Древнегреческий театр

~Происхождение древнегреческого театра

Развился он из ритуального представления, действа (драма — слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса, бога веселья и вина. Ритуал обычно сопровождался хороводами, танцами и дифирамбами (жанр древнегреческой хоровой лирики). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Участники ритуала надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров (отсюда название — сатировская драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в честь Диониса). Эти ритуальные представления и являются предшественниками древнегреческого театра. После ритуала устраивали шествие, с играми  и плясками. Интересно, что шутки, по мнению древних греков, любит бог Дионис. Во время этих увеселений возникла комически-бытовая сценка. Ритуальные танцы стали греческое трагедией, а само  празднество- древнегреческой комедией.

~Как выглядел древнегреческий театр?

Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной, боковые — параскениями, а  сама сцена — предскением. Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем . Декораций в Древнегреческом театре не было.

~Организация представлений.

Организатором театральных состязаний являлось государство. В основном это был аэропаг и архонт. Театр старались использовать, как пропаганду идеальной демократии. И чтобы оказать своё воздействие на всех свободных граждан (метекам запрещено было посещение театра), они для бедных установили особую театральную денежную выдачу (феорик).

     

~Актёры.

 Актёры носили маски, котурны  и длинные плащи (что интересно, цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. От мимических дифирамбов постепенно перешли к показу их в действии.

~Сюжет

Основной мотив греческой трагедии — страх перед роком, судьбой — по мысли Аристотеля должен иметь результатом не просто боязнь попасть в такое же положение, а моральное очищение от тех чувств, которые могут его вызвать. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие драматических элементов за счёт эпических. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

~Первые драматурги. Первыми драматургами считаются Феспис и Фриних. Они ввели актёра. Драматические произведения давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли, сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

~Великие драматурги.

Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).

       

~Актёры

Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть представления актёры танцевали. Непохожи были костюмы актёров комедии на костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.

~Сюжет

Поэты брали сюжет из мифов, сатирически их преломляя. Это совпало с эпохой начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии. В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную борьбу  против отдельных политических деятелей. В начале IV века, комедия становится карикатурно-бытовой. Была она для высшего слоя населения. Так же появились  герои, как хвастливые воины, паразиты и хитрые рабы.

~Комедиографы

Первый комедиограф — Эпихарм. У него боги играли шутовские роли. Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией.  В  карикатуре изображал Сократа, Еврипида. Он часто пародировал Еврипида. Менадор является одним из самых  выдающихся комедиографов этого времени. Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения.