Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

Реферат по педагогической антропологии

студентки III курса МГЛУ в/о факультета ГПН

Яншиной Марии

Экологическая психология.

Психологические основы экологического образования

 

Экологическая психология.

Психологические основы экологического образования

Экологическое образование в условиях экологического кризиса

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропо­центрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.

Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

Предмет и задачи экологической психологии

В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

Предметом  исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”.

В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

Отношение к природе как предмет психологического исследования

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

 Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиаль­ность и сознательность.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический, субъектно-непраг­ма­ти­­чес­кий. В соответ­ствии со сферами проявления отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффек­тивный, когнитивный, практический и поступочный.

На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

Проблема субъектного восприятия мира природы

 

Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта:    а) гносеологический — считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом, б) установочный — относится ли воспринимающий к нему как к субъекту, и в) функциональный — открывается ли оно воспринимающему как субъект.

При анализе гносеологического аспекта рассмат­ривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.

При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.

При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспри­нимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.

Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосред­ствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации.

Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация. Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Механизмы формирования субъективного отношения к природе

Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — в процессе непосредственного практического взаимо­действия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направ-ление и характер формирования субъективного отношения к нему.

В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).

Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических рели­зе­­­­­ров является эмоциональный тон ощущений.

Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.

Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров и 2) экологических фактов.

социальные психологические релизеры — это специфи­ческие вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.

Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.

Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.

Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.

Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.

Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом, определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения: а) использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо “полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы; б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование; в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является “полезным продуктом”, при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части; г) неиспользование природного объекта в качестве “полезного продукта”.

психологическими релизерами практического канала являются “ответы” — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.

Выделяются пять типов “ответов”: антропоморфные, поведенческие, морфологические, физиологические и геофизические (механические).

 Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.

Формирование субъективного отношения к природе как система

Система психологических релизеров имеет иерар­хическую структуру. Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностей воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.

К трансканальным механизмам обработки психологи­ческих релизеров относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): “эффект первичности”, “эффект новизны” и “эффект ореола”, а также экологические установки личности.

Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющий  возникнуть такому сложному и много­аспектному психологическому образованию, как субъективное отношения к “природе в целом”.

Модальность субъективного отношения, с одной стороны, является предсуществующим условием, опреде­ляющим дальнейшее формирование отношения на конкретном этапе, а с другой, является результатом формирования отношения на данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа. Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношения к природе — многоэтапный, цикличный процесс.

Характер формирующейся модальности по оси “прагматическая — непрагматическая” определяется характером деятельности с природным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси “объектная — субъектная” определяется возможностью или невозможностью возникновения субъектификации природного объекта.

Процесс формирования субъективного отношения к природе носит системный характер, обладающий рядом специфических признаков.

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза

Развитие экологического сознания в процессе социо­генеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая “противо­поставленность — включенность”, б) “объектно — субъект­ное” восприятие природы, в) “прагматический — непраг­матический” характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропо­центрическая и экоцентрическая.

Антропо­центрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как “архаическое сознание ® антич­ное сознание ® христианство ® картезианство”.

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как “инвайроментальный консерватизм ® русский космизм ® учение о ноосфере, экологизм ® универсальная этика, биоцентризм”.

Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности.

Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе

Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъектив­ного отношения к природе.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагма­тический тип субъектив­ного отношения к природе.

Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагма­тический тип субъектив­ного отношения к природе.

Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопро­вождаются также переходами между прагматической и непрагма­тической модальностью. Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.

Структурные особенности отношения к природе в различных группах

при низком уровне развития субъективное отношение к природе характеризуется объектно-прагматической модаль­ностью и низкой интенсивностью с низкой когерентностью компонентов, в структуре которой доминирует перцеп­тивно-аффективный компонент.

при среднем уровне развития субъективное отношение к природе характеризуется средним уровнем показателей различных его параметров.

при высоком уровне развития субъективное отношение к природе характеризуется субъектно-непрагматической модаль­ностью и высокой интенсивностью с высокой когерентностью компонентов, в структуре которой доминирует практический компонент.

По сравнению со школьниками, студенты-биологи имеют большую интенсивность отношения к природе. Студенты-“небиологи” не превосходят школьников ни по одному компоненту интенсивности отношения к природе, особенно уступая им по уровню развития когнитивного.

В среднем интенсивность отношения к природе у учителей не достигает среднего уровня его интенсивности у школьников, при этом интенсивность отношения у учителей биологии равна интенсивности данного отношения у учителей других специальностей.

Для многих учителей характерно явление “педаго-гического блефа” — рассогласование между относительно низкими уровнями показателей перцеп­тивно-аффективного, когнитивного и практического компонентов отношения к природе, с одной стороны, и относительно высоким показателем поступочного — с другой.

Блок психодиагностических методик, разработанный в экологической психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к природе, сло­жившегося у личности.

История и перспективы экологического образования

проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Страте­гическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в связи с обучением их основам сельско­хозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического обра­зования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического обра­зования, поиск нетрадиционных подходов.

Экологическая психопедагогика — это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического обра­зования.

Целью экологического обра­зования является форми­рование экологичной личности. Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания.

Общей задачей экологического обра­зования является форми­рование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического обра­зования: а) форми­рование адекватных экологических представлений, б) форми­рование отношения к природе, в) форми­рование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Содержание экологического процесса форми­рования экологического сознания личности

В сфере форми­рования экологических представлений содержание экологического обра­зования базируется на следующих основных положениях: а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б) энергетический обмен между техносферой и биосферой, в) мир природы как духовная ценность, г) взаимосвязь природных условий и развития общества. Содержание экологического обра­зования в сфере форми­рования экологических пред­ставлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.

В сфере форми­рования субъективного отношения к природе содержание экологического обра­зования заключается в развитии этого отношения у школьников. Критерием сформи­рованности отношения к природе являются высокие показатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значение имеет форми­рование субъектной модальности отношения к природе.

В сфере форми­рования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического обра­зования заключается в овладении школьниками умениями и навыками: а) эстетического освоения природных объектов, б) получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды, г) природопользования в естественной среде, д) природоохранной деятельности. В процессе обучения данным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.

Принципы и методы экологической психопедагогики

 

Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу форми­рования экологического сознания.

Классификация методологических принципов в  экологической психопедагогике базируется на теории возможностей Дж. Гибсона — выделяются две группы принципов: организации стимулов и организации экологической деятельности.

К принципам организации стимулов относятся: принцип комплексности стимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам. К принципам организации экологической деятельности относятся: принцип гетерогенности, принцип формирующейся направленности, принцип индивидуальной психологической адекватности. Общим принципом является принцип гетерогенности объектов.

В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Принцип форми­рования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических пред­ставлений; принцип субъектификации — субъектного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы — стратегий и технологий экологической деятельности.

К методам форми­рования экологических пред­ставлений относятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам форми­рования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам форми­рования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.

Процесс форми­рования экологического сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в) субъектификации природных объектов.

Форми­рование экологичной личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на религиозно-философский опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия.

Список литературы:

Дерябо С.д., ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-дону, 1996.   

Леонтьев А.Н. проблемы развития психики. М., 1972.

Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.