Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ПРЕДМЕТУ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Т Е М А:

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ

“О рынке ценных бумаг”

Студента 2 курса

юридического факультета

Million

dollar

boy

МОСКВА

2006 ГОД

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года Данная работа создавалась с учетом изменений, внесенных ФЗ от 28 декабря 2002г. № 185-ФЗ. В соответствии со статьей 1 ФЗ “О рынке ценных бумаг” настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Настоящий ФЗ определяет: - правовое положение профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящем законе определен широкий круг лиц - субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг. - основные положения об эмиссионных ценных бумагах. Статья 16 Закона, определяющая общие положения об эмиссионных ценных бумагах, с принятием Закона N 185-ФЗ претерпела существенные изменения. Прежде всего следует отметить, что новая редакция Закона отказалась от прямого указания на возможность выпуска именных ценных бумаг в документарной форме и не предусматривает возможности изменения формы эмиссионных ценных бумаг, как это было сделано в предыдущей редакции. Закон предусматривает следующие эмиссионные ценные бумаги: именные эмиссионные ценные бумаги; эмиссионные ценные бумаги на предъявителя; эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением. Именные эмиссионные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, информация о владельцах которых должна содержаться в реестре владельцев ценных бумаг. Переход прав на такие ценные бумаги и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Бездокументарная форма ценных бумаг означает, что их владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или на основании записи по счету депо (в случае их депонирования у депозитария). Согласно п.2 ст.25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 31 октября 2002 г.) "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) установлено, что все акции общества являются именными ценными бумагами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя представляют собой ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца. Могут выпускаться только в документарной форме. Документарная форма ценных бумаг означает, что их владелец устанавливается на основании предъявления надлежащим образом оформленного сертификата или на основании записи по счету депо (в случае их депонирования у депозитария). На каждую такую ценную бумагу (либо по требованию владельца на две и более одного выпуска) ее владельцу выдается сертификат. Эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии. При этом сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу таких ценных бумаг. Об обязательном централизованном хранении ценных бумаг должно быть указано в решении об их выпуске и в сертификате на данные ценные бумаги. - информационное обеспечение рынка ценных бумаг.

Раздел IV Закона (в ред. Закона N 185-ФЗ) "Информационное обеспечение рынка ценных бумаг" регулирует отношения, связанные с обеспечением формирования цивилизованных условий функционирования фондового рынка и создания механизма информационной прозрачности (транспарентности) деятельности участников такого рынка. Следует отметить, что нормы Закона об информационном обеспечении необходимо рассматривать в системной связи с другими законодательными актами, регулирующими отношения, складывающиеся на фондовом рынке и направленные на защиту законных прав и интересов эмитентов, инвесторов, акционеров, иных участников рынка ценных бумаг. В первую очередь к таким законодательным актам относятся Закон об

акционерных обществах, Закон о защите прав инвесторов, Федеральный закон от 29 июля 1998 г . N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Определяя условия информационного обеспечения на рынке ценных бумаг, анализируемый Закон оперирует понятием "раскрытие информации". При этом следует различать понятие "раскрытие информации" в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле "под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение" (ст.30 Закона). Одной из форм раскрытия информации в широком смысле является обязанность эмитента предоставить ее владельцам ценных бумаг по их требованию. В этом смысле раскрытие информации употребляется в ст.23 и 30 настоящего Закона и в ст.6 Закона о защите прав инвесторов. Под раскрытием информации в узком смысле понимается установленный порядок представления эмитентом либо иным лицом в уполномоченный орган соответствующей информации по фондовому рынку. С момента представления такой информации уполномоченному органу она считается раскрытой. В этой связи необходимо отметить, что понятие "раскрытие информации" в его узком понимании и понятие "обеспечение доступа к информации" не тождественны. Они отличаются друг от друга тем, что при раскрытии происходит передача информации именно специально уполномоченному органу, обеспечение же доступа к ней происходит на стадии такого раскрытия, но уже всем иным заинтересованным лицам. Так, например, после того как эмитент предоставит ежеквартальный отчет эмиссионных ценных бумаг в соответствующий регистрирующий орган (тем самым исполнив свою обязанность по раскрытию информации), сохраняет обязанность по обеспечению доступа владельцам эмиссионных бумаг к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, по их требованию за плату, не превышающую изготовление брошюры. На основании ст.30 субъектами раскрытия информации на рынке ценных бумаг являются эмитент, владелец эмиссионных ценных бумаг, профессиональный участник рынка ценных бумаг. - регулирование рынка ценных бумаг. Наиболее острые разногласия при подготовке новой редакции Закона возникали в связи с определением тактических направлений становления в России цивилизованного фондового рынка, которые выражаются в решении вопросов о том, кто, как, в какой степени и в каком объеме будет участвовать в регулировании рынка ценных бумаг. Основным принципом регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации является гармоничное совмещение функций государственного регулирования в виде полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и полномочий саморегулируемых организаций, что должно обеспечить эффективное функционирование фондового рынка. При этом государственная политика в сфере саморегулирования рынка направлена главным образом на поддержку процессов объединения предпринимателей и профессионалов с тем, чтобы постепенно избавить органы исполнительной власти от необходимости заниматься регулированием и контролем их деятельности. Следует отметить, что именно чрезмерно расширенные полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг явились основанием для отклонения Президентом РФ 21 октября 2002 г. законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Главная тема, которая проходила через все 10 пунктов президентского письма, направленного в профильный комитет Госдумы РФ, заключалась в том, что ФКЦБ в проекте новой редакции Закона неоправданно расширяет свои полномочия, которые выходят за пределы ее компетенции, а это противоречит Конституции РФ и российскому законодательству. Хотя некоторые из замечаний Президента РФ были учтены, тем не менее многое было проигнорировано, а в определенных случаях были внесены поправки, которые не изменили по существу содержание нормы закона. Так, например, согласно ст.14 Закона, которая устанавливает правила листинга, в котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким образом, как и ранее, в котировальные бумаги будут включены только те ценные бумаги, которые будут соответствовать требованиям ФКЦБ. "Соответствие требованиям ФКЦБ" и "осуществление отбора эмитентов" при процедуре листинга - это одно и то же, только выраженное другими словами, и получается, что отбор эмитентов будет производить не биржа, а ФКЦБ. Однако листинг - это биржевая процедура, и нормативные акты ФКЦБ не должны определять, где и какие бумаги должны проходить листинг. Комиссия имеет право предъявлять претензии к процедуре листинга, но не должна определять непосредственно требования к ценным бумагам.

Также законодатели обошли требование Президента РФ об устранении ограничений прав сторон по маржинальным сделкам. Перечень ценных бумаг, являющихся предметом маржинальных сделок,

согласно указанию Президента РФ, должен определяться договором клиента с брокером, а не нормативными актами ФКЦБ. Критика Президента РФ была учтена, формально изменилась лишь формулировка, которая теперь содержит ссылку не на договор, а на то, что эти ценные бумаги - предмет маржинальных сделок - должны соответствовать критериям ликвидности. Но эти критерии устанавливаются ФКЦБ, т.е. опять же сохраняется влияние ФКЦБ на условия маржинальных сделок, только теперь через критерии ликвидности. Также многие из нормативных актов ФКЦБ, о которых частично будет сказано далее, изданы с превышением полномочий ФКЦБ и не соответствуют Конституции РФ и иным законодательным актам. Таким образом, понимание проблемы соотношения государственного регулирования фондового рынка РФ и механизмов саморегулирования рынка имеет существенное значение для определения эффективности функционирования рынка ценных бумаг и создает основу для правильной оценки действующих правовых норм. Раздел V комментируемого Закона определяет основы государственного регулирования рынка ценных бумаг, общие условия лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, устанавливает структуру и компетенцию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, определяет понятие саморегулируемой организации, полномочия саморегулируемых организаций и требования, предъявляемые к их деятельности. - ответственность за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах. В соответствии со ст.51 настоящего Закона за нарушения его предписаний, а также и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации. - размещение ценных бумаг иностранных эмитентов. Законом N 185-ФЗ введена в действие новая ст.51.1, касающаяся специфики правового регулирования размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов. Основанием для допуска к размещению и публичному обращению в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, являются: международный договор Российской Федерации; соглашение, заключаемое между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании решения Правительства Российской Федерации и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающее порядок их взаимодействия. Правительство Российской Федерации утверждает перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации. В случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций, учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается. Постановлением ФКЦБ РФ от 13 марта 2001 г. N 3 утверждено Положение "О порядке выдачи разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранных эмитентов, выпускаемых в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов". Также настоящим документом определяется порядок вступления в силу ФЗ.