Оценка эффективности физкультурно- оздоровительной работы в санаторной школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет»

Республиканский конкурс научных работ студентов

высших учебных заведений Республики Беларусь

Физическая культура и спорт

Новое - доступно

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ

Ярошевич Людмила Андреевна

4 курс

Курленко Николай Иванович,

старший преподаватель кафедры ТиМФВ

Мозырь, 2004

РЕФЕРАТ

Объем работы – 42 с., количество иллюстраций – 4, таблиц – 5, приложений – 1, использованных источников – 9.

Ключевые слова: САНАТОРНАЯ ШКОЛА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАРТОЧКА УЧЕНИКА.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания средств, методов и форм организации занятий физической культурой с учащимися санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах. Недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья учащихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников. По этому существует потребность в оптимизации процесса физического воспитания детей в санаторной школе.

В связи с этим цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализовать себя в относительно короткий период (1 год).

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

С целью оптимизации физкультурного процесса в санаторной школе проводятся такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как утренняя гимнастика, игры на малых переменах, большая подвижная перемена, спортивный час, физкультурные паузы на самоподготовке.

Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторной школе необходим врачебный контроль, который включает в себя широкий комплекс мероприятий: 1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся; 2) планирование физических нагрузок и их корректировка; 3) профилактика травматизма; 4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий; 5) врачебные консультации; 6) проведение функциональных проб; 7) самоконтроль учащихся.

Функциональные пробы включают: реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, пробу Генчи, ортостатическую пробу, пробу Ромберга II. Оценка состояния функциональных систем  дается по трехбалльной шкале: хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

Самоконтроль является дополнением к врачебному контролю и осуществляется на основе объективных и субъективны показателей.

Для удобства полезно вести дневник самоконтроля.

Большое практическое значение во время занятий имеет педагогическое наблюдение, которое осуществляется как за психическим состоянием учащихся, так и за их физическим развитием и физической подготовленностью. Оно направлено на изучение построения занятий  физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физического развития, определение границ функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам, индивидуального учета реакций и получение максимального оздоровительно эффекта от занятий.

Педагогическое наблюдение за физическим развитием включает: наблюдение за ростом тела в длину, наблюдение за динамикой массы тела, наблюдение за экскурсией и окружностью грудной клетки. Все результаты наблюдений фиксируются в таблицах, и в конце года вычерчиваются графики динамики показателей. Что касается физической подготовленности, то здесь наблюдение ведется за быстротой движений, за гибкостью суставов  плечевого пояса и позвоночника, за ловкостью движений и чувством координации в пространстве. Результаты наблюдений за физической подготовленностью оцениваются либо положительно (+), либо отрицательно (-) и вносятся в карточку ученика каждую четверть.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистом физической реабилитации по следующим критериям: 1) реакция функциональных показателей (реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, проба Генчи, проба Ромберга II, ортостатическая проба); 2) самостоятельное выполнение учениками физических упражнений (утренней гигиенической гимнастики, посещение школьных секций и кружков, выполнения индивидуальных заданий, ведение дневника самоконтроля); 3) общешкольные оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, дни здоровья), 4)физическая способность (быстрота движений, гибкость плечевого пояса, гибкость позвоночника, ловкость движений, чувство координации в пространстве). В конце четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика.

Карточка заполняется медицинским работником, который в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Она заводится для каждого ученика и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года. Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявлена в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект  недостаточный и требует выявления причин этого.

Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и приносить свои плоды. Поэтому предлагаемая система оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе поможет педагогам в организации своей работы в школах такого типа и центрах физической реабилитации.   

отзыв

о студенческой научной работе

«Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе»

Работа Л.А Ярошевич посвящена комплексному анализу эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы санаторного типа, работающей с детьми, страдающими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Актуальность исследования обусловлена значительной распространенностью подобных заболеваний у современных школьников и трудностями в их лечении.

Особую значимость работе придает то, что она выполнена на базе учреждения образования оздоровительного типа, расположенного в зоне последствий аварии на ЧАЭС, работающего с контингентом учащихся, которые постоянно проживают на территориях с радиоактивным загрязнением.

В связи с отсутствием программного материала для санаторных школ, специализирующихся по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, выполненное исследование дает учебно-методический материал по оценке физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы.

Студентка Л.А.Ярошевич совместно с медработниками, преподавателями физической реабилитации и воспитателями школы в течение года проводила свои исследования по врачебно-педагогическому контролю (включая функциональные пробы), а также по оценке эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы.

В результате была предложена индивидуальная карточка для каждого ученика школы, где на основании полученных данных и их анализа делалась запись, которая являлась оценкой результатов оздоровительной работы всего учебного года.

Все предложенные в работе мероприятия нацеливают на достижение конечных результатов учебно-воспитательной работы, а также на поэтапность решении задач физической реабилитации в школе.

Поставленная в работе цель полностью достигнута.

Л.А. Ярошевич проявила самостоятельность при анализе научной литературы, а также в выполнении практической части работы, связанной со сбором и анализом необходимого материала.

Полученные результаты были обсуждены на студенческой научной конференции.

Научный руководитель

старший преподаватель                                                       

кафедры ТиМФВ                                                                                Н.И. Курленко

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

7

1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе……………………………….

10

1.1.   Утренняя гигиеническая гимнастика…………………………………………

12

1.2.   Игры на малых переменах……………………………………………………..

13

1.3.   Физкультминутки………………………………………………………………

13

1.4.   Большая подвижная перемена………………………………………………...

15

1.5.   Спортивный час………………………………………………………………..

15

1.6.   Физкультурные паузы на самоподготовке…………………………………...

17

2. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы…………….

19

2.1.Врачебный контроль

19

2.1.1. Функциональные пробы

20

2.1.2. Самоконтроль

21

2.2. Педагогическое наблюдение

28

2.2.1.Физическое развитие

29

2.2.2. Физическая подготовленность

31

3. Оценка эффективности уроков физической

реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы

в режиме дня санаторной школы…………………………………………………..

35

Заключение…………………………………………………………………………..

40

Список использованных источников………………………………………………

40

Приложение………………………………………………………………………….

42

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей школьного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания  средств, методов и форм организации занятий физической культуры с детьми и подростками в условиях санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно-обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах.

На сегодняшний день все еще недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья занимающихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников как в течение учебного года, так и во время каникул. В связи с этим встает проблема оптимизации процесса физического воспитания  детей и подростков в санаторных школах.

Поэтому цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализоваться за относительно короткий период (1 год).

Для того чтобы достигнуть поставленной цели в процессе работы мы ставили перед собой следующие задачи.

1.     Изучить научно ‑ методическую литературу по организации и оценке физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

2.     Изучить общие особенности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

3.     Оптимизировать двигательную активность учащихся в санаторной школе посредством внедрения различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режим дня  школьников.

4.     Использовать помощь и опыт медицинских работников и педагогического коллектива санаторной школы.

Для решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания необходимо определить наиболее оптимальное содержание учебного материала уроков физической культуры, отвечающее принципу оздоровительной направленности. При этом следует учитывать, что наибольшей эффективностью будут обладать средства и методы физического воспитания и физической нагрузки, разработанные с учетом уровня физического здоровья школьников, т. е функциональных возможностей всех систем организма.

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

Учитывая реабилитационную направленность, учебный план санаторной школы предусматривает еженедельное проведение трех уроков физической культуры по 40 минут как внешкольного компонента. Причем, необходимым условием деятельности санаторных школ является проведение максимального количества уроков физической реабилитации и всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

Обязательным условием рационального построения двигательного режима является качественное разнообразие движений, сбалансированное в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями организма. Биологическая потребность в движении (гигиеническая норма) реализуется посредством ежедневной двигательной активности. Объем ежедневной и недельной двигательной активности должен обеспечиваться комплексом мероприятий в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Двигательная активность учащихся способствует тому, что во время мышечной деятельности усиливается импульсация из проприорецепторов и одновременно возбуждается двигательная зона коры головного мозга, а все это рефлекторно вызывает усиление вегетативных функций. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливаются функции внешнего дыхания, повышается обмен веществ и интенсивность процессов пищеварения.

В реабилитационной физической культуре следует различать упражнения общего и специального воздействия.

Упражнения общего воздействия преследуют оздоровление и развитие всего организма учащихся и применяются в самых разнообразных видах. К ним относятся: строевые, порядковые и общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов, упражнения с предметами, упражнения на снарядах, упражнения-задания, элементы подвижных игр, легкой атлетики, волейбола, настольного тенниса, плавания, езды на велосипеде, ритмической гимнастики, прогулок, ближнего туризма и т. д..

Упражнения специального воздействия преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении или напряжении мышц (релаксация), упражнения на растягивание, равновесие, координацию, корригирующие упражнения, упражнения на осанку, упражнения, увеличивающие амплитуду движения и гибкости, укрепляющие мышцы брюшного пресса, спины, сердечно-сосудистую систему, улучшающие устойчивость тела в ортотрадном положении; упражнения на специальных снарядах, тренажерах, аппаратах.

При выполнении упражнения общего и специального воздействия чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие на организм учащегося, так и развитие функциональных проявлений пораженных систем.

В комплексной физической реабилитации следует соблюдать определенный двигательный режим, направленный на создание наиболее оптимальных, удобных с точки зрения биомеханики, поз и положений тела в повседневной жизни школьников в целях профилактики и предотвращения функциональных нарушений, а также перегрузок опорно-двигательного аппарата и «изнашивания» тканей. Соблюдение правильного двигательного режима является одним из наиболее важных и эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий. [1, с. 117]

В режиме учебного дня санаторной школы помимо уроков физической культуры имеют место и другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. В условиях данного типа учебных учреждений организация гимнастики до учебных занятий, игр на малых переменах, физкультминутки на уроках, большой подвижной перемены, спортивного часа и физкультурных пауз на самоподготовке не вызывает особых трудностей, а при умелом комплексном подходе служит хорошим средством в деле оздоровления школьников.

1.   ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ

Главной целью физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе является не только оздоровление и укрепление всего организма но и осуществление воспитательных целей. Физическая культура воспитывает у учащихся сознательное отношение к использованию физических упражнений в лечебно-профилактических целях, формирует гигиенические навыки, предусматривает сознательное участие учащихся в регулировании общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

В соответствии с указанными целями в санаторной школе ставятся следующие основные задачи:

-укрепление здоровья, содействие правильному всестороннему развитию ребенка;

-повышение физиологической активности органов пищеварения, ослабленных болезнью;

-повышение физической и умственной работоспособности;

-укрепление и совершенствование функций мышечной системы и особенно мышц брюшного пресса;

-укрепление сердечной мышцы и сосудистого аппарата, улучшение мозгового кровообращения;

-постепенное (в пределах возможного) исправление осанки и улучшение функций опорно-двигательного аппарата;

-обучение рациональному дыханию, улучшение деятельности аппарата дыхания;

-закаливание в процессе занятий;

-улучшение эмоционального состояния учащихся;

-улучшение обмена веществ;

-повышение иммунологической реактивности как средство борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями;

-восстановление и совершенствование навыков в основных видах двигательной деятельности (гимнастических упражнениях, ходьбе, беге, простейших прыжках, метании, равновесии, лазании и др.);

-восстановление и некоторое совершенствование двигательных (физических) качеств – выносливости, силы, ловкости, быстроты, координации движений.

Последовательное решение этих задач на уроках физической реабилитации должно быть связано с общим улучшением состояния здоровья учащихся.

Физическая реабилитация как метод оздоровления имеет ряд особенностей. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к учащимся физических упражнений в условиях активного и сознательно участия в этом процессе самого ученика. Во время занятий ученик должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения специалиста. Возникающие у учащегося представления о характере упражнения (задания), которое нужно выполнить, позволяет ему сознательно реализовать и координировать свои действия и движения. Это сознательное и волевое участие ученика в процессе упражнения (задания) позволяет усиливать у него восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

Еще одной важной задачей в санаторной школе является подбор средств физической реабилитации в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы школьников, обеспечить соответствие средств реабилитационной физической культуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Физические упражнения повышают тонус центральной нервной системы,  улучшают нейрогуморальную кортикальную регуляцию функций пищеварительного тракта, оказывая положительное влияние на нервно-психическую сферу и эмоциональное состояние учащихся. Объем двигательной активности учащихся в течение дня должен соответствовать биологическим ритмам детского организма и исключать возможности стрессовых влияний, которые ведут к истощению нервной системы.

Физическая реабилитация является методом естественно-биологического содержания, так как она использует основную биологическую функцию  живых организмов – функцию движения. Одним из основных принципов немедикаментозной коррекции различных функциональных нарушений является изменение режима жизни детей в сторону постепенного контролируемого увеличения объема двигательной активности. Увеличение двигательной активности учащихся приводит к усилению внешнего и тканевого дыхания, энергообеспечения, нормализации всех видов обмена и регуляции, повышению реактивности всех систем и органов.

Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целеустремленно, в соответствии с терапевтическими задачами,  в дозированной форме, с учетом общего состояния ученика, особенностей заболевания и нарушения функций пораженного органа желудочно-кишечного тракта.

Для получения положительных результатов необходимо соблюдать следующие правила.

1.     Системность – воздействие определенного набора упражнений и последовательности их применения в зависимости от общего состояния учащегося.

2.     Регулярность – применение физических упражнений должно осуществляться ежедневно с использованием их при ряде заболеваний внутренних органов несколько раз в день с небольшими нагрузками.

3.     Длительность применения физических упражнений – необходимое условие для достижения лечебного успеха.

4.     Нарастание в процессе тренировки физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения, когда физическая тренировка будет постепенно возрастать и усложнятся.

5.     Индивидуализация в методике и дозировке применения физических упражнений, зависящая от особенностей заболевания, а также возраста и общего состоянии учащегося.

1.1 Утренняя гигиеническая  гимнастика

Это наиболее массовая форма подготовительно-стимулирующих оздоровительных упражнений. Ее задача – активизация физиологических функций организма, перевод их из состояния покоя после ночного сна в оптимальное состояние для более быстрого перехода к новому уровню активности, а также улучшение самочувствия и настроения.

Структура, содержание и физиолого-гигиеническое нормирование физических нагрузок утренней гимнастики должно соответствовать занимающемуся контингенту и его возрастным особенностям. В комплекс упражнений утренней гимнастики рекомендуется включать ходьбу, потягивание, наклоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, подскоки. Можно включить упражнения на концентрацию внимания и точность движений

[2, с. 197-198].

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

В проветриваемом солнечном помещении в течение 1-2 минут выполнить ходьбу на месте в бодром темпе, желательно при музыкальном сопровождении.

1. И. п. – о. с. Руки в стороны, вверх, подняться на носки, руки за голову, принять и. п.

2. И. п. – о. с. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться в грудной части позвоночника, принять и. п.. То же – с другой ноги.

3.И. п. – о. с. Выпад правой ногой вперед, руки на пояс, поворот кругом, левым плечом назад, выпад на левой ноге, руки за голову, поворот кругом, выпад на правой, руки на пояс; принять и. п.. То  же – в другую сторону.

5. Лежа на спине, поднять ноги вперед (по отношению к туловищу), опустить справа (до касания носками пола), принять и. п. То же в другую сторону.

6. Лежа на спине, приподнимая прямые ноги, руки в стороны, круговые движения ногами вправо, затем влево. Выполнять медленно, силой, прямыми ногами.

7. Лежа на животе, руки вверх, прогнуться, поставить согнутые руки на уровне груди, выпрямить руки, упор лежа, медленно, силой согнуть руки, лечь на живот, принять и. п..

8. Стойка ноги врозь, руки на поясе. Прыжком ноги скрестно, врозь. Повторить 8-10 раз.

Заканчивается гимнастика ходьбой на месте с постепенным снижением темпа до полного восстановления дыхания. Каждое упражнение можно видоизменять, усложняя или упрощая его в зависимости от самочувствия занимающихся.

Движения мышц при физических упражнениях такого типа повышают тонус и уровень активности центральной нервной системы и ее работоспособность, а также рефлекторно и контактно – через массажные воздействия при движениях диафрагмы и мышц брюшной стенки – повышается функциональное состояние органов желудочно-кишечного тракта. Утренняя гимнастика кроме оздоровительной имеет еще и воспитательную ценность, так как проводиться в строго закрепленные часы в режиме дня школы [6,с.192-193].  

1.2 Игры на малых переменах

Проводятся организатором внеклассной воспитательной работы совместно с учителем физической культуры и активом учащихся старших классов. Игры на малых переменах имеют свои особенности. Они не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт. Игры должны быть просты по сюжету и, кроме этого, должны давать возможность любому учащемуся  войти в игру и выйти из нее по своему желанию. На малых переменах широкое применение находят игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, действия с  закрытыми глазами, упражнения на ловкость, координацию, равновесие, набрасывание колец и другие.

Игры на малых переменах непродолжительны, но немаловажную роль играет их зрелищность и занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что тоже помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.

1.3 Физкультминутки

Организовываются на уроках во время длительной однообразной работы. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной и физической деятельности, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т. д.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений  (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1-2 минуты [5, с. 207].

Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных утомлением нервных центров. Учитывая особенности детей, проведение физкультминутки в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплексы могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя выбирается такой способ расположения учащихся, при котором им не мешала бы школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали бы друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения с притопами и другими действиями.

Примерные комплексы физкультминуток для детей школьного возраста.

На уроке письма или рисования (для расслабления кистей рук и мышц туловища).

Первый комплекс (сидя за партой).

1-е упражнение. И. п. ‑ руки, согнутые в локтях, сложены на парте. Перевести руки за голову, не разводя их; вернуться в и. п.

2-е упражнение. И. п. ‑ руки за спину. Наклон головы вперед; вернуться в и. п. Наклон головы назад; вернуться в и. п. Наклон головы вправо; вернуться в и. п. Наклон головы влево; вернуться в и. п.

3-е упражнение. II. п. ‑ руки вытянуты вперед ладонями вверх. Сжимая пальцы в кулаки, согнуть руки в локтях; вернуться в и. п.

Второй комплекс (стоя за партой)

1-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Наклониться вправо, пальцами правой руки дотронуться до скамейки, левую руку скольжением поднять под мышку; вернуться в и. п. То же в другую сторону, дотрагиваясь до скамейки левой рукой.

3-е упражнение. И. п. ‑ опереться руками о край парты. Повернуться направо, правую руку назад, достать до кисти левой руки; вернуться в и. п. То же в другую сторону, левую руку назад.

Третий комплекс (стоя около парты)

1-е упражнение. И. п. ‑ руки вперед. Поднимаясь на носки, медленно отвести руки в стороны, сжимая и разжимая пальцы. Так же вернуться е и. п.

2-е упражнение. И. п. ‑ руки за головой. Присесть, руки выпрямить вперед ‑ в стороны; вернуться в и. п.

3-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Ходьба на месте.

Перед физкультминуткой следует открыть форточки или окна. Через каждые 3-4 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры [3, с. 99-102].

1.4 Большая подвижная перемена

Позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Важным условием ее проведения является наличие заранее подготовленного места занятий. Местом проведения подвижной перемены (в зависимости от содержания и погодных условий) могут быть коридоры, спортивная площадка и пришкольная территория. Эффективность данной формы опять же во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся. Поэтому по окончании урока, предшествовавшего  динамической перемене, учитель, работавший с классом, сопровождает детей к месту ее проведения и помогает организовать занимающихся.

Большая подвижная перемена проводиться в свободной непринужденной игровой форме, с учетом пола и интересов детей. Как правило во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. В содержание подвижной перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр, езда на велосипедах, самостоятельные игры детей [3, с. 103-104].

Большая подвижная перемена занимает особое место в распорядке дня санаторной школы. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся.

Подвижная перемена организуется после третьего урока в течение 30 минут. Из этого времени на занятие физическими упражнениями и играми отводиться 20 минут. Оставшееся время планируется на пассивный отдых и подготовку к уроку.

При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Известно, что у детей начальных классов утомление наступает быстрее, что вызывает необходимость активного отдыха. Однако учащиеся начальных классов не имеют достаточного опыта и умения самостоятельно его организовывать. Им необходим руководитель. Что касается V-VI, VII-IX классов, то здесь нужно учитывать самостоятельность детей. Они любят игры, где можно самим принимать решения, проявлять инициативу. Следует учесть и тот факт, что двигательные возможности мальчиков и девочек начинают различаться, поэтому помимо совместных игр предусматриваются отдельные игры для мальчиков и девочек. Материал, предлагаемый учащимся на большой подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической реабилитации и согласовываться с врачом школы.

1.5 Спортивный час

Проводиться в санаторных школах воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На спортивном часе преследуются следующие задачи:

1) создать условия для развлечения и физической разрядки детей;

2) добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;

3) закрепить у детей интерес к физкультурным занятиям.

Занятия физическими упражнениями и играми на спортивном часе способствуют укреплению здоровья, активному отдыху учащихся, поддержанию их умственной работоспособности.

Это мероприятие носит прежде всего оздоровительный характер. Поэтому необходимо проводить его на открытом воздухе  и лишь в ненастную погоду – в хорошо проветренном чистом помещении. Следует соблюдать все санитарно-гигиенические требования к занятиям (чистота площадок, соответствующая одежда учащихся, допустимые температурные нормы и т. д.).

Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час желательно планировать в послеобеденное время не раннее одного часа после приема пищи [7, с. 97].

Характерной чертой спортивного часа с детьми, имеющими нарушения желудочно-кишечного тракта, является то, что он должен включать корректирующие упражнения. Именно поэтому детям окаывается организационная помощь педагога-воспитателя.

Оздоровительный эффект занятий во многом зависит от их правильной дозировки. Нужно внимательно относиться к внешним признакам утомления. При учащенном дыхании, скованности движений, нарушении координации  надо дать ученику отдых или переключить его на другие занятия, не связанные с физической нагрузкой.

Нельзя допускать, чтобы в отведенное на физкультурные занятия время дети находились в постоянном движении. Необходимы перерывы для отдыха. Чем младше школьники, тем чаще должны повторяться перерывы.

Несмотря на непринужденную обстановку во время проведения оздоровительного часа, реализация физиологической потребности школьника в движении не должна быть спонтанной и импульсивной. Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитателю необходимо тщательно продумывать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятий. При этом целесообразно проконсультироваться с учителем физической культуры и медработником.

Спортивный час, как правило, строго не регламентируется по структуре и времени. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная. Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих и подготовительных упражнений. Вторая часть – основная. Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность и корригирующие упражнения. Третья часть – заключительная. В основном направлена на организацию окончания занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятий обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале и постепенное ее снижение к концу.

Для большего педагогического эффекта целесообразно применение нестандартных способов проведения оздоровительного часа. В зимнее время  эмоциональность и повышенный интерес вызывают у детей лепка снеговиков,  строительство из снега крепостей, игра в снежки, катание с ледяных горок, катание на санках и лыжах; весной и осенью – пешие марш-броски с играми на «привалах». Использование оздоровительных сил природы позволяет не только получить необходимую физическую нагрузку, но и обладает сильнейшим закаливающим воздействием [3, с. 110-114].

1.6 Физкультурные паузы на самоподготовке

Такие занятия организует и проводит воспитатель в своей группе. Продолжительность самоподготовки зависит от возрастных особенностей занимающихся. В начальных классах их время не должно превышать 1,5 часа, в средних и старших классах – 2-2,5 часа соответственно.

Комплексы упражнений могут выполняться в классе, спортзале или на улице, в зависимости от содержания физкультурной паузы и погодных условий.

Физкультурные паузы на самоподготовке должны включать комплексы упражнений для глаз с целью предупреждения зрительного утомления и заболеваний зрительных органов.

Любое движение, даже самое простое, активизирует не только общий  кровоток в организме, но и движение крови непосредственно в сосудах глазного яблока и циркуляцию внутриглазной жидкости, которые замедля­ются с нарастанием утомления, что неизменно приводит к стогнации (застою). Основным источником энергии, необходимой для функционирования нервных клеток, является окисление глюкозы. Однако в глазном яблоке почти нет запасов углеводов и тем более кислорода. Поэтому нормальный обмен веществ в нем целеком зависит от постоянной доставки энергетических материалов с кровью. Как в любом работающем механизме, так и в клетках глаза после использования продуктов питания образуются отходы, которые необходимо выводить, ибо, скапливаясь, они резко понижают функцию органа зрения. Совершенно очевидно, что восстановление нормального кровообращения является одним из важнейших этапов как для профилактики зрительных расстройств, так и для корректировки утраченного зрения. Важнейшая роль в этом принадлежит упражнению. Всего несколько минут в день для несложных упражнений ‑ и активизируется кровообращение, голодные клетки получат питание, очистятся от ядов и шлаков. Мышцы, постоянно тренируясь, увеличат свою силу до такой степени, что смогут удерживать форму глазного яблока при аккомодации.

Мы предлагаем использовать методику Э.С. Аветисова.

Она состоит из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах ‑ сидя.

Груша первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости).

Упражнение I. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 с, затем откройте их на 3-5 с повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 с, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 с.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 с; повторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц).

Упражнение I. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали ‑ влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так ‑ 8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения главами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (Для улучшения аккомодации).

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение I. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 с, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 см, и через 3-5 с, руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 с, на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 с смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 с, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Физкультурные паузы на самоподготовке должны включать также занятия на специальных тренажерах. Например, при пониженной кислотности желудка следует раскачиваться на качелях с малой амплитудой движения, а с повышенной кислотностью – на качелях с большой амплитудой движения. При длительных регулярных упражнениях на таких тренажерах кислотность желудка нормализуется. Кроме того, такие занятия способствуют нормализации эмоциональной сферы и положительно отражаются на общем самочувствии учащихся.

2   ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Врачебный контроль

Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторных школах необходим врачебный контроль.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинским осмотром и инструментальными исследованиями. Оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся;

2) планирование физических нагрузок и их корректировку;

3) профилактику травматизма на уроках физкультуры;

4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий;

5) врачебные консультации;

6) проведение функциональных проб;

7) самоконтроль учащихся.

Важным направлением врачебного контроля является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т. п.), соответствие одежды и обуви.

Не менее важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в санаторной школе – урок физкультуры, самостоятельные игры на большой перемене и т. д. И главное – определение влияния занятий физкультурой на организм  школьника.

Школьный врач вместе со специалистом по физической реабилитации проводит контроль и исследования непосредственно на уроках, периодически сопоставляет их результаты с данными медицинских обследований. Врачебный контроль помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму учащихся конкретной программой занятий, физкультурному состоянию и подготовленности учащихся санитарной школы.

Запланированные физические упражнения и методика их проведения (интенсивность физических нагрузок, последовательность и т. д.) проверяются по пульсовому режиму, для чего по ходу занятий учащиеся самостоятельно подсчитывают пульс групповым методом (по команде) или выборочно это делает врач школы, ведущий контроль. Физиологическая кривая занятий может изменятся в соответствии с планом их построения, однако оптимальным вариантом для учащихся является пульс не более 150-160 ударов в минуту. Полученные данные помогают врачу и учителю физической реабилитации  правильно распределить учащихся по группам (учитывая сопутствующие заболевания) и точнее дозировать физические нагрузки, а также уделять большее внимание обучению учащихся произвольному управлению дыханием; соблюдению правильного взаимодействия дыхания с движениями; организации страховки при выполнении физических упражнений, особенно связаных с сохранением устойчивого равновесия, на расслабление, аутотренинг и самомассаж.

В ходе врачебного  контроля учитываются следующие закономерности.

1.     Физические нагрузки должны быть индивидуальными и строго дозированными.

2.     Физические упражнения, закаливающие процедуры способствуют развитию резервных возможностей организма, поэтому необходима систематическая и настойчивая тренировка этих механизмов.

3.     При проведении занятий необходимо исходить из основных дидактических принципов: систематичности (не менее трех занятий в неделю), постепенности, учета индивидуальных особенностей, физической подготовленности, соблюдения режима дня и рационального питания.

4.     Положительные результаты дают комплексные занятия физической реабилитацей: сочетание общефизических упражнений, игр, оздоровительной ходьбы, элементов легкой атлетики, ходьбы на лыжах, прогулок, экскурсий, дыхательных упражнений, аутотренинга на фоне использования природных факторов закаливания, которые следует проводить преимущественно на открытом воздухе.

2.1.1 Функциональные пробы

Более информативным и достоверным методом оценки функционального состояния физических систем организма учащихся санаторных школ являются функциональные пробы. Содержание функциональных проб, требования, предъявляемые к тестированию, полученные результаты заносятся в рабочий журнал функциональных проб и индивидуальную карту (приложение). Перед проведением функциональных проб не должно быть физической нагрузки. Не следует проводить их после бессонной ночи, повышенных эмоциональных переживаний, а также после сытной еды. Если нагрузка на других занятиях была значительной, то пробу в этот день проводить не рекомендуется. Чтобы получаемые результаты были сопоставляемы, нужно проводить исследования в одинаковых условиях.

Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

В покое замеряется частота пульса. Затем выполняется нагрузка: 20 приседаний за 30 сек. Повторный замер пульса – через 3 минуты. Разность между величиной пульса (после нагрузки и в покое) должны составлять:

не более 5 ударов – хорошая;

от 6 до 10 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Генчи.

Эта проба отражает состояние сердечно-сосудистой дыхательной системы. Проба заключается в задержке дыхания после выдоха. Выполняется глубокий вдох (2 – 3 раза), после чего следует спокойный выдох и задержка дыхания (зажав пальцами нос) с контролем времени. Оценка производится следующим образом:

свыше 30 секунд – хорошая;

20 – 25 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд- неудовлетворительная.

Ортостатическая проба.

Данная проба отражает качество деятельности вегетативной нервной системы, регулирующей работу организма. Для ее проведения нужно лечь на спину, после 3-5 минутного отдыха подсчитать частоту пульса лежа. Затем спокойно встать, побыть в позе стоя 1 минуту и опять подсчитать пульс. Разница в частоте пульса между положением лежа и стоя будет говорить о состоянии нервной системы:

6-10 ударов – хорошая;

13-18 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Ромберга II.

Используется для детей и подростков с 8 до 16 лет. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора. Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется до потери равновесия.

Результаты пробы определяются следующим образом:

31-60 секунд – хорошая;

15-30 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд – неудовлетворительная.

Результаты оправданы при условии, что дрожание век и пальцев рук отсутствует.

Проводить описанные выше пробы рекомендуется систематически, согласно учебному графику, оценивая динамику результатов вместе с врачом школы.

2.1.2 Самоконтроль

Самоконтроль является прекрасным дополнением к врачебному контролю, а также имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Самоконтроль помогает ученикам на уроках физической реабилитации познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям реабилитационной физической культурой. Самоконтроль осуществляется на основании субъективных и объективных показаний.

Субъективные показания основаны на личных ощущениях, на умении их понимать. С помощью субъективных ощущений можно оценить настроение, самочувствие, аппетит, боль, работоспособность, желание заниматься, состояние желудочно-кишечного тракта, потоотделение и т. д. Оценка субъективных показаний осуществляется по трехбалльной системе. Субъективные ощущения предупреждают о переутомлении, переохлаждении, перегревании и т.п.

Объективные показания выражаются цифровыми данными: частотой, пульса, дыхания, продолжительностью сна и т. д. Сюда можно отнести и антропометрические показания: динамометрию, вес, артериальное давление, частоту дыхания за 1 минуту.

Для более глубокого и надежного самоконтроля полезно вести дневник самоконтроля (табл. 2.1.2.1), записывая три раза в неделю основные показатели субъективных и объективных оценок состояния организма перед занятием, во время занятий и после него. Для этого каждый ученик санаторной школы обязан иметь дневник самоконтроля, в котором он записывает свои основные показатели за весь период обучения в школе. Дневник самоконтроля проверяется при каждом посещении врача школы. Воспитатели школы оказывают помощь учащимся в ведении дневника. Для дневника рекомендуется использовать тетрадь, которая будет нужна в течение всего года. Это позволит врачу школы и специалисту по физической реабилитации проследить процесс оздоровления по возрастным особенностям учащихся.

Таблица 2.1.2.1 – Дневник самоконтроля ученика санаторной школы

_________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

_________                                                                                                             ______________

класс, год рождения                                                                                              название школы

Показатели

Дата записей

субъективные

Настроение

Самочувствие

Аппетит

Болевые ощущения

Работоспособность

Желание заниматься

Нарушение режима

Потоотделение

Состояние желудка

объективные

Сон

Дыхание

Индивидуальная гимнастика

Водные процедуры

Пульс

утром лежа

перед занятием

в средине занятий

в конце занятия

вечером перед сном

Замечания воспитателя

Запись врача

Показатели дневника самоконтроля и индивидуальной карточки (см. приложение) дают возможность врачу школы определить, насколько правильно проводятся занятия по физической реабилитации и как они влияют на оздоровление и общее состояние учащихся. Дневник самоконтроля содержит следующие показатели.

Настроение – очень существенный показатель, отражающий психическое состояние ученика. Занятия реабилитационной физической культурой должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать:

Ø хорошим – когда ученик уверен в себе, спокоен и жизнерадостен;

Ø удовлетворительным – при неустойчивом моральном состоянии;

Ø неудовлетворительным – когда ученик растерян, подавлен.

Самочувствие. Ухудшение самочувствия может быть следствием различных неприятных ощущений, связанных с чрезмерной физической нагрузкой.

При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, сил.

При удовлетворительном – небольшая вялость.

При плохом самочувствии могут быть выражены слабость, снижение работоспособности, угнетенное состояние.

Аппетит. Следует учитывать состояние аппетита утром. Если утром, через 30-40 минут после пробуждения ученик испытывает потребность в приеме пищи, то это вполне нормальное явление. Ослабленность или отсутствие аппетита наступает в результате утомления или болезненного состояния. В дневнике даются следующие оценки.

Ø хороший;

Ø пониженный;

Ø отсутствие аппетита.

Состояние желудочно-кишечного тракта и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения, потеря аппетита, усиление жажды могут является одним из признаков переутомления ученика.

Болевые ощущения. Этот показатель в определенной мере субъективен. Чаще всего бывают боли в мышцах, в области правого подреберья, сердца и головные боли. Особенно серьезно надо относиться к появлению неприятных ощущений или болей в области сердца, желудка, кишечника. Здесь обязательна консультация школьного врача. В дневнике самоконтроля необходимо отметить, при каких упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их силу, длительность и т.п.

Работоспособность. Зависит от общего состояния организма, настроения, утомления после физической нагрузки. Работоспособность записывается в дневник как:

Ø хорошая;

Ø обычная;

Ø пониженная.

Желание заниматься. Если ученик не хочет заниматься, а иногда ощущает и отвращение к физическим упражнениям, то это является признаком явного переутомления. В дневнике самоконтроля делается запись:

Ø с удовлетворением;

Ø безразлично;

Ø нет желания.

Нарушение режима сказывается на всех показаниях самоконтроля. При нарушении режима ученик долго не может заснуть, утром встает с трудом, весь день хочет спать, аппетит плохой, работоспособность на уроках пониженная. При нарушении режима показатели пульса, спирометрии, дыхания ниже обычного. В дневнике делается запись:

Ø да;

Ø нет.

Потоотделение. У одних учеников оно бывает более обильным, что зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния организма. В дневнике самоконтроля потоотделение отличается:

Ø большое;

Ø умеренное;

Ø пониженное.

Состояние желудочно-кишечного тракта. При нарушении функции желудочно-кишечного тракта в дневнике самоконтроля записывается:

Ø усиленная жажда;

Ø изжога;

Ø тяжесть в желудке;

Ø боли.

Сон. В дневнике записывается длительность и характер сна:

Ø крепкий;

Ø неспокойный;

Ø бессонница.

Переутомление вызывает бессонницу, сон становится прерываемым, состояние утром не отличается бодростью.

Дыхание – также один из показателей самоконтроля. Частота дыхания весьма индивидуальна. Она зависит от возраста, здоровья, подготовленности ученика. Частота дыхания в норме равна 12-18 вдохов и выдохов в 1 минуту, во время физической нагрузки увеличивается до 30-40 раз. После 3-5 минутного покоя дыхание должно восстановиться. Частоту дыхания определяют по движению грудной клетки в течении 20 или 30 секунд. Полученные результат умножают на 3 или на 2 соответственно числу дыхательных движений за 1 минуту. Вдох и выдох считаются одним дыхательным движением. В дневнике самоконтроля делается запись:

Ø дыхание хорошее;

Ø одышки нет;

Ø дыхание плохое.

Пульс. Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. В норме пульс у тренированного ученика колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов ниже, чем в положении стоя.

Контролировать сердечную деятельность путем подсчета пульса следует всем занимающимся на уроках физической реабилитации. Пульс рекомендуется замерять перед началом занятия (в состоянии покоя), в процессе занятия, при получении наибольших нагрузок, и после его завершения. Подсчитывая частоту пульса, нужно одновременно обращать внимание на его ритмичность. При установлении нарушения нормального режима сокращений сердца (аритмия) следует обратиться к врачу.

 У детей частота пульса значительно больше, чем у взрослых; с возрастом пульс снижается.

Пульс измеряется всегда в одном и том же положении (лежа, сидя, стоя). Например, сразу после сна ученик измеряет пульс в состоянии лежа, на уроке физической реабилитации в сидячем состоянии, стоя. Дело в том, что сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным влияниям (эмоциональным, физическим нагрузкам) и др. В дневнике самоконтроля записывается число ударов пульса:

Ø 60-74 ударов в минуту – хорошая;

Ø 75-89 ударов в минуту – удовлетворительная;

Ø 90 ударов в минуту и более – неудовлетворительная.

Частота пульса во время урока физической реабилитации:

Ø 110-120 ударов в минуту – тонизирующая нагрузка;

Ø 130-140 ударов в минуту – нагрузка слабой интенсивности;

Ø 150-160 ударов в минуту – нагрузка средней интенсивности;

Ø 160-180 ударов в минуту – нагрузка большой интенсивности.

Когда в процессе уроков время восстановления пульса уменьшается, то это один из показателей правильной физической нагрузки на организм учащихся. Если утром (в постели) пульс реже, чем до отхода ко сну, значит сердце отдохнуло, и нагрузка прошедшего дня не была чрезмерной.

Регулярный самоконтроль помогает врачу школы и специалистам по физической реабилитации уточнить реакцию организма ученика на задаваемую нагрузку, а также выявить слабые места в физическом состоянии, например, слабость мышечной системы, нарушение осанки, плоскостопие и даже нарушения внутренних систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тракта, дыхательной) во время занятий. Наблюдения показали, что во время занятий физической реабилитацией могут возникать отдельные симптомы переутомления, при этом бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку, и нормальное состояние ученика восстанавливается. Значительно легче предупредить возможность развития перенапряжения. Для этого очень важно своевременно вносить коррективы в занятия в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Следует подчеркнуть особую важность самоконтроля в период занятий и после них. На основе данных самоконтроля можно сделать вывод о том, как переноситься повышенная нагрузка, и при необходимости своевременно принять меры.

Специалисту по физической реабилитации нужно добиваться, чтобы заданная ученикам физическая нагрузка и вообще занятия физической реабилитацией и самоконтроль за ними проводились осмыслено, чтобы  ученик стремился не только к получению соответствующей дозы физической нагрузки, но и к нагрузке умственной. Все, что делают ученики на уроке физической реабилитации, должно быть для них понятно. Без усилий мысли мало чего стоят и сами занятия и самоконтроль за ними, даже если он хорошо организован.

2.2 Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение во время занятий имеет большое практическое значение. Наблюдение осуществляется прежде всего за психическим состоянием школьников, за их физическим развитием и физической подготовленностью.

Педагогическое наблюдение ведется воспитателями групп, учителями предметниками и специалистом по физической реабилитации.

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии психического здоровья наблюдаются при поступлении детей в санаторную школу в начальный период адаптации, когда на учащегося начинает оказывать влияние комплекс факторов: изменение режима, детского коллектива и т.п. Наличие этих факторов приводит к утомлению, нервно-психическому напряжению и, как следствие, ухудшению функционального состояния центральной нервной системы.

Все это усугубляется травматизирующим влиянием последствий Чернобыльской катастрофы на психику учащихся. Причем отрицательные изменения являются не столько следствием прямого влияния радиации на центральную нервную систему, сколько результатом восприятия радиационной угрозы. При этом наблюдается повышение уровня ситуативной личностной тревожности, агрессивности, депрессии, апатии и др.

Следовательно, начало обучения в санаторной школе является для многих школьников стрессовой ситуацией. Поэтому задача педагогического наблюдения за психическим состоянием школьников заключается в том, чтобы своевременно определить симптомы развивающегося стресса и вовремя погасить их средствами физической культуры. Ведь важной особенностью влияния мышечных напряжений на центральную нервную систему  является то, что при нагрузках после нескольких занятий начинает развиваться состояние повышенной резистентности как к специфическим, мышечным, нагрузкам, так и к неспецифическим, т. е. другим неблагоприятным воздействиям на организм [5, с. 12-13].

Педагогическое наблюдение, осуществляемое в процессе занятий физической реабилитацией, направлено на ведение наблюдений за динамикой физического развития и физической подготовленностью учащихся санаторной школы, а также на изучение построения занятий по физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию; определение границ функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам; индивидуального учета реакций; получение максимального оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями.

2.2.1 Физическое развитие

Наблюдение за ростом тела в длину

Рост стоя определяют при помощи ростомера, или антропомера. Ученика ставят спиной к вертикальной стойке ростомера, которой он должен касаться пятками, ягодицами, спиной и затылком, голову держать прямо, подбородок слегка опущен, линия, соединяющая козелок уха с нижним краем глазницы, должна быть горизонтальной. В этом положении опускают подвижную планку ростомера до прикосновения с головой и производят отсчет. Измерение тела проводится с точностью до 1 см. Показатели заносятся в таблицу (табл.2.2.1.1). Измерения проводят ежемесячно, согласно плану-графику. В конце года результаты измерения заносятся в сетку графика (табл.2.2.1.2) и вычерчивается кривая динамики роста ученика.

Таблица 2.2.1.1 ‑ Показатели роста тела

Ф. И. О. ученика

Возраст

Месяц

Показатели

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

Май

 

Таблица 2.2.1.2 ‑ График динамики показателей роста тела

Ф. И. О. ученика

Рост

в см

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

175

170

165

160

155

150

145

140

135

130

Наблюдение за динамикой массы тела

Масса тела существенно зависит от его длины. На этом основании французский антрополог Брока предложил простой метод определения массы тела по его длине: из длины тела (см) следует вычесть число 100, полученная разница, с некоторой условностью, покажет оптимальную величину массы тела.

Определяют массу тела с помощью медицинских (напольных) весов, которые предварительно проверяются. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак, самовзвешивание – в обнаженном виде.

Результаты измерений фиксируют ежемесячно, сравнивая со средними статистическими данными. Затем результаты вносятся в сетку ученика (табл.2.4) и в конце  учебного года вычерчивается кривая динамики массы тела ученика (табл.2.2.1.3).

Таблица 2.2.1.3 ‑ Показатели веса тела

Ф. И. О. ученика

 

Месяцы

Показатели

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Таблица 2.6 ‑ График динамики показателей роста тела

Ф. И. О. ученика

Масса

в кг

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

85

80

75

70

65

60

55

50

45

Наблюдение за экскурсией и окружностью грудной клетки

Чтобы измерить окружность грудной клетки, нужно взять сантиметровую ленту правой рукой за нулевое деление, а левой за середину. Когда ученик поднимет локти, ленту нужно разместить так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мальчиков по нижнему краю сосковых кружков, у девочек – под грудной железой (в месте прикрепления четвертого ребра). Опустив локти, нужно соединить ленту справа около груди. Во время фиксации ленты просчитать вслух до трех. Результат измерения покажет окружность грудной клетки в спокойном состоянии.

Запомнить эту величину. Затем ученик делает максимальный вдох, и результат фиксируется на высоте вдоха. После этого измеряется окружность грудной клетки на предельном выдохе. Разность между двумя последними измерениями есть экскурсия (подвижность грудной клетки). Результат измерения фиксируется в таблице и сравнивается со средними данными. Далее рисуется сетка для графика, куда вноситься результат и вычерчивается годовая кривая динамики окружности грудной клетки.

2.2.2 Физическая подготовленность

Как известно, физическая подготовленность, являясь результатом физической подготовки, отражает достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умений и навыков, способствующих эффективности целевой деятельности. Поэтому параллельно с наблюдением за физическим развитием необходимо вести наблюдение за физической подготовленностью.

Наблюдение за динамикой силы мышц

Для того чтобы определить силу, какой либо группы мышц, используют приборы-динамометры – электронные или механические.

Из механических динамометров наиболее удобны ручной и становой. Ручным динамометром измеряют силу мышц кисти. Рука при этом должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием, но без рывка. Проводят по 2 измерения на каждой руке, фиксируя лучший результат. Раз в месяц записывается максимальный результат левой и правой кисти.

Увеличение показателей относительно силы рук, бесспорно, свидетельствует о возрастании мышечной силы. В конце года вычерчивается график динамики роста силы рук.

Наблюдение за быстротой движений

Чтобы определить быстроту движений ученика, необходимо проделать следующее упражнение-тест:

И.п. – стоя, ноги врозь на ширине плеч, руки вниз. Быстро присесть, руки вперед, выпрямиться, встать на носки, руки опустить.

Посчитать количество приседаний за 6 секунд и результат записать в таблицу. Выполняя этот тест ежемесячно, ученик должен стремиться улучшить результат.

Следует отметить, что скоростные особенности ученика  индивидуальны и увеличение быстроты наблюдается в тех движениях, которые ученик тренирует.

Наблюдение за гибкостью плечевого пояса

Гибкость суставов плечевого пояса можно определить, соединяя руки за спиной (одна сверху, другая снизу).

Если ученик сумел захватить руки в рукопожатие – гибкость отличная.

Если кисть касается кисти – хорошая.

Если кисти касаются кончиками пальцев – удовлетворительная.

Гибкость суставов плечевого пояса необходимо проверять ежемесячно и оценивать по пятибалльной шкале, стремясь улучшить результаты.

Наблюдения за гибкостью позвоночника

Для измерения гибкости позвоночника необходимо установить простейший тренажер (Рис. 2.2.2.1).

Рисунок 2.1 ‑ Тренажер для измерения гибкости позвоночника

1-плита ДСП; 2-сидение из ткани; 3-колодки для упора  ногами;

4-измерительная линейка; 5-передвижной ремень для фиксации ног в коленях.

Сидя на тренажере, ученик должен сделать глубокий максимальный наклон вперед с прямыми ногами. Ноги упираются в колодки, колени фиксируются застежкой.

Хорошей считается гибкость позвоночника, если ученик, не сгибая ног, может коснуться линейки ладонями, или кончиками пальцев коснуться отметки 8-10см.

Выполняя тест ежемесячно, нужно фиксировать результаты в таблице, стремясь постоянно улучшать гибкость каждого ученика. В конце года вычертить график динамики роста гибкости позвоночника.

Наблюдение за ловкостью движений

Ловкость характеризуется высокой координацией и высокой точностью движений. Ловкий ученик довольно быстро овладевает новыми движениями и способен к их перестройке. Ловкость зависит от деятельности анализаторов (двигательного, прежде всего), а также от пластичности центральной нервной системы. Для определения ловкости можно использовать, например, броски мяча в корзину и многие другие упражнения. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в корзину всегда с одного и того же расстояния.

Положительные и отрицательные результаты вносятся в карточку каждую четверть.

Наблюдение за чувством координации в пространстве

Данная способность ученика требует умения как можно точнее определить расстояние до лежащего впереди предмета (мяча) и осуществить движение в нужном направлении, измеряя расстояние, и после двух-трех поворотов кругом (глаза закрыты) нанести удар ногой по предмету (рис. 2.2.2.2).

При выполнении задания ученик получает положительную оценку (+), при невыполнении – отрицательную (-), а результат вносится в карточку (см. приложение) каждую четверть.

Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системно-возрастающие требования к его выполнению (увеличение расстояния до предмета и количества поворотов кругом).

Рисунок 2.2.2.2 ‑ Определение чувства координации в пространстве:

1-мяч; 2-неудовлетворительно; 3-хорошо; 4-удовлетворительно

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ

Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется, прежде всего эффективностью, как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становиться реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка.

Врач или специалист по физической реабилитации получает необходимые данные во время врачебного контроля и педагогического наблюдения. Неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для реабилитации учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но не соответствующих возрасту или подготовленности учеников, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта.

Оценке подлежит конспект урока (его построение), хронометраж и физиологическая кривая урока.

Перед посещением урока физической реабилитации врач убеждается в наличии конспекта предстоящего урока, проверяет правильность его составления. Во время самого урока следует убедиться, соответствуют ли проводимые упражнения плану-конспекту, при отклонениях – установить, насколько они оправданы. Построение урока оценивается врачом с медико-биологических позиций.

Медработник следит также за тем, учтены ли специалистами по физической реабилитации особенности детского организма при выполнении с ними физических упражнений, соблюдается ли деление занятий на вводную, подготовительную, основную и вспомогательную части, как изменяется нагрузка в каждой из них.

Хронометраж учитывает общее время занятий, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы между ними, а также время, затраченное на объяснение последующих упражнений и т. д.

При проведении хронометража врач (медсестра) избирает для наблюдения одного ученика и при помощи секундомера регистрирует отрезки времени, затраченного на действительную работу в каждом упражнении, записывая всякий раз цифры на листке бумаги. Сумма этих цифр дает общую продолжительность рабочего времени на уроке. Отдельно отмечается время, затраченное на весь урок, от сигнала к построению, до команды «конец урока». К действительной работе в каждом упражнении причисляется и статическое напряжение в процессе его выполнения.

Время же затраченное на объяснение, а также на ожидание очереди у снаряда, на котором выполняется упражнение, считается простоем и в расчет действительной работы не входит.

Отношение суммы времени, затраченного непосредственно на физические упражнения, к общей длительности всего урока, характеризует плотность или насыщенность урока активной работой. Чем больше плотность урока, тем более интенсивным будет его физиологический эффект. Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому специалист по физической реабилитации до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации детей, расстановку оборудования и тренажеров. Оптимальной для знаний можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовительной картой хронометража (табл.3.1).

Пример. Общая продолжительность действительной работы 26 минут. Длительность урока 40 минут. Плотность урока = 26/40*100=65 %.

Таблица 3.1 ‑ Карта хронометража урока

                                          Дата «_______» ________200___г

Время проведения от________до__

Ф. И. ученика__________________

Часть занятия

Время от и до

Перечень упражнения и их характеристика

Количество

повторений

Время не занятое упражнениями

Водная

Строевые упражнения

Подготовительная

ОРУ, упражнения на внимание

Основная

Специальные упражнения, подвижные игры, массаж

Восстановительная

Дыхательные упражнения. Самомассаж

Учитель_______________________

Общая длительность занятий в мин______________________

Время, свободное от упражнений в мин.__________________

Плотность занятия в %________________________________

Водная часть______ мин ________________% времени урока

Восстановительная часть _____ мин. _____% времени урока

Соответствие конспекту _________________________

Выводы_______________________________________

Подпись врача__________________________________

Физиологическая кривая – так принято называть графическое изображение изменений частоты сердечных сокращений во время разного рода лечебных занятий и упражнений.

Физиологическая кривая дает примерное представление о величине и характере физических усилий и представляет собой графическое изображение напряжений всего урока в целом. В простейшем виде физиологическую кривую урока воспроизводят по наблюдениям за изменением частоты пульса как признака, более или менее объективно отражающего усиление деятельности кровообращения  и всего организма.

Для наблюдений избирают одного-двух учеников, в зависимости от поставленной задачи. Перед началом урока, при построении, определяют у них обычным способом, по десятисекундным интервалам, частоту пульса в покое и приводят к одной минуте. Далее определяют частоту пульса в конце вводной, затем подготовительной части урока, после наиболее интенсивного упражнения основной части урока и, наконец, по окончании урока.

Всякий раз частоту пульса сосчитывают сразу по окончании упражнения и приводят к одной минуте. Эти данные изображают графически в виде кривой.

Физиологическая кривая должна представлять собой плавную линию, поднимающуюся в основной части урока до 75 % ‑ 80 % исходной частоты пульса в покое и заметно снижающуюся к концу урока.

Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствует о недостаточной нагрузке (рис.3.1). Резкое повышение и отсутствие выраженной тенденции к понижению в конце урока указывает на чрезмерную нагрузку (рис. 3.2).

Рисунок 3.1 ‑ Физиологическая кривая       Рисунок 3.2 ‑ Физиологическая

    при недостаточной нагрузке                     кривая при чрезмерной нагрузке

Если наблюдение проведено над несколькими учащимися однородной группы, то физиологическая кривая, составленная из средних величин, может до некоторой степени характеризовать влияние урока на всю группу в целом. 

Для построения графика физиологической кривой пользуются таблицей. Определение плотности урока и физиологической кривой дают врачу школы и специалисту по физической реабилитации ценные дополнительные данные врачебного контроля, педагогического анализа, а также позволяют оценить эффективность уроков физической реабилитации.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистами физической реабилитации по следующим критериям.

1)    Положительная динамика функциональных показателей:

Ø реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку;

Ø проба Генчи;

Ø проба Ромберга II;

Ø ортостатическая проба;

Функциональные показатели определяются специалистами физической реабилитации школы согласно годовому графику три раза в год и вносятся в журнал функциональных проб и карточку (см. приложение).

2)    Самостоятельное выполнение учениками физических упражнений, посещение школьных секций и кружков:

Ø утренняя гигиеническая гимнастика (ежедневно)

Проведения утреней гимнастики и контроль за ней возлагаются на воспитателей школы. В конце каждой четверти они дают каждому ученику положительную или отрицательную оценку, которая вносится в карточку.

Ø Посещение школьных секций и кружков

В санаторной школе желательно, чтобы работали секции общей физической подготовки (ОФП), корригирующей гимнастики. Занятия в секции общей физической подготовки проводятся в течение круглого года по 2 раза в неделю как внешкольный компонент. Все занятия ОФП имеют комплексный характер и зависят от возраста учащихся. Помимо практических занятий в секции ОФП проводятся и теоретические занятия по вопросам гигиены, самоконтроля. В зимний сезон основными видами в занятиях секций будут лыжи, коньки, санки.

Систематические занятия корригирующей гимнастикой помогают устранить дефект позвоночника, способствующий развитию двигательной активности и мышечной выносливости. Ученики, имеющие нарушения в осанке, посещают занятия под строгим контролем воспитателя группы.

Кружок «партерной» гимнастики проводится  для девочек. Выполнение специально подобранных упражнений из различных исходных положений (сидя, лежа) способствует укреплению мышц живота и устранению нежелательных явлений (застой крови в нижних конечностях и брюшной полости).

Ø Выполнение индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия, с помощью которых решается задача улучшения уровня здоровья, особенно эффективны в работе с учениками школьного и подросткового возраста, которые могут выполнять упражнения (задания) самостоятельно. От воспитателей требуется пристальное постоянное внимание за выполнением индивидуальных занятий учениками.

Ø Ведение дневника самоконтроля (см. табл.2.1)

Дневник самоконтроля помогает врачу своевременно выявить те нарушения в организме ученика, которые возникают в связи с нерациональной нагрузкой и по  другим причинам и внести коррективы в занятия, одновременно принимая и другие необходимые меры.

6.     Общешкольные оздоровительные мероприятия в режиме дня школы:

Ø Спортивные праздники являются итогом учебно-воспитательной и оздоровительной работы за учебную четверть, полугодие, год. Их содержание отражается в сценариях, определяющих оформление места проведения праздника, подготовку костюмов и спортивного инвентаря. Целесообразно использовать проведение «спортивных игр», девиз которых «красота действия и поступков дороже успеха».

Ø Дни здоровья проводят каждую четверть. Они стимулируют интерес к физической культуре, приобщая школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, являются активным отдыхом, воспитывают морально-волевые качества учащегося.

- Экскурсии и походы (проводятся каждую четверть под руководством воспитателей групп.

- Ближний туризм (проводится три раза в год в начале учебного года – осенью; зимой – в основном на лыжах; весной – в конце учебного года).

Выступление учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня школы отмечаются в протоколах спортивных мероприятий, проводимых по плану, утвержденному директором школы. В плане четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика (см. приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка эффективности функционально-оздоровительной работы в санаторной школе имеет свои особенности. Прежде всего это обусловливается временным отрезком, ведь каждая группа детей находится в санаторной школе на протяжении одного года. Поэтому мы предлагаем описанную выше  систему, которая отражается в «карточке годовой оценки эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме санаторной школы». (см. Приложение).

Медицинский работник в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Карточка заводится для каждого ученика, и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года.

Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявилась в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект недостаточный (требуется выявление причин этого). Высокая эффективность двигательного режима в санаторной школе достигается рациональным сочетанием урока физической культуры, физической реабилитации, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы; широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре; спортивными и подвижными играми, занятиями по туризму; внедреним физических упражнений в повседневную жизнь школьников; медико-педагогическим контролем; наблюдениями за организацией физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы, регулярным проведением необходимых коррекционных мероприятий.

Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий зависит и от того, насколько удалось, с одной стороны, обеспечить реализацию индивидуальных физкультурных потребностей, а с другой – сформировать максимальный оздоровительный эффект. Такое сочетание предъявляет соответствующие требования  к профессиональным качествам специалистов. Они должны уметь не только грамотно спланировать и провести оздоровительные мероприятия, но и способствовать формированию физкультурных мотивов и потребностей [6, с. 46]. 

Учитывая закономерности обучения и воспитания данного контингента детей, физическое воспитание в санаторной школе строятся с учетом специфических особенностей теории и методики физической культуры. Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и перенести свои плоды. Поэтому обобщение опыта работы в санаторной школе поможет педагогам в организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня школ такого типа и в центрах  физической реабилитации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Борис Д.З. Валеологические аспекты педагогической ортопедии // Фiзiч. культура i здароўе. – 2001. – №1. – С. 117.

2.     Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 240 с.

3.     Гужаловский А.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы /А.А.Гужаловский, С.Д.Батченко // Фiзiч. культура i здароўе. – 1998. – №3. – С. 97-114.

4.     Дубровский В.Н. Спортивная медицина: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

5.     Криволанчук И.А. Социально-биологические факторы нарушений функционального состояния центральной нервной системы школьников и двигательная активность // Фiзiч. культура i здароўе. – 1996. – № 5. – С.12-13.

6.     Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

7.     Полещук А.М. Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня начальной вспомогательной школы // Фiзiч. культура i здароўе. – 2001. – №2. – С.97.

8.     Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 480 с.

9.     Храшов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Тексты лекций /Гродн. гос. ун-т – Гродно, 2000. – 80 с.