Экология русского языка

      Муниципальное образовательное учреждение №76

        

          

   Экология русского языка.                               

                    Выполнила:  ученица        10а класса

 

                                           Кузнецова Ирина

                     Проверила:  Ольга Романовна

                                                          Челябинск

                                                              2002

                

                                                       СОДЕРЖАНИЕ.

                          

1.      Причины кризисного состояния русского языка и меры борьбы с ним.---------стр.3

2.      Задачи экологии русского языка. ------------------------------------------------------------стр.4

3.      Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------------стр.5

4.      Библиография.--------------------------------------------------------------------------------------стр.6

                      Экология русского языка.

                                                             

                                                                            Берегите наш язык

                                                                            Наш прекрасный русский язык.

                                                                                     Этот клад достояние переданное

                                                                                     Нам нашими предшественниками.

                                                                                                                        А.С. Тургенев

1. Причины кризисного состояния русского языка и меры борьбы с ним.

             По общему справедливому определению, русский язык находится в настоящее время в кризисном состояние. Причинами этого являются:

 -     Резкое сокращение базы разговорного русского языка  в связи с изменением геополитической обстановки, как в России и странах СНГ, так и в мире,

-          С ухудшением экономического положения нашей страны; 

-          Уменьшением учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах;

-          Вымиранием эпистолярной культуры; 

-          Примитивизацией навыков устного общения и деловых переговоров;

-          Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами;  

           Недостаточное владение нормированной речью представителей профессий с повышенной речевой ответственностью связано с тем, что языковое воспитание осуществлялось в грамматическом, а не  в риторическом духе, при  котором отсутствовало знание всех форм речевого общения, воздействие и взаимодействие. Фактически в настоящие время утерян русский риторический идеал.

            Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развития, очищение и восстановление после многих десятилетий всеобщего похамления требует следующих строгих мер:  

-          Пропаганда русского языка за пределами России;

-          Восстановление влияния русской филологии на среду языкового общения иностранных поклонников русской словесности;

-          Совершенствование языкового воспитания в непрерывном образовательном процессе;

-          Постановка в центр языкового обучения          полноценной современной филологической школы.

             Нужно упорядочить нормы русского языка, издавать  новые толково- энциклопедические, стилистические словари, годные для всеобщего употребления, в которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика.

              Для развития русского языка необходимо так же использовать и разработать русскую литературу XX в. , осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и постмодернистских произведений нередко грязен и примитивен. Только после этого будут цениться эстетически совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества.

              Для выхода из языкового кризиса нужно совершенствовать педагогические приёмы и методики преподавания русского языка, обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации преподавателей   с учётом конкретных условий  организаций образовательного процесса по гибким, интерактивных моделях обучения.

         

                                      2.Задачи экологии русского языка

    Особо важным представляется создание с помощью современных средств электроники единой системы разноаспектных сайтов,  содержащих банки данных  по филологии: о русском языке и его функционировании, о языковых процессах, происходящих в России и за рубежом, а также база данных по русской литературе. 

               На фоне этих глобальных задач, стоящих перед филологами России, кафедра русской филологии факультета международного образования Тамбовского гос-го  технического университета пытается вносить определённый вклад в один из приоритетных разделов осуществление федеральной целевой  программы “Русский Язык” : применение новых информационных технологий  в филологии. Нами намечены две основные цели: использование компьютерных технологий в процессе изучения дисциплин филологического цикла и пропаганда по компьютерным сетям русского языка, как средства  межнационального общения и отображение через него культурного, духовного, нравственного и творческого потенциала русского народа. 

                Для осуществления поставленных целей  необходимо создать информационную, нормативную и справочную базы данных изданий по филологии в электронном виде (программы, учебные планы, справочные издания, словари, энциклопедии ).

                 Важнейшей задачей является разработка учебно-методического обеспечения, дистанционных и открытых форм изучения русского языка и литературы, в том числе электронных учебников, пособий, словарей, мултимидийных программ, аудио- и видео библиотек по лингвистике и литературоведению.

                  Первоочередными перекладными задачами информационных технологий  в филологической области можно считать проведение телеконференций по важнейшим  проблемам современной науки, а так же “Заочных конференций”  по сетям интернет, разработка сайтов по определённой актуальной тематике, издание электронных научных журналов, посвящённым различным статьям филологии.

                  Расширение системы обучения и тестирования по русскому языку и другим дисциплинам филологического цикла через сеть Интернет, разработка новых образовательных и тестирующих технологий с открытым доступом для всех этапов непрерывного  образования (от до школьного до после вузовского ) позволят наиболее эффективно постигать широчайше возможности русского языкового кризиса и пропаганде, и развитию русского языка в мировом образовательном процессе.

                    Защита и пропаганда русского языка, внимание к нему и углубление в него.

Важнейшие задачи,  стоящие перед кафедрой русской филологии  ТГТУ  сегодня.

Достаточно перечислить дисциплины, преподаваемые в стенах университета силами кафедры, чтобы получить представление об объеме литературоведческих и языковедческих  знаний  которые передаются студентам как гуманитарных, так и технических факультетов: современный русский язык, русский язык и культура речи, стилистика и литературное редактирование, история русской литературы, риторика.  Следует особо подчеркнуть практическую неправильность  преподавания этих предметов: около 2/3 всех курсов  

  - это лабораторные и практические занятия нацеленные на помощь в овладение студентами теоретических знаний, развития умений и навыков правильного использования языковых богатств, творческих возможностей обучающихся,  способствующие их  раскрепощенности в рамках кодифицированного  языка. Лингвистический и литературный анализ текстов, стилическое экспериментирование  с попутной орфоэпической, орфографической и синтаксической коррекцией, тематическое высказывание (описания, пересказы, истории, рассказы, рассуждения и т.д.)    перед камерой с последующим анализом достоинств и недостатков, дискуссий и полемики и т. д. – вот не полный  перечень работ, предлагаемых студентам, для которых русский язык родной или в достаточной мере изучен как иностранный на подготовительном курсе.

             

                                               3.  Заключение.   

          Русский язык как иностранный требует к себе особого внимания и естественно, иных методов преподавания. Сознательно-практический метод с коммуникативной направленностью в обучение даёт возможность углубиться в функциональные особенности русского языка, познать необходимые тонкости обращения с русским словом . Несомненно это трудоёмкий и длительный процесс, требующий как и от преподавателя, так и от студента огромного напряжения. Преподаватели кафедры опираются в работе на испытанные практикой и временем приёмы изучения русского языка на началом и  продвинутом этапах.  Однако взяв курс на интегрирование в европейское языковое пространство и осознавая при этом спад интереса изучения русского языка за рубежом, кафедра русской филологии стремится к восстановлению статуса русского языка  как международного путём внедрения в теорию и практику в его преподавание новых методов: вводятся элементы интенсивного курса русского языка как иностранного, активно используются аудио- и видеозаписи, разрабатываются новые компьютерные программы для закрепления изученного и презентации фонетического и грамматического материала, с использованием игровых заданий, создаются мультимедийные учебники.

           Как известно, важной предпосылкой образования становится необходимость приобретения обучающимися лингвистической, литературной, страноведческой компетенции, однако многолетнее обучение любому иностранному языку с узкопрограматическими целями  теряет смысл, если в течение долгого времени человек не попадает в страну, язык который он изучал. Создание банка данных в интернете о научном потенциале кафедры филологии и её практических возможностях  в обучение русскому языку иностранцев в русской языковой среде  с использованием оптимальных приёмов формирования, речевой компетенции учащихся, нацеленных на индивидуализацию  процесса обучения, позволяет внести ощутимый вклад в реализацию далеко идущих планов России по поддержке и пропаганде русского языка как международного однако из тех языков которые занимают достойное место в строительстве “общеевропейского дома” и в частности в подготовки европейских инженеров  и филологов-русистов, способных обеспечить единое словесное пространство на фоне объединяющийся Европы лишенной общего языка.           

                            Библиография.

1) Белоусов 1997 - Белоусов В. Н. Об основных тенденциях употребления русского языка в странах СНГ и Балтии // Русский язык как государственный. М., 1997.

2) Есаджанян 1999 - Есаджанян Б. М. Статус русского языка в Республике Армения в контексте современности и система образования // Русский язык в Армении.

Ереван, 1999, № 1.

3) Трубецкой 1990 - Трубецкой Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания, 1990, № 3, с. 127.

4) Челышев 1998 - Челышев Е. П. Культура России в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 1998

5) http://www.gramota.ru/nws_arch.php?nn=437