Философские категории как отражение действительности в процессе познания
ATC 97-021
Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения
Реферат
по
философии
«Философские категории как отражение действительности в процессе познания»
Выполнил: студент II го курса
Балахонов Игорь Евгеньевич
Южно-Сахалинск 1998
Вопросы:
Понятие категорий диалектики.
Основные категории диалектики в их конкретных характеристиках.
Сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность и др.
План:
1. Зачем нужна философия?
2. Категории философии.
3. Основные принципы диалектики.
3.1 Принцип развития
3.2 Принцип всеобщей связи
3.3 Принцип историзма.
3.4 Принцип причинности.
3.5 Принцип системности.
4. Категории диалектики.
4.1 Целое и часть.
4.2 Форма и содержание систем.
4.3 Сущность и явление.
4.4 Причина и следствие.
4.5 Необходимость и случайность.
4.6 Возможность и действительность.
4.7 Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
1. Зачем нужна философия?
Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые, способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения; мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистской формы - имеет специфичный категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую–либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как целый комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Философы по-разному понимали и понимают всеобщую сущность мира, всеобщую субстанцию, но если они хотят мыслить как философы, если они хотят размышлять о природных, социальных, познавательных, нравственных, эстетических и других явлениях именно на философском уровне обобщения, они обязаны по роду своей профессии рассматривать эти явления не иначе, как в отношении ко всему миру, к общей субстанции, описывая эти явления не в их частично особенной форме, а буквально как индивидуально своеобразные проявления всеобщей субстанции.
Реализовать указанное понимание философии в виде логически цельной теоретической системы возможно только с позиции диалектики.
2. Категории философии.
Что есть принципы, законы и категории диалектики? Они есть не что иное, как всеобщие формы бытия и познания. А разве без познания последних, без обсуждения и анализа выражающих их понятий возможна философия? Нет, конечно. Без диалектики невозможна философия как наука. Диалектика есть теоретическая основа, ядро, скрепа всего философского знания.
Все, что человек знает об окружающем его мире и о себе самом, он знает и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Не только в процессе научного исследования, но и в обыденной жизни, в своей практической деятельности человек мыслит не конкретными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более сложными отображениями этих предметов - понятиями.
Основные понятия, отражающие наиболее общие существенные свойства и качества, стороны и отношения какой-либо области действительности и познания, называются категориями.
Человечеством на основе практики и познания выработаны такие понятия, которые имеют еще более широкое значение, чем категории специальных наук. Эти понятия употребляются во всех без исключения областях знания, поскольку отражают и фиксируют наиболее общие и наиболее существенные черты объективной действительности и познания. Это – философские категории, универсальные понятия.
В характеристике категорий философии необходимо выделять следующие основные моменты:
1) объективное, предметное содержание категорий (категории – определения бытия, формы отражения всеобщих свойств бытия);
2) категория как итог познавательской и практической деятельности людей;
3) категории как опорные пункты дальнейшего познания и практического преобразования действительности (гносеологический аспект):
4) категории как средство метода познания (методологический аспект);
5) философские категории как формы мышления, как категории логики (логический аспект категорий);
6) диалектическая сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь и переходы категорий друг в друга).
Ниже приводятся оригинальные системы категорий Аристотеля и Канта.
Категории Аристотеля (384 –222 до. н. э.);
1) Качество
2) Количество
3)
|
4) Место
5) Время
6) Действие
7) Страдание
8) Состояние
9) Обладание
Все эти 9 категорий овечают на вопрос:
Каковы свойства вещи?
Категории Канта (1724 – 1804)
I группа
1. Количество
2. Единство
3. Множество
4. Всеобщность
II группа
1. Качество
2. Реальность
3. Отрицание
4. Ограничение
III группа
1. Отношение
2. Субстанция и аксиденция
(временное, нисходящее, не-
существенное свойство вещи)
3. Причина и действие
4. Взаимодействие
IV группа
1. Модальность
2. Возможность – невозможность
3. Существование – несуществование
4. Необходимость – случайность
3. Основные принципы диалектики.
Под принципом понимается вообще всякое основание, наиболее широкая идея, лежащая в основе объяснения бытия, его познания, объяснению Современная философия использует ряд принципов; 1) принцип развития; 2) принцип всеобщей связи 3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности и. т. д.
3.1 Принцип развития.
Чем глубже мы всматриваемся в окружающий мир, тем все больше отмечаем его постоянное движение и развитие. Мир состоит из незавершенных идей, предметов, явлений. Истина есть процесс. Философия – дочь своего времени. Движение материи как способ ее существования в соединении с принципом всеобщей связи дает общую идею развития мира. Диалектика как комплексное учение о развитии на всем видит печать падения, исчезновения, гибели. Вечен только процесс движения, развития.
Различают восходящее развитие – это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, информационно емкому, с богатой структурой.
Нисходящее развитие в материальной и духовной сфере – это путь разложения, “мельчания”, обеднения.
Говоря о принципе развития, необходимо обратить внимание на наличие разных подходов к самой идее развития, ее технологии. Антидиалектики, метафизики тоже полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось как нечто окончательное, застывшее, а не как процесс.
Диалектическая концепция развития показала источник развития – самодвижение, саморазвитие материи, всего сущего.
Внутренняя причина самодвижения заключена во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций.
3.2 Принцип всеобщей связи
.
Все предметы, объекты, процессы, окружающие нас, находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Любой предмет – часть бесконечной цепи. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от дозвездных структур и кончая живыми, биологическими формами. Связь отражает зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их сосуществования и развития.
Отношение – одна из форм связи, всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.
Тип связи отражает уровень организации материи. Так в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение – отталкивание. В обществе действуют инварианты этого же, преломленные через социальные формы бытия: симпатия – антипатия, классовая борьба, содействие, противодействие и др.
Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные и др.
Связь как понятие философии позволяет рассматривать принципы философии во взаимодействии, в союзе.
3.3 Принцип историзма.
Любая вещь, процесс возникает, проходит главные этапы своего существования, а затем исчезает, погибает. Скажем, планета Земля возникла примерно 6 млрд. лет тому назад. В своем возникновении Земля прошла этапы становления из раскаленных газовых туманностей, достигла современного состояния. Ф. Энгельс уверенно говорил о ее остывании и неизбежном превращении в холодную безжизненную планету типа Луны.
Но если вдуматься, то природа, материя вечна, неуничтожима. Мы видим только ее фрагменты, историю этих фрагментов природы. Поэтому лучше говорить не о принципе историзма относительно природы, а о принципе эволюции.
Формы историзма различны. Социальный аспект историзма связан с пониманием того, что общественная история закономерна, необратима и развивается направленно. Появление качественно новых социальных структур и систем вероятно.
Методологически принцип историзма позволяет верно оценивать целостность, определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущего развития.
3.4 Принцип причинности.
Причинность – один из видов связи, именно как генетический тип связи явлений: одно явление неизбежно порождает другое. Появление нового качества всегда имеет причину.
Известно, что развитие может быть прогрессом, но также и регрессом – деградацией.
Ряд видов связей (функциональные зависимости, отношение симметрии, пространственно-временные корреляции) не попадают под разряд причинно-следственных по содержанию. Но это не означает, что они беспричинны.
3.5 Принцип системности.
Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики.
Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот.
Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Среди различных типов связей особое место занимают системообразующие связи. Разные типы устойчивых связей образуют структуру системы. Характер этой упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами), так и по вертикали. Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней.
Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление. Этим термином называют разнообразные по жесткости и формам способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем.
4. Категории диалектики.
Парные категории: необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание проявляются как дополнительные законы диалектики. Взаимоотношения этих категорий есть “своеобразные строительные леса диалектики”.
4.1 Целое и часть.
Понятие “система” и “целое”, как понятие “элемент” и “часть”, близки по содержанию, но полностью не совпадают. Согласно одному из определений “целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно” (Аристотель. Соч. В 4т. Т.1. М.,1975. С.174—175).
Понятие “целое” по своему объему уже понятие системы. Системами являются не только целостные, но и суммативные системы не принадлежащие к классу целостных. В этом первое отличие “целого” от “системы”. Второе: в понятии “целое” акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии “система”—на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система – с элементами и структурой.
Понятие “часть” уже по своему объему, чем понятие “элемент” по первой линии отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут входить не только субстратные элементы, но и те или иные фрагменты структуры и структура систем в целом. Если соотношение элементов и систем есть соотношение разных структурных уровней (или подуровней) организации материи, то соотношение частей и целого есть соотношение на одном и том же уровне структурной организации. «Часть, как таковая, имеет смысл только по отношению к целому, она несет на себе черты его качественной определенности и не существует самостоятельно. В отличие от части элемент является определенным компонентом любой системы, относительным пределом ее делимости, означающим переход к следующему, соответственно более низкому по организации уровню развития материи, и, следовательно, по отношению к системе всегда будет объектом иного качества». (Зелькина О.С. «Категория» структура» в системе категорий диалектики»).
Следует обратить внимание на то, что не каждый элемент может оказаться частью. Например, в организм человека входит в качестве элемента неорганическая подсистема, без нее организм не может существовать, однако совокупность неорганических образований не будет частью этого целого, потому что не несет на себе печати этой целостности. Понятие части соотносимо только с понятием целого и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе ее специфичность.
«Целое» и «часть» – это несовпадающие, противоположные категории. В части – не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части – более существенные функции, другие – менее существенные).
4.2 Форма и содержание систем.
Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношение формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей.
Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Если, к примеру, при рассмотрении организма человека мы не могли считать элементами данной системы отдельные клетки, молекулы, непосредственно не участвующие в ее создании, если при анализе частей данного организма мы по определению не могли считать специфированной частью его неорганическую подсистему, то теперь, при сосредоточении внимания на содержании системы, мы должны охватить буквально все, что в ней есть. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы.
Понятие формы многозначно. Часто под формой понимается способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Конечно, форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его способ существования материи. Понятие формы градуирует единое. Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы.
Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности и ее двоякого – позитивного и негативного, организующе – конструктивного или деструктивного воздействия на содержание. Это, в свою очередь, приводит к мысли: а нельзя ли сначала создать конструктивную структуру, а потом «подтягивать» по нее содержание? Конечно, могут быть и нежизненные, преждевременные и просто никуда негодные формы, насильно навязываемые содержанию, как, например, при волюнтаристском подходе к социальным структурам. Это тоже ведет к несоответствию формы содержанию. Такой бездумный активизм ничем не лучше консерватизма. Он сторониться научного анализа конкретного соотношения формы и содержания.
Оптимальность развития достигается только при взаимном соответствии содержания и формы (структуры).
4.3 Сущность и явление.
Отдельные материальные системы, как и объекты, состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр – отношение между явлением и сущностью, или, иначе говоря, отношение между феноменалистской и эссенциалистской сторонами. Этот аспект систем является наиболее важным среди атрибутов материального объекта; с ним тесно связана структура процесса познания. Все другие аспекты, выраженные в соотношениях категорий «система – длинный элемент», «целое – часть», «содержание – форма», в своем конкретном превращении из «вещи в себе» в «вещь в нас» имеют исходным своим звеном явление.
Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т. е. Как внешние свойства и их системная структурированность. Такое определение мало информативно, если не раскрыть понятия «сущность» (ситуация, аналогичная сложившейся при определении понятия «системы»). Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Это определение недостаточно корректно в том плане, что в нем сущность, а с ней и явление лишены подвижности; а между тем они динамичны в своем соотношении, что и должно быть отражено, на наш взгляд, в исходном определении сущности.
Таковым может быть понимание сущности как отношений или свойств системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства. Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения.
Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе. Нельзя спрашивать, существенен или нет некоторый признак безотносительно к какой – либо системе или безотносительно к специфике отношения обусловливания признаков в этой системе. Конкретный предмет объективно представляет собой множество различных систем (или подсистем). Относительно каждой из них можно выявить ее сущность. Но выявление сущности предмета и определение сущности – вещи разные. Мы определяем понятие сущности не относительно всех систем, а относительно каждой из систем.
Таковы основные характеристики системности как атрибуты материи, выражаемые понятиями «структура – элемент – система», «целое – часть», «содержание – форма», «сущность – явление». К этой группе категорий характеризующих системность материи, относится также «вещь – свойство – отношение»; «единичное – особенное – общее» и некоторые другие категории. Дальнейшую свою конкретизацию системность получает при анализе развития и детерминации (само детерминации) материальных систем.
4.4 Причина и следствие.
Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.
За признанием всеобщности причинности в силу его субстанционального характера стоит старая философская максима: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».
Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений обычно называется принципом причинности. Возможны различные его формулировки. К примеру: « Всякое изменение в состоянии какого бы то ни было материального тела может быть вызвано только материальным воздействием, определенным материальным процессом».
Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет его основу. (Те же функциональные зависимости, как, к примеру, день и ночь, радиус круга и его площадь, имеют своим основанием определенную причину).
Имеются следующие виды цепей причинения (материал дается по работам В.Г. Борзенкова, В.П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецова);
1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:
…A à B à C à D…
Для них характерна пространственно-временная смежность и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то a=c; здесь же B, будучи причиной С, а С – причиной D, хотя и не непосредственной, но опосредованной причиной D).
2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример – работа холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.
Обратное Действие |
Воздействие на систему |
Причина |
Результат |
Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом, называется системами с обратной связью.
3) Разветвляющиеся цепи причинения.
Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной винтовки; причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон причинности.
С С
A B D D B F
E E
Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из нескольких однолинейных цепей, “наложенных” друг на друга; закон причинности здесь соблюдается.
Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может дать сеть причинения.
Причинная сеть – это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной и следствием.
B1 C1 D1
A B C
B2 C2 D2
Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.
Итак, основой казуальной детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могут формировать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.
4.5 Необходимость и случайность.
В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский детерминизм имплицитно предполагает существование объективной необходимости. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример – развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. “Необходимость” это то, чего нельзя обойти, что “не-обойти” (“не-обходить”). Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому.
Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.
Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности, как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.
Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так, общественный прогресс, подчиняясь необходимым законам, осуществляется через массу случайных отклонений, которые могут привести и к попятным движениям. По отношению к общему прогрессу научного познания открытие неэвклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии в конце XVIII – начале XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяи и Гауссом. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость.
В тех случаях, когда мы имеем дело с динамическими закономерностями, случайность также оказывает свое действие. Так, траектория полета снаряда однозначно определяется исходными условиями и законами динамики. Теоретически действие случайностей здесь исключено. Но реальная траектория полета снаряда всегда отклоняется от расчетной в силу действия таких случайных факторов, как состояние атмосферы (ветер, температура, давление). В итоге снаряд летит по траектории, которая отклоняется от расчетной, и в этой траектории результируется как действие начальных условий и законов динамики, так и действие случайных факторов.
Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнение необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно являются и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый представитель этого класса наряду со всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. Так, понимание процесса зарождения жизни на земле должно базироваться на знании общих и необходимых закономерностей эволюции и возникновения новых структурных уровней существования материи. Но поскольку мы говорим о происхождении жизни в земных условиях, которые являются относительно уникальными, важно знать также и конкретные условия, существовавшие на Земле в период зарождения жизни, а они были в значительной мере случайными по отношению к общим законам эволюции материи. Равным образом и в гражданской истории изучение того или иного исторического периода базируется на знании общих законов зарождения, эволюции и смены общественных формаций; но и личностные особенности исторических деятелей, климатические условия, географическая среда и.т.д. По отношению к общему ходу истории они имеют случайный характер, но они в равной степени важны для понимания тех конкретных изменений, которые происходят в развитии человеческого общения.
Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.
4.6 Возможность и действительность.
В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что ”действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего”(“Соч”. M.—Л.,1929.Т.1.С.238). В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.
Возможность – это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.
Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).
Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример – превращение жидкого состояния воды в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример – смерть человека.
Абстрактные возможности -- это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития. Так, в Западной Европе при простом товарном производстве разрыв цепи Д – Т – Д` в течении ряда столетий являлся лишь абстрактной возможностью кризиса этого производства. Лишь после 1825 года, как известно, такое нарушение естественного процесса более чем на столетие определило уже конкретную возможность экономических кризисов. Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.
Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей.
Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется философское понятие вероятности.
Вероятность—это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности.
Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, которые в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности. Мера познания объективных возможностей и условий их реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо только в отношении к законам можно выявлять объективные тенденции развития материальных систем.
4.7 Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в таком случае выступает «принуждение», т. е. Действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором цели и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражается в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами, возникающими в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики.
Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности. Примером такого поступка является травмирование или убийство насильника в порядке самообороны.
Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. «Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели... Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу» (Косолапов Р.И., Марков В.С. Свобода и ответственность. М., 1969. С.72).
Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.
Список используемой литературы:
П.В. Алексеев, А.В. Панин “Философия” 1997. М.: “Проспект”
Философия: Курс лекций. 1997. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС
Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин “ Хрестоматия по философии” 1997.М.: Гардарика.
Международная сеть интернет.
ã 1998 Балахонов И. Е. (mail to garry@russia.crosswinds.net)