Эжен Делакруa

Эжен Делакруа.

Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель  прогрессивного романтизма. Учился в 1816-22 в Париже. Выступил как смелый новатор с полными напряжённого драматизма картинами на современные, исторические, литературные темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства, свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма. Общественным событием становилось появление таких картин Делакруа, как ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”, - глубоко жизненная трагическая сцена  из борьбы греков против турецкого ига, “Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён фигурами реальных учасников революции 1830 года.

В дыму канонады Свобода - цветущая и мощная женщина - ведет на приступ народ Парижа; в блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа, у городской ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются башни Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20 сентября, чтобы прославить в большой композиции это столь значительное событие. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые к тому же упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом героическом действии. На салоне 1831 года министерство внутренних дел покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. Через 11 лет "Свобода" снова выставляется в Лувре.

Многие произведения Делакруа исполнены на сюжеты произведений Шекспира, Гёте, Байрона, В. Скотта (“Смерть Сарданапала”). В 30-40 годах определился характерный для Делакруа круг романтических тем и образов. Он пишет яркие по замыслу полотна на темы древней и средневековой  истории (“Правосудие Траяна”, “Взятие крестоносцами Константинополя”), а после поездки в Северную Африку  - картины, поэтично и красочно, рисующие жизнь народов Алжира и Марокко (“Алжирские женщины”, “Марокканец, седлающий коня”). Делакруа успешно работал и в области монументальной живописи. Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к отвлечённым романтическим вымыслам, к поискам чисто живописных эффектов. В то же время им были созданы  полные реалистичной смелости портреты., пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки.