Духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества
Культура и духовная жизнь
Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-.
Отметим некоторые из значений:
- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение, а также – вероисповедание.
Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия "культура":
·
·
·
В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.
Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
4) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).
Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).
Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.
Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма.
Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.
Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство – то, что относится к прерогативе духовной культуры.
Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодёжная субкультура и т.д. Однако ценности субкультуры, как правило, не противоречат доминирующей (господствующей) в обществе культуре. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример контркультуры – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.
Народная культура (англ. "фольклор" - народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Её произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества. Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (вы сами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). К народной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различных празднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К её истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры "Искусство ради искусства". В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура" или "поп-культура". Положительными чертами массовой культуры является её демократичность, обращённость ко всем людям без различия классов, наций, имущественного положения. Однако, культивируя стереотипы стремления к власти, деньгам, популярности, секс-символам, "поп-культура" способствует нравственному упадку общества. Под воздействием механизма внушения человек перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.
Важную роль в дальнейшем развитии массовой культуры играют средства массовой информации.
Средства массовой информации
Газеты, журналы, радио, кино, телевидение, Интернет делают возможным быстро распространить любое произведение. Благодаря СМИ людям стали доступны многие произведения не только массовой, но и элитарной и народной культуры. Достижения, художественные приёмы, идеи элитарного искусства быстро перестают быть новаторскими и перенимаются "массовой культурой", повышая её уровень. В то же время "поп-культура", приносящая прибыль, даёт возможность оказывать поддержку творцам "элитарного искусства". Благодаря СМИ многие произведения народной культуры стали широко известны во всём мире.
В то же время коммерциализация культуры происходит под влиянием СМИ. Так, реклама стала неизбежным спутником культуры и даже превратилась в особый вид искусства.
В последнее время учёные говорят о вытеснении "книжной культуры" культурой экранной. Молодёжь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизациям. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Компьютерные игры, система Интернет, телевидение подчиняют себе духовную жизнь молодёжи. С одной стороны это положительно, ибо появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.
Для характеристики современных тенденций развития культуры учёные вводят понятие клиповая культура. Видеоклип – это синтез музыкального, зрительного восприятия, где образы меняются с поразительной быстротой. Быстрота, гибкость, реактивность характерны для клиповой культуры. Более популярными становятся небольшие произведения с несколькими параллельными линиями сюжета, с быстрой сменой образов. Потребителю некогда, время – деньги. Поэтому вместо эпических романов популярными становятся повести, рассказы, вместо многоактных пьес – небольшие новеллы. Клиповая культура отражает общую тенденцию постиндустриального общества к быстрым изменениям, к смене впечатлений и образов.
Всё это нашло своё отражение и в тенденциях духовной жизни современной России.
Тенденции духовной жизни современной России
Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие – это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета – всё это привело к тому, что достижения мировой культуры стали доступны каждому россиянину. Гастроли мировых звёзд искусства, знакомство с новейшими событиями в области культуры оказывают положительное воздействие на духовную жизнь современной России. Однако одновременно распространяется и потребительское отношение к культуре, развивается индустрия развлечений, далёкая от духовности, русский язык засоряется массой иностранных слов. На экранах телевизоров – засилье низкопробных фильмов, пропагандирующих секс, насилие, культ денег.
Вторая тенденция – это возрастание интереса к национальной культуре. Возрождаются забытые народные традиции, расширяется сфера применения всех языков многонациональной России, возрос интерес к религии. Возвращение к истокам народной культуры несомненно положительно, но идеализация далёкого прошлого приносит и негативные последствия в виде националистических идей, нетерпимости к другой культуре, стремления к изоляционизму, неприятию всего нового.
Обе названные тенденции обозначились на фоне кризисной ситуации, сложившейся в России в 90-х г.г. XX века. Экономическое и материально-техническое обеспечение культуры упало до критической отметки. Многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, студии детского и юношеского творчества и т.д.) были закрыты из-за финансовых трудностей. Началась коммерциализация культуры, что снижает её уровень и в конечном итоге сказывается на культурном уровне народа.
Недофинансирование науки привело к "утечке мозгов": наиболее талантливые молодые учёные вынуждены продолжать свои исследования за рубежом. Там же проживают ныне и многие известные актёры, композиторы, писатели, спортсмены.
При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия являются показателями кризиса духовной культуры в современной России.
Скорейших реформ требует и система образования. Однако на пути реформаторства важно помнить о том, что культура развивается на основе новаторства, но при обязательном сохранении предшествующего развития.
Обозначенные тенденции духовной жизни России характерны и для развития национальных культур в Российской Федерации. Так, в Чувашской Республике в 1991 году был принят закон, обеспечивший дальнейшее развитие чувашского языка. В последние годы были созданы условия для возрождения национальных культур всех народов, населяющих Россию – чувашей, русских, мордвы, татар и т.д. Возрос интерес к традиционной чувашской религии, возрождаются национальные праздники, была издана Чувашская энциклопедия и т.д. Однако возрождение чувашской культуры не должно мешать развитию других национальных культур. К сожалению, из-за недостаточного финансирования не все мероприятия, предусмотренные Законом, были осуществлены.
Важную роль в возрождении культуры и образования в Чувашской Республике играет Чувашский государственный университет. Следуя заветам чувашского просветителя И. Я. Ульянова ректор университета Л. П. Кураков выдвинул лозунг "Превратить Чувашию в один из высокообразованных субъектов Российской Федерации". С целью повышения среди чувашей числа людей с высшим образованием Чувашский государственный университет стал открывать филиалы, учебно-консультационные пункты в сельских районах республики. Таким образом был создан университетский комплекс, отдельные подразделения которого действуют сейчас в 24 районах Чувашии. Студенты из сельской местности и малых городов ныне составляют более 50% общей численности студентов ЧГУ. В то же время увеличился в 2 раза выпуск специалистов с высшим образованием. Это непосредственно отражается на росте роли науки в республике.
Наука как часть культуры
Наука является многогранным общественным явлением. Это важнейшая составная часть духовной жизни общества. Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теории, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Наука и общество по-разному соотносились в отдельные периоды исторического развития. В одни исторические эпохи наука не оказывала существенного влияния на жизнь общества, ею занимались отдельные исследователи-энтузиасты, затраты на поддержание научной деятельности были минимальными. На других этапах роль науки резко возрастает, как и средства, выделяемые обществом на её развитие. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие общества:
1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований (так называемый социальный заказ), который общество даёт учёным (например, найти способы лечения СПИДа, обнаружить новые альтернативные виды энергии, решить экологические проблемы и т.д.).
2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые выделяются на развитие науки. Так, сокращение финансирования фундаментальных наук в Российской Федерации может привести к кризису и в прикладных науках. Престиж науки, статус учёного в обществе также напрямую влияют на развитие науки. Низкая зарплата, социальная незащищённость учёных приводит к оттоку талантливой молодёжи из науки в другие сферы производства.
Наука не только система знаний, но и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. К результатам духовного производства можно отнести научные теории и идеи. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной. Создаваемые в рамках науки новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.
Некоторые исследователи считают, что развитие науки происходит не путём плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.
Примером такой революции является научная революция XVII века. Её представителями были Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк и др. С этого времени научная мысль приобретает черты объективного экспериментально подтверждённого знания, а с другой – само машинное производство становится стимулом развития науки, одновременно создавая для неё необходимую материальную базу. Роль науки постоянно повышается.
Особенности современной науки заключаются в том, что функции науки в обществе усложнились. Культурно-мировоззренческая функция науки заключается в том, что современная наука стала определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости.
Наука стала непосредственной производительной силой общества. Она предопределила появление новых отраслей материального производства (химической, радиотехнической, электронной, атомной промышленности и т.д.). В то же время некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становятся предметом научного исследования и даже дают начало новым научным дисциплинам.
Наука становится катализатором процесса непрерывного совершенствования производства. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.
Развитие современной науки определяется двумя процессами – дифференциацией и интеграцией наук. Возросший объём информации, углубление знаний привело к появлению отдельных наук в рамках традиционных наук. Эта дифференциация наук, например, привела к тому, что в рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).
Одновременно развивается интеграция наук. Для решения новых сложных задач необходимо строить систему знаний, привлекая её элементы из различных научных дисциплин. Например, специалистам по искусственному интеллекту приходится использовать теории и методы математики, лингвистики, психологии и ряда других наук (см. схему).
Интеграция знаний способствует появлению новых наук, находящихся на стыке знаний (математическая лингвистика, математическая статистика, математическая физика и т.д.). Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знаний тесно связаны. Вопросы первостепенной мировоззренческой значимости, касающиеся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека решаются теперь не в сфере мифологического и религиозного сознания, а с помощью научного познания.
Выделяют два уровня научного познания. Эмпирический уровень – это описание предметов и явлений, получение эмпирического факта. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которой раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными методами научного познания являются метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы и формирование научной теории.
В условиях научно-технической революции роль науки резко возрастает. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития материального производства. Она превращается в непосредственную производительную силу. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества создали предпосылки для производства новых материалов; успехи химии позволили создать вещества с заданными свойствами; изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники; исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии; благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления, развитие микроэлектроники привело к созданию компьютера. В свою очередь компьютерная революция привела к резкому увеличению потока информации, что стало толчком к дальнейшему развитию науки.
Безграничные возможности современной науки сделали особо актуальными проблемы научной этики. С помощью науки можно благоустраивать пустыни, но можно и превращать в пустыню цветущие сады. Исследования в области атомной физики привели к созданию ядерного оружия, которое может привести к гибели человечества. Развитие генной инженерии вплотную подошло к возможности клонирования человека. Но к каким последствиям для человечества это может привести? Поэтому проблема свободы научного поиска и социальной ответственности учёного должна разрешаться с позиций общечеловеческих требований и запретов. Недаром многие страны мира наложили мораторий на исследование проблем клонирования человека. Наука должна подчиняться требованиям морали.
Мораль
Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
В русском языке понятием, соответствующими морали, выступает слово "нравственность". Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. – характер, мода). Слова "моральный", "нравственный", "этический" обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали – регулятивная.
Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.
Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства "не делай другим того, чего себе не пожелаешь" называют "золотым правилом" морали.
Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий "моральный кодекс", однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства.
Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.
Высшей духовной ценностью и категорией морали является добро. Добро – это то, что общество считает нравственным, достойным подражания; это положительное содействие потребностям людей; все, что способствует развитию и совершенствованию общества. Зло имеет противоположное значение. Это все безнравственное, достойное осуждения, ведущее к регрессу общества.
Связаны с категориями добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Категории морали определяют высшие духовные ценности. К таким ценностям можно отнести истину, как правильное отражение действительности в мысли, знание, открывающее для человека возможность удовлетворения потребностей. При этом моральное понимание истины ближе не к ее философскому определению, а к русскому слову "правда".
Категория красоты связана с понятием "совершенство", т.е. того, что в наибольшей степени отвечает потребностям людей.
Высшие духовные ценности – это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.
Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. Так, истиной в средневековье представлялись религиозные догматы. В Советском Союзе, где господствующей являлась классовая мораль, добром представлялся поступок Павлика Морозова, предавшего своего отца. От эпохи к эпохе менялись идеалы красоты, и Даная с картины Рубенса вряд ли победит на современном конкурсе красоты.
Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.
В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности. Так, моральные нормы определяют поведение человека во всех областях жизнедеятельности. Существует экологическая этика, этика ученого, этика потребителя, этика производства и т.д.
Важно, чтобы требования общественной морали стали убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией человека. В этом важную роль играют такие качества, как долг, достоинство, честь. Но особое значение имеет формирование в каждом человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности. Совесть связана с внутренней убежденностью в том, что является добром и злом. Однако понятие добра абстрактно, оно меняется в связи с изменением исторических условий, и очень часто в конкретных жизненных ситуациях трудно определить, хорош или плох тот или иной поступок.
Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации. Например, скрывать от человека то, что он неизлечимо болен – это добро или зло? Наказание террористов путем бомбежек Афганистана – это справедливо или нет? Является ли долгом выполнение общественных обязанностей или лучше посвятить свободное время развлечениям? Таким образом, каждый человек вынужден делать свой моральный выбор, жертвуя во имя высших ценностей какими-то личными потребностями.
Мировые религии
Название религии |
Время возникно- вения |
Численность верующих |
В каких странах и районах наиболее распространена |
Основные положения вероучения |
Буддизм Основные направления: хинаяна, махаяна, ламаизм, дзен-буддизм, тантрический буддизм |
VI-Vв.в. до н.э. |
около 300 млн.чел. |
Япония, Китай, Непал, Бирма, Камбоджа, Тибет, в России - Калмыкия, Бурятия и др. |
Избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение "высшего просветления" - НИРВАНЫ. Истина достигается через размышление и созерцание. Непротивление злу насилием. Отрешённость от мира, индивидуализм. Жизнь души – это череда перевоплощений, смена телесных оболочек. |
Христианство Основные направления: католицизм, православие, протестантизм |
I в. н.э. |
около 1024 млн.чел |
Православие: Румыния, Болгария, Россия, Греция, Сербия и др. Католицизм: Португалия, Италия, Ирландия, Испания, Чехия, Франция, Польша, страны Латинской Америки и др. Протестантизм: Финляндия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Дания, Сев.Ирландия, частично- Германия, США |
Источник вероучения: Библия (Ветхий и Новый завет). Вера в Иисуса Христа, как Богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Троицы). Идеал греховности человека и учение об избавлении от грехов путём молитвы, покаяния, смирения, ведущего к спасению (вечной посмертной жизни). |
Ислам (мусульманство) Основные направления: суннизм и шиизм |
VII в. н.э. |
около 530 млн.чел. |
Ближний и Средний Восток, Северная Америка, Юго-Восточная Азия, в России - Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан и др. |
Источник вероучения – Коран. Всемогущий Бог (Аллах) предопределил участь каждого человека. Путь к раю – покорность Аллаху и его посланникам на земле, строгое выполнение всех обрядов. Вмешательство религии во все стороны жизни. Идея борьбы с неверными (не мусульманами) – джихад. Современные сторонники исламского фундаментализма (ваххабиты) – за расширение влияния религии, за возврат к религиозным канонам средневековья, против любых новшеств. |
Религия в современном мире
Сейчас в мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди относят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.
Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, всё большее число сфер человеческой деятельности высвобождается из-под влияния религии, с другой стороны, во многих странах роль и авторитет религии растёт.
Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной.
Сегодня роль религии в возрождении и преумножении культурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.
Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освещались авторитетом церкви. Обещая освобождение в ином мире, религия призывает земную жизнь провести в покое и смирении, не противясь злу.
Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Свобода совести и вероисповеданий
Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…".
По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Искусство как вид духовного производства
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой интеллектуально-чувственное отображение действительности в художественных образах. В широком смысле понятие "искусство" - есть выражение мастерства в любой области деятельности. Синонимом искусства является понятие "художественная культура". Художник – это творец, отражающий жизнь через идеал, существующий в его сознании.
Искусство – один из видов духовного производства. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Сущность искусства, его происхождение и основные формы
Искусство зародилось около 40 тыс. лет назад как элемент религиозных ритуалов. Сначала это были различные имитационно-игровые формы поведения (имитация объектов и способов охоты, устные и демонстрационные обряды, обучающие молодёжь нормам и правилам жизни и т.п.), а также изображения, фиксировавшие значимые явления. Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных образах воспринимал мир первобытный человек. Это сцены охоты, ритуальные маски, первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы. На протяжении длительного этапа истории человечество художественное творчество "обслуживало" религиозные, образовательные и иные интересы, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к новому времени, т.е. в конце XVII века.
В основе художественного отображения действительности – не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нём содержалось обобщение, типизация, символизация, т.е. выражение общих черт подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится её элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусство является феноменом общественного сознания. Оно отражает в себе все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.
Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с тем, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца.
Искусство как эстетическая деятельность
Искусство – это отражение и выражение жизни через идеал, как образ жизненного совершенства и красоты. Наукой о сущности и формах творчества по законам красоты является эстетика (от греч. – чувственное восприятие). Основные эстетические категории – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое – раскрываются через произведения искусства. Искусство призвано удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Создание совершенного, удовлетворяющего эстетический вкус человека, в решающей мере зависит от творческих дарований создателя произведения искусства.
Каковы же основные виды и формы искусства?
Виды искусства, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве, называются пространственными. Это архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
Временными искусствами называются виды, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве (литература, музыка, радио искусство).
Виды искусств, где для воспроизведения художественных образов необходимо и пространство и время, называются пространственно-временными. Это театр, цирк, балет, пантомима, эстрада, кино, телеискусство.
За долгие века существования искусства менялись идеалы красоты и формы их воплощения в художественных произведениях. Своими характерными чертами и стилевым своеобразием отличалось древнеегипетское, месопотамское, древнеримское искусство и т.д. С XVII века в искусстве появляются относительно быстро сменяющие друг друга, параллельно сосуществующие стили и направления.
Основные стили и направления в искусстве XVII – XX в.в. приведены в нижеследующей таблице.
Название стиля, направления |
Время возникновения |
Основные идеи, духовное содержание |
Наиболее характерные художественные приёмы |
Основные представители |
||
Живопись |
Скульптура, архитектура |
Литература, театр, музыка |
||||
Барокко (от итал. –странный, вычурный) |
конец XVI – начало XVII в.в. |
В центре – конфликт "Бог-Человек-Природа", контрастность, напряжённость, динамичность образов, сильные аффекты, стремление к величию и пышности. Неоднозначность и противоречивость мира. |
Сложная уравновешенность открытых динамических композиций. Криволинейность, контрастность. Синтез искусств (садово-парковые ансамбли). |
П.П. Рубенс, Микеланджело да Караваджо, А. Ван Дейк |
Ф. Борромини, Д.Л. Бернини, В.В. Растрелли |
П. Кальдерон, Т. Тассо |
Классицизм (от лат. - образцовый) |
XVII в. |
Образец – античная культура. Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические и нравственные идеалы, конфликт долга и чувства. Гармония общественного строя, порядок, пафосность, ясность.
|
Строгая иерархия "высоких" и "низких" жанров. Регламентация художественных форм и приёмов. Пропорциональность, симметрия, ритм, чёткость и геометризм, сдержанный декор, схематизм образов. |
Н. Пуссен, Ж.Л. Давид, Ш. Лебрен |
Э.М.Фальконе, М.И. Козловский, Ж.А. Габриэль, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков |
П. Корнель, Ж. Расин, Г.Р. Державин, И.В. Гётте, Ф. Шиллер |
Рококо (от фр. – раковина, завиток) |
первая половина XVIII в. |
Гедонизм, уход от жизни в мир фантазий (пасторальные сюжеты, галантные празднества). Лёгкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту. "После нас – хоть потоп". |
Грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм, изысканность асимметричных композиций. |
А. Ватто, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонар |
Г.Ж. Бофран, Ж.Б. Ламуазан, Ж.Б. Пигаль |
Ш. Лакло |
Сентиментализм (от фр.- чувство) |
вторая половина XVIII в. |
Культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация обыденной жизни, морализирование |
Интерес к бытовому жанру, натюрморты. |
С. Шарден, Ж.Б. Грез |
- |
С. Ричадсон, Ж. Руссо, Л. Стерн, М.Н. Карамзин |
Ампир (от фр. – империя) |
начало XIX в. |
Вершина развития классицизма, идеал - императорский Рим. |
В основном отразился в архитектуре. Массивные, монументальные формы, богатый декор (военные эмблемы, орнамент), парадное великолепие. |
- |
Ж.Ф. Шальгрен, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси |
- |
Романтизм |
конец XVIII- начало XIX в.в. |
Мучительный разлад идеала и социальной действительности. Стремление к свободе и независимости. Индивидуализм творческой личности. Герой – одиночка, бунтарь. Героика протеста и мировая скорбь. Интерес к национальному прошлому. Идеализация средневековья. |
Обращение к фольклору. В живописи – нечёткость рисунка, пейзаж, динамические композиции. В архитектуре – псевдоготический, псевдовизантийский стиль и др. В литературе – расцвет лирики. |
Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констебл, О.А. Кипренский |
У. Берри, К.Ф. Шинкель, Г. фон Дольман |
Э.Т.А.Гофман, В. Скотт, Дж. Байрон, М.Ю. Лермонтов, Н. Паганини |
Реализм |
середина XIX в. |
Критическое отношение к буржуазной действительности. Акцент на противоречиях жизни. Утверждение трезвого взгляда на вещи. |
В архитектуре – рационализм, конструктивизм. В литературе – критика нравов, натурализм. В живописи – пленэрная живопись, создаваемая на природе, пейзаж. |
Т. Руссо, Ф. Добиньи, К. Коро, Г. Кирбе |
Дж. Пакстон, А.Г. Эйфель |
Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Ф. Стендаль |
Импрессионизм |
посл. треть XIX в. |
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений, тонких настроений. |
Создание ощущения сверкающего солнечного света. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы |
К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь |
О. Роден, М. Россо |
К. Гамсун, И.Ф. Анненский, К. Дюбюсси, М. Равель |
Кубизм |
перв. четв. XXв. |
Модернистское течение. Искусство призвано отражать не реальность, а наше восприятие её. Деформация образов реального мира. |
Конструирование объёмной формы на плоскости, разложение сложных форм на простые геометрические фигуры. |
П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис |
- |
- |
Фовизм (от фр. – дикий) |
начало XX в. |
Модернистское течение. Стремление к эмоциональной силе художественного выражения. |
Эксперименты с цветом. Резкое обобщение объёмов, пространства, рисунка, стихийная динамика письма. |
А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк |
- |
- |
Футуризм (от лат. – будущее) |
перв.четв. ХХ в. |
Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики. |
В литературе – эксперименты со словами. В живописи – пересечения, сдвиги, повторение мотивов – для передачи движения. |
У. Боччони, Дж. Северини, Н.С. Гончарова |
- |
В. Маяковский, В. Хлебников |
Абстракционизм (от лат. – отвлечение) Сюрреализм (от фр. - сверхреализм) |
перв.четв. ХХ в. первая половина ХХ в. |
Отказ от изображения реальных предметов. Художественное творчество – свободные ассоциации, не несущие определённого содержания. Стихийность бессознательного творчества. Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями. |
Беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции. Пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придаётся видимая достоверность. |
Дж. Поллок, В. Кандинский, К. Малевич, И. Танги, С. Дали, М. Эрнст |
- - |
- А. Бретон, Г. Аполлинер, Боньюэль |
Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях:
· общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества;
· утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности;
· художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира;
· функция предвосхищения характеризует способность предвосхищать будущее (фантастические и утопические произведения);
· воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей;
· внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику;
· эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты;
· гедонистическая функция заключается в способности искусства доставлять человеку радость эстетического наслаждения;
· познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
Образование в системе духовного производства
Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию.
Закон РФ "Об образовании" определяет образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Назовём основные функции образования.
- Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
- Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает
3.
4. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
- Обеспечение профессиональной ориентации человека.
- Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и
7.
8. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.
Основные элементы системы образования
Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:
· органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
·
· нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании" и др.);
· образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
· образовательные объединения (научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
· учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
· образовательные концепции, программы, стандарты;
· учебную и методическую литературу;
· периодические издания (журналы, газеты и т.п.).
Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.
Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.
Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.
С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.
Общее и профессиональное образование включает в себя ряд ступеней.
Ступени образования |
Учебные заведения |
|
Общее |
Дошкольное |
Ясли, ясли-сады, детские сады и т.д. |
Начальное (1-4-е классы) Основное (5-9-е классы) Среднее (полное) 10-11-е классы |
Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, лицеи, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития |
|
Профессиональное |
Начальное |
Профессионально-технические училища и другие училища данного уровня |
Среднее |
Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые и др.) |
|
Высшее |
Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища |
|
Послевузовское |
Аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, докторантуры, курсы повышения квалификации |
Образование как ценность
Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего его мира, ориентироваться в нём. Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизованного развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять своё место в сложившейся системе разделения труда. Сейчас образование называют основным социальным лифтом, т.е. образование даёт возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает своими личными качествами и уровнем образования. Однако получение аттестата или диплома в современном быстро меняющемся мире, когда поток информации постоянно возрастает, ещё не является залогом сохранения ваших знаний в последующем.
Важное значение в современном мире приобретает самообразование.
Самообразование – наиболее активное и плодотворное средство формирования мировоззренческих, профессиональных и общекультурных качеств человека. Оно обогащает интеллект, профессиональную эрудицию, служит целям совершенствования личности, формирует политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую культуру личности, способствует творческому мышлению, выработке собственной позиции по различным вопросам общественной жизни. Самообразование предполагает постоянное обновление знаний. При этом знания пополняются не ради простого накопления, а для более глубокого и прочного овладения ими, для проникновения в суть общественных и природных процессов и явлений.
Самообразование не самоцель, оно диктуется объективными потребностями, связанными с усложнением и дифференциацией общества. Одно из неоспоримых преимуществ самообразования состоит в том, что оно может длиться всю жизнь, даже тогда, когда возраст, здоровье и другие причины не позволяют человеку учиться в общеобразовательных учреждениях. В самообразовании есть тот беспокойный творческий поиск, самоактуализация, самосознание, которые свидетельствуют о стремлении к самосовершенствованию.
Значение образования для самореализации заключается в том, что образование рассматривается ныне как одна из основных ценностей, без которых невозможно развитие человечества и самореализация отдельной личности.
Литература.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.