Экономика Югославии

Хомяков Е. Г.,

профессор                      

Союзная  Республика Югославия: время перемен

       Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях  действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает  играть активную роль  в региональном экономическом сотрудничестве. В январе  1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было  положено стремление стабилизировать  национальную валюту  при одновременном обеспечении постепенного роста производства и уровня жизни.

        Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал новый  динар, курс которого был приравнен к немецкой марке, имел  золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим  и реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович,   многие годы отдавший работе в международных финансовых организациях, - управляющий Национального банка Югославии.

        Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других отраслей.  Иностранные компании получили право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть единственным владельцем,  вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.

       С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в условиях  галопирующей инфляции.

       Решительному сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах государственного  управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного управления.

        Путем  принятия федеральных законов о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия  оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.

         СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных  условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития  и интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.

          Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще  недавно были практически  невозможны из-за международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными, традиционными  иностранными партнерами.   С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен  в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово,  Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.

        В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных  инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.

            Особую роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами  Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку,  реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.

           СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна  очень  заинтересована  в развитии международных контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их  в контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского Союза.

           На состоявшемся недавно  втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами  двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем  регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение  созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования  транспортных возможностей Дуная.

         Европейское измерение внешней политики Югославии  реализуется в полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии  и соглашениях  Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:

1)          всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация регионального сотрудничества;

2)       

3)       

        Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя  ожидать эффективных результатов  политического и экономического сотрудничества.

        Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от использования национального и регионального политико-экономического потенциала, так и  от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею  традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных государств.

 

     

PRIVATEЭкспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года

 

<div align="right">

PRIVATE<small></small>

Экспорт

<small>Импорт</small>

PRIVATE 

<small>объём*</small>

<small>%**</small>

<small>объём*</small>

<small>%**</small>

<small>Всего</small>

<small>9650</small>

<small>161</small>

<small>19816</small>

<small>156</small>

<small>Европа</small>

<small>8953</small>

<small>162</small>

<small>15479</small>

<small>150</small>

<small>Австрия</small>

<small>162</small>

<small>209</small>

<small>580</small>

<small>149</small>

<small>Бельгия</small>

<small>71</small>

<small>188</small>

<small>202</small>

<small>126</small>

<small>Болгария</small>

<small>137</small>

<small>139</small>

<small>377</small>

<small>94</small>

Босния-Герцеговина

<small>1809</small>

<small>186</small>

<small>744</small>

<small>129</small>

<small>Великобрит.</small>

<small>217</small>

<small>127</small>

<small>511</small>

<small>202</small>

<small>Венгрия</small>

<small>215</small>

<small>142</small>

<small>445</small>

<small>125</small>

<small>Германия</small>

<small>820</small>

<small>153</small>

<small>2420</small>

<small>130</small>

<small>Греция</small>

<small>454</small>

<small>144</small>

<small>904</small>

<small>204</small>

<small>Италия</small>

<small>1051</small>

<small>149</small>

<small>2041</small>

<small>172</small>

<small>Македония</small>

<small>946</small>

<small>165</small>

<small>1029</small>

<small>143</small>

<small>Нидерланды</small>

<small>89</small>

<small>96</small>

<small>384</small>

<small>154</small>

<small>Польша</small>

<small>76</small>

<small>156</small>

<small>129</small>

<small>103</small>

<small>Россия</small>

<small>702</small>

<small>152</small>

<small>2127</small>

<small>139</small>

<small>Румыния</small>

<small>165</small>

<small>101</small>

<small>358</small>

<small>139</small>

Франция<small></small>

<small>521</small>

<small>415</small>

<small>653</small>

<small>203</small>

<small>Чехия</small>

<small>80</small>

<small>159</small>

<small>491</small>

<small>267</small>

<small>Швейцария</small>

<small>750</small>

<small>215</small>

<small>410</small>

<small>170</small>

<small>Швеция</small>

<small>29</small>

<small>335</small>

<small>310</small>

<small>194</small>

<small>остальная Европа</small>

<small>661</small>

<small>115</small>

<small>1359</small>

<small>149</small>

<small>Австралия и Океания</small>

<small>1</small>

<small>26</small>

<small>23</small>

<small>173</small>

<small>Азия</small>

<small>386</small>

<small>146</small>

<small>2095</small>

<small>180</small>

<small>Израиль</small>

<small>28</small>

<small>156</small>

<small>85</small>

<small>217</small>

<small>Индия</small>

<small>9</small>

<small>30</small>

<small>95</small>

<small>127</small>

<small>Ирак</small>

<small>1</small>

<small>-</small>

<small>262</small>

<small>-</small>

<small>Ирак</small>

<small>35</small>

<small>370</small>

<small>106</small>

<small>98</small>

<small>Кипр</small>

<small>134</small>

<small>301</small>

<small>237</small>

<small>361</small>

<small>Китай</small>

<small>54</small>

<small>178</small>

<small>221</small>

<small>124</small>

<small>Малайзия</small>

<small>-</small>

<small>-</small>

<small>59</small>

<small>193</small>

<small>Таиланд</small>

<small>2</small>

<small>732</small>

<small>24</small>

<small>211</small>

<small>Турция</small>

<small>45</small>

<small>65</small>

<small>341</small>

<small>230</small>

<small>Япония</small>

<small>5</small>

<small>1214</small>

<small>263</small>

<small>175</small>

<small>остальная Азия</small>

<small>73</small>

<small>122</small>

<small>403</small>

<small>113</small>

<small>Америка</small>

<small>168</small>

<small>251</small>

<small>1684</small>

<small>185</small>

<small>Бразилия</small>

<small>8</small>

<small>63</small>

<small>411</small>

<small>314</small>

США<small></small>

<small>58</small>

<small>166</small>

<small>595</small>

<small>165</small>

<small>остальная Америка</small>

<small>103</small>

<small>513</small>

<small>678</small>

<small>168</small>

<small>Африка</small>

<small>141</small>

<small>95</small>

<small>536</small>

<small>187</small>

</div>

*в миллионах динаров

**первое полугодие 1997 г.=100%