Этика и ритуал в традиционном Китае

           Реферат по Мировой художественной культуре

           ТЕМА: Этика и ритуал в традиционном Китае.

   Китайская культура развивалась на основе собственных  коренных

традиций. Хотя древний "шелковый путь" вел из Китая далеко на за-

пад, а китайские поломники оставили описания черезвычайно удален-

ных от своей родины мест, принцип замкнутости китайского культур-

ного мира сохраняется  здесь  со  времени  первых  крупных  госу-

дарственных объединений.  И если индийский  континент  характерен

крайней подвижностью этнических границ и  множественностью  госу-

дарственных образований,  то  для  Китая  основной  чертой  госу-

дарственного строя была мощная централизация и обожествление  им-

ператорской власти.  Это наложило отпечаток  на  культуру  Китая:

удельный вес чисто культового искусства сдесь значительно ниже  ,

а мир человеческих деяний и чуств находит в искусстве более яркое

отражение , чем символика космогонических систем.

   Самые ранние из известных нам центров на територии Китая нахо-

дятся в долине Хуанхэ и относятся ко второму тысячелетию до нашей

эры.  Ученые находят большое количество пышных гробниц  китайской

знати.  Развитый в древнем Китае культ предков требовал снабжение

умерших различными предметами быта, благодаря чему до  нас  дошло

немало керамических и бронзовых  сосудов,  каменных  скульптур  и

рельефов, ритуальных предметов из полудрагоценных камней.

   Изобразительное искусство лучше всего представлено рельефами и

скульптурой погребальных помещений, вся жизнь китайского  импера-

тора, а так же быт и занятия китайцев того  времени  представлены

нам на плоских барильефах. Нередко гробницы украшались также нас-

тенной живописью.  В росписи особенно ясно видно особое отношение

китайских мастеров к пространству.  Ни в одной другой стране  ху-

дожник не позволил бы себе оставить так много пустого  места,  не

заполненного изображением. Мироощущени, пронизывающее и философию

этого времени, и художественное сознание,  придает  древнему  ки-

тайскому искусству особую гармонию  и  человечность,  развитые  в

последующие эпохи в лучших творениях поэтов и живописцев.

   Вскоре в Китай проникает буддизм, поклонение китайцев этой ре-

лигии сопроваждается постройками монументальных скульптур и  хра-

мов.

   Однако, как ни впечатляют эти монументальные  сооружения,  ос-

новной вклад средневековой культуры Китая в мировое искусство был

сделан в более позднюю эпоху, во времена расцвета китайской школы

живописи при династиях Тан (VII-X вв.).  Именно в это  время  ис-

кусство средневекового Китая словно накопив потенции,  заложенные

древней духовной культурой, переживает яркий расцвет,  в  опреде-

ленном отнашении намного опережая все художественные культуры ми-

ра.  Появляется совершенно новый вид искусства,  созданного  спе-

циально для рассматривания или созерцания освобожденного от  под-

чиненно-декоративных функций,-живопись на свитке.

   Занятия культурой, живописью поощряются двором, при императоре

создаются академии.

   Также в этот периуд ярко выделяются китайские поэты.

                          День догорел,

                      Сумерки гуще и гуще.

                          Светлой луны

                      Сияние ярче и ярче...

                           Я в темноте

                      Жду терпеливо и тихо

                         Лунного света,

                   Который спускается с неба.

                           -----------

                         На голой ветке

                      Ворон сидит одиноко.

                         Осенний ветер.

   Одним из важнейших качеств считается умение  открывать  "душу"

стиха и душевное движение художника.

   "Искусство  китая  поистине  разнообразно,  оно  стоит  внима-

тельнейшего к нему отношения!"

                                                  K.C.  Данлиенци