Философия в жизни человека и общества

           Философия в жизни человечества и общества.

                              План.

     1.Сущность и жизненный смысл мировоззрения.  Структура миро-

воззрения.

     2.Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз-

ное, философское. Религиозная картина мира.

     3.Что такое философия и зачем она?  Предмет философских раз-

мышлений в истории философской мысли.

     4.Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, агности-

цизм.

     5.Предназначение философии, ее задачи и функции.

     6.Философия и частнонаучные знания. Предмет философии. Проб-

лемы научности философского мировоззрения.

     Литература:

     1.Введение в философию. Ч.1 М., 1989.

     2.Философия. Учебник для вузов. 1995

     3.На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и

мировоззрение. М.,1990.

     4.Ильин И.А. Философия и жизнь.

     5.Франк С.Н.  Понятие Философии. Взаимоотношение философии и

науки.

     6.Вернадский В.И. Научное мировоззрение.

     7.Соловьев В.С.  Исторические дела философии //  Из  истории

русской гуманистической мысли. М., 1993

     8.М.Хайдеггер. Что такое  философия?  //  Вопросы  философии

1993. - N8.

     9.ФЭС. Статьи:  агностицизм,  вульгарный материализм, деизм,

дуализм, идеализм, материализм, мировоззрение, мифология, монизм,

основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, фило-

софия.

     10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой

философии. гл.2.

     Философия (с греч.  - любовь к истине, мудрости) - форма об-

щественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания,

об отношении  человека к миру,  наука о всеобщих законах развития

природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную

систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз-

навательные ценности,  социально-политическое, нравственное и эс-

тетическое отношение человека к миру.

                                1

     Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фи-

лософии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опреде-

ляет эти законы развития?  Какое место занимает закономерность, а

какое - случай?  Положение человека в мире:  смертен или бессмер-

тен? Как может человек понять свое предназначение.  Каковы позна-

вательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить

от лжи?

     Морально-нравственные проблемы:  совесть,   ответственность,

справедливость, добро и зло.

     Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос оп-

ределяет направление жизнедеятельности человека.

     Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь пре-

образовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании,  что яв-

ляется необходимым в становлении личности.

     Эти проблемы  нашли решение задолго до философии - в мифоло-

гии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.

     Мировоззрение шире, чем философия.

      _Мировоззрение . - система обобщенных чувствований и  интуитив-

ных представлений  и  теоретических  взглядов на окружающий мир и

место человека в нем,  на многосторонние отношения человека к ми-

ру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жиз-

ненных установок человека,  определенной  социальной  группы,  их

убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстети-

ческих и религиозных принципов познания и оценок.

     Объект мировоззрения - мир в целом.  Предмет мировоззрения -

взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции  макро-

косма и микрокосма).

     Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о  природе,

обществе, человеке.  Мировоззрение - не простая совокупность зна-

ний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр

своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как та-

кового и такой разумной части мироздания, как люди.

     По Рубинштейну,  мировоззрение - показатель зрелости личнос-

ти.

     Для характеристики  мировоззрения  имеет значение пропорцио-

нальное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настро-

ений, норм, идеалов.

     Структура мировоззрения - компоненты:  познавательный,  цен-

ностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

     Познавательный компонент  базируется  на обобщенных знаниях.

Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину ми-

ра. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание

мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами.  Любая

философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение фи-

лософично.

     Философия - это теория мировоззрения, она теоретически реша-

ет те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий

смысл, оно должно быть оценено, т.е.освещено лучами нашего к нему

отношения.

     Ценностно-нормативнй компонент  включает  в  себя  ценности,

идеалы, нормы,  убеждения.  Главное назначение этого компонента в

том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и

мог руководствоваться общественными идеалами.

     Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяюще-

го потребности людей в системе.  Наверху иерархии ценностей стоит

абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.

     В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем

средством, которое  связывает  ценностно-значимое  для человека с

его практическим поведением.

     Чтобы нормы,  знания,  ценности реализовались в практических

поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгля-

ды, убеждения, идеалы.

     Выработка психических установок на возможность  действовать.

Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой

составляющей.

     Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному

типу поведения  в  определенных  обстоятельствах.   Мировоззрение

складывается под воздействием социальных условий, воспитания, об-

разования. Мерилом мировоззренческой зрелости  личности  являются

поступки, дела.

     По характеру формирования и способу  функционирования  можно

выделить жизненно-практический  и теоретический уровень мировозз-

рения. Жизненный уровень часто называется  жизненной  философией.

Теоретический уровень - религия,  традиции, образование, духовная

культура, профессиональная деятельность.  Здесь очень часто  при-

сутствуют предрассудки.

     К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит филосо-

фия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только

как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний дейс-

твительности, а также норм, ценностей, идеалов.

                                2

     Можно говорить об исторических типах мировоззрения.

     Принято считать, что:

     1 -  мифологическое  мировоззрение.  Это начальный тип миро-

воззрения, который можно назвать предмировоззрением.

     Мифология возникла  на  той  стадии  общественного развития,

когда человечество пыталось дать ответы  на  такие  вопросы,  как

происхождение и устройство мироздания в целом.

     Значительную часть мифологии составляют космологические ми-

фы. Большое внимание в мифах уделяется рождению,  смерти, испыта-

ниям. Особое место занимает  добыча  огня,  изобретение  ремесел,

одомашнивание животных.

     Миф - это не первоначальная форма знаний,  а вид мировоззре-

ния, образное представление о природе и коллективной жизни. В ми-

фах объединились зачатки знаний,  религиозных верований. Для пер-

вобытного сознания  мыслимое  должно  совпадать  с  переживаемым,

действительное с тем, кто действует.

     Генетический принцип  -  сводится к выяснению кто кого поро-

дил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и  чело-

веком.

     Наряду с мифологией существует и религия.  Но чем отличается

мифологическое мировоззрение от религиозного?

     Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с  об-

рядами. Мифология  находится  в тесном взаимодействии с религией.

Спецификой религии является то,  что основой здесь является куль-

товая система,  т.е.  система обрядовых действий, направленных на

установление определенных отношений со сверхъестественным.  Миф в

той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.

     С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувс-

тва любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.

     Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в

любом мировоззрении.

     Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодо-

леть человеку  относительную изменчивость его бытия.  и возвысить

человека до чего-то абсолютного,  вечного. Религия помогает чело-

веку преодолеть житейские трудности.  Главная и самоценная идея -

идея Бога.  Из нее выводится все остальное содержание.  Идея Бога

является не только принципом, сколько такой идеей, которая связы-

вает человека с нравственной идеей.

     Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - ра-

зобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.

     Три великих религии:  буддизм,  христианство, ислам. Религия

считает, что наша эмпирическая действительность  несамостоятельна

и несамодостаточна.  Она вторична,  она результат творения. Бог -

трансцендентная сущность (над миром).

     Современная религия  не отвергает достижения науки и подчер-

кивает, что дело науки - изучать.  Главное, чтобы человечество не

забывало, что над ним существует неусыпный контроль.

     Центральный пункт - образ Бога или богов.  Бог  представляет

собой высшую власть над другим миром.  Христианский бог абсолютно

всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и

Святого Духа.  Все они неслияемы и неразделимы.  Христианский Бог

творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим

миром. Но Бог наделил людей  свободой выбора.

     Откуда в мире столько зла?  Это дело рук человеческих,  одно

из противоречий  христианской философии:  человек свободен и пре-

допределен.

     Богу противостоит Дьявол.  Дьявол - не созидающее начало, но

он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы.  Но Бог

всегда сильнее.

     Пространство в религии удвоено:  пространство эмпирическое +

запредельное: небо  и адские слои.  Время для христианства линей-

ное. Имеет начало и конец.  История нециклична, линейна. Сотворе-

ние мира, грехопадение, пришествие Христа.

     Бытие человека трагично.  Человек - сын Божий, Но Адам и Ева

согрешили и  этот грех выбросил человека из райского сада на зем-

лю. Даже младенец грешен первородным грехом.

     Христианство изложено  двумя  основными заповедями:  возлюби

Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

     Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.

Возникает особая форма общения - доказательство,  искусство аргу-

ментированно убеждать, - которые привели к строгому систематичес-

кому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной ми-

фологией.

     На протяжении  веков  философов интересовала природа,  о чем

свидетельствуют труды Лукреция "О  природе  вещей",  Дж.Бруно  "О

бесконечности Вселенной и мирах",  Д.Дидро "мысли об истолковании

природы", Гегеля "Философия природы".

     В изучении  природы философов интересовали вопросы возникно-

вения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возни-

кает, и в которое все превращается.

     Интересовал вопрос общественной жизни людей.

     Труды: Платон "Государство",  Аристотель "Политика", Т.Гоббс

"О гражданине",  Д.Дидро "2 трактата о  государственном  управле-

нии", Ш.Монтескье "О духе закона",  Гегель "Философия права", Эн-

гельс "О происхождении семьи,  частной собственности и  государс-

тва. Но  в  общественной жизни философы разработали общие полити-

ческие, теоретические принципы.

     Философы думали  о  наилучшем устройстве общества и завещали

другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.

     Предметом раздумываний являлся и сам человек,  его ум, чувс-

тва, язык, мораль.

     Например, у  Сократа главный философский вопрос - человечес-

кая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.

     Другие труды:  Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза "Эти-

ка", Т.Гоббс "О человеке",  Дж.Локк "Опыт о человеческом разуме",

Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии".

     Философия теоретически сформулировала мышление,  как система

самых общих взглядов на мир и место человека в нем.  В центре фи-

лософии находится человек в его соотношении с природным  и  соци-

альным миром.

     Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении

материи и сознания.  Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс

назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:

     1) Что  является первичным,  определяющим:  материальное или

духовное?

     2) Соотношение  материи и сознания с точки зрения того,  как

человеческое сознание относится к действительности?  Способно  ли

сознание познать мир?

     Философы разделились на два лагеря:  материалисты и идеалис-

ты. Оба  взгляда  являются монистическими (исходящими из одного).

Но в истории философии существует еще и дуалистическое  направле-

ние, которое  признает  материальное  и  духовное независимо друг

от друга.

     И материализм,  и идеализм прошли в своем развитии несколько

форм:

     1. Стихийный материализм.

     2. Метафизический, механистический материализм 17 века.

     3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (Чернышевс-

кий).

     4. Современная  форма материализма - диалектический материа-

лизм (Маркс, Плеханов, Ленин).

                            Идеализм.

     Объективный идеализм  -  первичность  духовного  мира,  мира

идей, чистой мысли,  мирового разума,  существующих вне субъекта.

Мир людей, вещей - порождение  духовного мира (Платон и Гегель).

     Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения,  че-

ловеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир

рассматривается как порождение и результат творческой деятельнос-

ти субъекта.

     Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания

сложен, диалектически противоречив.

     Есть пессимистические системы взглядов скептицизм,  агности-

цизм. Первый утверждает,  что  существует  два  взаимоисключающих

мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают

познаваемость мира.

     Кант пришел  к  выводу  о существовании границ познания.  Он

предупреждал об опасности всезнайства,  о том,  что есть  граница

между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я

ограничил возможность науки и дал место вере."

     Агностицизм -  философское учение согласно которому не может

быть окончательно решен вопрос об истинности познания  окружающей

человека действительности.  Этот термин введен английским естест-

воиспытателем Гексли в 1869 г.  для обозначения философской пози-

ции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "пози-

тивного знания". Наиболее последовательно в истории философии аг-

ностицизм проведен  в скептицизме Юма,  который полагал,  что все

познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может  выйти

за его пределы,  а потому не может судить о том, каково отношение

между опытом и реальностью.

     Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.

19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалек-

тику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху,

когда уже сложились исторические условия для преодоления  ограни-

ченности предшествовавшего   материализма.  Они  популяризировали

достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, от-

рицали специфику  сознания,  которое  непосредственно сводилось к

веществу. Содержание сознания определялось главным образом  хими-

ческим составом продуктов питания.

     Деизм - философское воззрение,  получившее распространение в

эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не прини-

мает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности те-

чения событий.

     Дуализм - двойственный.  Философское  учение,  исходящее  из

признания равноправными,  не  сводимыми друг к другу два начала -

дух и материю. Представитель  - Декарт.

     Истина -  адекватное  отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и не-

зависимо от  человека  и  его  сознания,  объективное  содержание

чувств, эмпирического опыта,  понятий,  идей,  суждений,  теорий,

учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Катего-

рия истины характеризуется как результат процесса познания, так и

методы, с  помощью которых осуществляется познавательная деятель-

ность.

     Мифология -  форма общественного сознания,  способ понимания

природной и социальной действительности на ранних стадиях общест-

венного сознания.  Предпосылки  мифологической  "логики"  служили

неспособностью человека выделить себя из окружающей среды  и  не-

расчлененного мифологического мышления.....

     Монизм - способ,  рассматривающий многообразие явления мира,

исходящее из  одного начала,  единой основы всего существующего и

построение теории в форме  логически  последовательного  развития

исходного положения.

     Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

     Скептицизм - античное,  философское направление,  основанное

Пирроном.  Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не до-

пускали возможность достоверности знания.  Отвергали существующие

причины явлений,  объективное существование добра и зла.  Считали

всех философов глупцами.

     Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой

признается только  мыслящий  субъект,  а все остальное существует

лишь в сознании индивида.

     Теизм -  религиозное  мировоззрение,  исходящее из понимания

абсолюта как бесконечного личностного начала,  сотворившего мир в

свободном акте воли и затем им распоряжающегося.

                                5

     В свое  время Кант сформулировал три вопросы,  которые имеют

принципиальное значение для философии:  что я могу знать,  что  я

должен делать, на что я могу надеяться.

     Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру:  поз-

навательное (гносеология),  практическое (праксиология), ценност-

ное (аксиология).

     Кант подчеркивал,  что без знаний нельзя стать философом, но

одних знаний мало,  т.к. подлинный философ - практический, воспи-

тывающийся учением и делом.  Любые цели, знания должны согласовы-

ваться с высшими целями человеческого разума.  Без этого  стержня

достижения людей теряют смысл.

     Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что

есть человек?" Если существует наука,  действительно нужная че-

ловеку, то это та,  их которой можно научиться тому,  чтобы  быть

человеком.

     Высшая цель для Канта - человек,  как цель,  а не  средство.

Пока человечество этого не добилось.

     В центре внимания философии находится человек с его природ-

ным и социальным миром. Что имеется ввиду?

     1.Человечество не как объект в  философии,  но  как  субъект

(творец, деятель).

     2. Философия рассматривает человека не просто  как  субъект,

но человека в его отношении к миру.

     Она должна определять то конкретное и уникальное место,  ко-

торое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззрен-

ческой установки невозможна никакая  активно-творческая  деятель-

ность человека.

     3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникаю-

щий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании воп-

роса философии о первичности объекта или субъективности бытия.

     - о формах  отражения субъектом мира объектов;

     - О способах истинности  субъективного  образа  объективного

мира.

     4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых  в

нем препятствий  к  адекватному восприятию мира,  т.е.  выполнить

миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу

опытного и вообще частнонаучного знания.

     5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный

стержень процесса познания вообще.

     Мы говорим:  "К Вселенной надо подходить  объективно",  т.е.

так, как она существует в действительности.