Финансовые посредники федерального правительства США

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов

РЕФЕРАТ

на тему: "Финансовые посредники федерального правительства США".

Студент ФЭФ,

4 курс, ФФ - 4

Д. В. Славников

Руководитель

И. П. Заева

МИНСК 2000

ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Среди всех небанковских финансовых организаций США можно выделить два наиболее крупных класса: частные либо действующие в частном секторе и правительственные. Частные финансовые организации стараются принести доход своим акционерам, или, как это имеет место в случае с взаимными обществами,-— своим депозиторам (вкладчикам). Другая же группа финансовых посредников конкурирует с частными компаниями; однако их владелец или учредитель — федеральное правительство. Также как и частные финансовые посредники, они предоставляют средства заемщикам, передавая собственные долговые обязательства ссудодателям (кредиторам). Но, не рассматривая получение прибыли в качестве своей главной цели, они пытаются воздействовать на размещение кредитов таким образом, который признается этими институтами наиучшим с политической точки зрения.

В таблице 1 перечислены основные финансовые посредники федерального правительства. В течение 16 лет (с 1970г по 1986г) количество ценных бумаг, выпущенных этими посредниками выросло с 38 млрд. долларов в 1970 году до 262 млрд. долларов в 1986 году. Хотя эти ценные бумаги и не являются долговыми обязательствами федерального правительства, они продаются на рынке ценных бумаг федерального правительства, а приобретают их прежде всего коммерческие банки, ссудо-сберегательмые институты, страховые компании и другие посредники. Обычно эти ценные бумаги считаются лишь несколько более “рискованными”, чем ценные бумаги Казначейства США; между тем в 1986 году нескольким федеральным ведомствам пришлось выплачивать существенно более высокие проценты, чем Казначейству США, что было связано с определёнными финансовыми трудностями, которые переживали Федеральные Банки по Кредитованию фермеров и Система Федеральных банков по Кредитованию жилищного строительства.

Выпущенные в обращение долговые обязательства кредитных агентств, финансируемых федеральным правительством

Некоторые федеральные и квазифедеральные агенства выступают в роли финансовых посредников — продают собственные ценные бумаги. На вырученные средства они выдают ссуды или покупают их на вторичных рынках. В таблице представлены долговые обязательства важнейших агентств. Выпуск этих ценных бумаг резко увеличился в период с 1970 по 1986 год. В отличии от большинства финансовых посредников эти агентства существуют в первую очередь не для того, чтобы приносить прибыль, а для того, чтобы направлять кредиты в те сферы экономики, кото­рые имеют важное политическое значение (жилищное строительство и сельское хозяйство).

Таблица 1.

Агентства

Сумма (в

Декабрь 1970г.

млрд долларов)

Июль 1986 г.

Федеральная, национальная ипотечная ассоциация

15,2

93,4

Федеральные банки по кредитованию

жилищного строительства

10,2

83,1

Федеральная ипотечная корпорация по кредитованию

жилищного строительства

--

12,8

Ассоциация по кредитованию студентов

--

10,4

Банки по кредитованию фермерских хозяйств

--

62,9

Федеральные земельные банки

6,4

--

Федеральные банки среднесрочного кредита

4.8

--

Банки по обслуживанию кооперативов

1,8

ВСЕГО:

38,4

262,6

Примечание: С 1977 годя ценные бумаги, выпускаемые Банками по кредитованию фермеров, начали вытеснять ценные бумаги федеральных агенств, осуществляющих кредитование сельского хозяйства.

Федеральная национальная

Ипотечная Ассоциация

Крупнейший финансовый посредник, финансируемый Федеральным правительством — Федеральная Нацио­нальная Ипотечная Ассоциация (РИМА), известная более под названием “Фанни Май”. Начало ее деятельности бы­ло положено Законом о Жилищном Строительстве 1939 года. Целью образования ассоциации было создание вто­ричного рынка закладных, обеспеченных гарантиями Федеральной Национальной Ипотечной Ассоциации. На сред­ства, получаемые от продажи собственных ценных бумаг. Ассоциация выкупает закладные у частных финансовых институтов. Начиная с 1972 года она покупает даже незастрахованные закладные. “Фанни Май” вносит свой вклад в выполнение важных социальных задач, финансируя жилищное строительство, не приносящее крупных доходов и сосредотачивая свое внимание на строительстве в городах.

Раньше казначейство США владело частью акций Ассоциации “Фанни Май”, но в 1969 году Ассоциация была реорганизована и передана в частную собственность. Теперь ее акции продаются на Нью-йоркской фондовой бир­же. Несмотря на то, что сейчас Ассоциация стремится работать с прибылью и должна платить федеральный под­оходный налог, она продолжает оставаться под определенным контролем федерального правительства, сохраняя тем самым свой статус. Акционеры избирают десять членов правления, а еще пятерых назначает Президент Сое­диненных Штатов Америки. “Фанни Мэй” прибегает к получению займов у правительства на льготных условиях, а Казначейство осуществляет частичный контроль над временем выпуска и объемами серий ценных бумаг “Фанни Мэй”. Вновь образованная в ходе реорганизация 1968 года Государственная Национальная Ипотечная Ассоциация — новое правительственное агентстве, существенно отличающееся от “Фанни Мэй”, и включенное в структуру Министер­ства жилищного строительства и городского развития, приняло на себя часть функций своей предшественницы.

Федеральные Банки по кредитованию

жилищного строительства

Еще одним финансовым посредником федерального правительства, является система Федеральных Банков по Кредитованию жилищного строительства, которая стимулирует процессы жилищного строительства. Закон о Фе­деральных Байках по кредитованию жилищного строительства, принятый в 1932 году, подчинил эти банки Совету Федеральных Банков по кредитованию жилищного строительства. Находящиеся в частной собственности с 1951 го­да ссудо-сберегательные ассоциации, получившие чартер из рук федерального правительства, обязаны держать свои акции в этих Банках; что касается ссудо-сберегательных ассоциаций, получивших чартер от правительства шта­та, и также взаимных сберегательных банков и страховых компаний, то они имеют право стать частью этой системы,

Федеральные Банки по кредитованию жилищного строительства выпускают в основном краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги и на вырученные средства кредитуют ссудо-сберегательные ассоциации и других членов этой системы. Эти Банки владеют Федеральной Ипотечной корпорацией по кредитованию жилищного строительств получившей название “Фредди Мак”; эта корпорация была создана по решению правительства США в 1970 ГОДУ для финансирования вторичного рынка так называемых договорных ипотечных ссуд.

Банки по кредитованию фермерских хозяйств

С 1977 года финансовая деятельность федерального правительства в области сельского хозяйства была сосредоточена в Банках по кредитованию фермерских хозяйств. К мим относятся Федеральные Земельные Банки, со­зданные в соответствии с Законом о кредитовании фермерских хозяйств в 1913 году. Федеральные Банки средне­срочного кредита, созданные в соответствии с Законом о кредитовании сельского хозяйства 1923 года, и, наконец, Банки по кредитованию кооперативов, созданные согласно Закону о Кредитовании фермеров 1933 года. Этим бан­ки увеличивают размеры своих фондов точно теми же методами, что и федеральные агентства, кредитующие жи­лищное строительство, то есть с помощью продажи краткосрочных ценных бумаг. Они выделяют ссуды на оплату товаров и услуг, необходимых сельскому хозяйству; на строительство зданий и приобретение различных промыш­ленных товаров. Кредиты выдаются для того, чтобы создать вторичный рынок сельскохозяйственных ссуд, а также рынок закладных, выданных под залог собственности фермерских хозяйств.

В 1985 и 1986 годах Банки по кредитованию фермерских хозяйств понесли потери, вызванные серьезными эко­номическими трудностями, с которыми столкнулись все фермерские хозяйства; речь идет о падении цен на землю, сокращении емкости зарубежных рынков, о чрезмерно длительных сроках предоставления ссуд под очень высокий” процент. Некоторые из этих банков стали, исходя из общепринятых принципов банковской отчетности, неплатежес­пособными. Вместо того, чтобы “реанимировать” их за счет государственного бюджета, Конгресс США проголо­совал за то, чтобы разрешить этим банкам пользоваться более либеральными принципами банковской отчетности и ввести это в практику их финансовых операций, отражая их в новых банковских книгах.

Экспортно-импортный банк.

Банк был учреждён в 1934г. для стимулирования внешнеторговой экспансии американских компаний. Он предоставляет кредиты как экспортным фирмам в США, так и иностранным импортёрам. Банк является также агентом правительства по предоставлению займов и помощи иностранным государствам.

Ассоциация по кредитованию студентов

В 1972 году федеральное правительство создало Ассоциацию по кредитованию студентов “Салли Мэй”> Она пытается стимулировать выдачу гарантированных студенческих” ссуд путем создания вторичного рынка этих ссуд, а также путем предоставления финансовых преимуществ тем банкам и учебным заведениям, которые выдают такие ссуды.

Общие цели

Главная цель финансовых посредников, финансируемых и управляемых федеральным правительством состоит в том, чтобы перенести предложение кредитов с нужд других возможных потребителей на нужды сельского хозяй­ства, жилищного строительства и выдачу студенческих ссуд. Так посредническая Деятельность “Фанни Мэй” пере­носит кредиты в сферу жилищного строительства. Средства, поступающие от продажи надежных, относительно ликвидных краткосрочных (от 1 до 3 лет) ценных бумаг “Фанни Мэй”, идут на финансирование приобретения за­кладных. Кроме того, банки и другие финансовые институты могут выдавать закладные, затем продавать их Ассо­циации “Фанни мэй”, а после этого приобретать ее ценные бумаги. Это увеличивает приток кредитов в сферу жилищного строительства, поскольку ценные бумаги “Фанни Мэй”, обладают большей ликвидностью как банковские активы чем закладные.

Используемая литература.

1.   Денежное обращение и кредит при капитализме. / Под ред. Л. Н. Красавиной. – М., 1989.

2.   Долан Э. Дж. И др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1996.

Автор: Славников Дмитрий Васильевич

slavnikov_d@mail.ru