Евгений Онегин

 “Евгений  Онегин” подготавливался  всем  ранним  творчеством  Пушкина ,  и  следы  его  явственно  заметны  на  многих  его  произведениях. “Евгений  Онегин”  подготавливался  поэмой  “Руслан  и  Людмила”, первым  опытом  Пушкина  в  эпическом  роде,  в  котором  он  практически  постигнул  все  законы  и  возможности  свободной  поэтической  формы.

Он  подготавливался  в  равной  мере  и  южными  поэмами  Пушкина,  где  он  впервые  постиг  для  себя  тот  тип  русского  героя,  который  он  изобразит  столь  живо  и  убедительно  в  Онегине.  Многое  в  “Евгении  Онегине”  было  подготовлено  и  ранней  лирикой  Пушкина.  Роман в  стихах  вобрал  в  себя  богатый  поэтический  опыт  Пушкина,  его  поэтические  находки  и  достижения -  и  естественно,  что  он  стал  одним  из  самих  совершенных  в  художественном  отношении  произведений  не  только  Пушкина,  он  стал  одним  из  самых  совершенных  в  художественном  отношении  произведений  не  только  Пушкина ,  но  и  всей  русской  литературы.

    “Евгений  Онегин”  писался  дольще,  чем  любое  другое  произведение  Пушкина,-  в  течение  более  7  лет.  Он  писался  в  Кишеневе  и  в  Одессе,  в  Михайловском  и  в  Петербурге,  и  в  Болдине -  писался  в  разные  времена  и  при  разных  обстаятельствах  жизни.За  7  лет ,  в  течение  которых  он  создавался ,  многое  менялось  и  в  России,  и  в  самом  Пушкине ,  и  все  эти  перемены  не  могли  не  найти  своего  отражения  в  романе.  Роман  создавался  по  ходу  жизни  и становился хроникой русской жизни и своеобразнй ее  поэтичеслой историей .

  При всем этом “Евгений Онегин” представляет собой удивительно  цельное произведение . В  самой пестроте и разнохарактерности  картин , в разнообразии  настоении ,

в быстрых  переходов от темы к теме  -  цельное . Эта

цельость обуссловлена  пежде  всего  единством  и  цельностью  личности  автора  в  романе .   В  свободном романе  Пушкина  автор  не  только  один  из  его  героев, но  и  самый  главный  его  герой . “ Автор неотступно  присутствует  при всех сценах романа , комментирует их,

дает свои пояснения , суждения  , оценки . Он присут -ствует не только как автор , литературно существующий

во всяком романе , а именно как персонаж , свидетель ,

отчасти даже участник событий и историограф всего происходящего”.

   Вся первая глава , казалось бы рассказывет об Онегине ; его детсве ,  юности   развлечениях ,  друзьях . Эпиграф аф

к этой главе : “ и жить торопится и чувствовать ть спешит”

( Князь Вяземский) - тоже про Онегина . Но если прочесть  главу  повнимательней ,  мы   увидим,  что  в  ней  не  один,  а  два  героя:  Онегин  и  Пушкин. Им  не  только  уделено  почти  равное  количество  строф ,  мы  узнаем  о  каждом  из  них  очень  много-  об  авторе  почти  столько  же , сколько  о  герое.  Они  во  многом  похожи , недаром  Пушкин  сразу  сказал  об  Онегине :”добрый  мой  приятель “.  Но  много  у  них  и  разного.  Трудно,конечно,  сравать  реально  жившего  великого  человека  с  другим,  его  фантазией.  И  все-таки  насколько  же  Пушкин  ярче,  умнее,  значительней  человека,  которого  мы  называем  “типичным  представителем”  его  эпохи!  Поэт  находит  самые  точные,  самые  убедительные  слова,  чтобы  объяснить,  как  несчастливо  воспитали  Евгения:  чувствовать,  страдать,  радоваться  он  не  умеет.  Зато  умеет “лицемерить,  казаться,  являться”;зато, как  многие  светские  люди  умеет  скучать,  томиться.       

    Большая  часть  публики   совершенно  отрицала  в  Онегине  душу  и  сердце,  видела  в  нем  человека  холодного,  сухого  и  эгоиста  по  натуре.  Нельзя  ошибочнее  и  кривее  понять  человека!   Этого  мало:  многие  добрадушно  верили  и  верят,  что  сам  поэт  хотел  изобразить  Онегина  холодным  эгоистом.  Это  уже  значит-  имея  глаза  ничего  не  видеть.  Светская  жизнь  убивала  в  Онегине  не  чувства,  а  только  охолодила  к  бесплодным  страстям  и  мелочным  развлечениям.    Онегин  не  был  ни  холоден,  ни  сух,ни  черств,  в  душе  его  жила  поэзия  и  вообще  он  был  не  из  числа  обыкновенных,  дюжинных  людей.  Невольная  преданность  мечтам,  чувствительность  и  беспечность  при  созерцании  красот  природы  и  при  воспоминании  о  романах  и  любви  прежних  лет-  все  это  говорит  больше  о  чувстве  и  поэзии,  нежели  о  холодности  и  сухости.  Онегин  не  любил  расплываться  в  мечтах,  больше  чувствовал,  нежели  говорил,  и  не  всякому  открывался.Озлобленный  ум  есть  тоже  признак  высшей  натуры,  потому  что  человек  с  озлобленным  умом  бывает  недоволен  не  только  людьми,  но  и  самим  собой.  Связь  с  Ленским,  юным  мечтателем,  все  громче  говорят  против  мнимого  бездушия  Онегина.  И  Пушкин  любит  молодого  поэта -  нет  сомненья.  Более  того : те  высокие  идеалы,  которым  верит ,  которым  покланяется  Ленский, Пушкин  называет  “чудесами”.  Ленский  наивен,  не  знает  жизни, но  Онегину,  конечно,  интереснее  с  ним,  чем  с  остальными  соседями,  которые  “благоразумно”  беседуют  о  сенокосе,  о  вине,  о  псарне,  о  своей  родине, - в  этом коротком  перечне - полная  картина  их  бессмысленной,  тупой  жизни.   

  На  первый  взгляд,  жизнь  Онегина  очень  интересна:  развлечения  с  утра  до  глубокой  ночи,  и  такие  яркие ,  богатые  развлечения:  прогулки,  беседы  с  умными  людьми,  рестораны,  балы. 

   Всегда,  каждый  день,  каждый  год,  много  летт  подряд - одно  и  тоже.  Пушкин  беспощадно  точно  определяет  эту  жизнь: “ ...  однообразна  и  пестра.  И  завтра  тоже , что  вчера.”    

Онегин-  добрый  малой,  но  при  этом  недюжинный  человек.  Он  не  годится  в  гении,  не  лезет  в  великие  люди,  но  бездеятельность  и  пошлость  жизни  душат  его,  он  даже  не  знает,  чего  ему  надо, чего  ему  хочется;но  он  знает, и  очень  хорошо  знает  чего  ему  не  надо,  что  ему  не  хочется  того, чем  так  довольна, так  счастлива  самолюбивая  посредственность.  И  за  то-то  эта  самолюбивая  посредственность  не  только  провозгласила  его  “безнравственность”,  но  и  отняла  у  него  страсть  сердца,  теплоту  души,доступность  всему  доброму  и  прекрасному.  Блестящий  юноша, он  был  увлечен  светом,  подобно  многим;  но  скоро  наскучил  им  и  оставил  его, как  это  днлают  слишком  немногие. В  душе  его  тлелась  искра  надежды- воскреснуть  и  освежиться  в  тиши  уединения,  на  лоне  природы; но  он  скоро  увидел, что  перемена  мест  не  изменяет  сущности  некоторых  неотразимых и  не от  нашей  воли  зависящих  обстаятельств.  Онегин-  эгоист  поневоле; в  его  эгоизме  должно  видеть  то, что  древние  называли  роком.                                                

    Беда  Онегина  в том,что  “труд  упорный  ему  был  тошен”. В  нем  живы  ум, совесть, мечтания, но  нет  у  него  способности  действовать,  быть  активным,  которой,  наперекор  своему  веку,  обладали  Пушкин  и  его  друзья. 

Мы  часто  говорим  о поколении  в  целом,  совсем  не  учитывая  того,  что  каждая  возрастная  группа  людей  вовсе  не  одинакова,  что в  каждом  поколении  есть  свои  борцы и  мыслители,  герои  и  философы,  трусы  и  подлецы, карьеристы и  стяжатели; есть свои яркие и выдающщиеся личности - по ним-то мы чаще всего и судим  обо всем поколении .

 О чем может мечтать человек все в жизни испробовавший,  и ничего для себя не нашедший ? Может быть , именно из-за этой преданности мечтам Онегин “ застрелиться , слава Богу , попробовать не захотел “ . Он все -таки надеялся ,

все таки верил , что есть какая -то другая жизнь , пусть еще не доступная ему , но должна же она быть ! Эту  веру,  эту  надежду и  ценит в  нем  Пушкин, а  к  разочарованности  своего  героя  поэт  относится  сочувственно, но  в  тоже  время  с  иронией.  Онегин  ничего  не  надо-  и в  этом  его  трагедия.  Вот  он  получил  наследство  от  отца - и  предоставил  его  заимодавцам,” большой  потери  в  этом не  видя”.  Конечно, говоря об  Онегине, мы  не  можем  не  учитывать и  не  обвинять  сформировавшую  его  среду,  его  век, его  окружение- они  отняли у Онегина умение  любить  жизнь и  наслаждаться  многими  радостями  жизни. Не  случайно  Онегиным  начинается  целый  длинный  ряд  социальных  типов  и  характеров,  порожденных  русской  исторической  действительностью и  ярко  запечатленных в  послепушкинской  русской  литературе.Это и Печорин, и Обломов, и Рудин, и некрасивый  Парин и др. Все они  генетически  восходят к пушкинскому  Онегину. Онегиным  Пушкин  наметил  общие  социальные и  человеческие  приметы  родственных  характеров, игравших  весьма  существенную  роль в  русской  исторической  жизни, и одной из  задач  для тех  писателей, которые  пришли в  литературу  после  Пушкина,  было  обнаружить  их в  современной  действительности и  художественно  воплотить  с  достаточной  степенью  конкретизации,  неповторимо-индивидуально. Как  писал  Герцен, “образ  Онегина  настолько  национален,  что  встречается  во  всех  романах и  поэмах,  которые  получают  какое-либо  признание  в  России,и  не  потому,что  хотели копировать  его, а  потому,  что  его  постоянно  находили  возле  себя  или  в самом  себе”.                                                           

 Это  в   большей   или  меньшей  степени  относится  и к Татьяне, и к Ольге, и к Ленскому.  Они  тоже  социальные  типы  исторически  значимы, и в их  художественном  воспроизведении  Пушкин  тоже  был  первооткрывателем. В них  он  запечатлел  не  только  определенный  род  людей, но  и  определенный  род  жизненного  уклада,  культуры,  социального  сознания.

В  художественном  отношении  все  герои в  романе  едва  ли  не  равноправны. Во  всяком  случае,  их  роль  никогда  не  бывает  ни  второстепенной, ни  подчиненной. Они  существуют  в  художественной  системе  произведения  как  бы  паралельно,  с  достаточной  долей  независимости.  Конечно, Ольга  оттеняет  Татьяну,  составляет  для  нее  выразительный  фон, помогает  лучше  понять  ее  духовную, идеальную  высоту.  Но  она  значительна  и  сама  по  себе ( в  своей  незначительности  значительна),  она  тоже  отражение  жизни  и  эпохи. Конечно,  Ленский,  

с  его  романтической  восторженностью  и  трогательным  непониманием  самых  простых  вещей,  до  некоторой  степени  облегчает  нашу  оценку  Онегина, но  еще  больше  он  помогает  понять  некоторые  существенные  стороны  русской  жизни 20-х  годов  19 в., помогает познакомиться с  одним  из  самых  интересных  типов

 людей  того  времени. Разочарованность  рядом  с  романтической  очарованностью,  трезвостью  рядом с  восторженностью и идеальностью- все  это  несомненные  приметы  той  исторической  эпохи.  Герои  пушкинского         романа  не  просто  исторически  значимы- само  их  художественное  существование, характер  их  художественно  воплощения  несомненно  определялись  теми  историческими  задачами и  целями, которые  ставил  перед  собой  Пушкин, создавая  свой  роман.

Его стремлением  возможно  шире  показать  исторические  типы и через  них живую, многообразную и многоголосную  историческую  эпоху  обусловливается  и  наличие  в  романе  большого  количества  так  называемых  эпизодических  персонажей. Они  не  принимают  условия в  основном  действии, мало  или  совсем  не  связаны с  основными  героями  романа, но они до  бесконечности  раздвигают  его  рамки - и тем самым роман не только полнее отражает жизнь,но и сам становится, как жизнь: таким же бурлящим, говорливым, многоликим. Каждый  из персонажей романа - не только главные- ярко типичны и незабываемы, а вместе, в целом они образуют большой художественный мир, в котором живая жизнь и живая история.

Со второй главы романа читатель вместе с автором из Петербурга попадает в один из глухих и прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидают новые впечатления, новые незабываемые картины, знакомство с новыми человеческими типами.  

Цветы, любовь, деревня- понятно, что всему этому можно быть преданным душой. Праздность опостылела Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Праздность, как и деятельность, бывает разная. Томительное безделие Онегина не имеет ничего общего с праздностью, знакомой Пушкину,- когда одинокие прогулки или часы, проведенные в сумерках у камина, наполненные мыслями, работой воображения, ума и сердца.

Когда душа человека пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь такому человеку приходит техника: магнитофон, телевизор... Но ведь все это может так же надоесть, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски только душевная заполненность, богатство внутренней жизни- в нее входит наслождение природой, и “роскошь человеческого общения”, и просто умение думать. Конечно, жизнь яркого , думающего  , значительного человека тоже не состоит из одного блаженства. Пушкин не хуже своего героя знал приступы грусти, отчаяния, тоски. Но он умел преодолеть их, победить. Есть у человека выход из любого, самого трагического положения. Всегда остается с нами природа, всегда остаются друзья- если они настоящие, остается наш труд- если мы научили себя находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...

 “ Онегин” писан был в продолжении нескольких,- и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы  резко отделяются от первых шести:они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманную.В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!

Известное определение Белинского, назвавшего поэму “Евгении Онегин”  “энциклопедией  русской жизни”, подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа.В “Евгении Онегине” перед читателем проходит серия бытовых явлений,нравописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.Не в том заключено реалестическое новаторство “Евгения Онегина”, что в нем описан быт, неоднократно  изображенный до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем  отнести к реалистам, а в том,что бытовой материал  истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками. По-новому, реалистически,то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека  и его судьбу.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьми и крепостными крестьянами составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и пристижа. Это, в частности, привело к тому, что стремление увеличивать число душ доменировало над попытками повысить доходность поместья путем рационального землеиспользования. Герои “Евгения Онегина” довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина “промотался”, сам герой романа, после получения наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком.Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения. Слова “долги”, “залог”, “заимодовцы” встречаются уже в первых строках романа.Предпологалось, что дворянин на полученные при закладе деньги приобретет новые поместья или улучшит состояние старых и, повысив таким образом свой доход, получит средства на   

 уплату процентов и процентов и выкуп поместья из заклада. Однако в большенстве случаев дворяне проживали полученные суммы в банке, тратя их на покупку или строительство домов в столице, туалеты, балы.

Поэт изображает достаточно развернуто провинциальное  дворянство как часть той общественной среды, где проходит жизнь Онегина. Сначала провинциальное общество показано символически в фантастической ситуации( сон Татьны). Сравнение мелкопоместного провинциального дворянства с фантастическими образами  чудовищ из сна Татьяны подтверждается отмеченным еще современниками параллелизмом в описании Пушкиным съезжающихся на именины гостей.Не следует подыскивать каждому из гостей параллели среди фантастических образов. Рой чудовищ, соотнесенный с толпой гостей, нужен был автору для создония общего впечатления о дикости, праздности, косности, жестокости, мертвенной среды, в которой оказался его герой.К поколению незаурядных представителей дворянского общества принадлежит и Онегин,судьба которого обрисована в следующей строфе ( “Предметом став суждений шумных”). “Между людей благоразумных” Онегин слывет “притворным чудаком”, потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих людей,- значит притворяться. Его героя тяготит то, что составляет цель жизни благоразумного большенства в современном ему обществе.Таким образом, в порвых строфах главы “ Странствие” была намечена и получила развитие тема Онегина как “лишнего” человека в дворянском обществе. Но почему он “лишний”? Онегин предан “мечтанью”, отличается “озлобленным умом, Кипящим в действии пустом” потому, не может жить по рецептам и канонам поведения и образа мыслей благонамеренных обывателей. Но он не может и активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же он “ничем заняться не умел”.Автор не скрывает своих симпатий и антипатий, неприятия многих сторон современных ему нравов, выступая перед читателями как человек определенной эпохи. В романе немало критических оценок светского общества. Автор боиться “мертвящего упоенья света”, в котором можно “Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть”. Он иронически замечает:” И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой”. С огорчением констатирует он распростронение эгоизма, чванства, карьеризма ( “ Мы почитаем всех нулями...Мы все глядим в Наполеоны”), сетует на коварство иных друзей ( “ Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, боже! ,на равнодушие в отношениях между родственниками) Иронически говорит Пушкин и о двух типах светских женщин: о “ красавицах недоступных, ...непостижимых для ума”, с их “ спесью модной”; и о причудницах “ самолюбиво равнодушных Для вздохов страстных и похвал”, расчетливо кокетливых. Автор- противник жеманства в жизни и в литературе. С горечью Пушкин замечает :”Мы должны Признаться: вкусу очень мало у нас и в наших именах (не говорим уж о стихах) ; Нам просвещенье не пристало, и нам досталось от него жеманство - больше ничего”.Нравственность в светском обществе носит чисто внешний характер.   Автор - гармоническая натура, человек, любящий жизнь во всем богатстве ее проявлений. Не случайно многие авторские отступления начинаются глаголом “люблю”. Не раз говорит поэт о природе. Он восхищается петербурским балатом и несравненным  искусством прославленной балерины Истоминой, одесской оперой, обаянием женской красоты. Он упивается “ дыханьем ночи благосклонной”, очарован “напевом Торкватовых октав”. Поэт любит веселье светского бала.Образ автора существенно расширяет представление читателей об изображаемой в романе жизни России в 20-е 19в., потому что Пушкин является одним из ярчайших носителей и выразителей передового общественного сознония своего времени, реформатором русской литературы и русского литературного языка. Образ автора помогает глубже понять характеры Онегина и других героев романа. Лирическое начало пронизывает все компоненты содержания и формы “Евгения Онегина”. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.                                     

 Героиня романа, влюбленная в Онегина, склонна его идеализировать. И тогда ее сознание “ озаряется” неожиданной “ догадкой” : неужели Онегин подражает безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с “ озлобленным умом”? В таком случае он не настоящий человек, а всего лишь “ничтожный призрак”, чуждый ей по духу человек ( ведь ей органически чужды “ подражательные затеи”). Затем следует новый вариант