Эмиссия асфальта нормирование, влияние на здоровье дорожных рабочих

Омский государственный технический университет

Кафедра:”Безопасность жизнидеятельности”

Эмиссия асфальта:

нормирование, влияние на здоровье дорожных рабочих

отчет по нирс

Выполнил: студент группы БП-214

Тюрюмов К.Н.

Проверил: доцент, к.с/х.н. Миленина Е.М.

Омск, 2006

Оглавление:

1)     

а) Введение

б) Цель работы

в) Методы исследований

г) Результаты исследований

д) Выводы

2)     

3)     

Введение

После кризиса 1998 года, Россия начала восстанавливаться, поднимая разрушенную экономику. Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери и по этому данной проблемой стали заниматься на самом высоком уровне.

Уже имеющееся дорожная система исчерпала свой ресурс. Вследствие чего правительство РФ предпринимает меры для ее решения.

За 2005 год на улицы Омска было уложена 41 тысяча тонн асфальта [1]. Администрация города постоянно наращивает капиталовложения в эту область, так в 2005 году  губернатор Омской области Леонид Полежаев утвердил программу «Городской двор», по которой 75 млн. руб. было направлено на ремонт внутриквартальных дорог, межквартальных проездов, тротуаров [2]. И темпы развития этой инфраструктуры все еще наращиваются. Уже в начале 2006 года автопарк дорожных служб повысился на 13 единиц новой техники а, “Всего на закупку 41 нового автомобиля спецтехники было направлено свыше 77,5 миллиона рублей, в результате чего автопарк специальной техники каждого округа пополнился на 6-9 машин.” [Третья столица от 16.02.2006]

В этих условиях стоит отметить о таком вредном факторе для рабочих, непосредственно связанных с дорожными работами, как испарения горячего асфальта. При постоянном росте количества укладываемого асфальта – уровень безопасности остается на неизменном уровне, тем самым, подвергая здоровье рабочего опасности.

Цель работы:

- проанализировать информацию о несчастных случаях и профзаболеваниях в период 2000-2005 годы, для дорожных рабочих, подвергаемых воздействию  аэрозолей асфальта.

- сравнить нормы безопасности для данного вида работы в России и других странах.

Методы исследований:

анализ отечественной литературы, открытых источников и нормативных документов; технический перевод статей из журналов и интернет-источников; социологический опрос дорожных рабочих (экспериментальная часть).

Результаты исследований.

Исследования влияния паров асфальта проводились во многих странах в течении десятилетий. Следует отметить, что в Европе на изучение данной проблемы в 2004 году было затрачено 2 млн. евро.

На сегодняшний день известно несколько видов вредных воздействий асфальта и асфальтовых испарений на здоровье рабочих. Самыми распространенными являются ожоги. В процессе работы с асфальтом можно получить достаточно глубокие ожоги, потому что он липуч и его не так просто удалить с кожи. Однако основную обеспокоенность с точки зрения токсикологии, вызывает раздражение кожи и глаз парами горячего асфальта. В случае длительной работы с горячим асфальтом эти пары могут вызывать дерматит и такие прыщеподобные повреждения, как мягкая форма кератоза. Зеленовато-желтые пары, выделяемые кипящим асфальтом, могут так же вызывать фотосенсибилизацию и меланоз.

Кроме того, датские ученые утверждают, что эмиссия асфальта повышает риск заболевания раком легких. Среди дорожных рабочих штата Миннесота был отмечен более высокий уровень заболеваний лейкемией и рака мочеполовых путей.

Мы проанализировали данные ГУ – ОРО ФСС РФ о несчастных случаях и профзаболеваниях за 2000-2005 г. для трудящихся, основным видом деятельности которых являются дорожное строительство. Количество официально подтвержденных профзаболеваний за 5 лет по Омску и Омской области  составил всего три случая (вибрационная болезнь). При это у дорожных рабочих сельских филиалов профзаболеваний не выявлено.

В результате несчастных случаев на производстве погибло 3 человека, пострадало 51. К сожалению, из официальных данных неизвестно точное количество людей работающих в этой сфере и причин возникновения несчастных случаев.

Однако, такое число зафиксированных профзаболеваниях в Омской области для дорожных рабочих настораживает, особенно в связи с однозначными выводами  европейских исследований о вредности воздействия аэрозолей асфальта на здоровье человека.

Подобный оптимистический вариант связан скорее не с “безвредностью” отечественного асфальта и технологии его производства и укладки, а с некачественным, неполным обследованием дорожным рабочих, или не желанием фиксировать случаи профзаболеваний и показывать реальную ситуацию с безопасностью труда в дорожной области.

Для изучения реальной ситуации было проведено анкетирование среди рабочих, непосредственно, работающих с горячим асфальтом. Были разработаны опросные листы, содержащие 19 вопросов, позволяющих выяснить возможность воздействия асфальтовой эмиссии на физическое и нервно-психическое самочувствие, наличие стойких функциональных нарушений, использований средств индивидуальных защиты, а так же осведомленность о вредности асфальта и регулярности медицинских осмотров, на основании субъективных ощущений.

К сожалению, из почти 50 опрошенных заполнить анкеты согласились лишь 6 человек. В частных беседах рабочие говорили о предостережениях со стороны своих начальников относительно любых опросах.

Почти все опрошенные работающие с горячим асфальтом на протяжении 5 и более лет жалуются на першение в горле, что явно указывает на раздражение слизистой оболочки носоглотки. Это обстоятельство еще более усугубляет то, что почти все рабочие курят, вбирая в себя дополнительные канцерогенные вещества. Часть опрошенных рабочих заявила, что курить они начали, перейдя на эту работу. 

Половина рабочих сказали, что у них ухудшилось зрение, многие связывают этот факт именно с профессиональной деятельностью.

Исследований влияния паров асфальта на психологическое состояние не проводилось, но возможность этого воздействия очень большая. Опрошенные рабочие, которые довольно давно работают с горячим асфальтом, указывают на переутомление и ухудшение памяти.

При работе с горячим асфальтом, большинство рабочих не использует индивидуальные средства защиты (респираторы, перчатки и т.п.), комментируя этот факт неудобством этих устройств. Особенно это опасно для здоровья  весной и летом, когда начинается основная часть работы. Рабочих никто не контролирует. В Европе и США за применением индивидуальных средств защиты следят очень строго. Рекомендуется свободная защитная одежда, со стоячим воротником и спущенными рукавами. Защитная обувь должна быть выше 15 см. и плотно зашнурована, чтобы на ноге не осталось ни одного открытого участка тела, на который могла бы попасть горячий асфальт. Закрывают от асфальтовых паров так же и глаза – защитными очками с боковыми вставками. На камнедробительных предприятиях и заводов по производству асфальта используется система принудительно вентиляции воздуха.

Большинство рабочих на вопрос: ”Известно ли Вам, что испарения асфальта являются вредными и могут вызывать рак” – ответили отрицательно, что говорит об  неосведомленности трудящихся.

При сравнении показателей ПДК(Россия ГОСТ 12.1.005-88) с зарубежным аналогом (немецкий RL 67/548/EWG), становится очевидно, что Европейский аналог строже нежели наш российский ГОСТ.

Некоторые полициклические ароматические углеводороды

ГОСТ 12.1.005-88

мг/м3

RL 67/548/EWG

мг/м3

Максимальные данные полученные в исследовании

мг/м3

Нафталин

20

3

0,323-1,03

Фенантрен

0,3

0,2

0,123-0,401

Пирен

0,03

0,02

0,028-0,145

Бенз(а)пирен

0,00015

0,002

0,008-0,078

Так, предельное содержание Нафталина в воздухе регламентированный в ГОСТе почти в 10 раз больше чем в аналогичном европейском аналоге; по фенантрену и пирену в 2 раза. Лишь по  бенз(а)пирену наш ГОСТ более строг, поскольку при принятии ПДК для бенз(а)пирена в Европейских парламентах происходило лоббирование со стороны крупных корпораций, позволяющие уменьшить отчисления в страховые компании.

В 2003 году в Санкт-Петербурге проводился семинар ВОЗ. На нем отмечалось, что стратегия мониторинга качества воздуха, влияние его на здоровье и оценки были разработаны несколько десятилетий тому назад в соответствии принципами, принятыми в советские времена. Финансирование мониторинга и оценки загрязнения воздуха зачастую ограничено. Загрязнение  воздуха в городах вызывает неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Известно, что г.Омск занимает ведущее место среди городов по числу заболеваний респираторной системы(в частности рака легких) и малой продолжительности жизни у мужчин. В связи с этим дорожные рабочие подвержены дополнительному риску, вследствие:

- вдыхания выхлопных газов автомобилей;

- вдыхания паров асфальта;

- не использования средств индивидуальной защиты.

 В результате проделанной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

- необходимо усовершенствовать систему мониторинга воздуха для работ, выполняемых при воздействии эмиссии асфальта, в том числе в процессе регулярной аттестации рабочих мест.

- рекомендовать проведение ежегодного всесторонней медицинского осмотра дорожных рабочих, уделить особое внимание изменению в респираторной системе, зрении, нервно-психическом состоянии;

 - на основании международного опыта и последних отечественных исследований пересмотреть нормативы вредных воздействий веществ выделяющихся при работе с горячим асфальтом, и разработать современные средства защиты;

- необходимо увеличить количество проводимых научных исследований связанных с изучением влияния  эмиссии асфальта и технологический процесс его производства в России на здоровье рабочих.

Пары и газы асфальта. Данные, приведенные на форуме ”German BITUMEN”.

(перевод статьи)

Резюме.

В большом проекте German BITUMEN  форума были исследованы почти все отрасли промышленности Германии, которые связаны с производством и применением асфальта. Асфальт был исследован на наличие испарений. С 1991 по 2005 года было собрано 1272 образца. Используют метод с помощью, которого замеряются концентрации  паров и газов, испускаемые от горячего асфальта, с описанием пропорций обеих частей и зависимость от температуры асфальта. В большинстве отраслей производства концентрация паров и  газов не превышало 10 мг/м3 , намного более высокие показатели были выявлены при работе с самим асфальтом. Новые полициклические ароматические углеводороды были исследованы в некоторых состояниях - доказано, что их уровень воздействия на человека ниже, чем у использованных ранее смол.

1.Введение

Начиная с середины 90-х годов, форум (ссылка комментарии на German BITUMEN) ведет работы по созданию всесторонней программы  безопасности и защиты здоровья при работе с асфальтом (в Европе, асфальтом считается смесь битума и наполнителя(песок и гравий) - в соответствии европейской спецификации) До сих пор определение концентрации выделяющихся газов, являющейся результатом обработки горячих битумных веществ, было одним из главных приоритетов работы форума. По результатами этих измерений можно утверждать, какие выделяются пары и газы из асфальта при производстве и различным применениям например. (укатка асфальта, нанесение защитного покрытия на асфальт, работы с объединенными наполнители и другие). Новые открытия в производстве  асфальта позволяют использовать асфальт при более низких температурах, чем обычно (так называемый низко-температурный асфальт). Эта статья не предоставляет данные для этих новых материалов. Они будут изданы в отдельной статье(Musanke et. Al. 2006)

Метод  измерения эмиссии от горячего асфальта

Немецкий метод для измерения эмиссии для работы с горячим асфальтом использует GGP(смотри 1 рис.) GGP - модификация прибора для сбора более простых быстрорастворимых газов, GSP с дополнительным патроном для осуществления выборки паров газа. Газы собраны в стекловоловидном фильтре диаметром 37 мм, пар адсорбируется в 3 граммах AMberliteTM XAD-2. Норма впитывания 3,5 л/мин. Фильтр и XAD-2 извлекают тетрахлорэтиленом и анализируют инфракрасной спектроскопией (для калибровки спектроскопии используют минеральное масло).  (BGIA 1997; KENNY et al. 1997) 

Burstyn в 2002 издал краткий обзор об уровне воздействия аэрозолей асфальта среди норвежских рабочих. Они нуждались в стандартизированном методе для того, чтобы измерить эмиссию асфальта. До сих пор используется несколько методов в различных странах. В Таблице №1 – приведены ПДК для различных странах. Ekstrom в 2001 году, сравнил различные методы выборки паров асфальта, основываясь на лабораторных опытах.  В графике №5 показаны результаты параллельных измерениях американского и немецкого методов. Дальнейшие натуральные измерения, сравнивающие американский и немецкий методы запланированы в течение лета 2005 (Piringer 2005).

Таблица №1. Допустимый предел концентрации газов(ПДК) в различных странах

США

0,5 мг/м3

Дания

1 мг/м3

Финляндия

5 мг/м3

Великобритания

5 мг/м3

Норвегия

5 мг/м3

Норвегия

5 мг/м3

Испания

5 мг/м3

Германия

10 мг/м3

Результаты измерений для различных видов работ с асфальтом внесены во 2 таблицу, где  различают газы и суммы паров и газов. Обычно продолжительность работы составляет 2 часа. Данные представленные в этой статье относятся к видам работ, где люди могут работать до 8 часов. Мы полагаем, что измерения в течении  2 часов достаточно для выявления испарений паров и газов тех видов деятельности, которые отмечены в таблице. Виды работ, при которых выделяются аэрозоли асфальта меньше, чем 2 часа, отмечены в таблице.

Во время измерений с помощью различных приборов было записано большое кол-во параметров: время работы, местоположение, выполняемые работы, тип изделия/асфальта, температура асфальта – эти параметры возможно влияют на уровень воздействия. Дополнительно были учтены экологические составляющие: тип погодных условий (например, температура, направление и сила ветра, тип погоды), характеристика участка и его состояние, меры контроля за испарениями асфальта и т.д.

Уровень эмиссии на разных производственных участках, естественно зависит от силы ветра и его направления, а так же от местных условий. Представленные данные об эмиссии были получены в ходе разнообразных измерений на различных производственных участках. Это отражено количеством измерений для каждой области, которые больше, чем измерения при работах на заводах - все это отражено в графике №1.

К концу 2004 года в Германии был экспериментально установлен предел содержания паров и аэрозолей асфальта равного 10 мг/м3, который был добавлен к измеряющему методу. Но это было лишено законной силы в контексте с новым немецким законодательством относительно опасных веществ, подобно всем техническим оценкам предела. 

2 Уровень воздействия паров и газов на различный участках РАБОТЫ

Форум определил концентрацию паров и аэрозолей на всех рабочих местах, где работают с горячим асфальтом на территории Германии. А так же на рабочих местах, где работают с менее горячим (теплым) асфальтом.

Исследованы следующие типы работ:

1. Производство и транспортировка битума

Битум производится на закрытых заводах, в которых только некоторые рабочие подвергаются воздействию паров и газов, например при сборе или погрузке асфальта в грузовик. Здесь уровень воздействия очень низкий - относительно ПДК приблизительно равного 10 мг/м. Важно, что здесь работают при  воздействии паров и газов асфальта не более 2-х часов. Поэтому, уровень воздействия при изменении в течении этого короткого времени был приблизительно равен 2.5 мг/м3.

2. Производство покрытий защищающие асфальт.

Защитные асфальтовые покрытия производятся на нескольких заводах при температуре приблизительно - 160°C. Мониторинг данных показывает, что в течение этих работ возникает относительно низкая концентрация паров и газов асфальта. Большинство образцов было взято близко к  комнате управления, где пары и газы асфальта впитываются, они, как полагают, и являются значимыми для данной работы. Все заводы были снабжены местной системой вентиляции.

3. Производство автомобильной звукоизоляции.

Данной производство так же расположено лишь на нескольких заводах. Температура асфальта при этом производстве 160-190°C. Ситуация сопоставима с производством асфальтовых защитных покрытий и, поэтому, измерения показывают низкие концентрации паров и газов.

4. Производство и транспортировка асфальта.

Асфальт обычно производится на закрытых заводах, на которых битумные пары и газы могут испускаться только в незначительных концентрациях. Пары и газы асфальта испускаются в течение погрузки в открытые грузовики для транспортировки. Дополнительный мониторинг испарений происходит при смешивании асфальта на заводах. Однако, рабочие остаются при этом процессе очень редко и лишь в течение коротких периодов времени (меньше 1 часа). На улице, где погрузчики смешивают битум с гравием и песком, и в комнате управления - полученные данные показывают незначительное излучение битумные паров и газов. Максимальная температура производства асфальта - 190°C для укатанного асфальта и 250°C для асфальтовой мастики. Для транспортирования асфальта свойственны низкие уровни эмиссии в течение погрузки или выгрузки (последний для асфальтовой мастики ) из грузовика. Особенно, в то время, когда рабочие закрывают или открывают место погрузки брезентом. Продолжительность воздействия обычно не превышает 2 часов.

Рис. 2: укладка дороги укатанным асфальтом :

5. Укладка дороги укатанным асфальтом.

Укладка дороги укатанным асфальтом  (рис. 2) проходит при температуре асфальта между 140-180 °C. Воздействию битумных паров и газов подвержены водитель дорожного асфальтаукладчика, рабочие и, меньшей степени, водитель катка. Оператор дорожного асфальтаукладчика постоянно остается выше горячего асфальта, а рабочие в непосредственной близости к положенному асфальту. Оба, в той или иной степени,  подвержены воздействию паров и газов в зависимости от направления ветра. Водитель катка обычно работает с более охлажденным асфальтом и поэтому воздействие паров и газов – очень низкое.

6. Работы с асфальтовой мастикой.

Работы выполняемые с использованием асфальтовой мастикой имеют самый высокий уровень эмиссии по сравнению с другими видами работ. Асфальтовую мастику кладут вручную (см. рис 3). Температура асфальтовой мастики очень высока, приблизительно 250°C, по причине этого, ее транспортируют на производственный участок в твердом виде. Транспортировка производится грузовыми машинами, в холмах или ковшах, при наложении асфальтовой мастики  вручную. Можно заметить, что на рабочие участвующие в транспортировке,  выравнивании и смешивании мастики подвергаются воздействию паров и газов больше всего. Как и ожидалось, внутренние битумные концентрации существенно выше, чем наружная эмиссия. Транспортирование в ковше показывает более низкую концентрацию паров и газов, чем концентрации полученные при транспортировке в холме. Это происходит, вероятно, из-за меньшей площади поверхности ковша по сравнению с холмами. пескоразбрасыватель  работает в той же самой области, что и ровняльщик и поэтому полученные концентрации почти те же самые.

Рис 3: Ручная работа с асфальтовой мастикой:

При механическом наложение асфальтовой мастики  рабочие больше всего подвергаются эмиссии, особенно это относится к человеку работающему на смесителе, более  50 мг/м3. Он остается между грузовиком, который сваливает горячий асфальт на землю, и рабочим, который раскидывает асфальт. Этот рабочий получает приблизительно половину от указанной выше, концентрации. Люди работающие с краю от укладываемого асфальта или на машине для разбрасывания песка в меньшей степени подвержены эмиссии асфальта. Важно, что внутреннее, механическое наложение асфальтовой мастики   весьма редко и этот метод используется, к примеру,  в больших залах.

7.Работы с наполнителями

Эти виды работ используют малое количество горячего асфальта для соединения дорожного покрытия. Поэтому, персонал следящий за процессом разогрева асфальта в котле и добавления горячего наполнителя выявляет низкую концентрацию паров и газов.

Отдельно было исследовано два вида работ связанных с кровлей :

8. Разогрев защитного покрытия.

Для работы используются битумные листы (рубероид), которые  разогреваются газовой горелкой до тех пор, пока они не дойдут до жидкого состояния. В это время битумные листы медленно развертывают (рис. 4). Концентрация паров и газов ниже 10 мг/м3 и зависит от качества вентиляции на производственных участках . Например уровень воздействия при работе в низкосидящим положении, сбоку или на краю - выше, чем в стоячем положении при таком виде работы.

9. Заливка горячего битума

Для нанесения защитного покрытия или изоляции на асфальт, горячий битум используют как “пластырь”. Битум нагревают  приблизительно до 200-260°C  в варочном котле на производственном участке и переносят ковшами до места работ. Для этой работы температура асфальта должна быть как можно ниже, чтобы уменьшить концентрацию паров и газов асфальта.  Экологические условия так же оказывают влияние на эмиссию газов.

Кроме работ с асфальтовой мастикой, все остальные виды имеют концентрацию паров и газов меньше 10 мг/м3. Высокие уровни эмиссии при производстве асфальта найдены на заводах в местах, где рабочие остаются лишь на короткий период времени. При мощении дороги асфальтом максимальная температура приблизительно ровна 180°C - самый высокий уровень воздействия (95-%-случаев) - приблизительно равен 10 мг/м3. Но для асфальтирования мастики-с температурой наложения приблизительно 250°C - уровень воздействия больше чем 50 мг/м3. Полученные данные об концентрациях паров и газов на различных типах работ отображено в графике №1.

График 1: Результаты всех измерений концентрации паров и газов асфальта для различных отраслей производства: ПС производство битума, ПЗП производство защитного покрытия асфальта, АЗТ производство  автомобильной звукоизоляции, ПАТИ  производство асфальта, его транспортировка, и использование: УА укатанным асфальтом, MMA механическая асфальтовая мастика, РАМ ручная работа с асфальтовой мастикой ОН объединенные наполнители, РК работа с кровлей.

Форум составил спецификации  “Об уровне воздействия газов и паров” (www.gisbau.de/bitumen.php), которые касаются видов работ связанных с воздействием паров и газов  на рабочих. Издавая эти спецификации, компании имеют возможность определить концентрации паров и газов без выполнения свои собственных измерений (Riihl и другие. 2002). Так же в этих спецификациях дана дополнительная информация касающуюся   дополнительных элементов безопасности  (например, температурные ограничения, детали к вентиляции машин и т.д.). В этих спецификациях, наибольший уровень воздействия определен 95% по данным измерений.

Температура асфальта (или температура при производстве) имеет большое влияние на уровень эмиссии. Важно, что температура асфальта, во  время работы на строительных участках изменяется на несколько градусов. Дополнительно вывели температурные пределы чтобы выделить распределение паров и газов в зависимости от температуры.

График № 2 показывает распределение паров и газов в трех температурных классах. График показывает изменение  уровня эмиссии при различных температурах. График из данных N во втором классе в температурной области 200-230°C – 99% случаев показывает уровень эмиссии в четыре раза меньше, чем в других классах. Эта температурная зона весьма необычна; начинается с производства битумных изделий, которая происходит при низких температурах, и заканчивается работой с асфальтовой мастикой.

При создании более детальной классификации особенно для температурного диапазона ниже 200°C  возникают проблемы. Например, выявлен высокая концентрация паров и газов асфальта при смешивании на заводе. Хотя этого не должно происходить.

График 2; Кол-во паров и газов в различных температурных классах.

3 Соотношение паров и газов

На уровень эмиссии по большой части  влияет рабочая температура асфальта. В этом контексте важным является, изменение пропорции пара к газу с увеличением  температуры (см. График 3 и 4).На этих графиках видно, что низкий уровень концентрации газов для работ на асфальтоукрадчике и в грузовых машинах во многих случаях - ниже предела обнаружения (в этих случаях, определенная концентрация паров и газов равна половине предела обнаружения).

При просмотре всей данных исследований, виды работ разместили в соответствии с изменением пропорции пара к газу. График 4 показывает распределение этого фактора для различных температурных классов. С увеличением температуры, концентрация газа, становятся все более важным. Очевидно, что в температурных диапазонах, 170-200°C, 200-230°C и 230-260°C приблизительно в 15 %, 65 % и 80 % случаев суммарная часть газов превышает суммарную часть паров. При температурах ниже 170°C этого не происходит. Этот график не отображает виды работ, где концентрации “ниже  обнаруженного предела”. Данные часто, искажаются отдельными включениями в состав асфальта(таким как растительному или минеральному маслу, которые увеличивают концентрации пара). Эти добавки  были включены при смотрении уровня воздействия паров и газов на рабочем месте.

График 3: Сравнение концентраций паров с концентрациям газов горячего асфальта.

1.Работа с асфальтом при дорожном мощении. 2. Работа с горячим асфальтом 3.Механическая работа с асфальтовой мастикой. Диаграмма показывает только концентрации до 20 мг/м3 в рабочем температурном диапазоне.

График 4: Распределение концентраций газов в различных температурных классах

Посредствам графика №5 условно сопоставляются американский предел допустимой концентрации с немецким пределом допустимой концентрации. Немецкий пороговый предел паров и газов не различает температуру при работе с асфальтом, американский это делает. В температурах ниже 180°C, только малая часть эмиссии асфальта была бы зарегистрирована при применении аналитических методов, обычно используемых. При этих температурах выделения - прежде всего пары асфальта.

График 5: Измерения, сравнивающие уровень эмиссии при производстве асфальта в США (бензол, растворимая часть аэрозолей) и Германии(пары и аэрозоли); при температуре 160°C. К сожалению, уровень эмиссии  согласно Немецкого метода на рабочих местах необычно низок, не превышает 1 мг/м3. (Shell 1999)

4 Полициклические ароматические углеводороды

Споры о возможных опасностях от паров и газов, испускаемых при работе с горячим асфальтом часто концентрировался на наличие малых количеств полициклических ароматических углеводородов.  Поэтому были измерены концентрации этих веществ.

Результаты измерений, определили главные элементы эмиссии асфальта. Выявлено значительное различие в содержании полициклических ароматических углеводородов и бенз(а)пурена в асфальте и в смоле. Однако в асфальте содержание бенз(а)пурена  - приблизительно 2 мг/кг, и в смолах  - приблизительно 5 г/кг, то есть полициклических ароматических углеводородов больше  в смолах приблизительно в 2500 раз (Rnecht и другие. 2005). Очевидно, что для асфальта их концентрация значительно ниже предела на 100 мг/кг обозначенного European Regulation (RL 67/548/EWG).

Кроме того, для здоровья и безопасности рабочего, содержание полициклических ароматических углеводородов  или бенз(а)пурена в асфальте  не менее важно, чем количество эмиссии BAP при работе с материалом. Раньше при производстве асфальта использовали смолу при этом концентрация бенз(а)пурена доходила  до 50 мг/м3 [HVBG 1999].

При использовании очень чувствительных приборов концентрации бенз(а)пурена определяются  до  0.1 мг/м3. При работе с асфальтовой мастикой измеренная концентрация бенз(а)пурена не превышала получили 0.51 мг/м3.

Даже при размалывании битумных материалов, концентрации  бенз(а)пурена в пыли заметно ниже, чем определенные замерами концентрации веществ, содержащихся в смоле. Для размалывания асфальтовой мастики используют дизельные транспортные средства, концентрация в них BAP - 0.099 мг/м3. С другой стороны, концентрации полученные при ручном удалении паркета на основе смолы в lOO мг/м3 бенз(а)пурена. (Ruhl2002).

Мониторинг воздуха в контексте с "Humanstudy Bitumen" (Raulf-Heimsoth и другие. 2005) показал низкую концентрацию полициклических ароматических углеводородов  (например для нафталин 0.323 - 1.03 мг/м3 фенатрен 0.123 - 0.401 мг/м3, пирен 0.028 - 0.145 мг/м3, бенз(а)пурен 0.008 - 0.078 мг/м3) (Knecht 2005).

При текущих использованиях битумных материалов, выделяющиеся концентрации полициклических ароматических углеводородов несколько ниже, чем концентрации полициклических ароматических углеводородов у более ранних использованных смол.

5 ОБСУЖДЕНИЯ

Наиболее часто задаваемый вопрос относительно работы с горячим асфальтом: ”опасна ли эта работа или нет?”. Помимо опасностей из-за больших температур на этот вопрос сегодня нельзя ответить. Есть  недостатки токсикологии, которая не может вычислить максимальный предел концентрации паров и газа не вредный для человека. 'Может ли эмиссия асфальта приводить к  раку? '. Токсикологические исследования все еще ведутся. Возможно однажды, с результатами этих исследований, полученные данные помогут ответить на заданный вопрос.

За исключением работы с асфальтовой мастикой , все использования битума показывают более или менее одинаковый уровень эмиссии. Некоторые виды работы с кровлей или с мощением  асфальта показывают эмиссию до 10 мг/м3 паров и газов, но в большинстве случаев не превышает - 5 мг/м3.

Ситуация для асфальтовой мастики полностью отлична. Для механической, так же, как для ручной работы, уровень эмиссии - высокий. Уровень 5 мг/м3 превышен в более, чем половине случаев механического использования и почти в 70 % при ручном использовании. Для отдельных видов работ подобно работ: со смесителем,  транспортировка в холме, сглаживание, укладка асфальта в закрытом помещении - почти 50 % из всех сделанных измерений  эмиссия превышает 10 мг/м3.

Чтобы уменьшать высокую эмиссию мастики, используют низкотемпературную мастику, которую делают при более низкой температуре. Результаты измерений эмиссии для данного асфальта до сих пор внушают оптимизм. Детали по поводу этого исследования будут изданы позже.

6 перспективы

До сих пор определение концентраций паров и газов асфальтов в Германии было одной из главных тем Форума. Для будущего, было бы желательно провести сравнения показателей, полученных немецким методом и показателей полученных методами, используемыми в других странах. Работы в этой области уже начались, и результаты помогут нам лучше понять о воздействие паров и газов на человека. Самой важной частью работы Форума будет содействие в агитации использования низко температурного асфальта. (Musanke и другие. 2006).

Используемая литература:

1. BGIA - Berufsgenossenschafthches Institut filr Arbeitsschutz, Measurement of Hazardous Substances - BIA-

Working folder / Determination of Exposure to Chemical and Biological Agents, Erich Schmidt Verlag, 1997

2. Burstyn I, Randem B, Lien J E, Langard S, Kromhout H. (2002) Bitumen, polycyclic aromatic hydrocarbons

and vehicle exhaust: Exposure levels and controls among Norwegian asphalt workers. Ann Occup Hyg; 45:79-

87.

3. Ekstrom L G, Kriech A, Bowen C, Johnson S, Breuer D. (2001) International studies to compare methods for

personal sampling of bitumen vapours. J. Environ. Monit; 3: 439-445.

4. HVBG: BK Report BaP-Jahre. Hauptverband der gewerblichen Berufsgenossenschaften, St. Augustin, 1999

(BaP year-report. Federation of the Industrial Trade Associations)

5. Kenny L.C., Aitken R., Chalmers C., Fabrics J.F., Gonzales-Femandez E., Kromhout H., Liden G., Mark D.,

Riediger G. and Prodi V.: A collaborative European study of personal inhalable aerosol sampler performance.

Ann Occup Hyg, 1997,41(2), 135

6. Knecht, U.: personal communication 2005

7. Knecht, U.; Stahl, S.; and Woitowitz, H.-J.: Commercially available bitumens: PAH-total content and effect of

temperature on emissions under standardized conditions. Annals of Occupational Hygiene, submitted, 2005

8. Musaake, U., Ruhl, R., Radenberg, M. and Barthel, W.: Low-Temperature Asphalt - Exposure Data from the

German BITUMEN Forum. In Preparation (2006)

9. NIOSH (National Institute of Health and Human Services), Hazard Review. Health Effects of Occupational

Exposure to Asphalt. DHHS (NIOSH) Publication No. 2001-110, U.S. Department of Health and Human

Services, 2000

10. Piringer R, AUVA, personal communication 2005

11. Raulf-Heimsoth M. Pesch, B, Schott K ,Kappler M, Zoubek G, Preuss R, Marczynski B, Angerer J, Rihs HP,

Hahn JW, Merget R, Bruning T: Irritative effects of fames and aerosols of bitumen on the airways -results of a

cross-shift study. Am J Resp Crit Care Medicine submitted 2005

12. RL 67/548/EWG zur Angleichung der Rechts- und Verwaltungsvorschriften filr die Einstufang, Verpackung

und Kennzeichnung gefahrlicher Stoffe, Anhang I; http://www.baua.de/prax/index.php

13. RQhl, R.: Own measurements on construction sites (2002)

14. Ruhl, R.; Lechtenberg-Auffarth, E. and Hamm, G.: The Development of Process-specific Risk Assessment and

Control in Germany. Ann. Occup. Hyg., Vol. 46 (2002) 119 - 125

15. Shell: Mastic asphalt with mexphalts HVS. Deutsche Shell AG, 6/1999, Hamburg

Электронные материалы:

1. http://www.omsknews.ru/print.php3?id=29838

2.http://www.culture.omsk.ru/www/omsk.nsf/8c07082e2f72c24dc6256f820040bcfe/970448f430a2cd57c6256ffe00441b03!OpenDocument

3.http://www.culture.omsk.ru/www/omsk.nsf/8c07082e2f72c24dc6256f820040bcfe/795b8d3801233426c6256ff1000a43c0!OpenDocument

4.http://www.asdg.ru/news/2006/2/8123523.php

5.http://www.e-gorod.ru/news/news.aspx?id=3247

6.http://www.omsknews.ru/print.php3?id=29838