Древний Торжок XVII-XIX века

Древний Торжок

(XVII – XIX  века)

Реферат  по  краеведению

ученика  10  класса  «б»

школы с углублённым изучением математики №17

г. Твери

Мельникова  Дмитрия.

Р

асположенный  на  быстрой  реке  Тверце, разбросанный  по  холмам, Торжок  очень  живописен. Этот  древний  торговый  город  известен  с ХII  века. Он  назывался  Новый  Торг, и  через  него  полноводной Тверцой  шли  суда  из  Новгорода  на  Волгу. Это  выгодное  положение  на великом  водном  пути  способствовало  экономическому  развитию  города  и волости. Рядом  рек  он  соединялся  с  Селигерским  путём  и  рекой Медведицей. Водные  пути  связывали  Новгород  с  Владимиро-Суздальским, а потом  с  Московским  княжеством. По  ним  шла  торговля  Руси  с Поволжьем, со  странами  Востока  и  Западной  Европы.

Город  стал  пристанью  на  пути  из  Новгорода  в  Москву, ямской станцией  на  сухопутной  дороге  с  северо-запада  к  столице. С  самого  своего  основания  и  до  включения  во  владения  царей  московских  Торжок  постоянно  принадлежал  к  Новгородской  области, и  история  его  тесно  связана  с  историей  Новгорода. Новгородское  Вече  назначало  для  него  князей  и  посадников.

На протяжении  XVIII  века  Торжок  входил  в  состав  разных  административных  территорий. В  1719  году  при  разделе  России  на  8  губерний  он  входил  в  состав  Ингерманландской (Петербургской) губернии. В  1727  году, при  организации  в  губерниях  провинций, он  значится  в  составе  Тверской  провинции  Петербургской губернии. В 1775 г. стал уездным  городом  Тверского  наместничества, а  в  1796 г. – Тверской губернии. К  этому  времени  относится  наибольший  экономический  расцвет города.

В  1780  году  для  Торжка  был  установлен  городской  герб: на  голубом  поле – три  золотых  и  три серебряных  голубя  с  красными  ошейниками.

В  Торжке  нашли  отражение  и  крупные  сдвиги, происшедшие  в  хозяйственной  жизни  России  при  Петре  I. Пётр  I  придавал  громадное  значение  развитию  промышленности  и  торговли. Осуществление  всех  мероприятий, направленных  на  улучшение  торговли, было  тесно  связано  с  наличием  удобных  путей  сообщения, а  для  этой  эпохи  такими  путями  являлись  преимущественно  реки. Потоки  зерна, направлявшегося  с  Волги  в  Петербург, способствовали  развитию  в  Торжке  мукомольного  дела. На  многоводных  в  то  время  ручьях – Здоровце  и  Иордановском – было

 построено  девять  водных  мельниц. Их  продукция  частично  оставалась  в  Торжке, но  основная  масса  муки  направлялась  в  Петербург.

Торговая  связь  Торжка  с  другими  городами, расположенными  по  Волге, способствовала  товарообмену, а  он, в  свою  очередь, стимулировал  развитие  в  Торжке  некоторых  видов  производства.

В  городе  получили развитие  ремёсла: гончарное, плотницкое, кузнечное, золотошвейное, началась выработка  сафьяна  и  заготовка  кож  для  него.

Ведущей  отраслью  промышленности  Торжка  является  кожевенно-обувное производство. Это – одна  из  старейших  отраслей  промышленности города.

Предшественником  кожевенного  производства  было  сафьяновое  дело. Оно  возникло  на  Руси  очень  давно. Впервые  выделка  сафьяна  появилась  в Казани.

В  нашем  государстве  сафьяновое  дело  широкое  развитие  получило  в XVII  веке. В  1670  году  было  произведено  750  сафьяновых  кож. Для  их обработки  использовалась  кожа  коз  и  овец. На  выработку  сафьяна  шли чернильный  орешек, купорос, квасцы, поташ, соль  и  зола.

Торжок  играл  очень  крупную  роль  в  изготовлении  сафьяна, а  главным образом  в  заготовке  сырья  для  него. В  XVII  веке  здесь  существовал специальный  сафьяновый  двор (склад), где  находились  закупленные  кожи. Дело  заготовки  кож  доверялось  только  знатным  людям, и  они  обязаны были  принести  присягу  на  честное  выполнение  порученного  им  дела. В 1672  году  в  Торжке  заготовкой  козьих  и  овечьих  кож  руководил  воевода Кирилл  Нагой  и  дьяк  Рагозин.

В  конце  XVII  века  в  Торжке  появляются  мелкие  кожевенные предприятия  по  выработке  опоек. Из  их  числа  особенно  славилось небольшое  предприятие  Мышкина, которое  обслуживалось  исключительно своей семьёй.

В  XVIII  веке  кожевенное  производство  Торжка  расширяется. Появляются  относительно  крупные  предприятия  по  изготовлению  юфти. К этому  времени  в  городе  значительно  увеличилось  число  сапожников-кустарей. Большинство  из  них  являлись  «домниками»  и  шили преимущественно  крестьянскую  обувь – цибики  и  частично  сапоги.

В  первой  половине  XIX  века  в  Торжке  отмечается  дальнейшее расширение  кожевенного  производства. Общее  число  кожевенных  заводов достигает  71, из них: 4  крупных  и  67  мелких.

Золотошвейное  дело  зародилось  в  Торжке, по  народным  преданиям, в XIII  веке  и  являлось  древнейшим  видом  русского  народного  искусства.

Есть  предположение, что  в  далёком  прошлом  торговые  операции  в Торжке  велись  при  помощи  кожаных  денег. Во  второй  половине  XIX  века на  территории  Торжокского  кремля  был  найден  кожаный  мешок  с большим  количеством  разных  размеров  и  форм  кожаных  лоскутков  с разнообразными  на  них  вышивками. Эти  лоскутки  возможно  служили  в IX, X  и  XI  веках  разменными  монетами. Впоследствии  вышивки  стали применяться  не  только  на  монетах, но  и  на  кожаной  обуви, в  особенности – сафьяновой. В  1644  году  по  заказу  князя  Куракина  золотошвеи  Торжка выполнили  для  Борисоглебского  монастыря  лицевое  покрывало  с изображением  Ефремия, шитое  шёлком, а  по  краям  тропарь, вышитый золотом.

Узоры  рисунков  торжокских  мастериц  были  чрезвычайно  разнообразны. На  рисунках  преобладали  изображения  представителей  растительного  и животного  мира. В  этом  отношении  характерна  работа, выполненная  по заказу  Пустынского  монастыря  в  XVII  веке. На  двух  сшитых  вместе полотнищах  шёлком  и  золотом  были  вышиты  павлин, два  жаворонка  и ветвистое  дерево  с  цветами.

Открытие  прямого  сообщения  по  «мягкой»  дороге  между  Петербургом и  Москвой, с  остановкой  в  Торжке, способствовало  непосредственному ознакомлению  проезжих  с  искусством  золотошвей, и  работы  их  получили широкую  известность  и  общее  признание.

Работа  торжокских  мастериц  запечатлена  в  произведениях  многих русских  писателей – А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя  и  других.

 Во  второй  половине  XVIII  века  в  городе  имелись  следующие  предприятия: 11  сыромятен, 7 горшечных, 3  салотопки, 5 уксусных  и  13  кирпичных  заводов. Кроме  того, имелся  сухой  док  для  ремонта  судов  и  затон  для  их  зимней  стоянки. Все  промышленные  предприятия  обслуживались  350  рабочими, преимущественно  из  крепостных  крестьян.

В  1790  году  в  Торжке  насчитывалось  до  750  цеховых  мастеров-домохозяев. Среди  них  были  иконописцы, золотых  и  серебряных  дел  мастера, часовщики, сапожники, портные, булочники  и  пивовары.

На  развитие  города  и  его  хозяйства, помимо  реки  Тверцы, оказывал  влияние  и  другой  фактор. Была  проложена  и  освоена  дорожная  магистраль (шоссе)  между  Петербургом  и  Москвой. В  разных  направлениях  происходило  массовое  движение  экипажей  (дилижансов). Оживлённо  стало  в  левобережной  части  города, в  особенности  в  зимний  период. Быстро  росла  Ямская  слобода. На  её  окраинах, у  застав, возникли  мелкие  мастерские  по  ремонту  дорожного  транспорта: кузницы, колёсные, шорные, каретные  и  другие.

Всякого  культурного  человека, впервые  посетившего  Торжок, очаровывает  богатство  замечательных построек, памятников  нашей  истории, созданий  талантливейших  русских  мастеров. Эти  постройки, в  которые  так  много  вложено  народного  труда, русского  художественного  вкуса, чрезвычайно  украшают  живописно  расположенный  на  холмах  древний  город.

В  центре  Торжка  находился  кремль, от  которого  лучеобразно расходились  ремесленные  посады. Кремль  состоял  из  земляного  вала, деревянных  стен  и  11  башен, окружность  его  достигала  1245  м. Город разделялся  на  16  кварталов, имел  6  площадей  и  6  улиц. Голландец  Я. Стрейс, посетивший  Торжок  в  конце  ХVII века, писал: «Город  весьма населён  и  красив».

От  более  древних  времён  на  краю  города  сохранилась  деревянная  Вознесенская  церковь. В  писцовых  книгах  города  Торжка, составленных  Потапом  Нарбековым, значится, что  данная  церковь  существовала  уже  в  1625  году. Это  одно  из  древнейших  деревянных  зданий  не  только  Торжка, но  и  области. Церковь  эта  являет  собой  редчайший  памятник древнерусского  «деревянного»  зодчества. Она  имеет  пять  ярусов, заканчивающихся  шейкой  с  грушевидной  главой  и  крестом. Вся  церковь  построена  из  толстого, так  называемого  рудного, леса. Строилась  без  пилы, одним  топором, в  «лапу».

Выдающимся  памятником  русского  зодчества  первой  половины  XIX  века  является  здание  Спасо-Преображенского  собора, расположенное  на  территории  бывшего  кремля.

Первый  храм, построенный  здесь  в  XII  веке, был  сожжён  татарами  во  время  взятия  ими  Торжка  в  1238  году. В  1364  году  новгородцами  на  этом  месте  был  построен  собор, который  простоял  до  1815  года. Но  он  пришёл  в  ветхость, и  создалась  опасность  полного  разрушения. Поэтому  пришлось  его  разобрать  и  начать  строительство  нового  храма, которое  закончилось  в  1822  году. Строился  собор  по  проекту  архитектора  Росси. Расположен  он  на  берегу  Тверцы, и  его  грузные  купола, портики  с  колоннами  и  колокольня  хорошо  сохранились. Это  законченное  и  величавое  произведение  архитектуры.

В  1625  году  был  основан  Воскресенский  женский  монастырь, состоящий  из  двух  деревянных  храмов. При  Павле  I  построена  первая  каменная  церковь  в  стиле  Мальтийского  рыцарского  ордена. Монастырь  владел  466  душами  крепостных  крестьян  и  480  десятинами  земли. Кроме  того, имел  две  мельницы: одну – на  реке  Тверце  и  другую – на  реке  Логовежь.

В  1709  году  был  построен  Вышневолоцкий  канал, соединивший Тверцу  с  бассейном  Балтийского  моря. Торжок  играл  роль  промежуточного  пункта  в  торговле  центральных  городов  России  с Петербургом  и  заграницей.

Представители  царского  дома, чиновники, деятели  науки, литературы  и  искусства, проезжая  из  Петербурга  в  Москву, останавливались  для  отдыха  и  смены  лошадей  в  гостиницах  Торжка, среди  которых  большой  популярностью  пользовалась  гостиница  Пожарского.

Дата  постройки  её  неизвестна. Гостиница  являлась  ярким  образцом  сооружения  в  стиле  «Ампир». Владельцем  её  был  предприимчивый  ямщик  Пожарский, семья  которого  состояла  из  жены, дочери  и  свояченицы  Евдокии. Свояченица  была  поварихой, дочь – официанткой, а  жена – домашней  хозяйкой. Сам  же  Пожарский  большую  часть  времени  находился  в  извозе.

Евдокия  славилась  как  искусная  повариха. Особенно  хорошо  она  готовила  котлеты, которые  получили  название  «пожарских»  и  быстро  распространились  по  России  и  за  границей.

В  связи  с  проездом  через  Торжок  Екатерины II  срочно  строился  Путевой  дворец. Дворец  состоял  из  основного  здания  и  двух  флигелей. Все  здания  построены  в  стиле  екатерининского  классицизма. Возникла  Дворцовая  площадь, окаймлённая  рядом  зданий  административного  назначения.

Выдающимся  памятником  древней  архитектуры  является  церковь-мавзолей  села  Никольского, построенная  в  1795  году. Он  была  задумана  зодчим  как  мавзолей, долженствовавший  служить  местом  погребения  и  увековечения  памяти  рода  Львовых. Форма  ротонды, избранная  Н. А. Львовым, была  одним  из  распространённых  во  второй  половине  XVIII  века  в  России  приёмов  построения  архитектурных  сооружений.

Ротонда  в  Никольском – одно  из  самых  поэтических  архитектурных  творений  Н. А. Львова. Она  является  завершением  в  развитии  им  темы  ротондального  храма. В  художественном  образе  храма-мавзолея  ясно  сказывается  одна  характерная  для  львовских  церквей  черта: в  нём  стираются  грани  между  культовым  и  светским  содержанием. Всё  специфически  церковное  прячется  и  почти  исчезает  в  этом  памятнике.

Интереснейшим  образцом  творчества  знаменитого  архитектора  Н. А. Львова  являются  церковь  и  колокольня  села  Арпачево. Построенная  на  «осьми  саженях», эта  церковь  и  её  оригинальная  колокольня  являют  собой  прекрасный  архитектурный  ансамбль  конца  XVIII  века.

Церковь  представляет  собой  одно  из  звеньев  в  целой  группе  близких  к  ней  однокупольных  храмов  с  портиками, которые  проектировались  и  строились  Н. А. Львовым.

Архитектурный  памятник  начала  XVIII  века – бывший  барский  дом  Полторацких – родственников  А. П. Керн. Великолепный  замок  был  построен  зодчим  Растрелли  в  1700–1706  годах. Стоит  на  возвышенности, на  фоне  берёзовой  рощи  и  в  окружении  зеленеющих  лугов, пересечённых  небольшой, но  очень  извилистой  речкой  Жаленкой. На  противоположном  берегу  вытянулся, точно  по  верёвочке, ряд  каменных  изб.

Знаменитый  архитектор  Н. А. Львов  придавал  большое  внимание  садово-парковому  искусству. Стремление  использовать  для  декоративных  целей  естественные  условия  и  связать  архитектурно-декоративные  приёмы  с  практическим  назначением  каждого  садового  сооружения  получили  осуществление  в  парковых  постройках  в  селе  Никольском  и  усадьбе  «Митино».

Таковы  каменные  погреба, имеющие  форму  пирамид. Устройство  их  хорошо  продумано. Под  землёй  находилось  сводчатое  помещение, набивавшееся  льдом, а  второе  сводчатое  помещение  с  четырьмя  нишами  служило  для  хранения  продуктов. Эти  погреба  при  входе  были  украшены  фресковой  росписью  прекрасного  рисунка.

XVIII  век  в  истории  Торжка  знаменуется  большим  строительством.

В  1742  году  произошёл  исключительный  по  своим  размерам  пожар, уничтоживший  почти  все  жилые  дома  с  надворными  постройками, а  также  древнюю  кремлёвскую  стену  с  11  башнями.

В  1767 году  после  опустошительного  пожара, возникшего  от  удара  молнии  в  воеводскую  канцелярию, в  городе  началось  большое строительство  по  утвержденному  правительством  плану. Пожаром  были  уничтожены  многие  церкви, торговые  ряды, многочисленные  амбары, лучшие  строения  центральной  части  города  и  сотни  обывательских  домов. Новгородским  городским  управлением  на  дело  восстановления  Торжка  было  отпущено  50000  рублей  сроком  на  4  года. К  этому времени  относится  начало  строительства  гостиного  двора  (Торговых  рядов), которое  продолжалось  и  в   XIX  веке. Центр  застраивался  особняками  дворян  и  именитых  купцов. В  1774  году  был  построен  каменный  мост  через  ручей  Здоровец, действовал сооружённый  ещё  в  XVII  веке  плотником  Арбузовым  самотечный водопровод  из  деревянных  труб.

Во  второй  половине  XIX  века  постройка Николаевской  железной  дороги, а  также  начало  эксплуатации  Мариинской водной  системы  повели  к  сокращению  движения  через  Торжок, и  он потерял  своё  былое  торговое  значение. Уезд  в  это  время  оставался сельскохозяйственным.

Торжокский  район – родина  нескольких  выдающихся  деятелей  русской науки  и  культуры. В  1828  году  в  имении  Первитино  недалеко  от  Торжка  родился  крупнейший  учёный-артиллерист  Н. В. Маиевский. Он  был  доктором  прикладной  математики, членом-корреспондентом  Академии  наук, профессором  Михайловской  артиллерийской  академии, членом многих  учёных обществ. Похоронен  Маиевский  в  с. Пятница-Плот. Уроженец  Торжка  А. А. Воскресенский – один  из  зачинателей  самостоятельного  направления  русской  органической  химии. Будучи  профессором  Петербургского  университета, он  за  25  лет  педагогической  деятельности  воспитал  целую  плеяду  замечательных  русских  химиков: Д. И. Менделеева, Н. Н. Бекетова, Н. А. Меншуткина  и  других. С  1868  года  он  жил  в  своём  имении  Можайцево, где  на  его  средства  была  построена школа. Похоронен  в  с. Спас.

            Многие  архитектурные  памятники  района  связаны  с  именем  Н. А. Львова (1751–1803). Он  был  не  только  архитектором, но  и  инженером-строителем, рисовальщиком, гравёром, поэтом, музыкантом, собирателем народных песен. По  его  проектам  построены  здания  почтамта  в  Петербурге, Невские  ворота Петропавловской  крепости, Борисоглебский собор  в  Торжке, усадьба  Знаменское-Раёк  и  др. Похоронен  Н. А. Львов  в   с. Никольское-Черенчицы  в  построенной  им  церкви-мавзолее.

В  Новоторжском  уезде  родился  в  1818 году  и  жил  крупный  архитектор С. И. Чевакинский. Им  спроектирован  Никольский  военно-морской  собор  в Петербурге.

В  1848  году  в  деревне  Стружня  родился  С. П. Зарубаев – один  из видных  русских  рабочих-революционеров. В  70-х  годах  им  был  организован  первый  в  Твери  рабочий  революционный  кружок  на  фабрике Морозовых.

В  торжокских  местах  бывали  многие  видные  русские  писатели  и художники. Здесь  останавливался А. Н. Радищев. Одна  из  глав  его бессмертной книги  «Путешествие из Петербурга в Москву»  названа  «Торжок».

В  мае  1856 года  в  Торжке  был  А. Н. Островский. Быт  горожан  нашёл отражение  в  его  драме  «Гроза». В  1881  году  приезжал  в  Торжок  Л. Н. Толстой, чтобы  познакомиться с  крестьянином  В. К. Сютаевым, религиозное учение  которого  интересовало  писателя.

В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт  А. И. Полетаев, живописцы  В. Л. Боровиковский (он  расписывал  Борисоглебский монастырь), П. А. Оленин  и  другие  также  посещали  Торжок.

Неоднократно  посещал  Торжок  А. С. Пушкин. Первое  знакомство  Пушкина  с  Торжком  относится  к  1811  году. Двенадцатилетним  мальчиком  он  вместе  со  своим  дядей  Василием  Львовичем  совершил  поездку  из  Москвы  в  Петербург  на  перекладных. Целью  этой  поездки  была  сдача  Пушкиным  вступительного  экзамена  в  Царскосельский  лицей.

...Шли  годы. Пушкин  снова  посещает  Торжок  только  в  1826  году, проездом  по  пути  в  Берново – имение  Вульфов. Его  приезд  совпал  с  открытием  в  гостинице  Пожарского   выставки  работ  торжокских  мастериц-вышивальщиц. Пушкин  посетил  выставку, внимательно  осмотрел  все  экспонаты  и  приобрёл  художественной  отделки  женский  пояс. В  номере  гостиницы  поэт  долго  обдумывал, как  ему  поступить  с  покупкой  и, наконец, решил  переслать  его  княгине  Вяземской, как  подарок  ко  дню  её  рождения.

В  1828  году  Пушкин  по  пути  в  Москву  вновь  посетил  Торжок. В  своём  письме  с  дороги  он  советовал  Соболевскому:

...На  досуге  отобедай

У  Пожарского  в  Торжке,

Жареных  котлет  отведай

И  отправься  налегке...

            Через  пять  лет  (в  1833  году)  Пушкин  прибыл  в  Торжок, следуя  в  Оренбург  и  Уральск. 21  августа  в  своём  письме  к  жене  он  писал:

«Вчера  прибыли  мы  благополучно  в  Торжок, где  Соболевский свирепствовал  за  нечистоту  белья. Сегодня  проснулись  в  8  часов, завтракали  славно...»

            По  пути  из  Торжка  А. С. Пушкин  свернул  с  большака  и  взял  направление  на  Берново, чтобы  навестить  семью  Вульфов. В  Москву  он  прибыл  26  августа. В  своём  письме  к  жене  он  опять  вспоминает  Торжок.

В  1834  году  Пушкин  снова  в  Торжке. В  письме  к  своему  другу  по  лицею  П. В. Нащокину  он  писал: «...Нигде  тебя  не  застал: из  Тулы  выгнан  ты  был  пожарами...  в  Торжке  никто  не  мог  о  тебе  мне дать известия... Когда  бы  нам  с  тобой  увидеться?»

В  1836  году  А. С. Пушкин  дважды  ездил  в  Москву – в  феврале  и  в  мае. Он  мог  в  Торжке  не  останавливаться, но  не  мог  его  миновать.

Торжок  занимал  очень  маленькое  место  в  жизни  и  творчестве  великого  поэта, но  для  жителей  Торжка  места, связанные  с  пребыванием  в  нём  А. С. Пушкина, дороги  и  памятны.

В  районе  Торжка  имеются  могилы  близких  А. С. Пушкину  людей. На  уединённом  сельском  кладбище  «Прутня» – могила  А. П. Керн, а  на  городском  Богословском  кладбище – могила  П. И. Вульфа, которого  поэт иначе  и  не  называл, как  «добрый  мой  Павел  Иванович».

Кто-то  очень  метко  назвал  Торжок  музеем  под  открытым  небом. Воистину  это  так. В  нём  целые  улицы, многие  архитектурные  комплексы – бесценные  экспонаты. В  течение  многих  веков  их  создавали  мастера  русского  зодчества, среди  которых  на  первом  месте – К. И. Росси  и  А. Н. Львов. Их  трудами, талантом  рождён  неповторимый  архитектурный  ансамбль  Торжка – одного  из  древнейших  городов  России.

Литература:

1.    «Город  Торжок  и  Новоторжский  район»

2.     «Пушкинские  места  Верхневолжья»

3.     «Я  к  вам  пишу...»

4.     и  районы  Калининской  области»  (Краткие  очерки)

5.     кольцо  Верхневолжья»

6.     «Русские  писатели  в  нашем  крае»