Философия (Шпаргалка)
N 1.
1. Философия Милетской школы. Основные черты и особенности.
2. Специфика философского знания. Философия как наука.
N 2.
1. Философия Гераклита. Его учение о первоначале и первовеществе
природы и "логосе" как всеобщей мировой необходимости.
2. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь
с другими науками.
N 3.
1. Философия Элейской школы. Ее роль в дальнейшем развитии античной
философии.
2. Основной вопрос философии и его две стороны!.
N 4.
1. Философия Эмпедокла, Его учение о четырех элементах первоматерии
и движущей силе возникновения и разложения вещей.
2. Метафизика и диалектика как способы философского мышления и методы
научного познания.
N 5.
1. Учение Анаксагора о бесконечном многообразии первичных материальных
частиц и качественном превращении тел друг в друга.
2. Основные функции философии.
N 6.
1. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Его значение для я
последующего развития философии и естествознания.
2. Исторические Формы материализма, идеализма и диалектики.
N 7.
1. Философия Сократа. Ее основные черты и особенности.
2. Философское учение о материи, Диалектическое ее понимание.
N 8.
1. Философия Платона. Ее объевктивно-идеалистический характер.
2. Современная наука о системной и функциональной организации мате-
риального мира.
N 9.
1. Философия Аристотеля. Учение о "первой" материи, форме, движении
и его источнике.
2. Движение как способ существования материи. Противоречивый харак-
тер движения
N 10.
1. Философия Ф.Бэкона. Критика схоластики и догматизма как предпосылка
преобразования науки и формирования нового философского мышления.
2. Формы движения материи. Их единство, качественная определенность
и взаимосвязь.
N 11.
1. Философия Р.Декарта. Учение о субстанциях и разработка рационалисти-
ческого метода познания.
2. Движение и развитие. Материалистическое и идеалистическое понимание
развития.
N 12.
1. Материализм Т.Гоббса. Его основные черты и идейная направленность.
2, Пространство и время. Проблема пространственно-временной бесконеч-
ности и вечной вселенной.
N 13.
1. Философия Ш Локка. Разработка эмпирической теории познания и учения
о первичных и вторичных качествах.
2. Понятие бытия и небытия. Материальное и идеальное. Природа идеального
N 14.
1. Философсков учение Спинозы о субстанциях и модусах. Материалисти-
ческий рационализм теории познания.
2 Отражение как всеобщее свойств материи. Его основные формы
N 15.
1. Философия Лейбница. Учение о монадах. Элементы диалектики и пони-
мании процесса развития. Особенности рационализма.
2. Сознание как высшая форма отражения, Функция соцально-организован-
ной материи.
N 16. Философия Беркли, Учение об "идеях", "душах" и бытии вещей как
суммы ощущений .
2. Условия и предпосылки возникновения сознания. Социальная сущность
сознания.
N 17.
1. Философия Юма Гносеологический скептицизм и агностическая трактовка
принпипов сенсуализма.
2. Индивидуальное и общественное сознание и их взаимосвязь. Структура
и формы общественного сознания.
N 18.
1. Философия Канта Учение о "вещи в себе" и "явлении". Особенности
гносиологического агностицизма.
2. Диалектика как общая теория развития Объективная и субъективная
диалектика.
N 19.
1. Философия Фихте. Учение об абсолютном человеческом "Я" как первичной
реальности и деятельной субъективности
2. Закон единства и борьбы противоположностей Понятие тождества,
различия, противоположностей и противоречия.
N 20.
1. Философия Шеллинга. Разработка филосовии природы. Интелектуальная
интуиция" и "трансцендентальная философия"
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Понятие количества. качества, свойства и меры.
N 21.
1. Философия Гегеля. Разработка диалектики как науки. Ученив о субъек-
тивном, объективном и абсолютном духе.
2. Закон отрицания отрицания. Преемственность и цикличность в развитии.
Относительный характер прогресса и регресса.
N 22.
1. Материализм Фейербаха. Основные черты антропологического принципа
Фейербаховская религия ествственных человеческих отношений.
2. Познание как чувственное отражение и абстрактно-логическое воспро-
изведение действительности.
N 23.
1. Основные недостатки домарксистского материализма.
2. Субъект и объект познания
N 24.
1. Обшая характеристика фидософских взглядов русских революционных
демократов.
2. Соотношение субъективного и объективного в познании.
N 25.
1. Исторические условия и предпосылки возникновения диалектического
материализма
2. Чувственная и рациональная ступени познания. Образ и знак, отражение
и информация.
N 26
1. Основные черты русской религиозно-идеалистической философии.
2. Ограничевнность сенсуализма, рационализма и агностицизма.
N 27.
1. Основные направления современной западной философии.
2. Истина и заблуждение в процессе познания. Диалектика абсолютной и
относительной истины. Объективность и конкретность истины.
N 28.
1. Общая характеристика средневековой Философии. Развитие философской
мысли в условиях господства религиозной идеологии.
2. Практика как критерий истины.Его абсолютность и относительность.
N 29.
1. Философские и атеистическиев взгляды и представлевния Тита Лукреция
Кара.
2. Основные формы и методы научного познания.
N 30.
1. Филосовия Эпикура как высшый этап раэвития древнегреческого атомис-
тического материализма.
2. Диалектика развития современной цивилизации. Причини возникновения
глобальных проблем, их классификация и критерии.
N 31.
1. Основныев чеврты Древневосточной философии.
2. Особенности современного этапа взаимоотношений общества и природы.
Формы проявления экологического кризиса.
N 32
1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и современность.
2. Перспективы планетарного сближения человечества.
N 33
1. Значение наследия гуманистов ХХ в. для гуманизации общества.
2. Философия о смысле жизни и предназначении человека.
N 34.
1. Проблема внеземных цивилизаций.
2. Информационное общество: сущность, перспективы, социальные послед-
ствия.
N 35.
1. Необходимость и свобода в историческом процессе.
2. Вечные проблемы человечества и релитиозные искания.