Перейти к содержимому
Этапы формирования товарной политики как элемента стратегии предприятия на основании анализа хозяйственно-экономической среды
Министерство науки и образования РФ
Федеральное агентство по образованию
Саратовский Государственный Технический Университет
Институт Развития Бизнеса и Стратегии
Кафедра ММЛ
Курсовая работа по стратегическому менеджменту на тему:
«Этапы формирования товарной политики как элемента стратегии предприятия на основании анализа хозяйственно-экономической среды»
Вариант №3
Выполнил: студент гр. МНЖ 41
Проверил: д.э.н., профессор
Фоменко А.В.
Саратов 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Задание№ 1……………………………………………………………………….4
Задание№ 2……………………………………………………………………….13
Задание№ 3………………………………………………………………………23
Задание№4………………………………………………………………………..33
Задание № 5……………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………………………………...52
Введение
Система управления, основанная на принципах концепции стратегического менеджмента, позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или грозит банкротство, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
В основе стратегического рыночного управления лежит предположение о том, что в условиях высокотурбулентной внешней среды циклическое планирование неприменимо. Чтобы справиться со “стратегическими сюрпризами” в виде неожиданных угроз и возможностей, стратегические решения должны приниматься быстро независимо от цикла планирования. Понимание требований высокоизменчивой среды стимулирует разработку и активное использование новых, более чувствительных методов, систем и концепций (например, внедрение вместо периодического анализа или в дополнение к нему информационной системы в реальном времени). Более восприимчивый анализ среды, выявление и постоянный мониторинг информационно-ненасыщенных областей, увеличение стратегической гибкости, развитие духа предпринимательства – все это положительно сказывается на результатах организации. Стратегическая гибкость предполагает стратегические решения, обеспечивающие быструю и адекватную реакцию на внезапные внешние изменения.
Стратегическое рыночное управление носит предупреждающий, устремленный в будущее характер. Стратеги не должны подчиняться среде, не должны воспринимать ее как данность. Они обязаны упреждать возможные перемены, влиять на происходящие внутри и вовне компании изменения.
Задание № 1.
Индексный анализ экономической эффективности производства.
Для проведения первичного анализа, выбрана совокупность показателей результатов и показателей факторов, определяющих эти результаты (Табл.1,2).
Таблица 1.
Показатели результатов.
Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себ-ть продукции Оплата труда
Базисный (0) 3,6 299 307 266 7,08
Исследуемый (1) 3,9 306 361 231 8,27
Таблица 2.
Показатели факторов.
Выручка от продаж Товарная продукция Себ-сть продукции Стоимость сырья и матер. Стоимость основных производственных фондов Оборотные средства Численность работ. Оплата труда
Базисный 299 307 266 241 103 23,3 2038 7,08
Исслед. 306 361 231 219 100,9 23,7 1976 8,27
На основе исходных данных мы можем сформировать матрицу исходных данных, содержащую значение показателей результатов и факторов в базисном (подстрочный коэффициент-0) и исследуемом (подстрочный коэффициент - 1) периодах, а также значения индексов объема фактора (IX) и результата (IY) (Таблица 3) .
Таблица 3.
Показатели результатов и факторов в базисном и исследуемом периодах индексы их объема.
Показатели Базисный период Исследуемый период Значения соответствующих индексов иссл/баз
Результаты(x) Факторы(y)
Прибыль 3,6 3,9 1,0833
Выручка от продаж Выручка от продаж 299 306 1,0234
Товарная продукция Товарная продукция 307 361 1,1759
Себестоимость продукции Себестоимость продукции 266 231 0,8684
Оплата труда Оплата труда 7,08 8,27 1,1681
Стоимость сырья и материалов 241 219 0,9087
Стоимость основных производ-ых фондов 103 100,9000 0,9796
Оборотные средства 23,3 23,7000 1,0172
Численность работников 2038 1976,0000 0,9696
Вывод.
В исследуемом периоде по сравнению с базисным прибыль увеличилась на 8,3%, за счет увеличения выручки от продаж на 2,3% и снижении себестоимости продукции на 13,16%. Товарная продукция увеличилась на 17,59%
Оплата труда выросла на 16,8%
Эти изменения стали возможны за счет снижения стоимости сырья и материалов на 9,13% и стоимость основных фондов на 2,04%.
оборотные средства увеличились на 1,7% и численность работников снизилась на 3,05%.
Для проведения более глубокого анализа экономической эффективности компании сформировать матрицу, в которой отразить расчет коэффициентов отдачи фактора на результат в базисном периоде.
Таблица 4
Коэффициент отдачи факторов на результат в базисном периоде.
Факторы Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себестоимость продукции Оплата труда
Выручка от продаж 0,0120 0,0237
Товарная продукция 0,0117 0,9739
Себестоимость продукции 0,0135 0,0266
Стоимость сырья и материалов 0,0149 1,2739 1,1037
Стоимость осн производ фондов 0,0350 2,9806
Оборотные средства 0,1545 12,8326
Численность работников 0,0018 0,1506 0,0035
Оплата труда 0,5085 43,3616 37,5706
Исходя из того, что каждый коэффициент показывает значение результата, полученное на единицу фактора, поясним экономический смысл всех полученных значений.
Коэффициент валовой прибыли равен 0,012, это говорит о том, что на 1 руб. выручки от продаж приходится 1,2 коп. прибыли Коэффициент отдачи товарной продукции на прибыль составляет 0,0117 это говорит о том, что на каждый руб. товарной продукции приходится 1,17 коп. прибыли. Коэффициент рентабельности продукции равен 0,0135 - это говорит о том, что на каждый руб. вложенный в производство и реализацию продукции (себестоимости) товарной продукции приходится 1,35 коп. прибыли. Коэффициент отдачи сырья и материалов на прибыль равен 0,0149 это означает, что на каждый рубль сырья и материалов приходится 1,49 коп. прибыли. Коэффициент рентабельности ОПФ равен 0,035 это означает, что на руб. ОПФ приходится 3,5 коп прибыли. Коэффициент рентабельности оборотный средств составляет 0,155 это означает, что с каждого руб. оборотных средств приходится 15,5 коп прибыли. Коэффициент прибыли на одного работника равен 0,0018 это означает, что на одного работника приходится 0,18 коп. прибыли. Коэффициент прибыли на рубль оплаты труда равен 0,5 и показывает, что на 1 рубль оплаты труда приходится 5 коп. прибыли.
Коэффициент реализации продукции равен 0,97, что говорит о том, что из 1 руб. товарной продукции 97 копеек было реализовано, а на 3 коп. осталось виде запаса. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен 12,83- это означает, что каждый руб. оборотных средств обернулся 12,83 раза.
Коэффициент материалоотдачи 1,27 показывает на то, что каждый рубль, вложенный в сырье и материалы принес 1,27 руб. товарной продукции. Коэффициент фондоотдачи 2,98 показывает, что каждый руб. вложенный в ОПФ обеспечивает 2,98 руб. товарной продукции. Коэффициент производительности труда 0,15 показывает , что каждый руб. вложенный в одного работника принес 0,15 руб. товарной продукции. Коэффициент зарплатоотдачи 43,36 показывает, что каждый руб. оплаты труда принес 43,36 руб. товарной продукции.
Коэффициент отдачи сырья и материалов на себестоимость составляет 1,1 – следовательно, 1 руб. на сырье и материалы приходится 1,1 руб. себестоимости. Коэффициент отдачи труда на себестоимость 37,5 показывает, что на каждый 1 рубль оплаты труда приходится 37,5 руб. себестоимости продукции.
Коэффициент отдачи выручки от продаж на оплату труда составил 0,024 значит, на каждые руб. продаж приходится 2,4 коп. оплаты труда. Коэффициент удельного веса оплаты труда в себестоимости равен 0,027 это показывает, что на каждый руб. себестоимости приходится 2,7 коп. оплаты труда. Уровень оплаты труда равный 0,0035 показывает, что на одного работника приходится зарплата, равная 3500 руб.
Таблица 4.
Коэффициент отдачи факторов на результат в исследуемом периоде.
Факторы Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себестоимость продукции Оплата труда
Выручка от продаж 0,0127 0,0270
Товарная продукция 0,0108 0,8476
Себестоимость продукции 0,0169 0,0358
Стоимость сырья и материалов 0,0178 1,6484 1,0548
Стоимость осн производ фондов 0,0387 3,5778
Оборотные средства 0,1646 12,9114
Численность работников 0,0020 0,1827 0,0042
Оплата труда 0,4716 43,6518 27,9323
Вывод - экономический смысл всех полученных результатов.
Коэффициент валовой прибыли равен 0,0127, это говорит о том, что на 1 руб. выручки от продаж приходится 1,27 коп. Коэффициент отдачи товарной продукции на прибыль составляет 0,01 это говорит о том, что на каждый руб. товарной продукции приходится 1 коп. прибыли. Коэффициент рентабельности продукции равен 0,0169 - это говорит о том, что на каждый руб. себестоимости товарной продукции приходится 1,69 коп. прибыли. Коэффициент отдачи сырья и материалов на прибыль равен 0,0178 это означает, что на каждый рубль сырья и материалов приходится 1,78 коп. прибыли. Коэффициент рентабельности ОПФ равен 0,38 это означает, что на руб. ОПФ дают 38 коп прибыли. Коэффициент рентабельности оборотный средств составляет 0,16 это означает, что на каждый руб. оборотных средств приходится 16 коп прибыли. Коэффициент прибыли на одного работника равен 0,002 это означает, что на одного работника приходится 0,2 коп. прибыли. Коэффициент прибыли на рубль оплаты труда равен 0,47 и показывает, что на 1 рубль оплаты труда приходится 47 коп. прибыли.
Коэффициент реализации продукции равен 0,84, что говорит о том, что из 1 руб. товарной продукции 84 коп. было реализовано, а на 16 коп. осталось виде запаса. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен 12,91 это означает, что каждый руб. оборотных средств обернуться 12,91 раза.
Коэффициент материалоотдачи 1,64 показывает на то, что каждый рубль вложенный в сырье и материалы принес 1,64 руб. товарной продукции. Коэффициент фондоотдачи 3,57 показывает, что каждый руб. вложенный в ОПФ принес 3,57 руб. товарной продукции. Коэффициент производительности труда 0,18 показывает на то, что каждый рубль вложенный в одного работника принес 0,18 руб. товарной продукции. Коэффициент зарплатоотдачи 43,65 показывает, что каждый руб. оплаты труда принес 43,65 руб. товарной продукции.
Коэффициент отдачи сырья и материалов на себестоимость составляет 1,054 следовательно, 1 руб. на сырье и материалы приходится 1,054 руб. себестоимости. Коэффициент отдачи труда на себестоимость 27,93 показывает, что на каждый 1 рубль оплаты труда приходится 27,93 руб. себестоимости продукции.
Коэффициент отдачи выручки от продаж на оплату труда составил 0,27 значит, на каждые руб. продаж приходится 27 коп. оплаты труда. Коэффициент удельного веса оплаты труда в себестоимости равен 0,035 это показывает, что на каждый руб. себестоимости приходится 3,5 коп. оплаты труда. Уровень оплаты труда равный 0,0042 показывает, что на одного работника приходится средняя зарплата, равная 4200руб. или с одного работника получаем 4,2 руб.
На основании проделанных вычислений сформируем матрицу индексов отдачи факторов.
Индекс отдачи факторов= Отдача факторов в исследуемом периоде/
Отдача факторов в базисном периоде
Таблица 4
Матрица индексов отдачи факторов
Факторы Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себестоимость продукции Оплата труда
Выручка от продаж 1,0586 1,1414
Товарная продукция 0,9213 0,8703
Себестоимость продукции 1,2475 1,3451
Стоимость сырья и материалов 1,1922 1,2940 0,9557
Стоимость осн производ фондов 1,1059 1,2004
Оборотные средства 1,0650 1,0061
Численность работников 1,1173 1,2128 1,2047
Оплата труда 0,9274 1,0067 0,7435
Вывод
На основании матрицы, сформированной согласно пункту 1.8, с использованием при необходимости, матриц, сформированных при выполнении пунктов 1.4, 1.6, проведем комплексный анализ показателей деятельности компании.
Коэффициент валовой прибыли равен 1,06, это говорит о том, что на 1 руб. выручки от продаж приходится 1,06 руб. Коэффициент отдачи товарной продукции на прибыль составляет 0,92, это говорит о том, что на каждый руб. товарной продукции приходится 0,92 руб. прибыли. Коэффициент рентабельности продукции равен 1,25 - это говорит о том, что на каждый руб. себестоимости товарной продукции приходится 1,25 руб. прибыли. Коэффициент отдачи сырья и материалов на прибыль равен 1,19 это означает, что на каждый рубль сырья и материалов приходится 1,19 руб. прибыли. Коэффициент рентабельности ОПФ равен 1,1 это означает, что на руб. ОПФ дают 1,1 руб. прибыли. Коэффициент рентабельности оборотный средств составляет 1,06 это означает, что на каждый руб. оборотных средств приходится 1,06 руб. прибыли. Коэффициент прибыли на одного работника равен 1,12 это означает, что на одного работника приходится 1,12 руб. прибыли. Коэффициент прибыли на рубль оплаты труда равен 0,93 и показывает, что на 1 рубль оплаты труда приходится 93 коп. прибыли.
Коэффициент реализации продукции равен 0,87, что говорит о том, что из 1 руб. товарной продукции 87 коп. было реализовано, а на 13 коп. осталось виде запаса. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен 1,006 это означает, что каждый руб. оборотных средств обернуться 1,006 раза..
Коэффициент материалоотдачи 1,29 показывает на то, что каждый рубль вложенный в сырье и материалы принес 1,29 руб. товарной продукции. Коэффициент фотдоотдачи 1,2 показывает, что каждый руб. вложенный в ОПФ принес 1,2 товарной продукции. Коэффициент производительности труда 1,21 показывает на то, что каждый рубль вложенный в одного работника принес 1,21 руб. товарной продукции. Коэффициент зарплатоотдачи 1,007 показывает, что каждый руб. оплаты труда принес 1,007 руб. товарной продукции.
Коэффициент отдачи сырья и материалов на себестоимость составляет 0,96 следовательно, 1 руб. на сырье и материалы приходится 0,96 руб. себестоимости. Коэффициент отдачи труда на себестоимость 0,74 показывает, что на каждый 1 рубль оплаты труда приходится 0,74 руб. себестоимости продукции.
Коэффициент отдачи выручки от продаж на оплату труда составил 1,14 значит, на каждые руб. продаж приходится 1,14 руб. оплаты труда. Коэффициент удельного веса оплаты труда в себестоимости равен 1,35 это показывает, что на каждый руб. себестоимости приходится 1,35 руб. оплаты труда. Уровень оплаты труда равный 1,2 показывает, что с одного работника получаем 1,2 руб.
Сформировать матрицу фактических и желательных ситуаций.
Таблица 5.
Матрица фактических и желательных ситуаций.
Факторы Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себестоимость продукции Оплата труда
Выручка от продаж 1/1 1/1
Товарная продукция 9/1 9/6
Себестоимость продукции 3/2 3/1
Стоимость сырья и материалов 3/2 3/2 13/4
Стоимость осн производ фондов 3/2 3/2
Оборотные средства 1/2 1/2
Численность работников 3/3 3/3 3/3
Оплата труда 9/1 1/1 11/10
В ячейках матрицы указываются номера фактических (в числителе дроби) и номера желательных (в знаменателе дроби) ситуаций.
Сформируем матрицу приоритетов в улучшении ситуации.
Таблица 5.
Разница желательных и фактических ситуаций.
Факторы Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себестоимость продукции Оплата труда
Выручка от продаж 0 0
Товарная продукция 8 3
Себестоимость продукции 1 2
Стоимость сырья и материалов 1 1 9
Стоимость осн производ фондов 1 1
Оборотные средства 1 1
Численность работников 0 0 0
Оплата труда 8 0 1
Чем выше разница между фактическими и желательными ситуациями, тем выше приоритетность задач улучшения ситуации.
Таблица 6.Приоритетность задач улучшения ситуаций
Факторы Прибыль Выручка от продаж Товарная продукция Себестоимость продукции Оплата труда
Выручка от продаж 6 6
Товарная продукция 2 3
Себестоимость продукции 5 4
Стоимость сырья и материалов 5 5 1
Стоимость осн производ фондов 5 5
Оборотные средства 5 5
Численность работников 6 6 6
Оплата труда 2 6 5
Самой большей разница между фактическими и желательными ситуациями, присваиваем наименьший ранг
Задание № 2.
Формирование ассортиментной политики предприятия.
Формирование ассортиментной политики предприятия осуществляют по схеме: ранговый анализ фактической структуры ассортимента – анализ факторов ассортиментной политики – принятие решений о мерах по улучшению структуры ассортимента (построение матрицы “объем выпуска, рентабельность продукции”) – ранговый анализ желательной структуры ассортимента.
В процессе рангового анализа для каждого вида изделия выявляют удельный вес выпуска в общем объеме, рентабельность, ранг выпуска по удельному весу (небольшому значению удельного веса присваивается ранг 1), ранг по рентабельности, разницу рангов по удельному весу выпуска и рентабельности.
Оформим исходные данные по ассортиментной политике предприятия.
Таблица 7.
Исходные данные для оценки рациональности ассортиментной политики
предприятия.
Наименование изделия Себестоимость, тыс. у.д.е. Доход, тыс. у.д.е. Возможность повышения цены Возможностьснижения себестоимости Увеличение затрат от снижения себестоимости,% Возможность увеличения объема выпуска,% Возможность расширения объема рынка,% Объем выпуска,тыс. шт. Прибыль, тыс. у.д.е.
А 889,2 954,1 2 2 43 154,6 146,3 43,7 64,9
Б 2891 4265 0 1 14 106,8 83,6 337,8 1374
В 3741 5646 1 1 7,7 73,6 119 552,9 1905
Г 3907 5123 1 1 40,8 157,5 92,8 518,2 1216
Д 4336 5198 1 0 48,3 78,6 122 546,4 862
Е 2400 3616 1 1 19,7 142,9 102,7 367,7 1216
Ж 2034 3391 1 1 14,1 81,4 107,5 342,5 1357
З 8923 8946 2 1 35,6 68,7 74,9 899,1 23
И 183,7 1739 1 0 21,3 90,5 96,8 115,4 1555,3
К
5446 5636 1 1 36 158 94,7 637,2 190
На основании данных таблицы 7 проведём ранговый анализ ассортимента по уровню рентабельности и объёмам реализации каждой ассортиментной позиции. Результаты анализа оформим в следующей таблице.
Удельный вес = Объем выпуска/ сумма объем выпуска*100%
Таблица №8
Ранговый анализ ассортимента.
Наименование изделия Объем выпуска,тыс. шт. Удельный вес выпуска,% общего объема выпуска Рентабельность,% Ранг рбъема выпуска Ранг рентабельности Разница рангов
А 43,7 1,0021% 7,2987% 1 3 2
Б 337,8 7,7461% 47,5268% 3 6 3
В 552,9 12,6786% 50,9222% 8 8 0
Г 518,2 11,8829% 31,1236% 6 5 -1
Д 546,4 12,5295% 19,8801% 7 4 -3
Е 367,7 8,4317% 50,6667% 5 7 2
Ж 342,5 7,8539% 66,7158% 4 9 5
З 899,1 20,6173% 0,2578% 10 1 -9
И 115,4 2,6462% 846,6522% 2 10 8
К 637,2 14,6117% 3,4888% 9 2 -7
сумма 4360,9
Рассчитаем коэффициент корреляции ранга выпуска и ранга рентабельности. Процесс и результаты расчетов отразим в следующей таблице.
Таблица №9
Данные для расчета коэффициента корреляции.
Наименование изделия X(ранг выпуска) Y(Ранг рентабельности) XY X2 Y2
А 1 3 3 1 9
Б 3 6 18 9 36
В 8 8 64 64 64
Г 6 5 30 36 25
Д 7 4 28 49 16
Е 5 7 35 25 49
Ж 4 9 36 16 81
З 10 1 10 100 1
И 2 10 20 4 100
К 9 2 18 81 4
сумма 55 55 262 385 385
Коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле:
r= -0,491
Обратная корреляция, говорит о нерациональной структуре ассортимента.
Построим график рангов выпуска и рентабельности продукта
10 И Ж
Е В
7 Б
5 Г
4 А Д
2 К
1 З
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Выпуск
На основании величин рангов выпуска и рентабельности продукции сформируем матрицу, размерности 10 х 10, в которой разместим все изделия рассматриваемой ассортиментной группы. Отметим на каждой оси от 0 до 10 три равных отрезка – на оси «рентабельность» - высокорентабельные, средне рентабельные и низко рентабельные изделия, на оси «объем выпуска» - изделия, выпускаемые в большом, среднем и малом объемах. Построим матрицу 3 х 3.
Отметим на данной матрице все желательные направления изменения параметров изделий.
Проведем анализ и выявим возможности совершенствования ассортиментной политики компании по данной ассортиментной группе. При проведении анализа и формировании рациональной ассортиментной политики необходимо учитывать дополнительные факторы внешней и внутренней среды, указанные в таблице 7.
Ассортиментная политика предприятия
Рентабельность
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Выпуск
- желательное направление изменения параметров
- нежелательное направление изменения параметров
Рентабельностьльность
10 И И*
9 Ж Ж*
8 В
7 Е Е*
6 Б Б*
5 Г* Г
Д Д
4 А А*
3 К* К
2 З* З
1
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Выпуск
Отразим новые предложенные значения параметров в следующей таблице.
Таблица №10
Параметры предлагаемой ассортиментной политики по выбранной ассортиментной группе
Наименование изделия Ранг объема выпуска Ранг рентабельности Разница рангов
А 2 3 1
Б 6 6 0
В 8 8 0
Г 5 5 0
Д 4 4 0
Е 7 7 0
Ж 9 9 0
З 2 2 0
И 2 10 8
К 2 2 0
Рассчитаем коэффициент корреляции ранга выпуска и ранга рентабельности. Процесс и результаты расчётов отразим в следующей таблице.
Таблица №10
Данные для расчета коэффициента корреляции
Наименование изделия X(ранг выпуска) Y(Ранг рентабельности) XY X2 Y2
А 2 3 6 4 9
Б 6 6 36 36 36
В 8 8 64 64 64
Г 5 5 25 25 25
Д 4 4 16 16 16
Е 7 7 49 49 49
Ж 9 9 81 81 81
З 2 2 4 4 4
И 2 10 20 4 100
К 2 2 4 4 4
сумма 47 56 305 287 388
r=0,596
Построим график рангов выпуска и рентабельности продукции
(см. рис.2)
А.
Возможность увеличения объема выпуска=154,6%
Возможность расширения объема рынка=146,3%
Объем выпуска=43,7 тыс. шт.
43,7*1,463+43,7=107,6 близкий ранг объема выпуска 2
Построим график рангов выпуска и рентабельности продукции.
10
И Ж
9
8 В
Е
6 Б
Г
4 Д
А
2
З К
1
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выпуск
Вывод .
Товар А характеризуется низким рангом выпуска 1 и рангом рентабельностью 3, у нас имеется возможность увеличения объёма выпуска до 2 и оставить рентабельность на том же уровне. Таким образом, рекомендуемые ранги: рентабельности – 3, объем выпуска – 2.
Товар Б характеризуется рангом выпуска 3 и рангом рентабельности 6, следовательно, наиболее эффективным решением было бы повысить объём выпуска до 9, но мы имеем возможность повысить только до 6, и оставить рентабельность на том же уровне.
Товар В характеризуется высоким рангом выпуска 8 и рангом рентабельности 8, рекомендуемое значение соотношений параметров ранга объема выпуска 8 и ранга рентабельности 8.
Товар Г характеризуется рангом выпуска 6 и рангом рентабельности 5, у нас имеется возможность уменьшить объем выпуска до 5, а рентабельность оставить на том же уровне.
Товар Д характеризуется рангом выпуска 7 и рангом рентабельности 4, у нас имеется возможность уменьшить объем выпуска до 4, а рентабельность оставить на том же уровне.
Товар Е характеризуется рангом выпуска 5 и рангом рентабельности 7, следовательно, наиболее эффективным решением было бы повысить объём выпуска до 9, но мы имеем возможность повысить только до 7, а рентабельность оставить на том же уровне.
Товар Ж характеризуется рангом выпуска 4 и высоким рангом рентабельности 9, у нас имеется возможность увеличения объёма выпуска до 9 и оставить рентабельность на том же уровне.
Товар З характеризуется высоким рангом выпуска 10 и низким рангом рентабельности 1, у нас имеется возможность увеличения рентабельность до 2, и уменьшения объёма выпуска до 2.
Товар И характеризуется рангом выпуска 2 и высокой рентабельностью 10, рекомендуемое значение соотношений параметров ранга объема выпуска 2 и ранга рентабельности 10.
Товар К характеризуется высоким рангом выпуска 9 и рангом рентабельности 2, у нас имеется возможность уменьшения объёма выпуска до 2 и оставить рентабельность на том же уровне.
Данные передвижения очень значительно повысили коэффициент корреляции с -0,5273 до 0,596. Поэтому с большой вероятностью можно говорить о том, что экономическая структура ассортимента стала более рациональной, чем была первоначально.
Задание № 3.
Прогнозирование объемов продаж изделий выбранной ассортиментной позиции.
Прогнозирование объемов продаж изделия выбранной ассортиментной позиции.
Оформим имеющиеся у нас данные в виде таблицы:
Таблица №12
Количество продукции, реализованной в течение последних 13 кварталов.
Год квартал Количество проданной продукции, тыс. шт.
1 январь-март 569
1 II 550
1 III 506
1 IV 665
2 I 700
2 II 657
2 III 509
2 IV 758
3 I 802
3 II 719
3 III 621
3 IV 814
4 январь-март 848
Прогностическая модель формируется как с аддитивной, так и с мультипликативной компонентой. Первой формируется прогностическая модель с аддитивной компонентой, то есть модель, в которой вариация значений переменной во времени наилучшим образом описывается через сложение отдельных компонент. В более упрощенном виде модель фактических значений можно представить следующим образом:
Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка
Рассчитаем сезонную компоненту. Для этого необходимо выполнить несколько этапов расчетов:
1. Определить скользящую среднюю для каждых четырех кварталов.
2. Для соотнесения временного промежутка полученной скользящей средней и фактических значений рассчитать центрированную скользящую среднюю.
3. Поскольку скользящая средняя за 4 квартала не содержала сезонной компоненты, то центрированная скользящая средняя также ее не содержит. Вычитая из фактических значений центрированную скользящую среднюю, произведем оценку сезонной компоненты. Результаты проводимых расчетов отразим в таблице 13.
Таблица №13
Оценка сезонной компоненты.
№ квартала
Объем продаж, тыс. шт.
Итого за 4 квартала
Скользящая средняя за 4
квартала
Центрированная скользящая средняя
Оценка сезон
компоненты
1 569
2 550
2290/4 572,5
3 506 588,875 -82,875
2421 605,25
4 665 620,875 44,125
2546 636,5
5 700 636,875 63,125
2549 637,25
6 675 648,875 26,125
2642 660,5
7 509 673,25 -164,25
2744 686
8 758 691,5 66,5
2788 697
9 802 711 91
2900 725
10 719 732 -13
2956 739
11 621 744,75 -123,75
3002 750,5
12 814
13 848
Рассчитаем среднее значение сезонной компоненты. Для этого необходимо найти средние значения сезонных оценок для каждого сезона года и скорректировать их, увеличивая или уменьшая их на одно и тоже число таким образом, чтобы общая их сумма была равна нулю. Результаты расчетов занесем в следующую таблицу 14.
Таблица №14
Расчет средних значений сезонной компоненты.
Год Номер квартала Сумма Сумма/4
I II III IV
1 -82,875 44,125
2 63,125 26,125 -164,25 66,5
3 91 -13 -123,75
Итого 154,125 13,125 -370,875 110,625
Среднее значение 77,0625 6,5625 -123,625 55,3125
Оценка сезонной компоненты 77,0625 6,5625 -123,625 55,3125 15,3125 3,828125
Скорректированная сезонная компонент 73,23438 2,734375 -127,453 51,48438
Десезонализируем данные для расчета тренда. На данном этапе происходит вычитание соответствующих значений сезонной компоненты из фактических значений объема реализации за каждый квартал, что позволит убрать из фактических значений сезонную компоненту. Результаты расчётов оформим в следующей таблице:
Таблица №15
Расчет десезонализированных данных.
№ кварта- ла (x) Объем продаж, тыс. шт. Сезонная компонента Десезонализ объем продаж, тыс. шт.(y) x2 xy
1 569 77,0625 491,9375 1 491,9375
2 550 6,5625 543,4375 4 1086,875
3 506 -123,625 629,625 9 1888,875
4 665 55,3125 609,6875 16 2438,75
5 700 77,0625 622,9375 25 3114,688
6 657 6,5625 650,4375 36 3902,625
7 509 -123,625 632,625 49 4428,375
8 758 55,3125 702,6875 64 5621,5
9 802 77,0625 724,9375 81 6524,438
10 719 6,5625 712,4375 100 7124,375
11 621 -123,625 744,625 121 8190,875
12 814 55,3125 758,6875 144 9104,25
13 848 77,0625 770,9375 169 10022,19
91 8718 123 8595 819 63939,75 Сумма
На основании десезонализированных данных можно построить модель основного тренда. Для упрощения задачи в данной работе будет рассматриваться только линейная модель тренда.
Уравнение линейной модели тренда имеет вид:
где а – параметр, характеризующий точку пересечения с осью координат
b – наклон линии тренда.
Для определения параметров прямой, наилучшим образом аппроксимирующей тренд можно использовать метод наименьших квадратов. Уравнение для расчетов параметров a и b будут иметь вид:
(2)
где n – количество переменных;
х – порядковый номер квартала;
у – значение десезонализированного объёма продаж по кварталам, тыс.шт.
(3)
На основании рассчитанных параметров a и b определим вид уравнения модели тренда.
b= (13*63939,75-91*8595)/(13*819-912)=20,74038
a=8595/13-(20,74038*91/13)=515,9712
Отсюда уравнение тренда имеет вид: T=515,9712+20,74038x.
Рассчитаем ошибки модели. При этом следует обратить внимание, что ошибка определяется как разница между фактическим значением объема реализации и суммой трендового значения и сезонной компоненты за тот же период.
Таблица №16
Расчет ошибок для построенной административной модели.
№ кварта- ла (x) Объем продаж, тыс. шт. Сезонная компонента Трендовое значение, тыс. шт. Ошибка, тыс. шт. |(2)-((3)+(4))|
1 2 3 4 5
1 569 77,0625 536,7115 44,7740
2 550 6,5625 557,4519 14,0144
3 506 -123,6250 578,1923 51,4327
4 665 55,3125 598,9327 10,7548
5 700 77,0625 619,6731 3,2644
6 657 6,5625 640,4135 10,0240
7 509 -123,6250 661,1538 28,5288
8 758 55,3125 681,8942 20,7933
9 802 77,0625 702,6346 22,3029
10 719 6,5625 723,3750 10,9375
11 621 -123,6250 744,1154 0,5096
12 814 55,3125 764,8558 6,1683
13 848 77,0625 785,5962 14,6587
Сумма 243,1635
Рассчитаем среднее абсолютное отклонение