Алишер Навои

Низамаддин Алишер Навои

(1441-1501)

     Великий Узбекский поэт, мыслитель  и государственный деятель. Родился и жил в Герате. Отец Навои, отошедший от дел тимуридских чиновников, располагал достатком, и дом его в Герате бы открыт для поэтов, музыкантов и художников. Ещё не достигнув 15-летнего возраста, Навои уже прославился как поэт. Во время феодальных междоусобиц Навои вынужден был бежать в Самарканд, где, не смотря на большие трудности, продолжал учится и  общаться с литературами. В апреле 1472 Гератом овладел тимурид султан Хусейн Байкара, с которым Навои был знаком с детства. Навои вернулся в Герат и получил пост хранителя печати. Уже в первые годы своей деятельности он выполнил ряд важных поручений султана и в 1472 получил титул эмира и должность визира. Навои стремился использовать своё влияние при дворе на блага народа. Он вёл общественную деятельность, строил школы, больницы, восстанавливал ирригационную сеть, мосты на дорогах, поддерживал поэтов, учёных, художников, музыкантов.

      Большую роль в его жизни сыграла дружба с таджикским поэтом Абдуррахманом Джами, который писал в своих произведениях о бедственном положении угнетённых масс. Борьба Навои со злоупотреблениями встретила сопротивление придворных чиновников. Оклеветанный придворной кликой, Навои вышел в отставку и в 1487 был сослан султаном  Хусейном в Асрабат, где его пытались отравить. После этого Навои самовольно вернулся в Герат и получил разрешение остаться там, не неся придворных обязанностей. Безразличие султана Хусейна государственным делам способствовало усилению феодальной междоусобицы. Навои прилагал все силы, чтобы спасти страну от надвигающейся катастрофы. Свой горький опыт он отразил в сборнике афоризмов “Влюбленная сердец“ (“Махбуб ал-кулуб”), написанном в последние годы жизни.

       Навои поставил себе задачей доказать, что его родной староузбекский (чагатайский) язык ни по богатству словаря, ни по гибкости не уступает персидскому языку, в это время основным литературным языком Средней Азии. Газели Навои (“Дивани Фани”), несравненные по мастерству, глубоко выражают человеческие чувства. Наибольшего совершенства поэзия Навои достигла в написанном в 1483-1485 “Хамсэ” (“Пятерица”) – пяти больших поэмах: “Смятение праведных”, “Лейли и Меджун”,  “Фархад и Ширин”, “Семь планет”, “Искандерова стена” (написаны на староузбекском языке). Буржуазные востоковеды, видя совпадение этих названий с названиями произведений великого Азербайджанского поэта 12в.Низами, написанных на персидском языке, объявили Навои переводчиком. Это заблуждение, так как при общности тематики поэмы Навои глубоко оригинальны. Уважение к труду, любовь к родине, стремление к совершенству освобождению личности, человеколюбие – основные мотивы этих произведений. Навои боролся за справедливость, за счастье народа. Он вводил в свои поэмы в качестве героев простых, изображал процессы труда. В поэмах сказались, однако идеалистическое мировоззрение Навои, элементы суфизма, а также утопические взгляды на роль “справедливого царя”. Четыре лирических сборника Навои нося название: “Диковины детских лет”, ”Достопримечательности юности”, “Редкости средней поры жизни” и ”Наставления старости”. Под конец жизни им написана философская аллегорическая поэма “Язык птиц” (“Лисанат-тайр”). Доказав богатство родного языка своим художественным творчеством, Навои в 1499 выступил с теоретическим обоснованием культурного значения староузбекского языка в работе “Тяжба двух языков” (“Мухакамат ал-лугатайн”). Творения Навои пользуются в народе широчайшей популярностью. Жизнь поэта изображена  в историческом романе советского писателя Ойбека “Навои”