Философия и ее предмет

Untitled

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Красноярский государственный торгово-экономический институт

Кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Философия

На тему: ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ

Выполнила студентка

Группы БАУ 07-12Ж

Кожемякина Е.С.

Проверила:

Киютина Т.Н.

г. Железногорск - 2008

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Предмет философии……………………………………………………..4

Функции философии…………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………...18

Введение

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с историче­ской арены, демонстрируя возрастание динамики социаль­ной жизни, потрясая наше воображение глубинными переме­нами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, пре­ступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловече­ский дом, где каждому найдется достойное место под солн­цем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределен­ность и альтернативность исторического развития человече­ства поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориента­ции человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответствен­ности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой куль­туры человека философия всегда играла особую роль, свя­занную с ее многовековым опытом критически-рефлексивно­го размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

1. Предмет Философии

Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомуд­рия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегре­ческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.).

согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).

Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявля­ется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, кото­рые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Фило­софами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются пер­вые начала и причины бытия. При этом философия — единствен­ная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение антично­го общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед буду­щим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здо­ровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегрече­ский мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника­кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не су­ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

В любой теории, как известно, различается пред­мет и объект. Объект составляет всю реальность, по­падающую в поле внимания. Сам же предмет представ­ляет те стороны, свойства реальности, которые выяв­ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отно­шение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только филосо­фией, но и другими формами мировоззрения — ми­фологией, религией, художественным и стереотип­ным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознани­ем, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифо­логии, философия пытается не просто утвердить ка­кую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественно­научного знания.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение антично­го общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед буду­щим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здо­ровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегрече­ский мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника­кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не су­ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, при­способить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, дру­гие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследова­ния которых стали многообразные стороны бытия, познания, (чело­века и человеческого существования. В это время со всей очевидно­стью подтверждается плюралистический и антидогматический харак­тер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому зна­нию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не­ познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.— учение).

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основ­ное влияние на развитие личности, формирует социальные качествачеловека, постольку эту проблему следует выделить в отдельныйраздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, назы­вается социальной философией.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунк­том философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а че­ловек. Философия человека называется философской антропологией.

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего даль­нейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Спе­цифика философской теории заключается в том, что ее законы, категорий и принципы носят всеобщий характер, распространяются од­новременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Всякая философия является мировоззрением — совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «филосо­фия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яб­локо, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религи­озное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение, в том числе и философия, есть ре­зультат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть раз­личной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощуще­нием, или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следую­щие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обо­значается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение огра­ничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мыш­лением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И толь­ко тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формирует­ся мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явле­ний и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уро­вень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретиче­ским познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миро­пониманием. Именно его и представляет философия.

Отметим еще один — исторический аспект разграничения фило­софии и мировоззрения. Философия — это самый поздний в исто­рическом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и ре­лигии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически засту­пает мировоззрение, представляющее или мифологическое миро­ощущение или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедитель­ные доказательства.

Для того, чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравствен­ной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом. Человек, разумеется, стремится прожить более счаст­ливо и желает иметь надежные критерии определения счастья. Поэтому-то философия всегда и пыталась до­стигнуть целостного знания о мире. Ясно, что достичь такого знания, сделать выводы о всеобщем и бесконеч­ном, опираясь лишь на отдельные области знания ис­следуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования зна­ния конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, т. к. по мере исследова­ния отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем и бесконечном, если исключить открове­ние, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситу­ация: знание о всеобщем и бесконечном нужно пост­роить на основе познания ограниченных областей реальности, но, обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, каса­ющихся всеобщего и бесконечного. В этом двойствен­ном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказа­тельным, построенным по типу естественно-научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия. Многие философские концепции решают это противо­речие, обращаясь к так называемому интуитивному по­знанию, утверждая возможность контакта с бытием в состоянии экстаза или самоотрешения. Считается, что философия может делать выводы вероят­ностного характера, включая рассуждения, предполо­жения об организации универсума в целом. «Если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская «картина мира» со­держит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества». С такой постановкой воп­роса сочетается определение идей, которое предлага­ет испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Но возможна и другая позиция в отношении реше­ния спорных философских вопросов. Это позиция ра­зумного скептицизма. В рамках такого подхода полага­ется, что мы можем строить ориентиры собственной жизни только на основе тех реальных фактов, которы­ми мы владеем, и что нам совсем не нужно конструи­ровать для этого какие-то метафизические миры. Здесь можно вспомнить древнегреческого философа Эпику­ра, который полагал, что научные знания имеют отно­сительный характер, но они достаточны для преодоле­ния наших страхов.

В целом в философском мышлении можно выделить две линии, по которым делалась попытка решения миро­воззренческих проблем. Это, с одной стороны, линия, которая предполагала какие-то особые методы философ­ского исследования. Данная линия так или иначе имеет продолжение в ходе всей истории развития философии, в частности — выражается в утверждении особых возможностей ин­туитивного познания глубинных составляющих души человека и организации мира в целом. Категория интуиции была решающей в концепции А. Бергсона,

Другая линия, которая может быть названа сциен­тистской, не предполагает, что философия обладает какими-то собственными средствами познания, отлич­ными от методов естественных наук, но обладает воз­можностями обобщать достижимые в разных областях знания результаты таким образом, что выводы самой философии получаются отличными от выводов каждой конкретной науки. Они касаются такой реальности, которая в принципе не может стать объектом изуче­ния естественных наук, в силу пределов их познава­тельных возможностей. Это все те же мировоззренчес­кие вопросы о том, кто мы, откуда мы взялись, в чем смысл жизни и т. д. Такие известные философы, как Гоббс, Бекон, Декарт, Конт, Спенсер, работали в на­правлении решения методологических проблем разви­тия научного метода. Их общие философские выводы во многом были связаны с характером того, как они понимали научную методологию.

Но отношения философии и науки не являются, так сказать, отношениями односторонней зависимо­сти, в которой уровень развития научного знания влияет на характер философского обобщения мира. Дело в том, что в самой науке нередко возникают кри­зисные ситуации, одна система идей начинает про­тиворечить другой, рушатся принятые, казавшиеся ранее незыблемыми положения. В такие периоды фи­лософия оказывает существенное влияние на разви­тие научного знания, т. к. именно она дает такой уро­вень обобщения культуры, на основе которого может быть переосмыслено традиционно принимаемое со­держание фундаментальных научных понятий.

Философия должна привлекать весь возможный арсенал средств для убеждения человека в необходимости кооперации с другими людьми, внуше­ния ему базовых нравственных истин, наполнения индивидуального существования смыслом, возникаю­щим в результате осознания различных форм связи своего индивидуального бытия с бытием некоторого целого — своей страны и человечества в целом, а так­же, возможно, и более общего целого, представленно­го как мысленная связь с прошлыми и будущими по­колениями, с другими разумными формами жизни. Без допущения, утверждения такой связи, как показывает весь опыт развития человеческой культуры, жизнь человека оказывается обедненной. Материалом для этого в принципе служит все накопленное человече­ством знание, включающее законы любой степени общности, начиная от всеобщих форм логики и мате­матики и кончая конкретными закономерностями пси­хической жизни индивида. Философия, подобно другим формам мировоззре­ния, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество со­здало более простые, хотя и не менее важные для бытия человека, формы мировоззрения.

2. Функции философии.

Все проблемы философии концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подве­сти под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему6.

Центральный философский вопрос — вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер фор­мулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские пробле­мы предстают как жизневоззренческие (экзистенци­альные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, напри­мер, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «час­ти и целого»), являются все же так или иначе связан­ными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществ­лению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Информация, получаемая при постижении про­блем, концентрируется в философских понятиях (кате­гориях), законах и принципах.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес­ких потребностей и интересов обусловливает и ши­рокую полифункциональность философии.

Часто за основание делений функ­ций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи сле­дующие подфункции (или функции): в мировоззренчес­ких — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отража­тельно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристичес­кую, координирующую, синтезирующую и логико-ме­тодологическую функции.

Мировоззренческая функция, которая в отличие от всех дру­гих видов и уровней мировоззрения связана с абстрактно-теоре­тическим, понятийным объяснением мира. Следует отметить двой­ственный характер самих философских концепций, который выра­жается в их тяготении или к научному знанию, объективной исти­не, или к псевдонауке.

Это также методологическая функция, которая заключается в том, что философия высыпает как общее учение о методе и как со­вокупность наиболее общих методов познания и освоения действи­тельности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятно­сти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изуче­ния истории философии.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «под­вергай все сомнению», со времен античности проповедуемый мно­гими философами, свидетельствует о важности критического под­хода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к су­ществующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо под­черкнуть, что положительное значение имеет лишь основывающая­ся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не аб­страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греческого — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравствен­ных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает во­прос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплано­вой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общест­венной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует пом­нить, что в общественной жизни социальные изменения, экспери­менты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предвари­тельно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит пре­рогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и кон­солидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на органи­зацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, не­смотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, кото­рую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждо­го индивида, способствовать формированию гуманистических ценно­стей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной те­рапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успе­вают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое су­ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию — теорию, ко­торая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны фило­софскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, кото­рый и призвана лечить философия.

Можно выделять познавательные и идеологические ее функ­ции, которые затем, в зависимости от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на мно­жество подфункций.

Заключение

Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.

Объект философии составляет всю реальность, по­падающую в поле внимания. Сам же предмет представ­ляет те стороны, свойства реальности, которые выяв­ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отно­шение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Можно вычленить моменты, свойственные философскому зна­нию

Исследование наиболее общих вопросов бытия.

Анализ наиболее общих вопросов познания.

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес­ких потребностей и интересов обусловливает и ши­рокую полифункциональность философии. Можно выделить основные функции философии мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, социальная, гуманитарная познавательная, идеологическая.

Список литературы

  1. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.

  2. Философия: Учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - 576 с.

  3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Ла-Ф56 вриненко, проф. В. П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с.- (Серия «Золо­той фонд российских учебников».)

  4. Философия: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Юнити, 2000. - 584с.

18