Экономическое обоснование развития или создания проекта

                             -  -

                 1.  2ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

                       2РАЗВИТИЯ ИЛИ СОЗДАНИЯ

                              2ПРОЕКТА

     Основным документом,  позволяющим оценить направления разви-

тия действующего предприятия и обосновать создание нового  предп-

риятия   или  вида  деятельности,  является  деловой  план  (биз-

нес-план).  3Деловой план 1 - главный инструмент предпринимателя. 0

     Основное отличие между планом действующего бизнеса и деловым

планом состоит в исследовании данных по рынку. В новом деле пред-

положение о годовом доходе должно быть основано на оценках, имею-

щих в основе практическое знание о качестве товаров и о приеме их

рынком. Поэтому до разработки делового плана необходимо выполнить

анализ предлагаемого предприятия (проекта).

      1Анализ 0 любого   1проекта  принято  разделять  _ 0на качественный и

 _количественный. .   1Качественный анализ 0, называемый предварительным,

состоит  из  оценки  финансового  состояния  учредителей  проекта

(партнеров) и оценки области деятельности, в которую вкладываются

капитальные  вложения.   1Количественный  анализ 0 проекта включает в

себя расчет и оценку потоков наличности по нему,  анализ  влияния

различных  факторов на его реализацию,  выявление рисков и расчет

различных финансово-экономических показателей.

               1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА

     Качественный  3анализ начинается с оценки партнеров. 0  Анализи-

руется  финансовое  положение каждого из партнеров,  опыт их дея-

тельности, положение партнеров на рынке товаров или услуг, их ре-

путация и т.д.

      1На  0этой  1стадии предварительного анализа 0 основными  1целями яв-

 1ляются: 0  выявление причин заинтересованности партнеров в реализа-

ции проекта и определение их способности выполнять коммерческие и

финансовые обязательства.

      1При анализе надежности партнера исследуется 0 подчиненность  и

степень его самостоятельности, общее финансовое положение, состо-

яние расчетов,  наличие ресурсов. Изучаются основные отчетные до-

кументы партнеров,  а именно:  балансы, счета прибылей и убытков,

                             -  -

отчеты о финансовом положении за несколько лет.

      1Анализ финансового  положения базируется 0 на рассмотрение по-

токов денежной наличности.  Систему потоков  денежной  наличности

можно представить в виде следующей схемы показателей:

     - развитие уставного капитала,

     - налоги,

     - обслуживание долга,

     - дивиденды,

     - денежная наличность,

     - взыскание дебиторской задолженности,

     - дебиторская задолженность,

     - продажа за наличные,

     - продажа в кредит,

     - издержки производства,

     - товарно-материальные запасы и оборотные средства,

     - отчисления на амортизацию,

     - инвестиции,

     - основной капитал,

     - движение средств.

     Проще всего оценить стоимость предприятия по балансовой сто-

имости его активов.  Однако такая  оценка  может  рассматриваться

только  в качестве приближения,  поскольку она зависит от системы

учета,  принятой на предприятии. Более точным является  _показатель

 _приведенной балансовой стоимости, .  который представляет собой ба-

лансовую стоимость активов,  пересчитанную с  учетом  действующих

рыночных цен.

      _Еще один показатель, .  отражающий стоимость предприятия - это

ликвидационная  стоимость.   _Ликвидационная  стоимость . -  1это сумма

 1денег, которая может быть выручена от продажи (ликвидации) предп-

 1риятия  с  учетом покрытия всех его долгов.   0Ликвидационная стои-

мость предприятия  1зависит от того, насколько успешно идут 0 его  1де-

 1ла  в данный момент. 0  Если дела идут хорошо,  расчетная стоимость

активов окажется меньше той суммы,  которую можно будет  выручить

от его продажи, если предприятие переживает трудности, его ликви-

дационная стоимость может оказаться значительно ниже расчетной.

     В настоящее  время  широкое  применение получил  1метод оценки

 1предприятия по его восстановительной стоимости, 0 которая представ-

ляет  собой текущую стоимость замещения всех товарно-материальных

                             -  -

ценностей, образующих капитал предприятия.

      1Для точного определения финансового положения и оценки стои-

 1мости  0предприятия  1рассчитываются  0следующие финансовые показатели:

      _Ликвидность . -  способность выполнять взятые на себя краткос-

рочные обязательства.

      _Показатель текущей  ликвидности . определяется отношением обо-

ротного капитала к текущим (краткосрочным) обязательствам,  пока-

затель "быстрой" ликвидности представляет собой отношение оборот-

ного капитала за минусом запасов к текущим (краткосрочным) обяза-

тельствам.

      _Степень задолженности  .- доля заемных средств в структуре ка-

питала. Степень задолженности оценивается двумя показателями: от-

ношением задолженности к капиталу и отношением доходов к процент-

ным платежам. Отношение задолженности к капиталу определяется де-

лением совокупной задолженности на балансовую стоимость предприя-

тия. Отношение доходов к процентным платежам - делением дохода до

вычета процентных и налоговых платежей к проценту по задолженнос-

ти.

      _Хозяйственные показатели .  отражают   насколько   рационально

предприятие использует свои ресурсы.  К 1 хозяйственным показателям

 1относятся 0: оборачиваемость запасов, средняя продолжительность пе-

риода инкассации, оборачиваемость основного капитала, оборачивае-

мость всего капитала.   1Оборачиваемость запасов 0 определяется отно-

шением  себестоимости  реализованной  продукции к среднему уровню

запасов или отношением объема продаж к среднему  уровню  запасов.

 1Средняя  продолжительность  периода инкассации 0 представляет собой

отношение дебиторской за должности к дневному объему продаж.  1Обо-

 1рачиваемость  основного  капитала 0  рассчитывается делением объема

продаж на остаточную (балансовую) стоимость основного капитала, а

 1оборачиваемость всего капитала 0 - делением объема продаж на балан-

совую стоимость предприятия.

      _Показатели рентабельности  .характеризуют эффективность управ-

ления предприятием.   1К ним относятся 0: доля прибыли в цене единицы

продукции,  прибыль на вложенный капитал,  прибыль на собственный

капитал и доход от продаж.   1Доля прибыли в цене единицы продукции

определяется отношением чистой прибыли после вычета налога к объ-

ему продаж.  1Прибыль на вложенный капитал  0- отношением чистой при-

были после вычета налога к балансовой стоимости предприятия.  1При-

                             -  -

 1быль на собственный капитал  0- это отношение чистой прибыли  после

вычета налога к собственному капиталу предприятия. 1  Доход от про-

 1даж - 0 отношение объема продаж к собственному капиталу.

      1Для оценки  предприятий 0 также используется  1метод капитализа-

 1ции доходов. 0 Приведенная стоимость предприятия, рассчитанная этим

методом,  равна доходам, умноженным на коэффициент капитализации.

В качестве показателя дохода используется доход до вычета процен-

та и налога, поскольку он отражает доходность предприятия как та-

кового, без учета влияний, налагаемых финансовой системой. Значе-

ние коэффициента капитализации следует выбирать,  исходя из коэф-

фициентов капитализации акций  аналогичных  предприятий,  имеющих

хождение на рынке. Величина коэффициента капитализации зависит от

продукции,  которую предприятие выпускает, отрасли, к которой оно

относится,  ожидаемых доходов,  темпов роста и ожидаемой ситуации

на рынке ценных бумаг.

     Анализ финансового  положения  должен  охватывать  не только

данные на какой-то год,  а динамику деятельности  предприятия  за

несколько лет.  После этого полученные результаты сравниваются со

средними для данной отрасли, а также с основными конкурентами.

     На этапе предварительного анализа рассматривается соглашение

между партнерами по совместному предпринимательству.

     Это делается для того, чтобы быть уверенным и предоставлении

кредитов,  которыми в ходе реализации проекта будут  пользоваться

учредители.

      1Таким образом, качественный анализ проекта позволяет выявить

 1жизнеспособность  предлагаемого  к  кредитованию проекта развития

 1предприятия.  В случае отрицательного результата,  полученного на

 1этом  этапе анализа,  дальнейшую проработку не проводят.  Если же

 1проект получил одобрение на этапе качественного анализа,  то про-

 1водят его количественный анализ, в ходе которого определяется ва-

 1риант реализации проекта,  определяются и распределяются риски по

 1нему, а также рассчитываются основные экономические показатели. 0

           2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА

      3Задачей количественного  анализа  1является определение потока

 1наличности от проекта. 0

     Первоначально составляется  расчет  проекта без внешнего фи-

                             -  -

нансирования.  Для этого выявляется список показателей,  влияющих

на поток наличности: стоимость оборудования и строительно-монтаж-

ных работ,  оплата аренды земли, существующих зданий, технологий,

"ноу-хау", стоимость сырья, запасных частей, заработная плата, це-

ны на готовую продукцию, показатели роста цен, страхование и т.д.

Затем рассчитываются инвестиции, доходы от реализации продукции и

ее себестоимость,  а также показатели,  характеризующие эффектив-

ность проекта .

      1После того,  как анализ показал  экономическую  целесообраз-

 1ность  осуществления проекта,  составляются расчеты,  позволяющие

 1определить возможность организации финансирования. 0   _Для этого вы-

 _полняются следующие расчеты: .

     - взносы партнером в основной фонд по периодам,

     - потребность во внешних источниках финансирования,

     - механизм использования и погашения кредита,

     - покрытие задолженности поступлениями средств,

     - эффективность проекта.

     Расчет потока  наличности  производят  исходя  из  концепции

предприятия как системы потоков наличности.  Составляют несколько

различных  расчетов  на  разных уровнях абстракции.   1Прежде всего

 1рассчитывают потоки наличности называемые  _дополнительными  и  ко-

 _ 1нечными. . 0

      3Дополнительные потоки наличности 0 -  1это потоки,  которые  не-

 1разрывно связаны с проектом и они вливаются в основные потоки на-

 1личности,  если предприятие уже функционирует и намеревается реа-

 1лизовать какую-либо инвестиционную программу с привлечением наем-

 1ных средств. 0 По отношению к инвестиционному проекту основными по-

токами наличности являются те потоки,  которые связаны с основной

деятельностью предприятия.

      1Дополнительные потоки наличности: 0  количество проданных еди-

ниц товара, валовый доход, расходы (на зарплату, управление, рек-

ламу,  сырье и оборотные средства, страхование и транспортировку,

прочие расходы), амортизационные отчисления, прибыль, выплата на-

логов, чистый доход.

      _Годовой поток наличности  .после налогообложения  определяется

по формуле:

                   ПН = ЧД - КЗ + АО + HP - ПО

                             -  -

     где ПН - годовой поток наличности,

         ЧД - чистый доход,

         КЗ - увеличение кредиторской задолжности,

         АО - амортизационные отчисления,

         HP - нереализованная продукция,

         ПО - расходы на покупку оборудования.

     Полученные результаты  анализируют с помощью следующих пока-

зателей:  чистый приведенный доход - W (NPV - net present value),

внутренняя норма доходности - q 4в 0 (IRR - internal rate of return),

рентабельности (индекса доходности) - V (profitability  index)  и

периода окупаемости - П 4ок 0.

     Чистый приведенный доход проекта представляет собой  разницу

между  суммой  приведенных к современной стоимости потоков налич-

ности,  генерируемых проектом,  и размером первичных инвестиций в

проект.  Чтобы  правильно произвести расчет потоков наличности по

проекту нужно учесть его остаточную стоимость на момент последне-

го периода, для которого рассчитывается поток наличности.

     Теория современной стоимости основывается на том, что деньги

сегодня  не  равны деньгам завтра,  а разница между ними является

упущенной выгодой.  Под упущенной выгодой понимается доход, кото-

рый мог бы получить владелец средств,  если бы он пустил получен-

ные ранее денежные средства в оборот и депонировал бы их в  банк.

Коэффициент приведения потоков наличности к современной стоимости

принимают равным средней стоимости капитала действующего предпри-

ятия  или  ставке банковского процента,  или средней норме рента-

бельности в отрасли.

      _Зависимость между  современной и будущей стоимостью . выглядит

следующим образом:

                        БС = СС * (1+к),

                          СС =  _  БС  . .,

                               п*(1+к)

     где БС - будущая стоимость,

         СС - современная стоимость,

         к  - коэффициент приведения,

                             -  -

         п  - количество периодов.

     Если чистая современная стоимость проекта больше нуля, то он

является целесообразным с точки зрения вложения средств.

      3Внутренняя норма  доходности   0- 1  это коэффициент приведения,

 1при котором чистая современная стоимость за вычетом  первоначаль-

 1ных  инвестиций  будет равна нулю.   0Полученный коэффициент обычно

сравнивают с такими же коэффициентами основных  производителей  в

данной отрасли.

      3Индекс доходности 1  0-  1это отношение дисконтированных на  соот-

 1ветствующий  коэффициент потоков наличности по проекту к величине

 1первоначальных инвестиций.   0Если индекс больше единицы, то проект

стоит вложения средств.

       3Период окупаемости  1представляет собой интервал времени, не-

 1обходимый для покрытия затрат по проекту. 0

      При прогнозировании потоков наличности необходимо принимать

в расчет фактор инфляции.

      Для того, чтобы определить подверженность проекта возможным

конъюнктурным колебаниям и различным изменениям,  используют все-

возможные методы прогнозирования.  При этом создаются модели реа-

лизованного проекта и на них проверяются возможные воздействия на

расчетные показатели.  Оценивается чувствительность  проекта  как

при изменении одного фактора, так и при изменении нескольких фак-

торов.

        3. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ФОРМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

                    3Назначение делового плана

      1Деловой план включает в себя  0цели и задачи,  которые необхо-

димо  решить предприятию как в ближайшем будущем,  так и на перс-

пективу.  Кроме того он включает в себя оценку текущего  момента,

сильных и слабых сторон деятельности предприятия,  анализ рынка и

информацию о потребителях продукции.

     Деловой план  дает возможность понять общее состояние дел на

данный момент;  ясно представить тот уровень, которого может дос-

тичь предприятие;  планировать процесс перехода от одного состоя-

                             -  -

ния в другое.

     В деловом плане излагаются  возможности  рынка,  его  слабые

стороны и потребности функционирования предприятия в этих услови-

ях, дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставлен-

ных  целей в условиях конкуренции.  Проработанный и согласованный

деловой план является тем средством,  с  помощью  которого  можно

контролировать производительность и управлять предприятием.

     Одним из важнейших положений является то,  что деловой  план

позволяет  решить  вопросы  финансирования.  т.е.  он может стать

средством привлечения капитала,  необходимого для развития предп-

риятия.  1Ценность делового плана определяется 0 тем, что он:

     - дает возможность определить жизнеспособность предприятия с

       условиях конкуренции;

     - содержит ориентир, как должно развиваться предприятие;

     - служит  важным инструментом получения финансовой поддержки

       от внешних инвесторов.

     При составлении  делового  плана  предпринимателю приходится

думать о будущем и представлять  себе,  какие  препятствия  могут

возникнуть  на пути к успеху.  Процесс составления делового плана

вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные  силы.

Поэтому  в  начале необходимо определить сильные и слабые стороны

проекта, а также возможности и проблемы, которые могут возникнуть

в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) об-

щего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и

задач. Этот процесс состоит из двух частей. Во-первых, устанавли-

вается,  каким бизнесом будет заниматься предприятие,  во-вторых,

определяются главные, количественно обоснованные цели на перспек-

тиву.

     Установление таких  целей  является наиболее легкой задачей.

Решив ее,  необходимо определить пути достижения этих целей.  Для

этого необходимо выработать стратегию и составить планы,  которые

формируют ядро делового плана.  Хорошо составленный деловой план,

как правило, является существенным фактором длительного выживания

предприятия и его прибыльности.

                             -  -

                3Исходная информация для составления

                          3делового плана

     Прежде чем заниматься составлением делового плана, необходи-

мо собрать всю исходную информацию.  Имея необходимую информацию,

предприниматель  еще  до составления делового плана может оценить

жизнеспособность самой концепции нового проекта развития предпри-

ятия.

     Прежде всего необходимо оценить спрос на товар  (работы  или

услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что

и кому будет продаваться и почему люди это  покупают.  Надо  пом-

нить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупа-

ют совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы.

Эта  совокупность  преимуществ  включает в себя четыре элемента -

специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом  -

характеристики  самого  продукта,  его цену,  поощрение спроса на

данный продукт и место его реализации.

     Суть центральной  идеи теории маркетинга состоит в том,  что

рынок включает в себя  довольно  обособленные  подразделения  или

сегменты.  Каждый  сегмент предъявляет специфические требования к

продукции или услугам.  Если предприятие приведет свою  продукцию

или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это луч-

ше,  чем конкуренты,  то оно сможет увеличить долю своего участия

на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоя-

тельством при этом будет определение покупателей:  каковы их зап-

росы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хоро-

шего понимания запросов  покупателей  (клиентов)  нельзя  оценить

сильные и слабые стороны продукции или услуг.

     Необходимые данные можно получить,  обратившись в  соответс-

твующие  организации,  а можно провести собственные исследования.

Источником информации могут стать публикации отраслевых  ассоциа-

ций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

     Данные о потенциальных размерах рынка  могут  обосновать  те

положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны

включать информацию о фирмах-конкурентах,  о торговой наценке,  о

рыночных трендах и перспективах роста.

     Производственная информация включает определение  производс-

твенных потребностей предприятия,  зависящих от того,  какую про-

                             -  -

дукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой инфор-

мации можно получить у производителей аналогичной продукции.

     В современно быстро меняющемся мире технологические  аспекты

и  экономическое  окружение могут создать как дополнительные воз-

можности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии

дает  возможность  выполнить задачу лучше и с меньшими затратами.

Некоторые технологические процессы могут привести  к  усовершенс-

твованию качества продукции или повышению уровня услуг,  другие -

позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же

работу.

     При сборе производственной  информации  необходимо  обратить

внимание на следующие вопросы:

     - производственные операции:  необходимо установить перечень

       всех  базовых  операций  по обработке и сборке,  выяснить,

       нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если

       можно, то какие и кому;

     - сырье и материалы: составить список всех видов сырья и ма-

       териалов,  установить название фирм-поставщиков, их адреса

       и ориентировочные цены;

     - оборудование  :  составить спецификацию всего необходимого

       оборудования и по  каждой  единице  оборудования  выявить,

       можно  ли взять его на прокат (арендовать) или нужно поку-

       пать;

     - трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с ука-

       занием числа работников по каждой специальности,  их зара-

       ботной платы и выявить возможности подготовки таких специ-

       алистов;

     - помещения:  определить потребность в производственных пло-

       щадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;

     - накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецо-

       дежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэ-

       нергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на зара-

       ботную плату управленческого персонала и т.д.

     Имущество предприятия  - помещения ,  машины,  оборудование,

транспортные средства - может дать представление о том  потенциа-

ле,  которым обладает предприятие в данный момент в отношении его

расширения без или с привлечением  дополнительных  инвестиций,  а

также в отношении освоения новых сегментов рынка.  Важно обратить

                             -  -

внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, ког-

да оно будет нуждаться в замене.  Необходимо постоянно следить за

эффективностью машин и оборудования и их способностью производить

продукцию,  технологически отвечающую уровню современных требова-

ний.

     Финансовая информация необходима для всесторонней оценки фи-

нансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой ин-

формации  потенциальные  инвесторы  будут судить о рентабельности

проекта,  о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие,

чтобы  поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального

этапа и о том,  каким образом можно получить необходимые средства

(выпуск акций, займы и пр.)

     Существуют три группы финансовых показателей, которые позво-

ляют оценить жизнеспособность предприятия:

     1) прогноз доходов и расходов на первые три года;

     2) прогноз денежной наличности за тот же период;

     3) балансовый отчет предприятия на текущий момент и  прогноз

        состояния  активов  и  пассивов предприятия на год вперед

        (балансовый план).

      1Прогноз расходов  и  доходов  предприятия 0 строится на основе

данных об ожидаемом объеме спроса.  Прогноз  денежной  наличности

должен  показать  способность предприятия своевременно оплачивать

свои счета.  В нем должна быть указана оценка начальной  денежной

наличности, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и

сроков.  1Балансовый отчет характеризует 0 финансовую ситуацию предп-

риятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предпри-

ятие владеет),  пассивы (его долг) и средства, вложенные владель-

цем предприятия и его партнерами.

     Вышеперечисленная информация  непосредственно  отражается  в

деловом плане.

                      3Состав делового плана.

     Деловой план включает следующие разделы:

      _ 11. Вводная часть.

     В ней указывается название и адрес предприятия,  имена и ад-

реса учредителей,  основные положения предлагаемого проекта,  его

суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.

                             -  -

      12. Предприятие и отрасль, в которой оно находится.

     В этом разделе описываются основные направления и цели  дея-

тельности предприятия,  его история,  прошлые успехи, а также ха-

рактеристика отрасли промышленности, к которой относится предпри-

ятие. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития.

      _ 13. Продукция (работы или услуги).

     Описание продукции  и ее применение,  отличительные качества

или уникальность продукции,  технология и квалификация, лицензии,

патентные права и будущий капитал.

      _ 14. Рынки.

     Потенциальные потребители продукции, потенциальные конкурен-

ты. Размер рынка и его рост, оценочная доля предприятия на рынке.

Особые характеристики рынка, влияние конкуренции.

      _ 15. План маркетинга.

     В этом разделе дается маркетинговая расстановка (обеспечение

конкурентоспособности продукции) и указываются основные  характе-

ристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими.

Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торго-

вая  политика,  каналы сбыта,  реклама и продвижение продукции на

рынке,  политика поддержки продукции, проявление интереса со сто-

роны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.

      _ 16. Производственный план.

     Описание производственного процесса,  производственных поме-

щений, их расположение. Необходимое оборудование, объем выпускае-

мой продукции.  В этом разделе рассматриваются источники поставки

основных материалов, оборудования и рабочих кадров, использование

субподрядчиков.

      _ 17. Организационный план.

     Форма собственности.  Сведения о партнерах,  основных пайщи-

ках,  владельцах предприятия,  о директоре и основном руководящем

составе.  Приводится организационная структура.  Делаются краткие

выводы по планированию количества персонала и  расширению  штата,

обучению  и подготовке кадров,  а также о привлечении консультан-

тов, советников, менеджеров.

      _ 18. Степень риска.

     В этом разделе рассматривается риск и каким образом его мож-

но избежать.  Выявляются слабые стороны предприятия,  вероятность

появления новых технологий.  предлагаются альтернативные  страте-

                             -  -

гии.

      _ 19. Финансовый план.

     Финансовый план является важнейшей составной частью делового

плана.  Основные пункты финансового плана: объем продаж, прибыль,

оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляет-

ся  на 3-5 лет и включает в себя:  план доходов и расходов,  план

денежных поступлений и платежей,  балансовый план на первый  год.

При  составлении финансового плана анализируется состояние налич-

ности,  устойчивость  предприятия,  источники   и   использование

средств. В заключении определяется точка самоокупаемости. Прогноз

точки самоокупаемости должен дать ответ на вопрос о том,  сколько

единиц  продукции или услуг нужно будет продать или какого объема

продаж достичь, чтобы доходы предприятия совпадали с его расхода-

ми, т.е. чтобы предприятие окупилось.

      _ 110. Приложения.

     Наиболее часто  в  приложении  приводят следующие документы:

технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, под-

робности патентных документов, копии документов, из которых взяты

исходные данные,  сообщения консультантов по продукции и  рынкам,

анкетные данные руководящих работников,  сведения о порядке и ме-

тоде проведения опросов и исследований,  отчет по ревизии бухгал-

терских документов, прейскуранты поставщиков.

                    3Составление делового плана.

                         1А. Вводная часть.

     Деловой план начинается с вводной части.  Вводная часть, как

правило,  пишется уже после того,  как составлен весь  план.  Она

должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как са-

мостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основ-

ные положения всего делового плана.

     Вводная часть должна быть написана так,  чтобы вызвать инте-

рес у потенциального инвестора.  По содержимому вводной части ин-

вестор часто судит о том,  стоит ли ему терять время дальше и чи-

тать  план до конца.  Нужно четко и убедительно изложить основные

положения предлагаемого проекта,  а именно чем  будет  заниматься

предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожи-

                             -  -

дается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему  предприя-

тие добьется успеха.

              1Б. Предприятие и отрасль, в которой оно

                            1находится.

     Очень важно преподнести идею нового предприятия в  контексте

сложившегося состояния дел в отрасли.  Необходимо продемонстриро-

вать глубокое понимание состояния предприятия и той  отрасли  ин-

дустрии,  в  которой оно будет работать и конкурировать.  Так как

одним из критериев на победу в конкурентной борьбе является ситу-

ация на рынке продукции этого класса.

     В деловом плане рекомендуется провести краткий  исторический

экскурс,  дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения

о намечающихся  тенденциях  развития.  Рекомендуется  также  дать

справку  по последним новинкам,  перечислить потенциальных конку-

рентов,  указать их сильные и слабые стороны.  Необходимо изучить

все прогнозы по данной отрасли.

     Необходимо также ответить на вопрос, на какого именно потре-

бителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

                 1В. Продукция (работы или услуги).

     В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание

тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок.

Следует  указать  некоторые  аспекты технологии,  необходимой для

производства продукции.  Важно, чтобы этот раздел был написан яс-

ным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.

     При описании основных характеристик продукции  делается  ак-

цент  на тех преимуществах,  которые эта продукция несет потенци-

альным покупателям,  а не на технических подробностях.  Детальная

информация  технологического  процесса может быть дана в приложе-

нии.

     Очень важно  подчеркнуть уникальность или отличительные осо-

бенности продукции или услуг.  Это может быть выражено  в  разной

форме:  новая технология,  качество товара,  низкая себестоимость

или какое-то особенное достоинство,  удовлетворяющее запросам по-

купателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенство-

                             -  -

вания данной продукции.

     В этом  же разделе следует описать имеющиеся патенты или ав-

торские права на изобретение или привести другие причины, которые

могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими

причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распростра-

нение или торговые марки.

                             1Г. Рынки.

     Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех ком-

паний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если

на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел является наибо-

лее трудным для написания. Необходимо убедить инвестора в сущест-

вовании рынка для продукции и показать, что вы понимаете и можете

продать на нем свою продукцию.  Для этого  нужно  определить  тот

сегмент рынка,  который будет для предприятия главным. Как прави-

ло,  новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном,

достаточно узком сегменте рынка.  Выбор такого сегмента может за-

висеть и от остроты конкурентной борьбы,  которая для одного типа

продукции может быть слабее, для другого - сильнее.

     После определения конкурентного  сегмента  рынка  приводится

описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.

     Любой бизнес и,  в частности,  обладающий хорошими идеями по

совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с пробле-

мой конкуренции.  Поэтому очень важно определить непосредственных

конкурентов,  их сильные и слабые стороны,  оценить потенциальную

долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что ваша про-

дукция может конкурировать с точки зрения качества,  цены,  расп-

ространения, рекламы и других показателей.

                        1Д. План маркетинга.

     В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут по-

купать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается

продавать новый товар или услугу,  какую на него назначить цену и

как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой

стратегии часто оказываются сложными,  комплексными и затрагивают

такие области,  как маркетинговая расстановка,  ценовая политика,

                             -  -

торговая политика,  реклама и т.д. В любом бизнесе при формирова-

нии проектов,  связанных с продажей и сбытом, требуется детальный

анализ этих факторов.

     Потенциальные инвесторы  считают  план  маркетинга важнейшим

компонентом успеха нового предприятия,  поэтому к его составлению

следует отнестись серьезно - нужно тщательно все продумать и убе-

диться, что предполагаемая стратегия действительно может быть ре-

ализована. На действующих предприятиях план по маркетингу состав-

ляется на год вперед.  За его выполнением  внимательно  следят  и

ежемесячно или ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяю-

щейся ситуации на рынке.  Начинающий предприниматель должен  нау-

читься  составлять  план  маркетинга и сверять с ним свои текущие

решения.  Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда

его можно поместить в приложение к основной части делового плана.

                     1Е. Производственный план.

     В этом  разделе  должны  быть описаны все производственные и

другие рабочие процессы.  Здесь же рассматриваются  все  вопросы,

связанные с помещением, их расположением, оборудованием, персона-

лом.  Если создаваемое предприятие относится к  категории  произ-

водственных, то необходимо полное описание производственного про-

цесса:  как организована система выпуска продукции и как осущест-

вляется контроль над производственными процессами,  каким образом

будут контролироваться основные элементы,  входящие  в  стоимость

продукции (например,  затраты труда и материалов), как будет раз-

мещено оборудование. Если некоторые операции предполагается пору-

чить субподрядчикам,  следует дать о них сведения, включая назва-

ние субподрядчика,  его адрес, причины, по которым он был выбран,

цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, ко-

торые предполагается выполнить  собственными  силами,  необходимо

дать  схему  производственных  потоков,  список производственного

оборудования,  сырья и материалов с указанием поставщиков (назва-

ние, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также

список производственного оборудования, которое может понадобиться

в будущем.  Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопро-

сы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск про-

дукции.

                             -  -

     Если предполагается создать не производственное предприятие,

а торговое или сервисное,  то в данном разделе описывается проце-

дура закупки партий товаров, система контроля за уровнем товарных

запасов и план складных помещений.

                     1Ж. Организационный план.

     В этом  разделе указывается форма собственности создаваемого

предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищест-

во  или акционерное общество.  Если это товарищество,  необходимо

привести условия,  на которых оно строится.  Если акционерное об-

щество,  необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций,

тип акций.

     Рассматриваются вопросы руководства и управления предприяти-

ем. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и

описывается  роль каждого ее члена.  Приводятся краткие биографи-

ческие сведения о всех членах совета директоров. Следует помнить,

что необходима сбалансированная руководящая группа. Анализируются

знания и квалификация всей команды в целом.  В  идеальном  случае

таланты  и  умение  каждого ее члена будут дополнять друг друга и

охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг,  финан-

сы,  вопросы,  связанные с персоналом, производственный процесс).

Однако, маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего

становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную ко-

манду.  В этом случае  для  выявления  слабых  сторон  управления

предприятием можно воспользоваться услугами консультантов.

     В этом же разделе должны быть представлены данные о  руково-

дителях основных подразделений,  их возможностях и опыте, а также

об их обязанностях.  Детальные анкетные характеристики приводятся

в приложении.  В этом разделе освещается механизм поддержки и мо-

тивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заин-

тересованы в достижении намеченных в деловом плане целей, как бу-

дет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад,  премии, доле-

вое участие в прибыли).

     Рекомендуется представить организационную схему с  указанием

для каждого руководителя его места в организационной иерархии.

     Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвес-

тор  должен  получить представление о том,  кто именно будет осу-

                             -  -

ществлять руководство предприятием и каким образом будут  склады-

ваться отношения между членами руководства на практике.

                         1З. Степень риска.

     Каждое новое  предприятие или новый проект неизбежно сталки-

вается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его

существованию.  Для  предпринимателя очень важно уметь предвидеть

подобные трудности и заранее разработать стратегии  их  преодоле-

ния.  Необходимо  оценить степень риска и выявить те проблемы,  с

которыми может столкнуться бизнес.  Главные рискованные  моменты,

перед которыми может оказаться бизнес, должны быть описаны просто

и объективно.  Угроза может исходить от конкурентов, от собствен-

ных  просчетов  в области маркетинга и производственной политики,

ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять

также технический процесс, который способен мгновенно "состарить"

любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы

для  предприятия  не представляет,  в деловом плане необходимо на

них остановиться и обосновать,  почему не стоит  беспокоиться  на

этот счет.

     Полезно заранее выработать стратегию поведения и  предложить

пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезап-

ного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в

глазах  потенциального  инвестора  будут свидетельствовать о том,

что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к  ним

готов.

                        1И. Финансовый план.

     Финансовый план состоит из трех частей.

      _1. Сводный прогноз доходов и расходов, .  по крайней мере,  на

первые  три года,  причем данные за первый год должны быть предс-

тавлены в месячной разбивке.  Он включает такие  показатели,  как

ожидаемый  объем  продаж,  себестоимость  реализованных товаров и

различные статьи расходов.  Зная ставки подоходного налога, можно

получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов.

     Основным источником доходов большинства предприятий являются

продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельнос-

                             -  -

ти предприятия,  поэтому составление финансового плана начинается

с прогнозирования продаж. Основой для такого прогноза служит план

маркетинга.

     Для составления  планов доходов и расходов на первый год не-

обходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Данные для подобных

расчетов  можно  получить  из специальных исследований рынка,  из

прогнозов или опытном путем. Для составления прогноза используют-

ся такие методы как опросы потребителей,  опрос торговых работни-

ков, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

     Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают пос-

тепенно,  а себестоимость реализованной продукции может "скакать"

и  в  некоторые месяцы быть непропорционально высокой.  Все будет

зависеть от ситуации,  складывающейся в тот или  иной  момент  на

рынке.

     План доходов и расходов должен содержать такие  оценки  всех

статей  косвенных (накладных,  общефирменных) расходов по месяцам

первого года.  Необходимо предусмотреть  в  плане  все  возможные

статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам.

     Расходы на заработную плату будут  зависеть  от  численности

сотрудников и их специальностей.  Сведения о том, сколько и каких

специалистов потребуется,  берутся из организованного плана. Рас-

ширение  дела может уже в первые месяцы существования предприятия

потребовать увеличении численности  занятых.  Расходы  на  оплату

труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов

и расходов.  В плане доходов и расходов следует  предусмотреть  и

расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.

     В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше  рас-

ходы на  командировки,  выплаты комиссионных,  представительские

расходы т.д.

     С ростом фирмы возрастают расходы на страхование,  на рекла-

му,  на участие в выставках,  на аренду дополнительных  складских

помещений.  Все это должно найти отражение в плане доходов и рас-

ходов.  Условия страховки можно выяснить  непосредственно  у  той

страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величи-

ну выплат можно определить в зависимости от вида страховки и сос-

тояния  дел  на предприятии к тому или иному моменту.  Добавление

новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется заку-

пить новое оборудование,  то это отразится в приросте амортизаци-

                             -  -

онных отчислений.

     Помимо планов  доходов и расходов в разбивке по месяцам пер-

вого года,  планы доходов и расходов должны содержать  прогнозные

данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании экс-

плуатационных расходов на второй и третий год  рекомендуется  на-

чать с тех статей,  расходы по которым,  по всей вероятности,  не

будет меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные от-

числения,  коммуникальные  услуги (плата за электричество,  газ и

т.д.),  аренда,  страховка и процент на капитал, нетрудно подсчи-

тать,  исходя  из объема продаж (доходов) на второй и третий год.

Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить

как долю от чистой прибыли за соответствующий год.

     Если финансовый план покажет,  что при таких издержках можно

получить прибыль, предприятие имеет шансы на успех.

     Форма плана доходов и расходов представлена в  2табл.1.3.

     По такой же форме ( 2табл.1 0) составляется план доходов и рас-

ходов на первый год по месяцам.  В зависимости от деятельности  и

направленности  предприятия статьи расходов косвенных затрат экс-

плуатационных издержек могут быть уточнены.

      _2. В финансовый план  .входит прогноз денежной наличности. Та-

кой прогноз составляется также на три года,  с месячной разбивкой

данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки,

поэтому определение потребностей в денежной  наличности  является

важным моментом,  особенно для первого года.  Доходы могут сильно

различаться из месяц в месяц,  да и деньги, вырученные от продаж,

поступают на банковский счет предприятия не мгновенно,  а с неко-

торым шагом,  поэтому, даже если продукция расходится хорошо, мо-

жет  возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия

посторонних затрат. например, для выплаты заработной платы или за

коммунальные услуги.

     Деньги в кассе или на банковском счете предприятия - это  не

то  же самое,  что прибыль.  Прибыль-это разница между доходами и

расходами,  а денежная наличность - это разница  между  реальными

денежными  поступлениями  и выплатами.  Изменяется объем денежной

наличности только тогда,  когда предприятие  фактически  получает

платеж  или само производит вы плату.  Например,  погашение долга

предприятия не отражается в издержках,  хотя уменьшает сумму  на-

личности.  а амортизация основных фондов - это издержки,  которые

                             -  -

 L[+]

                                                    2Таблица 1.

                   1План доходов и расходов

┌──┬─────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐

│N │ Показатели                      │1-ый год│2-ой год│3-ий год│

├──┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤

│1 │ Доходы от продаж товаров (оказа-│        │        │        │

│  │ ния услуг или выполнения работ) │        │        │        │

│2 │ Налог на добавленную стоимость  │        │        │        │

│3 │ Себестоимость реализованной про-│        │        │        │

│  │ дукции (работ или услуг)        │        │        │        │

│4 │ Валовая прибыль                 │        │        │        │

│5 │ Эксплуатационные издержки, всего│        │        │        │

│6 │ в том числе: Управленческие зат-│        │        │        │

│  │ раты,                           │        │        │        │

│7 │ всего                           │        │        │        │

│8 │ в том числе: зарплата           │        │        │        │

│9 │ канцпринадлежности              │        │        │        │

│10│ плата за телефон                │        │        │        │

│11│ почтовые расход                 │        │        │        │

│12│ Затраты на сбыт                 │        │        │        │

│13│ Аренда помещений                │        │        │        │

│14│ Коммунальные услуги             │        │        │        │

│15│ Транспорт                       │        │        │        │

│16│ Реклама                         │        │        │        │

│17│ Страховка                       │        │        │        │

│18│ Налоги                          │        │        │        │

│19│ Проценты за капитал             │        │        │        │

│20│ Амортизация                     │        │        │        │

│21│ Затраты на науку                │        │        │        │

│22│ Прочие расходы                  │        │        │        │

│23│ Прибыль до уплаты налогов       │        │        │        │

│24│ Налог на прибыль                │        │        │        │

│25│ Чистая прибыль                  │        │        │        │

└──┴─────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

снижают прибыль, но не влияют на сумму денежной наличности.

     Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, -

то правильное планирование денежной наличности.  Сплошь  и  рядом

                             -  -

вполне  рентабельные  предприятия терпят банкротство только из-за

того,  что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно,

если предприниматель судит о своем успехе по прибыли,  он рискует

сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отри-

цателен.

     Прогноз денежной наличности строится на основании плана  де-

нежных  поступлений и выплат.  План денежных поступлений и выплат

составляется на основе плана доходов и расходов  с  поправкой  на

ожидаемые лаги.  Если для какого-то месяца окажется,  что выплаты

превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботить-

ся,  и  взять на этот период деньги в долг.  Если в другом месяце

денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно от-

дать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до то-

го времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

     Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности -

это  определение  размеров  поступлений и выплат по месяцам.  Для

этого приходится строить предложения, чтобы денег заведомо хвата-

ло на оплату счетов в течение всего периода становления предприя-

тия.  На основе подобных предположений можно оценить размеры  де-

нежных  поступлений  и  платежей по месяцам и прикинуть,  когда и

сколько денег потребуется брать в долг.

     План денежных  поступлений  и  выплат,  как и план доходов и

расходов, строится на определенных предположениях, которые предс-

тавлялись  реалистичными  на  момент составления прогноза,  но со

временем могут и не подтвердиться.  В этом случае в планы необхо-

димо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допуще-

ния должны быть четко сформулированы  в  тексте  делового  плана,

чтобы  потенциальный  инвестор смог понять,  как была получена та

или иная цифра.

     План поступлений  и выплат на первый год в месячной разбивке

и на  последующие  три  года  составляются  по  следующей   форме

( 2табл.2 0).

      _3. Третьим разделом финансового плана является прогноз акти-

 _вов и пассивов предприятия на конец года ., т.е. балансовый план. В

этом плане отражаются активы  и  пассивы  предприятия,  средства,

вложенные  в  развитие  производства самим предпринимателем и его

партнерами, и нераспределенная прибыль.

     К составлению  балансового плана на конец первого года прис-

                             -  -

 L[+]

                                                   2Таблица 2.

                     1План поступлений и выплат

┌──┬───────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┐

│N │Показатели                 │ 1-й год │ 2-й год │ 3-й год │

├──┼───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│1 │Поступления от продаж      │         │         │         │

│2 │в том числе:               │         │         │         │

│3 │Платежи всего              │         │         │         │

│4 │оборудование               │         │         │         │

│5 │сырье и материалы          │         │         │         │

│6 │затраты на сбыт            │         │         │         │

│7 │управленческие затраты     │         │         │         │

│8 │аренда помещений           │         │         │         │

│9 │коммунальные услуги        │         │         │         │

│10│транспорт                  │         │         │         │

│11│реклама                    │         │         │         │

│12│страховка                  │         │         │         │

│13│налоги                     │         │         │         │

│14│выплата долга и процентов  │         │         │         │

│15│Прирост денежной наличности│         │         │         │

│16│Остаток на конец           │         │         │         │

│17│Остаток на начало          │         │         │         │

└──┴───────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

тупают,  когда составлены план доходов и расходов и план денежных

поступлений и выплат.

     Балансовый план отражает состояние дел на предприятии к кон-

цу первого года его существования. Он представляет собой счет ак-

тивов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку собствен-

ного капитала предприятия.

      3Активы  0-  1это все, что образует имущество предприятия и обла-

 1дает стоимостью. 0  Активы делятся на ликвидные и неликвидные. Лик-

видные активы - это те,  которые образуют оборотный капитал,  не-

ликвидные - основной капитал.  Ликвидные активы включают денежные

средства,  а также все то,  что может быть обращено в деньги  или

потреблено в процессе производства за период,  не превышающий од-

ного года. Неликвидные активы - это материальное имущество с дли-

тельным сроком службы (оборудование, здание, сооружения, земля).

                             -  -

      3Пассивы - 0  1это денежные обязательства предприятия перед  кре-

 1диторами. 0  Обязательства  бывают  краткосрочными,  которые должны

быть погашены в течение года,  и  долгосрочными.  Разность  между

стоимостью активов и пассивов (стоимость имущества предприятия за

вычетом его обязательств) представляет собой собственный  капитал

предприятия.   1К собственному капиталу относятся 0 средства, вложен-

ные партнерами,  и прибыль, остающаяся после вычетов (нераспреде-

ленная прибыль).

     Таким образом,  доходы предприятия увеличивают его активы  и

собственный  капитал,  а  расходы уменьшают собственный капитал и

(или) увеличивают пассивы или уменьшают активы.

     Балансовый план  на  конец первого года в деловом плане сос-

тавляется по форме, приведенной в  2табл.3.

     При создании предприятия предприниматель должен знать, когда

будет получена первая прибыль.  Для этого делается прогноз  точки

самоокупаемости. Прогноз точки самоокупаемости дает ответ на воп-

рос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать,

чтобы  доходы предприятия совпадали с его расходами,  т.е.  чтобы

предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколь-

ко  денег потребуется,  чтобы поддержать новое предприятие на на-

чальном этапе его существования. Из планов доходов и расходов из-

вестно, когда предприятие начнет получать прибыль, но это не точ-

ка самоокупаемости. Чтобы предприятие окупилось, его обязательст-

ва,  именуемые  постоянными или фиксированными затратами,  должны

быть полностью покрыты из поступлений.   1Поэтому под точкой самоо-

 1купаемости  понимают 0 такое состояние,  когда разность между всеми

расходами и доходами равна нулю.

     После того, как предприятие окупится, продажа каждой следую-

щей единицы продукции будет приносить прибыль,  если цена на  нее

не опуститься ниже ее себестоимости.

     Точка самоокупаемости К  определяется  на  основании  данных

плана поступлений и выплат (табл.2.) по формуле:

                           К = _  СФИ .

                               Ц - ПИ

     где СФИ - совокупные финансовые издержки;

                             - 108 -

 L[+]

                                                   2Таблица 3.

               1Балансовый план на конец первого года

   ┌────────────────────────────────────┬─────────────────────┐

   │ Показатели                         │       Сумма         │

   ├────────────────────────────────────┼─────────────────────┤

 1 │ Активы                             │                     │

 2 │ Ликвидные активы, всего            │                     │

 3 │ в том числе:                       │                     │

 4 │ денежная наличность                │                     │

 5 │ счета к получению                  │                     │

 6 │ запасы готовой продукции           │                     │

 7 │ запасы сырья и материалов          │                     │

 8 │ в том числе:                       │                     │

 9 │ оборудование                       │                     │

 10│ амортизация                        │                     │

 11│ Итого активов                      │         Х           │

 12│ Пассивы и собственный капитал      │                     │

   │ предприятия                        │                     │

 13│ Краткосрочные обязательства, всего │                     │

 14│ в том числе:                       │                     │

 15│ Неликвидные активы, всего          │                     │

 16│ счета к оплате                     │                     │

 17│ текущие обязательства              │                     │

 18│ по долгосрочным займам             │                     │

 19│ Долгосрочные обязательства, всего  │                     │

 20│ Собственный капитал, всего         │                     │

 21│ в том числе                        │                     │

 22│ взносы партнеров                   │                     │

 23│ нераспределенная прибыль           │                     │

 24│ Итого пассивов и собственного      │                     │

   │ капитала                           │          Х          │

   └────────────────────────────────────┴─────────────────────┘

         Ц  - цена единицы продукции;

         ПИ - переменные издержки в расчете на единицу продукции.

     Какой бы не была цена,  если она выше себестоимости,  каждая

продажа приносит прибыль,  которую можно пустить на покрытие фик-

сированных издержек.  Как только  прибыли  накопится  достаточно,

                             -  -

чтобы покрыть фиксированные издержки, предприятие достигнет само-

окупаемости. К фиксированным издержкам относятся затраты на амор-

тизацию,  заработную плату административного персонала,  арендную

плату и страхование.  Расходы на покупку сырья и материалов, тор-

говые издержки,  заработная плата производственных рабочих счита-

ются переменными.

      Графическое представление точки  самоокупаемости  приведено

на  2рис.1.

 L[+]

 млн.руб.A

         │                             /

         │                             Доходы

         │                         /

         │                                          .

         │                     /              .

         │                              .       Расходы

         │                 /      .

         │                  .

         │            ./

         │      .     │Точка самоокупаемости

         │ _.        /   .│ _                               .

         │            │             Фиксированные издержки

         │      /     │

         │            │

         │  /         │

         └────────────┴───────────────────────────────────V

                                            Объем продукции

      2Рис. 1: 0  1Графическое представление точки самоокупаемости

     По графику определяется тот  объем  продукции,  при  котором

расходы  будут  равны  доходам и после которого предприятие будет

иметь постоянно увеличивающуюся прибыль.

                        1К. Приложение

     В приложении к деловому плану приводятся документы, не явля-

ющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки в дело-

                             -  -

вом плане.

     В следующей главе рассматривается методика финансовой оценки

инвестиционных проектов.

      2В 3  2Ы 3  2В 3  2О 3  2Д 3  2: 0 В рыночной экономике России начинает действовать

новое поколение менеджеров-предпринимателей,  специалистов малого

бизнеса,  которые  в изменяющихся условиях хозяйствования обязаны

делать прогноз,  участвовать в конкурентной борьбе,  обосновывать

различные  направления использования финансовых средств для полу-

чения займов и инвестиций.

     Важной задачей  является проблема привлечения инвестиций,  в

том числе для  вновь  создаваемых,  действующих  и  развивающихся

предприятий.  Для этого необходимо аргументированное и обоснован-

ное оформление проектов ( предложений  ),  требующих  инвестиций.

Эта  задача может быть выполнена на основе разработки бизнес-пла-

на. Бизнес-план это специальный инструмент менеджмента, использу-

емый  в  современной рыночной экономике независимо от масштабов и

сферы деятельности, а также форм предпринимательства. Бизнес-план

-  это документ стандартный для большинства стран с рыночной эко-

номикой.

     Особенностью бизнес-плана  как стратегического документа яв-

ляется его сбалансированность по поставке задач с учетом реальных

финансовых возможностей фирмы.  Чтобы бизнес-план был принят,  он

должен быть обеспечен финансовыми ресурсами.  Это в  значительной

мере  определяет характер проектов,  которые изучаются при разра-

ботке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновацион-

ными,  то есть отличаться научно-технической новизной,  но и быть

достаточно полно проработанными,  показывать, какие затраты необ-

ходимы на их реализацию.  Степень инновационности и рискованности

проекта определяет способы привлечения капитала.