Эстетическое воспитание через детский фольклор

Кирилловская средняя общеобразовательная школа

Климовского района Брянской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

  ЧЕРЕЗ  ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

                           выполнила

                                                    ВНУКОВСКАЯ                                                     НАТАЛЬЯ                                                     НИКОЛАЕВНА,

                                             учитель музыки и

                                             изобразительного искусства

                                             Кирилловской средней

                   общеобразовательной школы

                                                   Климовского района

                             

2006 г.

План  методической разработки

1. Вступление. Обоснование актуальности и значимости темы.

2.  Использование фольклорных материалов на уроках

музыки.

3.  Использование фольклорных материалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.

4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. Использованная литература.

6. Приложение №1 Праздник «Русская коляда»

                             №2 Русские народные традиции «Святки»

                            №3 «Масленица»

№4 «Сватовство»

1. ВСТУПЛЕНИЕ

   Перемены, которые происходят в школе, радуют, обнадеживают. Введение новых предметов, просмотр прежних программ – требование времени.

    И как нужно все продумать, предусмотреть – ведь зерна «разумного вечного» взойдут через год! Избежать ошибок можно, лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.

    Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет тому назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания, если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами,  если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем или дарить ромашки,  если,  усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»…

     Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось – потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете.

      Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой, и которые определяются словами:

«Не с богатством жить, а с советом,

                            Не с хоромами – с человеком».

       Думаю, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит, вырос и настоящим человеком.

       Успехи в деле воспитания подрастающего поколения                                                                              

средствами фольклора есть, и немалые. Одних только фольклорных детских групп в Российской Федерации около 300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо всеобщее фольклорное образование.

    Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планом, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. История оставила не мало фактов свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые все больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки и изобразительного искусства как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. 

     Лобанова А.Е. в статье «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий», опубликованной в журнале «Музыка в школе №3» за 2005 год отмечает, что основной акцент становится на приобщении детей к произведениям музыкального искусстава: произведения «Золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «Золотого фонда» произведений композиторов, классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить акцент изучение музыкального фольклора, как русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

        Создание спектакля на основе песни является неизбежным, а соединение нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокально - и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму. В ходе проведения не традиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмам и его цветовыми сочетаниями, характера узора. Время, выделяемое на дополнительное включение и расширение фольклорного компонента определено, как резервное время учителя.

       Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности исполнительско-творческое и слушательское. Е.А.Лобанова говорит, что в народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие дыхания голосовой аппарат. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах таких как «Каравай», «Капустка», «На горе-то, калина». В различных хороводах или играх происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым их группы. Деятельная работа Е.А.Лобановой основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально чувственную сферу, художественно- образная, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей в т.ч. в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то, калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может исполняться характерными движениями, жестами, звучанием народных инструментов.

      Реальные условия для включения большого объема фольклорного материала в обучении младших школьников сложатся только в результате перехода на 2-х часовые занятия музыкой в неделю.

2. Использование фольклорных материалов на уроках

музыки.

  Я   полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня  также  имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и во внеклассной работе.

 Особого внимания требует музыкальное образование учеников начальной школы.

      Задачи, стоящие перед уроками музыки в начальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русский музыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряет душевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программе рекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическом комплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей с русскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает, что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народные песни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д.. Эти песни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно, формируют национальное самосознание.

      Уже с самого раннего возраста дети слышат сказки, пестушки, колыбельные песни:

                                Звезды спят за облаками,

                                В синем море спит тюлень.

                                Ты закрой, мой мальчик, глазки,

                                Завтра новый будет день.

Спи, мой мальчик, в колыбели

                                На перине пуховой.

                                Спать вороны улетели

                                           Спит зайчиха под сосной.

                            Или:

                              Ков-ков ножку, поедем в дорожку

                              А дорожка скользка, а ноженька гибка.

                              Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

                              Кто кашки не ест, кто молочка не пьет,

                              Того забодает.   

                      Или:

                                Сорока на припечку сидела,

                                Деткам кашку варила.

                                Этому дала, этому дала,

                                 Этому дала, этому

                                А ты мал, круп не драл.

                                Каши не варил, тебе не дадим.

                      Или:

                              Ай –люли! Ай-люли!

                              Весь в серебряной пыли,

                              Месяц пал на кавыли

                              Ай-люли! Да ай-люли!

                              А в тумане над лугами

                              Сбилось стадо в кучу,

                              А бычок бодает тучу

                              Красными рогами.

 

                       Или:

                               Барашеньки-крутороженьки

                               По лесам ходят, по полям бродят,

                               В дудочку играют,

                               Ваню спотешают.

                               Ваня, Ваня простота

                               Купил лошадь без хвоста,

                               Сел задом наперёд

                               И поехал в огород.

                               В огороде пусто, выросла капуста.

     

   В начальных классах у многих детей наблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качестве звучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношения могут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти, недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.

В зависимости от причины недостатка выбираются

 упражнения. Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от скованности, излишнего напряжения. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать упражнения с использованием слогов ба, ма, да. При этом частая повторяемость губных согласных ( б ) и ( п ) позволяет активизировать работу губ.

   Для преодоления вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слоги ле и ля. При этом внимание детей обращается на работу кончика языка, который активно взаимодействует с верхними зубами и твердым нёбом.

   Для развития дикции учеников применяю не только музыкальные упражнения, но и скороговорки.

Или:

От топота копыт, пыль по полю летит.

Или:

На дворе трава, на траве дрова.

Или:

Сыпь песочек, в желтенький горшочек.

Или:

Андрей-воробей

                                        Не гоняй голубей,

                                        Гоняй  галочек

                                        Из-под палочек.

                                        Не клюй песок,

                                        Не тупи носок.

                                        Пригодится носок

                                        Поклевать колосок.

     В 4-5 классах, изучая жанры народных песен, дети знакомятся с песнями своего села. Ученики получают задание:

спеть фрагменты народных песен различных жанров, которые пели их бабушки, прабабушки. Предварительное задание: собрать у своих земляков песенный материал; на уроке

организуется групповая работа по определению жанров подобранных песен, предлагается задание на сравнение:

Какие характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, солдатскую от трудовой, лирическую от хороводной? 

 Обрядовые:

1) калядки

Каляда, каляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко.

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Или:

Что в поле, в поле,

На вороном коне.

Сам Бог ездя, жито сея,

Пречистая мати, обедать нося,

Обед относя, Бога прося.

Зароди, Боже, жито, пшеницй.

Ни кукулёчка, ни василёчка

Для своей ласки кольца колбаски

С Новым годом, с Новым родом.

Чтоб здоровы были,

Много лет жили.

2)масляничные

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Запрягу я бугая, бугая

Куда люди- туда я, туда я

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Люди едут по горелочку, по горелочку,

А я следом по-маленечку, по-маленечку

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Зарезали свинку, свирку

Сало, ноги в скрынку, в скрынку.

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

А кто сыру не дае, не дае

Нихай тому погние, погние

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

3) пасхальные,

Пасхальная-хороводная

Что с под Киева, с под Чернигова

Вой ли, вой-лю-ли из под Чернигова.

Там текла речка быстрая

Вой ли, вой-лю-ли речка быстрая.

Речка быстрая, бережистая.

Вой ли, вой-лю-ли бережистая.

На той речке лежит кладочка

Вой ли, вой-лю-ли лежит кладочка.

По той кладочке брат с сестрою шли

Вой ли, вой-лю-ли брат с сестрою шли.

Сестра утонула,  речка молвила

Вой ли, вой-лю-ли, речка молвила.

Ты не пей, братец из речки воды.

Вой ли, вой-лю-ли, из речки воды.

Ты не ешь, братец, рыбы белыя.

Вой ли, вой-лю-ли, рыбы белыя.

Не рви, братец, желтых красочек.

Вой ли, вой-лю-ли, желтых красочек.

Не топчи братец шелковой травы.

Вой ли, вой-лю-ли, шелковой травы.

Из речки вода – это кровь моя.

Вой ли, вой-лю-ли, это кровь моя.

Рыба белая – то тело мое.

Вой ли, вой-лю-ли, - то тело мое.

Желты красочки – то краса моя.

Вой ли, вой-лю-ли, краса моя.

4) свадебные

Пойду замуж, хоть отведаю.

Добря будя, так я жить буду.

Плохо будя, так я назад приду.

Красуйтеся, мои девушки, перед матерью.

Как я матушки красовалася.

За юбочку, да и на уличку.

За платочек, да и на вечерочек.

Одними из самых первых песен древних славян были песни, связанные с их языческими верованиями. Славяне одухотворяли силы природы, верили в то, что магическими действиями и заклинаниями можно добиться лучшего урожая. От которого зависела жизнь. Поэтому наиболее древние песни связаны с культом земли и солнца. И до сих пор в детских припевках звучат призывы, с которыми славяне обращались к силам природы, как к живым существам: «Дождик, дождик пуще!», « Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!».

     Песни и обряды приурочивались к определенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных. Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносился элемент игры, но песне всегда принадлежала здесь ведущая роль.

3.  Использование фольклорных материалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.

Данный материал, связанный с обрядами села для проведения внеклассной работы в школе.

    Учебный год удобно разбить на периоды по праздникам:

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 6 на 7 января (по новому стилю), то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться, и происходил «поворот зимы на лето». Эта веселая ночь называлась у восточных славян – колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки.

Праздник, начинавшийся 6 января и длившийся до 19 января, назывался святками. Девушки пели подблюдные песни (у блюда с водой, куда каждая кидала свое колечко). Под звучащую музыку колечки одно за другим вынимались, и то, о чем пелось в этот момент в песне. Должно было сбыться в судьбе хозяйки кольца.

( см. Приложение № 1, 2).

В конце зимы был еще один праздник – проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели:

«Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. С той же целью в день весеннего равноденствия изготовляли фигурки птиц.

 ( см. Приложение № 3).

Одним из важнейших, а во многом и драматическим, был обряд, связанный со свадебной игрой. Он представлял развернутое театрализованное действо, сопровождавшееся разнообразными песнями, торжественными, драматическими и комедийными сценами, где главная роль отводилась девушке-невесте.

Свадебная игра подразделялась на две части. Первая, более продолжительная, разыгрывалась в доме невесты.

Она начиналась сватовством, рукобитьем (если обе стороны приходили к согласию на брак), смотринами невесты и девичником. На смотринах происходило знакомство невесты с женихом и его родителями, которое сопровождалось  самыми различными песнями – приветственными, шуточными, лирико-эпическими, как например, песня «Не было бы ветру»:

                                   

Не было бы ветру, вдруг навянуло,

Не ждали гостей, вдруг наехали.

Полон дом вороных коней.

Полны горницы молодых гостей.

Полны светлицы красных девушек.

    Лирической кульминацией свадебной игры был девичник - прощальный вечер, который проводила невеста вместе с подругами накануне свадьбы. Закрытая платком сидела она и причитала, прощаясь со своей «вольной волюшкой», а подруги невесты пели лирические и венчальные песни. В них обрисовывалась целомудренность и красота невесты ( «Лицом она и бела, и румяна»), рассказывалось о привольной жизни в родном доме.

Сама же невеста на девичнике должна была причитать. Невеста обращалась к отцу с матерью с мольбой не отдавать ее в «злы-чужие люди»,  потому что жизнь в доме мужа представлялась ей тяжелой, а жених «чуж-чужанином» или «злодеем».

В утро свадебного дня, одевая невесту к венцу, ее подружки в своих песнях продолжали тему горького прощания.

Но как только жених со своими дружками подъезжал к дому невесты, настроение свадебной игры  сразу же менялось. Жених находил ворота на запоре, и ему со своей свитой приходилось откупаться от подружек невесты, иначе невозможно было прекратить град насмешливых песен.  В которых они озорно высмеивались.

После свадьбы начиналось традиционное  пирование в доме невесты. Оно сопровождалось пением величальных, шуточных и плясовых песен. Величались не только молодые, но и поочередно все гости, а исполнялись величальные песни специальным хорошо спевшимся ансамблем. Его пение иногда сопровождалось пляской одной или двух плясуний.

( см. Приложение № 4).

А потом начиналась для молодых тяжелая трудовая жизнь.

Очень много времени они проводили в поле, и до нас дошли самые разнообразные песни связанные с полевыми работами. Трудной и утомительной была жатва. Многие жатвенные песни о молодой жнице, работающей в поле от зари до захода солнца. Начало и конец жатвы отмечались очень торжественно. В начале жатвы из первых сжатых колосьев плели венок, который по окончании рабочего дня с песнями приносили домой и вешали в «красный угол». А по окончании красиво разубранный сноп, сделанный из последних жатвенных колосьев. С торжественными и радостными песнями проносили по всей деревне и ставили около дома или хозяйского двора.

По вечерам. Когда уборочные работы заканчивались молодежь водила хороводы и кто-нибудь из парней или девушек разыгрывали песню в лицах. Иногда участники хоровода делились на две группы, чтобы двигаться «стена на стену», изображая содержание песни жестами. Порою пары двигались «гуськом» или «цепью». Хороводные песни часто сводились к воспроизведению моментов коллективного труда: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Мы капустоньку пололи» и другие.

Длинными зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чей-нибудь просторной  избе и здесь, выполняя какую-нибудь хозяйственную работу, пели лирические песни. Этот жанр протяжной, многоголосной песни отражал склад характера русского человека, глубину его чувств, стремление к сосредоточенному раздумью, доброта, глубокая привязанность к своим близким, к родной земле.

Изумительная по выразительности русская протяжная песня стала одной из вершин в мировой музыкальной культуре.

Таковы «Горы», «Степь», «Лучина», «Калинушка с Малинушкой», «Ты взойди, взойди, солнце красное».

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, о жизни работных людей и о многом, многом другом. История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что значит воспитывать музыкой? Кто должен и кто может это делать? Когда, при каких условиях воспитание музыкой может состояться? Кто воспитывает музыкой? Наконец, что это – тяжелый труд или взлет души?.. Есть ли однозначный ответ?

Есть поиск.

Почти сорок лет тому назад Д.Б. Кабалевский вместе с небольшой группой педагогов из разных областей Российской Федерации начал освоение новых путей в музыкальном воспитании школьников. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского не случайно стали эпиграфом в школьной программе по музыке, созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Направление содержания программы и методы, предложенные в ней, явились авангардными для современной музыкальной педагогики, а сегодня они далеко перешагнули границы предмета «Музыка».

Программа – компас, как говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. И действительно, в ней есть вечная музыка – не умирающие, классические профессиональные и народные произведения и вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь. Труд. Творчество… Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только  на уроке музыки. Каждый педагог в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удается ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идет ли он к детям через яркое, художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музыцирование детского коллектива, на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена на воспитание душ, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется. Ищет оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них.

Отбор материала для методической разработки был продиктован современными требованиями, желанием показать широкий круг воспитательных возможностей музыкального искусства с использованием фольклорного материала (от детских фольклорных попевочек до более серьезных фольклорных песен, обрядов родного села).

5.Используемая литература.

1.                             С.В.Титов, Игры, праздники, викторины. Ярославль – 2004г.

2.                             Классные дела под редакцией Е.Н.Степанова, Москва – 2004 г.

3.                             М.А.Петрухина, Внеклассные мероприятия в средних и старших классах, Волгоград – 2003 г.

4.                             А.Белов, Рождество христово, Москва –1965г.

5.                             Газета для внеклассной работы «Последний звонок» №9 – 2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Ведущий.      /Вступительное слово о празднике «Русские Коляды»

Коляды начинались с 6-го января по новому стилю. Колядовщики носили «звезду», которая символизировала солнце. Наши предки поклонялись ему, славили его. Считалось что это будет способствовать обильному урожаю. С принятием Христианства на Руси Х веке «Звезда» становится символом Вифлиемской звезды, о которой говорится что пришел спаситель человеческих душ. Пели:

Радуйся, ой радуйся, земля!

 Сын Божий народился!

  Считалось, что слова в начале года имели магическое значение, поэтому молодые люди ходили по домам и желали хозяевам богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Пели песни, они назывались «Колядки»

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому! Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

  !3 января был щедрый вечер или «щёдры». Молодежь ходила щедровать. Выбирали Механошу, который носил мешок для сбора даров. Считалось большим грехом не пустить щедровиков в дом, не одарить их. а если щедро одаришь тем благосклоннее будет Бог по отношению к хозяевам. Хозяева давали деньги, самодельный сыр, сало, «кишку» (колбасу), пироги. Но в каждом селе встречались и такие, кому и копейки было жалко. Таких не жаловали:

Им говорили :

  

Сею, сею, деду Масею,

Бабе Рохле, чтобы куры подохли.

Щедровики водили с собой «Козу».  Пели:

 Это мы идем, мы козу ведем,

 Где коза пройдет, там жито взойдет…

Ставили разные сценки с «Козой». Приход «козы» сулил счастье хозяевам и то, что скот будет защищен от болезни. Вечером около 12 часов собирались щедровики в одной избе, куда сносили все дары, накрывали стол и встречали Новый Год.

   Утром 14 января проводился магический обряд «посевания» (засевание). Молодые мужчины, мальчики «засевали» зерном в избах. Зерно считалось символом обновления жизни, символом богатства.

1- й ведущий.  Праздник великий настал снова

                         Всюду веселье, пиры, торжество.

                         Вспомним какое поведал нам слово

                         Тот, чьё справляем сейчас Рождество.

2-й ведущий.  Каждый да будет всегда милосерден

                        К слабым, сиротам, убогим, больным.

                        Тем, что имеет поделится с бедным

                        И назовет его братом своим.

1-й ведущий.  Так окажите же, други, участие.

                         Многие встретят в нужде Рождество.

                         Доброе дело – великое счастье.

                         Это святое души торжество.

( Входит группа учащихся, несут «Звезду» )

1 –й учащийся (показывает на звезду)

                        На вольном голубом эфире

                        Родилась на востоке звезда,

                        Дивный светоч спасения мира,

                       Не светивший еще никогда.

2-й учащийся.  Над пастушьей пещерой убогой

                          Засветилась впервые она,

                         Отражение юного Бога,

                         Пробудившего землю от сна.

3-й учащийся. С мира ветхого сбросив оковы,

                         Возвещает Христа Рождество,

                         Пронизает она мир суровый,

Все.                 Чтоб сияло любви торжество.

 

(Учащиеся исполняют песню «И время настало» )

                    И время настало,

                    Чтоб во век ни бывало.

                   Над вертепом звезда ясна

                   На весь свет засияла.

А звезда сияла

И всем споведала,

Что сын Божий

В Вифлиеме народился.

                    Пастушки с ягнятками

                    Перед тым дитятком

                    На коленца приподают

                    Царя Бога прославляют.

Здравствуй. здравствуй царю,

Царю-государю.

Даруй, даруй, счастья, долю

Сего дома господину.

4 уч-ся.      На широком небосводе

                  В звездном ярком хороводе

                  Светит дивная звезда.

                  Всюду луч она заронит,

                  Где людское горе стонет,

                  В сёла, в рощи, в города.

5 уч-ся.    Луч доходит до светлицы,

                 До крестьян и до царицы

                 И до птичьего гнезда.

                 Он вскользнет и в дом богатых.

                 И не минет бедной хаты

                 Луч волшебный никогда.

6 уч-ся.    Всюду ярче радость блещет,

                 Где тот звездный луч трепещет,

                 И не страшна там беда,

                 Где засветится звезда.

( Уносят «звезду», исполняя 1-й куплет песни «И время настало»)

(Кукарекает петух. Собираются девчата. )

1. Девоньки – подруженьки! Уже пора настала Коляду гукать, в гости приглашати.

(Выносят каравай на полотенце с хлебом-солью).

2.  Приди Коляда из-за моря.

3.  Принеси Коляда три угодья.

4.  Первое угодье – крепкое здоровье.

5.  Второе угодье – урожай в поле.

6.  третье угодье – счастье, мир в доме.

Все (кличут Коляду):   Ау! Ау! Колядушка, Коляда.

                                       Коляда, Свет Изотьевна.

                                       Просим милости твоей в гости

                                       К нам пожаловати.

                                       Новый год открывати, старый провожати.

(Выходит Коляда в соломенной юбке, шляпе, желтой кофте, коса соломенная)

Коляда.                          Иду, иду, поспешаю!

 1. А вот и наша званная гостья пожаловала, наша Изотьевна.

Коляда:  Святый вечер!                 Все:  Святый вечер!

2. Милости просим, Изотьевна, отведать нашего хлеба-соли.

Коляда. Спасибо за приглашение. За хлеб-соль, угощение!

1. Колядушка, Коляда! Где ж так долго была.

Коляда: А я время зря не теряла.

              Ходила щедровала,

              Людей с Новым Годом пождравляла.

2. Расскажи , Изотьевна, как ты щедровала.

Коляда:     Как пошла я Коляда.

                  С конца улицы в конец

                  Дай к Ивану на двор-

                  Его Екатеринушка добра

                  Пять блинов дала. (Показывает)

Все.    О!  О!  О!

Коляда:     Как пошла я, Коляда,

                  Да к Сергею во двор –

                  Его Валюшка добра:

                  Кишку дала, Коляду провела.

Все:       О, хорошо щедровала!

Коляда:   Как пошла я, Коляда,

                К Андрею во двор –

                Его Еленушка добра ;

                Кусочек сала дала.

Все:       О, какой кусок сала!

Коляда:   Как пошла я, Коляда,

                Дай к Григорию во двор –

                Его Наденька добра:

                Кусок сыра дала.

                Коляду провела.

Все:        О, какой сыр, самоде-е-льный!

4.  Видим, видим, Коляда, тебя везде хорошо встречали, привечали, щедро даровали.

5.  Пойдем, Изотьевна, с нами щедровать, людей с Новым Годом

     поздравлять, счастья, здравия желать.

Коляда:   С удовольствием.

6.  Выбираем, девочку, Механошу. Кто будет механошить?

Девочки:  Чур, не я.

6. Никто сам не хочет?!  Набираемся на палку, Чей вершок – тому на плечи мешок. Тебе … Механосить.

1-й  ведущий.   Напала пороша снегу беленького

                          Как по этой по пороше, гуси-лебеди летели.

                          Колядовщики, все подросточки.

 ( К домику с окошком. Исполняется песня «Подружка моя»)

          

                         Подружка моя,

                         Ходи к нам гулять

                        Святой вечер, добрым людям.

Ходи к нам гулять

Щедро щедровать

Святой вечер, добрым людям.

                         Приехал ко мне

                        Мой миленочек

                        Святой вечер, добрым людям.

И привез он мне

Три подарочка

Святой вечер, добрым людям.

           

                       Первый подарочек –

                      Шелковый платок.

                    Святой вечер, добрым людям.

Второй подарок

Зеленый саян.

Святой вечер, добрым людям.

                    Третий подарок –

                   Золотой перстенек.

                 Святой вечер, добрым людям.

1.  Мы сочили, мы искали Иванова двора,

     А Иванов – то двор не близко – не далеко.

     Вокруг этого двора – тын серебрянный.

2.  А во этом во тыну стоят три терема,

     Стоят три терема, златоверхие.

3.  Во первом терему – светел месяц.

     Во втором терему -  красно солнышко.

     В третьем терему – часты звездочки.

4. Светел месяц – то хозяин во дому.

    Красно солнышко – то хозяюшка.

    Часты звездочки – малы деточки.

5.  Ты позволь, сударь – хозяин,

     Ты позволь, господин,

Все:  В дом зайти да слово молвить,

         Да песню спевати.

Хозяйка :   Милости просим, проходите, гости дорогие.

           - Святый вечер!    Святый вечер!

( Поют песню « Ой рано, рано Пава ехала»)

Механоша:  Пан хозяин, застилай столы

                     Клади пироги!

6.   Ой, будет к тебе троечка в гости.

1.  Первый гость – жаркое солнце.

2.  Другой гость – ясный месячко.

3.  Третий гость – дробный дождичек.

Коляда:       Ой, пройди, пройди троица в ночи,

                    Уроди, уроди, жито. Пшеницу,

                     Всякую пашницу.

Все :            Чтоб в поле стогом,

                     На столе пирогом.

4.  Доброго вам здоровья, хозяин с хозяюшкой.

Механоша:   С Новым годом, дай со всем родом!

Хозяин:    Спасибо гости дорогие, за поздравление

                  Получите щедровальное.

                  Дарую вам кишку, и кусок сала, и сыра кусок, и пирог.

5.   Сто б тебе, тетушка, коров

      Полтораста быков,

      По ведру б тебе доили

      Да все сметаною.

6.   У хозяина б в дому

      Велись бы ребятки,

      Велись бы телятки.

      Велись бы ягнятки ( жеребятки, поросятки, козлятки, цыплятки, утятки).

      И все что сами пожелаете.

Хозяин:  Спасибо за хорошее пожелания.

Все: И вам спасибо за щедрость вашу.

       - Святый вечер!   Святый вечер!

1.  Девочки, куда дальше пойдем?

2.  Я знаю. Пойдемте, девоньки, к Пахомушке да к Олюшке, к нашим молодоженам. Счастья им пожелаем.

3.  Бежим, девчата, погреемся. А вот и Пахомушкин дом. Ну-ка, Мань, глянь

     в окошко.

4.  Ну, что там?

5.  Ой, девоньки, сидять, как два голубочка воркують.

6.  Хватит, девочки, начинаем щедровать.

Поют:    На дворе мороз, он дерет за нос

               Пустите до хаты, будем вам спевати.

              Пустите до грубки, поцелуем в губки.

             Будем щедровати, счастья вам желати.

Хозяин :  Проходите, гости дорогие, милости просим.

                 Святый вечер!    Святый вечер!

                   ( Поют песню «Подружка моя»)

1.     С Новым годом поздравляем!

        Счастья, здравия желаем!

        Молодому князю свет (отчество),

        Молодой княжне свет (отчество).

2.     Ты ,хозяюшка, добрая душа,

        Ты подай пирожка

        Пирожка – то хоть пресного,

        Хоть кисленького, хоть пшеничненького

Механоша:  Сударушка, отрежь потолще,

                     Подай побольше.

Хозяйка (берет пирог): Есть, есть и праздничный пирог.

                                         Угощу щедровальничков.

3.  Подавай, не ломай,

     Будет сын Николай.

4.  Отломи немножко

     Будет и Сережка.

5.  Отломи горбушку

     Будет и Андрюшка.

Хозяин :  Берите пирог целиком,  гости дорогие.

                Спасибо за добрые пожелания.

6. Сколько в лесу дубочков,

    Дай Бог вам столько сыночков.

1. Сколько на лугу кочек,

   Бай Боже вам столько и дочек.

Все:  Спасибо за щедрость вашу.

Хозяин:  Ну гости дорогие! Щедры и вы на пожелания

              - Святый вечер!        -  Святый вечер!

              - Добрый вечер!       -  Добрый вечер!  

2.    Девочки, к кому дальше пойдем?

3.   А давайте к жадному Мирону, да его Матрене.

4.   Да что вы? У него снега зимой о того не выпросишь.

Коляда:  неужели, и в святой, щедрый вечер жадность свое возьмет?!

5.   Была не была. Сейчас проверим.

                     (Коза с меканьем вбегает на сцену) 

6.  Ой, смотрите коза!

1.  И правда коза.

Коза:    Здравствуйте. Люди добрые!

Все:    Здравствуй, Козухна!  Здравствуй, матухна!

Все поют:      Го-го-го, Коза!  Го-го, серая!

                      Коза серая, ой, ты паночка,

                     Где же ты была, где же ты ходила?

Коза:    Ходила же я по чужим дворам,

             Ходила же я по чужим людям.

Все:     Как тебя, козонька, волки не съели?

            Как тебя, матушка, волки не съели?

Коза:   Не боюсь я волка серого,

            А боюсь я деда старого:

             Он с меня козоньки

            Шкурочку сдерет.

            Ой, страшно! Умираю!    (рыдает).

2.     Ой, коза упала.

3.     Ой, коза пропала.

4.     Вставай, козочка. Вставай, матушко.

5.     Ой, никак померла?

Механоша: Зовите доктора (ветеринара).

6.      Доктор! Спасай козу!

(выходит доктор в белом халате, в черных очках, в кармане, градусник)

Доктор:    Бонжур, мадам!

                 Я лекарь, французский аптекарь.

                 Я был в Париже, был и ближе.

                 Был в Италии, был и далее.

                 Ко мне приходят на ногах,

                 А увозят на санях.

1.      Доктор! А коза умирает, помогите!

Доктор:   Постойте, мадам, не спешите

                Я знаю все рецепты.

                Вот, например, что у вас болит?

                Скажем, пузо.  Для лечения надо съесть три арбуза.

                Что ещё болит?  Спина?

                Выпейте, мадам, для лечения полстакана вина.

                Ах, что ж это я? Надо посмотреть больную.

                Коза, что и человек, только хвост да рога убрать,

                Лечить просто.

                Так, ставим термометр. Посмотрим, -  40

                Диагноз: переохлаждение организма.

                Слушайте рецепт. Козу острич, кипятком облить

               На огне подогреть и будет здорово.

               Прошу вознаграждения, мадам.

2.    Иди скорее отсюда. А то сейчас как дам! (грозится кулаком). Обойдемся без тебя, лекаришка, французский аптекаришка.

Доктор:     У, русский варвар!

3.     Что ж делать?

4.    Девочки, я знаю, как козу лечить. Коза!

       А, Коза, ты слышишь меня? Вставай, дед идет.

                     ( Коза подпрыгивает и хочет убежать )

Коза:      Спасите меня!

5.    Не, бойся, козочка, это мы пошутили.

       Пойдем с нами щедровать.

Коза:     Пойду.

                       (Все идут за Козой).

Все поют:  Ты не иди, коза, где трубы трубят.

                  А иди туда, где блины пекут.

                 И тебе дадут мерочку овса,

                Полведра пива, а потом по рылу.

Коза:        Дайте колбасу  (ме-е)

Все:           Дайте колбасу, батьке понесу,

                  Батька будет есть, бородою тресть.

              ( В доме у Деда  Мирона с Матреной).

Дед:      Матрён, а Матрен, чай время приспело старый год провожать,

              Новый сустрекать.

Баба:     Сейчас, Мироша. Кутью достану. Ложи белу скатерть на стол.

              Вот и кутья, и праздничный пирог. Да я и пышечек напекла.

Дед:      Ой, Матренушка, ну и мастерица ты у меня.

Баба:     А это не все Мироша. Я и гуся готовлю. В печке тушится, сейчас

              принесу.

Дед:      Ну, и дух, аж в горле перехватило. Неси быстрее ложки, вилки.

Баба:    Ну, начнем. Благослави Бог.

(Слышится пение).

Баба:    Дед, слышишь, поют. Посмотри в окно – не к нам ли идут.

Дед:     Сейчас посмотрю. Ой, Матрен, к нам идут. А народу-то!

Баба:    Несет же нечистая. Людям и поесть не дадут. Побирушки. Беги,

             Мирон, затвори сенцы. А я ужин припрячу: гуся за заслонку, пирог

             под стол, пышки на скамеечку.

Дед:     Закрыл.

Баба:   Гаси свечу. Авось пронесет

Дед:    Ой, Матрен. А если не обнесет, и соседи узнают, что мы ничего не

            дали в щедрый вечер? Это же и стыд, и грех перед Богом.

Баба:   Молчи, старый дурень. Скажем. умаялись, устали, рано заспали, песен   

           не слыхали. Вот и весь сказ.

Дед:   Ну, гляди. Гошу свечу.

( А колядовщики подсматривали в окно).

Все (поют):   Это мы идем – мы козу ведем.

                       Где коза пройдет – там жито взойдет,

                      Где коза хвостом – там жито кустом.

                     Где коза рогом – там жито стогом.

6.         Хозяин с хозяюшкой. Пустите козу до хаты.

1.         Хозяин, хозяин. Дай нам ходу, а не дашь – перевернем хату на воду.

2.         Хозяин – доброхот, выдай денег на проход.

            Дашь – не дашь, будем ждать,

            У ворот стоять.

3.         Дед Мирон, сейчас наша коза скажет, где вы с Матреной прячетесь.

Все:      Скажи, Козухна, скажи, Матухна.

Коза:     Вижу, вижу, насквозь хаты. Мирон с Матреной сидят в уголке

              возле сундука.

Дед:      Ну, до прятались старая! Теперь разговоров по селу не оберешься.

Баба:     А я не знала, что так получится.

Дед:      Иди открывай. Попробуем обойтись.

              Проходите до хаты.

Баба:     А мы по стариковски, умаялись, песен не слыхали, устали, заспали.

Все:      Святый вечер!                             Святый вечер!

             Добрый вечер!                             Добрый вечер!

Все:      С Новым годом! Да со всем род!

              Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.

              И доброго здоровья.

(Песня «Щедрики – ведрики»)

4.          Козонька, не ленись – ка ты!

             Поклонись –ка ты!

             Самому пану! (Ме !)

             И хозяюшке ! (Ме !

5.         Ой, ты, пан хороший.

            Готовь ты, нам гроши,

            Мерочку овса, наверх колбаса.

            И кусок сала и того мало.

            Да еще большой пирог,

            Чтоб Бог добро ваше стерег.

6.         Дайте сала кусок,

            Чтоб кабан был высок,

            Со стол вышины,

            И с грубку ширины.

1.        Открывайте сундуки,

            Подавайте пятаки –

            Нет, так гривенники.

Баба:    Спасибо за добрые пожелания,

             Только вас щедровать особо нечем.

Коза:    Хозяюшка, я нюхом чую, где пирог лежит.

Баба (закрывает пирог): Ой, щедровички, не пекла я пирог.

Коза:     А подними-ка ты, хозяюшка, вот этот рушничок,

              Да покажи-ка нам пирожок.

Баба:      Ой, ой, и правда ваша. Ах, старческая память: забывчива.

Дед:       Барите, гости дорогие, угощайтесь. Моя старуха для щедровничков

              пекла.

2.            Нам всего не надо. Пополам.

3.            Спасибо, хозяюшка, дай Бог здоровья.

Коза:     Хозяюшка. Нюхом чую: гусем пахнет.

Баба:      Да, что ты, Козонька! Какой гусь? Нету гуся! Правда старый?

Дед:       Правда, правда в том, что надо признаваться.

               А гусь-то спрятан.

Коза:      Хозяюшка, сказать где гусь?

               Пышки, лепешки, гусиные ножки.

               В печи сидят, на нас глядят.

Баба:      Ой, что я старая, совсем забывчивая стала. Совсем забыла про гуся.     Подходите, дорогие щедровальнички, дарую вам гуся! (Чуть ли не плачет).

4.           Спасибо, хозяюшка, нам всего не надо. Хватит полгуся.

5.           Спасибо вам большое за то, что хорошо принимали, щедро давали.

              Дай вам Боже доброго здоровья.

                     Святый вечер!                      Щедрый вечер!

6.            А теперь пора б на гулянку. Новый год встречать, да старый

                провожать.

1.            Поспешим, должны успеть. Да и ребята заждались.

( В доме, где собираются девчата с ребятами на гулянку).

Хозяин:   Давай быстрее. Скоро девчата придут, а стол не поставили.

                 (Ставят стол).

Хозяйка:  А вот и они идут. Легки на помине.

-                                                             Щедрый вечер!  Святый вечер1

 Хозяин:  Проходите девчата. Мы вас давно ждали, думали без вас придется

                 Новый год встречать. Где вы так защедровались?

2.             У Мирона с Матреной задержались.

Хозяйка:  Да что вы? Неужели зря время теряли.

3.             А как бы не так! Хотите верьте, хотите нет, а полгуся и полпирога

                выщедровали. Механоша, неси мешок. Высыпай на стол.

Хозяин:   Ну, девчата молодцы. А Мирон то с Матреной, поди ночь спать не

                 будут от расстройства.  

Хозяйка:  Хлопцы, девчата, садитесь за стол.

          (Дед и баба в это время накрывают на стол, идет оживленная беседа)

Хозяйка:  дед неси рябиновое винцо.

Хозяин:   Полрюмочки – за старый, полрюмочки – за Новый.

Хозяйка:  Угощайтесь, гости дорогие. У меня кутья не простая, а с

                 сюрпризом: в ней монетки лежат, кому попадутся – того и

                 желание сбудется.

Хозяин:   Козонька, ты каждому хлопцу на блюдце, а ты, Колядочка,

                 каждой девице.

Хозяйка:  Ну, кому монетки попались. Признавайтесь.

Хозяин:   Выходите сюда, садитесь. Чтобы желание сбылось, как сказали,

                 нужно монетки у Коляды выкупить.

4.              А какой будет выкуп ?

Хозяин :   Да, пускай Коза определяет . А чтоб ни кому не обидно было,

                 завяжем ей глаза. Хорошо?

5.             Пойдёт.

6.             Согласны.

Коляда:  Козочка, коза. Что этой монетке делать?

Коза:     Песню петь, можно и частушки .

-                                                             Ой, я одна стесняюсь . Подружка помоги .

(поют  по очереди )

Коляда:  Бери свою монетку.

               Козонька, коза, что этой монетке сделать?

Коза:     Под стол лезть, петухом прокукарекать.

(Кукарекает)

Коляда: Бери свою монетку. Храни – не теряй.

              Козонька, что этой монетке сделать?

Коза:     Станцевать.

-                                                             Ой, подружки помогите.

(Танец «Под Испань»)

Коляда:  Что этой монетке делать?

Коза:       Частушки петь.

-                                                             А я про девчат спою, а хлопцы меня поддержат.

-                                                             Девчата, а мы про хлопцев давайте.

( Поют частушки)

Мальчики: В нашей Лакомской деревне

                  Два колодца рядом,

                 Отчего девки рябые?

                Их побило градом.

Девочки: На горе-то дыня-дыня.

               Под горой арбузики.

              Наши Лакомски ребята

             Чисто карапузики.

Мальчики:  По деревне мы пройдемся-

                 На конце воротимся.

                Своих девок запряжем,

               К Рыловским прокотися.

Девочки: Вы, ребята, не гордитесь:

               Никуда вы не годитесь,

              Ни в солдаты, ни в матросы.

             Ни подмазывать колёсы.

Мальчики: Самовары закипели,

                  Девки замуж захотели.

                А ребята не берут,

                Девки ревушком ревут.

Девочки:  Самовары закипели,

                Чайники закрякали,

               Как без девушек ребята

              От тоски заплпкали.

Коляда:  Все монетки выкупили?

Коза:      Все.

1.            Ребята, девчат, пора б и честь знать.

2.            Спасибо хозяин с хозяюшкой, что нас к себе пустили новый год

               встречать, и за угощение спасибо.

Хозяин:  И вам спасибо! Мы с хозяйкой повеселились.

-                                                             Щедрый вечер!  Добрый вечер!

( Ребята остаются на сцене колядовать).

1-й.         Сею, сею, посеваю,

                С Новым годом поздравляю!

                 Счастья, здравия желаю!

                 Чтоб здоровеньки были.

                  Много лет жили!

2-й.          Дайте коровку – маслену головку.

                И дай бог тому, кто в этом дому.

                Ему рожь густа, рожь ужиниста.

                Из зерна ему  - коврига, из полузерна – пирог.

                Наделил бы вас Господь и житьем,

                И бытьем, и богатством, и крепким здоровьем.

3-й.          Сею, сею, посеваю!

                 С Новым годом поздравляю!

                 На Новый год, на новое счастье

                 Уродись пшеничка.

                 Горох, чечевичка,

                 На поле копнами,

                 На столе пирогами.

                 Зароди, Боже, жито, пшеницу,

                 Всякую пашницу,

                 В поле – ядро, в доме – добро.

Все:         С Новым годом! С Новым счастьем!

                Дорогие зрители.

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2.

                                   «СВЯТКИ»

1-я девушка.

     Наступили святок радостные дни,

     И зажглись на елках яркие огни.

     После плясок, песен и калядок

     Погадаем, ведь без этого нельзя.

     Мы узнаем многое, друзья.

1-й ведущий.

Большинство гаданий совершалось на второй неделе Святок, с 13 по 19 января. Гадали, каким будет новый год, каким будет урожай, и конечно же выйдет ли замуж девушка, как сложится ее судьба, каким будет муж.

2-я девушка.

      Ты вода, не шуми, не блажи, не греми,

      Через край не лейся

      А как есть новолетье держи,

      О грядущем скажи.

 1-й ведущий.

 На ночь миску выносили на холод, а утром смотрели, как замерзла вода.

3-я девушка.

      Лед в гору пойдет –

      Будет добрым год.

      Лед застынет ровнешенько –

      Быть жизни прямешенькой.

      Лед вымерзнет лункой-

      Год будет трудный.

1-й ведущий.

Гадающая девушка снимала с левой ноги башмачок и бросала его за ворота. Куда он ляжет носком, в той стороне быть ей замужем. Если носком к дверям, то девушка в этом году замуж не выйдет.

1-я девушка (кидая башмачок).

    Укажи башмачок сторонку,

    Где придется вековать,

   Мне потом на ту дорожку,

   Где мне милого встречать.

2-й ведущий.

Гадали о суженной и парни. С завязанными глазами правой рукой юноша брал один из разложенных на столе предметов: нож- невеста скандальная, хлеб- богатая, соль – вредная, зеркало – модница.

2-я девушка.

       Вот в светлице стол накрыт

       Белой пеленою;

       А на том столе стоит

       Зеркало с свечою…

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

       Темно в зеркале кругом;

        Мертвое молчанье;

        Свечка трепетным огнем

        Чуть лиет сиянье…

Суженый-ряженый, приди ко мне.

1-й ведущий.

Минут за пять до появления изображения зеркало начинало тускнеть, и девушка протирала его полотенцем. Рассмотрев появившееся изображение говорила : « Чур сего места!»

2-й ведущий.

Такое гадание требовало большой выдержки и смелости.

(Ведущие собирают шесть небольших предметов, кладут на блюдо.)

3-я девушка (трясет блюдо с вещами, приговаривает).

Уж вы кумушки, подруженьки мои!

Вы придите, посидите у меня!

Пособите думу думати

Помогите мне отгадывати,

Отгадайте – не сказывайте!

1-я девушка.

Долог век хлебу да соли,

Барышне нашей того боле.

Кому спели – тому слава!

Кому вынется – не минуется,

Не минуется – скоро сбудется.

(Девушка выбирает одну вещицу, спрашивает, чья она.)

1-й ведущий.

Эта песнь к долгой жизни.

Долго и счастливо будешь жить.

2-я девушка.

Ползет ежик по завалинке

Тащит злату козну на мочалинке.

Кому спели- тому сбудется

Кому сбудется – не минуется.

(Девушка выбирает следующую вещь).

1-й ведущий.

Эта песнь к богатому жениху.

У нашей… жених будет богатый да славный.

3-я девушка.

Стоят санки у хатки,

Хотят санки уехати,

Уехати в путь дороженьку.

Кому спели -тому сбудется

Кому сбудется -не минуется.

(Выбираем следующую вещь).

1-й ведущий.

К дальнему путешествию, к долгой дороге эта песнь: собираться тебе, девушка, в путь-дороженьку.

1-я девушка.

Сера мышь пищит, сто рублев тащит.

Сто рублев, да еще с полтиною.

Кому спели – тому сбудется,

Кому сбудется - не минуется.

(Выбирают следующую вещь).

2-й ведущий.

К богатству эта песнь. Быть нашей… богатой да знатной.

2-я девушка.

Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец,

Из остатков- золотой перстень.

Кому спели- тому сбудется,

Кому сбудется- не минуется.

(Выбирают следующую вещь).

1-й ведущий.

А эта песнь к замужеству.

3-я девушка.

 На завалинке сижу, долгу ниточку вожу.

Еще посижу, еще повожу.

Кому спели – тому сбудется,

Кому сбудется – не минуется.

2-й ведущий.

Чье это… осталось одно одинешенько? Эта песнь к девичеству, сидеть нашей … в девках еще целый год. Но не расстраивайся, год скоро пролетит.

Девушки (хором).

Снежок сеем – посеваем,

С Новым годом поздравляем!

1-я девушка.

Уродись пшеничка, горох и чечевичка!

На поле стогами, на столе пирогами!

С Новым годом, со всем родом!

Девушки (хором).

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

1-й ведущий.

Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, плясками, гаданиями и озорством.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 3.

« МАСЛЕНИЦА»

Цели:      Продолжить знакомить учащихся с традициями и

                  обрядами нашего края.

                    Развивать у учащихся познавательный интерес.

                    Воспитывать любовь к родному краю, его обычаям и традициям.

1-й ведущий:    Здравствуйте люди добрые

                            Здравствуйте гости званные

                           Очень рады видеть вас

                           На празднике нашем.

2-й ведущий:    Приглашаем мы вас сегодня

                            На гулянье, да на игрище.

                            Ручейки, хороводы водить.

                            Знакомиться, веселиться, играть,

                            Песни звонкие петь,

                            Таланты искать, секреты рассказывать.

3-й ведущий:    Собрались мы на масленицу,

                            Зиму провожать, весну встречать.

                           А вот и сама зима пожаловала

                            К нам на праздник.

                       ( Появляется Зима и Весна)

Зима:                 Здравствуйте, люди добрые,

                            Принесла я вьюги, метели сыпучие,

                           Да морозы трескучие.

                           А вместе с тем катанья,

                           Игры, веселье, всем на удивленье. 

Весна:               Все это так, но надоел нам холод,

                           Да белый снег. Мы хотим погреться на солнышке весеннем,

                           Полюбоваться разноцветным ковром летним. Уступи ты,

                            зима, место свое Весне красне.

Зима:                 Да, пришла моя пора,

                           Ухожу я со двора.

                            Уступлю место молодой невесте.

                            Но весна вам принесет

                            Много дела и хлопот.

Весна:                Переходом от зимы к весне считается масленица.

                       ( Дети поют).

                   Ой, масленица кривошейка.

                  Состречаем тебя хорошенько.

                 Сыром, маслом ,калачом,

                 И печеным блином.

(Вывозят  Авдотью Изотьевну на санях и поют).

                А мы масленицу повстречали,

               Сыром гору набивали.

               Маслом гору поливали.

              На широк двор, зазывали.

             Да блинами заедали.

1-й:                Дорогая наша гостья, масленица

                      Авдотьюшка Изотьевна!

                      Дуня белая, Дуня румяная

                      Коса длинная, триаршинная

                      Лента алая, двуполтинная.

2-й:               Платок беленький, прибеленький.

                      Брови черные наведенные.

                      Шуба синяя, лапти красные

                      Портянки белые, набеленные.

( Дети водят хоровод и поют).

                      Расскажи-ка масленица

                     Как блиночки пекла.

                                            Ой, блины мои блины

                                           Блины масленные.

                                          Ой, блины мои блины,

                                         Ой, блиночки мои.

                      Как блиночки пекла,

                     Сколько сдобья клала?

                                         Ой, блины мои блины

                                        Блины масленные.

                                       Ой, блины мои блины,

                   Ой, блиночки мои.

Растворила я блины

На холодной на воде.

Никто их не покупает,

Никто даром не берет.

                    Ой, блины мои блины

                   Блины масленные.

                   Ой, блины мои блины,

                  Ой, блиночки мои.

За рекой огонь потух

У свиньи живот распух.

Свинья рыло заморала

Три недели прохварала.

                    Ой, блины мои блины

                   Блины масленные.

                   Ой, блины мои блины,

                  Ой, блиночки мои.

(Проводится свадьба Пахомки).

Весна:              Бегала собачка кудрявата,

                          Тошно ребятам неженатым.

                          Бежала собачка задрав хвост,

                          Тошно ребятам, пришел пост.

Пахом:            Мать, а мать. Жениться хочу!.

Мать:              Не вырос еще!

Пахом:            А я, все равно хочу! (Садится на палку, скачет. Увидел

                         девушку, остановился).

Пахом:            Девка, а девка, выходи за меня замуж!

Девица-ленивица (поет):   Кабы, кабы, да кабы

                                                 На носу росли грибы,

                                                 Сами бы варилися,

                                                 Да и в рот катилися.

                                                 Что же оно будет- то,

                                                  Больно рано будят то,

                                                  По утру, по холоду

                                                  Посылают по воду.

Мать :              Не надоть нам такую, не надоть!

                   ( Пахом скачет дальше, увидел еще одну девушку).

Пахом:             Девка, а девка, выходи за меня замуж!

Девица-озорница:                 Посылала меня мать

                                                 Загонять гусака.

                                                 А я вышла за ворота

                                                 И давай плясака.

                                                 Плясать пойду, головой тряхну,

                                                 Своими серыми глазами завлекать начну.

Мать:              Не надоть нам такую, не надоть!

                   ( Пахом скачет дальше, увидел еще одну девушку).

Пахом:             Девка, а девка, выходи за меня замуж!

Девица-скромница:              Подаю, я  подаю, белую коровушку.

                                                  Молочка – теленочку,

                                                  Сливочек – миленочку.

                                                  Вы пляшите мои туфли,

                                                  Вам не долго поплясать.

                                                  Выйду замуж – стану плакать –

                                                  Вам под лавочкой лежать.

Мать:                Вот эта подходит! Эта в самый раз!  

                           Длагославляю вас дети мои! Пойдемте в церковь венчаться.

( Исполняется танец)

Ведущий:         В пятницу празднуются «тещины вечерки».

                           Главным событием было посещение тещи зятьями, для

                           которых она пекла блины. Про этот обычай существует много

                           пословиц, поговорок и песен.

(Пословицы)

               Зять на двор – пирог на стол.

              Придет зять, где сметанки взять?

              Нет черта в доме – пришли зяти.

1-й :      Было у тещи семь зятьев:

              Хомка зять и Пахомка зять,

              Гришка зять и Гаврюшка зять,

              Макарка зять и Захарка зять,

              Зятюшка Ванюшка,

              Милей всех зятьев!

2-й  :    И стала теща зятьев в гости звать:

             Хомка идет и Пахомка идет,

             Гришка идет и Гаврюшка идет,

             Макарка идет и Захарка идет.

             « Зятюшка Ванюшка, иди поскорей».

3-й:     И стала теща зятьев за стол сажать.

              Хомка сел и Пахомка сел,

             Гришка сели Гаврюшка сел,

             Макарка сел и Захарка сел.

             « Зятюшка Ванюшка, иди вот тут сядь».

1-й:     Стала теща зятьев вином потчевать.

             Хомке рюмка и Пахомке рюмка,

             Гришке рюмка и Гаврюшке рюмка,

             Макарке рюмка и Захарке рюмка.

             « Зятюшке Ванюшке, рюмочка с винцом». 

2-й:      Стала теща с зятьев деньги брать.                                  

            С  Хомки рубль и с Пахомки рубль,

            С Гришки рубль и с Гаврюшки рубль,

             С Макарк рубль и с Захарки рубль.

             « С зятюшки Ванюшки, пара серебра».

 

3-й:     Стала теща зятьев провожать :

            Хомку в шею и Пахомку в шею,

            Гришку в шею и Гаврюшку в шею,

            Макарку в шею и Захарку в шею,

            А зятюшку Ванюшку за светлые волоса.

Ведущий:   Вот теща семь зятьев всех встретила и приветила

                     Теща для зятя пирог пекла

                     Соли да муки на 4 рубля,

                     Сахару да изюму на 8 рублей,

                     Стал пирог в 12 рублей.

     Думала теща про всех гостей, зятюшка сел да в присест пирог и съел.

    Теща по горенке похаживает, на мила зятюшку поглядывает:

Теща:          « Как тебя, зятюшка не разарвало

                        Как тебя родимого горой не навило?»

Зять:            « Пойдем-ка тещенька ко мне в гости

                      Есть у меня про тещу много пива да вина,

                      Есть еще про тещеньку три дубины:

                      Первая дубинушка – березовая,

                      Вторая дубинушка – еловая,

                      Третья дубинушка – осиновая».

( девушки поют песню « Как на масленой неделе»).

                       Как на масленой неделе

                      Из трубы блины летели.

                     Ой, блины мои блины,

                    Ой, блиночки мои..

                            Широкоротая масленица

                          Мы  с тобою хвалим.

                        На горах катаемся

                       Блинами объедаемся.

Прощай масленица вертушка.

Настает великий пост.

На деревне все поели,

Подают от редьки хвост.

                    Масленица, масленица,

                    Семенова племянница.

                    Обманула – провела

                  Нагуляться не дала .

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая.

Она пешей к нам не ходит.

Все на конях приезжает.

                  Запрягу я коня вороного,

                 Посажу я кума молодого.

                Масляная, счастливая,

               Протянися далеко.

1-й ведущий:           Приди к нам весна

                                   Со великою радостью.         

                                   Со великою, со милостью,

                                   Со рожью зернистою,

                                   Со пшеничкой золотистою.

                                   С калиной, с малиною,

                                   С черникой смородиной,

                                   С грушами, с яблочками

                                   Со всякой садовниной.

2-й ведущий:           Ой, весна моя весна

                                   Ты весняночка.

                                   Из-за темных лесов,

                                   Из-за синих морей приходи.

                                   Солнцем, светом озари.

Весна:                      Ой, вы жители села славного,

                                  Села славного, да могучего.

                                  На Российской земле стоющего.

                                  Брянской области всем известного.

                                  По обычаю, да по русскому,

                                  Всех встречаю я хлебом-сльюшкой,

                                  Медом сладким, травами пахучими,

                                  Да открытою душой русской, щедрою.

3-й ведущий :         Весна красная, долгожданная.

                                  Где ж ты долго так была?

Весна:                     С зимой лютою повстречалася.

                                 Размягчила ей сердце хладное.

                                 Напоила землю- матушку.

1-й ведущий:         Весна, где бывала?

Весна:                     В лесу зимовала,

                                 Огород городила

                                 Капусту садила, краски заводила

2-й ведущий:        Весна, весна на чем пришла?

 

Весна:                    На сохе, на бороне       

                                На пшеничном пироге,

                                На овсяном снопу,

                                На ржаном колосу.

3-й ведущий:        Весна, весна, что ты нам принесла? 

  

Весна:                    Принесла я вам три угодья:

                                Первое угодьюшко – животинушка в поле,

                                Второе угодьюшко – с сошкою в поле,

                                Третье угодье – пчелки на полете,

                                Да еще угодьюшко – пиру на здоровьюшко.

 1-й ведущий:       Давайте же встречать весну как положено,

                                С весельем, с шутками.

 2-й ведущий:       С играми и забавами,

                                А главное с блинами.

(угощают всех блинами).

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 4.

Сватовство

Во время сватовства пели:

Пропойцу, пропойцу

Леночкин таточка

Да пропив свою дочку,

Да и в темную ночку,

Да за чарочку пива.

Заросла рюта, мята лебедою

А чего же ты, Леночка, не полола.

Ты свои белы ручки поколола.

Поколола белы ручки на колючки.

В день свадьбы в доме невесты и жениха утром совершали обряд,

пекли каравай.

В каравай всаживали ельцы, украшали цветами, на верх накидывали

цветной платок и пели:

Первым разом, добрым часом,

Благослови отец, мати, каравай почапати.

Вторым разом, добрым часом,

Благослови отец, мати, каравай почапати.

Третьим разом, добрым часом,

Благослови отец, мати, каравай почапати.

Никто не знае, что в нашем каравае:

Семи крыниц вода,

Семи пшениц мука,

Семи коров масло,

Дай Бог молодым счастья.

Подойдя от венца к дому, пели:

Там старший братишко Иванько

Открывай ворота до конца,

Идет твоя сестра с под венца

Со своей русой косою щей девичьей красою.

Вели девочку на посад

Её Господь Бог встречал с долею

Счастливую, с добрую годиною.

Не вгодала мати до своего дитяти,

Щей за слезочками, дай за дружочками,

Ой, только вгадала на руках ширинку,

Тоненьку, беленьку, от слезок мокреньку.

Мамочка в дочери пытая,

Где мое дитятко бывала.

Бывала, мамочка, под венцом,

Чесала косочку гребенцом,

Примачивала росою, щей девичью красою.

Отец и мать выходили встречать молодых, женщины пели:

Не забудь Иванько, не забудь,

Что тебе мамочка говорила

Не пей первую чарочку,

Вылей конику на гриву.

Дадут другую - ты и тую,

Дадут третью чарочку, пи,

За четвертую в хату иди.

Свадьба завершалась обрядом разделить каравай.

При разделе каравая крестные родители говорят такие слова:

Первым разом, добрым часом

Отец и мати, благослови своего дитяти

Каравай раздати!

Родители отвечают:

Бог благославит и мы благославляем!

Вторым разом, добрым часом

Отец и мати, благослови своего дитяти

Каравай раздати!

Родители отвечают:

Бог благославит и мы благославляем!

Третьим разом, добрым часом

Отец и мати, благослови своего дитяти

Каравай раздати!

Родители отвечают:

Бог благославит и мы благославляем!

У невесты пели песни во время раздачи каравая:

Посыпались игрушки с верхушки,

Покинули Леночку подружки,

Подружка наша, Леночка,

Как нам с тобою расстаться? Ой, как месячко с зарею, Так нам, Леночка, с тобою.

Расступитеся, подружки,

Будя меня мой татко дарити

Не великим даром посадом

Еще с Ванечкой молодым.

Ой, какое у тебя, Леночка,

Крепкое сердечко,

Вечер сидишь не заплачешь

Не разжалили таточки.

Ой, как захочу разжалю

Я выплету плет на приплет.

Будя мой таточка в клети идти

А в клети идти забача

А из клети идти заплача.

Давай, мамочка, вечерять,

Повечеррявши, делиться.

Тебе, мамочка, - ручки из веретён,

А мне, молоде, - трубки полотен.

Тебе, мамочка, -что в угле,

А мне, молоде, - что в кубке.

Оглянись, мати,

Вся ли семья в хате,

На куте щербина,

Нема твоего семьянина!

После раздела каравая молодую забирают в дом жениха и поют наказ:

Не забудь, хлопчик, что тебе мамочка приказала:

Дадут чарочку, вылей на коня,

Дадут другую – ты и тую,

А за третьей - в хату иди,

За четвертой – девочку бери!

Забирая постель, женщины пели:

Мы ж не на это уповали,

А мы ж думали оделят,

Аж не дерюги, да рёдны,

Да всё толстые, воловые

Ну, мы и сами такие.

По пути, когда везут молодую, поют:

Стойте, кони, потороча стала,

Пуховая подушка из воза упала.

Привезут молодую к дому жениха и поют:

Скачай, девочка, с возу долов.

Кланяйся, Ниночка, мамке моей,

А я твоей кланялся,

Гляди, мамочка, в кватырку,

Какую мы тебе привезли мокотырку.

На второй день свадьба была в доме жениха.

Молодой приглашал мать и отца своей супруги, гости ехали в дом жениха. По дороге и возле дома сватов пели песни:

Бояре мои пышные, всколыхните меня высоко,

Чтоб я всё забачив далеко.

Где моя Светочка орешки щёлкая,

Эти орешки щёлкая полненьки.

Мы с моей Светочкой ровненьки.

Ой, добрый день, добры люди, и мы к вам.

Не залетела наша Светочка к вам.

Хоть залетела, не залетела – нихай вам.

Пустите, сваточки, у хатку,

Будем мы сидеть у запечку,

Да будем мы глядеть правдочку,

Даси чарочку мы выпьем,

Даси другую мы и тую.

Что у нашего свата

Усего богато.

И хлеба, и соли

И горелки доволе.