Эмоциональная связь матери и младенца

ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ФУНКЦИЯ.

  1. Удовлетворять основные физиологические и инстинктивные потребности ребенка
  2. Защищать дитя не только от внешних опасностей, но и от вредных возбуждений среды. Роль «предохранителя от возбуждений» мать выполняет, пока психика малыша не научиться самостоятельному защитному функционированию.
  3. Учитывать свойственные ребенку ритмы и следовать им.
  4. Улавливать и интерпретировать «компетентные» поступки, реагировать на них прикосновениями, голосом, жестами, на которые в свою очередь, ответит ребенок,- так налаживается и поддерживается цепочка взаимодействий.
  5. Обеспечивать связь между поступками, эмоциями и соматическими отправлениями.

ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.

Привязанность- это слово, которым означают прочные эмоциональные связи между ребенком и одним или несколькими взрослыми. Эти узы устанавливаются с возраста 6 месяцев как следствие врожденного поведения ребенка (плач, смех) на окружение взрослых.

Последнее развитие детской психиатрии происходило под влиянием Rene Spitz им было опубликовано в 1945г исследование под названием «Госпитализм». Spitz в своем сравнительном исследовании описывает две группы детей, находившихся в «яслях» при тюрьмах, в которых содержатся матери этих детей, и в детском доме.

У детей, которые находились в детском доме 6 недель отмечались признаки выраженного госпитализма, в то время как у детей, находившихся в «яслях», никаких симптомов не отмечалось. Причина, по Spitz, в том, что «мать дает ребенку все, что хорошая мать обычно дает, и даже более того». Дети, проживающие в детдомах, обходились без этого. Наиболее значительным положительным эффектом публикации Spitz было значительное улучшение ситуации с детскими домами, больницами и детскими учреждениями. Никто не отрицал, что условия в этих учреждениях были ужасными. Но в то же время нельзя, исходя из этих экстремальных условий, делать вывод, что любая краткая или длительная разлука с ребенком имеет одинаковые последствия, и было бы неправильно приводить результаты Spitz в качестве доказательства травмирующего эффекта любой разлуки.

Идеи Bowlby внесли значительный вклад в формирование мифа. Особый интерес представляет исходный пункт Bowlby: он прибавляет к двум основополагающим инстинктам Фрейда (либидо и агрессия), третий- привязанность. Привязанность определяется как « поведенческий комплекс», служащий целям привязывания к фигуре матери или другим взрослым из окружения ребенка, пользующимся его доверием. Этот поведенческий комплекс остается активным и в последующей жизни индивидуума- при формировании взаимоотношений с людьми. Такое объяснение представляется более вероятным, чем мысль Фрейда о том, что эмоциональная связь с матерью- это вытесненная форма сексуальной связи. Если этот контакт эротизируется или сексуализируется, тогда мы рассматриваем его как аномальный.

Фрейд предполагает, что ребенок привязывается к своей матери через условно- рефлекторный процесс, в частности, потому, что она обеспечивает ему питание и уход. Это относится к теории «оральной фазы». Эта теория не выдерживает критики. Привязанность, по Bowlby, нельзя сводить к половому инстинкту « или агрессивному инстинкту»- это самостоятельная биологическая сила. Bowlby провел исследование судеб детей, разлученных со своей семьей на своей родине.

3

В 1951г. был опубликован его отчет под заголовком « Материнская забота и психическое здоровье». Bowlby отмечал, что «длительное отсутствие материнской заботы имеет выражение и далеко идущие последствия для характера и соответственно всей будущей жизни». Материалом данного исследования были дети в возрасте от 5 до 10 лет.

«Материнская любовь в младенческом и детском возрасте так же важна для психического здоровья, как витамины и белки для физического здоровья», - это одна из посылок из того же отчета. Печальное последствие этого- то, что родители в любом случае отвечают за судьбу своего ребенка. Как следствие, создается « приторный» образ идеальных родителей, который пропагандировался во всем мире. «Сомнительная любовь»- назвал это явление Van den Berq; Green характеризует его как «личностную абсорбцию»- когда ребенок является узником, находящимся в постоянной амбивалентной зависимости от оков взрослых, и каждый момент спокойного пребывания ребенка в одиночестве- это и «брошенность», и «недостаток любви».

РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможна лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности. Родившийся ребенок почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады- мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и матерью. Сформировавшаяся связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которого у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка с которыми он уже рождается. Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакты с тем, чье лицо он воспринимает.

Лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком.

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляются положительная реакция на человеческий голос.

Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так и для развития привязанности к ней. Уже на 3-6 дни жизни ребенок отличает мать по запаху. Успокаивающее действие материнского запаха используется для лечения у ребенка расстройство сна. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают. Начиная с 10-дневного возраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным, и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.

Забравшись на руки к матери, ребенок стремиться исследовать ее лицо и другие части тела.

4

Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти на встречу. Со своей стороны, мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Однако сильная привязанность может возникнуть, лишь если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой, способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными (мать и ребенок). Дети, которых мать быстро успокаивает, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и в значительной мере уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во- первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во- вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:

- мать, как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласки, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;

- мать, как источник удовлетворения потребностей ребенка ( в пище, желаемых предметах);

- мать, как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая их вредное воздействие.

В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В действительности, в отцовстве и материнстве больше сходства, чем различий, ибо они- продукт обмена чувствами с их собственными родителями обоего пола. Доказано, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующиеся не в диаде «мать- ребенок», а в триаде «отец- мать- ребенок», способствует тому, что младенец доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. В начальный период адаптации не только мать, но и отец должны знакомиться со степенью готовности ребенка к жизни, воздействовать на него с тем, чтобы установить с ним обратную связь. Исследование детей раннего возраста в присутствии матери или отца и без них обнаружило одинаково стимулирующее влияние обоих родителей. Понятно, что фигура отца, как и матери, облегчает ребенку переживания трудной ситуации. Отец так же оказывает влияние на ребенка не только прямо, но и через мать и посредством семейного климата, одним из создателей которого он является. Некоторые психологи идут дальше, утверждая, что не только родители воспитывают детей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и направление происходящих в ребенке процессов созревания. Они полагают, что близкие родственники, составляющие расширенную семью (дедушки, бабушки, сестры, кузены и т.д.) в этом принимают участие, так же, как это делает и все общество в целом. Социальные стимулы, получаемые ребенком от окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивные проявления.

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать- дитя зависимость младенца от матери.

5

Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать, и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери- импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» по средством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи»). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление( импринтинг), происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца – травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, - источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. Формировании материнского чувства критический период- 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на руках матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное влечение- любовь. Если все- таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать не чувствительной к потребностям малыша.

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желание. Этологи видят усилие матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды.

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:

  1. здоровые отношения между матерью и ребенком;
  2. качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
  3. положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
  4. реципрокность и синхрония отношений мать- дитя как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
  5. несменяемость первичного воспитания младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
  6. снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:

- ищет и поддерживает глазной контакт;

- произносит слова с особенными интонациями;

- прикасается к ребенку, ласкает его;

- часто держит на руках, располагает соответственно формам своего тела, прижимает к себе;

- испытывает положительные чувства.

6

Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:

- возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;

- поворачивается, настораживается, пытается подражать тону материнского голоса или сам производит звуки для матери;

- настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;

- принимает форму материнского тела, кажется расслабленным- хорошо приноравливается;

- испытывает положительные чувства (живость, спокойствие), может успокоится если плачет.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:

- избегает глазного контакта или он «плавающий»;

- редко обращается прямо к ребенку, не использует особых интонаций;

- избегает прикосновений и ласк;

- редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенка в дали от себя, само тело матери не гибкое;

- испытывает негативные чувства ( невыраженные явно или гневные).

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:

- избегает глазного контакта или он только мимолетен;

- отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию;

- отворачивается, не реагирует, плачет;

- не гибкий, не податлив, беспокоен, плохо приноравливается;

- испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливость или беспокойство), если плачет, не может успокоиться.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью (юный возраст матери). В половине случает зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, ребенок нежеланным, не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что так же затрудняет благополучное развитие детей. Нелюбимый или нежелательный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усвояемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из- за того, что ребенка не прикладывают к груди. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтуют с мужьями, 35% недовольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества.

7

У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного развития и способностям адаптации к социальному окружению. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26-40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхом, высокой тревожностью. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Психосоматические расстройства у младенцев встречаются достаточно часто, так как индивид в этом возрасте реагирует на трудные обстоятельства почти исключительно органами и системами тела. В этом периоде жизни полностью еще не сформировались механизмы личности, способные ответить на стресс психопатологическими симптомами. Проявления психосоматических расстройств у детей раннего возраста разнообразны. Часть этих расстройств представляют моносимптомные нарушения ( младенческая колика, метеоризм, регургитация, срыгивание, аэрофагия). Другие более сложные по своей клинической картине (анорексия, синдром нарушения развития неорганического генеза, сепарационная тревога), так как представляют собой уже совокупность симптомов. К соматическим расстройствам стрессорного происхождения относят также приступы нарушения дыхания, актацию ( ритмичное раскачивание тела или головы), спастический плач, нарушение сна, раннюю бронхиальную астму, «внезапную смерть младенца».

Младенческая колика. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка могут внезапно появляться приступы с сильными криками, явно связанные с физической болью и переживаниями дистресса. Как правило, эти приступы возникают во второй половине дня без очевидной причины и продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Они наблюдаются как при грудном, так и при искусственном вскармливании. Колики проявляются продолжительным громким криком, плачем, покраснением лица, двигательным беспокойством, во время которого ребенок то сильно прижимает нижние конечности к животу, то энергично разбрасывает их, мышцы всего тела напрягаются, закрываются глаза, кожа лба наморщивается, отмечается срыгивание, вздутие живота.

Аэрофагия. При этом расстройстве у жадно сосущих детей происходит заглатывание воздуха. Воздух может проходите в желудок или оставаться в пищеводе и вызывать ощущение давления. Иногда воздух вырывается изо рта с громким звуком (отрыжка) или проходит через кишечник и выходит из прямой кишки. В отличие от обычно поглощаемого небольшого количества воздуха в процессе еды, при аэрофагии воздух заглатывается безотносительно к приему пищи или жидкости. Поступление больших количеств воздуха может привести к растяжению желудка, что нередко осложняется нарушениями ритма дыхания, сильными болями и рвотой.

Срыгивание. Извержение небольших количеств пищи, поступившей во время кормления, называется срыгиванием. Наиболее часто оно наблюдается в возрасте 4- 18 месяцев в связи с чрезмерным расширением желудка из-за попадания воздуха в процессе жадного заглатывания пищи, быстрого сосания.

8

Регургитация (жвачка, мерицизм). При этом расстройстве переваренная пища несколько раз отрыгивается, а затем многократно жуется. При нормальном жевании, отличающимся от мерицизма, пища уходит изо рта ребенка легко, без предварительных усилий. В то же время при жвачке отрыгивание, пережевывание и повторное проглатывание пищи происходит без тошноты и чаще всего как приятный для ребенка процесс. Это видно из того, что ребенок это делает охотно. Нередко ребенок для того чтобы изрыгнуть пищу, глубоко засовывает палец в глотку. Это может привести к значительной потери массы тела и даже к смерти. Это относительно редкое явление и наблюдается почти исключительно в течение первых двух лет жизни.

Потеря младенцами массы тела. Недостаток прибавки массы тела- состояние, при котором масса тела младенца резко уменьшается без проявлений заболевания. Наиболее часто это расстройство начинается в 3- 12 месяцев. Отставание прибавки массы тела по мере роста малыша сочетается с многими признаками недостаточной эмоциональной и / или сенсорной депривации, а также истощения при достаточном поступлении пищи. Это явление связывают с пренебрежением ребенком и недостаточной заботой о нем. Чаще отмечают не столько отвержение ребенка, сколько нарушение взаимоотношений между ним и его матерью. Иногда постоянное притеснение и побои малыша приводят к останове его физического развития. Это случается тогда, когда родители пытаются разрешить свои житейские трудности, связанные с алкоголизмом, эмоциональными расстройствами или с бедностью, вымещая свое недовольство судьбой на ребенке. Другим примером может быть длительно не восполняющаяся после родов большая потеря массы тела новорожденным у матери, которая переживает не складывающиеся отношения с отцом ребенка, бытовую неустроенность. Никакими медицинскими средствами не удается увеличить массу тела у младенцев. При улучшении состояния матери ребенок неуклонно набирает соответствующую его возрасту массу тела.

Младенческая нервная анорексия. Отсутствие аппетита встречается у 76,1% младенцев с нарушениями пищевого поведения психосоматического происхождения. Частые беспорядочные кормления, однообразная пища, принуждение к кормлению могут вызвать у ребенка снижение и даже утрату влечения к пище или ее отвержение. Нарушение аппетита нередко возникают у младенцев с невропатическими проявлениями: чрезмерно подвижных, с нарушениями ритма сна и бодрствования, раздражительных и плаксивых. Встречается как активные, так и пассивные формы анорексии. При активном отказе ребенок отворачивает голову в сторону от груди или от бутылочки с молоком, не открывает рот, не сосет, не глотает. Новая пища принимается с недоверием или даже протестом. При этом он часто плохо жует, требует, чтобы всегда кормил один и тот же человек и в неизменных условиях. Пассивный отказ проявляется отвращением к той еде, которую ему предлагают, требованием необычной для своего возраста пищи.

Выделяют несколько форм нарушения пищевого поведения:

- дистимический вариант анорексии с раздражительностью, плаксивостью, немотивированным беспокойством, возникающими во время еды;

- регургитационный вариант с немотивированным срыгивание во время кормления или сразу после него, значительным объемом пищи, отсутствие вторичного заглатывания и пережевывания;

- смешанные варианты младенческой нервной анорексии с большой выраженностью нарушений питания.

Поедание несъедобного (извращение аппетита, симптом pica) характеризуется:

- повторяющимся поеданием несъедобных предметом (как минимум 1 раз в месяц);

- отсутствие психических расстройств, которые могли бы вызвать это нарушение пищевого поведения (детский аутизм, шизофрения, умственная отсталость).

Младенцы тянут в рот ворс с одежды, волосы.

9

Более старшие дети употребляют в пищу несъедобные вещества: фекалии животных, окурки, насекомых, песок, краску, землю, бумагу и т.д. Большинство детей без расстройств пищевого поведения тянут в рот многие несъедобные предметы, но почти никогда не глотают их или делают это редко. Чаще всего эти дети, лишенные достаточного ухода, отстающие в развитии, слабовидящие, то есть те, кто не способен разобраться, что можно есть. Как правило, этот симптом безвреден, но иногда он приводит к серьезным последствиям. Поглощение краски приводит к отравлению, а свалявшихся мотков шерсти- к кишечной непроходимости. Поглощение фекалий может стать причиной токсоплазмоза. Извращение аппетита встречается, как правило, у отвергаемых родителями детей, воспитывающимися без соответствующего присмотра в дисгармоничных семьях, они часто худы, бледны и страдают желудочно-кишечными расстройствами. Симптом pica часто наблюдается у тяжело умственно отсталых детей и продолжается в течение дальнейшей жизни. Сохранение этого симптома у детей с нормальным психическим развитием после 4 лет- свидетельство глубоких поведенческих нарушений или даже тяжелого заболевания.

Тучность. Существует точка зрения, что тучные дети не способны переживать чувство удовлетворения от еды. Они лишены жадного стремления к пище, но принуждают себя есть почти насильственно, чтобы достичь чувства уверенности, прочности и устойчивости. Для тучных это означает наполнить себя, а постоянное поглощение пищи имеет подсознательный смысл защиты от саморазрушения. Основная фантазия ребенка- необходимость поддержать себя. Защитные механизмы, приводящие ребенка к ожирению, являются имитирующими, скрывающими стремление к всемогуществу. Для младенца, который позже станет тучным, отделение его от матери при отлучении от груди означает потерю части себя. Сохранение же связи с матерью позволяет не утратить ни одной части своего «Я» и таким образом предотвратить повреждение. Переедание- это попытка ребенка воссоздать непрочную или разрушающуюся связь со значимой фигурой. Получается так, что имитирующая фантазия не строит «Я», а только помогает ребенку выжить, но затем, если идентичность «Я» достигается, она легко может быть расстроена, так как «Я» в этом возрасте еще очень хрупкое. Эти пациенты нуждаются в нахождении заместителей «Я», которые могут иногда включать механизмы художественного творчества.

Запор. При запоре кал долго остается в кишечнике и выходит в виде плотных, иногда твердых и засохших комков. Запор встречается примерно у 7 %детей и несколько чаще у девочек, чем у мальчиков. Задержка стула приводит к тому, что малыш во время дефекации сильно напрягается и часто испытывает боль. Иногда отмечается дискомфорт, беспокойство или апатия, ощущение озноба и головная боль. Почти в 40% случаев матери датируют начало запора у ребенка в младенчестве или в раннем дошкольном возрасте.

Энкопрез. Непроизвольное выделение кала может появиться у детей в возрасте, когда контроль за работой анального сфинктера уже должен был сформироваться. К возрасту 4 лет энкопрез должен быть постоянным или появляться как элемент регрессии, то есть поведения, соответствующего более младшему возрасту и проявляющегося при тяжелых заболеваниях. В 25% случаев в основе недержания кала лежат психогенные факторы. Энкопрез обычно связывают с недостатком родительской любви, отрывом от матери, с доминирующей придирающейся матерью и сверх требовательными родителями. У некоторых детей, впервые помещенных в стационар, детский сад, детский дом может развиться недержание кала, однако оно обычно прекращается после привыканию ребенка к новому окружению.

Сепарационная тревога. Проявляется постоянным беспокойством ребенка по поводу «возможного» отделения его от матери или другого лица, к которому он наиболее сильно привязан. Сепарационная тревога выражается в страхе исчезновения этого человека, боязни быть потерянным или похищенным.

10

Возникают вспышки раздражения с плачем, требованиями не покидать его, не оставлять одного дома. Всегда есть симптомы соматических расстройств: нарушается сон, появляются головные боли, тошнота, рвота, нарушается аппетит, отмечается потеря массы тела.

Синдром депривационной предречевой ретардации. Нарушения взаимоотношений в системе «мать- дитя», полная депривация могут привести к недифферинцированному крику- плачу, отставанию в развитии модулированных вокализаций (гукания, гуления, двуслогового лепета), снижению или отсутствию звуко- или слогоимитации. Также имеются проявления аналитической депрессии: отсутствие положительных эмоций, зрительного и слухового сосредоточения, двигательная заторможенность, регресс поведенческих навыков, патологически привычные действия.

Невропатия. Этот синдром- недостаточность вегетативной регуляции конституционального или рано приобретенного смешанного происхождения. В последнем случае в патогенезе невропатии большую роль играет эмоциональное напряжение ребенка, вызванное нарушениями взаимоотношениями в диаде «мать- дитя» или в семье в целом. К их числу можно отнести неадекватные условия режима, вскармливания и ухода, искажение материнского отношения. Невропатия составляет 10,1% от общего числа психических расстройств в младенчестве. Патологическое соматовегетативное реагирование наблюдается чаще и может встречаться еще до 6-7 мес. В дальнейшем формируются расстройства эмоционально- волевых реакций, нарушения внимания, психомоторики, расстройства коммуникативных функций. К 1,5 годам синдром невропатии приобретает отчетливые клинические черты. Симптоматика невропатии складывается из расстройств сна: изменений его продолжительности, глубины, нарушений засыпания и пробуждения, инверсии сна и бодрствования, двигательных феноменов во сне (вздрагиваний, бруксизма, сосания пальцев), общей возбудимости, желудочно- кишечных расстройств, нарушение аппетита. Позже могут присоединится различные страхи, реакции пассивного протеста. Дети, страдающие невропатией, отличаются очень выраженной привязанностью к матери, затруднениями в общении с другими людьми, необычной заторможенностью в новой обстановке. Они плохо включаются в ситуацию, активность при контактах незначительна, отвечает тихо или вовсе отказывается от общения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседу с ними следует проводить в отсутствии сына или дочери. Самим родителям будет трудно сосредоточиться, их все время будет отвлекать состояние и поведение ребенка. Желательно начинать беседу с жалоб, предъявляемых родителями. Знание того, что их беспокоит, сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которые могли быть наиболее вероятными факторами, участвовавшими в возникновении определенных расстройств. В числе обсуждаемых тем должна быть семья ребенка: генетические, психологические характеристики, соматическое здоровье, возраст, профессиональные вредности отца и матери и много другое, что сможет прояснить особенности семейных взаимоотношений, а также модус воспитания ребенка. Следующая тема- течение беременности и все вредности, которые перенесла будущая мать в это время: психотравмирующие факторы, болезни, физические и химические воздействия, а также возможные осложнения вынашивание плода. Особого внимания заслуживают особенности течения родов и послеродовой периода. Личный анамнез ребенка, отражающий темп психосоматического развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состояния психического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений с отцом младенца.

11

Важно не только учесть возможные соматические расстройства и отклонения в развитии, но и отметить психологические трудности, возникавшие на коротком жизненном пути малыша (передача на воспитание другому лицу, частые разлуки с матерью, раннее помещение в детское учреждение, госпитализация, постоянные ссоры родителей, беспокойная домашняя обстановка). У проводящего обследование должно сложиться представление о темпераменте ребенка. Оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания позволит врачу и психологу понять поведение ребенка в конкретной обстановке семьи. Кроме того, знание темперамента ребенка необходимо для правильного прогноза его приспособления к социальной среде и для назначения необходимых мер психологической и социальной поддержки. Обследование самого ребенка должно проводится при соблюдении ряда условий: в оптимальное для него время, вместе с близкими ему людьми, в процессе взаимодействия с матерью (кормление, пеленание, общение, игра). Желательно пользоваться теми или иными стандартными формами обследования. Для полного представления о ребенке необходимо изучить его социальные возможности. Эмоциональное развитие, когнитивный уровень, сформированность речи, двигательную умелость, уровень физического развития, темперамент, характер привязанности к родителям. С этой целью используют:

  1. анамнестические сведения, полученные от родителей, других лиц, участвующих в воспитании ребенка.
  2. результаты наблюдений за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игры.
  3. итоги наблюдения за взаимоотношениями ребенка с врачом, психологом или педагогом в процессе выполнения тестовых или не тестовых заданий.
  4. оценка психомоторной зрелости ребенка по какой- либо методике.
  5. результаты наблюдений за реакцией ребенка на разлуку с родителями и их возвращения.
  6. история болезни (амбулаторная карта), карта новорожденного, заключения психолога, характеристика педагога.

Диагноз психосоматического расстройства ставят на основании результатов обследования семьи и ребенка. Самое существенное для выявления психосоматического расстройства- наличие жизненных трудностей в семье в целом, у матери, отца, самого ребенка или других членов семьи. Следует также учитывать многие другие факторы участвующие в возникновении (патогенезе) психосоматических расстройств- наследственную предрасположенность, функциональную или анатомическую слабость пострадавших органов или систем, особенности психики и нейродинамических сдвигов ребенка. Для систематики диагностированных психосоматических расстройств у детей раннего возраста можно пользоваться Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ- 10), а также Руководством по диагностике и статистике психических болезней Американской психиатрической ассоциации с разделом по детской психиатрии.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО.

Лечение психосоматических расстройств у детей является сложной задачей в связи с комплексным патогенезом.

12

Оно определяется этиологией, характером симптомов, особенностями психики ребенка, эмоциональным состоянием родителей и общей ситуацией в семье. Особенного внимание заслуживает тот факт, что младенец- часть диады: «мать- дитя», а потом лечебное вмешательство может быть прямым или косвенным- через мать.

Непосредственное терапевтическое воздействие:

  1. индивидуальное или групповое, когнитивное или сенсомоторное стимулирование.
  2. уход за ребенком.
  3. лечение соматических симптомов.
  4. воздействие на эмоциональное состояние ребенка.
  5. госпитализация или посещение дневных стационаров.
  6. помещение в детское учреждение.
  7. круглосуточное пребывание в детском учреждении
  8. воспитание вне семьи.

Косвенное (через родителей) терапевтическое воздействие:

  1. индивидуальное или групповое консультирование, обучение родителей.
  2. лечение родителей у психотерапевта или психиатра.

Терапевтическое воздействие на диаду: «мать- дитя»:

  1. терапия семьи.
  2. лечение диады по спец. программам.
  3. ролевое моделирование, моделирование с использованием обратной связи.
  4. организация лечения на дому.

Обследование, диагностику и лечение детей раннего возраста с психосоматическими расстройствами осуществляют совместно педиатр и детский психиатр, пользуясь поддержкой психолога и психотерапевта. При лечении детей с психосоматическими расстройствами желательно иметь ввиду несколько положений:

  1. симптомы этих расстройств не подвластны сознанию ребенка, они не являются ни плодом симуляции, ни игрой капризного ребенка. Возникающая боль и нарушения функций реальны.
  2. до начала терапевтического вмешательства необходимо объяснить родителям роль отрицательных эмоций в происхождении обнаруженных нарушений.
  3. как правило, дети нуждаются в психотерапии, которая должна проводится одновременно с медикаментозным и другим лечением.
  4. семье и ребенку следует помогать жить нормальной жизнью и защищаться от психотравмирующих ситуаций.
  5. приходится учитывать возможность связи психосоматических расстройств родителей с болезнью ребенка.

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимосвязь матери и ребенка играет огромное значение на психическое развитие младенца.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ФУНКЦИЯ 3

ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 3

РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ 4

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 8

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рефераты. Leetmaster