Философия духа и материи Рене Декарта

             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

               РОССИЙСКАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

                       им. Г.В.Плеханова

                   Кафедра общественных наук

                       Реферат  на  тему:

              2ФИЛОСОФИЯ ДУХА И МАТЕРИИ  РЕНЕ ДЕКАРТА

                    Реферат выполнен  студенткой   1   курса

                    дневного  отделения факультета Бизнеса и

                    делового администрирования (группа 3108)

                    Афанасьевой Верой Александровной

                          Москва  1995 г.

                              - 2 -

                       2План реферата

         2Введение

      21. 0  2Важнейшие черты эпохи и основные фыкты биографии Декарта

      22. 0  2Формирование Декарта как философа и ученого

                              - 3 -

                           2Введение

     В истории  философии  творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -

одна из самых больших вершин,  одно из величайших достижений. Важ-

нейший принцип методологии исследования историко-философского про-

цесса состоит,  как известно,  в том, чтобы в движении философских

учений,  систем,  категорий, идей раскрывать борьбу материализма и

идеализма [2].  Борьба эта не статична и весьма противоречива, она

отнюдь  не  лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-

софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-

новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-

ческого знания,  усложнение сознания человека в его  многообразных

аспектах,  в его отношении к природе и культуре. Особенность фило-

софского творчества Декарта в том,  что в нем были  сформулированы

новые и материалистические и идеалистические положения.  Тем самым

борьба материализма и идеализма поднялась на  более  высокую  сту-

пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа-

лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

                       2ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ

                2И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ДЕКАРТА

     Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах  ХVII  в.,

но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в

европейской - прежде всего западноевропейской - истории  в  период

Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на-

чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это

были времена успехов раннебуржуазной культуры,  представленной бо-

гатейшим творчеством гуманистов.  Как известно, раннебуржуазная по

своему социальному происхождению культура гуманизма,  концентриро-

вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль-

туре феодального,  преимущественно сельского, застойно-иерархичес-

кого общества.  Идеологической  основой  этого общества была хрис-

тианская  религия с ее многочисленными догмами,  так или иначе ос-

мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

     Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент-

                              - 4 -

рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя-

щее слово,  чем созерцательность, молитвенная покорность средневе-

кового человека,  выражавшая его преимущественно приспособительную

позицию в отношении природы и социального мира.  Философы-гуманис-

ты,  в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре-

лигиозности,  вместе с тем решительно выдвигали на первый план че-

ловека с его многообразными телесными и  духовными  потребностями.

Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко-

торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус-

матривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога

на земле,  обосновывала идеал  учреждения  в  посюсторонней  жизни

царства  самого человека.  Такое обоснование было как индивидуаль-

но-этическим,  так и социальным. С течением времени, по мере успе-

хов  производственной  деятельности  и развития естественнонаучной

мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело-

века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь-

ма убежденным и  красноречивым  пропагандистом  действенной  науки

стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль-

ником английского материализма и всей современной экспериментирую-

щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од-

ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры -  не  раз

объявлял себя и Декарт.

     Конечно, социальная ситуация,  сложившаяся в первой  половине

ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для

Англии,  где приближалась буржуазная революция,  самая  зрелая  из

тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции

было тогда далеко до буржуазной революции,  все же и  здесь  в  ту

эпоху  возникли  условия,  во многом определившие вызревание фило-

софской доктрины Декарта.  Среди таких условий первостепенную роль

играло  формирование  сильнейшего  абсолютистского  государства во

времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео-

дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все

эти исторические деятели опирались не только на среднее  и  мелкое

дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман-

тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-

нии национального государства,  стимулировавшего промышленно-ману-

фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос-

тояние с другими европейскими государствами,  расширявшего колони-

                              - 5 -

альную экспансию в заморских странах.  Производственные  успехи  в

этот  ранний,  мануфактурный период развития капитализма в странах

Западной Европы при всей их скромности в сравнении с  эпохой  про-

мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле-

дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во-

енном деле,  в некоторых сферах производственной деятельности. Как

ни в одну из предшествующих эпох истории культуры,  наука станови-

лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в

Италии уже в ХV в.,  в последующие два столетия и там, и в особен-

ности  в  Англии  и во Франции превращались в кружки математиков и

естествоиспытателей.  Возможность практического применения научных

открытий обращала к науке взоры правителей.  В Англии и во Франции

возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы  ны-

нешних академий наук.

     Рене Декарт родился в Лаэ  (городок  в  провинции  Турень)  в

семье служилого дворянина 31 марта 1596 г.  В 1606 г.  он был отп-

равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений

тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с

санкции Генриха IV.  Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По

свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан

весьма многим.  Само возникновение такого учебного заведения - ха-

рактерное явление эпохи.

     Напомним, что орден иезуитов,  возникший в середине  ХVI  в.,

стал  одним из основных организационно-идеологических орудий конт-

рреформации.  В борьбе против реформационных движений,  отделивших

от  католической церкви ряд стран и областей Европы,  этому ордену

принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа-

ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка-

толическая контрреформация,  напротив, выражала прежде всего инте-

ресы  стабилизации феодальных порядков и ценностей.  Но в Западной

Европе они становились все более шаткими - определяющим руслом со-

циального  и  культурного прогресса был путь буржуазного развития,

невозможного без тесной связи с развитием  знания  (в  особенности

естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен-

ностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-

мированию  образованных  и убежденных носителей католической веры,

иезуиты в основанных ими учебных заведениях были  вынуждены  отда-

вать определенную дань веяниям времени.

                              - 6 -

     Конечно, основное  содержание  программ  обучения  оставалось

традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего

изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком ев-

ропейской науки и международного общения ученых,  Декарт овладел в

совершенстве (латынь стала,  можно сказать, вторым его родным язы-

ком).  Много  времени  отводилось в коллегии изучению произведений

древних писателей,  освоению правил риторики. Все это занимало бо-

лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими".

В древности и в средневековье философия включала в  себя  совокуп-

ность как собственно философских,  так и конкретнонаучных знаний -

метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской тра-

диции католицизма господствовал аристотелизм,  как он был преобра-

зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо-

мой  Аквинским  (важнейшим  элементом  такого преобразования стала

теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теоло-

гии).  Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим

умозрительным рассуждениям о природе.  Важнейшей новацией, введен-

ной  иезуитами  в программу обучения в коллегии Ла Флеш,  было до-

вольно интенсивное изучение математических дисциплин.  Это  прежде

всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании,

которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо из-

вестных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях пре-

подавания.  Вместе с математикой в коллегии преподавались и  такие

прикладные науки,  как фортификация и навигация, поскольку некото-

рые ее выпускники шли затем на  военную  службу.  Весь  этот  цикл

привлек особое внимание юного Декарта,  обладавшего большими мате-

матическими способностями.

     Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не

менее был недоволен общим характером здешнего  обучения,  несмотря

на  новации  иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.

Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продол-

жил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616

гг.,  Декарт изучал право и медицину в университете города  Пуатье

и,  сдав экзамены,  получил степень бакалавра права. В дальнейшем,

оказавшись в Голландии,  он в 1629 г.  записался в университет  во

Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский универ-

ситет как "студент-математик".  Но университетское образование  не

играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в уни-

                              - 7 -

верситетском преподавании преобладали схоластические идеи, концеп-

ции,  теории.  Свое  отношение  к  ним философ выразил в сочинении

"Рассуждение о методе",  в котором он сообщает читателю  некоторые

важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что

многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

     В эпоху  средневековья основным источником мировоззренческого

знания считалась Библия - Священное писание,  которое рассматрива-

лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование

этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-

кой  мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства

церкви.  Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так

называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме-

тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ-

ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не-

возможно,  в средневековой  теологизированной  философии  возникла

концепция  "двух  книг",  созданных  богом.  Одна из них - книга в

собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -

метафорическая "книга природы ".

     Эта концепция приобрела наибольшее влияние  у  тех  передовых

философов  эпохи Возрождения,  которые были заинтересованы главным

образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-

го исследования,  уже с самых молодых лет стремился к такой науке,

которая постигает истину,  погружаясь в  "  великую  книгу  мира".

Вместе с тем он писал,  что будет черпать истину и в самом себе. И

это не менее важно,  чем его намерение извлекать истину из  "книги

природы".  Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-

ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи-

ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни.  Вместе

с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании  вы-

ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-

ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола-

гавшего,  что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-

ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове-

ка,  может  быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-

тельных размышлений.  К сказанному следует добавить,  что познание

"книги  мира",  с одной стороны,  и обретение истины в собственном

сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

     "Великую книгу  мира"  молодой Декарт изучал,  наблюдая жизнь

                              - 8 -

других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.

Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-

мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя  во-

енные действия еще продолжались),  на несколько десятилетий - пока

Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически

самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой

буржуазной республике процветала внутренняя и  международная  тор-

говля, развивалось мануфактурное производство, городское население

превышало сельское.  Наряду с интенсивностью  экономической  жизни

Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней

Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях

религиозная  веротерпимость  (все  же  при  господстве протестант-

ско-кальвинистского  вероисповедания),  атмосфера  которой  весьма

благоприятствовала и развитию научных знаний.  Здесь, в частности,

издавались произведения,  внесенные в католических странах в папс-

кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея

сразу после их запрещения) .  Совершенно закономерно, что в Нидер-

ландах  находило убежище множество невольных и вольных изгнанников

из других стран Европы.  Немало было здесь и французов.  Декарт  в

качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский

дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-

ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан-

дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление

в  военное  училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по

изучению "великой книги мира".

     В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором

медицины,  весьма осведомленным в математике,  не чуждым и  других

естественнонаучных знаний.  Поводом к их знакомству послужила одна

трудная математическая задача,  условия которой Бекман сообщил Де-

карту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только

вставшего тогда на порог своей научной  деятельности,  со  старшим

(на  восемь  лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в

весьма плодотворную для обоих научную дружбу.  Уже в конце 1618 г.

Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке",  ко-

торый он посвятил Бекману.  В 1619 - 1621 гг.  в том  же  качестве

вольнонаемного  офицера Декарт находился в разных местах Германии,

Австрии,  Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в

основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-

                              - 9 -

вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы

стали  временем дальнейшего созревания его научного и философского

таланта.

     Тому во  многом  способствовали  связи Декарта с французскими

учеными и философами.  Особо важную роль  сыграла  завязавшаяся  в

конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма

показательным мыслителем и деятелем эпохи.  Окончив ту же коллегию

Ла  Флеш  (на два года раньше Декарта),  Мерсенн в дальнейшем стал

монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном

из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-

софии и теологии и написал много трудов не только по этим  предме-

там,  но и по математике,  механике,  физике, музыке. Мерсенн стал

организующим центром для  французских  (и  некоторых  иностранных)

ученых,  с  которыми  он находился в длительной переписке (или был

посредником в их переписке).  Поскольку тогда еще не было  научных

журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау-

ки.  В дальнейшем,  во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-

дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру-

жок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после

смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.

     Наилучшие условия для дальнейшего  развития  и  литературного

оформления  своих  научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-

дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли

ему  снимать  квартиры и дома в различных городах и сельских мест-

ностях этой страны.  Он многократно менял места своего пребывания,

следуя девизу "Хорошо прожил тот,  кто хорошо утаился" (почерпнуто

у Овидия).  Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел

в  научную  работу.  Радость жизни стала для него прежде всего ра-

достью мысли в поисках истины.  В одном из последних  своих  писем

(31 марта 1649 г.) философ,  заметив, что здоровье тела - величай-

шее из человеческих благ,  о котором забывают, когда оно есть, пи-

сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-

ладевают,  о ней больше не думают".   В  Нидерландах Декарт пробыл

более  двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,

где находился в общей сложности менее года),  В  Нидерландах  были

созданы  и  опубликованы  все  основные его произведения.  Назовем

главные из них.

     Это прежде всего "Правила для руководства ума",  написанные в

                              - 10 -

1627 - 1629 гг.  (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-

вана не была).  Как видно из самого названия,  это методологически

заостренное произведение.  Сразу же после своего переезда в Нидер-

ланды  Декарт  начал  работать  и над большим конкретно-научным (и

вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со-

бирался назвать "Мир".  На основе сложившихся у него принципов ме-

ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом

1633  г.,  когда работа была почти закончена,  Декарт узнал о том,

что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-

мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -

Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-

ние  произвело  на Декарта тяжелое впечатление,  ибо его "Мир" был

написан на основе тех же принципов,  что и  произведение  Галилея.

Хотя  на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы

римской курии и инквизиции не распространялись,  Декарт,  оставав-

шийся  католиком,  отказался  от  публикации почти готового труда.

Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная  фамилия)

осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали

духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идео-

логической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубли-

ковать свой труд,  устранив ряд принципиальных положений, сближав-

ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про-

изведение, и он предпочел его не публиковать.

     Оправившись от потрясения,  Декарт продолжал разработку своей

методологии,  физики,  философии.  Итогом напряженной работы стало

"Рассуждение о методе",  написанное по-французски и опубликованное

в 1637 г.  Это произведение представляет собой  программный  доку-

мент, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей фи-

лософии,  как и направление своих естественнонаучных исследований.

Заключая  в  себе автобиографические моменты,  оно формулировало и

правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей

жизни.  Названию и главной направленности этого произведения соот-

ветствовали три приложения.  В них  рассматривались  теоретические

вопросы  оптики  ("Диоптрика),  метеорологические явления ("Метео-

ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри-

ровали эффективность принципов методологии, сформулированных во II

части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок иссле-

дования физических вопросов.

                              - 11 -

     В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей

метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле

- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углублен-

ную  их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о

первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель),  напи-

санном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе из-

дание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г.,  а французский пе-

ревод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизичес-

кие размышления". В этом издании к основному тексту были приложены

семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн,  ра-

зославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и

"Ответы" Декарта на "Возражения".  Предусмотрительный автор, таким

образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.

     В те  годы  его  философия проникла в некоторые нидерландские

университеты,  особенно в Утрехтский.  Среди профессоров появились

убежденные и энергичные последователи Декарта.  Самыми активными и

талантливыми пропагандистами картезианства (последующее наименова-

ние  всей  совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт-

ского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа  ,  пришедшие  к

философии от медицины.

     Рост популярности и  влияния  картезианства  в  нидерландских

университетах весьма встревожил местных церковников. Хотя это были

не католические,  а протестантские церковники,  но и они мировозз-

ренчески  во  многом  перестроились  на традиционную аристотелевс-

ко-схоластическую философию, рушившуюся под ударами картезианства.

Профессор  теологии  того же Утрехтского университета Гисберт Воэ-

ций,  который был также кальвинистским  священником  и  популярным

проповедником,  сначала  обвинил  в  атеизме Деруа,  а затем начал

злобную - и косвенную и прямую - травлю самого Декарта (борьба  их

сторонников и противников распространилась и на Лейденский универ-

ситет, где виднейшим картезианцем стал профессор Адриан Хеерборд).

При всей своей осторожности Декарт не счел возможным уклониться от

борьбы и был вынужден принять вызов.  В большом памфлете, написан-

ном в 1645 г., он, обнаружив талант могучего полемиста, выявил ис-

тинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды в философии.

Но,  по существу одержав как научную,  так и моральную победу, Де-

карт был бессилен в чужой стране,  где кальвинизм был  официальным

религиозным  вероисповеданием,  призвать  руководство  Утрехтского

                              - 12 -

университета к решительному осуждению Воэция.  В дальнейшем против

Декарта выступали и другие протестантские церковники, ему пришлось

полемизировать и с некоторыми католическими авторами из числа  ие-

зуитов.

     В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала фи-

лософии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском

переводе) - систематическое изложение своей философской  доктрины,

включавшей  наряду с методологией и метафизикой все разделы физики

- учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме актив-

ной  переписки,  в которой уточнялись и развивались,  многие фило-

софские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт   работал над "со-

чинением  "Описание человеческого тела.  Об образовании животного"

(при жизни автора оно не было опубликовано).  В этом  произведении

Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению

животного и человеческого организмов.  Антропологическая проблема-

тика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духов-

ных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души",

вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.

     В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме,

куда  он  выехал  по настоятельному приглашению королевы Христины,

которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук

(и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства).  Но пре-

бывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько  месяцев.

Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.

     Прежде чем переходить к систематическому обзору  философского

учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его соци-

ально-политическом содержании.

     Здесь приходится констатировать довольно значительную полити-

ческую индифферентность французского философа.  В " Рассуждении  о

методе  " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым,  по его мне-

нию, людям, которые видят смысл своей жизни в различных обществен-

ных  преобразованиях,  и  тем более в ниспровержении существующего

государственного устройства.  По убеждению Декарта,  много благот-

ворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем

или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их

угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Де-

карта и вся его деятельность имели первостепенное значение для бу-

дущего  формирования  во Франции условий для буржуазной революции.

                              - 13 -

Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на су-

ществующие  социальные порядки, как и на религиозно-идеологические

системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать

свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных

вопросах науки,  писал он в "Рассуждении о  методе",  "большинство

голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее,  чтобы

истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с

тем философ ясно сознавал социальную природу науки,  ее  жизненную

необходимость  для общества.  Отсюда неоднократно высказываемая им

мысль об обязанности правителей финансировать сложные  эксперимен-

ты,  без которых невозможно продвижение в научных открытиях (фран-

цузское правительство в признание  заслуг  Декарта  назначило  ему

пенсию, хотя ученый так ее и не получил).

     Декарт продолжил ту принципиальную  линию,  которая  выражала

едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гума-

нистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии

и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего

своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех

людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое

понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов

и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма фео-

дального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-фило-

софских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прог-

ресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только гос-

подствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным

образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо

именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общест-

ва, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

     Подтверждением сказанного служит уже тот факт,  что некоторые

свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой ауди-

тории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители  которой

общались  между  собой  почти исключительно на латинском языке.  В

"Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не сви-

детельствует  о  силе мыслей и человек,  выражающийся на нижнебре-

тонском наречии,  может формулировать их более точно  и  тонко  по

сравнению  с  тем,  кто прекрасно знает французский язык и владеет

всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произ-

ведениях  философ  превозносит  здравый смысл ("естественный свет"

                              - 14 -

человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди

цеховых  ученых,  как гарант эффективности открываемых истин.  Эта

социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии,

в  собственной  его  научной  деятельности  выражалась и в высокой

оценке технического мастерства тех специалистов,  без золотых  рук

которых  он  не  видел  возможности осуществлять свои эксперименты

(например,  без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) .

Декарт  демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отноше-

нию к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг,

Жилльо,  незаурядный математический талант, он нашел время для за-

нятий с ним,  и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейде-

не. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном и

навигатор),  узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже пора-

зил философа своими математическими способностями. Тот начал зани-

маться с ним и сделал его участником своих экспериментов.

             2ФОРМИРОВАНИЕ ДЕКАРТА КАК ФИЛОСОФА И УЧЕНОГО

     Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик кол-

легии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Прог-

рамма обучения в Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии  -

обычно на темы философии и теологии,  изучавшиеся в течение данной

недели (в конце месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в

которых  могли принимать участие и преподаватели).  Формулирование

тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или

опровержения  (  его  оппонентом) развивали логические способности

учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый

биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдаю-

щееся искусство в точности определений и в  умении  обобщать  свою

аргументацию.

     Как говорилось выше, положительные моменты в организации обу-

чения  в  коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного

содержания преподаваемых  дисциплин,  и  в  особенности  дисциплин

старших,  ("философских" классов.  Конечно,  схоластика,  будучи в

принципе теологизированной философией,  включала в  себя  элементы

конкретных научных знаний ("свободные искусства") .  В эпоху сред-

невековья она  была  исторически  необходимой  формой  усвоения  и

трансляции античной мысли.  Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а

                              - 15 -

затем и в других европейских странах становилась все более  ощути-

мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет-

воренные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в

нее  одиозный  смысл (сохранившийся и в наши дни),  понимая ее как

формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение,

содержательность  которого  обратно  пропорциональна  его внешнему

блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластичес-

кой, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая фи-

лософия,  поставив эпохальную проблему учреждения царства человека

в  реальной,  земной жизни,  связывала ее решение с более глубоким

пониманием самого человека.  Многие гуманисты сформулировали и но-

вое  понимание природы.  Природоведческие интересы гуманистов свое

наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских  пост-

роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь та-

кие имена ,  как Парацельс,  Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т.

Кампанелла.  В отличие от схоластической физики, основывавшейся на

метафизических  и  природоведческих  категориях  и  представлениях

Аристотеля,  концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро-

ваны на идеи других античных философов, частично или полностыю за-

бытых в эпоху средневековья,- платонические,  пифагорейские, стои-

ческие, атомистические,  некоторые  идеи  досократовских философов

("рассуждавших о природе") .  В идейный контекст  античной  физики

некоторые  ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достиже-

ния современного им естествознания (примером могут  служить  меди-

цинские  прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Копер-

ника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренес-

сансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании при-

роды, исключавшем  христианско-монотеистические  представления   о

творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешатель-

ства в природные процессы.  В своих истолкованиях природы натурфи-

лософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древней-

шее представление о безличном биоморфном начале,  действовавшем из

глубин  природы,  по отношению к которой оно выступало и как некий

вселенский принцип единства.  Такое понимание бога  в  европейской

философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Су-

щественной чертой  ренессансной  натурфилософии  было  утверждение

взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого

(и вообще животного) и природного организмов.  Этот принцип  также

                              - 16 -

восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, ос-

мысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах

которой  находится безличный деятельный бог.  Гилозоистическое ис-

толкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из ос-

нов ренессансной натурфилософии.

     Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса

определялась главным образом восстановлением того  диалектического

понимания природы как целостной и самосущей, которое господствова-

ло в античности и теперь  противостояло  креационистским  догматам

схоластической философии.

     Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы  опыт-

ных знаний,  накопившихся за столетия средневековья, а также поло-

жения научной мысли,  появившиеся в эпоху Возрождения, значительно

большую  долю  их  содержания составляли устойчивые фантастические

представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячеле-

тия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по

"производству" золота,  добыче "философского камня" и т. п. Весьма

значительную  роль  в натурфилософских учениях Ренессанса играли и

астрологические представления, которые опять-таки со времен глубо-

кой  древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.

В астрологии имелось свое ("рациональное зерно",  заключавшееся  в

идее космического взаимодействия светил,  их тесной связи с земной

жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно

целостному  восприятию природы,  которое сближало ренессансную на-

турфилософию с античной.  Прочная связь соединяла натурфилософию и

магические суеверия.  Уже на доклассовой стадии истории в человеке

жила уверенность в существовании таких связей и сторон  природного

мира,  которые  могут быть весьма полезными людям.  Однако поверх-

ностность понимания подлинных,  реальных связей природы  порождала

совершенно  иллюзорные  попытки воздействия на природу в интересах

этой практики.  Мечта гуманистов об установлении царства  человека

на земле далеко опережала возможности ее реализации.  Отсюда широ-

кая распространенность магических суеверий в  их  натурфилософских

представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию

с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натур-

философии  появилось понятие естественной магии.  В этом отношении

особенно показательна книга  итальянца  Джамбаттисты  делла  Порта

"Естественная магия,  или о чудесах природных вещей" (1589), с ко-

                              - 17 -

торой Декарт,  как полагают исследователи, ознакомился еще в стар-

ших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу исполь-

зовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и

антипатии,  существующие между природными вещами. При всей фантас-

тичности таких представлений идея овладения силами природы на  ос-

нове  познания  присущих ей свойств (несколько позже эта идея была

весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела на Декарта

очень сильное впечатление.

     К разочарованию Декарта в схоластической  учености  прибавля-

лось  и  понимание  малообоснованности натурфилософских концепций.

Его строгий ум не мог примириться с  теми  псевдоистинами,  какими

довольствовались  схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители,

учения которых приближались к концепциям натурфилософов.  Этим  во

многом  объясняется  сильное  воздействие  на  него идей античного

скептицизма,  обновленных одним из самых ярких философов  позднего

Возрождения,  соотечественником  Декарта  Мишелем Монтенеч (1533 -

1592) .  Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из

них  -  противоречие  между  чувственным и умственным компонентами

знания) .

     Один из  главных аспектов скептицизма - неприятие догматичес-

кой самовлюбленности мыслителей,  уверенных в неколебимости  всего

того,  что  они  считают единственно истинным.  Возобновление этих

идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по  схоластичес-

кому  догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как

абсолютно незыблемым - в глазах множества современников -  цитаде-

лям  вероисповедного  догматизма.  Другая  особенность скептицизма

состояла в том,  что он подрывал (если не отвергал) всякую уверен-

ность в возможности достичь достоверного знания и утверждал дости-

жимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конк-

ретных ситуациях.  По окончании коллегии, подводя итоги своего ду-

ховного развития в "Рассуиждении о методе",  Декарт писал,  что он

"запутался  в сомнениях и заблуждениях",  и притом настолько,  что

"все более и более убеждался в своем незнании" .  Из этого состоя-

ния  молодого  Декарта  выводило наблюдение людей в круговращениях

жизни.  В том же произведении он высказал мысль,  что можно встре-

тить  "более истины в рассуждениях каждого,  касающихся непосредс-

твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его,

если он неправильно рассудил,  чем в кабинетных умозрениях образо-

                              - 18 -

ванного человека, не завершающихся действием..."

     Сильнейшим стимулом  к  научным  изысканиям Декарта послужили

встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований

французского  ученого первоначально была математика.  Как явствует

из "Правил для руководства ума",  математические размышления пере-

росли  в методологические,  в сущности неотделимые от философских.

Однако начало философской рефлексии Декарта приходится  на  значи-

тельно более ранние годы.  Оно зафиксировано в его записях,  полу-

чивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относя-

щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет,  что если до тех пор он  был

лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве дейс-

твующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

     Такой выход,  в частности,  означал активность в исследовании

различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо-

го Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког-

да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб-

ликует  "Рассуждение  о методе" с тремя приложениями.  Здесь перед

нами вполне зрелый философ и ученый,  который в дальнейшем отраба-

тывает в основном уже сложившиеся мысли.

     Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто-

рии математики он занимает весьма видное место.  Одно из важнейших

достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей  великих

древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина-

лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и  найденные

к тому времени) произведения Евклида,  Архимеда, Аполлония, Паппа,

Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрож-

дения появились начатки математического естествознания. Теперь же,

в эпоху Декарта,  без математического естествознания наука была бы

не способна стать производительной силой. В свою очередь математи-

зация естествознания,  даже в тех скромных масштабах,  была бы не-

возможна  без  определенного  прогресса в самой математике.  Такой

прогресс,  в частности,  невозможен без  успехов  формализации.  И

именно  Декарт  сыграл решающую роль в становлении современной ал-

гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква-

ми латинского алфавита (х,  у, z) переменные величины, ввел нынеш-

нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия

числа и величины,  ранее существовавшие раздельно,  тем самым были

объединены.  Историческое значение Декартовой "геометрии"  состоит

                              - 19 -

также в том,  что здесь была открыта связь величины и функции, что

преобразовало математику.

     Применение алгебраических методов к геометрическим  объектам,

введение системы прямолинейных координат означало  создание анали-

тической геометрии,  объединяющей геометрические и  арифметические

величины, которые со времен древнегреческой математики существова-

ли в раздельности.

     Укажем, далее,  и  на  большой  вклад  Декарта в формирование

столь важной науки,  как оптика (итоги его исследований в этой об-

ласти содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он

открыл (независимо от В.  Снеллиуса) закон  преломления  светового

луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого за-

кона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда

стали  играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в

микроскопии).

     Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и

научных открытий Декарта.

                              - 20 -

                        2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1.  2Декарт Р. 0 Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989.

- 654с.

     2.  2Богомолов А. 0 Буржуазная философия кануна и начала империа-

лизма. М.:Высшая школа, 1977.-421с.

     3.  2Радугин А.  0Философия. М.:Владоc, 1995.

     Набор текста  и  проверка  правописания произведены с помощью

текстового процессора "LEXICON" версии 1.2 фирмы "Микроинформ".

                            Студентка 1 курса дневного отделения

                            факультета   Бизнеса   и   делового

                            администрирования (группа 3108)

                                                   В.Афанасьева

              "    "  ноября  1995  года