Экологические права и обязанности человека

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА Р.Ф.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЧКОВСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

РЕФЕРАТ

По предмету: «Экологическое право»

На тему: «Экологические права и обязанности человека»

Выполнил студент группы Ю - 37

Коротков Алексей Владимирович

Проверил старший преподаватель юридических

дисциплин ************

ОЦЕНКА  __     

                                          

ТУЧКОВО 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….стр.2

1. Экологические права и обязанности граждан……………………….стр.3

2. Понятие и виды экологических прав человека……………………..стр.7

3. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому законодательству……………………………………………………стр.10

4. Роль общественных объединений в защите экологических

прав  граждан……………………………………………………………………………….стр.15

 Заключение………………………………………………………………………………….стр.17

5. Список использованной литературы…………………………………….стр.19

ВВЕДЕНИЕ:

Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю­щей среды России. Любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].

Также человек должен соблюдать определенные экологические обязанности, согласно статье 58 Конституции, каждый обязан сохранять природу, окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

Целью работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель достигается решением следующих задач:

Ø систематизация понятийного аппарата и  группирование экологических прав человека по видам;

Ø раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;

Ø оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.

1.  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Российская Конституция 1993 г. провозгласила экологические права и обязанности граждан - на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42) [2] .

В статье 42 Конституции РФ предусмотрено право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, что каждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающую природную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включая хозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получение достоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением или стихийными катаклизмами.

Это право гарантируется государством путем планирования и нормирования качества окружающей природной среды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий экологически вредной деятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредных воздействий на «природу», привлечением к различным видам юридической ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

К экологическим правам граждан относятся и их возможности излагать свое мнение. Обращаясь с письмами, содержащими предложения, заявления или жалобы по вопросам охраны окружающей среды, в государственные органы, требовать их рассмотрения. В области охраны окружающей среды и обеспечения, экологических прав граждан функционирует более 10 министерств и ведомств, которые можно условно разделить на межотраслевые и специальные. К межотраслевым органам государственного управления в области экологии относятся Госстандарт и Госкомгидромет. Они выполняют межведомственные функции в области координации, планирования, управления природоохранной деятельностью. Их решения в сфере их компетенции обязательны к исполнению для всех министерств ведомств. Важная роль принадлежит государственным органам специальной компетенции. Закон РФ об охране окружающей природной среды определил компетенцию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды. Это комплексное управление в области охраны окружающей природной среды РФ, государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, лесов и т. д., осуществление государственной экологической экспертизы, выдача разрешений на захоронение отходов, ограничение или приостановление деятельности предприятий в случае нарушения природоохранных требований при их эксплуатации, предъявления исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства и др.

Наряду со специализированными природоохранительными органами существуют правоохранительные органы, занимающиеся предупреждением и пресечением экологических преступлений. Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Все экологические права граждан защищаются в судебном порядке.

Законом предусматривается право граждан на участие в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях по охране окружающей среды. Согласно ст. 1 Конституции, Россия – правовое государство, ст. 31 предусматривается, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить шествие. В соответствии со ст. 20.1 Всеобщей декларации прав человека от 10 дек. 1948 , каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

В деле обеспечения экологической безопасности важное место занимает институт референдумов по экологически значимым проблемам. Ключевым положением экологического законодательства по этому поводу явился п. 2 ст. 41 закона РФ об охране окружающей природной среды: определение мест строительства предприятий производится при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ. В необходимых случаях решение принимается по результатам референдума. Согласно ст. 12 Закона РФ об охране окружающей природной среды, граждане имеют право принимать участие в референдумах по охране среды, излагать свое мнение и т.д.

Право граждан и организаций на получение экологической информации: Согласно ст. Закона РФ « О государственной тайне» 1993 г., не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения законодательства органами государственной власти.

Названным правам соответствуют, и обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции).

В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст.9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

2. Понятие и виды экологических

прав человека

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой[3].

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи­ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож­дения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст­ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен­ному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти­туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя­ются гражданские (личные) права; политические права; культур­ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри­дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав[4].

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индиви­да на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, об­щества и государства, уровня развития экологических прав чело­века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз­новидности прав.

3. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому Законодательству

Признание и регулирование экологических прав граж­дан – одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.36, 37, 41, 42) [5],

К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро­ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти­туционные права – свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове­ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об­ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо­го на благоприятную окружающую среду – одно из фундаменталь­ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстети­ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за­крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри­ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус­мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе­чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом права[6].

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

Ø на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека настоящего и будущих поколений;

Ø на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

Ø при обращении на предприятия и в организации – на полу­чение от них в пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений:

а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения, эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах;

б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде­миологического благополучия и их резуль­татах;

в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

Ø непосредственно или через своего представителя, или через общест­венные объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами государственной власти и управ­ления реше­ний, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения.

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако­ном «О радиационной безо­пасности населения» также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, про­живающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиацион­ную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей дея­тельность с использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­онной безопасности (ст. 23). Представителям общест­венных объ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­в­ляющую деятельность с использованием источников ионизирую­щего излуче­ния, в порядке и на условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причинен­ных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста­новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиацион­ной аварии граждане имеют право на возмеще­ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще­ние причиненных им убытков в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федераль­ного за­кона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в об­ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова­ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо­вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб­рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – на без­опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис­пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без­опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека – эко­номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Права граждан на природопользование регу­лируются природоресурсными актами законодательства – Зе­мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав  граждан

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастают при объединении уси­лий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в  Законе «Об охране окружающей природной среды».

Экологические и иные общественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в)  оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении  вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д)  обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;

л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В России создано более 1000 общественных экологических фор­мирований, осуществляющих полезную многообразную деятель­ность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения  всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор  нации.

 За последние 5 лет Россия сделала скачок в области законодательного закрепления экологических прав человека. В то же время в связи с крайне неблагоприятным экологическим наследием России и антиэкологической политикой федеральной исполнительной власти ситуация с реализацией этих прав становится все более тревожной.

Неудовлетворительное положение с реализацией экологических прав человека определяется:

1. Экологической неграмотностью, экологическим невежеством и/или экологическим авантюризмом лиц, принимающих решения.

2. Недостаточной активностью граждан в области реализации механизма судебной защиты своих законных экологических прав.

3. Недостаточной готовностью судебной власти к активному осуществлению своих функций в области защиты экологических прав.

4. Противоречиями периода быстрого перехода от парадигмы примата интересов государства (характерной для тоталитарного общества) к парадигме примата интересов личности (характерной для демократического общества).

Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1)   Конституция Российской Федерации 1993 г.

2)   Боголюбов С.А. «Экологическое право»- учебник для вузов, Москва, 1997 г.

3)   Экологическое право России. Учебник – 1997.

4)   Комментарий к Конституции Российской Федерации

5)   Федеральные законы Р.Ф.


[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.

[2] Конституция Российской Федерации 1993 г.

[3] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.

[4] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 246.

[5] Конституция Российской Федерации 1993 г.

[6] Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ст.11.