Экологический менеджмент компании

Петрозаводский Леспоперерабатывающий колледж

Кафедра Экономики и управления предприятиями лесного хозяйства

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Экологический Менеджмент Компании»

Подготовила: Учащаяся

Группы ЭЛХ – 203

Секирина Виктория Андреевна

Научный руководитель: Доцент

Кафедры Экономики и управления предприятиями лесного хозяйства

Внукина Ольга Бориславовна

г. Петрозаводск  2007

Введение

Для всего персонала в рамках организации должна быть обеспечена соответствующая подготовка, необходимая для осуществления экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей. Сотрудники должны иметь необходимую базу знаний, которая включает в себя обучение методам и навыкам, требующимся для эффективного и компетентного выполнения стоящих перед ними задач, а также знаний о тех воздействиях, которые может оказать их деятельность, если она осуществляется некорректно.

В связи с этим одним из направлений обучения персонала должна быть программа экоэрудирования.

Персонал должен быть осведомлен о существующих подходах к обеспечению безопасности промышленного предприятия.

Проведем краткий обзор понятия "безопасность" с выделением одной из его составляющих - экологическая безопасность.

Обеспечение безопасности необходимо для любых организаций независимо от форм их собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются.

Правовые основы обеспечения безопасности определяют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Закон "О безопасности", федеральные законы и другие нормативные акты.

Правовая защита персонала, материальных и экономических интересов предприятия от преступных посягательств обеспечивается на основе норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, законов Российской Федерации о прокуратуре, о федеральной службе безопасности, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности, об оружии и др.

Защиту имущественных и иных материальных интересов, деловой репутации коммерческих предприятий призваны обеспечить также гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражное и арбитражно-процессуальное законодательство.

"Однако стабильная работа производственного комплекса в современных условиях невозможна без обеспечения экологической и промышленной безопасности, которая является важнейшим компонентом национальной безопасности, поскольку выполняет двойную функцию: как составная часть национальной безопасности и как необходимое условие жизнедеятельности и обеспечения других основных видов национальной безопасности (конституционной экономической, оборонной, международной, жизни населения)", - отмечает Хаустов А.П.

По мнению Хлобыстова Е.В., система критериев оценки экологической безопасности промышленного производства должна охватывать все уровни его взаимодействия с окружающей средой - от локального до глобального. Однако в аспекте регионального анализа промышленного производства показатели экологической безопасности на глобальном (мировом) территориальном уровне могут не рассматриваться. Рассмотрение же низшего территориального уровня - локального - необходимо, т.к. часть его показателей должна служить исходными данными для анализа экологической безопасности промпроизводства на уровне региона.

Категории безопасности предприятия в общем случае определяются с позиций влияния внешней среды, защиты предприятий от ее отрицательного влияния. Тогда и понятие экологической безопасности промышленного предприятия следует рассматривать с точки зрения отрицательного влияния экосистемы, в которую входит предприятие, на его производственно-хозяйственную деятельность. Предприятие выступает здесь в качестве экологического объекта локальной экосистемы. Под экологическим объектом понимается объект, находящийся под влиянием разнообразных факторов и окружающей среды (биосферы, техносферы, социосферы).

Экосистема может воздействовать на производственно-хозяйственную деятельность (ПХД) предприятия путем:

- разрушения основных фондов за счет реактивности среды;

- снижения производительности труда за счет роста заболеваемости сотрудников из-за снижения качества ОС;

- нанесения экономического ущерба в виде экологических издержек производства;

- экологических рисков и т.д.

Экологические риски

На наш взгляд, перспективным является подход, рассматривающий все виды экологических ущербов для предприятия как результат реализации экологических рисков.

Не всякий угрожающий компании ущерб, однако, связан с понятием "экологический риск". Если вероятность возникновения ущерба 100%, это уже не экологический риск, а планируемый ущерб. Примеры такого планируемого ущерба - возникновение у компании обязательств по уплате экологических штрафов и внесению экологических платежей в бюджет и разные внебюджетные экологические фонды; разрушение зданий, сооружений и других элементов основных фондов, принадлежащих компании, под влиянием устойчивых неблагоприятных условий окружающей среды (например, загрязнение атмосферного воздуха). Лишь в том случае, если вероятность возникновения ущерба существенно меньше 100%, можно говорить об экологических рисках компании. Четкой границы между планируемым ущербом и экологическим риском нет - она определяется субъективно в виде некоторого значения вероятности возникновения ущерба.

Экологические риски подразделяются на:

- риски, обусловленные возможными изменениями окружающей среды, в которой функционирует компания;

- риски, обусловленные неопределенностью действия факторов окружающей среды на компанию.

Рассмотрим подробнее второй вид экологических рисков. Параметры окружающей среды, в которой функционирует компания, могут оставаться неизменными и в будущем, но в течение времени могут выявляться те или иные негативные влияния окружающей среды на природные ресурсы, здоровье человека, имущество. Неопределенность действия факторов окружающей среды на разные объекты может усиливаться из-за отсутствия информации о суммарных эффектах (дополнительных эффектах, возникающих в результате совместного действия ряда экологических факторов), а также эффектах кумуляционных (накапливание действия ряда экологических факторов во времени, что приводит к "качественным" скачкам в состоянии объекта воздействия).

Молодая лесбиянка желает познакомится с подругой, любящий анальный секс, не старше 27 лет.

Пишите на адрес pink-yolya@sigaret.net

Экологические риски первого вида (обусловленные скачкообразными изменениями окружающей среды) могут оцениваться с большей или меньшей точностью. Экологические риски второго вида (обусловленные неопределенностью) оценкам поддаются с трудом (или совсем не поддаются). Соответственно для компании они представляют наибольшую и часто невидимую опасность. С такими рисками часто сталкиваются компании химической промышленности. Разработав новый продукт, компании внедряют его в производство и быстро наращивают объемы реализации. Зачастую необходимых лабораторных и клинических исследований влияния нового продукта (соединения) на здоровье человека и окружающую среду не проводится. Это влияние выявляется на практике в течение многих лет (или десятилетий). Такая неопределенность (которая в конечном счете порождается халатностью и стремлением всячески максимизировать прибыль) оборачивается в итоге исками и большими убытками.

Экологический риск - это всегда вероятность возникновения ущерба для компании в будущем. Временные рамки для оценки экологического риска - от нескольких дней до нескольких десятилетий - определяются целью и контекстом оценки. Если компания осуществляет экологические оценки (и оценки экологических рисков в том числе), чтобы "вмонтировать" их в планы и программы своего развития, то временные рамки оценок должны соответствовать срокам этих планов и программ. Применительно к инвестиционным проектам временные рамки оценки экологических рисков обычно соответствуют временным горизонтам, в рамках которых ведется расчет финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов.

В частном случае экологическую безопасность промышленного предприятия можно рассматривать как понятие, обратное риску, - такое состояние объекта (промышленного предприятия), при котором экологические риски отсутствуют.

Под экологической безопасностью в научной и методической литературе в настоящее время чаще всего понимается совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых природной среде и человеку. Это общее определение используется многими авторами, например, Хаустовым А.П. (Хаустов А.П., 2005).

В работах Хаустова А.П. экологически безопасными считаются деятельность, промышленно-производственный объект, его продукция, работы или услуги, удовлетворяющие экологическим требованием, закрепленными юридическими нормами.

И здесь в общем случае речь может идти не об абсолютной экологической безопасности, а о некоторой ее степени, определяемой принятыми на данный момент нормами, а также реальными возможностями их выполнения. Подобная ситуация никак не может соответствовать устойчивому развитию, а лишь попытке избежать надвигающейся экологической катастрофы.

Обобщая результаты анализа, можно дать следующее определение. Экологическая безопасность промышленного предприятия - это такое его состояние, при котором отрицательное воздействие экосистемы на его ПХД не приводит к реализации экологических рисков.

Иными словами, экологически безопасной считается такая ПХД предприятия, в результате которой локальной экосистеме наносится ущерб в размере, не превышающем ассимиляционный потенциал территории.

Ассимиляционный потенциал - это способность окружающей среды принимать, перерабатывать и обезвреживать отходы производства и потребления. В силу своей исчерпаемости ассимиляционный потенциал окружающей среды является ограничителем социально-экономического развития. Иначе говоря, превышение пороговых нагрузок на экологические системы истощает их ассимиляционный потенциал, лишая тем самым природу способности к самоочищению.

Ценность ассимиляционного потенциала окружающей природной среды определяется тем, в какой степени можно экономить на природоохранных издержках. Наличие ассимиляционного потенциала, с одной стороны, позволяет в определенных пределах загрязнять окружающую среду, т.е. выбрасывать и сбрасывать отходы, экономя тем самым на затратах по установке очистных сооружений. С другой стороны, определенная устойчивость экосистем к загрязнению, их способность "поглощать" загрязнение позволяет предотвратить ущерб, который мог бы быть вызван ухудшением качественных характеристик окружающей природной среды. Предотвращенные затраты определяют основу экономической оценки ассимиляционного потенциала.

В связи с вышесказанным становится очевидным, на современном этапе развития экономики для каждого промышленного предприятия становится необходимым наличие экообразованного персонала.

Спонсором данного реферата выступает магазинчик на 88 км. Мурманского шоссе «Левиафан» .

Управление персоналом в контексте экологического менеджмента

Не секрет, что при проведении экологических мероприятий организации несут финансовые затраты, которые могут отразиться на общем финансовом уровне фирмы, на величине прибыли и возможности выплаты премий и дивидендов. В зависимости от сложившейся ситуации экологическая деятельность может приводить как к повышению, так и к понижению этих показателей.

Одним из важнейших способов мотивации персонала в случае, когда природоохранные мероприятия приводят к снижению прибыли организации, является акцентирование внимания работников на потенциальное улучшение экологического состояния территорий, на необходимости сохранения здоровья будущих поколений. Конечно, для истинного понимания необходимости охраны окружающей среды работникам предприятий недостаточно прослушивание разовых лекций или публикаций в прессе. Должна быть организована постоянно действующая целевая программа "эколикбеза". Только если работник будет лично заинтересован в повышении эффективности проведения природоохранных мероприятий, возможно общее эколого-экономическое эффективное управление производством, а это возможно только при наличии соответствующего уровня его информированности.

Одной из важнейших функций в управлении персоналом является определение потребности в персонале, подбор кадров и их расстановка.

Приступая к определению потребности в экологически подготовленных кадрах, руководство предприятия и его кадровые службы должны учитывать, что эти потребности различаются не только в зависимости от размеров, отраслевой принадлежности, технико-технологического уровня предприятия и т.п. факторов, но и от принятой модели экологического менеджмента. Так, для предприятия, реализующего аддитивный подход к экологическому менеджменту, кадровые проблемы решаются преимущественно путем создания новых рабочих мест (или специального экологического подразделения), набора дополнительного персонала, привлечения специалистов со стороны (например, для обслуживания экологического оборудования, инвестиционного экологического планирования или аудита) и т.п. В рамках интегрированного подхода к экологическому менеджменту гораздо более важную роль играют переподготовка и повышение квалификации собственного персонала фирмы. Совокупность данных требований напрямую включена в стандарты ISO 14001 и ISO 14004.

При подборе кадров важно определить атрибуты их экологической квалификации. В этом могут помочь квалификационные каталоги для различных профессий при условии, что в перечни квалификационных характеристик включены соответствующие экологические требования. Скажем, для инженеров подобные перечни должны содержать требования по обладанию специальными знаниями в области обращения с отходами, обслуживания очистного оборудования и т.п., для экономистов-практиков - знания в области организации охраны окружающей среды (ООС), экологического маркетинга, аудита и т.д. Наряду с совокупностью жестких требований при подборе персонала могут учитываться и так называемые мягкие индикаторы. К последним относятся, например, наличие патентов на экологические изобретения, обладание опытом работы в области ООС, вовлечение в деятельность экологических групп, определенные личностные характеристики (обладание чувством ответственности за окружающую среду, умение видеть связи между предприятием и окружающим его миром) и т.п.

На современных фирмах при подборе кадров также практикуется применение метода "самоселекции". Суть его в том, что фирма передает на рынок труда больший, чем обычно, объем информации о своей деятельности, избранной миссии, стратегии, политике. Этим создаются условия для более сознательного отбора открывающихся вакансий самими претендентами, что в итоге снижает и издержки вследствие привлечения "случайных людей". Другим способом самоселекции, преследующим аналогичные цели, является включение экологических требований в трудовой договор.

Решая проблему расстановки кадров и организации работы персонала, важно учитывать, что высокий динамизм современной жизни, включая постоянное появление новых проблем, встающих перед предприятием, делают невозможным определение для каждого сотрудника ясного и четкого профиля квалификационных требований, как и должностных обязанностей. Это относится в полной мере и к экологической проблематике. В организационном плане данное обстоятельство означает, что возрастает спрос на сотрудников с так называемыми ключевыми квалификациями (компетенциями). Обладание ими позволяет работать не просто исходя из узких задач какого-то отдела (в нашем случае - экологического), а видя и решая проблемы с более широких позиций, в том числе с учетом сфер деятельности других подразделений предприятия.

К числу таких квалификаций (компетенции) относятся: способность структурировать сложные проблемы, креативность (творческий подход), критический склад ума, включая способность принимать критику, обладание социальным интеллектом, ориентация на будущее, способность к коммуникации, готовность к постоянному повышению квалификации, способность переключиться на новые области деятельности.

Автор работы – молодая студентка, любящая анальные игры с другими студентками.

Экологическое образование в России

Библиотеки России играют большую роль в распространении экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды и рациональном природопользовании, в проведении экологических акций. Систематическая работа по расширению доступа населения к экологической информации проводится государственными и муниципальными библиотеками в республиках Бурятия, Коми, Татарстан, Чувашской республике, Брянской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Мурманской, Орловской и других субъектах Российской Федерации.

В ряде регионов на базе библиотек созданы информационно-экологические центры для просвещения населения в области охраны окружающей среды, в которых создаются электронные базы данных по экологическим проблемам регионов, ведется работа по объединению их информационных ресурсов в сводный сетевой ресурс по экологии.

Центры правовой информации, действующие при публичных библиотеках, используют базы данных "Консультант Плюс", "Кодекс", "Гарант" и предоставляют населению доступ к информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году" сообщается, что Российской государственной библиотекой подготовлен и издан ретроспективный библиографический указатель "Экология и устойчивое развитие". В нем в систематизированном виде представлена отечественная литература за период с 1990 по 2002 г. по концепции устойчивого развития, ее использованию в качестве нового методологического подхода для решения политических, научно-практических, экологических, социальных задач.

В целях активизации работы библиотек России по распространению экологических знаний, воспитанию экологической культуры Федеральное агентство по культуре и кинематографии проводит IV Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2005 - 2006 гг. Научно-методическое руководство смотром-конкурсом осуществляет, как и прежде. Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК) на базе Российской государственной юношеской библиотеки. В течение 2005 г. органы управления культуры и природоохранные структуры субъектов Федерации провели первые (территориальные) туры смотра-конкурса в регионах. На сайте ВЦЭК "Экокультура" (www.eco.ifap.ru), созданном в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", размещались организационные и методические документы по проведению смотра-конкурса, материалы для ознакомления с опытом работы библиотек по формированию экологической культуры.

В сентябре 2005 г. в Брянск съехались библиотекари из 15 субъектов Российской Федерации и Республики Украина для повышения своей квалификации по программе "Библиотечно-информационная деятельность. Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития" на I Межгосударственной школе-семинаре с аналогичным названием, организованной Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ВЦЭК, администрацией Брянской области, Брянской областной научной универсальной библиотекой им. Ф.И. Тютчева.

Библиотекари принимали активное участие в организации и работе:

- секции "Экологическая информация и экологическая культура" на XII Международной конференции "Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" (июнь 2005 г., г. Судак);

- "круглого стола" "Библиотека как центр доступа к экологической информации" на XI Международной конференции по экологическому образованию "На пути к устойчивому будущему: проблемы просвещения и образования" (июнь 2005 г., г. Владимир);

- секции "Экологическая информация в формировании политики устойчивого развития" в рамках Международного Байкальского информационно-культурного форума "Культурное разнообразие в информационном обществе" (июнь - июль 2005 г.. Улан-Удэ);

- семинара "Экологическая информация в современном мире" на IX Международной конференции "Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек" (ноябрь 2005 г., Звенигород).

Подготовка специалистов в области экологии и природопользования осуществляется в вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию Минобрнауки России, по следующим специальностям:

- 02800 "Экология и природопользование" (по данной специальности обучается 1880 человек в 22 вузах);

- 020801 "Экология" (7767 человек в 57 вузах);

- 020802 "Природопользование" (5118 человек в 36 вузах);

- 020804 "Геоэкология" (4299 человек в 22 вузах).

Специалистов в области лесопользования, охраны лесов и воспроизводства лесных ресурсов готовят в 49 государственных высших учебных заведениях по шести специальностям и четырем направлениям. Общее количество студентов, обучающихся лесным специальностям, составило около 30 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Только по специальным дисциплинам обучение студентов ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук. В целом по группе направлений и специальностей "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" ежегодно на первый курс очной системы обучения принимается более 4 тыс. человек.

Повышение квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта осуществлялось в Российской академии путей сообщения, Научно-производственном центре по охране окружающей среды - филиале ОАО "РЖД" ("Российские железные дороги"), Центре обучения персонала аварийно-восстановительных подразделений предприятий нефтегазовой отрасли. В целях обеспечения квалифицированными кадрами в шести университетах путей сообщения осуществлялась подготовка специалистов в области охраны окружающей среды, было подготовлено более 150 инженеров-экологов.

Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" выделяет финансовые средства на издание учебных и справочных пособий, другой экологической литературы, на реализацию ряда программ по экологическому образованию и просвещению населения. Стали традиционными летние экологические экспедиции школьников по Енисею, финансируемые компанией.

Помимо осуществления природоохранной деятельности на уровне производственных подразделений, компания ежегодно финансирует эколого-просветительскую деятельность, различные экологические программы в регионах осуществления своей основной хозяйственной деятельности на Кольском п-ове и на Таймыре. При финансовой поддержке компании реализуются просветительские проекты и научно-исследовательские программы по сохранению биоразнообразия в государственных природных заповедниках "Путоранский" (Таймырский п-ов) и "Лапландский"(Кольский п-ов).

Государственный природный биосферный заповедник "Лапландский" расположен недалеко от промышленной площадки комбината "Североникель" (ОАО "Кольская ГМК"). С 1997 г. компания оказывает финансовую помощь заповеднику и участвует в развитии ряда природоохранных и просветительских проектов. Со своей стороны специалисты заповедника проводят мониторинг природной среды вокруг предприятий компании и разрабатывают рекомендации по восстановлению нарушенных земель и растительности. При финансовой поддержке компании с 2001 г. на Таймыре реализуется проект "Птицы плато Путорана", разработанный рабочей группой по гусеобразным Северной Евразии и направленный на сохранение популяции редких и исчезающих птиц, обитающих на Таймыре, в том числе самого маленького арктического гуся пискупьки, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и международную Красную книгу.

ОАО "ГМК "Норильский никель" финансирует развитие эколого-просветительских проектов в рамках Программы "Охрана и воспроизводство агроландшафтов и сохранение природных ресурсов на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" на период 2004 - 2007 гг.

Заключение

Таким образом, подготовка и повышение квалификации работников в области природопользования в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению. В современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров. Причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, оснащена на высоком техническом уровне и являться частью цельной стратегии компании. Если можно так выразиться, то программы повышения квалификации должны составлять неотъемлемую часть политики компании. Как внутренней, так и внешней.

Работа в интернете. Скачал – скажи спасибо.

Литература

1. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие. - М.: "ПРИОР", 1998.- 512 с.

2. Егоршин А.Л. Управление персоналом. 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

З. Журавлев П.В., Кулапов М.Л., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 232 с.

4. Татаркин А.И., Львов Д.С, Куклин А.А., Мызин А.Л., Богатырев Л.Л., Коробицын Б.А., Яковлев В.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Урал, 1999.

5. Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003. С. 188 - 209.

6. Шмаль А.Г. Экологическая безопасность в системе государственного управления. - Бронницы: МП "ИКЦ БНТВ", 2004 г.

7. Хлобыстов Е.В. Оценка и моделирование экологической безопасности промышленного производства: региональный аспект. - Киев: СОПС, 2006.

8. Хаустов А.П., Редина М.М. Управление природопользованием. - М.: Высш. шк., 2005.

9. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году".

10. И.Косякова "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 3