Философия в жизни человека и общества
Философия в жизни человечества и общества.
План.
1.Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Структура миро-
воззрения.
2.Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз-
ное, философское. Религиозная картина мира.
3.Что такое философия и зачем она? Предмет философских раз-
мышлений в истории философской мысли.
4.Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, агности-
цизм.
5.Предназначение философии, ее задачи и функции.
6.Философия и частнонаучные знания. Предмет философии. Проб-
лемы научности философского мировоззрения.
Литература:
1.Введение в философию. Ч.1 М., 1989.
2.Философия. Учебник для вузов. 1995
3.На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и
мировоззрение. М.,1990.
4.Ильин И.А. Философия и жизнь.
5.Франк С.Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и
науки.
6.Вернадский В.И. Научное мировоззрение.
7.Соловьев В.С. Исторические дела философии // Из истории
русской гуманистической мысли. М., 1993
8.М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии
1993. - N8.
9.ФЭС. Статьи: агностицизм, вульгарный материализм, деизм,
дуализм, идеализм, материализм, мировоззрение, мифология, монизм,
основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, фило-
софия.
10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
философии. гл.2.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма об-
щественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания,
об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную
систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз-
навательные ценности, социально-политическое, нравственное и эс-
тетическое отношение человека к миру.
1
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фи-
лософии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опреде-
ляет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а
какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмер-
тен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы позна-
вательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить
от лжи?
Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,
справедливость, добро и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос оп-
ределяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь пре-
образовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что яв-
ляется необходимым в становлении личности.
Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифоло-
гии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.
Мировоззрение шире, чем философия.
_Мировоззрение . - система обобщенных чувствований и интуитив-
ных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и
место человека в нем, на многосторонние отношения человека к ми-
ру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жиз-
ненных установок человека, определенной социальной группы, их
убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстети-
ческих и религиозных принципов познания и оценок.
Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения -
взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макро-
косма и микрокосма).
Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,
обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность зна-
ний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр
своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как та-
кового и такой разумной части мироздания, как люди.
По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личнос-
ти.
Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорцио-
нальное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настро-
ений, норм, идеалов.
Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, цен-
ностно-нормативный, морально-ролевой и практический.
Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.
Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину ми-
ра. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание
мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая
философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение фи-
лософично.
Философия - это теория мировоззрения, она теоретически реша-
ет те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий
смысл, оно должно быть оценено, т.е.освещено лучами нашего к нему
отношения.
Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности,
идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в
том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и
мог руководствоваться общественными идеалами.
Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяюще-
го потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит
абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.
В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем
средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с
его практическим поведением.
Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических
поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгля-
ды, убеждения, идеалы.
Выработка психических установок на возможность действовать.
Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой
составляющей.
Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному
типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение
складывается под воздействием социальных условий, воспитания, об-
разования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются
поступки, дела.
По характеру формирования и способу функционирования можно
выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировозз-
рения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией.
Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная
культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто при-
сутствуют предрассудки.
К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит филосо-
фия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только
как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний дейс-
твительности, а также норм, ценностей, идеалов.
2
Можно говорить об исторических типах мировоззрения.
Принято считать, что:
1 - мифологическое мировоззрение. Это начальный тип миро-
воззрения, который можно назвать предмировоззрением.
Мифология возникла на той стадии общественного развития,
когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как
происхождение и устройство мироздания в целом.
Значительную часть мифологии составляют космологические ми-
фы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испыта-
ниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел,
одомашнивание животных.
Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззре-
ния, образное представление о природе и коллективной жизни. В ми-
фах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для пер-
вобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действительное с тем, кто действует.
Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого поро-
дил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и чело-
веком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается
мифологическое мировоззрение от религиозного?
Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с об-
рядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.
Спецификой религии является то, что основой здесь является куль-
товая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на
установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в
той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувс-
тва любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.
Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в
любом мировоззрении.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодо-
леть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить
человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает чело-
веку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея -
идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога
является не только принципом, сколько такой идеей, которая связы-
вает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - ра-
зобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.
Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия
считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна
и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -
трансцендентная сущность (над миром).
Современная религия не отвергает достижения науки и подчер-
кивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не
забывало, что над ним существует неусыпный контроль.
Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет
собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно
всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и
Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог
творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим
миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно
из противоречий христианской философии: человек свободен и пре-
допределен.
Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но
он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог
всегда сильнее.
Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое +
запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линей-
ное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворе-
ние мира, грехопадение, пришествие Христа.
Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева
согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на зем-
лю. Даже младенец грешен первородным грехом.
Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби
Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.
Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.
Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу-
ментированно убеждать, - которые привели к строгому систематичес-
кому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной ми-
фологией.
На протяжении веков философов интересовала природа, о чем
свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О
бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании
природы", Гегеля "Философия природы".
В изучении природы философов интересовали вопросы возникно-
вения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возни-
кает, и в которое все превращается.
Интересовал вопрос общественной жизни людей.
Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс
"О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном управле-
нии", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Эн-
гельс "О происхождении семьи, частной собственности и государс-
тва. Но в общественной жизни философы разработали общие полити-
ческие, теоретические принципы.
Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали
другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.
Предметом раздумываний являлся и сам человек, его ум, чувс-
тва, язык, мораль.
Например, у Сократа главный философский вопрос - человечес-
кая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.
Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза "Эти-
ка", Т.Гоббс "О человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом разуме",
Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии".
Философия теоретически сформулировала мышление, как система
самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре фи-
лософии находится человек в его соотношении с природным и соци-
альным миром.
Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении
материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс
назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:
1) Что является первичным, определяющим: материальное или
духовное?
2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как
человеческое сознание относится к действительности? Способно ли
сознание познать мир?
Философы разделились на два лагеря: материалисты и идеалис-
ты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из одного).
Но в истории философии существует еще и дуалистическое направле-
ние, которое признает материальное и духовное независимо друг
от друга.
И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько
форм:
1. Стихийный материализм.
2. Метафизический, механистический материализм 17 века.
3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (Чернышевс-
кий).
4. Современная форма материализма - диалектический материа-
лизм (Маркс, Плеханов, Ленин).
Идеализм.
Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира
идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта.
Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель).
Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения, че-
ловеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир
рассматривается как порождение и результат творческой деятельнос-
ти субъекта.
Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания
сложен, диалектически противоречив.
Есть пессимистические системы взглядов скептицизм, агности-
цизм. Первый утверждает, что существует два взаимоисключающих
мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают
познаваемость мира.
Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он
предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница
между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я
ограничил возможность науки и дал место вере."
Агностицизм - философское учение согласно которому не может
быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей
человека действительности. Этот термин введен английским естест-
воиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской пози-
ции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "пози-
тивного знания". Наиболее последовательно в истории философии аг-
ностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все
познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти
за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение
между опытом и реальностью.
Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.
19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалек-
тику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху,
когда уже сложились исторические условия для преодоления ограни-
ченности предшествовавшего материализма. Они популяризировали
достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, от-
рицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к
веществу. Содержание сознания определялось главным образом хими-
ческим составом продуктов питания.
Деизм - философское воззрение, получившее распространение в
эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не прини-
мает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности те-
чения событий.
Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из
признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала -
дух и материю. Представитель - Декарт.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и не-
зависимо от человека и его сознания, объективное содержание
чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий,
учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Катего-
рия истины характеризуется как результат процесса познания, так и
методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятель-
ность.
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания
природной и социальной действительности на ранних стадиях общест-
венного сознания. Предпосылки мифологической "логики" служили
неспособностью человека выделить себя из окружающей среды и не-
расчлененного мифологического мышления.....
Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира,
исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и
построение теории в форме логически последовательного развития
исходного положения.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Скептицизм - античное, философское направление, основанное
Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не до-
пускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие
причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали
всех философов глупцами.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой
признается только мыслящий субъект, а все остальное существует
лишь в сознании индивида.
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания
абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в
свободном акте воли и затем им распоряжающегося.
5
В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют
принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я
должен делать, на что я могу надеяться.
Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: поз-
навательное (гносеология), практическое (праксиология), ценност-
ное (аксиология).
Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но
одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический, воспи-
тывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовы-
ваться с высшими целями человеческого разума. Без этого стержня
достижения людей теряют смысл.
Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что
есть человек?" Если существует наука, действительно нужная че-
ловеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть
человеком.
Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.
Пока человечество этого не добилось.
В центре внимания философии находится человек с его природ-
ным и социальным миром. Что имеется ввиду?
1.Человечество не как объект в философии, но как субъект
(творец, деятель).
2. Философия рассматривает человека не просто как субъект,
но человека в его отношении к миру.
Она должна определять то конкретное и уникальное место, ко-
торое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззрен-
ческой установки невозможна никакая активно-творческая деятель-
ность человека.
3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникаю-
щий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании воп-
роса философии о первичности объекта или субъективности бытия.
- о формах отражения субъектом мира объектов;
- О способах истинности субъективного образа объективного
мира.
4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в
нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить
миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу
опытного и вообще частнонаучного знания.
5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный
стержень процесса познания вообще.
Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е.
так, как она существует в действительности.