Экзистенциализм в дискурсе Ж.П. Сартра

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет менеджмента финансов и государственного управления

РЕФЕРАТ

По курсу философии

 Тема: «Экзистенциализм  в дискурсе Ж.П. Сартра»

                                                                                        Выполнил: студент II курса

                                                                                                                      Каменев О.В.

                                                              Преподаватель: д.ф.н., профессор                            Гиренок Ф.И.  

Москва 2001

Оглавление:

 TOC \o "1-3" \h \z Картография родословной.. \h 3

Две разновидности.. \h 5

Субъективизм и Ответственность человека.. \h 7

Тревога, Заброшенность и Отчаяние.. \h 8

Экзистенциализм -  противоположность Квиетизму.. \h 10

Гуманизм в терминах Экзистенциализма Сартра.. \h 11

Заключение.. \h 12

Список литературы: \h 13

Картография родословной

Жан Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже. Его отец, Жан-Батист Сартр - морской офицер. В 1904 году, в Шербурге, уже подточенный тропической лихорадкой он познакомился с Анн-Мари Швейцер - матерью Жан-Поля. Девушкой, которую родители научили скучать, держаться прямо и шить. Все свое детство она просидела на стуле. Была хороша собой, но от нее постарались это скрыть. Жан-Батист, «окрутил эту заброшенную долговязую девушку, женился на ней, в два счета наградил ребенком и сделал попытку умыть руки, отойдя в иной мир».[1] Оказалось, это не так просто. Малярия развивалась не спеша – временами наступало улучшение. Бдения и заботы о муже подорвали силы Анн-Мари, предпочитавшей долг утехам. У нее пропало молоко, и Жан-Поль был отдан кормилице, жившей по соседству. И чуть было не отправился на тот свет от энтерита. Одинокая двадцатилетняя Анн-Мари разрывалась между двумя умирающими. «Ее брак по рассудку обернулся болезнью и трауром».[2] После смерти отца Анн-Мари с сыном разом очнулись от наваждения. Жан-Поль выздоровел. Вернувшись в отчий дом с младенцем на руках, Анн-Мари взвалила на свои плечи хозяйство. «Смерть Жан-Батиста сыграла величайшую роль в моей жизни: она вторично поработила мою мать, а мне предоставила свободу».[3]

Семью Сартра «коснулся медленный процесс дехристианизации, который зародился в среде высокопоставленной вольтерьянской буржуазии, и по прошествии столетия охватил все слои общества». «В нашей семье все были верующими из приличия».[4] Христианская религия проявляла огромную терпимость. «В хорошем обществе в Бога верили, чтобы о нем не говорить».[5] Можно не ходить к мессе, а детей венчать по церковному обряду. От христианина не требовалось ни вести безгрешную жизнь, ни умирать.

«В нашей семье вера была всего лишь титулом одомашненной французской свободы». «Католик по бумагам, я был свободен, я был такой, как все. Вырастет – говорили родные – поступит, как ему вздумается».1 И поступил. В привилегированное учебное заведение Эколь Нормаль. Отслужив положенный срок в армии, Сартр преподает философию в лицее в Гавре. В 1933 – 1934 гг., находясь на стажировке в Берлине, он знакомится с феноменологией Эдмунда Гуссерля и получает представление об экзистенциализме Мартина Хайдеггера.

Уже первые  работы Сартра показывали, в каком направлении он намеревался  развивать феноменологию Гуссерля. В «Трансцендентности Эго» (1934), «Воображении» (1936), «Эскизе теории эмоций» (1939), «Воображаемом» (1940) Сартр подвергает критике трансцендентальный идеализм и развивает учение о ничем не детерминированном, спонтанном творчестве экзистенции. Сартр отрицает применимость научных методов при исследовании человеческой психики, критикует натурализм в психологии (включая и психоаналитическое учение о бессознательном). В романе «Тошнота» (1938) и в сборнике рассказов «Стена» (1939) уже присутствуют отдельные тезисы экзистенциализма Сартра.

Работу над фундаментальным трактатом «Бытие и ничто» прервала война. Сартр был мобилизован и после полугода участия в войне попал в плен. Симулировав заболевание, он вышел из лагеря и начал преподавать философию в парижском лицее. Принимал участие в движении Сопротивления. В 1943 году Сартр завершает работу над трактатом «Бытие и ничто» и у него складывается целостная концепция человеческого существования. За ним последовали пьеса-притча «Мухи», незавершенная тетралогия «Дороги свободы», автобиографический роман «Слова» (1960). В последние годы жизни Сартр становится бесспорным лидером интеллектуального Парижа и погружается в политическую деятельность. В 1964 году писатель отказывается от присужденной ему Нобелевской премии, считая официальное признание слишком буржуазным.  На основе предложенного в «Бытии и ничто» метода экзистенциального психоанализа  Сартр пишет исследования о творчестве Бодлера, Жене, Флобера.

 Ж.П. Сартр умер 15 апреля 1980 г. Многие его работы остались незаконченными, и вышли уже после смерти автора.

Две разновидности

Некоторая сложность в определении экзистенциализма состоит в том, что существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым Сартр относит Ясперса отвергавшего догматическое богословие, «теистический экзистенциализм» которого непосредственно связан с христианским вероисповеданием. И исповедующего католицизм Габриэля Марселя. Во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер, отвергающий экзистенциализм как метафизическое и субъективистское учение. И к которым относит себя сам Сартр. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности. Что нужно исходить из субъекта.

 Вот есть предмет, изготовленный руками человека. Например, нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который при его изготовлении руководствовался определенным понятием. А именно понятием ножа. А также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который изготовил бы этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, предшествует его существованию. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

Когда мы представляем себе Бога-творца, то этот Бог по большей части уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка. Таким образом, понятие «человек» в божественном разуме аналогично понятию «нож» в разуме ремесленника. И Бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства.

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога. Но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею можно встретить у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой. Эта природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей. Каждый отдельный человек – лишь частный случай общего понятия «человек». У Канта из этой общности вытекает, что житель лесов – естественный человек, и буржуа обладают одними и теми же основными качествами. Следовательно, и здесь сущность человека предшествует его существованию, которое мы находим в природе.

Атеистический экзистенциализм Сартра учит, что если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности. Бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и эти бытием является человек. Или человеческая реальность. «Существование предшествует сущности» -  это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально собой ничего не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причем таким, каким он себя сам сделает. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует. И он не только такой, каким себя представляет, но такой каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя и проявляет волю уже после того как начинает существовать, то первым принципом экзистенциализма Сартра является утверждение, что: «Человек – это то, что он сделает из себя сам».

 Субъективизм и Ответственность человека

«Человек – это, прежде всего проект, который переживается субъективно».1 Человек  - существо, которое устремлено к будущему и сознательно себя в него проецирует. Прежде всего, он существует. После этого он начинает себя представлять и проявлять волю.  И ничего не существует до этого проекта. И человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием обычно понимается сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они что-то из себя сделали. Можно иметь желание женится, вступить в какую-нибудь партию, написать книгу, но это будет скорее проявление более первоначального, спонтанного выбора, чем тот, который принято называть волей.

Но если существование предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, экзистенциализм отдает во владение каждому человеку его бытие и возлагает на него ответственность за существование. Но когда говорится о том, что человек ответственен, то это означает не только ответственность за свою индивидуальность, но и ответственность за всех людей.

Термин «субъективизм» имеет два смысла. С одной стороны он означает, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой – что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Глубокий смысл экзистенциализма содержится именно во втором смысле этого термина. То  есть когда человек сам себя выбирает, то он выбирает всех людей. Нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя, означает одновременно утверждать ценность выбора, так как человек ни в коем случае не может выбирать зло. «То, что мы выбираем,– всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех».1 Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем можно было предположить. Она распространяется на все человечество. Например, решил человек женится, и иметь детей. И неважно, что женитьба эта зависит только от его положения, страсти или желания. Тем самым человек вовлекает на путь моногамии не только себя самого, но и все человечество. Человек ответственен за себя самого и за всех. Он создает определенный образ человека, который выбирает. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще».2

Тревога, Заброшенность и Отчаяние

«Человек – это тревога».3 Человек, принимая решение и сознавая, что выбирает не только свое бытие, но и одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства глубокой ответственности. Тревоги. И это чувство знакомо всем. Тревога есть, даже если ее пытаются скрыть. Кьеркегор называл это тревогой Авраама. По Кьеркегору, Авраам совершает иррациональный «скачок» от этической стадии жизненного пути человека, к религиозной. Необъяснимо, как Авраам пришел к парадоксу веры. Вывод Кьеркегора: «вера есть чудо, и вера есть страсть, она лежит за пределами всеобщих категорий мышления и этических норм».

 Сартр, сводит «тревогу Авраама» к чувству личной ответственности в акте выбора, который также оказывается за пределами этических ценностей. Такая тревога известна всем, кто брал на себя какую-либо ответственность. Например, военачальник, принимающий решение от которого зависят жизни десяти, двадцати или ста человек. Он берет на себя ответственность и, в сущности, принимает решение один. Конечно, есть приказы свыше, но они слишком общи и требуют точного истолкования. И от этого истолкования зависят жизни. Принимая решение, он не может не испытывать чувства тревоги. Однако оно не мешает ему действовать. Наоборот составляет условие действия, которое предполагает выбор из нескольких вариантов. И когда он выбирает один, то понимает что вариант, имеет ценность именно потому, что он выбран. Эта тревога объясняется, кроме того прямой ответственностью за людей. «Это не барьер, отделяющий нас от действия, но часть самого действия».1

Исходным пунктом экзистенциализма является фраза Достоевского: «если Бога нет, то все дозволено». Говоря о «заброшенности», Сартр хочет сказать только то, что Бога нет, и что отсюда необходимо сделать все выводы. Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием Бога, так как вместе с Богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности. Человеку не на что опереться. Он заброшен. И ему все дозволенно. У него нет оправданий и нет извинений. Он одинок. Человек – это свобода. Человек осужден быть свободным. Потому, что не сам себя создал.  И однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что делает.

«Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой».2

Когда чего-нибудь хотят, всегда присутствует элемент вероятности. То есть можно рассчитывать на то, что к тебе приедет друг. Приедет он на поезде или на трамвае. И это предполагает, что поезд придет вовремя, а трамвай не сойдет с рельсов. Здесь мы остаемся в области возможного. Но полагаться на возможность, следует лишь настолько, насколько наше действие допускает всю совокупность возможностей. Как только рассматриваемые нами возможности перестают строго соответствовать нашим действиям, ими нужно перестать интересоваться. Потому, что ничто и никто не сможет приспособить мир и его возможности, к нашей воле. Что касается «отчаяния», то этот термин означает, что «мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие».1 Это не означает, что надо придаваться бездействию. Сначала нужно принять решение, а затем действовать, руководствуясь формулой: «Нет нужды надеяться, чтобы что-то предпринимать».

Экзистенциализм -  противоположность Квиетизму

«Реальность в действии». «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет».2 Данные тезисы внушают ужас некоторым несостоявшимся и слабым людям. Вполне понятно почему. Проблемы «обстоятельств» или «недооценки», часто присущи людям ленивым и бесцельным. Ф. Бэкон, как-то писал: «Если человек не стремится к чему-либо всеми силами, то все представляется ему простым и скучным». Согласен. Вот идешь ты, по жизни не зная куда. Куда кривая выведет. Точнее не идешь, а стоишь. Идет время. Нет у тебя ни идей, ни цели. Все тебе скучно. Лень. А через некоторое время жизнь ставит вопрос: Ну и что? Оглядываешься, а на поверку – ноль. Пустота. Начинаешь кидаться в разные стороны. А поезд уже ушел. И что делать?  В результате депрессия. И плохой аппетит. Хорошо если вовремя отыскал в себе силы и направленность. А если нет? Пиши - пропало.

 «Обстоятельства были против меня, я стою гораздо большего» или «Я не писал хороших книг, потому, что у меня не было досуга» - все это лишь рассуждения помогающие людям переносить собственную несостоятельность. Что толку говорить о несделанном. Нет никакого гения, говорит Сартр, кроме того, который выражает себя в произведениях искусства. Гений Моцарта – это произведения Моцарта. Гений Расина – это ряд его трагедий, и кроме них ничего нет. Зачем говорить, что Расин мог бы написать еще одну трагедию, если он ее не написал? «Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Люди не рождаются героями, говорит Сартр, и трусами не рождаются. Не бывает трусливого или героического темперамента. «Трус делает себя трусом, и герой делает себя героем. Для труса всегда есть возможность больше не быть трусом, а для героя – перестать быть героем. Но в счет идет лишь полная решимость, а не частные случаи или отдельные действия – они не захватывают нас полностью».1

Отсюда видно, что экзистенциализм есть противоположность квиетизму, ибо экзистенциализм определяет человека по его делам. «Единственное, что позволяет человеку жить, - это действие».2

Гуманизм в терминах Экзистенциализма Сартра

Слово «гуманизм», говорит Сартр, имеет два совершено различных смысла. Первый состоит в том, что человек есть цель и высшая ценность. Такой гуманизм Сартр отбрасывает, называя его абсурдным. Ибо нельзя признать, что бы о человеке мог судить человек. Экзистенциалист, - говорит Сартр – никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен.

«Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности».3 Человек может существовать только преследуя трансцендентные цели. Проектируя себя во вне, он существует как человек. Он выходит за пределы. И то, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть то, то называется экзистенциалистским гуманизмом. То есть «нет другого создателя человека кроме него самого. В заброшенности он будет сам решать свою судьбу. Реализовывать себя человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь самоосуществление».4

Заключение

Экзистенциализм – говорит Сартр, это нечто иное, чем попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Экзистенциализм – это не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что Бога не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы Бог и существовал, то это ничего бы не изменило. Человек должен обрести себя и убедиться в том, что ничто не может спасти его от себя самого. И в этом смысле  экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии

 

Список литературы:

1.     Ж.П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»  М., 1989

2.     Ж.П. Сартр «Слова» М., 2000 г.

3.     Ж.П. Сартр «Тошнота» М., 1999 г.


[1] Сартр Ж.П. Слова. М., 2000 с.13

[2] Там же с. 14.

[3] Там же с. 17.

[4] Там же с. 112.

[5] Там же с. 113

1 Там же с.114.

1 Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1989.

1 Там же с. 324.

2 Там же с. 324.

3 Там же с. 325.

1 Там же с. 326.

2 Там же с. 331.

1 Там же с.331.

2 Там же с.333.

1 Там же с. 334.

2 Там же с. 335.

3 Там же с. 343.

4 Там же с. 344.