Древняя Греция. Парфенон
Ï à ð ô å í î í
Выполнил: ученик 5 «В» класса
Бараблин Кирилл
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта эпоха связана с именем Перикла. Главное строительство велось на древнем укрепленном холме Акрополе. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.
Каждый год в Афинах устраивались праздненства в честь богини Афины После состязаний гимнастов, всадников, соревнований певцов и музыкантов, наступал самый торжественный момент - всенародное шествие на Акрополь .Двигались всадники воины в доспехах, вели жертвенных животных, несли роскошное покрывало в дар Афине. Пройдя через пропилеи, процессия оказывалась на большой площади, и впереди справа входящие видели главное и самое большое сооружение Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине.
Этот храм построили две с половиной тысячи лет назад в 447 438 г.г. до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат. Кажется, что этот храм не построен по чертежам и расчетам, а рожден землей Греции, просто вырос на вершине холма.
Архитекторы построили здание из чуть желтоватого мрамора, простой прямоугольной формы, с двускатной крышей, по 8 колонн с короткой стороны и по 17 - с длинной. Высота колонн 10,43 метра.
Геометрическая правильность здания имеет отклонения.
Колонны по углам поставлены теснее, чем в середине и вообще промежутки между ними неравные. Поэтому «шествие» колонн напоминает шествие людей - ведь расстояние между идущими в процессии всегда колеблется.
Стволы колонн покрыты глубокими бороздками и их вид напоминает складки ниспадающей одежды. Сами стволы тоже не прямые, кверху они сужаются, имеют легкое утолщение посредине, т.е. как бы напрягаются, неся кровлю, как напрягаются мышцы у человека, держащего тяжесть на вытянутых кверху руках.
Горизонтальные линии Парфенона тоже не строго горизонтальны, они имеют некоторую кривизну, волнообразно приподымаясь к центру и понижаясь по сторонам.
Благодаря тонкому расчету создавалось ощущение теплоты и человечности здания.
Парфенон украшен большим количеством скульптур. На переднем западном фронтоне (треугольник между двумя скатами крыши) изображен спор Посейдона и Афины. На восточном фронтоне - миф о рождении Афины из головы Зевса. Вдоль стен шли рельефы с изображениями праздничного шествия - скачущие всадники, девушки, несущие дары и т.д. Всего на рельефе изображены около 300человеческих фигур и 200 лошадей ни разу не повторяющие друг друга. Автор скульптур – Фидий. Он закончил отделку храма к 432 г. до н.э.
Внутри храма с трех сторон размещались двухярусные колонны, а с четвертой стороны находился главный алтарь Афины.
Праздничное шествие афинян огибало Парфенон, открывалась дверь восточного входа, и солнечный свет, проникнув в полумрак храма, озарял большую статую Афины. Ее одежда, шлем и щит сделаны из чистого, сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Богиня Афина опиралась на круглый щит, покрытый рельефами, изображавшими борьбу с амазонками. Спокойная и величавая Афина незыблемо стояла на страже своего города и своего народа.
Позднее в Парфеноне была церковь Девы Марии, мусульманская мечеть.
Парфенон был разрушен в 1687году при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками. В Парфеноне к тому времени был устроен пороховой склад.
Большую часть рельефов, уцелевших после взрыва, в начале 19 века вывезли в Лондон, в Британский музей.