Экономика Югославии
Хомяков Е. Г.,
профессор
Союзная Республика Югославия: время перемен
Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает играть активную роль в региональном экономическом сотрудничестве. В январе 1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было положено стремление стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении постепенного роста производства и уровня жизни.
Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал новый динар, курс которого был приравнен к немецкой марке, имел золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим и реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович, многие годы отдавший работе в международных финансовых организациях, - управляющий Национального банка Югославии.
Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других отраслей. Иностранные компании получили право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть единственным владельцем, вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.
С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в условиях галопирующей инфляции.
Решительному сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного управления.
Путем принятия федеральных законов о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.
СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития и интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.
Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще недавно были практически невозможны из-за международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными, традиционными иностранными партнерами. С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово, Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.
В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.
Особую роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку, реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.
СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна очень заинтересована в развитии международных контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их в контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского Союза.
На состоявшемся недавно втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования транспортных возможностей Дуная.
Европейское измерение внешней политики Югославии реализуется в полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии и соглашениях Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:
1) всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация регионального сотрудничества;
2)
3)
Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя ожидать эффективных результатов политического и экономического сотрудничества.
Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от использования национального и регионального политико-экономического потенциала, так и от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных государств.
PRIVATEЭкспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года
<div align="right"> |
||||
PRIVATE<small></small> |
Экспорт |
<small>Импорт</small> |
||
PRIVATE |
<small>объём*</small> |
<small>%**</small> |
<small>объём*</small> |
<small>%**</small> |
<small>Всего</small> |
<small>9650</small> |
<small>161</small> |
<small>19816</small> |
<small>156</small> |
<small>Европа</small> |
<small>8953</small> |
<small>162</small> |
<small>15479</small> |
<small>150</small> |
<small>Австрия</small> |
<small>162</small> |
<small>209</small> |
<small>580</small> |
<small>149</small> |
<small>Бельгия</small> |
<small>71</small> |
<small>188</small> |
<small>202</small> |
<small>126</small> |
<small>Болгария</small> |
<small>137</small> |
<small>139</small> |
<small>377</small> |
<small>94</small> |
Босния-Герцеговина |
<small>1809</small> |
<small>186</small> |
<small>744</small> |
<small>129</small> |
<small>Великобрит.</small> |
<small>217</small> |
<small>127</small> |
<small>511</small> |
<small>202</small> |
<small>Венгрия</small> |
<small>215</small> |
<small>142</small> |
<small>445</small> |
<small>125</small> |
<small>Германия</small> |
<small>820</small> |
<small>153</small> |
<small>2420</small> |
<small>130</small> |
<small>Греция</small> |
<small>454</small> |
<small>144</small> |
<small>904</small> |
<small>204</small> |
<small>Италия</small> |
<small>1051</small> |
<small>149</small> |
<small>2041</small> |
<small>172</small> |
<small>Македония</small> |
<small>946</small> |
<small>165</small> |
<small>1029</small> |
<small>143</small> |
<small>Нидерланды</small> |
<small>89</small> |
<small>96</small> |
<small>384</small> |
<small>154</small> |
<small>Польша</small> |
<small>76</small> |
<small>156</small> |
<small>129</small> |
<small>103</small> |
<small>Россия</small> |
<small>702</small> |
<small>152</small> |
<small>2127</small> |
<small>139</small> |
<small>Румыния</small> |
<small>165</small> |
<small>101</small> |
<small>358</small> |
<small>139</small> |
Франция<small></small> |
<small>521</small> |
<small>415</small> |
<small>653</small> |
<small>203</small> |
<small>Чехия</small> |
<small>80</small> |
<small>159</small> |
<small>491</small> |
<small>267</small> |
<small>Швейцария</small> |
<small>750</small> |
<small>215</small> |
<small>410</small> |
<small>170</small> |
<small>Швеция</small> |
<small>29</small> |
<small>335</small> |
<small>310</small> |
<small>194</small> |
<small>остальная Европа</small> |
<small>661</small> |
<small>115</small> |
<small>1359</small> |
<small>149</small> |
<small>Австралия и Океания</small> |
<small>1</small> |
<small>26</small> |
<small>23</small> |
<small>173</small> |
<small>Азия</small> |
<small>386</small> |
<small>146</small> |
<small>2095</small> |
<small>180</small> |
<small>Израиль</small> |
<small>28</small> |
<small>156</small> |
<small>85</small> |
<small>217</small> |
<small>Индия</small> |
<small>9</small> |
<small>30</small> |
<small>95</small> |
<small>127</small> |
<small>Ирак</small> |
<small>1</small> |
<small>-</small> |
<small>262</small> |
<small>-</small> |
<small>Ирак</small> |
<small>35</small> |
<small>370</small> |
<small>106</small> |
<small>98</small> |
<small>Кипр</small> |
<small>134</small> |
<small>301</small> |
<small>237</small> |
<small>361</small> |
<small>Китай</small> |
<small>54</small> |
<small>178</small> |
<small>221</small> |
<small>124</small> |
<small>Малайзия</small> |
<small>-</small> |
<small>-</small> |
<small>59</small> |
<small>193</small> |
<small>Таиланд</small> |
<small>2</small> |
<small>732</small> |
<small>24</small> |
<small>211</small> |
<small>Турция</small> |
<small>45</small> |
<small>65</small> |
<small>341</small> |
<small>230</small> |
<small>Япония</small> |
<small>5</small> |
<small>1214</small> |
<small>263</small> |
<small>175</small> |
<small>остальная Азия</small> |
<small>73</small> |
<small>122</small> |
<small>403</small> |
<small>113</small> |
<small>Америка</small> |
<small>168</small> |
<small>251</small> |
<small>1684</small> |
<small>185</small> |
<small>Бразилия</small> |
<small>8</small> |
<small>63</small> |
<small>411</small> |
<small>314</small> |
США<small></small> |
<small>58</small> |
<small>166</small> |
<small>595</small> |
<small>165</small> |
<small>остальная Америка</small> |
<small>103</small> |
<small>513</small> |
<small>678</small> |
<small>168</small> |
<small>Африка</small> |
<small>141</small> |
<small>95</small> |
<small>536</small> |
<small>187</small> |
</div> *в миллионах динаров **первое полугодие 1997 г.=100% |