Философские идеи как основания учений о воспитании и образовании
Контрольная работа по философии
Студента ОЗО естественно-географического
Факультета специальность- биология
Базарнова Александра
На тему: «Философские идеи как основания учений (нескольких известных педагогов, представителей различных направлений) о воспитании и образовании.»
ПЛАН.
1.Введение.
2.Философские идеи И.Г.Песталоцци.
3.Философские идеи И.Канта.
4.Философские идеи Д.В.Шеллиана.
5.Философские идеи И.Д.Ирбарта.
6.Литература.
1.Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 тыс. лет назад.
На протяжении тысячелетий оно было объективной потребностью включения детей в различные виды труда и развития у них навыков взаимодействия с другими людьми.
Накапливающиеся знания о воспитании детей, передаваясь из поколения в поколение, оформлялись в определенную систему взглядов.
Главными философскими идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию.
Рассмотрим философские идеи, которые действовали на развитие педагогики, таких педагогов-философов, как Песталоцци, Канта, Шеллиана, Ирбарта.
2.Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746г. в семье врача. Рано потерял своего отца и оказался под влиянием своей матери. В ранние годы увлекался произведениями Руссо. В Нейгофе организовал учреждение для бедных; в котором намеревался соединить обучение с производственным трудом.
Последующие годы Песталоцци как участник преобразовательного движения посвятил литературному труду. В это время он написал много статей по вопросам воспитания, основная мысль которых - преобразование общества должно осуществиться путем нового воспитания, которое преобразило бы народ.
Умер Песталоцци в 1827г. . Он прочно утвердил вечный принцип воспитания, состоящий в гармоническом развитии человеческой природы в ее лучших сторонах, установил развитие народа на твердой народной почве, сообразно с его нуждами и потребностями.
Он вступил в упорную борьбу против материализма, в каком бы виде он ни являлся - грубом или утонченном, против тупого эгоизма, против утилитаризма, защищал от них вечные идеалы человеческой жизни в ее нравственном смысле и неотступно работая для общего блага, для правильного, единственного развития человека.
Песталоцци верно и глубоко понял образовательное влияние женщины в семье и обществе.
Весь порядок природы в образовании человечества заключается в силе укрепления и применения своих знаний, своих дарований и вообще своих способностей. Всякое познание, по мнению Песталоцци, должно исходить из созерцания, из чувственного знакомства с внешними предметами, из возбуждения и создания собственных впечатлений. Но это созерцание вовсе не есть пассивное подчинение, а, напротив, самодеятельное восприятие. Как только чувства получили первые впечатления, уже начинается развитие человеческих способностей.
Кроме знаний и убеждений, человек нуждается еще в уменье, обладание которым приводит его к внутреннему довольству собой. Развитие умения имеет существенное значение.
Таким образом, формирование или, предполагающих эти умения, покоится на прочном первоначальном механизме, на общих началах искусства, последовательное выполнение которых предполагает детям необходимые образовательные упражнения.
Религию Песталоцци ставил высоко, прилично высокому воспитательному значению. По его убеждению, в христианстве заключается вся нравственность, и потому оно есть принадлежность каждой отдельной личности. Оно не терпит насилия.
Песталоцци считал, что религиозность человека гораздо менее зависит от заученных текстов и изречений, чем от влияния на ребенка благочестивой матери и жермческого отца.
Религиозное воспитание должно также начинаться вместе с рождением ребенка, и находится преимущественно в руках матери.
Таковы основные философские идеи Песталоцци.
3.Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724г. Вступив 16 лет в университет, он изучал преимущественно философию, математику, теологию. В 1775г. он сделался приват-доцентом при университете, читал лекции по логике, физике, математике. Умер Кант в 1804г.
Философские идеи Канта можно определить следующим образом. Эмпиризм в своем крайнем развитии—материализме приписал личности роль чисто пассивную; крайний идеализм, напротив того, приписал ей роль чистой, абсолютно свободной деятельности. По мнению Канта, личность свободна и самозаконна, она есть безусловный законодатель для самого себя, как личность практическая, но она восприимчива и ограничена сферой опыта, как личность теоретическая.
Философия Канта, исторгнув дело воспитания из сферы одного внешнего опыта—грубого чувственного эмпиризма, перенесла их в область эмпирической психологии и требовала согласного с природой развития всех способностей с помощью целесообразных средств. Она уничтожила в педагогике утилитарный принцип.
Воспитание, по словам Канта, имеет своей задачей—образовать человека для того, чтобы он исполнял цель своего бытия. Различие частных целей обуславливает различие отраслей воспитания. Общая и безусловная цель—моральная. Она осуществляется нравственностью, техническая цель—ловкостью, а практическая—благоразумием. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего. Под воспитанием, кроме собственного образования, надо разуметь попечение, дисциплину и обучение.
В первом отношении надо насколько возможно ближе следовать природе, наблюдать, чтобы дети не употребляли своих сил на что-нибудь вредное. Впрочем, попечение не должно стеснять раннее развитие органов движения и чувств, чтобы дитя приобрело силу, ловкость, проворство. Дисциплина должна предостерегать, чтобы грубые инстинкты не отталкивали человека от его назначения, не удалили его от человечества; она должна облагораживать в человеке его животную природу, подчинять ребенка известным законам и дать ему почувствовать их обязательную силу. Преподавание должно снабдить ученика уменьем и сведениями, необходимыми для каждого человека и потом уже для известного призвания; считая главным своим предметом, развитие ума, обучение имеет ввиду также и образование всего человека.
4.Фридрих-Вильгельм Шеллинг родился в 1775г., умер в 1854г. Он получил образование в теологической семинарии в Тюбингене и уже в 18-ом году выступил на учено-литературном поприще. По окончании курса он отправился в Лейпциг в качестве домашнего наставника, читая лекции в Берлине.
На педагогику философия Шеллинга оказала влияние в том отношении, что отвергла возможность познания человеческой природы без содействия науки. Отдельное рассматривание данного человека она считает пустой отвлеченностью, потому что жизнь отдельного человека не может быть отделена от жизни целого человечества, но именно в ней и имеет главным образом сое истинное средоточение. Вследствие этого, философия Шеллинга указывает эмпирической психологии кантовской школы на ее должные границы и основной целью воспитания признает такое развитие, которое содействует проявлению идеи всего человечества в каждом отдельном человеке.
Врожденное человеку стремление к деятельности должно возбуждать, усиливать и сделать наслаждением. Воспитывать человека к самостоятельности, образовывать его дух с первого момента его пробуждения и направлять воспитание так, чтобы оно вело к справедливости и любви к людям.
Ступени развития этой жизни в ее христианско-философском, а не в конфессионально-догматическом смысле.
5.Иоганн-Фридрих Ирбарт родился в Ольденбурге в 1776г., был профессором философии и психологии в Кенигсберге, где и умер в 1841г.
Отличие гербартовской философии от большей части других систем состоит именно в том, что она не делает своим принципом какую-нибудь идею разума, но полагает своей задачей критическое исследование и обработку субъективного познания.
Основание философии есть опытное познание. Не мышление должно управлять опытными понятиями, но само должно управляться ими.
Вся воспитательная деятельность распадается на управление, обучение и дисциплину.
По взгляду Ирбарта, человеческий дух есть как бы механизм, составленный из представлений, и поэтому воспитывать значит только давать и отнимать.
Воля и ее деятельность почти вовсе не объяснимы. Человек может сделаться или бессловесным животным, или олицетворенным разумом и беспрерывно образуется обстоятельствами, нуждаясь только в таком воспитании, которое сообщило бы ему правильную форму.
К таким положениям, противоречащим опыт, он должен был перейти потому, что умозрение смешивал с опытом и нередко отступал от эмпирических методов.
Влияние Ирбарта на развитие западной педагогики было заметно. Нашли поддержку и его идеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении.
6. Список использованной литературы:
1.Блинников А.В. «Краткий словарь философов» - М.,1994.
2. «Великие мыслители Запада» - М.,1999.
3.Модзалевский Л.Н. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней». – СПБ.,2000.
4.Латышина Д.И. «История педагогики». – М.,2003
5.Песталоцци И.Г. «Избранные педагогические произведения.» - М.,1983.