Экономика фармацевтических организаций

Приложение 1

Список литературы

  1. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика, 1990

  2. Горенков В.Ф. Экономический анализ деятельности аптечных предприятий. Минск: Высшая школа, 1976

  3. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. М., 1991

  4. Криков В.И., Прокопишен В.И. Организация и экономика фармации. М.: Медицина, 1991

  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990

  6. Морозов Ю.В. Маркетинг. М., 1994

  7. Методическе указания по определению оборота розничой и оптовой торговли на принципах статистики предприятия. Пост. Госкомстата №89 от 19.08.98 г.

  8. Налоговый кодекс РФ

  9. О лекарственных средствах. Федеральный закон РФ №86 от 10.06.98 г.

  10. О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ, Федеральный закон №110 от 10.06.98 г.

  11. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Постановление Правительства РФ №890 от 30.07.94 г. (с изменениями и дополнениями)

  12. Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Постановление Правительсства РФ №782 от 09.11.01 г.

  13. Рейхарт Д.В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы. М.: Славянский диалог, 1995

  14. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. М.,.1963

  15. Торговля. Государственный стандарт РФ 51303 -99

  16. Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика,1990

Приложение 1.

Отчет

Торговых работников о состоянии спроса на товары

__________________________ 200_ года

(неделя, месяц и т. д.)

Отдел ________________________________________________

Ф.И.О., должность ______________________________________

№ п/п

Наименования товаров, имеющихся в наличии

Наименования отсутствующих товаров, пользующихся спросом

Пользующихся спросом

Не пользующихся спросом

1

2

3

4

Подпись________________________

Приложение 2.

Анкета

Оценки потребительских предпочтений в лекарственных средствах

Просим Вас ответить на приведенные вопросы. Ваши ответы будут использованы в целях улучшения лекарственного обеспечения в нашей аптеке.

Ваш возраст _____________

Пол (подчеркнуть)

Муж.

Жен.

1. Какими из перечисленных обезболивающих, жаропонижающих и противовоспалительных средств Вы пользуетесь наиболее часто (нужное подчеркнуть):

- анальгин;

- парацетамол;

- аспирин;

- цитрамон;

- пентальгин;

- седальгин;

- баралгин;

- спазмальгон;

- ___________________________________________

другой вариант ответа (напишите)

2. Как вы принимаете решение о покупке данных препаратов (нужное подчеркнуть):

- по совету врача;

- по совету аптечного работника;

- самостоятельно, исходя из личного опыта;

- по совету друзей;

- под влиянием рекламы

3. Удовлетворены ли Вы ассортиментом жаропонижающих, обезболивающих, противовоспалительных средств, предлагаемых аптекой (нужное подчркнуть):

- да;

- нет.

4. Какие обезболивающие, жаропонижающие, противовоспалительные средства Вы не смогли купить в нашей аптеке (перечислите):

______________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за ответы!

Приложение 3.

Расчет индекса цен

через определение стоимости

товарной единицы:

  1. Определить сумму остатка товарного запаса за три последних года по материалам плановых инвентаризаций.

  1. Определить количество натуральных показателей (число товарных единиц) в аптеке по данным плановых инвентаризаций за три последних года.

  1. Рассчитать стоимость товарной единицы путем деления суммы остатка товарного запаса на количество натуральных единиц в соответствующем году.

  1. Рассчитать индекс цен путем деления последующей стоимости товарной единицы в динамическом ряду на базовую.

Приложение 4.

Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 11 августа 1999 г. N 242-ст

Дата введения - 1 января 2000 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОРГОВЛЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

TRADE.

TERMS AND DEFINITIONS

ГОСТ Р 51303-99

Предисловие

1. Разработан Научно - исследовательским и маркетинговым центром Минторга России.

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания".

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст.

3. Введен впервые.

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Недопустимые к применению термины - синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Ндп".

Термины - синонимы без пометы "Ндп" приведены в качестве справочных данных, не являются стандартизованными и выделены вертикальной чертой.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, а термины - синонимы - курсивом.

КонсультантПлюс: примечание.

В электронной версии документа термины, набранные полужирным шрифтом, выделены большими буквами, а термины - синонимы взяты в треугольные скобки.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно - технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 16299-78, ГОСТ 16318-77, ГОСТ 17527-86, ГОСТ 18338-73, ГОСТ 21391-84, ГОСТ 23004-78.

2. Стандартизованные термины с определениями

2.1. Общие понятия

1 ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: Процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Примечание. Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

2 ТОРГОВЛЯ: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

3 ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ: Торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

4 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

5 РАЗВОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

6 РАЗНОСНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

7 ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

8 КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами - комитентами, по договорам комиссии.

Ј 9 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обмена

Јтоварами или группами товаров и услугами между товаровладельцами,

Јисполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе

Јразделения труда.

10 ТОВАРНЫЙ РЫНОК: Рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

2.2. Торговые структуры и их виды

11 СУБЪЕКТ ТОРГОВЛИ: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

12 ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: Имущественный комплекс, используемый организацией для купли - продажи товаров и оказания услуг торговли.

Примечание. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

13 ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

14 СТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.

Примечание. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

15 НЕСТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.

Примечание. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.

16 ПРЕДПРИЯТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ: Торговое предприятие, осуществляющее куплю - продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

17 ОПТОВАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.

18 ТОВАРНЫЙ СКЛАД: Организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.

Примечание. Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предприятия оптовой торговли.

19 ОБЩЕТОВАРНЫЙ СКЛАД: Товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.

20 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ (ОБЩЕТОВАРНЫЙ) СКЛАД: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров.

21 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (ОБЩЕТОВАРНЫЙ) СКЛАД: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.

22 ПРЕДПРИЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Торговое предприятие, осуществляющее куплю - продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Примечание. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

23 РОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

24 МЕЛКОРОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.

Примечание. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

25 ВИД ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.

Примечание. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

26 ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Примечание. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин "Ткани", магазин "Продукты" и т.д.

27 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН: Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

28 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН: Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

29 МАГАЗИН С КОМБИНИРОВАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ: Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

30 МАГАЗИН СО СМЕШАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ: Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

31 ТОРГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

32 ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Примечание. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло - и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

33 ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

34 ТОРГОВЫЙ ДОМ (Ндп: <дом торговли>): Многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

35 МАГАЗИН: Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно - бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

36 ПАВИЛЬОН: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

37 КИОСК: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

38 ПАЛАТКА (Ндп: <ларек>): Легко возводимая сборно - разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

39 РЫНОК: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли - продажи.

40 ЯРМАРКА: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей - продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли - продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

2.3. Материально - техническая база торговли

41 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТОРГОВЛИ: Совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли - продажи и товародвижения.

42 ТОРГОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг.

43 ТОРГОВЫЙ ЗАЛ МАГАЗИНА: Специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

44 ПОМЕЩЕНИЕ (МАГАЗИНА) ДЛЯ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ: Специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

45 ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.

46 АДМИНИСТРАТИВНО - БЫТОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание. В состав административно - бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно - бытовые помещения.

47 ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово - технологического и механического оборудования.

Примечание. В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.

48 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Площадь всех помещений магазина.

Примечание. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

49 ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Площадь торговых помещений магазина.

50 ПЛОЩАДЬ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА: Часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно - кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

51 УСТАНОВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

52 ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА (Ндп: <демонстрационная площадь магазина>): Суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

53 КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫЙ УЗЕЛ МАГАЗИНА: Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно - кассовой машины.

54 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: Специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.

55 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Ндп: <оперативное помещение, операционное помещение>): Часть складского помещения, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров.

Примечание. В состав складских помещений основного производственного назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха фасовки, комплектовочные, экспедиции.

56 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ПОДСОБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: Часть складского помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание. В состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.

57 ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: Часть складского помещения, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание. В состав вспомогательного складского помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно - бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.

58 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь всех помещений склада.

Примечание. В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.

59 СКЛАДСКАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений основного производственного назначения.

60 ПОДСОБНАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений подсобного назначения.

61 ГРУЗОВАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений, занимаемая оборудованием, предназначенным для хранения товаров.

Примечание. В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры.

62 ЕМКОСТЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.

2.4. Объекты торговли, их свойства и показатели

63 ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ: Продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.

64 ТОВАР: Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли - продажи.

65 ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: Товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

66 ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: Товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Примечание. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно - дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно - сырьевые товары и т.п.

67 КЛАСС ТОВАРОВ: Совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Примечание. Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п.

68 ГРУППА ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.

Примечание. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.

69 ВИД ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.

Примечание. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.

70 РАЗНОВИДНОСТЬ ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Примечание. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.

71 АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товарный ассортимент: товарная номенклатура>): Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

72 ПОКАЗАТЕЛЬ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ: Количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.

73 АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

74 ПРОМЫШЛЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <производственный ассортимент>): Ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

75 ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ: Ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

76 ПРОСТОЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товары простого ассортимента>): Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

77 СЛОЖНЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товары сложного ассортимента>): Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

78 УКРУПНЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <групповой ассортимент>): Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

Примечание. Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.

79 РАЗВЕРНУТЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <внутригрупповой ассортимент>): Ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров.

80 СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

Примечание. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.

81 КАЧЕСТВО ТОВАРА: Совокупность потребительских свойств товара.

82 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ СВОЙСТВО ТОВАРА: Свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

83 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА: Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.

2.5. Технология торговли и торговое оборудование

84 ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ: Совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

85 ТОВАРОДВИЖЕНИЕ: Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

86 ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

87 ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

88 ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

89 СКЛАДСКАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

90 ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ: Система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления.

91 ТОРГОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: Последовательность операций, обеспечивающая процесс купли - продажи товаров и товародвижения.

92 ОПЕРАЦИЯ ТОРГОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Отдельная законченная однородная часть торгово - технологического процесса.

93 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.

94 СТЕЛЛАЖНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Хранение упакованных и/или неупакованных товаров на полках стеллажа.

95 ШТАБЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Хранение товаров в таре, на поддонах, малогабаритных контейнерах, уложенных по определенной схеме в несколько ярусов.

96 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ НАВАЛОМ: Хранение товаров насыпью с использованием простейших устройств или приспособлений.

97 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ В ПОДВЕШЕННОМ ВИДЕ: Хранение товаров в висячем положении на специальных приспособлениях.

Примечание. Приспособлениями являются вешала, кронштейны, крючья.

2.6. Торговое обслуживание

98 УСЛУГА ТОРГОВЛИ: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле - продаже товаров.

99 АССОРТИМЕНТ УСЛУГ ТОРГОВЛИ: Набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.

100 БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА: Состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

101 БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ ТОРГОВЛИ: Комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.

102 ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.

103 СИСТЕМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.

104 ПРОЦЕСС ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.

105 УСЛОВИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

106 ФОРМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей.

Примечание. Примером формы торгового обслуживания может быть салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом - консультантом в магазинах самообслуживания.

107 ПРОДАВЕЦ (Ндп: <оператор>): Организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли - продажи.

Примечание. В торговле данное понятие используется также для обозначения профессии торгового работника.

108 ПОКУПАТЕЛЬ: Юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

Ј 109 продажа товаров; реализация товаров: Передача покупателю

Јтоваров на определенных условиях.

110 ФОРМА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: Организационный прием доведения товаров до покупателей.

Примечание. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

111 МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: Совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.

112 ТОРГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Сведения о товаре или услуге, изготовителе, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя, с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.

113 ТОРГОВАЯ РЕКЛАМА: Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров.

114 КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (Ндп: <уровень торгового обслуживания>): Совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

115 СКОРОСТЬ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.

116 КУЛЬТУРА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.

Примечание. Характеристики культуры торгового обслуживания - вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.

2.7. Финансово - экономические показатели торговли

117 ЦЕНА: Денежное выражение стоимости товара.

118 ОПТОВАЯ ЦЕНА (Ндп: <отпускная цена>): Цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю, с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

119 ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА: Цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

120 РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА: Цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли - продажи.

121 ТОРГОВАЯ НАДБАВКА (Ндп: <торговая наценка, торговая накидка>): Элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.

122 ТОРГОВАЯ СКИДКА: Скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

123 ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <объем продаж>): Объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

124 РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <розничные продажи>): Объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Примечания. 1. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

2. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.

125 ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <оптовые продажи>): Объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

126 ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА (Ндп: <ассортиментная структура товарооборота>): Соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

127 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: Количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.

Примечание. В зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.

128 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В ДНЯХ ОБОРОТА (Ндп: <уровень товарных запасов>): Относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

129 ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ: Время обращения среднего товарного запаса за определенный период.

130 НОРМАТИВ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ (Ндп: <норма товарных запасов>): Оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

131 ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ: Потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

132 ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ: Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара.

Примечание. Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.

133 НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ: Предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.

134 ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ (Ндп: <торговые издержки>): Денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени.

Примечание. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.

135 ЗАТРАТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (Ндп: <экономические издержки торгового предприятия>): Денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе.

136 ВАЛОВЫЙ ДОХОД ТОРГОВЛИ: Показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами, по их приобретению за определенный период времени.

137 ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ: Показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени.

Примечание. Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимость, акцизы.

138 ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (Ндп: <бухгалтерская прибыль>): Показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

139 ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: Часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

2.8. Организационно - технологические показатели торговли

140 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Показатель, характеризующий фактическое наличие торговой площади в расчете на 1000 жителей.

141 НОРМАТИВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Показатель, выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.

142 УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Отношение фактической обеспеченности населения торговой площадью к нормативной, выраженное в процентах.

143 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ: Показатель, характеризующий фактическое наличие розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей.

144 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Показатель, характеризующий фактическое наличие складской площади в расчете на 1000 жителей.

145 КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ: Показатель, характеризующий отношение грузовой площади товарного склада к складской площади.

146 КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКЛАДСКОГО ОБЪЕМА: Показатель, характеризующий отношение грузового объема склада к складскому объему.

147 ПЕШЕХОДНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МАГАЗИНА: Установленное расстояние от магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.

148 ГРУЗООБОРОТ СКЛАДА: Объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.