Эдгар По

 Говоря об американской литературе 19 века, нельзя не упомянуть о характерном явлении, свойственном раннему этапу развития американской новеллистики. Значительное количество рассказов того времени имело подражательный характер. Образцом служили рассказы ужасов, культивировавшиеся некоторыми европейскими литературными журналами. Рассказы эти - побочный отпрыск готического романа - полные всяческих тайн, приведений, чудовищных фантазий. Но среди них редко встречались образцы, полностью отвечающие жанровой специфике. Требовался гений. Он появился в лице Эдгара По.

 Многие критики объясняя тяготение Эдгара по к катастрофическим сюжетам, мрачным событиям, зловещей обстановке, общей атмосфере безнадежности и отчаяния, к трагическим трансформациям человеческого сознания, охваченного ужасом и теряющим контроль над собой, не только признают соответствие «ужасных рассказов» По эстетической норме романтической прозы, но и возводят его новеллы к немецким источникам, к тому же исследователи По утвердились в мысли о зависимости  его прозы  от Гофмана и его «сверхъестественного».

Случилось так, что рассказ «Падение дома Ашеров» - один из самых ярких примеров «ужаса души» -   больше всего связывают с германизмом. Но «ужасные», или психологические новеллы По, несмотря на отдельные черты типологического сходства с некоторыми направлениями в европейской прозе, не могут быть возведены непосредственно к «германской» школе.

 В сборнике «Гротески и арабески»  По писал: «По сути дела, в сборнике нет ни одного рассказа...в котором исследователь мог бы обнаружить отчетливые признаки того псевдоужаса, который мы привыкли именовать немецким. Если предметами многих моих сочинений и являлся ужас, то это негерманский ужас, а ужас души». То есть, По описывал уже новое, психологическое свойство человека боятся не просто выдуманных богатым воображением призраков и мертвецов, а своих собственных, порой выдуманных страхов.

Один из русских критиков дореволюционного времени писал: «По как писатель любопытен тем, что он умеет необыкновенно точно анализировать свою душу в те страшные моменты, когда ею овладевает чувство разрушения. По умеет выследить во всех мелочах болевое, ненормальное состояние собственной души и все это болевое, ненормальное, уголовное воссоздать с такой живостью и яркостью в душе читателя».

Но в наши дни  исследователи прозы По склонны согласиться с другой точкой зрения. Ее выдвинул автор всемирно известной теории литературы Ренэ Уэллен, он писал, что По «не допускал и мысли, что все эти кошмары роятся в его собственной душе, поскольку он видел себя литератором - инженером, способным управлять чужими душами».

Предметом внимания По стала человеческая душа, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в котором для нее не оставалось места. Классический образец - «Падение дома Ашеров».

Обманчивая простота и ясность этого рассказа рождает сотни предположений, но под этой простотой  скрывается глубина и сложность.

Художественный мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью. Бесполезно задавться вопросом: в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его?  В рассказе отсутствует причинно-следственная связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущими неизбежным.

При выявлении глубинного смысла этого рассказа вопрос об истоках «ужаса души» приобретает принципиально важное значение.

 Дом Ашеров, взятый в его символическом значении - это своеобразный мир, пребывающий в состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий. Когда-то это был прекрасный мир, где жизнь человека протекала в атмосфере творчества. Но теперь жизнь ушла из него, остались только воспоминания. Трагедия обитателей этого дома проистекает из непреодалимой власти, которую Дом иеет над ними, над их сознанием и поступками. Всякое соприкосновение с реальностью  для них болезненно и живут они в страхе перед ужасом от столкновений с действительностью жизни.

Родерик - герой  новеллы «Падение дома Ашеров»- предрекает себе потерю разума и самой жизни в борьбе с «мрачным фантазмом - страхом». В финале рассказа предчувствие его сбывается: он гибнет, пораженный ужасом и безумием, и самый Дом Ашеров рушится в мертвые воды черного озера.

Аспекты связи сюжетной линии этого рассказа можно соотнести с особенностями духовной жизни Америки в 3-е гг. 19 века.

Эдгар По начал писать прозу в 1831 г. За восемнадцать лет он написал две повести («По­весть о приключениях Артура Гордона Пима», 1838, и «Дневник Джулиуса Родмена», 1840), философский трактат «Эврика» (1848) и около семидесяти рассказов, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в пять сбор­ников: «Гротеска и арабески» (1840); «Романти­ческая проза Эдгара А. По» (1843); «Рассказы» (1845 и 1849) и пиратское издание, опубликован­ное в Лондоне без ведома автора под названием «Месмеризм».

Продолжая эксперименты, начатые Ирвин­гом, Готорном и другими современниками, По довершил дело формирования нового жанра, придал ему черты, которые мы сегодня почитайем существенными при определении американ­ской романтической новеллы. Не удовлетворя­ясь практическими достижениями и сознавая необходимость теоретического осмысления сво­его (и чужого) опыта, По разработал теорию жанра, которую в общих чертах изложил в статьях о Готорне, опубликованных в 40-е годы XIX в.

Центральное место в новеллистике По занимают психологические рассказы, которые не­редко называют «страшными» пли «ужасными». Их главная тема — трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с  новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской бур­жуазной цивилизации. По был, вероятно, пер­вым американским писателем, который уловил в этих тенденциях угрозу бездуховности. Душа человеческая, ужаснувшаяся при столкнове­нии с миром, в котором для нее не оставалось места, боль и болезнь души, ее страх, стали предметом    художественно-психологического исследования. А результаты исследования за­висели, разумеется, от общей философско-эстетической позиции писателя.

Мировоззрение и самый тип сознания Эдгара  По характеризуются значительной внутренней противоречивостью. Напомним, что По вырос и сформировался как мыслитель и художник в Виргинии, миновавшей уже к тому времени в своем историческом развитии блистательную полосу «виргинского ренессанса» и вступившей в период глубокого упадка экономической, политической и духовной жизни. Последние двенадцать лет жизни — самое плодотворное время — он провел в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне, т. е. в самом сердце буржуазной, деловой, коммерческой Америки, чьи полити­ческие идеалы, жизненный уклад и нравствен­ные принципы он глубоко презирал и ненави­дел. Он и сам был деловым человеком, но в глу­бине души всегда оставался «виргинским джент­льменом», аристократом духа. Звучащие в рас­сказах По мотивы смерти, упадка, разрушения, деградации личности и страха перед жизнью составляют острый контраст общему духу аме­риканской национальной жизни того времени, но вполне согласуются с атмосферой виргин­ского «декаданса». Ощущение угасания, безна­дежности, бесцельности, характерное для современной По Виргинии, окрасило все мироощу­щение писателя, легло в основу созданного его воображением вневременного и внепространственного мира, в котором бьется в трагичес­ком надрыве охваченная ужасом душа чело­века.                  

 Среди психологических состоянии, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед оди­ночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является «Падение дома Ашеров» — новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни до смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности.                

Особняком стоят психологические рассказы,  сюжетную основу которых образует принцип  «запретного плода». Они являют собой опыт - художественной интерпретации  «открытия»,  сделанного романтиками в области социального поведения человека в новых условиях, пред­ложенных буржуазно-демократическим обществом, где видимая свобода личности всту­пила в противоречие с ежедневной, ежечасной зависимостью и невозможностью свободного волеизъявления. Скованность, всесторонняя связанность человеческой воли были очевид­ным и бесспорным фактом, природа же этой несвободы ускользала от понимания, казалась таинственной и фатальной. Человек выглядел жертвой обстоятельств. Его поведение представ­лялось вынужденным. Обнажалось резкое рас­хождение между нравственным сознанием лич­ности и ее практическими действиями, между идеальными намерениями и конкретными по­ступками. Эдгар По, подобно другим романти­кам интерпретировавший  социально-психо­логические явления в категориях личностного сознания, усматривал здесь «болезнь души», сходную с давно замеченной психической ано­малией, толкающей человека к нарушению запрета. Он обозначил ее термином «дух из­вращения». «Дух извращения» представлялся писателю явлением распространенным и характерным для современного состояния общества. Он неизменно настаивал на том, что здесь мы имеем дело с болезнью, с отклонением от нормы.

«Ужас души», подвергающийся художественному исследованию и воспроизведению в «Падении дома Ашеров» относили к той области человеческих эмоций, которую принято обозначать понятием «страх», и сама новелла стоит в длинном ряду других рассказов По, рисующих страх человека перед жизнью и перед смертью («Рукописи, найденные в бутылке», «Колодец и маятник», «Преждевременные похороны»).

«Падение дома Ашеров» отличается психологической сконцентрированностью, трактовкой  предмета на более высоком уровне.

Каждая из психологических новелл есть психологическое исследование или самоисследование человеческого сознания в состоянии наивысшего напряжения.

Герои психологических новелл боятся жизни. Их пугает не реальность как таковая, а те нравственные и иные стандарты, которые утвердились во всей сфере бытия буржуазной Америки, и те могучие силы, которые навязывают эти стандарты человеческому сознанию, насилуя, давя и деформируя его.

По трепетал перед грозной опасностью нивелировки индивидуального сознания, утраты личности, растворяющейся в бездуховном меркантилизме.

Список использованной литературы:

·Ковалев Ю. В. «Эдгар По: новеллист и поэт» Л., 1978

·История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 6 - М.: Наука, 1989. С.  574-576

·Эдгар По. Рассказы. М.: Художественная литература, 1980.