Древнегреческие философы об обществе и общественном развитии

                                (1-2)

                  2ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ

                         2И ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

       _ 1План:

1) Отличия философского анализа общества и государства от мифологичес-

   кого.

2) Платон об обществе и государстве.

3) Аристоткль об обществе и государстве.

 11) Отличие философского анализа общества и государства от мифологичес-

    1кого

  Слово философия - греческого происхождения,в буквальном переводе оз-

начает оно  "любовь  к мудрости"."Любовь к мудрости" всегда состояла в

стремлении ответить на вопросы о сущности  мира,общества,человека,при-

открыть тайну  смысла  и цели общественной жизни,человеческой деятель-

ности.Рождение европейской философии было связано с работами  древнег-

реческих мыслителей,среди  которых  особое место принадлежит Платону и

Аристотелю.Прежде чем характеризовать их взгляды на общество  и  госу-

дарство,необходимо увидеть,в чем состояло коренное отличие философско-

го подхода к анализу этих вопросов от мифологического.

  В самом деле - уже в мифах,как известно,были предприняты попытки от-

ветить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),че-

ловека и человеческого общества (антропогонические мифы),культурно-ис-

торическом прогрессе (мифы о культурном герое).Знаменита концепция Ге-

сиода о  "пяти  веках"  человеческой истории:золотом,серебряном,медном

веках,веке героев,железном веке.Каждый из пяти веков - результат  тво-

рения богов,которые и определяют и их смену.

  Философский анализ общественной жизни отличается от того,что  содер-

жится в мифах,многим:

* миф не знает отличия между обществом и природой,не выделяет общество

  из природы  -  философия исходит из специфики общественной жизни,об-

  щества,

* миф выражает свои взгляды в форме конкретных,живых героев или симво-

  лов - философия формулирует свои наблюдения  в  строго  определенных

  понятиях,

* миф не стремится к доказательству,проверке истинности содержащихся в

  нем положений  -  философия  исходит  из необходимости доказательно-

  го,научного,последовательного изложения результатов анализа,

* миф живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыс-

  лит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

* миф  исходит из веры в него - философия из уверенности в том,что по-

  лученное знание может быть осмыслено разумом,рационалистически.

 12) Платон об обществе и государстве.

  Платон (428/427-348/347 гг.  до н.э.) знаменит и как  ученик  Сокра-

та,донесший до  нас  содержание высказываний учителя,и как первый гре-

ческий мыслитель,основавший собственную философскую школу - знаменитую

Академию (она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в

истории европейской философской мысли.

  Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в

диалогах "Государство" и "законы".

* В истории общественного и культурного развития он выделял три основ-

  ных стадии:1) "династия",такая форма общества, когда  люди  жили,до-

  вольствуясь необходимым,когда  не  было ни бедных,ни богатых и тогда

  поэтому царили добрые нравы.Писанных законов не  существовало,власть

  принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

  2) "аристократия" т.е.  эпоха,когда создаются большие  поселения,за-

  рождаются законодательство,появляется  выборная власть.В эту эпоху и

  складывается государство как таковое,

  3) такое состояние государства и общества,которое может быть названо

  "идеальным",

* Исходя  из  сказанного,понятно,что Платон,в сущности,определял госу-

  дарство как особую форму поселения людей,возникающую из необходимос-

  ти взаимопомощи,удовлетворения  потребностей  в  пище и жилье,защиты

  населения и его территории,поддержания порядка внутри  поселения.Го-

  сударство и  общество,таким образом,у Платона пока еще не различают-

  ся.Государство есть особая форма поселения людей,

* Ключевое  место  в  его концепции занимает учение об идеальном госу-

  дарстве.Идеальное государство - то,которое удовлетворяет  требованию

  справедливости.Справедливость в  данном  случае  состоит в том,что в

  обществе созданы условия,которые гарантируют процветание всего госу-

  дарства и  учитывают  естественное  неравенство людей в их природных

  задатках.Есть люди,которые  от  природы   наделены   разумом,высокой

  нравственностью,благоразумием,чувством справедливости.Это    филосо-

  фы,которые должны управлять государством,создавать законы,править на

  основе данного им глубокого понимания действительности.Другим свойс-

  твенны храбрость,стремление к военной  славе,доблесть,бесстрашие.Это

  воины,призвание которых  состоит  в  защите государства от внешних и

  внутренних врагов,поддержание порядка  и  спокойствия.Третьи  лишены

  всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом,пахать землю,тор-

  говать,обеспечивать общество материальными благами.Это  ремесленники

  и земледельцы. По  убеждению  Платона,грань между этими группами на-

  селения непроходима,как непроходима  грань  между  кастами.Идеальное

  общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и

  задатков людей.Так формулируется у Платона идея  разделения  общест-

  венных функции между разными социальными группами,

* По мнению Платона,в идеальном государстве философы и стражи  (воины)

  живут замкнутыми группами,внутри которых все равны,а имущество - об-

  щее,Частная собственность и семья допустимы лишь для  членов  низшей

  касты земледельцев и ремесленников,

* Отсюда становиться понятным,что Платон безоговорочно признает  прио-

  ритет общественных,общих  интересов над интересами личными,выше ста-

  вит государство,подчиняя ему отдельную личность.

  Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.

 13) Аристотель об обществе и государстве.

  Аристотель (384-322  гг.до  н.э.)  также принадлежит к числу филосо-

фов,значения которых в истории европейской философской мысли  поистине

огромно.Ученик платоновской  Академии,он  откажется от многих взглядов

учителя,следуя принципу,им же  сформулированному:"Платон  мне  друг,но

истина -  дороже".Он  известен  как  создатель новой школы - Лицея,как

учитель Александра Македонского,знаменитого завоевателя древности.

  Аристотелю принадлежат  158  так  называемых  "Политий",в которых он

описывал политическое  устройство  ему  древнегреческих  полисов,горо-

дов-государств.На основе  "Политии" им была составлена "Политика",сис-

тематически излагающая материал о государстве и формах государственно-

го устройства.

* В отличии от Платона,Аристотель подчеркивал,что  существует  разница

  между обществом  и  государством.По  его мнению,существуют различные

  формы объединения людей:семья,поселения,государство,

* Основой государства является особый тип социальных отношений - отно-

  шения господства и подчинения,которые определяются  Аристотелем  как

  отношения политические.Государство,таким  образом,связано с осущест-

  влением политических полномочий,полномочий "господства",власти,

* Взгляд  на  идеальное  государство  у  Аристотеля также отличался от

  представлений Платона.Платон,в сущности,создавал  утопию,его  проект

  не имел шансов бать реализованным.Аристотель отталкивался от анализа

  описанных им форм государственного устройства полисов,их  достоинств

  и недостатков.По  мнению  Аристотеля,существовало три вида "правиль-

  ных" форм правления в  государстве:монархия,где  власть  принадлежит

  наследственному правителю,аристократия,где властвуют лучшие,демокра-

  тия,где власть осуществляется гражданами государства.Однако,по Убеж-

  дению Аристотеля,недостаток этих "правильных"  форм государственного

  устройства состоит в том,что они имеют тенденцию вырождаться в "неп-

  равильные" формы,где  царят  порок  и злоупотребления:монархия может

  выродиться в  тиранию,аристократия  -  в  олигархию  (власть  немно-

  гих,подчиняющих свои интересам общие интересы),демократия - в охлок-

  ратию (власть толпы,невежественной  и  темной).Поэтому  он  выдвигал

  идею формирования   "смешанного  государства",счастливо  сочетающего

  достоинства демократии,аристократии  и  монархии.Аристотель  называл

  эту форму государства "политией".Идея "смешанного государства" полу-

  чила популярность и повлияла,как полагают ученые,на  формирование  в

  XVIII веке идеи разделения властей на законодательную,исполнительную

  и судебную,

* Аристотель,таким образом,сохраняя платоновское убеждения в приорите-

  те  интересов общества в целом над интересами личности,в то же время

  большее значение придавал и интересам личности,ответственности госу-

  дарства перед гражданами.

                             _Основные понятия:

философия,государство (по Платону),государство  (по  Аристотелю),"пра-

вильные" и "неправильные" формы государства (по Аристотелю).

                            _Вопросы и задания:

1) Дайте определения основным понятиям темы.

2) В чем состоят отличия философии и мифологии?

3) Расскажите о взглядах Платона по вопросу общества и государства.

4) Расскажите о взглядах Аристотеля на общество и государство.

5) В чем состояли отличия взглядов Платона и Аристотеля?