Охрана труда

                           - 2 -

                           2ВВЕДЕНИЕ

     Изучение и решение проблем,  связанных  с  обеспечением

здоровых и безопасных условий,  в которых протекает труд че-

ловека -- одна из наиболее важных задач в  разработке  новых

технологий  и  систем производства.Изучение и выявление воз-

можных причин производственных несчастных случаев, професси-

ональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка

мероприятий и требований ,  направленных на устранение  этих

причин  позволяют создать безопасные и благоприятные условия

для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда --

один  из  основных факторов влияющих на производительность и

безопасность труда, здоровье работников.

     И по этому я неслучайно темой своей работы выбрал охра-

ну труда, и особенно такой категогии населения, как женщины,

несовершеннолетнии и лица  с  пониженной  трудоспособностью,

так как в период нынешнего социального кризиса эта часть на-

селения является наиболее уязвимой и нуждается в особой  за-

щите, в том числе и в области трудовых правоотношений.

                           - 1 -

                          2СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ

     I.  ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

    II.  ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  СА-

         НИТАРИИ.

   III.  ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

    IV.  ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

     V.  ОХРАНА ТРУДА ЛИЦ С ПОНИЖЕННОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ

    VI.  НАДЗОР И  КОНТРОЛЬ  ЗА  СОБЛЮДЕНИЕМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О

         ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

   VII.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И

         ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

                           - 29 -

                          2ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении хотелось бы сделать вывод,  что вопрос ох-

раны  труда является одним из важнейших на современном этапе

жизни нашего общества,  в период когда  работодатели  ставят

для  себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным

вложением средств извлечь наибольшее количество  прибыли,  и

пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дифици-

том рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оп-

лату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а

порой и вообще игнорируют требования безопастности труда.

    Увеличение колличества   профессиональных   заболеваний,

несчастных случяев на производстве,  приводящих к травмам  а

иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о со-

вершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и

думается, что нашим законодательным, исполнительным и судеб-

ным органам государственной власти предстоит ещё много рабо-

ты в этом направлении.

                           - 30 -

              2СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

                      2НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

     1. Конституция РФ.

     2. Основы законодательства РФ "Об охране труда"

     3. Правила   возмещения   работодателями    вреда    от

        24.12.1992г.

     4. Кодекс законов о труде РФ.

     5. Кодекс "Об административных правонарушениях"РФ

     6. Указ Президента РФ "Положние о Федеральной инспекции

        труда при Министерстве труда РФ" 20.07.1994г.

     7. Уголовный кодекс РФ.

     8. Коментарий  к  кодексу  законов  "О  труде"  М."Вер-

        дикт"1993г.

     9. Учебное пособие "Трудовое право России" МВШМ-1995г.

    10. Журнал "Домашний адвокат" NN5,8 1996г.

                           - 3 -

                     2ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

                                                        

     Конституция Российской Федерации в качестве  одного  из

основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст

41).  Естественным производным из этого является и право ра-

ботника на здоровые и безопасные условия труда, которые так-

же в качестве отдельного принципа и  в  форме  субъективного

права  закреплены в ст.  37 Конституции.  Принятые в августе

1993 г.  Основы законодательства Российской Федерации об ох-

ране труда.

     Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и

здоровья работников в процессе трудовой деятельности,  вклю-

чающая  правовые,   социально-экономические,   организацион-

но-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилакти-

ческие, реабилитационные и иные мероприятия.

     Выраженные в правовой форме и в первую. очередь закреп-

ленные в трудовом законодательстве,  все эти нормы  образуют

важнейший . правовой институт особенной части трудового пра-

ва, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под ох-

раной труда в широком смысле слова следует понимать все тру-

довое право,  поскольку все его нормы направлены  на  защиту

интересов всех работающих.

     В узком смысле слова под охраной труда понимается  пра-

вовой институт трудового права,  объединяющий нормы,  непос-

редственно направленьые на обеспечение условий труда,  безо-

                           - 4 -

пасных для жизни и здоровья работников,  Он включает следую-

щие группы норм (подынституты):

   -  правила по  технике безопасности и производственной са-

      нитарии;

   -  специальные нормы охраны труда лиц,  работающих в тяже-

      лых, вредных и опасных производственных условиях;

   -  нормы по охране труда женщин,  несовершеннолетних и лиц

      пониженной трудоспособностью;

   -  нормы, регулирующие  деятельность органов государствен-

      ного надзора и общественного контроля, а также устанавливаю-

      щие  ответственность за нарушения законодательства об охране

      труда

   -  нормы, регулирующие  планирование  и организацию работы

      по охране труда.

     Эти нормы,  объединенные одной целью, могут приниматься

как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

     Так, первые  четыре группы должны приниматься в центра-

лизованном порядке,  чтобы установить единые стандарты вред-

ности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и

возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нор-

мы, регулирующие деятельность органов надзора - единых орга-

нов в рамках  государства.  Однако  третья  устанавливает  в

централизованном порядке лишь минимум гарантий,  которые мо-

гут быть повышены в локальных актах при  условии  финансовых

возможностей предприятий.

     Нормы же, регулирующие планирование и организацию рабо-

ты  по охране труда,  наоборот,  в большинстве случаев имеют

                           - 5 -

локальный характер,  содержатся в коллективных  договорах  и

соглашениях.

     Особый характер имеют  нормы,  устанавливающие  ответс-

твенность  за  нарушение  правил охраны труда.  В отличие от

всех других,  составляющих рассматриваемый  институт  охраны

труда  они также входят и в институты других отраслей права,

ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонаруше-

ния,  содержатся не только в трудовом, но и в административ-

ном и даже в уголовном отраслях права.

     С учетом содержания норм всего этого института, а также

формы источников нормативные акты по охране труда включают:

   -  стандарты Системы  стандартов безопасности труда (госу-

      дарственные, отраслевые, стандарты предприятия);

   -  санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы:

   -  правила устройства и безопасной эксплуатации  (пожарной

      ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической,

      взрыво- и электробезопасности);

   -  правила по охране труда и инструкции по охране труда

     Основы законодательства РФ об охране  труда  впервые  в

нашем  законодательстве  раскрыли  содержание  субъективного

права работника на охрану труда,(Осн. Статья 4.)

               1Право работника на охрану труда

     Каждый работник имеет право на охрану труда, в том чис-

ле:

     а) на рабочее место,  защищенное от воздействия вредных

        или опасных производственных факторов, которые могут

                           - 6 -

        вызвать  производственную  травму,  профессиональное

        заболевание или снижение работоспособности;

     б) на возмещение вреда,  причиненного ему увечьем, про-

        фессиональным заболеванием  либо  иным  повреждением

        здоровья,  связанными с исполнением им трудовых обя-

        занностей;

     в) на  получение достоверной информации от работодателя

        или государственных и общественных органов о состоя-

        нии условий и охраны труда на рабочем места работни-

        ка,  о существующем риске  повреждения  здоровья,  а

        также  о принятых мерах по его защите от воздействия

        вредных или опасных производственных факторов;

     г) на  отказ  без каких-либо необоснованных последствий

        для него от выполнения работ в случае  возникновения

        непосредственной  опасности для его жизни и здоровья

        до устранения этой опасности;

     д) на  обеспечение  средствами коллективной и индивиду-

        альной защиты в соответствии с требованиями  законо-

        дательных  и  иных нормативных актов об охране труда

        за счет средств работодателя;

     е) на  обучение  безопасным  методам и приемам труда за

        счет средств работодателя;

     ж) на  профессиональную  переподготовку за счет средств

        работодателя в случае приостановки деятельности  или

        закрытия предприятия,  цеха, участка либо ликвидации

        рабочего места вследствие неудовлетворительных усло-

        вий труда,  а также в случае потери трудоспособности

                           - 7 -

        в связи с несчастным  случаем  на  производстве  или

        профессиональным заболеванием;

     з) на проведение инспектирования органами государствен-

        ного  надзора  и контроля или общественного контроля

        условий и охраны труда,  в том числе по запросу  ра-

        ботника на его рабочем месте;

     и) на обращение с жалобой в соответствующие органы  го-

        сударственной власти, а также в профессиональные со-

        юзы и иные уполномоченные работниками представитель-

        ные органы в связи с неудовлетворительными условиями

        и охраной труда;

     к) на участие в проверке и рассмотрении вопросов,  свя-

        занных с улучшением условий и охраны труда.

     В Основах  закреплены и обязанности работника в области

охраны:

     Статья 10.  Обязанности работника по обеспечению охраны

                 труда на предприятиях Работник обязан:

     а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране тру-

        да;

     б) правильно  применять  коллективные  и индивидуальные

        средства защиты;

     в) немедленно сообщать своему непосредственному руково-

        дителю о любом  несчастном  случае,  происшедшем  на

        производстве,  о признаках профессионального заболе-

        вания,  а также о ситуации,  которая создает  угрозу

        жизни и здоровью людей.

     Однако Правила возмещения работодателями  вреда  от  24

                           - 8 -

декабря 1992 г., Статья 3. Основания ответственности работо-

дателя за  вред,  причиненный  здоровью  работника  трудовым

увечьем  "  Работодатель  обязан  возместить в полном объеме

вред,  причиненный здоровью работника при исполнении им тру-

довых обязанностей источником повышенной опасности,  если не

докажет,  что вред возник вследствие непреодолимой силы либо

умысла потерпевшего".

     Если вред причинен здоровью работника не источником по-

вышенной  опасности,  то  работодатель  освобождается от его

возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

     Таким образом  связывают ответственность работодателя с

его виной, и только в случае причинения вреда источником по-

вышенной опасности его ответственность может наступить и без

вины - если не докажет, что вред возник вследствие непреодо-

лимой силы либо умысла потерпевшего,  нарушение обязанностей

работником не всегда свобождает работодателя от  ответствен-

ности.

     В целях органйзации сотрудничества по охране труда  ра-

ботодателей  и  работников предприятий численностью более 10

человек Основы законодательства  РФ  предусмотрели  создание

совместного  комитета (комиссии) по охране труда,  в который

на паритетной  основе  входят  представители  работодателей,

профессиональных  союзов  и  иных уполномоченных работниками

представительных органов.

                                                                

                           - 9 -

              2ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И

                 2ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  САНИТАРИИ.

                                                                

     Все производственные помещения,  оборудование, техноло-

гические процессы должны  отвечать  требованиям  обеспечения

здоровых и безопасных условий труда.

     Тоебования к производственному оборудованию,  равно как

и к его размещению и организации рабочих мест,  а также тре-

бования безопасности, предьявляемые к организации производс-

твенных  процессов  и  направленные на предупреждение произ-

водственного травмотизма, закрепляются в правилах по технике

безопасности.  Перечень допускаемых стандартами (санитарными

нормами) уровней концентрации и других параметров, опасных и

вредных  производственных факторов,  свойственных производс-

твенным процессами,  содержит нормы производственной санита-

рии,  предотвращающие возникновение профессиональных заболе-

ваний работников.

     Требования, содержащиеся в правилах и касающиеся техни-

ки безопасности и производственной санитарии,  должны выпол-

няться при строительстве предприятий, начиная со стадии про-

ектирования,  при коиструировании и изготовлении  оборудова-

ния, станков, машин.

     Ни одно предприятие,  цех, участок, производство не мо-

гут  быть  приняты и введены в эксплуатацию,  если на них не

обеспечены здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 141

КЗоТ)

     Ни один .образец новой машины, механизма и другого про-

                           - 10 -

изводственного оборудования не может быть передан в серийное

производство, если он не отвечает требованиям охраны труда

     Новые или   реконструируемые  нроизводственные  объекты

средства производства не могут быть приняты в  эксплуатацию,

если они не имеют сертификата безопасности (ст. 11 Основ за-

конодательства РФ об охране труда).

     Чтобы требования  охраны труда соблюдались работниками,

на администрацию возложена проведение инструктажа.

     По характеру и времени проведения инструктаж работников

подразделяется на: вводный, который проводится с поступающи-

ми  на работу;  повторный (периодичсски в установленные сро-

ки);  внеплановый (текущий) - при изменении технологического

процесса или оборудования, при нарушениях правил охраны тру-

да

     Когда полностью  устранить вредное воздействие на орга-

низм работника невоэможно,  законодатель устанавливает  иные

мерысредства индивидуальной защиты и применение других,  оп-

тимально нейтрализующих вредность веществ, недопущение к тя-

желым  и вредным работам лиц,  чье здоровье не соответствует

необходимым требованиям,  предоставление определенных  льгот

для работающих во вредных и тяжелых условиях.

     Так, на работах с вредными условиями труда,  с  особыми

температурными условиями или связанных с загрязнением работ-

никам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная

одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защи-

ты: респираторы, маски, защитные очки, предохранительные по-

яса и т.д.

                           - 11 -

     При этом администрация обязана обеспечить их  хранение,

стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт

(ст. 149 КЗот) .

     Если работа связана с загрязнением, работникам выдается

бесплатно по установленным нормам мыло,  а там, где возможно

воздействие на кожу вредно действующих веществ,- смывающие и

обеззараживающие средства (ст. 150 КЗоТ).

     На работах  с вредными условиями труда работникам выда-

ются бесплатно по установленным  нормам  молоко  или  другие

равноценные  пищевые продукты,  а работающим в особо вредных

условиях труда предоставляется бесплатно лечебно-профилакти-

ческое питание (ст. 151 КЗоТ) .

     Рабочие горячих цехов обеспсчиваются бесплатно  газиро-

ванной  соленой водой.  Цехи и производственные участки,  на

которые распространяется это правило,  устанавливаются орга-

нами санитарно-эпидемиологическога надзора по согласованию с

администрацией (ст. 152 КЗоТ)

     К выполнению некоторых тяжелых и вредных работ допуска-

ются только лица,  не имеющие противопоказаний к этому,  что

должно  быть  подтверждено  медицинским освидетельствованием

Перечень этих работ утверждается Правитсльством РФ с  учетом

консультаций с объединениями работодателей, профессиональны-

ми союзами в лице их соответствующих органов и иными уполно-

моченными  работниками  представительными органами.  Субъкты

российской Федерации вправе дополнять перечень  таких  работ

(ст.6 Основ законодательства РФ об охране труда).

     На этих работах запрещено применение труда женщин дето-

                           - 12 -

родного возраста и лиц в возрастс до 21 года; эта норма зак-

реплена в ч. 1 ст. 6 Основ, однако она будет введена в дейс-

твие  с 1 июля 1996 г.  До этого запрещено принимать на ука-

занные работы женщин детородного возраста и несовершеннолет-

них,  а для работающих в особо вредных и особо опасных усло-

виях труда этка норма уже вступила в силу.

     При обнаружении у работника признаков профессионального

заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воз-

действия вредных или опасных производственных факторов рабо-

тодатель на основании медицинского заключения  должен  пере-

вести его на другую работу (ст. 6 Основ) .

     Выявление и учет  несчастных  случаев  на  производстве

имеют принципиальное значение и должны строго фиксироваться.

Правительству поручено разработать и утвердить новое положе-

ние  о  порядке  расследования и учета несчастных случаев на

производстве,  привести его в соответствие с действующим за-

конодательством.

     Поскольку сфера охраны труда относится к  единой  госу-

дарственной политике, создание здоровых и безопасных условий

труда гарантируется  всем  работающим,  независимо  от  форм

собственности.

                                                                     

                     2ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

     В соответсвии  со  ст.  19  Конституции России мужчинаи

                           - 13 -

женщина имеют равные права и свободы  и  ранные  возможности

для их реализации. Однако физиологические особенности женщи-

ны,  ее детородная функция не могут не наложить отпечаток на

объем  ее прав в прощессе осуществлсния трудовой деятельнос-

ти.

     Ограничения при  выполнении тяжелых работ,  подъеме тя-

жестей предоставление перерывов для кормления  грудного  ре-

бенка  дополнительный отпуск по уходу за ним и другие льготы

предоставляемые нашим трудовым и социальным  законодательст-

вом, направлены на то, чтобы действительно обеспечить мужчи-

не и женщине равные возможности в обществе.

     Все эти  нормы для облегчения их усвоения следует клас-

сифицировать на две группы:

     1) распространяющиеся на всех женщин;

     2) распространяющиеся на беременных женщин  и  матерей,

        имеющих малолетних детей.

     К первой группе относятся нормы, запрещающие применение

труда  женщии  на тяжелых и подземных работах,  на работах с

вредными условиями труда согласно специальному перечню.

     На подземных работах в горнодобывающей промышленности и

строительстве подземных сооружений женщины  могут  выполнять

только нефизическую работу и работу по санитарному и бытово-

му обслуживанию.

     Установлены предельные  нормы  переноски и передвижения

тяжестей для женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей

при  чередовании  с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг.

Если подъем и перемещение тяжестей осуществляется  постоянно

                           - 14 -

в течение рабочей смены - 7 кг. В массу поднимаемого и пере-

мещаемого груза включается и вес тары и упаковки.

     Специальные правила охраны труда установлены для женщин

- трактористок и шоферов на грузовых автомашинах

     На промышленных предприятиях,  широко применяющих женс-

кий труд, должны быть созданы условия для санитарно-бытового

обслуживания женщин (комнаты личной гигиены, душевые и т.д)

     Труд женщин ограничен в ночное время.  Только в тех от-

раслях,  где это вызывается особой необходимостью,  он может

быть разрешен в качестве временной меры.

     Женщинам, работающим в сельской местности, предоставля-

ется ется по.их желанию один дополнительный выходной день  в

месяц без сохранения зарплаты (ст. 163 КЗоТ).

     Для беременных женщин и матерей малолетних детей  уста-

новлены дополнительные гарантии: в отношении приема на рабо-

ту-запрещено увольнение по инциативе администрации  беремен-

ных  женщин и женщин,  имеющих детей в возрасте до 3 лет,  а

одиноких матерей - при наличии у них ребенка в  возрасте  до

14  лет  или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (ст.  170

КЗоТ);  перевод беременных женщин и женщин,  имеющих детей в

возрасте  до  полутора  лет,  на более легкую работу (ст.164

КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и време-

ни отдыха,  в том числе право на дополнительные отпуска (ст.

49 161 - 163, 165 - 169 КЗоТ), а также в области социального

страхования (ст. 165, 172, 240 КЗоТ).

                                                                               

                           - 15 -

               2ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

                                                                                

     Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние),  в тру-

довых  правоотношениях приравниваются в правах к совершенно-

летним вместе с тем в интересах охраны их здоровья, посколь-

ку организм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам ус-

танавливаются дополнительные льготы.  Прежде всего запрещено

применение  их  труда  на  работах с тяжелыми,  вредными или

опасными условиями,  а также на подземных работах.  Перечень

этих работ, как уже отмечалось, вместе с предельными нормами

переноски или передвижения тяжестей  предложено  разработать

Правительству  Российской  Федерации с учетом коноультаций с

объединениями работодателей, профессиональными союзами в ли-

це их соответствующих органов и иными уполномоченными работ-

никами, представительными органами.

     Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к

работам:

     а) выполняемым вахтовым методом;

     б) по совместительству,

     в) связанным  с  производством,  хранением  и торговлей

        спиртными напитками;

     г) связанным  с  обслуживанием материальных ценностей и

предполагающим заключение договора о полной материальной от-

ветственности.

     Несовершеннолетние принимаются  на  работу  лишь  после

                           - 16 -

предварительного  медицинского  осмотра  и в дальнейшем,  до

достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинс-

кому смотру.

     Для несовершеннолетних установлены специальные  правила

трудоустройства (ст.  181 КЗоТ), дополнительные гарантии при

увольнении (ст. 183 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабо-

чего времени и времени отдыха (ст.  43, 54, 67, 74, 177, 178

КЗоТ), оплаты труда (ст. 179 КЗоТ).

                2ОХРАНА ТРУДА ЛИЦ С ПОНИЖЕННОЙ

                      2ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ

     Действующее законодательство  допускает  ограничения  в

трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов  только  в

том случае, если состояние здоровья препятствует ей.

     Более того, законодатель предусматривает для них льготы

и дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на

две группы:

     1) не зависящие от того, где работают инвалиды и пенси-

        онеры по старости;

     2) только для работающих на предприятиях,  в цехах и на

участках, предназначенных для использования труда этих лиц.

     К льготам  первой  группы относятся специальные правила

                           - 17 -

трудоустройства инвалидов,  а также льготы и гарантии в  об-

ласти рабочего времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ) .

     На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных

для использования труда пенсионеров и инвалидов, администра-

ция по согласованию с профсоюзным комитетом вправе уменьшать

им  нормы  выработки.  Для инвалидов 1 и 2 групп установлено

сокращенное рабочее время (36 часов в неделю).

     Пенсионерам по  старости и инвалидам I и II групп по их

желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения

заработной платы продолжительностью до двух месяцев.

      2НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

               2О  ТРУДЕ  И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

     Конституция в качестве основных прав граждан  закрепила

право на охрану здоровья (ст.  41), в том числе право работ-

никам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны

и  другие  права в самой распространенной сфере человеческих

отношений - сфере труда.  В условиях обеспечения  законности

на практике существует целая система органов, осуществляющих

надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой об-

ласти,  обязанности  предприятий,  учреждений  и организаций

созданию соответствующих безопасных условий для работников,

                           - 18 -

     Цель этих  органов  прежде всего - не допустить наруше-

ний. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке,

сдаче  выстроенных зданий и сооружений,  требуя устранения в

случаях выявления отклонений, теми или иными способами восс-

танавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответс-

твенности.

     В зависимости  от  субъектов,  осуществляющих  надзор и

контроль, принято считать, что надзорные функции носят преи-

мущественно властный государственный характер,  они осущест-

вляются государственными органами;  контроль в большей  мере

связан с общественными функциями - профсоюзами, хотя законо-

дательство использует термин "контроль"  и  применительно  к

государственным органам.

     Органы надзора,  обладая определенными властными полно-

мочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки

на поднадзорных и подконтрольных обьектах, но и давать адми-

нистрации  юридические  обязательные  указания об устранении

выявленных нарушений или воздержании  от  принятия  тех  или

иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за

собой определенные правовые последствия.  Ее решения призна-

ются недействительными,  нарушенные права работника подлежат

восстановлению,  а виновные должностные лица привлекаются  к

ответственности.

     Ст. 244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора

и контроля.

     Надзор и конроль за соблюдением законодательства о тру-

де и охране труда осуществляют:

                           - 19 -

     1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в

        учреждениях,  организациях  независимо от форм собс-

        твенности и подчиненности специально  уполномоченные

        на то государственные органы и инспекции в соответс-

        твии с федеральными законами;

     2) профессиональные союзы, а также состоящие в их веде-

        нии техническая и правовая инспекции труда - соглас-

        но положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Рос-

        сийской Федерации от 25 сентября 1992 г.  N 3543-1 -

        Ведомости Съезда народных депутатов Российской Феде-

        рации  и  Верховного  Совета  Российской  Федерации,

        1992, N 41, ст. 2254).

     Высший надзор за точным и единообразным исполнением за-

конов  о  труде  осуществляется  Генеральным прокурором РФ и

подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

     Законодательство. различает  следующие  формы надзора и

контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель пред-

варительного  состоит в том,  чтобы предупредить и не допус-

тить принятия незаконных решений. Последующий надзор и конт-

роль должны выявить уже допущенные нарушения трудового зако-

нодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор

и  контроль обусловлены их повседневностью,  в процессе чего

могут быть как предупреждены,  так и выявлены уже допущенные

нарушеиия.

     Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет спецально

уполномоченные на то государственные органы и инспекции,  не

зависящие в своей деятельности от администрации предприятий,

                           - 20 -

учреждений, организаций и их вышестоящих органов.

     В эту систему входят:

   - Федеральный горный  и  промышленный иадзор России (Гос-

гортех-надзор России) и его органы  осуществляют  на  местах

надзор в области безопасности работ в добывающих и перераба-

тывающих отраслях промышленности,  при эксплуатации объектов

повышенной опасности, магистралъных трубопроводов, при обра-

щении с вредными и опасными веществами,  при перевозке опас-

ных грузов железнодорожным транспортом.

   - Федеральный надзор России по ядерной  и  радиационной_0

безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществля-

уют надзор за безопасностью при производстве и использовании

атомной энергии,  ядерных материалов,  радиоактивных веществ

изделий на их основе.

     - Органы  Государственного энергетического надзора осу-

ществляют надзор за проведением мероприятий,  обеспечивающих

безопасное  обслуживание  электрических  и теплоиспользующих

установок.

  -  Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в

систему МВД РФ,  осуществляют надзор за соблюдением правил и

норм,  направленных  на предотвращение пожаров,  обеспечение

безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий

средстнами противопожарной защиты и пожарной техникой других

правил пожарной безопасности.

   - Федеральный санитарно-эпидемиологический  надзор России

(Госсанэпидиадзор России) и его органы на  местах,  Осущест-

вляют  надзор  за  соблюдением гигиенических норм и санитар-

                           - 21 -

но-противоэпидемических правил, проведением санитарно-проти-

воэпидемических  мероприятий и мероприятий по предупреждению

и ликвидации  профессиональных  и  инфекционных  заболеваний

проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населе-

ния.

     Осуществляют надэор и общественный контроль за соблюде-

нием законодательства о труде и правил по охране труда проф-

союзы (ст.  244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в

1933 г.  в связи с ликвидацией наркомата труда, функции над-

зора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены го-

сударственным органам.

     В ст.  1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвер-

дившего Положение о Федеральной инспекции труда  при  Минис-

терстве труда РФ (Рострудинспекции),  сказано, что Федераль-

ная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные госу-

дарственные инспекции труда республик,  краев, областей, го-

родов федерального значения, автономных областей, автономных

округов, районов и городов образуют единую систему надзора и

контроля за соблюдением законодательства Российской  Федера-

ции о труде и охране труда на предприятиях,  в учреждениях и

организациях всех форм собственности.

     Основными задачами  Рострудинспекции и подведомственной

ей государственной инспекции труда являются:

     а) осуществление государственного надзора и контроля за

соблюдением законодательства Российской Федерации о труде  и

охране  труда,  а  также связанного с ним законодательства и

нормативно-правовых актов о возмещении  вреда,  причиненного

                           - 22 -

работнику,  социальном страховании, занятости, банкротстве и

приватизации предприятий,  коллективных договорах и соглаше-

ниях

     б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий

труда  работников,  а также защита их от незаконных действий

работодателей, должностных лиц и других ответственных работ-

ников предприятий, ущемляющих эти права;

     в) разработка предложений по совершенствованию законно-

дательства Российской Федерации и иных правовых актов о тру-

де и охране труда;

     г) обеспечение  повышения квалификации работников аппа-

рата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.

     В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинс-

пекцию, государственную инспекцию труда, государственно-пра-

вовых инспекторов труда и государственных инспекторов по ох-

ране труда возложены специальные функций.

    В частности, государственные правовые инспекторы труда и государс-

твенные  инспекторы по охране труда вправе:

беспрепятственно посещать

предприятия в целях осуществления надзора и  контроля  за  соблюдением

законодательства  Российской Федерации и иных нормативных правовых ак-

тов о труде и охране труда;

     - запрашивать  и  получать  от  органов  исполнительной

       власти субъектов Российской Федерации и местного  са-

       моуправления,  предприитий  документы,  объяснения  и

       иную информацию, необходимую для выполнения надзорных

       и контрольных функций;

                           - 23 -

     - налагать в установленном законодательством Российской

       Федерации об административных правонарушениях порядке

       штрафы на руководителей, должиостиых лиц и других от-

       ветственных работников предприятий,  виновных в нару-

       шении законов и иных нормативных актов о труде и  ох-

       ране труда;

     - предъявлять работодателям, должностным лицам и другим

       ответстветственным  работникам предприятий для испол-

       нения предписания об устраннении нарушений  законода-

       тельства Российской Федерации и иных нормативных пра-

       вовых актов труде и охране труда,  о привлечении  ви-

       новных и этих нарушениях к дисциплинарной ответствен-

       ности или отстранении их от должности в установленном

       порядке.

     Государственным инспекторам по охране труда  предостав-

лено право: приостанавливать работу отдельных производствен-

ных подразделений и оборудования при выявлении нарушений за-

конодательных и иных нормативных актов об охране труда,  ко-

торые создают урозу жизни и здоровью работников, до устране-

ния этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в

установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний

правил, норм и инструкций по охране труда.

     Решения государственных правовых  инспекторов  труда  и

государственных инспекторов по охране труда могут быть обжа-

лованы руководителю государственной инспекции труда по  под-

чиненности,  главному государственному инспектору труда Рос-

сийской Федерации или в судебном порядке.  Решения  главного

                           - 24 -

государственного инспектора труда Российской Федерации также

могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения) .

     Кроме перечисленных  задач и упомянутых функций за соб-

людением законодательства о труде осуществляется  и  общест-

венный контроль.  Эти функции,  как уже отмечалось,  в соот-

ветствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.

     Основы законодательства  об охране труда изменили формы

осуществления этого контроля.  8 апреля 1994 г. Министерство

труда РФ в соответствии со ст.  25 Основ разработал и утвер-

дил Рекомендации по организации работы уполномоченного  (до-

веренного)  лица по охране труда профессионального союза или

трудового коллектива.

     Уполномоченный наделяется значительными правами. Так же

как и государственный инспектор, он может потребовать приос-

тановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здо-

ровью работников,  выдать обязательное к рассмотрению предс-

тавление  об  устранении выявленных нарушений,  обратиться в

соответствующие органы по поводу привлечения  к  ответстнен-

ности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства

об охране труда или сокрытии фактов  негативных  случаев  на

производстве.

     Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании тру-

дового коллектива на срок не менее двух лет.  Они должны пе-

риодически отчитываться на общем собрании перед  коллективом

и  могут быть отозваны до истечения срока действия их полно-

мочий,  если не выполняют своих функций. Организация выборов

возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками

                           - 25 -

представительные органы. Если на предприятии несколько проф-

союзов или представительных органов,  каждому из них предос-

тавлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномо-

ченных по охране труда.

       2ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА  НАРУШЕНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                2О ТРУДЕ И  ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

     Любое виновное  нарушение  трудовых прав и обязанностей

должно влечь за собой юридическую ответственность.  В особое

положение  здесь  поставлены должностные лица:  имея больший

объем прав,  будучи ответствснными за организацию  трудового

процесса,  они должны обеспечить нормальные и безопасные ус-

ловия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей  сте-

пени, а в большей степени, чем другие работники.

     Ст. 249 КЗоТ предусматривает ответственность  должност-

ных  лиц,  виновных  в  нарушении законодательства о труде и

правил по охране труда,  в невыполнении обязательств по кол-

лективным  договорам  и соглашениям или в воспрепятствовании

деятельности профессиональных  союзов.  Эта  ответстненность

может быть дисциплинарной, административной и уголовной. Это

не означает, что за нарушение наступает ответственность всех

трех видов одновременно.

     Трудовая дисциплина,  как известно, может быть объектом

                           - 26 -

различных правонарушений.  Но это не означает,  будто объект

всех этих правонарушений одинаков.  Признание одного и  того

же  объекта для многих правонарушений стирало бы грань между

ними. Законодатель выделяет особо важные стороны отношений в

частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного пра-

ва,  учитывая при этом характер,  мотивы, способы совершения

правонарушения, степень тяжести его последствий и другие мо-

менты.

     Так, уголовная  ответственность  за преступление против

трудовых прав граждан предусмотрена  статьями  УК  России:ст

137-за нарушение законных прав профсоюзов; ст.138-за отказ в

приеме на работу или увольнение беременной женщины или  кор-

мящей  матери;  ст.139- за преследование граждан за критику;

ст.140- за нарушение правил охраны труда.

     Уголовная ответственность  также установлена за наруше-

ние правил безопасности горных, строительных работ, на взры-

воопасных  предприятиях или во взрывоопасных цехах.  Эта от-

ветственность наступает,  если нарушения повлекли или  могли

повлечь за собой тяжкие последствия.

     За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-проти-

воэпидемических  правил и норм могут применяться администра-

тивно-правовые санкции (ст.  42 Кодекса РСФСР административ-

ных  правонарушениях) .  Кроме того,  нарушение должностными

лицами законодательства о труде и  правил  по  охране  труда

(ст.  41  Кодекса),  мелкое хищение государственного или об-

щественного имущества (ст.  49  Кодекса),  нарушение  правил

эксплуатации  водохозяйственных  сооружений и устройств (ст.

                           - 27 -

60) выпуск в эксплуатацию транспортных и других  передвижных

средств с превышением нормативов содержания загрязняющих ве-

ществ в выбросах (ст.  80 Кодекса) .  И наконец, должностные

лица,  представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия

в переговорах по коллективному договору или виновные в нару-

шении  и невыполнении обязательств по коллективному договору

или соглашению,  также  несут  административную  ответствен-

ность.

     Лица, виновные в непредставлении информации,  необходи-

мой для коллективных переговоров и осуществления контроля за

соблюдением коллективного договора или соглашений, несут ли-

бо административную, либо дисциплинарную ответственность.

     За нарушение норм трудового законодательства, и в част-

ности  норм  об охране труда,  возможна и дисциплинарная от-

ветственность, которая проявляется в применении дисциплинар-

ных  санкций  вплоть до увольнения.  Увольнение возможно при

систематическом нарушении должностным лицом своих обязаннос-

тей,  а также и в случае однократного, но грубого нарушения,

допущенного руководителем предприятия, учреждения, организа-

ции (или его обособленного подразделения) или его заместите-

лем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ) .

     Руководящие работники предприятия, виновные в нарушение

законодательства о труде,  невыполнении обязательств по кол-

лективному договору,  проявляющие бюрократизм, волокиту, мо-

гут быть уволены по требованию профсоюзного органа (не  ниже

районного) по ст. 37 КЗоТ.

     Если в результате допущенного правонарушения причиняет-

                           - 28 -

ся еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и

к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяют-

ся  общими нормами трудового законодательства о материальной

ответственности.