Экономическая система Дании

П л а н:

1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)

1.1. Дания. Природные ресурсы. Политика

1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году

1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)

1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитие предпринимательства

1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции

2. Дания и ЕС

3. Дания и Беларусь

4. Дания: проблемы и перспективы

5. Использованные источники

1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)

В своем докладе я собираюсь дать характеристику экономической системе Дании и доказать, что Дания является страной со смешанной экономикой, где в функции  государственного регулирования входит осуществление жесткой налоговой политики, управление эмиссией денег и ставками рефинансирования для осуществления эффективной социальной политики и стимулирования предпринимательства. А так же показать, что в стране имеется как государственный, так и частный капитал – предприятия государственной и негосударственной форм собственности, причем последние преобладают, в их отношении проводится политика стимуляции активности.

Кроме того, будут освещены внешнеэкономические и иные отношения Дании со странами Европы и Беларусью.

 

1.1. Дания. Природные ресурсы. Политика

Королевство Дания относится к числу малых европейских государств как по численности населения - 5,3 млн.чел., так и по размерам терри­тории - 43,1 тыс.кв.км. Средняя плотность насе­ления 122 чел. на 1 кв.км. Крупнейшие города – Копенгаген (столица), Орхус, Оденсе, Ольборг. В состав Дании входят на правах автономий острова Гренландия (2175 тыс.кв.км.) в Северной Атлантике и Фарерские острова (1400 кв.км.), расположенные к северу от Шотландии.

Дания ведет добычу нефти (запасов на 10 лет) и газа (запасов на 20 лет) на своей части шельфа Северного моря и является «нетто-экспортером» углеводородного сырья. Имеются также небольшие запасы бурых углей, торфа, калийных солей, высококачественных глин, мела и известняка, а также инертных материалов для строительной индустрии. Геологические исследования на Гренландии выявили крупные промышленные запасы урановых и цинковых руд, молибдена и тория, а также каменного угля. Данные последней геологической разведки показывают, что у берегов Гренландии больше нефти, чем во всем Северном море, а в самой Гренландии - богатейшие месторождения золота и алмазов. Воды экономической зоны Дании, Гренландии и Фарерских островов богаты рыбными ресурсами.

Административно территория страны делится на 14 губерний (амтов) и 275 коммун. Подавляющее большинство населения – датчане (95%). 85% населения страны проживают в городах. Государственный язык – датский, близкий к норвежскому и шведскому языкам. Значительная часть населения владеет английским языком. Национальные праздники – 16 апр., День рождения Королевы Маргрете II, и 5 июня, День Конституции Денежная единица – датская крона (DKK), ее средний курс 10 DKK = 1,5823 USD, = 1,3398 Euro (25/11/2005).

Государственная религия – евангелическо-лютеранская (87%). Вместе с тем, отношение к религии не более чем дань традиции.

Дания – конституционная монархия. Глава государства – Королева Маргрете II. Однако фактически исполнительную власть в стране осуществляет Государственный совет и правительство. Королева лишь скрепляет своей подписью решение совета и принятые парламентом законы.

Высший законодательный орган – однопалатный парламент (фолькетинг) состоит из 179 парламентских мест, четыре из которых зарезервированы для представителей Фарерских островов (2) и Гренландии (2). Члены парламента избираются сроком на 4г. на основе всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы в парламент прошли в ноябре 2005г.

Правительство формируется по поручению Королевы лидером одной партии или представителем коалиции партий.

Положительные темпы роста ВВП Дании на­блюдаются с 1987г. По уровню конкурентоспособ­ности экономики она находится на четвертом ме­сте в мире, уступая только Финляндии, США и Швеции. Одним из наиболее значимых факторов достижения Данией такой высокой конкурентоспособности является умелое использование международного разделения труда.

Член ЕС с 1973г.

На прошедших 8 фев. 2005г. очередных парла­ментских выборах, партии сложившейся в 2001г. правительственной коалиции - «Венстре» и кон­серваторы — вместе с поддерживающей их «Дат­ской народной партией» получили 95 из 179 ман­датов и, таким образом, остаются у руля исполни­тельной власти на ближайшие 4г., что означает сохранение курса на следование «Лиссабонским стратегиям» (высокая конкурентоспособность; создание динамической экономики, основанной на знаниях; увеличение занятости; лучшие рабочие места и социальное единство; лучшая окружающая среда) при особом внимании социальным составляющим. Премьер-министром страны оста­ется Андерс Фог Расмуссен.

1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году

Основой экономического потенциала Дании являются развитая промышленность и высокоэф­фективное сельское хозяйство. Дания наряду с эт­им является крупной рыболовной державой, а так­же располагает одним из самых больших в мире морских торговых флотов. По результатам 2004г. Дания стала крупнейшей судоходной державой в Европе. Датчане имеют разветвленную сеть транспортно-экспедиторских и торгово-промышлен­ных компаний по всему миру, что в значительной степени определяет успехи в продвижении датско­го экспорта.

Экономические результаты страны в 2004г. можно охарактеризовать как положительные. Экономическая и валютно-финансовая политика правительства получили высокую оценку КЕС и ОЭСР. По таким экономическим показателям, как положительное сальдо платежного и внешне­торгового баланса, управляемый госбюджет и сдерживание безработицы, КЕС называет Данию «самым образцовым членом Евросоюза». Эти ус­пехи особенно ощутимы ввиду сохраняющихся негативных внешних факторов, таких как: необы­чайно низкий курс доллара США по отношению к евро и датской кроне (снижение курса с 2002г. со­ставило 32%) и общая рецессия на основных рын­ках сбыта датской продукции в Западной Европе.

Датские специалисты подсчитали, что если бы курс доллара по отношению к датской кроне оста­вался на уровне 2000г., то число занятых в Дании в наст.вр. было бы на 60 тыс.чел. больше (это более треть от общего числа безработных в стране). Ин­фляция в 1,1% в 2004г. является самой низкой с 1958г. Объяснением этому послужило то, что об­щий уровень цен в Дании в 2004г. снизился на 0,5%, а без учета роста цен на энергоносители — на 0,9%, однако при этом стоимость услуг возросла почти на 3%, что вкупе привело к довольно низкой инфляции.

Экономический рост Дании в натуральном выражении, в % Физический рост

                                                                    

                                                                       2001      2002     2003      2004

Производство.................................................2,9........1,2.........2,1.........2,4

Промышленный экспорт..............................2,6........4,2.........6,2.........5,7

Инвестиции в производство............................0 ......-0,2............0 ...........4

Производительность.....................................3,4........3,3.........2,3.........2,3

По всем основным экономическим показате­лям в 2004г. в Дании отмечен умеренный рост, за исключением частного потребления и брутто-инвестиций, по которым рост составил соответ­ственно 4,1 и 4,5%.

Экономические показатели Дании, млрд.долл.

                                        1999            2000           2001           2002            2003            2004

Частное потребл....…….87,3.………77,6………75,9....……84……… 102,2 ..…….117

Обществ. потребл....…...44,9.………40,3..…….41,2 .…….45,2..………57,8.……...64,2

Брутто инвестиции..…...35,8......……35 ………34,2 .…….36,9..………45,4.……...52,2

Частн. инвестиции...…...25,4....……..25 ..………25 .……..27,2..………34,4.……...39,2

Инвест. в госсектор.....…2.9....……..2,8....…….2,8...……..2,9.....……...3.7.....……...4,3

Инвест, в жилье...........…7,4...……...7,4..………6,3...…….7,4.....……...9,8...……...11,4

Платежный баланс......…2,9....……..2,5....……..4,1.....…...3,6.......…….4,4.....……...7,2

Госбюджет, выполн......+58,3....…+53,5..........+52,4 ....…+54,5......…..+66,6......…+75,3

Сальдо……………..........-57.......…-49,7....…...-49,7....…..-52,9........….-64,6.....…...-73,5

........................................ =1,3..........=3,8......…. =2,7....…..=1,6.........….=2,0........….= 1,8

Брутто госдолг..........…...106.……..87,9……....83,5 ..…..…90 ....……..105 ..……....115

Внутр. госдолг..........…...92,9...…...77,2..……..73,4 ……..79.3.....…….92,4 ..……....101

Внешний госдолг............12,9.……10,53..….....10 7 .…..…10,6......…….13......……....14

Источник: минфин Дании, 2004 г

1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)

В результате жесткой финансовой политики, проводимой правительством Дании в последние годы, бюджет исполняется с профицитом, сокра­щается внутренний и внешний госдолг. Безработица в 2004г. составила  6,2% от всего трудоспособного населения (значительно ниже средней цифры ЕС). 60% расходов государственного бюджета идет на со­циальные цели.

Изменения в доход­ной и расходной частях государственного бю­джета отражают как общее состояние экономики по сравнению с предшествующим периодом, так и основные ориентиры государственной политики во всех важнейших сферах жизни датского обще­ства.

В целом правительство Дании с 2002г. проводит линию на жесткую экономию с тем, чтобы снизить налоговое бремя. Такая политика в 2004г. привела к скромному, но, тем не менее, положительному результату - налоговое бремя снизилось с 49,3 до 48,9%.

Потребительские цены в Дании по данным минфина снизились в 2004г. на 0,5% (за 2003г. — возросли на 2,4%), а без учета роста цен на энерго­носители - на 0,9%. При этом рост цен на услуги составил 3%. Все это привело к довольно низкому уровню инфляции в Дании в 1,1% (в 2003г.-2,1%), т.е. самому низкому уровню с 1958г.

Основными факторами сокращения инфляции в 2004г. стали: ситуация в мировой и европейской экономике (низкий курс доллара США по отно­шению к евро и датской кроне), растущий «деше­вый» импорт из стран Юго-восточной Азии, некоторое ослабле­ние налогового бремени и иные меры правитель­ства Дании. В текущем 2005г., как ожидает прави­тельство и ряд ведущих датских банков (Nordea), рост инфляции составит 2,1%.

Валютные резервы Дании на 31 дек. 2003г. со­ставили 217,6 млрд.кр. или (по текущему курсу USD/DKK 5,4676) 39,79 млрд.долл. (на 31.12.2003 - 224,1 млрд.кр., а на 31.12.2002 - 193,9 млрд.кр.).

Структура валютных резервов на конец года, в млрд.дат.кр.

                                           Дек. 2000        2001        2002       2003        2004

Золотой запас...........................4,567......4,682......4,976......5,194..........5.3

Иностранные активы...............116,1......135,7......183,3......213,7....…208,1

Иностранные пассивы.............-3,14......-3,75......-3,32..…..-2,97...…. .-3 1

Требования к МВФ....................4,78........8,31.......8,89...........8 ......…..5,9

Валютные резервы, всего........122,3........145 .....193,9....…224,1..….217,6

Данные пассива баланса Датского национального банка.

Дания в значительной степени интегрирована в мировую экономику. Доля экспорта составляет 42,2% ВВП. 80% внешнеторгового оборота прихо­дится на европейские страны, в т.ч. на скандинав­ские - 20%.

 

1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитие предпринимательства

Дания традиционно привержена идеям свобод­ного рынка и на практике последовательно высту­пает за либерализацию международной торговли, в первую очередь, в рамках Европы. Оптимальной формой экономического сотрудничества в Евро­пейском Союзе и с третьими странами, по мнению датских официальных лиц, является открытость рынков, снятие всякого рода протекционистских барьеров и ограничений во взаимной торговле. Да­ния намерена и в дальнейшем следовать этой линии и продолжить работу по либерализации торговли как в рамках существующих соглашений ЕС, так и вне них. В то же время, Дания строит свою торговую политику с третьими странами, в т.ч. с Россией, ис­ходя из обязательств, связанных с ее членством в ЕС. В Дании во внутреннее законодательство ин­корпорировано 99% директив КЕС, в т.ч. и по во­просам регулирования внешней торговли.

Прогнозы на 2005г. Большинство оценок и прогнозов экономического роста в мире по 2005г., в т.ч. в среднем по ЕС и зоне евро были в конце 2004г. несколько скорректированы в сторону уме­ньшения. В дек. 2004г. ЕЦБ снизил оценки эконо­мического роста в Еврозоне в 2005г. до 1,9-2,9%. Вслед за вялым развитием экономической ситуа­ции в Западной Европе в целом, прогнозы роста ВВП в Дании в 2005г. были уменьшены специали­стами Danske Bank до 2,5%; банка Nordea - до 2,3%; правительством Дании - до 2,4%.

Специалисты МВФ, в своем докладе IMF Glo­bal Economic Outlook, предвещая в 2005г. общеми­ровое снижение темпов роста производства и ус­луг до 4,3% (в 2004г. — 5%), считают, что в Дании рост ВВП сохранится на уровне 2004г., т.е. 2,5%. По последним прогнозам датских экспертов в 2005г. в Дании ожидается рост частного потребле­ния на уровне 2004г., т.е. 4,1%, рост экспорта на 3,1%, импорта - на 5,4%. Инфляция в 2005г. ожи­дается в 1,5%.

Присутствие госкапитала в активе крупнейших датских компаний положительно влияет на успешное претворение в жизнь решений, принимаемых на правительственном уровне. Датское государство владеет акциями 20 компаний, в 10 из которых ему принадлежит контрольный пакет.

Однако в настоящее время правительство Дании готовится к частичной либо полной приватизациии целого ряда компа­ний, принадлежащих государству. Целью про­граммы приватизации является получение допол­нительных средств — до 20 млрд.кр. (более 3,3 млрд.долл.) - для значительного усиления госу­дарственной поддержки научных исследований как фундаментального, так и прикладного харак­тера (значения).

Датское правительство активно поддерживало идею диверсификации деятельности нефтегазового концерна Dong за счет внедрения на рынок электроэнергетики, т.к. это значительно повысило бы капитализацию Dong, принято реше­ние продать 49% (из 100%) акций в частные руки.

Готовится приватизация 25% акций Почты Да­нии (Post Danmark A/S). Среди наиболее вероят­ных кандидатов на приобретение данного пакета акций - Deutsche Post и голландская TPG. В дан­ном случае целью правительства является не столько получение свободных средств (выручка может составить 250 млн.долл.), сколько привязка почтовой службы к мощному стратегическому партнеру.

Наряду с Датской почтой и телеканалом TV2, обсуждается приватизация (в 25% акций) Датских государственных железных дорог — компании, владеющей сетью железных дорог и поезда­ми/электричками, имеющей 8 тыс. служащих при годовом обороте в 8,5 млрд.дат.кр. (1,2 млрд.долл.), а также датской части акций скандинавской авиакомпании SAS.

Правительство стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Его льготы, га­рантии делаются для МСП с объемом оборота до 15 млн.дат.кр. (выплата НДС с рассрочкой в 40, а не 25 дней, облегченные административные вы­платы при открытии нового предприятия, некото­рые льготные платежи при «смене поколений ру­ководителей»). Важным шагом правительства Дании в целях стимулирования экономического развития и преодоления спада стало снижение с 6.12.2002г. центральной ставки рефинансирования на 0,5% до 2,95%, вслед за аналогичным шагом ЕЦБ в начале дек. 2002г. – до 2,75%. В июне 2003г. центральная ставка рефинансирования была снижена до 2%.

В Д. 97% от общего количества компаний являются малыми и средними предприятиями, на которых работают 3/4 всех занятых в частном секторе. Поскольку важность создания соответствующих условий для участия МСП в межд. разделении труда очевидна, то одной из основных целей межд. сотрудничества является ликвидация барьеров во внешнеэконом. деятельности таких предприятий. Гос. политика стран региона в области регулирования деловой активности МСП должна создавать все необходимые условия для свободного сотрудничества и свободного принятия решений по использованию рыночных механизмов. Такие условия включают в себя свободный доступ к технологиям и венчурному капиталу. Таким образом, важное значение приобретает развитие европейского рынка венчурного капитала.

Выделение финансовых ресурсов на уровне международных организаций, ЕС и из националь­ных бюджетов стран-участниц (в т.ч. Дании) на отдельные проекты и программы помощи, в част­ности, странам ЦВЕ (Датско-белорусское и датско-российское сотруд­ничество в обл. охраны окружающей среды, ТА-СИС, ЮНИДО и др.) является важной составляю­щей государственного регулирования экономики Дании.

1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции

Дания - страна с высокоразвитой экономикой. По производству ВВП на душу населения - 31,2 тыс.долл. - Дания, по данным World Bank Atlas 2004, входит в пятерку самых развитых стран мира.

После двух лет растущей безработицы, прави­тельство Дании 16 апр. 2004г. выступило с важней­шей финансово-политической инициативой за последние десять лет. Ее целью являлось создание в общей сложности 44 тыс. новых рабочих мест до конца 2005г. Среди намеченных мер - серьезное ослабление налогов, начавшееся уже с 1 июня 2004г. Было отложено (на 2006г.) начало обязательных выплат датчанами 1% зарплаты в допол­нительные пенсионные накопления (SP-fonden).

Только за счет этих мер, датская среднестати­стическая семья с общим годовым доходом в 520 тыс.кр. (брутто) получила на потребительские рас­ходы дополнительно 11,2 тыс.кр. (1,8 тыс.долл.) уже в 2004г. Таким образом правительство Дании надеялось за счет роста потребления вызвать ожи­вление в экономике страны и, только благодаря этому, сокращение числа безработных уже в 2004г. на 5,5 тыс.чел., а в 2005г. — еще на 5 тыс.чел.

Правительственное предложение не ограничи­лось только вышеуказанными мерами. Уже в 2004г. было начато выполнение проектов в со­циальной сфере и в обл. здравоохранения, запла­нированных на 2006 и последующие годы. На эти цели было выделено 570 млн.кр. Вместо 2006-07гг., уже в 2004г. были начаты инвестиции в ка­питальное строительство на 1,3 млрд.кр., в основ­ном в строительство жилья в аренду для молодых семей. В 2004г., также ранее запланированных сроков, был начат ряд проектов в расширение и улучшение автомобильных и железных дорог, строительство лабораторий и клиник, повышение эффективности канализационных сетей, повыше­ние пожаробезопасности музеев.

Неправительственные, общественные, благотворительные организации играют важную роль в социально-политической жизни страны. Это определяется датскими традициями, социальной направленностью самого «государства всеобщего благосостояния». В Д. существует несколько крупных, связанных с благотворительностью, неправит. организаций, опирающихся на массовое членство и весьма солидную финансовую базу. К их числу относятся «Датский Красный Крест», «Датская церковная помощь», «Каритас Денмарк» и «Кеар Денмарк». Спектр решаемых ими на межд. арене задач очень широк: оказание гум. помощи в районах стихийных бедствий и военных конфликтов, предотвращение стихийных бедствий, эконом. поддержка и тех. помощь сельскому хозяйству, направление мед. персонала в районы эпидемий и подготовка иностранных кадров, экспертная помощь тем странам, где сложилась неблагополучная ситуация в сфере экологии, прием и устройство беженцев, проведение операций по разминированию.

Внутри страны основное внимание эти органы уделяют наиболее уязвимым группам населения – престарелым, инвалидам, психически больным людям, бездомным, уличным детям, лицам с алкоголической зависимостью и т.д. С этой целью организуются службы по посещению на дому, ночлежки, столовые, пункты медобслуживания.

Гражданам новых стран ЕС, желающим иммигрировать в Данию, (кроме Кипра и Мальты) в течение 2 лет придется пережить переходные условия (могут быть продлены до 7 лет). До получения вида на жительство в датской иммиграционной службе приступать к работе нельзя. Чтобы оно оказалось на руках, требуется предъявить конкретное предложение о трудоустройстве либо заключенный с работодателем трудовой договор. Разрешение распространяется только на ту конкретную работу, на которую оно выдано. При смене места необходимо обратиться за новым видом на жительство. По истечении срока занятости оно аннулируется. Вид на жительство каждый раз выдается на срок не более года. Иммигранта вправе сопровождать члены семьи, если он располагает местом для проживания, соответствующим общим датским стандартам. С 1 июля 2002 года в Дании действуют особые правила, распространяющиеся на сферы занятости, где ощущается нехватка рабочей силы (в некоторых секторах технических отраслей, естественных наук и технологических знаний, в области здравоохранения - врачи, инженеры, специалисты в области ИТ, сборщики-консультанты, спортивные тренеры и спортсмены, музыканты, артисты). Это означает, что иностранцы, желающие трудоустроиться в строго определенных сферах, разрешение на работу могут получить незамедлительно, а вид на жительство — на целых 3 года с возможностью ходатайства о разрешении на постоянное проживание через 7 лет. Им нужно отправить заявление в ближайшее посольство Дании, в службу иммиграции или местное отделение полиции этой страны.

Правительство начало финансирование целого ряда проектов, направленных на активизацию предпринимательства среди молодежи, а также профессиональную подготовку и переподготовку лиц в возрасте до 25 лет, нигде не работающих и получающих финансовую помощь государства. Таких лиц в стране 12 тыс.чел., в основном это иммигранты во втором поколении. Данная ини­циатива правительства действительно привела к оживлению экономики и получила высокую оцен­ку ОЭСР. ВВП Дании в 2004г. возрос на 2,5% (в 2003г. — 0,38%) и составил 1459,2 млрд. дат.кр. (243,5 млрд.долл.).

Экономический рост Дании и c прогнозным на 2005г., в %

                                            2001    2002    2003    2004    2005

ВВП................................. 1 ... 2,1.. 0,38... 2,5... 2,5

Частное потребление... 0,8... 2,4.... 2,2... 4,1... 2,2

Инвестиции.................... 3 ... 1,5.... 2,7... 4,5... 6,3

Экспорт......................... 3,7... 2,8.... 3,8... 3,8... 3,6

Импорт.......................... 4,3... 3,2.... 4,3... 8,1.... 4.7

Инфляция ..................... 2,4... 2,4.... 2,1... 1,1.... 2,1

Безработица…………………5,0….6,1…6,0…5,7

Источник: минюст Дании, 2004г.

Государством рассматривается вопрос создания фонда поддержки научных исследований из прибылей государства от добычи нефти и газа в датском секторе Северного моря. Наполнение «Фонда Северного моря для развития высоких технологий» будет осуществляться в 2005-12гг. по 2 млрд.кр. в год, т.е. до 16 млрд.кр. На поддержку научно-исследовательских работ государство сможет расходовать дополнительно 800 млн.кр. в год.

Развитие транспортной сети. Нынешнее пра­вительство уже выделило на развитие автотранс­портных артерий по всей территории Дании 7 млрд.дат.кр. по плану, рассчитанному до 2012г. (что на 2 млрд.дат.кр. больше суммы, выделяв­шейся прежним правительством на 9 лет). Ожида­ется, что всего на план по транспорту будет выде­лено 15-18 млрд.дат.кр. Предполагаются дополни­тельные расходы на развитие инфраструктуры (энергетических объектов, водоснабжения, теле­коммуникаций, жилья для престарелых), а также на уже действующие проекты, в т.ч. по переправе через пролив Фемерн между Данией и Германи­ей (приблизительная стоимость - 30 млрд.дат.кр., кроме того в 10 млрд.дат.кр. обойдется строитель­ство и оборудование наземных вспомогательных сооружений и прилегающих транспортных сетей - всего 6,7 млрд.долл.). Строительство предполага­ется за счет частных инвестиций. КЕС заявила о готовности поддержать проект, выделив не менее 20% от суммы общих расходов.

Разрабатываются проекты по усовершенствованию сетки метро в Копенгагене общей стоимостью в 12,9 млрд.кр (12 лет на реализацию).

2. Дания и ЕС

Дания является членом ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОЭСР, ОБСЕ, СГБМ и ряда других международных организаций. На позицию Дании по отношению к европейскому интеграционному процессу влияние оказывает ее членство в таких организациях, как ЕС (Европейский Союз), Совет Европы, ОБСЕ (Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе), ВТО (Всемирная Торговая Организация), ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), ЕАСТ (Европейская Ассоциация свободной торговли), СГБМ (Совет государств Балтийского моря), Северный Совет и Совет министров северных стран, Совет Баренцева и Евроарктического региона, а также в других институтах, занимающихся вопросами торгово-экономического регулирования и определяющих роль Дании в международном разделении труда и интеграции на европейском континенте.

Законодательство Дании соответствует нормам ЕС, в т.ч. по вопросам доступа на внутренний рынок и условий предпринимательства. Во внутреннее законодательство Дании инкорпорировано 97% директив КЕС по внутреннему рынку, что касается в первую очередь вопросов правил торговли, в т.ч. внешней и внутренней, регулирования и защиты внутреннего рынка (в Италии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии – 90-92%) и всего 99% директив КЕС. В целом законодательство не делает значительных различий между датскими и иностранными компаниями.

Весьма важны высказывания премьер-министра и министра иностранных дел о том, что Дании требуется более тесная интеграция с ЕС и что правительство будет бороться за отмену таких оговорок членства страны в Евросоюзе, как отказ от участия в создании совместных вооруженных сил и отказ от сотрудничества по некоторым правовым вопросам (частично). Правительство может взять реванш и по вопросу участия в евро.

Расстановка сил в мировой экономике, а также обострение экономического соперничества явно подсказывают, что «да» на референдуме 28 сентября 2000г. (евро) было бы более разумным и сказалось бы положительно на экономическом будущем Дании. Экономические условия «выживания» объективно становятся более жесткими, и усиление европейской интеграции, в т.ч. валютной, весьма необходимо. Так или иначе, правильность решения на референдуме оспаривается. Скорее всего, Дании придется прикладывать больше усилий для поддержания собственной валюты, помимо помощи со стороны ЕЦБ.

Остается открытым и вопрос о Европейской конституции (этот вопрос решаться будет, скорее всего, еще долго из-за своего фундаментального значения для Европы).

3. Дания и Беларусь

Экономическое сотрудничество

С 2004 года проводится совместная деятельность по содействию осуществлению и взаимной защите инвестиций в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Дания о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, подписанного в г. Минске 31 марта 2004 года. Соглашение предусматривает создание эффективной правовой основы инвестиционной деятельности, благоприятных условий для инвестиций в обоих государствах, а также для сотрудничества между инвесторами обоих государств в целях продуктивного использования ресурсов. Соглашение закрепляет государственные гарантии, предоставляемые инвесторам, действующим на территории другого государства. В частности, в Соглашении определены порядок и условия проведения национализации, экспроприации. Предусмотрены компенсация, которая должна соответствовать рыночной стоимости и рассчитываться в свободно конвертируемой валюте, а также возможность рассмотрения  дела пострадавшего инвестора, оценки его инвестиций и выплаты компенсации судебными или другими компетентными и независимыми органами.

С датской стороной  обсуждаются вопросы, связанные с перспективами развития двустороннего сотрудничества и отношений Беларуси с Евросоюзом. Беларусь и Дания приложат максимум усилий для активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Договоренность об этом достигнута по итогам состоявшихся переговоров в Минске заместителя министра иностранных дел нашей страны Александра Михневича с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Дания в Республике Беларусь (по совместительству) Ларса Виссинга (31. 03. 2004г.). Стороны признали, что состояние белорусско-датских торговых отношений не соответствует потенциалу двух стран. Было принято решение провести работу по расширению номенклатуры взаимной торговли. По словам заместителя министра, значительные перспективы взаимодействия Беларуси и Дании существуют в сфере медицины, науки и техники, легкой промышленности и энергосберегающих технологий. В последние годы наметилась тенденция активизации белорусско-датского сотрудничества в торгово-экономической сфере. В 2003 году произошел скачок в развитии внешнеторговых отношений Дании и Беларуси: экспорт в Данию увеличился в 4 раза, на 25,4% увеличился импорт и впервые сложилось положительное сальдо в размере 65,4$; в 2,5 раза увеличился общий товарооборот, составив 146,2$. В настоящее время внешнеторговые отношения набирают оборот по интенсивности, стоимостный объем растет, положительное сальдо увеличивается.

Основу белорусского экспорта в 2003 году составляли нефтепродукты (69,1%), приборы и устройства, применяемые в медицине, мебель и прочие ее части, костюмы спортивные текстильные, лесоматериалы продольно-распиленные, нити комплексные синтетические.

Уменьшение (сохранение – импорт) % датского импорта/экспорта в 2004 году при увеличении его стоимостного объема, очевидно, свидетельствует об общем увеличении интенсивности международной торговли Беларуси со странами Европы и мира в 2004 году.

Внешняя торговля Дании и Беларуси

 (млн. $ // % от совокупного экспорта/импорта, кроме стран СНГ)

2000

2002

2003

2004

Экспорт в Д.

19,5 / 0,7

26,5

105,8 / 2,3

131,1 / 2,0

Импорт из Д.

55,4 / 2,2

32,2

40,4 / 1,2

54,4 / 1,2

Сальдо

- 35,9

- 5,7

65,4

76,7

Общий товарооборот

74,9

58,7

146,2

185,5

Дания и Беларусь совместно участвуют в разнообразных международных выставках:

·       «Будпрагрэс» (строительные материалы),

·       INTERTEXTIL BALTICUM 2003еждународная выставка текстиля и кожевенных изделий),

·       ProfilEXPO (строительные и отделочные материалы, архитектура и дизайн - Латвия),

·       "Нефть и Газ" (Межд. выставка нефтегазовой промышленности – Киев).

В Беларуси работают датские негосударственные организации в рамках программы развития ООН для Беларуси (COWI CONS, European House).

 

Совместная научно-исследовательская работа

Беларусь и Дания (совместно с Россией) участвуют в Международном исследовательском проекте при поддержке Европейской Ассоциации INTAS. Работает совместная Научно-исследовательская лаборатория “Нанотехнологии”.

Сотрудничество в области экологии

В 1998 году на 4-ой Конференции министров «Окружающая среда для Европы», которая проходила в г. Орхусе, Дания, Республика Беларусь подписала Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Орхусская конвенция была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г №726. Главным положением конвенции является установление взаимодействия между общественностью и государственными органами в демократическом контексте. Орхусская конвенция предоставляет гражданам определенные права и налагает определенные обязанности на государственные органы в области обеспечения доступа к экологической информации и участия общественности в принятии экологически значимых решений. Конвенция также обеспечивает доступ общественности к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Указанные положения составляют так называемые три «постулата» Орхусской конвенции. В настоящее время над имплементацией Орхусской конвенции в Республике Беларусь помимо проекта, финансируемого Программой ТАСИС Европейского Союза «Экологическая информация, образование и информированность общественности», работает проект, финансируемый Датским агенством по охране окружающей среды (DEPA/DANCEE): «Помощь Республике Беларусь в реализации Орхусской конвенции».

Данией оказывается помощь в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в реабилитации и оздоровлении пострадавших граждан РБ, в первую очередь детей.

4. Дания: проблемы и перспективы

 

Независимость Гренландии

С 2000 года в Гренландии у власти коалиционное правительство, цель которого - "гренландизация" острова, а затем и независимость этой автономной территории Датского королевства. За полное отделение от Дании выступает 80 процентов 57-тысячного населения Гренландии. Однако бюджет автономии на 60% формируется из датских средств, ежегодная экономическая помощь Дании составляет 360 млн.$  Потеря помощи также негативно отразится на сфере социального обеспечения острова, где существует масса проблем, в частности, широко распространенные венерические заболевания, алкоголизм, высокая смертность от огнестрельного оружия. Я считаю, что финансовая самостоятельность Гренландии реальна, если она диверсифицирует свою экономику, которая сейчас зиждется на рыболовстве. А возможности для этого есть. Геологическая разведка показывает, что у берегов острова больше нефти, чем во всем Северном море, а в самой Гренландии - богатейшие месторождения золота, алмазов и горных руд. И, скорее всего, Дании придется со временем предоставить Гренландии суверенитет во избежание скандалов на международном уровне.

Дания и ЕС

Нежелание терять соцблага и полностью принимать условия ЕС (евро; по соцобеспечению иностранной рабочей силы в равной степени с датчанами; расходы на оборону и др.) – одна из причин сохранения датских оговорок по участию в ЕС. Однако экономические условия «выживания» объективно становятся более жесткими, и усиление европейской интеграции, в т.ч. валютной, весьма необходимо. Дании приходится прикладывать все больше усилий для поддержания собственной валюты, помимо помощи со стороны ЕЦБ.

Премьер-министр и министр иностранных дел признают: Дании требуется более тесная интеграция с ЕС и правительство будет бороться за отмену таких оговорок членства страны в Евросоюзе, как отказ от участия в создании совместных вооруженных сил и отказ от сотрудничества по некоторым правовым вопросам. Расстановка сил в мировой экономике, а также обострение экономического соперничества подсказывают, что «да» на референдуме 28 сентября 2000г. (евро) было бы более разумным и сказалось бы положительно на экономическом будущем Дании. Тем более что процент проголосовавших за введение евро среди предпринимателей значительно выше, чем общий по всему населению, что говорит о важности введения евро для датского бизнеса.

Остается открытым и вопрос о Европейской конституции.

Я считаю, что Дании придется пойти на введение евро в своих же интересах, и это будет разумным шагом, хотя и будет сопровождаться временными трудностями. Что же касается Европейской конституции, то этот вопрос решаться будет, скорее всего, еще долго из-за своего фундаментального значения для Европы.

Таким образом, у Дании достаточно оптимистичные перспективы страны с сильной конкурентноспособной социально ориентированной экономикой.

5. Использованные источники:

1.     Материалы сайта http://polpred.ru (основной источник);

2.     «РБ в цифрах» (краткий статистический сборник), Минск, 2005;

3.     Материалы http://news.ru и других ресурсов Интернет.

План:

    Вступление

1.     Эволюция экономической системы Дании

2.     Банковская система Дании. Капитал

3.     Государственный долг Дании. Политика государства в отношении госдолга

4.     Энергетика и промышленность Дании. Производственный выбор

5.     Экология:  государственная политика и проблемы. Перспективы

Источники

Вступление

Доклад моего оппонента достаточно содержателен. Я считаю, что докладчик достиг поставленной цели: доказать, что Дания – страна с экономической системой смешанного типа, социально ориентированной экономикой, приверженная идеям свободного рынка.

Однако в докладе не были в достаточной мере раскрыты некоторые вопросы, и я попытаюсь раскрыть их в своем выступлении.

2. Банковская система Дании. Капитал

После покупки/слияния с концерном «Реал Данмарк», «Данске Банк», включая «Б.Г.Банк», стал вторым по величине в Скандинавии, с общими активами на конец 2003г. в 1 триллион 826 млрд. дат.кр. или 277 млрд.долл. и собственным капиталом 60,4 млрд. дат.кр. (9 млрд.долл.). На первом месте в Скандинавии – шведско-финско-норвежско-датское банковское объединение «Нордик Балтик Холдинг» или «Нордеа» с общими активами на конец 2003г. – 1 триллион 948 млрд. дат.кр., или более 295 млрд.долл., собственный капитал – 90 млрд. дат.кр., или 13,7 млрд.долл.

В Дании «Данске Банк» через свои 614 отделений и 1100 почтовых отделений контролирует/обслуживает более половины рынка. Треть акций Данске Банка находится в руках иностранных держателей, в т.ч. более 16% в США. Руководство банка в 2004г. приняло  меры к тому, чтобы увеличить количество акций у иностранных инвесторов до 40%. В 2003г. акции банка были самыми ликвидными на Копенгагенской фондовой бирже. За 2003г. сделки с акциями банка превысили 65 млрд.кр.

В фев. 2004г. Данске Банк заключил стратегический альянс с британским инвестиционным банком Close Brothers для сотрудничества в области корпоративных финансов по всей Западной Европе.

Крупнейшие банки Скандинавии, в млрд.дат.кр., на 31.12.2003г.

 

Nordea

Danske

 

Svenska

Forenings

 

(Страны

Bank

SEB

Handelsbanken

Sparbanken

 

Скандинавии)

(Дания)

(Швеция)

(Швеция)

(Швеция)

Общие активы

1953332

1826134

1.241211

1033569

825398

Брутто-прибыль

12923

13036

11461

9398

7603

Собств. капитал

91,3

60,5

45,7

46,6

41,2

Кол. служ., тыс.чел.

40

16,9

20,8

9,3

9,2

Источники: Bоrsen Research и BJ Consult, 2004г.

Распределение мест в Скандинавии по величине банков, исходя из суммы капитала, находящегося под управлением (июнь 2002г.):

1. Nordea (скандинавская банковская группа, с участием бывшего датского банка Unibank) – 803 млрд. дат.кр.;

2. SEB (Швеция) – 714 млрд. дат.кр.;

3. Danske Bank (Дания) – 542 млрд. дат.кр.;

4. DNB+Storebrand (Норвегия) – 475 млрд. дат.кр.

Среди более мелких банков Дании отмечается процесс слияний и концентрации капитала.

Как в Дании, так и во всей Скандинавии продолжается процесс концентрации банковского капитала. Если в 1999г. на 10 крупнейших банков приходился 71% всего рынка банковских услуг Скандинавии, то на конец 2002г. – 83%.

Финансовые концерны стали крупнее, но и скандинавский рынок финансовых услуг за указанные 3г. увеличился с 7221 до 10100 млрд. дат.кр. (1,5 трлн.долл.).

Действия Национального банка Дании по снижению центральной ставки рефинансирования, следовавшие за ЕЦБ и Центральным банком США, вызваны стремлением оживления экономики, преодоления экономической стагнации и приближения экономического роста, предположительно в 2003-04гг. Центральная ставка рефинансирования Датского национального банка на протяжении 2002г. изменялась: с 1.02.02 до 3,55%; с 30.08.02 до 3,45%; с 6.12.02 до 2,95%. В июне 2003г. она была снижена до 2%.

Жесткая экономическая, в т.ч. финансовая политика правительства в 2001-02гг. сменилась стимулирующим воздействием на оживление экономики, а в соответствии с бюджетами 2002-03гг., кроме сниженных ставок кредитования, правительством заморожен рост налогов до 2004г.

В 2004г., существенного ужесточения финансовой политики правительства Дании, Нацбанка Дании и частных банков не произошло.

3. Государственный долг Дании. Политика государства в отношении госдолга

 

За счет профицита госбюджета в течение цело­го ряда лет сокращается госдолг Дании. Его доля от ВВП страны сократилась с 57% в 1995г. до 33,8% в 2004г. (37% в 2003г.). В абсолютных ци­фрах госдолг Дании в 2004г. сократился на 22 млрд.кр. и на конец года составил 493,6 млрд.кр. (82,4 млрд.долл.) против 515,6 млрд.кр. на конец предыдущего года.

Государственный внутренний и внешний долг Дании, в млрд.дат.кр.

 

                                         1998     1999     2000     2001     2002    2003    2004

Брутто госдолг....….......744,7....738,6 ...711,2...694,8 ...708,6...692,8....6892

- % от ВВП..........…........63,7...…60,7......54 .......51 .......51 ....52,5.…....47

Внутр. долг...........…....656,4.….648,6.....626 .....611 ....624,9...609,9….604,6

- % от ВВП.............….....56,2..…53,3.....47,7.....45,4........45 ....46,2…....41,5

Внешний долг........….....88,3........90 ....85,2.....83,8...…83,7.....83,7…...83,9

- % от ВВП.........…...........7,6.......7,3.......6,5.......6.2..........6 ......6,3...….5,7

Брутто внешний долг,

вкл. изм. курсов, % и пр.299 ...152,1 ...217,8 ...228,5...241,1...181,2......143

Источник: Национальный банк, Минфин Дании.

Внешний госдолг Дании на 31.12 2004г. соста­вил 83,9 млрд.кр., что равняется 5,75% от ВВП или 13,6% от объема годового экспорта (включая услу­ги).

Фундаментальным принципом политики дат­ского правительства по отношению к внутреннему долгу является покрытие совокупных заимствова­ний правительства выпуском на внутренний ры­нок государственных ценных бумаг. Данный mo­dus operandi между правительством и Централь­ным Банком был выработан 17 лет назад и надеж­но обеспечивает нейтрализацию ликвидных эф­фектов правительственных расходов.

Дания - одна из стран со здоровой экономи­кой, в целом отвечающая всем конвергенционным критериям Европейского валютного союза (евро), но при этом Дания не является его членом. Она также отвечает другим требованиям ЕС: по инфля­ции, процентным ставкам, стабильности обмен­ного курса, госдолгу. Так, сохраняется и прогно­зируется положительное сальдо госбюджета (в % от ВВП: 2003г. - 0,9%, по бюджету 2004г. - 1,4%), профицит баланса всех общественных доходов и расходов (с 2001 по 2004гг., от ВВП: 2,7%, 1,5%, 1,7%, 2,2%), положительный платежный баланс (с 2001 по 2004гг., соответственно от ВВП: 2,5%, 2%, 2%, 2,96%) при том, что у многих стран-участниц европейского валютного соглашения по евро име­ется дефицит бюджета свыше требуемого ЕЦБ максимального для них уровня в 3%.

4. Энергетика и промышленность Дании. Производственный выбор

Дания – страна с развитой энергетикой, имеющей прочную базу в виде собственных запасов углеводородов. В то же время ввозятся ежегодно 11 млн.т. сырой нефти и нефтепродуктов, 8 млн.т. каменного, бурого угля и буроугольных брикетов.

Общие разведанные запасы природного газа в Дании оцениваются в 157 млрд. куб.м., а годовая добыча составляет 6,6 млрд. куб.м. Это означает, что его хватит на 20 лет эксплуатации. Газ добывается в принадлежащей Д. офшорной зоне Северного моря компанией Marsk Olie og Gas, которая работает от имени партнеров, компаний «Шелл» и «Тексако», входящих в консорциум ДАК – Датский консорциум подземных работ (Danish Undegraund Consortium, DUC). ДАК продает весь газ гос. компании Dangas, которая обладает монополией на транспортировку, хранение и продажу природного газа в Д.

«Дангаз» продает газ 5 рег. распределит. компаниям, принадлежащим муниципалитетам в соответствующих регионах. «Дангаз» также продает газ крупным электростанциям и экспортирует его в Швецию и Германию.

Из общего объема газа, произведенного в 2000г., 45% было экспортировано в Германию и Швецию, 21% был использован для производства тепла и электроэнергии, 16% было продано промышленности и сфере услуг и 10% было использовано для обогрева жилых домов. Оставшиеся 8% было отправлено на хранение.

Общие разведанные запасы нефти в 2000г. составили 299 млн.куб.м. Это означает, что при сохранении нынешних размеров нефтедобычи запасов хватит на 10 лет.

Лицензии на поиск и добычу выдаются частным компаниям, но единственным производителем остается ДАК. В 2000г. производство нефти в Д. на 25% превысило потребление нефтепродуктов.

Более 50% потребления нефтепродуктов в Д. приходится на транспортный сектор, нефтехимия и энергостанции потребляют 19%, промышленность и сфера услуг – 18% и на отопление жилого сектора идет 12%.

В 2000г. Объем добытой нефти увеличился на 22%, по сравнению с 1999г., и составил рекордную величину в 27,11 млн. куб.м. Такой рост нефтедобычи объясняется прежде всего расширением работ на новых месторождениях «Хальфдан», «Сири» и «Сюд Арне».

С 1997г. Д. в состоянии самостоятельно обеспечивать себя энергоресурсами. В 2000г. добыча нефти превысила ее внутр. потребление на 45%, и лишь после 2005г. потребление нефти может превысить ее добываемые объемы.

Альтернативная энергетика

В области ветроэнергетики, как в практическом использовании ветровой энергии, так и в производстве соответствующего оборудования Дания, наряду с США, занимает ведущее место в мире. Производители ветроэнергоустановок в Д. объединены в Ассоциацию производителей ветровых турбин. Крупнейшими датскими производителями ветроэнергоустановок являются: «Вестас Винд Системз», «НЕГ Микон» и «Бонус Энерджи». Датские компании разрабатывают установки в диапазоне от 150 квт. до 2,5 мвт. на основе единой инженерной концепции, при этом используются передовые технологии НАСА (США), что обеспечивает эффективность и дешевизну эксплуатации.

В 1999г. установленные ветроэнергоустановки обеспечили суммарную мощность порядка 1500 мвт., что составило 8,5% от всей потребляемой энергии. Ожидается, что к 2006г. эта доля возрастет до 10%.

 Ведутся также исследовательские работы по практическому использованию солнечной энергии. На рынок уже поступили образцы приборов для использования солнечной энергии в целях производства тепла и электроэнергии.

Согласно разработанному Датским агентством по энергетике (ДАЭ) плану развития отрасли, в использование в качестве топлива будут активно вводиться биомасса и биогаз (биоэнергетика).

По мнению руководства ДАЭ, проводимые исследования в области альтернативной энергетики позволяют рассчитывать, что к 2030г. до 35% энергопроизводства Дании будет осуществляться на базе возобновляемых источников энергии.

Промышленность

 

Рыбпром. Д. по обьему вылова рыбы среди стран ЕС занимает одно из ведущих мест и входит в первую десятку крупнейших рыбоперерабатывающих стран мира, занимая 3 место в мире по экспорту рыбы. В 2000г. общий улов составил 1,534 млн. т. морской рыбы, что на 10,36% больше, чем в 1999г. Объем улова составил 3,270 млрд.дат.крон или 408,8 млн.долл. (на том же уровне, что и в 1999г.).

Дания также является крупным импортером рыбы и морепродуктов. В 2000г. было импортировано рыбы и морепродуктов на 9,37 млрд.дат.крон (в 1999г. – 9,28 млрд.дат.крон). Дания стремится сосредоточить на своей территории переработку рыбопродукта, что обеспечивает круглогодичную загрузку наземных перерабатывающих мощностей.

В 1928г. в Д. были завезены первые бурые песцы, а в 30гг. – норки. Пушное звероводство стало доходной и развитой отраслью сельского хозяйства Д. По производству норки страна заняла лидирующее место в мире.

Мировое производство шкурок норки составляет 27-30 млн. шк/год, и 40% от этого количества производится в Д. Процесс концентрации производства и торговли привел к тому, что количество датских предприятий-ферм по разведению норки сократилось с 5217 в 1989г. до 2553 в 2000г.

Крупными производителями норки являются также Финляндия, Голландия и США. Производство росийской норки оценивается датскими специалистами в 2-3 млн. шк/год.

Звероводством в целом в стране занято 2762 ферм. С 1930г. датские производители пушнины организовались в Датский союз пушно-меховых фирм. Впоследствии Союз купил Копенгагенский меховой аукцион, который был преобразован в Копенгагенский пушной центр со штатом в 400 сотрудников, где проводится 4-6 аукционов в год со средним оборотом в 13 млн. шкурок за год.

По объему производства сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Дания занимает первое место в Европе.

Животноводство. Крупнейший поставщик мяса говядины (практически монополист) и экспортер в Д. – это 6 по величине в мире и крупнейший в Европе мясной (говядина и свинина) концерн «Дэниш Краун» (объем оборота – 37 млрд.дат. крон или 5,3 млрд.долл.).

13 тыс. фермеров (10 тыс. хозяйств) содержат 700 тыс. дойных коров. Датский молочный скот обладает высокой продуктивностью и занимает лидирующее положение в Европе. По производству молока (в 2000г. – 4,715 млн. т. и 4,655 млн. т. в 1999г.) Д. в 90гг. превышала установленную ЕС производственную квоту (4,45 млн. т.) и далеко опережает Австрию, Бельгию, Португалию, Швецию и Финляндию.

Д. – один из крупнейших мировых экспортеров сливочного масла. Ежегодно экспортируется более 40 тыс.т. За 10 мес. 2000г. поставки на экспорт составили 1,026 млн.дат.крон (основной покупатель – Великобритания). По экспорту сыра Д. занимает 4 место в мире.

Текстильная промышленность. 7 десятилетий назад, в результате эконом. кризиса, правительство приняло налоговое законодательство, зашищаюшее внутр. производителя. Были созданы основные предприятия современной текстильной промышленности и территориальная инфраструктура. Вторым толчком к развитию отрасли стал послевоенный бум. В 1973г. со вступлением Д. в «Общий рынок» все ограничения на импорт были сняты. Однако почти сразу же после этого по решению стран-членов ЕС были введены новые, в форме квот на импорт.

На экспорт поставляется около 2/3 выпускаемой продукции, в т.ч. по некоторым позициям готовой одежды – до 85%.

В марте 2001 года произошло слияние крупнейших пошивочных компаний Carli Gry (женская одежда) и In Wear (мужская одежда) в концерн I С Company.

Слияние Carli Gry и In Wear в I С Company.

 

In Wear

Carli Gry

Объем оборота

1,798 млрд.д.к.

1,36 млрд.д.к.

Прибыль по балансу

-211 млн.д.к.

+30 млн.д.к.

Собств. капитал

340 млн.д.к.

208 млн.д.к.

Одной из тенденций отрасли в последние годы стало размещение собственно пошивочной базы в странах Юж., Центр. и Вост. Европы, Дальнего Востока и Сев. Африки. Это обусловлено низкой стоимостью рабочей силы в этих регионах. Так, например, часовая зарплата в Латвии составляет 2,8 дат.кр., в Турции – 8,4 дат. кр., в Польше – 9,8 дат.кр., в Китае – 1,3 дат.кр., а в Дании – 81,6 дат. кр.

 

Химическая промышленность и фармацевтика. Большое внимание уделяется здесь защите окружающей среды, поэтому все предприятия содержат в своем цикле завод биологической очистки воды, завод сжигания мусора, а также завод сжигания газов, образующихся в основном производстве.

Нефтеперерабатывающая отрасль не отличается большим разнообразием выпускаемой продукции и сложностью технологий.

Производители продукции хим. профиля объединены в Ассоциацию химической промышленности, включающую в себя предприятия с производством: неорганические и органические химикалии; фармацевтические продукты; энзимы; с/х химикалии; смешанные.

«Ново Нордиск» – мировой лидер в производстве инсулина и промышленных энзимов. Компания производит препараты для гормонозамещающей терапии и человеческие гормоны роста. 15% оборота компании приходится на исследовательский сектор.

«X. Лундбек» – крупнейшая в мире компания по производству психотропных веществ, антидепрессантов, других препаратов для лечения заболеваний центральной нервной системы, а также болеутоляющих средств. 14% от оборота компании тратится на исследовательскую работу. «X. Лундбек» принадлежит «Фонду Лундбека», который ежегодно выделяет дотации университетам. Вдова основателя компании Грете Лундбек учредилa премию в 300 тыс.дат.крон за самое выдающееся научное исследование года.

Крупнейший производитель мин. удобрений – концерн «Суперфос», большая часть продукции которого используется на внешнем рынке. Оборот концерна составляет 10 млрд. крон.

В производстве средств защиты растений ведущая роль принадлежит группе «Кеминова», состоящей собственно из фирмы, производящей пестициды, производителя аэрозолей и распылительного оборудования и производителя теплоизоляционных и жаропрочных материалов. Концерн производит инсектициды, фосфорную кислоту и другие товары.

Ряд компаний занимается разработкой производств, направленных на улучшение экологической обстановки. Так, известная фирма «Хальдор Топсе», на долю которой приходится 25% производящейся в мире серной кислоты, разработала процессы безотходного производства серной кислоты (процесс ВСА) и процесс восстановления окислов азота (процесс ДЕНОКС) из дымовых и отходящих газов.

Компания «Комюнекеми» занимается очисткой особо опасных отходов (сжигание, очистка загрязненной почвы).

Доля экспорта пластмасс составляет 70% от общего объема производства. Наиболее крупными импортерами продукции отрасли являются Швеция, Германия и Великобритания. Одни из крупнейших производителей этого вида продукции – всемирно известный концерн «Лего», состоящий из 30 компаний и имеющий дочерние предприятия в странах Зап. Европы и США.

10% хим. производства приходится на долю лаков и красок. Д. специализируется на выпуске судовых красок. Здесь крупнейшими производителями являются компании «Садолин энд Холмблад», а также «Хемпел Марин Пейнтс».

Фармацевтическая промышленность является одной из ведущих отраслей, имеющей весьма весомую долю в экспорте.

Крупнейшие компании объединены в Датскую ассоциацию фармпрома – LIF, и контролируют 90% датского рынка. Ассоциация образована в 1997г., в результате объединения ассоциаций МЕРА и MEDIF. Производство этой продукции в 1999г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 4,6% и составило 22,7 млрд.дат.крон.

Датский экспорт фармпродукции составил в 1999г. 20,5 млрд.дат.крон. В страны ЕС пошло 56,4% (11 601 млн. дат. крон); страны Сев. Европы – 3,9% (760); др. страны Зап. Европы – 1,4% (283); Азию – 3,5% (715); Сев. и Юж. Америка – 10,5% (2199); страны Вост. Европы – 9,1% (1462); Африку – 2,8% (568).

Основную часть экспорта составляет инсулин (40%), другие гормоны (20%), витаминные препараты (10%) и антибиотики (6%).

Основными датскими партнерами являются Германия, Швеция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды и Ирландия. На долю этих стран приходится 62% датского экспорта отрасли.

В 1999г. компаниями, входящими в ЛИФ, было затрачено на проведение НИОКР 4,6 млрд.дат.крон, что составляет 17% от общего оборота отрасли. С учетом того, что датские фарм. компании – средние по размерам, им приходится объединять свои усилия для концентрации средств на разработку новых препаратов с предприятиями других стран Европы, а также фирмами Америки и Японии.

Результаты проводимых фирмами научных исследований обычно используются ими самими для совершенствования качества выпускаемой продукции, однако, в некоторых случаях компании продают их в форме лицензии другим фарм. фирмам.

Ведущим датским фарм. концерном является Novo Nordisk, образовавшийся в 1989г. в результате слияния крупных компаний Novo Industri и Nordisk Gentofte, имеющих на момент слияния 60-летний опыт разработки и производства лекарственных средств.

Он занимает лидирующие позиции в мире по многим направлениям исследований и производства в области фармацевтики и биотехнологии. Основным в номенклатуре продукции концерна является высококачественный инсулин, в т.ч. и генно-инженерный. Доля «Ново Нордиск» в мировом производстве инсулина составляет 50%. Компания производит антибиотики, витамины, гормональные, ветеринарные и гематологические препараты, диагностические средства и пром. энзимы (ферменты). Концерн имеет отделения и филиалы в 56 странах, в ряде стран размещены производственные мощности. Оборот компании в1999г. составил 20,9 млрд.крон.

Медтехника.

Производство мед. оборудования делится на 3 основные группы: электромедицинское; одноразового использования; реабилитационное. Производится также оборудование для госпиталей (кровати, стулья, тележки, прачечные и кухни).

Электромедицинские приборы экспортируются (90%). «Радиометр Медикэл» – самая большая компания в этой группе, насчитывает 800 служащих. Основной ее продукцией являются анализаторы крови и связанные с ними доп. устройства, а также другое электромед. оборудование. 96% продукции экспортируется. Оборот в 2000 году составил 891,7 млн.дат.крон.

Оборудование одноразового использования. 90% выпускаемой продукции этой группы экспортируется. Вследствие высокого экспортного потенциала и быстрого развития эти компании привлекают к себе все большее внимание.

Компания «Колопласт» основана в 1957г. Оборот в 2000г. составил 3,6 млрд.дат.крон. Компания производит стерильную мед. одежду, одноразовые инструменты, перевязочные средства. Компания «Вильям Кук Юроп» производит современные устройства для рентгенологии (компании принадлежат американцам). Датские компании «Меднкотест» и «Никомед» производят хирургические инструменты.

В производстве реабилитационного оборудования работает компания «ДжиЭн Ресаунд» (удерживает 25% мирового рынка слуховых аппаратов).

Многие компании производят лабораторное оборудование и приборы. Датские компании производят также мобильные госпитали и клиники для развивающихся стран, а также для чрезвычайных ситуаций и военных действий.

Мебельная промышленность – одна из самых развитых отраслей страны. Сегодня она занимает 8 место среди важнейших экспортных отраслей. Сформировавшись как отрасль еще в XVIIв., мебельная промышленность Дания поддерживает качество своей продукции на высоком уровне.

Наиболее крупным импортером мебели из Д. является Германия. США в последние годы несколько сократили ее импорт. Экспорт мебели из Дании в млн.дат. крон в 2000г.: Германия – 5299, Великобритания – 1744, США – 1627, Швеция – 1313, Норвегия – 1275, Франция – 652, Голландия – 580 Швейцария – 372, Япония – 351, Австрия – 285.

Ассоциация датских производителей мебели объединяет небольшие и средние предприятия с оборотом в 10-100 млн.дат.крон. Большинство из них поставляют свою продукцию торг. фирмам, предоставляющим производителям экспортные и маркетинговые услуги. Всего мебельная промышленность страны насчитывает более 500 компаний.

В Дании существует также ряд крупных мебельных производств, таких как «Марка Фэрниче Экспорт Груп», которая имеет свои филиалы в Швеции, Норвегии, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Гонконге.

Судостроение.

Датские верфи имеют опыт строительства судов любого класса, типа и тоннажа. Высокое качество строительства позволяло датчанам сохранять за собой 2-3% мирового рынка новых судов.

По состоянию на окт. 2000г. в торг. флоте Д. было зарегистрировано 585 судов с совокупным водоизмещением в 8258 млн. брутто регистровых тонн (брт).

В 1997-2000гг. при сохранившемся количестве судов торгового флота, отмечается увеличение совокупного тоннажа. Это связано с использованием современных контейнеровозов большого водоизмещения. Средний возраст судов датского торг. флота не превышает 8 лет (средний мировой показатель – 13 лет).

Основными заказчиками для датских судоверфей являются датские судоходные компании. Основные верфи страны находятся под их контролем. По данным на окт. 2000г., по их заказам на датских и иностр. верфях строится 71 судно на 19 млрд. крон.

Судоверфь «Оденсе Стольскибсверфт» в г.Оденсе – самая крупная в Д. В 1986г. Верфь насчитывала 1000 служащих и была на грани закрытия. Политика фирмы на постоянное повышение производительности принесла результаты. Эта судоверфь является одной из самых производительных в мире. Как оценивают эксперты, это достижение является результатом ее участия в программах Европейского Союза «Эсприт». Эти программы объединяют европейские компании и НИИ для совместной деятельности в развитии новой технологии и совершенствовании судостроит. отрасли. За последние 5 лет производительность увеличилась на 20% и продолжает расти. На судоверфи сейчас работают 3027 человек, оборот – 2,9 млрд. крон.

5. Экология:  государственная политика и проблемы. Перспективы

Одним из приоритетных направлений гос. регулирования в Д. на протяжении длит. времени является охрана окружающей среды. Соц. исследования показывают, что 90% датчан относят вопросы охраны природы к числу наиболее актуальных и значимых соц.-полит. проблем государства, которые должны решаться совместными усилиями общества.

Впервые экологическая политика Д. стала разрабатываться и peализовываться в начале 70гг. Министерство ликвидации загрязнения было создано в 1971г. В 1973г. ему на смену было организовано министерство охраны окружающей среды. Сегодня министерство окружающей среды и энергетики играет важную роль в процессе выработки общей экологической политики. На региональном и местном уровнях большой объем административных полномочий делегирован администрации округов и муниципалитетам. В системе министерства работает 3000 чел. и три агентства: по охране окружающей среды; по лесам и охране природы.

В Датском агентстве по охране окружающей среды занято 460 человек. ДАООС подчиняется министру окружающей среды и энергетики и отвечает за применение природоохранного законодательства. Основной целью является предотвращение и борьба с загрязнением воды, почвы и воздуха. В структуру ДАООС входит 24 спец. подразделения, 6 междисциплинарных подразделении и руководящий аппарат. Эконом. департамент ДАООС отвечает за эконом. аспекты охраны окружающей среды, вкчючая координацию деятельности Агентства в этой области. Учитывая возможности эконом. рычагов охраны окружающей среды, ДАООС является движущей силой в разработке политики в данной области, хотя формально права и обязанности в области подготовки законодательства принадлежат министерству по налогам.

Основную практическую работу по контролю за соблюдением природоохранного законодательства, экологической сертификации предприятий, а также регулярные анализы состояния окружающей среды выполняют представители местных органов власти – коммун. В отношении опасных отходов (нефтяных и хим. предусмотрено спец. законодательство, согласно которому этот вид отходов находится под особым контролем.

Действенность системы природоохранных мероприятий в Д. во многом обеспечивается благодаря серьезному отношению к экологическим проблемам как руководителей предприятий, так и большинства населения. Такое отношение стимулируется системой эконом. мер, которые делают более выгодным применение экологически чистых технологий в предпринимат. деятельности и экономное распоряжение ресурсами в быту человека. Проведение природоохранных мероприятий требует значит. средств, которые аккумулируются путем целевого налогообложения предприятий и населения, исходя из степени загрязнения вылепляемых ими отходов.

Определяют природоохранную политику Дании Акты об охране окружающей среды

В Дании Повторно перерабатывается или используется 60% отходов, в то время как в 1985г. эта доля составляла 30%. 20% сжигается, 20% размещаются на свалках. Экологические налоги и платежи дают 18% от общего объема налоговых поступлений в гос. казну.

Следует отметить, что датские стандарты в сфере экологии значительно превосходят по большинству параметров соответствующие среднеевропейские нормы, что заставляет датские деловые круги в кратчайшие сроки адаптироваться к новым требованиям. В производстве идет активное внедрение новых, экологически чистых технологий и производственных процессов, а также проводятся дальнейшие исследования и разработки в этой области. Все это ведет к повышению конкурентоспособности датской промышленности. Примером такой политики может служить гос. программа поддержки экологически ориентированной экспортной деятельности МСП, реализация которой началась в 1996г. (МСП могут получить от государства 50% компенсацию связанных с экспортом дополнительных затрат). На реализацию программы ассигновано 2,5

Проблемы хим. предприятия «Хеминова». Исследования в районе хим. свалки на северо-западе Ютландии показали, что сотни тонн хим. отходов просачиваются в грунтовые воды и смываются в Сев. море. История свалки начинается с 1953г., когда хим. предприятие «Хеминова», специализирующееся на производстве препаратов для борьбы с насекомыми, стала сбрасывать отходы на побережье Сев. моря, в 200 м. от прибрежной полосы. В 80гг. было решено начать очистит. работы. Было вывезено 1200 т. химикатов. До сих пор не ясно, какие именно вещества остались на свалке и насколько они ядовиты. В Себорге и Молеве, на севере Копенгагена, «Хеминова» производила отравляющие вещества. Представители копенгагенского амта отмечают, что сейчас почва в этих районах может быть заражена. Сейчас до сих пор литр за литром откачиваются и очищаются грунтовые воды Молева. Опасные ядовитые вещества до сих пор поступают в почву.

Датские эксперты рассчитывают на то, что Киотские соглашения будут выполнены скандинавскими странами в 2010г., а в период 2010-20 гг. количество эмиссии парниковых газов будет оставаться на достигнутом уровне. Предполагается, что в Д. производство энергии на ТЭС будет полностью переведено к 2010г. с угля на газ с использованием комбинированных установок по производству тепловой и электроэнергии и новых типов газовых турбин. В те же сроки ожидается резкое увеличение капвложений в ветроэнергетику.

Анализ ценовой ситуации на рынке электроэнергии показывает, что в 2000-09 гг. стоимость электричества будет расти с 0,15 дат.крон за 1 квт. до 0,4 дат.крон, далее она будет зафиксирована на достигнутом уровне. Одновременно с ростом цен на электричество будут расти и общие потребности скандинавских стран в электроэнергии. Для Д. их рост предполагается с 2000г. по 2020г. на 30%, для Норвегии, Швеции и Финляндии – на 11, 13 и 9% соответственно.

В отношении других энергоносителей на скандинавском рынке отмечается, что будут расти потребности в природном газе и жидких видах топлива, в то время как потребности в твердых топливах останутся на прежнем уровне.

Использованные источники:

4.     Материалы сайта http://polpred.ru (основной источник);

5.     Другие материалы ресурсов Интернет