Экономические системы как объект макроэкономики
Содержание
1. Введение |
3 |
2. Виды экономических систем |
5 |
3. Рыночная экономика |
6 |
4. Командно-административная система |
13 |
5. Равновесие экономических систем |
18 |
5. Заключение |
21 |
6. Библиография |
22 |
Введение
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются под ходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.
В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - командно-административная и традиционная. В следующем разделе мы рассмотрим некоторые из них.
Вот уже 12 лет наша страна осуществляет переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.
Возникает также вопрос, на какие именно рельсы переводить. На рельсы свободного капитализма? Или на социально-рыночные?
Прежде чем начать, следует дать полное определение категории «экономическая система». Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.
Виды экономических систем
Каждая новая формация, каждая новая цивилизация вносила свой вклад в экономическую теорию. В результате, на сегодняшний день ученые насчитывают около 10 видов экономических систем. Многие из них уже отжили свое и неприменимы в условиях современного мира (натуральное хозяйство, традиционная экономика и т.д.), другие являются весьма перспективными и без сомнения будут использоваться еще много лет (социально-рыночная система).
Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие:
a)
b)
Необходимо выделить следующие экономические системы:
· экономическая система, в которой производственные решения контролируются теми, кто инвестирует капитал в частный бизнес. При этом акционерные компании контролируются акционерами, а мелкие и неакционерные предприятия - их собственниками)*
· экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частной собственности, но правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономический процесс)*
· экономическая система, сочетающая элементы капитализма и государственного регулирования)*
· экономическая система, в которой производственные решения должны сообща контролироваться всеми гражданами, исходя из предположения безграничности ресурсов и технологических возможностей, позволяющих удовлетворить любые потребности)*
· экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов)*
· тип хозяйственных отношений, при которых продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей. С развитием общественного разделения труда натуральное хозяйство вытесняется товарным хозяйством)*
В данной работе не имеет смысла говорить о традиционной экономике, натуральном хозяйстве, так как эти системы давно отжили и не применимы в современном динамичном мире. Поэтому рассмотрим подробней две экономические системы, которые существуют в мире на сегодняшний день: рыночную экономическую систему (включая ее разновидности) и командно-административную.
Рыночная экономика
Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распространенной и на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным.
Само слово "рынок" в русском языке является очень емким. Можно выделить несколько значений:
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров.
Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, баланс спроса и предложения.
Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции.
Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длительного процесса.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления:
1)
2)
3)
Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются домашними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от какого-то бы ни было государственного вмешательства. При этом ни отдельные люди, не организации не занимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руководства.
Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было сказано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической деятельности.
На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каждый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.
Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен существует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регулирования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, которая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой дают лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориентироваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохода; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определенных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.
Приведем пример, иллюстрирующий действие "невидимой руки" Смита. Возьмем тривиальную забегаловку, владельца которой интересуют, естественно, собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелец стремится к снижению своих издержек, и корректирует процесс своего производства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должно состоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалось изобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большую популярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, и общество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этом процессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность производимого продукта.
Цены в экономике свободной конкуренции опосредуют решение главных вопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь является соотношение спроса и предположения и установление равновесной цены товара.
Однако не стоит превозносить до небес рыночную экономику свободной конкуренции хотя бы потому, что она фактически никогда не функционировала в чистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргументов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Государство вмешивается в деятельность рынков многими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важную роль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует просто умереть с голоду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, как безработица и инфляция. Объектом приложения государственного регулирования экономики является так называемый "магический четырехугольник": инфляция - безработица - темпы роста - уравновешенность платежного баланса. Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольная политика, прямое регулирование цен, создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки, обороны, протекционистская политика (создание условий для конкурентоспособности национального капитала), социальное обеспечение низших слоев общественной пирамиды, экологическая политика.
С конца XIX в. происходит в глобальном масштабе расширение государственного вмешательства в экономику. Затем, с развитием научно-технической революции и производственной и социальной инфраструктуры этот процесс ускорился. В результате ко второй половине XX в. формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономические связи между субъектами, то есть новая система: современная рыночная экономика (современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная система является самой гибкой, способной к внутренним и даже революционным перестройкам и изменениям.
Основные отличия рыночной экономики свободной конкуренции от современного капитализма:
Основные черты |
Капитализм XVIII XIX вв. |
Капитализм XX в. |
Масштабы обобществления производства |
Обобществление производства в рамках предприятия |
Обобществление и огосудаствление части производства в национальном и интернациональном масштабах |
Преобладающая форма собственности |
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов |
Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
Регулирование экономики |
Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства |
Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.п. |
Социальные гарантии |
Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости |
Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения |
Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.
Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макроуровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - результат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности отраслей. В то же время новейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлекательными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибылей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджетных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").
Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государственного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.
Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической системе?
Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.
Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.
Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.
Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.
Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:
· американская. Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);
· японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);
· шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.
· немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.
Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в экономической жизни общества. К основным проблемам меновой системы экономики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику страны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:
1) тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;
2) рынок - жестокая система в социальном плане;
3) рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.
Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высоких цен.
Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.
Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.
Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государственные структуры, одной из главных задач которых становится поддержание высокой конкурентности рынков.
Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.
В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.
В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.
В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различают следующие виды несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Чистая монополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственный производитель в отсутствие конкурентов выпускает уникальный продукт, не имеющий близких заменителей. Монополист осуществляет контроль рыночной цены и объема продаж.
Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, зависимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назначает цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свидетельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов.
Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный продукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магазинах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некоторых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга.
Командно-административная экономическая система
Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.
Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим регионам.
Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом.
Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следует производить, как их следует производить и для кого, то есть самостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его решения носят директивный характер. Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики.
Рассмотрим кривую производственных возможностей:
SHAPE * MERGEFORMAT
A |
O |
M |
C |
При данном уровне производственных возможностей экономики центральный плановый орган должен выбрать точку на PPF. Этот выбор падает на точку А с выпуском оборудования, равным ОМ, и выпуском потребительских товаров, равных ОС. Точке А соответствует некое распределение факторов производства среди отраслей и фирм в экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике.
Рисунок поможет описать проблемы, которые должны решаться плановым органом. На кривой PPF (граница производственных возможностей) нанесены блага, которые могут быть произведены экономикой. Выбор делается между производством потребительских товаров и оборудования. Чем больше производится оборудования, тем выше уровень будущего производства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.
Для решения вопроса о том, что производить, плановый орган выбирает точку на кривой PPF. Предположим, он выбирает точку А. На основе чего делается такой выбор? Возможно, плановый орган выбирает такую точку на кривой, которая, как он полагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны.
Если выбор точки А означает, что большая часть ВНП направляется на инвестирование, плановый орган пытается ускорить развитие экономики посредством быстрого увеличения массы основного капитала. Но это одновременно означает и сокращение текущего потребления. Возможно, плановый орган считает, что он выбирает то, что выбрали бы и потребители, если бы имели право выбора. Но в любом случае не потребители, а плановый орган выбирает положение, соответствующее точке А.
Выбирая, что производить, уже в некоторой степени решил, для кого производить. Если точка А подразумевает высокий объем производства оборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровень душевого потребления. Совокупное потребление, выделенное на этот год, находится на уровне ОС. Возникает также вопрос: каким образом совокупный объем текущего потребления должен быть распределен среди населения? Распределение может быть равным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет, теннисных ракеток и мяса. Возможно, правительственные чиновники получат больше. Или, возможно, центральный плановый орган примет в расчет то, что у людей должны быть стимулы к труду, и решит, что люди должны получать тем больше, чем больше они работают. Центральному плановому органу приходится все это подробно расписывать.
Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Для каждой точки на PPF имеется некое распределение факторов производства. Оно гарантирует производство экономикой нужного количества потребительских товаров и оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган должен разработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполнения поставленных перед ней производственных задач.
Все это сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок в огромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двух товаров. В действительности же необходимо производить сотни тысяч различных товаров и распределять по рабочим местам миллионы работников, среди которых, кроме того, нужно распределить производственные и потребительские товары.
На практике центральное планирования возможно благодаря двум фактам. Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функционирующая экономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начинать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских товаров и перемещение их в производство оборудования. Как результат - совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника.
Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может иметь место так называемый итеративный (повторяющийся) процесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план производства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обоснованность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоящей за органом; быть может, за таким директором приедет ночью "воронок") и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей потребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование (в принципе, если план последней и сорвется, то все равно печатный орган партии провозгласит грандиозное перевыполнение плана).
Тем не менее, функционирование экономики, во всех аспектах подчиняющейся только командам, невозможно. Слишком много решений должно быть принято. На практике даже в условиях централизованно планируемой экономики должна иметь место значительная децентрализация. Перед заводами и фермами ставятся производственные цели, но выбор методов производства - как производить - за ними. Этот подход также имеет свои проблемы, поскольку установление целей - дело крайне тяжелое.
Например, если обувной фабрике приказано произвести 1 млн. пар обуви в год, используя данную величину труда, оборудования и материалов, она, вероятно, будет производить детскую обувь, которую легче изготовить и на которую идет меньше сырья. Или, предположим, директор завода, выпускающего гвозди, получил задание произвести в этом году 50 т гвоздей. На советских карикатурах мы часто видим завод, отгружающий один 50-тонный гвоздь. Такой гвоздь вполне удовлетворяет поставленной задаче, но толку от него мало.
Решить проблему распределения ресурсов только командными методами действительно невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.
Таким образом, рассмотрев схему работы, командной системы, экономики, мы постарались сформулировать ее достоинства и недостатки. Итак, недостатками такой системы являются:
1) неспособность обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности;
2) порождаемая государственным монополизмом дефицитность экономики;
3) уничтожение всяких экономических стимулов у субъектов экономики;
4) высочайшая степень идеологизации экономики;
5) разрастание бюрократического аппарата;
6) невосприимчивость к достижениям НТР;
7) апатия, безразличие и правовой нигилизм среди населения.
Что же касается достоинств, то мы смогли найти только одно: такая система может себя оправдать только в экстремальной ситуации, когда необходимы жесткие и решительные, а подчас и единственные меры (война, национальное бедствие и т.д.)
В заключение приведем пример того, как работает командная экономика, рассмотрев экономику бывшего СССР.
Каким же образом Советский Союз решал три основополагающие проблемы: что? как? и для кого? В общих чертах картина выглядит так: государству принадлежали почти все средства производства, рабочие получали гарантированную зарплату. Конечно у рабочего большой выбор профессий, но у советского гражданина далеко не безграничные права относительно выбора района занятости и отрасли промышленности, в которой он хотел бы работать.
Что? Генеральная линия такова: оборона и образование капитала - первичны, товары народного потребления - вторичны. На это советский человек тратит зарплату - таков и его выбор; в результате любой дефицит или изобилие приводят к снижению или повышению цен на товары народного потребления (это, в свою очередь, ведет к отрицательному или положительному обороту, а в конечном счете - к определенному перераспределению ресурсов). И пока товаров было мало, те, кто занимался центральным планированием, могли решать, сколько необходимо потреблять. А если товар появится на прилавках, то его моментально раскупят по той простой причине, что иметь пару ботинок на размер больше лучше, чем совсем их не иметь.
На государственном уровне принимаются решения относительно средств производства, капитального имущества и военных расходов. Особому нажиму подвергается промышленность, прямое давление сказывается как там (электрификация, транспорт, горнодобывающая, химическая промышленность и т.д.), так и в коллективном сельском хозяйстве.
Как? Роль частных предприятий ничтожна. На их месте мы видим типичный советский завод, который является собственностью государства. Директору завода не принадлежит какая-либо доля капитала, но он получает зарплату гораздо выше средней, а также имеет ряд других привилегий, причем доля привилегий в суммарном его доходе растет с рангом его кресла. У него две главные задачи: выполнить план и обеспечить своим рабочим прожиточный минимум, вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности. Директор - звено в жестко выстроенной иерархической системе управления: его подчиненный обязан выполнять его приказ точно так же, как он выполняет приказ министерства. Он совершенно не заинтересован в эффективном использовании выделенных его предприятию ресурсов, а возможность "поиграть" с отчетностью напрочь отбивает у него охоту к минимальному проявлению инициативы.
Вся советская экономика напоминает пирамиду с основанием наверху: Госплан - Совет министров - местный райком - предприятие.
Для кого? В огромной мере экономика работает на безопасность страны и на будущее. Очень известные западные экономисты говорят, что часто советские романы повествуют о том, как добродетельный юноша встречает не менее добродетельную девушку, как они вместе раскрывают заговор врагов народа, вместе садятся за трактор и выходят победителями в битве, в которой нет противника, - в битве за урожай.
Существует целый ряд экономических механизмов, к которым прибегает система, чтобы львиная доля произведенного дохода доставалась не этим безвестным героям, а оборонной промышленности, которая будет стеречь их сон.
Например, товары на всех уровнях производства облагаются большими налогами (так называемый налог с оборота, в корне отличающийся от налога на действительную добавленную стоимость). В результате население может потребить лишь часть выпускаемых им товаров, точно так же, как западная экономика использует налогообложение для перевода ресурсов в сектор социальных государственных программ.
Еще один подобный механизм - установление высокой стартовой цены товара, сто определяет его высокую окончательную цену по сравнению со стоимостью. Третий механизм касается тех товаров, купить которые нельзя вообще (жилье) и которые получают лишь избранные.
Весь комплекс этих мер ведет к страшнейшему явлению, о котором уже говорилось - к подавленной инфляции, когда деньги теряют свою ценность не потому, что их слишком мало, чтобы купить что-нибудь, а потому, что купить попросту нечего. Причем с каждым новым витком такой политики темп инфляции нарастал.
Вот таким образом в СССР и решались три основополагающих вопроса. Но с другой стороны, не будем забывать, что командная система, круто замешанная на крови миллионов и миллионов людей, смогла-таки после 1928 г. обеспечить очень высокие темпы роста и поддерживать их довольно долгое время. Цена же, которую заплатило за это общество - это цена жизней, цена свободы и достойного существования.
Равновесие экономической системы.
Макроэкономическая теория значительное внимание уделяет проблемам макроэкономическому равновесию экономической системы. И если о какой либо теории равновесия для командно-административной системы говорить не приходится, ведь производство и распределение идет согласно плану, составленному ранее и для изменения их используются самые непосредственные методы. В рыночной экономике при относительно свободном рынке, регулирование экономики стает весьма важной проблемой, ведь у государства есть не так много рычагов влияния на независимых производителей и все эти рычаги носят косвенный характер. За время существования экономической теории сложились две школы экономического равновесия: классическая и кейнсианская, все остальные так или иначе симбиоз этих двух школ.
Главным представителем классической школы есть Адам Смит. Главным трудом Адама Смита по политической экономии – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777 год). Книга Смита состоит из пяти частей. В первой он анализирует вопросы стоимости и доходов, во второй – природу капитала и его накопление. В них он изложил основы своего учения. В остальных частях он рассматривает развитие экономики Европы в эпоху феодализма и становление капитализма, историю экономической мысли и государственные финансы.
Адам Смит объясняет, что главная тема его работы - экономическое равновесие: силы, действующие временно и управляющие богатством народов.
«Исследование о природе и причинах богатства» – это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения. Затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике. Причем весь этот труд проникнут высокой идеей “очевидной и простой системы естественной свободы”, к которой, как казалось Адаму Смиту, идет весь мир. Центральный мотив – душа “Богатства народов” – это действие “невидимой руки”; получаем мы свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином “работающая конкуренция”, частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий одного отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом “невидимая рука” рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.
Более того, этот рыночный автоматизм вполне может в определенном смысле оптимизировать распределение ресурсов. Смит снял с себя бремя доказательств и создал постулат: децентрализованная, атомистическая конкуренция в определенном смысле обеспечивает “максимальное удовлетворение потребностей”. Несомненно, Смит дал глубокий смысл своей доктрине “максимального удовлетворения потребностей”. Он показал, что:
· Свободная конкуренция стремиться приравнивать цены к издержкам производства, оптимизируя распределение ресурсов внутри этих отраслей;
· Свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнивать чистые преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.
Он не говорил о том, что различные факторы будут в оптимальных пропорциях сочетаться в производстве или что товары будут оптимально распределяться между потребителями. Он не говорил и о том, что экономия от масштаба и побочные эффекты производства нередко мешают достижению конкурентного оптимума, хотя существо этого явления отражено в его рассуждениях об общественных работах. Но он действительно сделал первый шаг к теории оптимального распределения данных ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Справедливости ради следует заметить, что его собственная вера в преимущества “невидимой руки” меньше всего связана с соображениями об эффективности распределения ресурсов в статических условиях совершенной конкуренции. Децентрализованную систему цен он считал желательной потому, что она дает результаты в динамике: расширяет масштабы рынка, умножает преимущества, связанные с разделением труда, - одним словом, работает, как мощный мотор, обеспечивающий накопление капитала и рост доходов.
Смит не довольствовался декларацией, что свободная рыночная экономика обеспечивает наилучшее устройство жизни. Он уделяет очень много внимания точному определению той институциональной структуры, которая гарантировала бы наилучшую работу рыночных сил.
Он понимает, что:
· личные интересы могут в равной мере, и препятствовать, и способствовать росту благосостояния общества;
· рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки.
Однако к началу XX века классическая школа перестала удовлетворять экономистов.
Альтернативный подход, который сегодня называется кейнсианской экономикой, не был последовательно высказан до появления работы Дж. М. Кейнса в прошлом веке. Основное отличие между классическим и кейнсианским подходами можно найти в их разных взглядах на поведение совокупного предложения. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.
Перед тем как Кейнс написал в 1936 году “Общую теорию“, экономисты-теоретики в целом придерживались классического подхода к экономике. Ранние экономисты были вытеснены промышленной революцией с ее разделом труда, накоплением капитала и ростом международной торговли. Они знали о деловых циклах, но рассматривали их как временные самостоятельно возникающие отклонения. Их анализ вращался вокруг закона Ж. Б. Сея. Этот закон, сформулированный в 1803 году французским экономистом Сеем, утверждает, что перепроизводство не возможно по своей природе. Позицию Сея иногда выражают так: “ предложение создавать свой собственный спрос“. Что же является основою закона Сея ? Он основывается на взглядах, что нет истинного отличия между экономикой, в которой обмен совершается при помощи денег, бартерной экономикой. Если предприятия могут производить больше продукции, то потребители будут больше ее покупать.
Кейнс отрицал не только эффективное функционирование, но и само существование стабилизирующих механизмов, обеспечивающих плавное развитие экономики. Он настаивал на серьезном расширении роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращении в будущем потрясений, подобных кризису 30-х годов. Не все положения работы Кейнса выдержали проверку временем; однако в целом его подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.
Кейнсианская концепция занятости и стабилизационной политики доминировала в макроэкономических воззрениях большинства экономистов всех стран с рыночной индустриальной экономикой. Однако за последние два десятилетия этой теории был брошен вызов альтернативными макроэкономическими концепциями, в частности монетаризмом и теорией рациональных ожиданий (ТРО). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтон Фридмен, являющийся интеллектуальным лидером монетаристкой школы, положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен , чем предполагала кейнсианская теория.
Кейсианское равновесие при неполной занятости
Q |
Q’ |
Q |
p |
AS |
AD |
AD’ |
B |
AS |
A |
Q |
P |
Потенциальный ВНП |
Уровень цен |
|
Совокупный спрос обозначает объем производства по кейсианскому подходу.
В кейсианской модели кривая совокупного спроса подымается вверх, указывая, что объем производства растет с более высоким совокупным спросом до тех пор, пока существуют не использованные ресурсы. Если совокупный спрос недостаточный, объем производства находится в равновесии в точке А с высоким уровнем безработицы. Если совокупный спрос повышается с АD до AD`, то реальный объем производства перемещается из А в В, и цены также растут. В этой кейсианской теории с кривой AS, что подымается вверх в короткосрочный период, экономическая политика расширяющая совокупный спрос, достигает успеха в увеличении объема производства и занятости.
Заключение
12 лет назад, после развала СССР украинское правительство объявило, что Украина будет строить капитализм.
Если наша страна встает на путь формирования здоровой естественной основы функционирования и развития общества, источником силы которого является человек, его интересы, частная собственность, то надо твердо знать, что капитализм - стадия неизбежная, единственно способная при всех противоречиях и сложностях дать простор естественным силам людей, направить их на напряженный труд, на инвестиции, раскрыть потенциал частной собственности, со всеми плюсами и - увы - минусами с этим связанными.
Нужно твердо знать, что капитализм многолик и наше общество - разрушенное, уничтоженное поражением в мировом состязании - очень легко может соскользнуть к жутким и тупиковым ответвлениям капитализма - к коррумпированному госкапитализму, или - к элитарному, выросшему на распродаже сырья авторитарному капитализму латиноамериканского типа, или - к капитализму слаборазвитых стран - сырьевых придатков немногих богатых капиталистических держав.
Как показывает практика передовых демократических стран, идущих к правовому гражданскому обществу, сердцевину экономики этих стран образует модернизированный постиндустриальный капитализм, для которого характерно широкое распространение мелкого и среднего бизнеса, свободная конкуренция и экономическая состязательность, все большее включение в отношения собственности самих работников. На данной стадии и сами - то капиталистические отношения все более теряют самодовлеющее значение, втягиваются во всю систему либерально-демократических социальных, духовных, нравственных отношений целостно гражданского общества, где право, основанное на неотъемлемых правах и свободах человека, и независимое правосудие приобретают безусловное верховенство в обществе.
Библиография
1) С.Л.Брю, К.Р.Макконелл, учебник "Экономикс" т.1
2) П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г.
3) Российская газета от 18.03.94г. ст. "Зачем лукавить - мы идем к капитализму", С.Алексеев, член-корр. РАН
4) Е.Ф.Борисов, Экономическая теория
5) Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.-М.: “Дело Лтд”, 1994. – 720 с.
6) Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: 1997.
7) Кен Ховард, Галина Журавлева. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономикс). –М.: “Златоуст”, 1995. – 326 с.
8) С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. "Экономикс". - М.:Дело, 1993.
9) П.Самуэльсон. "Экономика". - М.:Машиностроение, 1994.
10) А.С.Булатов. "Экономика". - М.:БЕК, 1995.
11) В.Д.Камаев. "Учебник по основам экономической теории". - М.:Владос, 1994.
12) А.Я.Лившиц. "Введение в рыночную экономику" . - М.:Высшая школа, 994.
13) Информация с сетевых ресурсов www.glossary.ru, www.capitalism.net, http://faculty.plattsburgh.edu/richard.robbins/legacy/
14) "Трудный поворот к рынку". Научн. ред. Л.И.Абалкин. - М.:Экономика, 1990.
* Определения по www.glossary.ru