Эстетика-риторика художественной речи или поэтика художественной реальности

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВОПРОСЫ ЭТИКИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

2. ЭСТЕТИКА-РИТОРИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ ИЛИ ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

2.1. Понятие риторики и поэтики

2.2. Эстетические потенциал риторики и поэтики

2.3. Риторические операции и фигуры

2.4. Типы риторических фигур

2.5. Поэтика пространства, времени и места

2.6. Поэтика точки зрения

2.7. Поэтические матрицы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. ЭСТЕТИКА-РИТОРИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ ИЛИ ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

2.1. Понятие риторики и поэтики

Риторика – особенность художественной речи и дисциплина, изучающая фигуры этой речи. Риторика выступает в качестве творческого инструмента художественного мышления, способствующего созданию стиля художественной речи. Как особая дисциплина риторика нацелена на постижение специфики художественного языка и средств его создания. Она призвана объяснить, как и почему риторические фигуры преобразуют речь, придают ей стиль и качество художественности и эстетически воздействуют на реципиента.

Поэтика – особенность художественной реальности и наука, изучающая эти особенности и способы их создания. Поэтика постигает принципы и средства создания художественной реальности, которую обрисовывает и представляет реципиенту. В известном смысле поэтика — метадисциплина по отношению к риторике, управляющая ею.

Современные риторика и поэтика — это не рецептурный справочник, они не дают указаний, как писать или как украшать речь, они определяют мышление художника, его поэтическое видение мира, поэтическое качество самой мысли и поэтическую форму ее выражения. Определенным образом организуя художественную мысль, риторика формирует, а не просто украшает художественную речь. Риторика и поэтика выступают в то же время и как средства организации художественного общения, донесения до реципиента художественного смысла и глобальной художественной концепции, заключенной в произведении.

2.2. Эстетические потенциал риторики и поэтики

Расширительная трактовка риторики и её предмета, поэтики и её предмета, их взаимодействий является предпосылкой признания и использования общеэстетических возможностей этих дисциплин. Ключ к сближению риторики и поэтики с эстетикой — в положениях современной семиотики, согласно которым каждый вид искусства обладает своим художественным языком и выражение мыслей на этом языке есть художественная речь (дискурс).

Как аспект эстетики, риторика способна выявить инварианты художественного использования языков в разных видах искусства. Истинно художественное высказывание без потерь для его смысла и эстетического эффекта возможно выразить только теми языковыми средствами, которые предложены художником.

Взаимосвязь риторики, поэтики и эстетики прослеживается и в истории их возникновения и развития. Так, ключевые категории санскритской эстетики и поэтики свидетельствуют о том, что в ту эпоху, когда происходило становление этих дисциплин в Древней Индии, они включали в себя риторическую проблематику. Этими ключевыми категориями были: раса (художественное восприятие), дхвани (значение художественного слова), гуна (художественная ценность), риги (стиль), аланкара (фигуры художественной речи). Последняя как раз и включает в эстетику проблематику поэтики и риторики.

Риторика рождалась в одно время с поэтикой и эстетикой и уже на первых порах взаимодействовала с ними и в Древней Греции. От задачи убедить (философ Горгий) риторика поднималась к задачам разумно строить речь, соблюдать должное в ее содержании и в ее построении, учить не только вызывать эмоции, но и приводить предмет речи  в соответствие с ее  нормой   («говорить как все»), открывать новые стороны в предмете речи  («говорить отлично от всех»), высказываться «уместно», «подобающе», «ново», художественно-выразительно.  

Греко-римские риторики разрабатывали приемы художественной речи и совершенствовали до виртуозности поэтическую технику. Античность породила мощную риторическую традицию. Риторика в художественном мышлении античности и средних веков активно участвовала в формировании художественного стиля, исследовала отношения автора и текста и открывала простор для художественной индивидуальности поэта. Однако в средние века и позднее развитие риторики во многом шло по пути перечисления риторических фигур как средств украшения произведения. Это выхолащивало эстетическую ценность риторики и на длительное время привело к ее кризису. В наше время на базе новых рецептивно-эстетических подходов к тексту риторика возродилась в новом виде. Риторическая традиция укоренилась в науке о литературе и искусстве, вступила во взаимодействие с современной поэтикой и эстетикой.

2.3. Риторические операции и фигуры

Риторика накапливает набор художественных клише, которые в творческом процессе используются для нахождения речевых форм описания, формирования художественной реальности.

Глубинный культурный характер риторических фигур обнаруживает себя и в том, что образное выражение древнёе научно-понятийного: конкретно-чувственные представления-образы, поэтический язык предшествовали аналитическим суждениям. Риторические фигуры — более ранние формы мышления, чем схожие с ними научно-логические силлогизмы. Это тоже своеобразные силлогизмы, ибо доказывают воображаемую истинность своего вывода. Они способствуют и изображению, и оценке, и эмоциональной окрашенности речи, передают информацию, иным путем непередаваемую.

За художественным текстом прямо не стоят адекватные ему факты действительности, а находится их осмысляющая художественная реальность. Лишь благодаря риторическим фигурам художник достигает своей цели — художественной мысли, выраженной в художественной речи, которая рисует художественную реальность.

Картина мира, осознаваемого человеком, зависит от характера стилистической окрашенности языка, то есть от использования в нем риторических фигур. 

В основе  риторических операций лежат три свойства текста:

1. Членимость художественной речи на все более и более мелкие единицы.

2. Соотносимость художественного текста с его стилистически бесцветным, чисто информативным вариантом.  Риторические фигуры  существуют лишь постольку,  поскольку они противопоставлены норме, «нулевому уровню письма (Н. Барт). «Нулевой уровень» текста есть передача минимальными средствами сути сообщения. Отклонение от «нулевого» уровня  создается  риторическими фигурами,   обеспечивающими   стилевое  многообразие   искусства.  

 3. Избыточность всякого текста. Для надежности коммуникации язык как бы подстраховывает себя тем, что содержит не только необходимые и достаточные для передачи сообщения единицы, но и такие, которые хотя и помогают усвоению смысла сообщения, однако необязательны для его понимания. Таких необязательных единиц в языке около половины. Так, в современном письменном французском языке избыточность составляет примерно 55%. Другими словами, если сократить наполовину произвольно выбранные значимые единицы сообщения, его все равно можно будет понять. Избыточен не только литературный язык, но и язык других видов искусства. Язык театрального спектакля складывается, например, из нескольких знаковых систем: речь актера, его жесты и мимика, музыкальное и звуковое сопровождение, костюмы и грим, свет, цвет, декорации и т. д. Все эти «языки» дополняют друг друга, создавая большую информативную избыточность.

Изменения «нулевого текста» во имя его стилистической выразительности не должны превосходить уровня избыточности. Избыточноеть языка для риторики представляет естественную границу, нарушив  которую  можно  разрушить само  художественное сообщение.

Риторические операции, приводящие к рождению художественного текста, включают в себя две тенденции: 1) создание отклонений (автор творит, осложняя текст и отклоняя его от «нулевого уровня»); 2) редукция (читатель или зритель в процессе восприятия и понимания сводят сложный текст к простому, точнее, проясняют его, не теряя богатства мысли, в нем заключенного). Риторически обработанная речь тем самым требует активного творческого восприятия и предполагает разные возможности, варианты, направления редукции, что соотносится с многозначностью художественной мысли.

Автор и реципиент «играют» уровнем избыточности текста, понижая и повышая этот уровень с помощью риторических фигур. Риторические операции ведутся с целью достижения художественного эффекта. Сам эффект отклонения от «нулевого уровня» независимо от его характера свидетельствует, что перед нами текст, обладающий элементами художественности, образного мышления. Иными словами, образная мысль всегда риторически маркирована.

Искусство — всегда    целенаправленное    речевое    воздействие, использующее целый арсенал риторических фигур, что диктуется самой   образностью   художественного   языка.   Нет   искусства   без риторических   фигур.   Значимое   отсутствие   фигуры   в   художественном тексте есть также фигура. Так, отсутствие метафор, сравнений и других фигур в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил» придает этому лирическому признанию форму безыскусной откровенности и поэтичности.

Разные риторические фигуры дают различный эстетический и художественный эффект. Приобретая общепринятый характер, отклонения в языке искусства складываются в систему и становятся конвенцией (значимым для языка искусства соглашением). Но возможны и отклонения от конвенции, которые также оказываются художественно выразительными. Например, отклоняясь от общепринятого, Бетховен в симфонию включает хор, достигая тем самым новаторской художественной выразительности своей музыки.

Как отмечал Р. О. Якобсон, риторический язык позволяет художественно воздействовать на всех «действующих лиц» коммуникативного процесса (то есть на автора, критика-интерпретатора и реципиента).

В древнейших индийских книгах по хореографии описаны 108 риторических фигур танца. С помощью этих фигур можно музыкально-пластическими движениями, жестами, мимикой выразить любую художественную мысль. Современные индийские танцовщицы изучают эти фигуры национальной речи танца и применяют их.

Однако без формализации и инвентаризации риторических фигур не может обойтись ни теория литературы, ни современная эстетика. И в научных, и в учебных целях необходимо составление «списка» фигур, памятуя о том, что современная наука не чурается такой классификации, когда речь идет о категориях эстетики, или о типах художественных взаимодействий, или о типах знаков. Иное дело, что вычлененные и формализованные категории эстетики или фигуры риторики должны быть теоретически осмыслены так, чтобы не застыть в каталоге фигур и не остаться в перечне, а быть готовыми вернуться к живой и действенной жизни — в мышлении поэта, внутри художественного текста или в аналитической работе критика и искусствоведа. 

2.4. Типы риторических фигур

Новая   риторика   в   качестве   коренных   риторических   фигур   выделяет:  

·              метафору — семантическое   замещение   по   сходству;

·              тонимию — замещение   по   смежности,   ассоциации,   причинности;

·              синекдоху      замещение    на   основе   количественных    отношений (множественность — единичность)    или    причастности,    включенности.   

Риторические фигуры классифицируются в зависимости от типа применяемой операции отклонения (впервые этот принцип классификации предложила группа «Мю»):

1) от знака (слова) — морфологические:

·   Эпентеза (вставка) – риторическая фигура, возникающая путём добавления в средине знака (произносимого слова) лишнего слова. Например в русском просторечии – «ндравится», «радиво».

·   Синонимия – при одном и том же означаемом составные элементы означающего заменяются другими. К частным случаям стилистической синонимии относятся архаизмы – замена современного понятия устаревшим, вышедшим из употребления. Использование элементов ордерной системы в современной архитектуре, отказ от перспективы в живописи — это тоже примеры архаизмов.

·   Неологизмы — вновь образованные слова. Например, с помощью неологизма «громокипящий кубок» Ф. И. Тютчев создает яркий поэтический образ в стихотворении «Весенняя гроза».

·   Каламбур — игра слов, использование для достижения художественной выразительности и комизма многозначности слов, омонимии (полное совпадение означающих при различии означаемых) или звукового сходства слов.

·   Анаграмма — риторическая фигура, образующаяся путем перестановки на морфологическом уровне (букв в слове).

·   Палиндром («перевертень») — обратные перестановки, фразы, строфы стиха, одинаково читающиеся в обоих направлениях (слева направо и справа налево).

2) от грамматического кода — синтаксические:

·         Эллипсис — художественно-выразительный пропуск в речи частей предложения, которые в силу избыточности информации, заложенной в высказывании, подразумеваемы и могут быть мысленно восстановлены.

·         Сокращение   синтаксических   знаков — риторическая   фигура, сходная с асиндетоном (опущением союзов: «Пришел, увидел, победил...»).

·         Амплификация — перечисление и нагромождение.

·         Силлепсис — риторическая  фигура,  возникающая  путем художественно-выразительного нарушения правил согласования морфем или синтагм  по  роду,  числу,  лицу  или  времени.

·         Хиазм — это риторическая фигура, которая задает определенный порядок в одном предложении, а в другом возникает его обратная (зеркальная) симметрия; композиционная фигура, в которой из двух предложений, построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение строится в обратной последовательности членов.

·         Параллелизм — одна из строк по своему синтаксическому построению повторяет другую.

·         тмезис - тесно связанные друг с другом морфемы или синтагмы разделяются другими, вставленными между ними элементами.

·         Инверсия — проявляется в изменении порядка подлежащего, сказуемого, обстоятельств времени и места, а также при сходных операциях, касающихся таких пар, как «глагол — наречие» или «существительное — прилагательное в роли определения».

3) от смысла — семитические:

·         Метафора.

·         Сравнение - выявление общего признака при сопоставлении двух явлений.

·         Метонимия (буквально переименование) — установление связи между явлениями по смежности, перенесение свойств предмета на сам предмет, при помощи которого эти свойства обнаруживаются, иносказательное обозначение предмета речи.

·         Оксюморон — тесное соседство в синтагме двух знаков или слов с противоречащими значениями, прямое соотнесение и совмещение контрастных, казалось бы, несовместимых признаков и явлений.

·         Повтор — повторение звуковое, знаковое (словесное), синонимическое осуществляется во имя художественно выразительных, эмоционально внушающих и логически убеждающих целей.

4) от принципов мышления — логические:

·         Антитеза — противопоставление различных, резко контрастных явлений.

·         Наложение — употребление слова одновременно в прямом и в переносном, «фигуральном», значении.

·         Гипербола – количественный (преувеличивающий) характер риторических фигур.

·         Литота - количественный (преуменьшающий) характер риторических фигур.

·         Аллегория – иносказание, перенос значений одного круга явлений на другой, перенос по сходству от буквального значения к небуквальному значению суждения, мысли или целой системы суждений. В басне аллегорическое отклонение от логической нормы происходит посредством олицетворения (король — лев) или через сужающую синекдоху (хитрец —лиса, труженик — муравей).

·         Эвфемизм — замещение грубого, запретного, неприличного или излишне резкого выражения более мягким, более приемлемым этически, социально, эстетически. При этом смысл эвфемизма сохраняется, но к нему добавляются случайные смысловые оттенки.

·         Антифразис отличается от иронии отсутствием комедийного начала в критике. Пример этой риторической фигуры, когда о достойной сожаления точке зрения говорят: «Хороша позиция!»

·         Отрицание — риторическая фигура, используемая для образной характеристики явления «от обратного», путем сообщения, чем оно не является.

С помощью указанных четырёх типов риторических фигур автор нарушает «нулевую ступень» речи, создавая таким образом художественную речь, передающую художественный смысл и несущую специфически эстетическое воздействие.

2.5. Поэтика пространства, времени и места

Искусство постоянно композиционно переставляет элементы реальности. В физическом мире причина предваряет следствие. Но такой порядок необязателен для художественного сознания, где следствие может быть представлено ранее причины. Искусство нередко меняет течение времени и прослеживает жизнь человека в обратном направлении: от могилы к колыбели. Поэтика как раз и определяет характер отображения времени и действия в художественном произведении.

Алътерация — прием поэтики, обеспечивающий переход от одного действия к другому, организующий сложные отношения между действиями. Порою художник строит два последовательных ряда действий. При этом каждое событие является одновременно и последующим в своем ряду и параллельным событию, относящемуся к другому ряду.

Поэтическим   приемом   создания   художественной   реальности может быть разрыв хронологической последовательности действия, включение в него пауз, лакун, хронологических перелетов вперед и назад, отступлений  и  воспоминаний.

Поэтика путём нарушения причинно-следственных связей, присущих обыденной жизни, и создания других позволяет раскрывать самые глубинные процессы развития реальности.

2.6. Поэтика точки зрения

В  поэтике художественного   произведения  большую  роль играет авторского взгляда, определенный угол зрения на происходящие события и действующих лиц. Автор выступает то всеведущим,  то лицом, которому дано знать о событиях, но ничего не известно об их причинах. И это становится поэтическим инструментом  построения  художественной реальности.

Для реалистической прозы характерно образное описание персонажей в  разных ракурсах: как бы «изнутри» и «извне», а порой и смена ракурса авторского взгляда, той точки, с которой фиксируется изображаемое явление.

Фиксированное присутствие автора в художественном тексте и разные типы его отношения к персонажам, к их поступкам, к их внутреннему миру становятся средством построения поэтики произведения. «Нулевая ступень» соотношения автора и повествователя – точка зрения наблюдателя со стороны. А вездесущность, всезнание повествователя, художественный анализ «изнутри» воспринимается как выразительное отклонение, созидающее поэтику произведения искусства.

2.7. Поэтические матрицы

Риторика обеспечивает клишированность образной   речи:   риторические   фигуры   выступают   в   виде   клише, определяющих  её  смысловые  инварианты.   Поэтика  же обеспечивает матрицированность  (клише более сложного, более высокого типа)  художественной реальности, обрисовываемой и запечатляемой   художественной   речью.   Поэтические   матрицы   определяют художественно-концептуальные    инварианты     в     художественном тексте.     Поскольку художественное направление — это всегда инвариант художественной концепции мира и личности, то у каждого такого направления свои наборы поэтических матриц. При всем многообразии художественной реальности в разных произведениях эти матрицы фиксируют некоторые ее общие особенности, устойчивые для данного направления.

Клише (риторические фигуры) и матрицы (принципы поэтики) художественной мысли более подвижны и имеют дополнительные степени свободы по сравнению с клише (категориями) и матрицами (законами) научной мысли. Матрицы поэтического мышления — это и топосы — общие места в разных художественных текстах, обусловленные устоявшимися традиционными формами описания ключевых событий повествования (так, например, в древнерусской литературе существуют инварианты описания битв); и общности сюжетов («бродячие» сюжеты); и канонические композиционно-содержательные общности (например, в иконописи определенной школы); и жанры, хранящие историко-культурную память о наиболее общих содержательных формах произведений; и художественные нормы (например, требование единства времени, места и действия в искусстве классицизма); и каноны, особенно отчетливо выраженные в восточной поэзии, и т. д.

Риторика способствует созданию художественной, стилистически выразительной речи, поэтика — построению художественной реальности, несущей художественную концепцию мира и личности. Поэтика позволяет строить художественное пространство и художественное время, мир вещей и явлении, в них расположенных, действия, протекающие в макро- и микрокосмосе художественной вселенной. Художественное пространство и время, активность авторской точки зрения на события и персонажей художественного мира имеют, подчеркнем это еще раз, отношение ко всем видам искусства. Уже поэтому можно сказать, что современная риторика и поэтика обладают общеэстетическим содержанием и назначением. Более того, риторика и поэтика, ныне часть эстетической проблематики еще и потому, что в них речь идёт об общехудожественных формах мышления. Так же как силлогизмы являются логическими фигурами, определяющими основные формы мышления в науке, политике, философии, правовой деятельности, так и риторические фигуры, поэтические приемы и средства создают русло мышления в искусстве, будь то литература, или театр, кино, хореография, или живопись и архитектура. В этом глобальном отношении к самому строю, к самим формам и структурам художественного мышления, как такового, и заключено обще-эстетическое значение современной риторики и поэтики.

Они позволяют вполне рационально выверить и оценить во многом интуитивный процесс творения художественной речи и художественной реальности, процесс создания произведения как целостности, способствуют выявлению секретов художественного мастерства и освоению навыков мастерства критического.

Риторика повернута к проблемам художественного языка, к смысловому уровню стилистических операций, а поэтика — к художественной концепции, заключенной в художественной реальности, создаваемой системой пластических образов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борев Ю. Б. Эстетика.— 4-е изд., доп.— М.: Политиздат, 1988.— 496 с.: ил.