Экономическое обоснование развития или создания проекта
- -
1. 2ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
2РАЗВИТИЯ ИЛИ СОЗДАНИЯ
2ПРОЕКТА
Основным документом, позволяющим оценить направления разви-
тия действующего предприятия и обосновать создание нового предп-
риятия или вида деятельности, является деловой план (биз-
нес-план). 3Деловой план 1 - главный инструмент предпринимателя. 0
Основное отличие между планом действующего бизнеса и деловым
планом состоит в исследовании данных по рынку. В новом деле пред-
положение о годовом доходе должно быть основано на оценках, имею-
щих в основе практическое знание о качестве товаров и о приеме их
рынком. Поэтому до разработки делового плана необходимо выполнить
анализ предлагаемого предприятия (проекта).
1Анализ 0 любого 1проекта принято разделять _ 0на качественный и
_количественный. . 1Качественный анализ 0, называемый предварительным,
состоит из оценки финансового состояния учредителей проекта
(партнеров) и оценки области деятельности, в которую вкладываются
капитальные вложения. 1Количественный анализ 0 проекта включает в
себя расчет и оценку потоков наличности по нему, анализ влияния
различных факторов на его реализацию, выявление рисков и расчет
различных финансово-экономических показателей.
1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА
Качественный 3анализ начинается с оценки партнеров. 0 Анализи-
руется финансовое положение каждого из партнеров, опыт их дея-
тельности, положение партнеров на рынке товаров или услуг, их ре-
путация и т.д.
1На 0этой 1стадии предварительного анализа 0 основными 1целями яв-
1ляются: 0 выявление причин заинтересованности партнеров в реализа-
ции проекта и определение их способности выполнять коммерческие и
финансовые обязательства.
1При анализе надежности партнера исследуется 0 подчиненность и
степень его самостоятельности, общее финансовое положение, состо-
яние расчетов, наличие ресурсов. Изучаются основные отчетные до-
кументы партнеров, а именно: балансы, счета прибылей и убытков,
- -
отчеты о финансовом положении за несколько лет.
1Анализ финансового положения базируется 0 на рассмотрение по-
токов денежной наличности. Систему потоков денежной наличности
можно представить в виде следующей схемы показателей:
- развитие уставного капитала,
- налоги,
- обслуживание долга,
- дивиденды,
- денежная наличность,
- взыскание дебиторской задолженности,
- дебиторская задолженность,
- продажа за наличные,
- продажа в кредит,
- издержки производства,
- товарно-материальные запасы и оборотные средства,
- отчисления на амортизацию,
- инвестиции,
- основной капитал,
- движение средств.
Проще всего оценить стоимость предприятия по балансовой сто-
имости его активов. Однако такая оценка может рассматриваться
только в качестве приближения, поскольку она зависит от системы
учета, принятой на предприятии. Более точным является _показатель
_приведенной балансовой стоимости, . который представляет собой ба-
лансовую стоимость активов, пересчитанную с учетом действующих
рыночных цен.
_Еще один показатель, . отражающий стоимость предприятия - это
ликвидационная стоимость. _Ликвидационная стоимость . - 1это сумма
1денег, которая может быть выручена от продажи (ликвидации) предп-
1риятия с учетом покрытия всех его долгов. 0Ликвидационная стои-
мость предприятия 1зависит от того, насколько успешно идут 0 его 1де-
1ла в данный момент. 0 Если дела идут хорошо, расчетная стоимость
активов окажется меньше той суммы, которую можно будет выручить
от его продажи, если предприятие переживает трудности, его ликви-
дационная стоимость может оказаться значительно ниже расчетной.
В настоящее время широкое применение получил 1метод оценки
1предприятия по его восстановительной стоимости, 0 которая представ-
ляет собой текущую стоимость замещения всех товарно-материальных
- -
ценностей, образующих капитал предприятия.
1Для точного определения финансового положения и оценки стои-
1мости 0предприятия 1рассчитываются 0следующие финансовые показатели:
_Ликвидность . - способность выполнять взятые на себя краткос-
рочные обязательства.
_Показатель текущей ликвидности . определяется отношением обо-
ротного капитала к текущим (краткосрочным) обязательствам, пока-
затель "быстрой" ликвидности представляет собой отношение оборот-
ного капитала за минусом запасов к текущим (краткосрочным) обяза-
тельствам.
_Степень задолженности .- доля заемных средств в структуре ка-
питала. Степень задолженности оценивается двумя показателями: от-
ношением задолженности к капиталу и отношением доходов к процент-
ным платежам. Отношение задолженности к капиталу определяется де-
лением совокупной задолженности на балансовую стоимость предприя-
тия. Отношение доходов к процентным платежам - делением дохода до
вычета процентных и налоговых платежей к проценту по задолженнос-
ти.
_Хозяйственные показатели . отражают насколько рационально
предприятие использует свои ресурсы. К 1 хозяйственным показателям
1относятся 0: оборачиваемость запасов, средняя продолжительность пе-
риода инкассации, оборачиваемость основного капитала, оборачивае-
мость всего капитала. 1Оборачиваемость запасов 0 определяется отно-
шением себестоимости реализованной продукции к среднему уровню
запасов или отношением объема продаж к среднему уровню запасов.
1Средняя продолжительность периода инкассации 0 представляет собой
отношение дебиторской за должности к дневному объему продаж. 1Обо-
1рачиваемость основного капитала 0 рассчитывается делением объема
продаж на остаточную (балансовую) стоимость основного капитала, а
1оборачиваемость всего капитала 0 - делением объема продаж на балан-
совую стоимость предприятия.
_Показатели рентабельности .характеризуют эффективность управ-
ления предприятием. 1К ним относятся 0: доля прибыли в цене единицы
продукции, прибыль на вложенный капитал, прибыль на собственный
капитал и доход от продаж. 1Доля прибыли в цене единицы продукции
определяется отношением чистой прибыли после вычета налога к объ-
ему продаж. 1Прибыль на вложенный капитал 0- отношением чистой при-
были после вычета налога к балансовой стоимости предприятия. 1При-
- -
1быль на собственный капитал 0- это отношение чистой прибыли после
вычета налога к собственному капиталу предприятия. 1 Доход от про-
1даж - 0 отношение объема продаж к собственному капиталу.
1Для оценки предприятий 0 также используется 1метод капитализа-
1ции доходов. 0 Приведенная стоимость предприятия, рассчитанная этим
методом, равна доходам, умноженным на коэффициент капитализации.
В качестве показателя дохода используется доход до вычета процен-
та и налога, поскольку он отражает доходность предприятия как та-
кового, без учета влияний, налагаемых финансовой системой. Значе-
ние коэффициента капитализации следует выбирать, исходя из коэф-
фициентов капитализации акций аналогичных предприятий, имеющих
хождение на рынке. Величина коэффициента капитализации зависит от
продукции, которую предприятие выпускает, отрасли, к которой оно
относится, ожидаемых доходов, темпов роста и ожидаемой ситуации
на рынке ценных бумаг.
Анализ финансового положения должен охватывать не только
данные на какой-то год, а динамику деятельности предприятия за
несколько лет. После этого полученные результаты сравниваются со
средними для данной отрасли, а также с основными конкурентами.
На этапе предварительного анализа рассматривается соглашение
между партнерами по совместному предпринимательству.
Это делается для того, чтобы быть уверенным и предоставлении
кредитов, которыми в ходе реализации проекта будут пользоваться
учредители.
1Таким образом, качественный анализ проекта позволяет выявить
1жизнеспособность предлагаемого к кредитованию проекта развития
1предприятия. В случае отрицательного результата, полученного на
1этом этапе анализа, дальнейшую проработку не проводят. Если же
1проект получил одобрение на этапе качественного анализа, то про-
1водят его количественный анализ, в ходе которого определяется ва-
1риант реализации проекта, определяются и распределяются риски по
1нему, а также рассчитываются основные экономические показатели. 0
2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА
3Задачей количественного анализа 1является определение потока
1наличности от проекта. 0
Первоначально составляется расчет проекта без внешнего фи-
- -
нансирования. Для этого выявляется список показателей, влияющих
на поток наличности: стоимость оборудования и строительно-монтаж-
ных работ, оплата аренды земли, существующих зданий, технологий,
"ноу-хау", стоимость сырья, запасных частей, заработная плата, це-
ны на готовую продукцию, показатели роста цен, страхование и т.д.
Затем рассчитываются инвестиции, доходы от реализации продукции и
ее себестоимость, а также показатели, характеризующие эффектив-
ность проекта .
1После того, как анализ показал экономическую целесообраз-
1ность осуществления проекта, составляются расчеты, позволяющие
1определить возможность организации финансирования. 0 _Для этого вы-
_полняются следующие расчеты: .
- взносы партнером в основной фонд по периодам,
- потребность во внешних источниках финансирования,
- механизм использования и погашения кредита,
- покрытие задолженности поступлениями средств,
- эффективность проекта.
Расчет потока наличности производят исходя из концепции
предприятия как системы потоков наличности. Составляют несколько
различных расчетов на разных уровнях абстракции. 1Прежде всего
1рассчитывают потоки наличности называемые _дополнительными и ко-
_ 1нечными. . 0
3Дополнительные потоки наличности 0 - 1это потоки, которые не-
1разрывно связаны с проектом и они вливаются в основные потоки на-
1личности, если предприятие уже функционирует и намеревается реа-
1лизовать какую-либо инвестиционную программу с привлечением наем-
1ных средств. 0 По отношению к инвестиционному проекту основными по-
токами наличности являются те потоки, которые связаны с основной
деятельностью предприятия.
1Дополнительные потоки наличности: 0 количество проданных еди-
ниц товара, валовый доход, расходы (на зарплату, управление, рек-
ламу, сырье и оборотные средства, страхование и транспортировку,
прочие расходы), амортизационные отчисления, прибыль, выплата на-
логов, чистый доход.
_Годовой поток наличности .после налогообложения определяется
по формуле:
ПН = ЧД - КЗ + АО + HP - ПО
- -
где ПН - годовой поток наличности,
ЧД - чистый доход,
КЗ - увеличение кредиторской задолжности,
АО - амортизационные отчисления,
HP - нереализованная продукция,
ПО - расходы на покупку оборудования.
Полученные результаты анализируют с помощью следующих пока-
зателей: чистый приведенный доход - W (NPV - net present value),
внутренняя норма доходности - q 4в 0 (IRR - internal rate of return),
рентабельности (индекса доходности) - V (profitability index) и
периода окупаемости - П 4ок 0.
Чистый приведенный доход проекта представляет собой разницу
между суммой приведенных к современной стоимости потоков налич-
ности, генерируемых проектом, и размером первичных инвестиций в
проект. Чтобы правильно произвести расчет потоков наличности по
проекту нужно учесть его остаточную стоимость на момент последне-
го периода, для которого рассчитывается поток наличности.
Теория современной стоимости основывается на том, что деньги
сегодня не равны деньгам завтра, а разница между ними является
упущенной выгодой. Под упущенной выгодой понимается доход, кото-
рый мог бы получить владелец средств, если бы он пустил получен-
ные ранее денежные средства в оборот и депонировал бы их в банк.
Коэффициент приведения потоков наличности к современной стоимости
принимают равным средней стоимости капитала действующего предпри-
ятия или ставке банковского процента, или средней норме рента-
бельности в отрасли.
_Зависимость между современной и будущей стоимостью . выглядит
следующим образом:
БС = СС * (1+к),
СС = _ БС . .,
п*(1+к)
где БС - будущая стоимость,
СС - современная стоимость,
к - коэффициент приведения,
- -
п - количество периодов.
Если чистая современная стоимость проекта больше нуля, то он
является целесообразным с точки зрения вложения средств.
3Внутренняя норма доходности 0- 1 это коэффициент приведения,
1при котором чистая современная стоимость за вычетом первоначаль-
1ных инвестиций будет равна нулю. 0Полученный коэффициент обычно
сравнивают с такими же коэффициентами основных производителей в
данной отрасли.
3Индекс доходности 1 0- 1это отношение дисконтированных на соот-
1ветствующий коэффициент потоков наличности по проекту к величине
1первоначальных инвестиций. 0Если индекс больше единицы, то проект
стоит вложения средств.
3Период окупаемости 1представляет собой интервал времени, не-
1обходимый для покрытия затрат по проекту. 0
При прогнозировании потоков наличности необходимо принимать
в расчет фактор инфляции.
Для того, чтобы определить подверженность проекта возможным
конъюнктурным колебаниям и различным изменениям, используют все-
возможные методы прогнозирования. При этом создаются модели реа-
лизованного проекта и на них проверяются возможные воздействия на
расчетные показатели. Оценивается чувствительность проекта как
при изменении одного фактора, так и при изменении нескольких фак-
торов.
3. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ФОРМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
3Назначение делового плана
1Деловой план включает в себя 0цели и задачи, которые необхо-
димо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перс-
пективу. Кроме того он включает в себя оценку текущего момента,
сильных и слабых сторон деятельности предприятия, анализ рынка и
информацию о потребителях продукции.
Деловой план дает возможность понять общее состояние дел на
данный момент; ясно представить тот уровень, которого может дос-
тичь предприятие; планировать процесс перехода от одного состоя-
- -
ния в другое.
В деловом плане излагаются возможности рынка, его слабые
стороны и потребности функционирования предприятия в этих услови-
ях, дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставлен-
ных целей в условиях конкуренции. Проработанный и согласованный
деловой план является тем средством, с помощью которого можно
контролировать производительность и управлять предприятием.
Одним из важнейших положений является то, что деловой план
позволяет решить вопросы финансирования. т.е. он может стать
средством привлечения капитала, необходимого для развития предп-
риятия. 1Ценность делового плана определяется 0 тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность предприятия с
условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должно развиваться предприятие;
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки
от внешних инвесторов.
При составлении делового плана предпринимателю приходится
думать о будущем и представлять себе, какие препятствия могут
возникнуть на пути к успеху. Процесс составления делового плана
вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы.
Поэтому в начале необходимо определить сильные и слабые стороны
проекта, а также возможности и проблемы, которые могут возникнуть
в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) об-
щего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и
задач. Этот процесс состоит из двух частей. Во-первых, устанавли-
вается, каким бизнесом будет заниматься предприятие, во-вторых,
определяются главные, количественно обоснованные цели на перспек-
тиву.
Установление таких целей является наиболее легкой задачей.
Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для
этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые
формируют ядро делового плана. Хорошо составленный деловой план,
как правило, является существенным фактором длительного выживания
предприятия и его прибыльности.
- -
3Исходная информация для составления
3делового плана
Прежде чем заниматься составлением делового плана, необходи-
мо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию,
предприниматель еще до составления делового плана может оценить
жизнеспособность самой концепции нового проекта развития предпри-
ятия.
Прежде всего необходимо оценить спрос на товар (работы или
услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что
и кому будет продаваться и почему люди это покупают. Надо пом-
нить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупа-
ют совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы.
Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента -
специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом -
характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на
данный продукт и место его реализации.
Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что
рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или
сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к
продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию
или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это луч-
ше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия
на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоя-
тельством при этом будет определение покупателей: каковы их зап-
росы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хоро-
шего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить
сильные и слабые стороны продукции или услуг.
Необходимые данные можно получить, обратившись в соответс-
твующие организации, а можно провести собственные исследования.
Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциа-
ций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те
положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны
включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о
рыночных трендах и перспективах роста.
Производственная информация включает определение производс-
твенных потребностей предприятия, зависящих от того, какую про-
- -
дукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой инфор-
мации можно получить у производителей аналогичной продукции.
В современно быстро меняющемся мире технологические аспекты
и экономическое окружение могут создать как дополнительные воз-
можности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии
дает возможность выполнить задачу лучше и с меньшими затратами.
Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенс-
твованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие -
позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же
работу.
При сборе производственной информации необходимо обратить
внимание на следующие вопросы:
- производственные операции: необходимо установить перечень
всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить,
нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если
можно, то какие и кому;
- сырье и материалы: составить список всех видов сырья и ма-
териалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса
и ориентировочные цены;
- оборудование : составить спецификацию всего необходимого
оборудования и по каждой единице оборудования выявить,
можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно поку-
пать;
- трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с ука-
занием числа работников по каждой специальности, их зара-
ботной платы и выявить возможности подготовки таких специ-
алистов;
- помещения: определить потребность в производственных пло-
щадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;
- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецо-
дежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэ-
нергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на зара-
ботную плату управленческого персонала и т.д.
Имущество предприятия - помещения , машины, оборудование,
транспортные средства - может дать представление о том потенциа-
ле, которым обладает предприятие в данный момент в отношении его
расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а
также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить
- -
внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, ког-
да оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за
эффективностью машин и оборудования и их способностью производить
продукцию, технологически отвечающую уровню современных требова-
ний.
Финансовая информация необходима для всесторонней оценки фи-
нансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой ин-
формации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности
проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие,
чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального
этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства
(выпуск акций, займы и пр.)
Существуют три группы финансовых показателей, которые позво-
ляют оценить жизнеспособность предприятия:
1) прогноз доходов и расходов на первые три года;
2) прогноз денежной наличности за тот же период;
3) балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз
состояния активов и пассивов предприятия на год вперед
(балансовый план).
1Прогноз расходов и доходов предприятия 0 строится на основе
данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз денежной наличности
должен показать способность предприятия своевременно оплачивать
свои счета. В нем должна быть указана оценка начальной денежной
наличности, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и
сроков. 1Балансовый отчет характеризует 0 финансовую ситуацию предп-
риятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предпри-
ятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владель-
цем предприятия и его партнерами.
Вышеперечисленная информация непосредственно отражается в
деловом плане.
3Состав делового плана.
Деловой план включает следующие разделы:
_ 11. Вводная часть.
В ней указывается название и адрес предприятия, имена и ад-
реса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его
суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.
- -
12. Предприятие и отрасль, в которой оно находится.
В этом разделе описываются основные направления и цели дея-
тельности предприятия, его история, прошлые успехи, а также ха-
рактеристика отрасли промышленности, к которой относится предпри-
ятие. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития.
_ 13. Продукция (работы или услуги).
Описание продукции и ее применение, отличительные качества
или уникальность продукции, технология и квалификация, лицензии,
патентные права и будущий капитал.
_ 14. Рынки.
Потенциальные потребители продукции, потенциальные конкурен-
ты. Размер рынка и его рост, оценочная доля предприятия на рынке.
Особые характеристики рынка, влияние конкуренции.
_ 15. План маркетинга.
В этом разделе дается маркетинговая расстановка (обеспечение
конкурентоспособности продукции) и указываются основные характе-
ристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими.
Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торго-
вая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на
рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со сто-
роны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.
_ 16. Производственный план.
Описание производственного процесса, производственных поме-
щений, их расположение. Необходимое оборудование, объем выпускае-
мой продукции. В этом разделе рассматриваются источники поставки
основных материалов, оборудования и рабочих кадров, использование
субподрядчиков.
_ 17. Организационный план.
Форма собственности. Сведения о партнерах, основных пайщи-
ках, владельцах предприятия, о директоре и основном руководящем
составе. Приводится организационная структура. Делаются краткие
выводы по планированию количества персонала и расширению штата,
обучению и подготовке кадров, а также о привлечении консультан-
тов, советников, менеджеров.
_ 18. Степень риска.
В этом разделе рассматривается риск и каким образом его мож-
но избежать. Выявляются слабые стороны предприятия, вероятность
появления новых технологий. предлагаются альтернативные страте-
- -
гии.
_ 19. Финансовый план.
Финансовый план является важнейшей составной частью делового
плана. Основные пункты финансового плана: объем продаж, прибыль,
оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляет-
ся на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план
денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год.
При составлении финансового плана анализируется состояние налич-
ности, устойчивость предприятия, источники и использование
средств. В заключении определяется точка самоокупаемости. Прогноз
точки самоокупаемости должен дать ответ на вопрос о том, сколько
единиц продукции или услуг нужно будет продать или какого объема
продаж достичь, чтобы доходы предприятия совпадали с его расхода-
ми, т.е. чтобы предприятие окупилось.
_ 110. Приложения.
Наиболее часто в приложении приводят следующие документы:
технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, под-
робности патентных документов, копии документов, из которых взяты
исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам,
анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и ме-
тоде проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгал-
терских документов, прейскуранты поставщиков.
3Составление делового плана.
1А. Вводная часть.
Деловой план начинается с вводной части. Вводная часть, как
правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она
должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как са-
мостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основ-
ные положения всего делового плана.
Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать инте-
рес у потенциального инвестора. По содержимому вводной части ин-
вестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и чи-
тать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные
положения предлагаемого проекта, а именно чем будет заниматься
предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожи-
- -
дается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприя-
тие добьется успеха.
1Б. Предприятие и отрасль, в которой оно
1находится.
Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте
сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстриро-
вать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли ин-
дустрии, в которой оно будет работать и конкурировать. Так как
одним из критериев на победу в конкурентной борьбе является ситу-
ация на рынке продукции этого класса.
В деловом плане рекомендуется провести краткий исторический
экскурс, дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения
о намечающихся тенденциях развития. Рекомендуется также дать
справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конку-
рентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо изучить
все прогнозы по данной отрасли.
Необходимо также ответить на вопрос, на какого именно потре-
бителя рассчитаны товары или услуги предприятия.
1В. Продукция (работы или услуги).
В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание
тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок.
Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для
производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан яс-
ным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.
При описании основных характеристик продукции делается ак-
цент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенци-
альным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная
информация технологического процесса может быть дана в приложе-
нии.
Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные осо-
бенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной
форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость
или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам по-
купателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенство-
- -
вания данной продукции.
В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или ав-
торские права на изобретение или привести другие причины, которые
могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими
причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распростра-
нение или торговые марки.
1Г. Рынки.
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех ком-
паний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если
на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел является наибо-
лее трудным для написания. Необходимо убедить инвестора в сущест-
вовании рынка для продукции и показать, что вы понимаете и можете
продать на нем свою продукцию. Для этого нужно определить тот
сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как прави-
ло, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном,
достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может за-
висеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа
продукции может быть слабее, для другого - сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится
описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.
Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по
совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с пробле-
мой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных
конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную
долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что ваша про-
дукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, расп-
ространения, рекламы и других показателей.
1Д. План маркетинга.
В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут по-
купать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается
продавать новый товар или услугу, какую на него назначить цену и
как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой
стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают
такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика,
- -
торговая политика, реклама и т.д. В любом бизнесе при формирова-
нии проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный
анализ этих факторов.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим
компонентом успеха нового предприятия, поэтому к его составлению
следует отнестись серьезно - нужно тщательно все продумать и убе-
диться, что предполагаемая стратегия действительно может быть ре-
ализована. На действующих предприятиях план по маркетингу состав-
ляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и
ежемесячно или ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяю-
щейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен нау-
читься составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие
решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда
его можно поместить в приложение к основной части делового плана.
1Е. Производственный план.
В этом разделе должны быть описаны все производственные и
другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы,
связанные с помещением, их расположением, оборудованием, персона-
лом. Если создаваемое предприятие относится к категории произ-
водственных, то необходимо полное описание производственного про-
цесса: как организована система выпуска продукции и как осущест-
вляется контроль над производственными процессами, каким образом
будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость
продукции (например, затраты труда и материалов), как будет раз-
мещено оборудование. Если некоторые операции предполагается пору-
чить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая назва-
ние субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран,
цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, ко-
торые предполагается выполнить собственными силами, необходимо
дать схему производственных потоков, список производственного
оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (назва-
ние, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также
список производственного оборудования, которое может понадобиться
в будущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопро-
сы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск про-
дукции.
- -
Если предполагается создать не производственное предприятие,
а торговое или сервисное, то в данном разделе описывается проце-
дура закупки партий товаров, система контроля за уровнем товарных
запасов и план складных помещений.
1Ж. Организационный план.
В этом разделе указывается форма собственности создаваемого
предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищест-
во или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо
привести условия, на которых оно строится. Если акционерное об-
щество, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций,
тип акций.
Рассматриваются вопросы руководства и управления предприяти-
ем. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и
описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографи-
ческие сведения о всех членах совета директоров. Следует помнить,
что необходима сбалансированная руководящая группа. Анализируются
знания и квалификация всей команды в целом. В идеальном случае
таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и
охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финан-
сы, вопросы, связанные с персоналом, производственный процесс).
Однако, маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего
становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную ко-
манду. В этом случае для выявления слабых сторон управления
предприятием можно воспользоваться услугами консультантов.
В этом же разделе должны быть представлены данные о руково-
дителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также
об их обязанностях. Детальные анкетные характеристики приводятся
в приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мо-
тивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заин-
тересованы в достижении намеченных в деловом плане целей, как бу-
дет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, доле-
вое участие в прибыли).
Рекомендуется представить организационную схему с указанием
для каждого руководителя его места в организационной иерархии.
Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвес-
тор должен получить представление о том, кто именно будет осу-
- -
ществлять руководство предприятием и каким образом будут склады-
ваться отношения между членами руководства на практике.
1З. Степень риска.
Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталки-
вается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его
существованию. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть
подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоле-
ния. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с
которыми может столкнуться бизнес. Главные рискованные моменты,
перед которыми может оказаться бизнес, должны быть описаны просто
и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собствен-
ных просчетов в области маркетинга и производственной политики,
ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять
также технический процесс, который способен мгновенно "состарить"
любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы
для предприятия не представляет, в деловом плане необходимо на
них остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на
этот счет.
Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить
пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезап-
ного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в
глазах потенциального инвестора будут свидетельствовать о том,
что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним
готов.
1И. Финансовый план.
Финансовый план состоит из трех частей.
_1. Сводный прогноз доходов и расходов, . по крайней мере, на
первые три года, причем данные за первый год должны быть предс-
тавлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как
ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и
различные статьи расходов. Зная ставки подоходного налога, можно
получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов.
Основным источником доходов большинства предприятий являются
продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельнос-
- -
ти предприятия, поэтому составление финансового плана начинается
с прогнозирования продаж. Основой для такого прогноза служит план
маркетинга.
Для составления планов доходов и расходов на первый год не-
обходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Данные для подобных
расчетов можно получить из специальных исследований рынка, из
прогнозов или опытном путем. Для составления прогноза используют-
ся такие методы как опросы потребителей, опрос торговых работни-
ков, консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают пос-
тепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать"
и в некоторые месяцы быть непропорционально высокой. Все будет
зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на
рынке.
План доходов и расходов должен содержать такие оценки всех
статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам
первого года. Необходимо предусмотреть в плане все возможные
статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам.
Расходы на заработную плату будут зависеть от численности
сотрудников и их специальностей. Сведения о том, сколько и каких
специалистов потребуется, берутся из организованного плана. Рас-
ширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия
потребовать увеличении численности занятых. Расходы на оплату
труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов
и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и
расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.
В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше рас-
ходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские
расходы т.д.
С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекла-
му, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских
помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и рас-
ходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той
страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величи-
ну выплат можно определить в зависимости от вида страховки и сос-
тояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление
новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется заку-
пить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизаци-
- -
онных отчислений.
Помимо планов доходов и расходов в разбивке по месяцам пер-
вого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные
данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании экс-
плуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется на-
чать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не
будет меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные от-
числения, коммуникальные услуги (плата за электричество, газ и
т.д.), аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчи-
тать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год.
Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить
как долю от чистой прибыли за соответствующий год.
Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно
получить прибыль, предприятие имеет шансы на успех.
Форма плана доходов и расходов представлена в 2табл.1.3.
По такой же форме ( 2табл.1 0) составляется план доходов и рас-
ходов на первый год по месяцам. В зависимости от деятельности и
направленности предприятия статьи расходов косвенных затрат экс-
плуатационных издержек могут быть уточнены.
_2. В финансовый план .входит прогноз денежной наличности. Та-
кой прогноз составляется также на три года, с месячной разбивкой
данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки,
поэтому определение потребностей в денежной наличности является
важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут сильно
различаться из месяц в месяц, да и деньги, вырученные от продаж,
поступают на банковский счет предприятия не мгновенно, а с неко-
торым шагом, поэтому, даже если продукция расходится хорошо, мо-
жет возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия
посторонних затрат. например, для выплаты заработной платы или за
коммунальные услуги.
Деньги в кассе или на банковском счете предприятия - это не
то же самое, что прибыль. Прибыль-это разница между доходами и
расходами, а денежная наличность - это разница между реальными
денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной
наличности только тогда, когда предприятие фактически получает
платеж или само производит вы плату. Например, погашение долга
предприятия не отражается в издержках, хотя уменьшает сумму на-
личности. а амортизация основных фондов - это издержки, которые
- -
L[+]
2Таблица 1.
1План доходов и расходов
┌──┬─────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│N │ Показатели │1-ый год│2-ой год│3-ий год│
├──┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│1 │ Доходы от продаж товаров (оказа-│ │ │ │
│ │ ния услуг или выполнения работ) │ │ │ │
│2 │ Налог на добавленную стоимость │ │ │ │
│3 │ Себестоимость реализованной про-│ │ │ │
│ │ дукции (работ или услуг) │ │ │ │
│4 │ Валовая прибыль │ │ │ │
│5 │ Эксплуатационные издержки, всего│ │ │ │
│6 │ в том числе: Управленческие зат-│ │ │ │
│ │ раты, │ │ │ │
│7 │ всего │ │ │ │
│8 │ в том числе: зарплата │ │ │ │
│9 │ канцпринадлежности │ │ │ │
│10│ плата за телефон │ │ │ │
│11│ почтовые расход │ │ │ │
│12│ Затраты на сбыт │ │ │ │
│13│ Аренда помещений │ │ │ │
│14│ Коммунальные услуги │ │ │ │
│15│ Транспорт │ │ │ │
│16│ Реклама │ │ │ │
│17│ Страховка │ │ │ │
│18│ Налоги │ │ │ │
│19│ Проценты за капитал │ │ │ │
│20│ Амортизация │ │ │ │
│21│ Затраты на науку │ │ │ │
│22│ Прочие расходы │ │ │ │
│23│ Прибыль до уплаты налогов │ │ │ │
│24│ Налог на прибыль │ │ │ │
│25│ Чистая прибыль │ │ │ │
└──┴─────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
снижают прибыль, но не влияют на сумму денежной наличности.
Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, -
то правильное планирование денежной наличности. Сплошь и рядом
- -
вполне рентабельные предприятия терпят банкротство только из-за
того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно,
если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, он рискует
сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отри-
цателен.
Прогноз денежной наличности строится на основании плана де-
нежных поступлений и выплат. План денежных поступлений и выплат
составляется на основе плана доходов и расходов с поправкой на
ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты
превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботить-
ся, и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце
денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно от-
дать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до то-
го времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности -
это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для
этого приходится строить предложения, чтобы денег заведомо хвата-
ло на оплату счетов в течение всего периода становления предприя-
тия. На основе подобных предположений можно оценить размеры де-
нежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и
сколько денег потребуется брать в долг.
План денежных поступлений и выплат, как и план доходов и
расходов, строится на определенных предположениях, которые предс-
тавлялись реалистичными на момент составления прогноза, но со
временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необхо-
димо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допуще-
ния должны быть четко сформулированы в тексте делового плана,
чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та
или иная цифра.
План поступлений и выплат на первый год в месячной разбивке
и на последующие три года составляются по следующей форме
( 2табл.2 0).
_3. Третьим разделом финансового плана является прогноз акти-
_вов и пассивов предприятия на конец года ., т.е. балансовый план. В
этом плане отражаются активы и пассивы предприятия, средства,
вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его
партнерами, и нераспределенная прибыль.
К составлению балансового плана на конец первого года прис-
- -
L[+]
2Таблица 2.
1План поступлений и выплат
┌──┬───────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┐
│N │Показатели │ 1-й год │ 2-й год │ 3-й год │
├──┼───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│1 │Поступления от продаж │ │ │ │
│2 │в том числе: │ │ │ │
│3 │Платежи всего │ │ │ │
│4 │оборудование │ │ │ │
│5 │сырье и материалы │ │ │ │
│6 │затраты на сбыт │ │ │ │
│7 │управленческие затраты │ │ │ │
│8 │аренда помещений │ │ │ │
│9 │коммунальные услуги │ │ │ │
│10│транспорт │ │ │ │
│11│реклама │ │ │ │
│12│страховка │ │ │ │
│13│налоги │ │ │ │
│14│выплата долга и процентов │ │ │ │
│15│Прирост денежной наличности│ │ │ │
│16│Остаток на конец │ │ │ │
│17│Остаток на начало │ │ │ │
└──┴───────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
тупают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных
поступлений и выплат.
Балансовый план отражает состояние дел на предприятии к кон-
цу первого года его существования. Он представляет собой счет ак-
тивов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку собствен-
ного капитала предприятия.
3Активы 0- 1это все, что образует имущество предприятия и обла-
1дает стоимостью. 0 Активы делятся на ликвидные и неликвидные. Лик-
видные активы - это те, которые образуют оборотный капитал, не-
ликвидные - основной капитал. Ликвидные активы включают денежные
средства, а также все то, что может быть обращено в деньги или
потреблено в процессе производства за период, не превышающий од-
ного года. Неликвидные активы - это материальное имущество с дли-
тельным сроком службы (оборудование, здание, сооружения, земля).
- -
3Пассивы - 0 1это денежные обязательства предприятия перед кре-
1диторами. 0 Обязательства бывают краткосрочными, которые должны
быть погашены в течение года, и долгосрочными. Разность между
стоимостью активов и пассивов (стоимость имущества предприятия за
вычетом его обязательств) представляет собой собственный капитал
предприятия. 1К собственному капиталу относятся 0 средства, вложен-
ные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычетов (нераспреде-
ленная прибыль).
Таким образом, доходы предприятия увеличивают его активы и
собственный капитал, а расходы уменьшают собственный капитал и
(или) увеличивают пассивы или уменьшают активы.
Балансовый план на конец первого года в деловом плане сос-
тавляется по форме, приведенной в 2табл.3.
При создании предприятия предприниматель должен знать, когда
будет получена первая прибыль. Для этого делается прогноз точки
самоокупаемости. Прогноз точки самоокупаемости дает ответ на воп-
рос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать,
чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобы
предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколь-
ко денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на на-
чальном этапе его существования. Из планов доходов и расходов из-
вестно, когда предприятие начнет получать прибыль, но это не точ-
ка самоокупаемости. Чтобы предприятие окупилось, его обязательст-
ва, именуемые постоянными или фиксированными затратами, должны
быть полностью покрыты из поступлений. 1Поэтому под точкой самоо-
1купаемости понимают 0 такое состояние, когда разность между всеми
расходами и доходами равна нулю.
После того, как предприятие окупится, продажа каждой следую-
щей единицы продукции будет приносить прибыль, если цена на нее
не опуститься ниже ее себестоимости.
Точка самоокупаемости К определяется на основании данных
плана поступлений и выплат (табл.2.) по формуле:
К = _ СФИ .
Ц - ПИ
где СФИ - совокупные финансовые издержки;
- 108 -
L[+]
2Таблица 3.
1Балансовый план на конец первого года
┌────────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ Показатели │ Сумма │
├────────────────────────────────────┼─────────────────────┤
1 │ Активы │ │
2 │ Ликвидные активы, всего │ │
3 │ в том числе: │ │
4 │ денежная наличность │ │
5 │ счета к получению │ │
6 │ запасы готовой продукции │ │
7 │ запасы сырья и материалов │ │
8 │ в том числе: │ │
9 │ оборудование │ │
10│ амортизация │ │
11│ Итого активов │ Х │
12│ Пассивы и собственный капитал │ │
│ предприятия │ │
13│ Краткосрочные обязательства, всего │ │
14│ в том числе: │ │
15│ Неликвидные активы, всего │ │
16│ счета к оплате │ │
17│ текущие обязательства │ │
18│ по долгосрочным займам │ │
19│ Долгосрочные обязательства, всего │ │
20│ Собственный капитал, всего │ │
21│ в том числе │ │
22│ взносы партнеров │ │
23│ нераспределенная прибыль │ │
24│ Итого пассивов и собственного │ │
│ капитала │ Х │
└────────────────────────────────────┴─────────────────────┘
Ц - цена единицы продукции;
ПИ - переменные издержки в расчете на единицу продукции.
Какой бы не была цена, если она выше себестоимости, каждая
продажа приносит прибыль, которую можно пустить на покрытие фик-
сированных издержек. Как только прибыли накопится достаточно,
- -
чтобы покрыть фиксированные издержки, предприятие достигнет само-
окупаемости. К фиксированным издержкам относятся затраты на амор-
тизацию, заработную плату административного персонала, арендную
плату и страхование. Расходы на покупку сырья и материалов, тор-
говые издержки, заработная плата производственных рабочих счита-
ются переменными.
Графическое представление точки самоокупаемости приведено
на 2рис.1.
L[+]
млн.руб.A
│ /
│ Доходы
│ /
│ .
│ / .
│ . Расходы
│ / .
│ .
│ ./
│ . │Точка самоокупаемости
│ _. / .│ _ .
│ │ Фиксированные издержки
│ / │
│ │
│ / │
└────────────┴───────────────────────────────────V
Объем продукции
2Рис. 1: 0 1Графическое представление точки самоокупаемости
По графику определяется тот объем продукции, при котором
расходы будут равны доходам и после которого предприятие будет
иметь постоянно увеличивающуюся прибыль.
1К. Приложение
В приложении к деловому плану приводятся документы, не явля-
ющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки в дело-
- -
вом плане.
В следующей главе рассматривается методика финансовой оценки
инвестиционных проектов.
2В 3 2Ы 3 2В 3 2О 3 2Д 3 2: 0 В рыночной экономике России начинает действовать
новое поколение менеджеров-предпринимателей, специалистов малого
бизнеса, которые в изменяющихся условиях хозяйствования обязаны
делать прогноз, участвовать в конкурентной борьбе, обосновывать
различные направления использования финансовых средств для полу-
чения займов и инвестиций.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в
том числе для вновь создаваемых, действующих и развивающихся
предприятий. Для этого необходимо аргументированное и обоснован-
ное оформление проектов ( предложений ), требующих инвестиций.
Эта задача может быть выполнена на основе разработки бизнес-пла-
на. Бизнес-план это специальный инструмент менеджмента, использу-
емый в современной рыночной экономике независимо от масштабов и
сферы деятельности, а также форм предпринимательства. Бизнес-план
- это документ стандартный для большинства стран с рыночной эко-
номикой.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа яв-
ляется его сбалансированность по поставке задач с учетом реальных
финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он
должен быть обеспечен финансовыми ресурсами. Это в значительной
мере определяет характер проектов, которые изучаются при разра-
ботке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновацион-
ными, то есть отличаться научно-технической новизной, но и быть
достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необ-
ходимы на их реализацию. Степень инновационности и рискованности
проекта определяет способы привлечения капитала.