Древнегреческие философы об обществе и общественном развитии
(1-2)
2ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ
2И ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
_ 1План:
1) Отличия философского анализа общества и государства от мифологичес-
кого.
2) Платон об обществе и государстве.
3) Аристоткль об обществе и государстве.
11) Отличие философского анализа общества и государства от мифологичес-
1кого
Слово философия - греческого происхождения,в буквальном переводе оз-
начает оно "любовь к мудрости"."Любовь к мудрости" всегда состояла в
стремлении ответить на вопросы о сущности мира,общества,человека,при-
открыть тайну смысла и цели общественной жизни,человеческой деятель-
ности.Рождение европейской философии было связано с работами древнег-
реческих мыслителей,среди которых особое место принадлежит Платону и
Аристотелю.Прежде чем характеризовать их взгляды на общество и госу-
дарство,необходимо увидеть,в чем состояло коренное отличие философско-
го подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах,как известно,были предприняты попытки от-
ветить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),че-
ловека и человеческого общества (антропогонические мифы),культурно-ис-
торическом прогрессе (мифы о культурном герое).Знаменита концепция Ге-
сиода о "пяти веках" человеческой истории:золотом,серебряном,медном
веках,веке героев,железном веке.Каждый из пяти веков - результат тво-
рения богов,которые и определяют и их смену.
Философский анализ общественной жизни отличается от того,что содер-
жится в мифах,многим:
* миф не знает отличия между обществом и природой,не выделяет общество
из природы - философия исходит из специфики общественной жизни,об-
щества,
* миф выражает свои взгляды в форме конкретных,живых героев или симво-
лов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных
понятиях,
* миф не стремится к доказательству,проверке истинности содержащихся в
нем положений - философия исходит из необходимости доказательно-
го,научного,последовательного изложения результатов анализа,
* миф живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыс-
лит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
* миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том,что по-
лученное знание может быть осмыслено разумом,рационалистически.
12) Платон об обществе и государстве.
Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик Сокра-
та,донесший до нас содержание высказываний учителя,и как первый гре-
ческий мыслитель,основавший собственную философскую школу - знаменитую
Академию (она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в
истории европейской философской мысли.
Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в
диалогах "Государство" и "законы".
* В истории общественного и культурного развития он выделял три основ-
ных стадии:1) "династия",такая форма общества, когда люди жили,до-
вольствуясь необходимым,когда не было ни бедных,ни богатых и тогда
поэтому царили добрые нравы.Писанных законов не существовало,власть
принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,
2) "аристократия" т.е. эпоха,когда создаются большие поселения,за-
рождаются законодательство,появляется выборная власть.В эту эпоху и
складывается государство как таковое,
3) такое состояние государства и общества,которое может быть названо
"идеальным",
* Исходя из сказанного,понятно,что Платон,в сущности,определял госу-
дарство как особую форму поселения людей,возникающую из необходимос-
ти взаимопомощи,удовлетворения потребностей в пище и жилье,защиты
населения и его территории,поддержания порядка внутри поселения.Го-
сударство и общество,таким образом,у Платона пока еще не различают-
ся.Государство есть особая форма поселения людей,
* Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном госу-
дарстве.Идеальное государство - то,которое удовлетворяет требованию
справедливости.Справедливость в данном случае состоит в том,что в
обществе созданы условия,которые гарантируют процветание всего госу-
дарства и учитывают естественное неравенство людей в их природных
задатках.Есть люди,которые от природы наделены разумом,высокой
нравственностью,благоразумием,чувством справедливости.Это филосо-
фы,которые должны управлять государством,создавать законы,править на
основе данного им глубокого понимания действительности.Другим свойс-
твенны храбрость,стремление к военной славе,доблесть,бесстрашие.Это
воины,призвание которых состоит в защите государства от внешних и
внутренних врагов,поддержание порядка и спокойствия.Третьи лишены
всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом,пахать землю,тор-
говать,обеспечивать общество материальными благами.Это ремесленники
и земледельцы. По убеждению Платона,грань между этими группами на-
селения непроходима,как непроходима грань между кастами.Идеальное
общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и
задатков людей.Так формулируется у Платона идея разделения общест-
венных функции между разными социальными группами,
* По мнению Платона,в идеальном государстве философы и стражи (воины)
живут замкнутыми группами,внутри которых все равны,а имущество - об-
щее,Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей
касты земледельцев и ремесленников,
* Отсюда становиться понятным,что Платон безоговорочно признает прио-
ритет общественных,общих интересов над интересами личными,выше ста-
вит государство,подчиняя ему отдельную личность.
Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.
13) Аристотель об обществе и государстве.
Аристотель (384-322 гг.до н.э.) также принадлежит к числу филосо-
фов,значения которых в истории европейской философской мысли поистине
огромно.Ученик платоновской Академии,он откажется от многих взглядов
учителя,следуя принципу,им же сформулированному:"Платон мне друг,но
истина - дороже".Он известен как создатель новой школы - Лицея,как
учитель Александра Македонского,знаменитого завоевателя древности.
Аристотелю принадлежат 158 так называемых "Политий",в которых он
описывал политическое устройство ему древнегреческих полисов,горо-
дов-государств.На основе "Политии" им была составлена "Политика",сис-
тематически излагающая материал о государстве и формах государственно-
го устройства.
* В отличии от Платона,Аристотель подчеркивал,что существует разница
между обществом и государством.По его мнению,существуют различные
формы объединения людей:семья,поселения,государство,
* Основой государства является особый тип социальных отношений - отно-
шения господства и подчинения,которые определяются Аристотелем как
отношения политические.Государство,таким образом,связано с осущест-
влением политических полномочий,полномочий "господства",власти,
* Взгляд на идеальное государство у Аристотеля также отличался от
представлений Платона.Платон,в сущности,создавал утопию,его проект
не имел шансов бать реализованным.Аристотель отталкивался от анализа
описанных им форм государственного устройства полисов,их достоинств
и недостатков.По мнению Аристотеля,существовало три вида "правиль-
ных" форм правления в государстве:монархия,где власть принадлежит
наследственному правителю,аристократия,где властвуют лучшие,демокра-
тия,где власть осуществляется гражданами государства.Однако,по Убеж-
дению Аристотеля,недостаток этих "правильных" форм государственного
устройства состоит в том,что они имеют тенденцию вырождаться в "неп-
равильные" формы,где царят порок и злоупотребления:монархия может
выродиться в тиранию,аристократия - в олигархию (власть немно-
гих,подчиняющих свои интересам общие интересы),демократия - в охлок-
ратию (власть толпы,невежественной и темной).Поэтому он выдвигал
идею формирования "смешанного государства",счастливо сочетающего
достоинства демократии,аристократии и монархии.Аристотель называл
эту форму государства "политией".Идея "смешанного государства" полу-
чила популярность и повлияла,как полагают ученые,на формирование в
XVIII веке идеи разделения властей на законодательную,исполнительную
и судебную,
* Аристотель,таким образом,сохраняя платоновское убеждения в приорите-
те интересов общества в целом над интересами личности,в то же время
большее значение придавал и интересам личности,ответственности госу-
дарства перед гражданами.
_Основные понятия:
философия,государство (по Платону),государство (по Аристотелю),"пра-
вильные" и "неправильные" формы государства (по Аристотелю).
_Вопросы и задания:
1) Дайте определения основным понятиям темы.
2) В чем состоят отличия философии и мифологии?
3) Расскажите о взглядах Платона по вопросу общества и государства.
4) Расскажите о взглядах Аристотеля на общество и государство.
5) В чем состояли отличия взглядов Платона и Аристотеля?