Философское понимание конкуренции

Содержание

[1] Содержание

[2] Введение

[3] Философское понимание конкуренции

[4] Заключение

[5] Список использованных источников

Введение

В настоящее время общество переживает масштабные преобразования, которые, чем дальше тем больше, приобретают перманентный характер. В связи с этим проблема постановки целей, задач и механизмов функционирования и развития конкуренции актуальна для всех современных стран. Ряд стран в качестве одного из направлений преобразования избрали «маркетизацию» - внедрение максимально возможных принципов и механизмов рыночной экономики во все сферы жизни общества, что в действительности означает доминирование экономического понимания «эффективности» его жизнедеятельности. Это, в частности, обеспечение рентабельности, минимизация затрат и максимизация ресурсов и доходов, а также внедрение механизмов и инструментов рыночной экономики -реклама, маркетинг, менеджмент и др.

Наиболее явно процессы «маркетизации» протекают в США [1], а также в некоторых европейских странах, среди которых в качестве флагманов выделяются английская [2] и нидерландская [3], вследствие проводимой в этих странах на протяжении 1980-х и 1990-х гг. неолиберальной политики. Что касается России, то реальные и декларируемые направления модернизации демонстрируют тот факт, что процесс маркетизации происходит и в российском социуме.

В данном реферате в ходе изучения практик поведения на рынке исследуется специфическая методологическая проблема - использование понятия «конкуренция» и различного рода ее классификаций и типологий, выработанных изначально для анализа рыночной экономики и используемых в экономической науке, для описания и анализа явлений, происходящих на рынке авиастроения. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотрение существующей традиции употребления понятия «конкуренция».

Философское понимание конкуренции

Феномены конкуренции и рынка в современном российском обществе, которые выступают важными характеристиками социальной реальности, поскольку конкуренция является одним из неотъемлемых атрибутов рыночного общества. По форме конкуренция представляет собой соперничество, а по содержанию – процесс борьбы за более благоприятные условия социальной деятельности в целях достижения определенной цели. Хозяйственная и политическая жизнь пронизана соревновательным духом – духом конкуренции. Примечательно, что соревновательный дух характерен и для видов деятельности, лишенных практического значения.

Термин «конкуренция» происходит от латинского глагола concurrere, что означает «сталкиваться». Длительное время данный термин существовал в обыденной речи [1], и только с эпохи Просвещения понятие «конкуренция» начинает использоваться в научных трудах мыслителей того времени.

Согласно В.И. Далю «конкуренция» от латинского «конкурс» означает соревновательный иск, состязанье, спорованье, соперничество, соискательство, соревнованье [1].

Согласно М. Фасмеру «конкуренция» от латинского «concursus» означает стечение, столкновение, содействие [2].

Согласно С.И. Ожегову «конкуренция» – это соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ [3].

В «Словаре иностранных слов» «конкуренция» выводится из позднелатинского concurrentia, concurrere – сталкиваться, и дается два толкования – одно общее, другое частное:

а) соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще (общее);

б) борьба между частными товаропроизводителями за выгодные условия производства и сбыта товаров (частное, применительно к экономической деятельности). В рамках последнего далее дается особенное толкование: конкуренция «при капитализме – борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли» [4].

Согласно другому словарю иностранных слов «конкуренция» от позднелатинского concurrentia, concurro «бежать вместе»:

1) соперничество между отдельными лицами или организациями в достижении определенных целей,

2) борьба между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [5].

Историческими предпосылками введения понятия «конкуренция» в научный оборот явилась ситуация нивелирования наследственных, сословных привилегий и утверждение в ряде стран принципов демократии и рыночной экономики.

Одним из первых понятие «свободная конкуренция» использовал Адам Смит. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» [6] он указывает на свободную конкуренцию как на один из основных механизмов совершенного рыночного хозяйствования, в частности основного элемента взаимодействия между потребителями и производителями [7].

С развитием науки в целом и экономической теории в частности понятие «конкуренция» осмыслялось и разрабатывалось в двух методологических подходах, которые могут быть обозначены:

1) как акционистский (от англ. action - действие) или поведенческий и

2) как структурный.

Обозначим основное содержание каждого из методологических подходов.

Структурный подход наиболее явно представлен в рамках классической и неоклассической экономических школ (Ф. Эджуорт, Ф. Найт [8], Дж. Стиглер, К. Макконел и С. Брю [9]).

Основной методологической посылкой данного подхода является положение, что конкуренция может существовать только в рыночной экономике и только при определенных структурных условиях, главным из которых является наличие множества равносильных производителей с приблизительно однородными товарами. Кроме того, с точки зрения представителей структурного подхода, конкуренция существует тогда, когда фирмы получают возможность не учитывать действия друг друга [4].

Таким образом, структурный подход предлагает рассматривать конкуренцию как определенное структурно обусловленное состояние рынка. В результате подобного понимания конкуренции исследовательский фокус представителей структурного подхода направлен на изучение и анализ структуры рынка и происходящих в нем процессов [10] с целью выявления наличия/отсутствия конкуренции.

Говоря о том, что понятие конкуренции не применимо при изучении рынка, такого рода критика может быть основана исходя из неоклассического экономического понимания конкуренции. Представители данного подхода разработали рафинированное понимание конкуренции - концепцию «совершенной конкуренции». Основным положением данной концепции является утверждение о том, что конкуренция возникает только тогда, когда присутствуют все из нижеперечисленных предпосылок ее существования (Дж. Стиглер):

  •  количество фирм, производящих данный продукт, достаточно велико, чтобы ни одна из фирм не могла существенным образом повлиять на его цену;
  •  производимые товары однородны, и потребители не отдают предпочтений товару какой-либо из фирм;
  •  фирмы действуют независимо друг от друга и представляют собой множество автономных агентов;
  •  представители фирм обладают полным знанием рыночных факторов [11. С. 19].

Однако, как указывают представители других теоретических направлений в экономической науке (концепции несовершенной, монополистической, динамической конкуренции) [11. С. 18-19], данные предпосылки носят идеальный характер, т.е. практически никогда не встречаются в действительности. Поэтому изучение конкуренции в контексте ее неоклассического понимания с неизбежностью приводит к выводу о том, что конкуренция не существует в каждом конкретном виде и типе действия и взаимодействия, пусть даже объектом изучения является самая рыночная и развитая сфера хозяйствования, в которой ее наличие подразумевается как само собой разумеющийся факт.

В то же время акционистское понимание конкуренции изначально носит несколько иной характер, позволяющий использовать данное понятие при исследовании различных социальных систем.

Акционистский (поведенческий) подход представлен как в экономической науке (теория менеджмента [12]), так и в социальных науках, рассматривающих феномен конкуренции, в частности в экономической социологии [11, 13, 14].

Представители данного подхода рассматривают конкуренцию как действие, направленное на достижение определенных преимуществ. Для акционистов конкуренцией являются действия соперничающего и соревновательного характера отдельных агентов (граждан, организаций, социальных групп и общностей), направленные как на обладание каким-либо ресурсом, так и на возможности улучшения своего положения по сравнению с другими. При этом важно подчеркнуть, что в рамках акционистского подхода конкуренция не является специфическим состоянием, присущим только рыночной экономике, а является особым видом действия (для экономистов - экономического, для экономических социологов - социального [13, 15]). Таким образом, отойдя от исследования конкуренции с позиции жестких условий возникновения и структур существования, акционисты изучают и анализируют ее как особого рода действие и взаимодействие.

В подтверждение приведем показательные определения с позиции акционистского понимания конкуренции.

Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер определяют конкуренцию как ситуацию, «при которой индивиды с различными или противоположными интересами стремятся к максимальному увеличению собственных преимуществ или вознаграждения» [16].

Классическое «акционистское» определение конкуренции разработано М. Вебером - «мирный конфликт, состоящий из формально мирных попыток установления контроля над возможностями, которые также интересны другим» [17].

Современное определение конкуренции дано российским экономическим социологом В.В. Радаевым: «Конкуренция - это действия двух и более агентов, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны» [11].

Проанализировав несколько определений понятия «конкуренция», можно выделить несколько общих оснований [11], из которых оно состоит:

- наличие двух и более агентов. Агенты при этом могут конкурировать не только на макро- и мезо-, но и на микроуровне;

- действия и взаимодействия агентов организованы с целью обладания каким-либо ресурсом, который желаем всеми участниками конкуренции;

- объем ресурса органичен;

- обладание данным ресурсом возможно при определенных усилиях со стороны агентов, включенных в действие и взаимодействие.

Выделение оснований понятия «конкуренция» позволяет в дальнейшем работать с эмпирическим материалом на предмет установления наличия или отсутствия в том или ином реальном процессе конкуренции, а также ее содержательных характеристик и особенностей.

Заключение

Автором была использована методология акционистского подхода при изучении конкретного эмпирического материала - практик конкуренции. Одним из результатов исследования стала констатация наличия конкуренции в качестве институционального состояния современной российского общества.

Одна из наиболее явных отраслей, в которых происходит конкурентная борьба, - авиационная промышленность. В этом случае констатируется наличие нескольких субъектов рынка, важная часть деятельности которых организована с целью доминирования на этом рынке.

При этом конкуренция носит не столько экономический, сколько символический характер, так как важной целью конкурентной борьбы является наращивание символического (рост престижности), культурного (привлечение компетентных работников) и социального (увеличения доверия со стороны покупателей) капиталов.

Акционистский подход позволяет работать с понятием «конкуренция» не только в рамках сферы хозяйствования и анализа рыночной экономики, связанной с производством и продажей конкретных товаров, но и в рамках других социальных сфер, в которых агенты осуществляют действия и взаимодействуют с целью обладания значимым для них ресурсом неэкономического характера (символического, социального, культурного и т.д.). В настоящее время в качестве таких сфер можно обозначить сферы политики, СМИ, спорта, шоу-бизнеса, медицины и многие другие. Таким образом, акционистский подход, во-первых, легитимизирует использование понятия конкуренции в процессе научного изучения современного состояния объекта и происходящих в нем процессов и, во-вторых, предоставляет для этого адекватный теоретический инструментарий.

Список использованных источников

  1.  Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского слова. Т.2., М., «Русский язык», 1989, с. 151.
  2.  Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., «Астрель-АСТ», 2004, Т.2, с. 311.
  3.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1990, с. 291.
  4.  Словарь иностранных слов, М., «Русский язык», 1987, с. 245.
  5.  Большой словарь иностранных слов. М., ЗАО Центрполиграф, 2005, с. 305.
  6.  Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. I–III / Отв. ред. Л.И. Абалкин; Пер с англ. Е.М. Майбурда. М.: Наука, 1993. С. 175–181.
  7.   Развитие понятия «совершенная конкуренция» // 50 лекций по микроэкономике / Институт «Экономическая школа» // http://50.economicus.ru/index.php?ch=3&le=25&r=3&z=1, доступ свободный.
  8.   Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. М.Я Каждана; науч. ред. В.Г. Гребенников. М.: Дело, 2003. 359 с.
  9.   Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю; Пер. с англ. Н.Н. Барышникова и др. 13-е изд. М.: Инфра М, 1999. 905 с.
  10.  Кузубова Ж.Л. Конкуренция как экономическая категория мышления руководителей фармацевтических организаций // Новая аптека. Жур-
  11.  нал для руководителя и главного бухгалтера // http://www.nov-ap.ru/08-2002/st2.php, доступ свободный.
  12.  Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология. Электронный журнал. 2003. Т. 4, № 2 / Московская высшая школа соци-
  13.  альных и экономических наук // http://ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc_+4_n2.pdf, доступ свободный.
  14.  Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 452 с.
  15.  Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997. С. 140.
  16.  Swedberg R. Max Weber and the idea of economic sociology. Princeton, 1998. P. 34–36.
  17.  Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. Электронный журнал. 2001. Т. 2, № 5/ Московская высшая школа социальных и экономических наук // http://ecsoc.msses.ru/pdf/ ecsoc_+2_n5.pdf, доступ свободный.
  18.  Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; Пер. с англ.; Под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика, 2000. С. 134.
  19.  Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley, 1978. P. 38.

PAGE   \* MERGEFORMAT6