Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"

  МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова

                 Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде."

                                        Реферат студента ? курса

                                         ? кафедры ? факультета

                                           Иванова

                                  

                                1996

                              - 2 -

                                  

                                       " Боги приговорили Сизифа

                                 поднимать  огромный  камень  на

                                 вершину горы,  откуда эта глыба

                                 неизменно  скатывалась вниз.  У

                                 них  были  основания  полагать,

                                 что нет кары ужасней,  чем бес-

                                 полезный и безнадежный труд."

                                    А.Камю "Миф о Сизифе."

                   Абсурд и Самоубийство.

 На первый взгляд - мораль сей басни,  - тщетность бытия. Но ос-

 новная проблема экзистенциализма формулирутся  (в  частности  и

 Камю)  иначе - это проблема самоубийства,  решение которой дает

 ответы на самые загадочные стороны бытия.  Вопрос, что есть са-

 моубийство,  обращен  непосредственно к бытию и может считаться

 одним из основных вопросов любой философии в той мере,  в какой

 она  стремится  к диалогу с истиной и оправданию своей почетной

 обязанности,  - представлять Человека в этом, если хотите, спо-

 ре.

  Во первых,  Камю рассматривал самоубийство как  индивидуальный

 акт:  "самоубийство подготавливается в безмолвии сердца" (здесь

 и далее в кавычках - слова Камю в пересказе близком к  тексту).

 Во вторых,  то что называется причинами - обычно всего лишь по-

 вод.  Таким образом,  Камю медленно переходит к  основной  теме

                              - 3 -

 своей работы - теме абсурда в жизни.

  Не будем забывать,  что здесь перед нами  более  Камю-психолог

 чем философ,  и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти?

 Мы можем,  например,  вычитать,  что чувство абсурдности -  это

 разлад  между человеком и жизнью:  "когда очевидность и восторг

 уравновешивают друг друга,  мы получаем доступ и к эмоциям и  к

 ясности". За этим следует философский вопрос в лучших традициях

 герменевтики:  "не следует ли за заключением абсурдности  быст-

 рейший выход из этого состояния?" Многие отвечающие "нет" дейс-

 твуют так,  как если бы сказали "да";  и  наоборот,  самоубийцы

 часто уверены,  что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на

 бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того,

 чтобы ее прожить. " Нюансы, противоречия, всеобъясняющая психо-

 логия,  умело привнесенная "духом объективности",  - все это не

 имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис-

 кания - "куда же ведет абсурд?"), ему потребно неправильное, то

 есть логическое мышление".

                     Абсурдные стены.

  " Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе-

 ры". Можем найти, что такое атмосфера чувства по Камю: "большие

 чувства,  -  целая вселенная.Наделенная собственной аффективной

 атмосферой, эта вселенная предполагает наличие определенной ме-

 тафизической системы или установки сознания".  Хотелось бы под-

 черкнуть здесь слово "собственной",  поскольку "определенность"

 вводится по законам самой этой "вселенной".

                              - 4 -

  Неуловимость же заслуживает отдельного внимания.  Уловимость -

 практическая оценка. Чувства же, которые недоступны нам во всей

 своей глубине,  частично отражаются в  поступках,  в  установке

 созннания,  необходимых  для того или иного чувства.  Тем самым

 задается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс-

 ле, в котором последнее трактовалось выше. Метод познания пред-

 полагает метафизическую доктрину,  которая  заранее  определяет

 выводы,  вопреки  всем заверениям в безпредпосылочности метода,

 что,  собственно не так страшно,  но только не в нашем  случае.

 Может  все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности

 в родственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат-

 мосферы абсурда. Конечная цель - постижение вселенной абсурда.

  " Начало всех великих мыслей - ничтожно.  В  этом  -  парадокс

 скуки."  Далее Камю замечает,  что ощущение абсурда рождается с

 ощущением возраста,  поскольку элементарность и  определенность

 происходящего - содержание абсурдного чувства.  Пока разум мол-

 чит, погрузившись в недвижный мир надежд, все упорядочивается и

 отражается  в  единстве его ностальгий.  При первом же движении

 этот мир дает трещину.

  Какой же  вывод  из этих рассуждений об ограниченности разума?

 Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой слу-

 чай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собствен-

 ного утверждения (в круге первом - в  подходе  к  истинности  и

 ложности,  во втором - в преодолении всеединства;  чистый разум

 "испорчен" желанием ясности в том,  где проявление абсурда -  в

 незаполняемости рва между собственным существованием и содержа-

 нием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смерт-

                              - 5 -

 ным мыслящее существо),  - что это за удел,  если я могу прими-

 риться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое жела-

 ние всегда наталкивается на непреодолимую стену?  Значит желать

 - вызывать к жизни парадоксы.  Все устроено так, чтобы родилось

 это  отравленное  умиротворение,  дающее  нам беспечность,  сон

 сердца и отречение смерти.

  Абсурдно столкновение  между  иррациональностью и исступленным

 желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит и от человека и от

 мира,  и пока что - он единственная связь между ними. Последнее

 утверждение можно рассматривать как кредо  французского  экзис-

 тенциализма,  когда  подобный  постулат о месте человека в мире

 приводит к идее абсурда,  как особой "душе" мира,  самодвижимой

 подобно  душе  человека.  Так от парадоксальной природы желаний

 автор переходит к главному вопросу: "почему сердце не сгорает в

 миг появления чувства абсурда?"

                    "Остановка в пустыне."

                    

 Хайдеггер говорил:  " забота - краткий миг страха". Обращение к

 смерти - это краткий миг заботы, голос тревоги, заклинающий эк-

 зистенцию вернуться к самой себе.  И это путь экзистенциализма:

 Ясперс искал нить Ариадны,  Кьеркегор не только искал  абсурда,

 но и жил им.

  Мыслать - значит научиться заново видеть,  стать внимательным;

 это  значит  управлять  собственным сознанием,  учась у Пруста,

 придавать привилегированное положение каждой идее,  каждому об-

 разу.  С  самого начала этот метод кладет конец несбыточным на-

                              - 6 -

 деждам и околонаучным знаниям.  Все мыслители согласны в одном:

 человек способен видеть и познавать только собственные стены.

                   Филосовское самоубийство.

  Как мы уже говорили, чувство абсурда не равно понятию абсурда.

 После вынесения приговора вселенной чувство может умереть.  Не-

 обходимо  понять почему люди добровольно уходят из этой вселен-

 ной и почему остаются.

  Остаться - значит вести непрерывную борьбу. Борьба эта предпо-

 лагает полное отсутствие надежды,  но не  отчаяние,  неизменный

 отказ,  но не отречение и осознанную неудоволетворенность. Все,

 что уничтожает, скрывает эти требования или идет вразрез с ними

 идет  на  абсурд и обесценивает предполагаемую установку созна-

 ния.  Абсурд имеет смысл и силу,  которую трудно переоценить  в

 нашей жизни, когда с ним не соглашаются.

  Откуда это следует?  Во-первых абсурдность порождается сравне-

 нием или противопоставлением.  Абсурд - это раскол, ибо его нет

 ни в одном из сравниваемых элементов,  он рождается в их столк-

 новении.  И  этот раскол - существенная связь между человеком и

 миром.

  Человек знает:  во-первых,  что он хочет,  во-вторых,  что ему

 предлагает мир,  и что его объединяет с миром.  Уничтожить один

 из  вопросов  триады  означает  уничтожить ее всю.  Последнее -

 единственная достоверность.  Задача человека - вывести  из  нее

 все следствия, которые в дальнейшем будут определять суть мето-

 да.  Поэтому первое правило метода, - если считаю что-то истин-

                              - 7 -

 ным,  - должен это сохранить. Вот как это формулируется Камю: "

 Первым,  и по сути дела, единственным условием моего исследова-

 ния является сохранение того,  что меня уничтожает,  последова-

 тельное соблюдение того, что я считаю сущностью абсурда". Осоз-

 навший абсурд человек привязан к нему навсегда.

  Таким образом,  экзистенциализм, обожествляя то, что сокрушает

 человека, предлагает ему вечное бегство от самого себя. Так Яс-

 перс, говоря, что все имеет объяснение в бытии, в "непостижимом

 единении частного и общего" находит в этом средство для возрож-

 дения всей полноты бытия - крайнее самоуничтожение,  отсюда де-

 лая вывод,  что величие бога - в его непоследовательности. Шес-

 тов говорил:  " Единственный выход там,  где для  человеческого

 ума  нет выхода.  Иначе к чему нам Бог?" Необходимо броситься в

 Бога и этим скачком избавиться от иллюзий.  Когда абсурд интег-

 рирован  человеком,  в  этой интеграции теряется его сущность -

 раскол.

  Так мы  приходим  к идее,  что абсурд предполагает равновесие.

 Если же экзистенциализм пытается перенести акцент  на  один  из

 компонентов триады, тем самым нарушается равновесие. Рассматри-

 вание с такой искаженной позиции остальных компонент приводит к

 выводу о немощи разума.

  Абсурд - это ясный разум, осознающий свои пределы.

                       Абсурдная свобода.

  Человек бунтующий видит свои пределы,  но  закрывая  глаза  на

 природу абсурда, ищет наилегчайший путь - борясь с собственными

                              - 8 -

 стенами,  создает все новые стены вокруг себя.  Не ставя  своей

 жизни никаких вопросов,  всегда принимает повод за причину про-

 исходящего, не делая попыток видеть дальше своих стен.

  Здесь Камю  говорит  о  скачке.  В разных видах эту идею можно

 найти и у Р.Баха,  у Бердяева или Кьеркегора. Стоит на этом ос-

 тановиться.  "  От  абсурдного человека требуют совершить нечто

 совсем иное - скачок.  В ответ он может только сказать,  что не

 слишком хорошо понимает требование,  что оно неочевидно. Он же-

 лает делать лишь то,  что хорошо понимает. Его уверяют, что это

 грех гордыни,  а ему неясно само понятие "греха".  Он чувствует

 себя неисправимо невинным..." Камю упрощает скачок до  термина,

 означающего любой уход от проблемы, уход от конфликта. Вопрос о

 том,  что человек не в силах отбросить даже  во  время  скачка,

 когда решает обойтись без скачка, но в состоянии "полной невин-

 ности", остается открытым.

  И опять  Камю  возвращается к проблеме самоубийства,  говоря о

 том,  что главное - это удержаться на гребне волны, между осоз-

 нанием  абсурда и скачком.  Самоубийство - полная противополож-

 ность бунту,  так как предполагает согласие.  И, в то же время,

 подобно скачку, самоубийство - согласие с собственными предела-

 ми,  но это два взаимоисключающих выхода. С точки зрения худож-

 ника,  цену  жизни придает именно бунт.  " Бунт постоянная дан-

 ность человека самому себе." Так Камю переносит в  повседневный

 опыт тему перманентной революции.

  Проблема бунта приводит нас к мысли об отсутствии "свободы во-

 обще". Абсурд же нам предлагает следующую альтернативу: либо мы

 не свободны,  либо полностью свободны. " Единственная доступная

                              - 9 -

 моему  уму  и  сердцу  свобода  есть свобода ума и действия.  А

 смерть - единственная реальность."

  " Завтрашнего дня нет - отныне стало основанием моей свободы,"

 - кстати,  похоже на женскую логику.  Абсурд учит - главное  не

 качество,  а количество опыта. Это приводит к отсутствию иерар-

 хии опыта и к отсутствию системы ценностей.  " Побивать все ре-

 корды - как можно чаще сталкиваться с миром." Вселенная абсурд-

 ного человека - вселенная льда и пламени.

                                                                              

                   Абсурдный человек.

 

  " Абсурдный человек готов признать, что есть лишь одна мораль,

 которая  не  отделяет от бога:  это навязанная ему свыше мораль

 (Камю противопоставляет ей собственную мораль человека). Но аб-

 сурдный человек живет как раз без этого бога. Что до других мо-

 ральных учений,  (включая имморализм), то в них он видит только

 оправдания,  тогда как ему самому не в чем оправдываться. Я ис-

 хожу здесь из принципа его невиновности." Далее Камю говорит об

 опастности  комплекса  невиновности.  " Достоверность бога.- ..

 куда более притягательна, чем достоверность безнаказанной влас-

 ти злодеяния." Казалось бы,  выбор нетруден. Но выбора нет, аб-

 сурд не освобождает от выбора,  он привязывает к нему навсегда.

 Абсурд показывает лишь равноценность последствий любого выбора,

 если хотите,  выявляет бесполезность угрызений совести.  "Можно

 быть  добродетельным из каприза." Сможет ли абсурд избавить че-

 ловека от  этого  замкнутого  круга  угрызений  совести,  когда

 стремление  возвратить невинность мешает анализу "чистого выбо-

                             - 10 -

 ра", возвращая человека к согласию с собственными стенами?

  Абсурдный ум готов к расплате.  " ...- Для него существует от-

 ветственность,  но не существует вины.  Более того он согласен,

 что  прошлый  опыт  может  быть  основой для будущих действий."

 Единственная истина абсурда раскрывается и воплощается в  конк-

 ретных людях. Итогом поисков абсурдного ума оказываются не пра-

 вила этики,  а живые примеры. В этом, - может быть, главная гу-

 манистическая  заслуга философии абсурда.  Живой человек всегда

 значит для другого человека много больше, чем  все  придуманные

 "истины".  Мы говорим о мире, в котором и мысли, и жизни лишены

 будущего,  здесь для искусства выбраны лишь те  герои,  которые

 поставили своей целью исчерпание жизни.

                   Абсурдное творчество.

  " В  разреженном  воздухе  абсурда  жизни  таких  героев могут

 длиться лишь благодаря нескольким глубоким мыслям, сила которых

 позволяет  им  дышать.  В  данном  случае речь пойдет об особом

 чувстве верности." Можно добавить:  и о чувстве верности автора

 своим героям, "верности правилам сражений". Детские поиски заб-

 вения и удовльствия отныне оставлены. Творчество, в том смысле,

 в каком оно способно их заменить, есть "по преимуществу абсурд-

 ная радость".

  Искусство является знаком смерти и в то же время приумножением

 опыта.  Творить - значит жить вдвойне.  Поэтому мы и  завершаем

 разбор тем данного эссе обратившись к исполненной великолепия и

 в то же время ребячества вселенной творца.  Ошибочно считать ее

                             - 11 -

 символической,  полагать,  будто  произведение  искусства может

 рассматриваться как убежище от абсурда.  Произведение искусства

 впервые  выводит  наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с

 другим. Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прек-

 ращается  и на поверхность вырываются абсурдные страсти.  В аб-

 сурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью  и

 раскрывает ее.

  Хотелось бы закончить еще одной цитатой из эссе: " Старое про-

 тивопоставление искусства и философии достаточно произвольно.

 Если понимать его в узком смысле,  то оно просто ложно.  Единс-

 твенно приемлемый аргумент сводится здесь к установлению проти-

 воречия между философом, заключенным в сердцевину своей системы

 и художником,  стоящим перед своим произведением.  Но,  подобно

 мыслителю, художник вовлекается в свою работу и в ней становит-

 ся самим собой. Это взаимовлияние творца и произведения образу-

 ет важнейшую проблему  эстетики.  Между  дисциплинами,  которые

 создаются человеком для понимания и любви, нет границ."

   ЛИТЕРАТУРА:

 1.А.Камю "Миф о Сизифе.Эссе об Абсурде."  пер. Руткевича

   в изд. "Сумерки богов", М. Политиздат, 1989.