Абай Кунанбаев (1845-1904)

«Министерство  образование  РК»

 

                     

на тему:

«Абай  Кунанбаев»

«Джамбул  Джабаев»

                                                    Выполнил: Русанов.И.А.

                                                    Проверил: Аскарова.М.К.         

                                                                       

«Ак-Су 2001г»

     Огромную  роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт

Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-

го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-

ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-

бы  обратиться к подлинным источникам света и знания.

Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-

мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились

к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-

го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко

содержательны, художественно совершенны, связаны с

народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им

в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай

к творческой работе поэта. Он писал:

        Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,

        Талантливый поэт слагает речь в узор…

Абай был знаком с деятелями русского освободительного

движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-

бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-

ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .

Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-

бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если

ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-

за.» Таков был завет Абая.

  В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-

чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки

социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-

вало открытое недовольство богатого байства и  привело к

тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как

политически неблагонадёжный.

   В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова

«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.

В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо

пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить

его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго   поэт искал нужные слова, как исполнил перед слушателями  

вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,

как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные  ученики поэта – и смятённые чувства влюблённой

русской девушки стали песней, которая долго звучала на

казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других

эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-

ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,

образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-

тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю

определить истинное назначение поэта.

    Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил

молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-

теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-

чину- несправедливость существовавшего тогда социально-

го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

                   Джамбул Джабаев.(1846-1945)

     Народный  казахский  певец-акын  Джамбул  пел   свои

песни, аккомпанируя  на  народном  инструменте - домбре.

Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.

      Знаменитый  акын  родился  в  Жетысу  (Семиречье)  у

подножья  горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом.  Отец  будущего  народного   поэта    был

бедным скотоводом-кочевником.

      Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал

С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был  известным

домбристом  (домбра - народный  струнный   инструмент).

Джамбул очень любил  слушать  его  песни  и  двенадцать 

Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал  мне   в  руки,  я   забыл   о   шалостях,  -  вспоминает

Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-

дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.     

 

     Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет  Джамбул  решил  жить  самостоятельно.   Во      время  

«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам  и  пел

«жарапазан» (обрядовую песню).

     Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к знаменитому акыну  Суюнбаю,  который,  выступав

песню Джамбула, сказал: «У  тебя  есть  способность  быть

акыном. Ты обладаешь хорошим голосом.  Слова,  которые

ты поёшь, выбраны очень удачно».

     Джамбул  стал  учеником  Суюнбая.  Акын,  выезжая   в

аулы,  брал  с  собой  ученика.  Сперва  Джамбул исполнял песни,  сложенные  учителем,  затем  он  стал  петь  и  свои 

собственные. Он готовился к состязаниям с акынами.   Для

этого он изучал историю своей родины, сказания казахского

героического эпоса, песни раздольной степи.

     И  песнь  его  становилась  всё  сердечнее,  всё  сильнее

воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я одновременно пел о народе».

Постепенно ширились слава Джамбула.

      Песня в степи - большая сила. Песни  Джамбула  летели     

по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его

песен.

      «Так прожил я до 55 лет, - рассказывает  Джамбул. -…В

55 лет я стал сутул, как старый  беркут, глаза - померкли,  а голос   ослаб.  Вместо  домбры  у  меня  в  руках  появилась

палка. Вместо широкой степи - узкая постель».

       Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.

Он услышал имя Ленин и стал  свидетелем  победоносного

шествия Красной Армии.

       Преображалась его родная степь.  И  вот   престарелый 

певец, который, казалось, уже завершал свой творческий  и

жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав

прилив свежих сил, взял я  в  руки  домбру. Вернулась  моя

молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией  твор-

ческая  молодость  певца-акына  нашла  своё  выражение  в

многочисленных  ярких  песнях  и  поэмах,   посвящённых

новой жизни в обновлённой казахской степи.

       Во   всех  твоих  произведениях,   больших   и   малых, 

 Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-

стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой

сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-

ниями.   

       Явления истории и культуры других народов Джамбул

умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него  становится  «акыном»,  Калинин - «аксакалом»  (т.е.

«белобородым» - самым старшим), Горький  тоже  прибли-

жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами

краю о солнечном Горьком я песню пою».

      В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских

Людей  и  фашизмом.  Стихи  Джамбула,  посланные  им  в

Осажденный   гитлеровцами   Ленинград   ( «Ленинградцы, дети мои»), были поддержкой для героических защитнеков

города.

       Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё

«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую отомстить

за него захватчикам.

      Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив  всего

нескольких месяцев до своего столетия.