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА |
Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.
При создании курса ДО важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.
Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной.
4.2. ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ КУРСОВ ДО
При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:
Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.
Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.
Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.
Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство студентов, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций «студент - преподаватель – студенты». Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.
При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной стратегии обучении по всему тексту курса. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же материала «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний. Гиперссылки позволяют обращаться к внешним источникам информации, делать курс частью сети Интернет.
При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность студента, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.
Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов
Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы - занятия . Каждый раздел должен иметь заголовок, а занятия раздела – подзаголовки.
Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.
Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.
4.3. СТРУКТУРА КУРСОВ ДО
В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:
· Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора. Краткая творческая биография автора курса, основные публикации. Возможно аудио или видео ролик.
· Введение (Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности.
· Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы.
· Вопросов для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.
· Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссария, по возможности должен полно отражать содержание курса (в идеале глоссарий должен содержать термины на русском и английском языках). Список сокращений и аббревиатур.
· Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.
· Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой обучаемому, например по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.
· Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции (форум), чат).
· Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.
· Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.
· Блок проблемных ситуаций (тексты задания на выявление глубины понимания).
· База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.
· Web- работы студентов (или файлы презентаций, размещенные в Интернет).
· Блок с файлами (презентаций, рефератов, ….)
· Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для обучающихся.
· Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.
· Блок мониторинга результатов учебной работы.
· Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.
· Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
· Виртуальный лабораторный практикум.
· Портфолио (Портфель студентов) – Все, что написал студент, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя.
· Классная комната – имена и E-mail слушателей класса, преподавателя, ассистентов, с возможностью послать письмо любому из них или всех сразу, включая преподавателя.
· Учебные группы - В зависимости от требований преподавателя, студенты могут объединяться в небольшие «бригады», коллективно выполняющие отдельные проекты.
· Доска объявлений - информация для всех студентов группы и для конкретного студента.
· Файлы для скачивания студентами (презентации, файлы Word).
· Лабораторные работы (моделирование лабораторных работ с помощью языков программирования и непосредственная передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).
4.4. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВ ДО
При создании курса ДО необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. Не следует использовать рисунки во весь экран и большое их количество в целях уменьшения времени загрузки Web-страницы. Большие по объему загрузки страницы следует разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.
При разработке курса ДО необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от слаженной работы всей этой команды. Подготовив материалы по курсу ДО, автор передает его веб-мастеру. Веб-мастер перерабатывает курс для представления его в Интернете.
При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами курса Web-мастера и других специалистов.
После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка курса.
Для организации дистанционных курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается в своем разделе сайта.
Для представления курсов в сети Интернет обычно используется типовая оболочка курса с удобной системой навигации. По каждому курса создаются тесты, конференция (форум). Создается закрытая и открытые области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании обучаемого заносится в базу данных.
Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы).
По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д.
В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.
ПРИМЕР web-страницы дистанционного курса
Рекомендуется использовать принцип единства при создании курса: выдерживать единую цветовую палитру по всему курса, одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления и т.д.
· Web-страница в среднем не должна превышать по длине трех экранов. Основное разрешение экрана у пользователей 800*600 пикселей.
· Фон страниц рекомендуется делать белый, буквы - черные.
· Рекомендуется использовать стандартные шрифты – Times New Roman, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всего курса.
· Приветствуется максимальное использование возможностей гипертекста.
· Все гиперссылки выделяются одним цветом, например цвет синий с подчеркиванием.
· Все ссылки на глоссарий выделяется одинаково, одним цветом и возможно курсивом.
· Текст должен быть коротким или, по крайней мере, поделен на абзацы; текст должен быть удобным для беглого ознакомления.
· Рекомендуется использование цвета в курсе, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).
· Не рекомендуется использовать подчеркивание в тексте, чтобы не путать с гиперссылками.
· Каждый графический файл должен иметь текстовую подпись, которая будет видна при отключении графики обучаемым у себя на компьютере.
· Графические элементы должны дополнять текст.
· Каждая web-страница должна иметь заголовок раздела (цвет черный) и заголовок занятия (цвет темно синий).
· Каждая страница может иметь слева вертикальное поле, которое можно использовать для размещения различных подзаголовков, комментариев, графических изображений.
· На любой web-странице можно открыть новое окно с просмотром информации в нескольких окнах одновременно или попеременно. Возможно использование фреймовой структуры, когда экран компьютера разбивается на несколько независимых окон (фреймов).
· Возможно использование звуковых и видео фрагментов.
· Большие рисунки можно представлять в два приема. Сначала на экране появляется маленький рисунок – уменьшенная копия большого рисунка, при нажатии на маленький рисунок появляется большой рисунок в новом окне. Размер графических файлов оптимизируется для уменьшения загрузки Web-страницы.
5. ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ДО
Чтобы проанализировать, как изложенные выше принципы и требования реализуются на практике, нами было исследовано некоторое количество сайтов по ДО. Ниже приведен список и характеристика каждого из них.
На главной странице Международного Центра Дистанционного Обучения находится введение, окно с новостями Центра, разделы «Дистанционное обучение» (Краткий рассказ о дистанционном образовании и его преимуществах вообще и о Международном Центре Дистанционного Обучения KURSY.RU и предоставляемых им курсах и услугах в частности), «Список курсов», «Частые вопросы» и раздел «Требуются!» (Вакансии для авторов курсов и преподавателей в Международном Центре Дистанционного Обучения KURSY.RU). Ниже представлены ссылки на отдельные курсы, имеется возможность задать вопрос разработчиков путем использования специальной формы или написать им по электронной почте.
Интерфейс сайта представлен в сдержанной цветовой гамме (синие и голубые тона, цвет фона – белый), использовано 3 шрифта, активно использован гипертекст, удобная ширина страницы (600 пикселей), текст разделен на абзацы, минимальное количество графики.
На главной странице данного ресурса введение, в котором можно найти информацию о преимуществах ДО, список предоставляемых курсов, обратная связь, ссылка на полезные статьи по теме. Правая колонка отведена под новости сайта, имеется возможность просмотреть все новости и подписаться на них. В левой колонке представлены ссылки «Учебные заведения», «Образовательный кредит», «Поиск курсов», «Информация для вузов». В меню, расположенном вверху страницы, находятся разделы «Вопросы-ответы», «заявка на обучение» и «Контакты».
При разработке ресурса использован минимум графики, достаточное количество гипертекста, один вид шрифта (недостаточно крупного размера, что делает его неудобочитаемым), текст поделен на абзацы. Web-страница имеет удобное разрешение.
На главной странице Корпоративного авторизированного учебного центра REDCENTER пользователь может ознакомиться с новостями сайта. Каждый пункт представляет собой гиперссылку, по которой можно узнать о каждой новости подробней. Ниже расположено введение и контакты. В левой колонке расположены быстрые ссылки («Новости», «Направления обучения», «Расписание», «Заказать обучение», «Дистанционное обучение», «Сертификация», «Партнеры»), список курсов, оформленный в виде гиперссылок. Имеется поиск информации по сайту. В правой колонке расположен экспресс-опрос («Удовлетворены ли Вы качеством услуг, предоставляемых REDCENTER?») и привлекающие внимание баннеры («Акция «Весна с Microsoft» - курсы Microsoft со скидкой!», «Примите участие в опросе - получите скидку на обучение!», «Обучение по курсам NETg в Научном парке МГУ»). В верхней части находится удобное меню («О компании», «Курсы», «Обучение», «Тестирование») с удобными подробными выплывающими пунктами.
На странице максимально задействован гипертекст и гиперссылки, достаточное количество графики (баннеры), разделенный на абзацы текст, фон белый, удобная ширина страницы, единый шрифт для всей страницы.
На главной странице ЦКО Специалист при МГТУ им. Н.Э. Баумана расположено огромное количество информации. Для удобства информация разделена на подразделы: «Новые курсы», «Уникальные сервисы», «Новости дистанционного обучения», «Учебные курсы», «Процесс дистанционного обучения» (+ссылки на страницы для более подробного ознакомления с данной темой), «Корпоративные решения», «Заказ и оплата обучения». Вся информация дана в доступной форме.
В верхней части имеется подробное меню («Главная», «О Центре», «Новости», «Курсы», «Сертификация», «Тестирование», «Конференция», «Трудоустройство») с выплывающими пунктами и значки «Поиск» и «Карта сервера». Выделена колонка «Дистанционное обучение» с подпунктами «Дистанционное обучение», «Каталог дистанционных курсов», «Порядок обучения», «Требования к компьютеру» и т. д. Многие пункты повторяются в различных разделах web-страницы. С одной стороны, это можно считать плюсом, т.к. пользователь в любом случае сможет найти нужную ему информацию, а с другой стороны это загромождает страницу ресурса, пользователь может запутаться в огромном количестве информации.
Цвет фона страниц белый, цветовая гамма в синих и желтых тонах, оформлена очень профессионально и привлекательно для пользователя. Использовано огромное количество гипертекста и гиперссылок, текст разделен на абзацы, много графики, использован один шрифт.
В целом очень привлекательный, вызывающий интерес ресурс.
На главной странице Московского Центра Интернет-образования расположено введение, рекомендации по использованию данного ресурса. Также даны контакты. Московский Центр Интернет-образования проводит бесплатное дистанционное обучение работников государственных и муниципальных учреждений сферы общего среднего образования Российской Федерации (учителей, администраторов школ и органов управления образованием, сотрудников системы повышения квалификации работников системы образования и др.). В верхнем углу страницы имеется быстрый доступ к следующим функциям: «На главную», «Карта сайта», «Поиск», «Обратная связь», оформленным в виде картинок. В левой колонке имеется эмблема Федерации Интернет-образования и разделы «О проекте», «Новости», «Курсы обучения», «Наши преподаватели», «Зарегистрироваться», «Для слушателей», «Справка», «О сайте», «Найдена ошибка».
Страница оформлена в приятной цветовой гамме (светло-зеленый и серый цвет в тексте и графике и белый фон), текст поделен на абзацы, использованы гиперссылки; небольшое, но достаточное количество текста; использован единый шрифт и дополнительная графика.
На главной странице Открытого Юридического Института перечислены преимущества дистанционного обучения, ниже отображены новости сайта. В колонке справа в виде кнопок оформлены следующие разделы: «О нас», «Поступление», «Начать оформление», «Что к чему», «Вопрос-ответ», «Документы», «Специальности», «Наш колледж», «Обучение в кредит», «Библиотека», «Эталон Плюс», «Интернет-вещание», «Наши новости», «Новости науки», «Сотрудничество», «Скачать», «Контакты», «Оплата услуг», «Требуются». Также имеются услуги поиска по сайту, обращения к консультанту через ICQ, подписка на рассылку www.oji.ru.
Оформление довольно скромное и скудное. Активно задействован гипертекст, размер страницы больше рекомендуемого, используется два вида шрифтов.
На главной странице Интернет-института Art&Image указаны преимущества дистанционного образования, расположено небольшое введение, окно регистрации, дана ссылка «Онлайн-семинары». Также имеется меню, состоящее из разделов: «О нас», «Правила приема», «Новости», «Выпускники», «Дипломные работы», «Контакты». Также имеются разделы «Как мы учим» и «Чему мы учим».
Интернет-институт ведет работу в двух направлениях: профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Оформление сайта яркое (цвет основного фона – оранжевый), но не навязчивое. Оно не отвлекает, а привлекает. Дизайн ресурса разработан профессионально Ahouse Design. Использован один шрифт, компактный размер страницы, грамотно использована графика.
Для удобства мы составили сводную таблицу, в которой указали, каким из перечисленных критериев соответствует каждый Интернет-ресурс.
Таблица 1. Критерии оценки Интернет-ресурсов по ДО.
Критерии оценки ресурса Название ресурса |
Структура сайта |
Оформление сайта |
|||||||||||||||
K1 |
K2 |
K3 |
K4 |
K5 |
K6 |
K7 |
K8 |
K9 |
K10 |
K11 |
K12 |
K13 |
K14 |
K15 |
K16 |
K17 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
K1 – Авторы курса;
K2 – Введение (информация о курсе);
K3 – Справочные материалы по теме курса;
К4 – Поиск информации по сайту;
K5 – FAQ (часто задаваемые вопросы);
K6 – Связь с тьюторами и другими обучающимися (форум, чат, конференции);
K7 – Регистрация пользователя;
K8 – Заключительные тесты;
K9 – Портфолио студента;
K10 – Файлы для скачивания;
K11 – Удобочитаемость;
K12 – Использование гипертекста и мультимедиа;
K13 – Удобный размер страницы;
K14 – Светлый фон, темный текст;
K15 – Стандартные шрифты;
K16 – Удобный, разделенный на абзацы, текст;
K17 – Графика, дополняющая текст.
Как мы видим, ни один ресурс полностью не отвечает всем требованиям, которые были описаны нами выше.
Что касается структуры, большинство ресурсов содержат поиск информации по сайту, возможность связи с тьюторами и другими обучающимися, а также Справку. Если говорить об оформлении сайта, то можно отметить, что почти все ресурсы отвечают требованиям удобочитаемости, использования гипертекста и мультимедиа, удобного размера страницы, светлого фона и темного текста; использования стандартных шрифтов, наличия удобного, разделенного на абзацы, текста. Но не все сайты содержат достаточного количества графики (для дополнения текста и привлечения внимания пользователя).
С точки зрения привлекательности можно выделить сайты www.specialist.ru (Приложение 1) и www.i-institute.ru (Приложение 2). Они отвечают немаловажному требованию при создании ресурсов по ДО – повышение интереса к сайту, наличие привлекательности для пользователя.
6. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ САЙТА ПО ДО
Подводя итог, еще раз отметим требования к разработке Интернет-ресурса по дистанционному обучению.
· Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока, контрольного блока, коммуникативного блока и управляющей системы, объединяющей все это воедино.
· При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства.
· Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.
· Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов
· Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы).
Структура курсов ДО:
· Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора.
· Введение (Информация о курсе).
· Справочные материалы по предметной области курса.
· Литература.
· Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции (форум), чат).
· Практические и лабораторные работы.
· Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них
· Заключительный тест
· Виртуальный лабораторный практикум.
· Портфолио.
· Классная комната.
· Учебные группы.
· Файлы для скачивания студентами.
По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д.
В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.
Рекомендуется использовать принцип единства при создании курса: выдерживать единую цветовую палитру по всему курса, одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления и т.д.
· Web-страница в среднем не должна превышать по длине трех экранов. Основное разрешение экрана у пользователей 800*600 пикселей.
· Фон страниц рекомендуется делать белый, буквы - черные.
· Текст должен быть коротким или поделен на абзацы; текст должен быть удобным для беглого ознакомления.
· Графические элементы должны дополнять текст.
· Возможно использование звуковых и видео фрагментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги. В данной работе мы отметили предпосылки появления дистанционного обучения (ДО), определение понятия ДО, плюсы и минусы ДО, ознакомились с рекомендациями по созданию Интернет-ресурса по ДО.
ДО – это особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа; это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.
Плюсы: технологичность, доступность и открытость обучения, меньшая по сравнению с обычным образованием стоимость, свобода и гибкость, возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями, индивидуальность и т .д.
Минусы: отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, недостаток практических занятий и т. д.
В практической части вопроса мы проанализировали информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО. Как итог теоретической и практической исследовательской деятельности, мы описали доступную технологию организации ДО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. PCWEEK. Russian edition. - №5 (227). – 2000.
2. «Дистанционное образование». - №№1-12. – 2005.
3. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002). // Инновации в образовании .-2002.- №4. - С. 4-27.
4. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. - М.:Академия,2005.-336 с .
5. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Владос, 2001.-272 с.
6. В. Канаво. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/doplus.php)
7. В. Канаво. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/method.php)
8. Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании .-2002.-№ 4. - С. 38-40.
Приложение 1
Приложение 2