О книге Вайль и Генис "60-е. Мир советского человека"

 

 Я выбрала эту книгу, для написания реферата-рецензии потому что мне кажется, что жизнь и психология советского народа очень интересна, для меня в том числе, т.к. я не застала этот период и мне очень интересно, как жили люди раньше, а П. Вайль и А. Генис одни из первых историков которые так ярко и подробно описали и исследовали период 60-х годов.

      Мне хотелось взглянуть на Жизнь, а не на жесткие ограниченные сведения и цифры. Я обнаружила  такую книгу, в которой все это описывается очень подробно и интересно - эта книга Петра Вайля и Александра Гениса.

В своей новой книге авторы очень подробно излагают взгляды на советское общество.

  Говоря об авторах, можно выделить их лёгкость, открытость письма и непревзойдённую критику. Мне было очень интересно, легко читать их работу.

Биография:

Александр Генис - критик, эссеист. Родился 11 февраля 1953 года в Риге. Окончил филологический факультет Латвийского университета. С конца 1970-х годов живет в США. Многократно публиковался в послеперестроечной России и за рубежом. Автор ряда эссеистических книг, написанных совместно с Петром Вайлем ("60-е: мир советского человека", "Русская кухня в изгнании", "Родная речь", "Американа"), и нескольких книг критики и эссе о литературе и культуре ("Вавилонская башня", "Иван Петрович умер", "Довлатов и окрестности").[1]

Петр Вайль - журналист и писатель.

Родился в 1949 г. в Риге. Закончил редакторский факультет Московского полиграфического института. В 1977 г. эмигрировал в США и работал в различных эмигрантских периодических изданиях в Нью-Йорке. Опубликовал много статей и эссе в России и за рубежом и удостоен нескольких литературных премий. Совместно с А. Генисом опубликовал несколько книг, в т. ч. "60-е: Мир советского человека", "Американа", "Русская кухня в изгнании", "Родная речь". Составитель и автор послесловий, сборников Иосифа Бродского "Рождественские стихи" и "Пересеченная местность", соавтор (с Львом Лосевым) книги "Иосиф Бродский: труды и дни". В 1999 году в издательстве "Независимая газета" вышла книга П. Вайля "Гений места"[2]

Актуальность темы обусловлена тем, что это часть нашей истории, которая связана с экономикой страны и конечно же социальной жизнью населения. Период, который описывают авторы, очень важен для советского человека, ведь именно в 60-е происходят серьезные изменения в жизни народа.

  Авторы комментируют этот период так: «эта книга посвящена не 1й оттепели, которую принято датировать 1956-1964 г., а эпохе 60х , которые начались в 1961 г. 22 съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончилось в 1968 г. Оккупацией Чехословакии, воспринятый в СССР как крах всех надежд.»[3] В эти годы человек заново «формируется», идеология меняется.

 Авторы попытались в своей работе как можно четче и понятнее описать психологи, поведение советского человека в этот период. И я считаю, они с этой задачей прекрасно справились, т.к. они не просто описывали «голые» события, а предлагали обратиться к газетным изданиям того времени, книгам, песням телепередачам, анекдотам. У них очень хорошо получилось передать дух того времени.

«Относясь, с одной стороны, критически к таким источникам, как советские журналы и газеты того времени, с другой стороны, мы стремились учесть, что официальные источники информации не только искажают реальность, но и моделируют её».[4]

Поэтому, читая этот труд, я окунулась в новый и с начала непонятный для меня мир, в котором существуют свои правила и взгляды людей, которые неким образом отличаются от современных. Это определённо заинтересовывает.

фундамент утопии.

 ……………………….1я тема-20 г. до н.э. Коммунизм………………………….

В этой главе говорится о новой программе КПСС, о построении коммунизма - «нынешнее поколение будет жить при коммунизме!». Авторы  считают дату выхода этой программы ( 30 июля 1961 года) датой построения коммунистического общества в СССР. Мне нравится критика авторов по отношению к этой программе, они характеризуют ее, как художественное произведении, что на мой взгляд, действительно так. Ведь народ сразу не поверил в такие громкие, обнадеживающие обещания, которые расписаны чуть ли не по дням. Но зато каждый нашел там желаемое для себя. Программа была направлена на строительство коммунизма-. Программа провозглашала целью строительство коммунизма - главная идея то, что человек не может быть счастлив, когда несчастливы другие. Те 3 цели, намеченные Программой, не могли не устраивать: *построение материально-технической базы, *создание новых производственных отношений ( принцип соучастия), *воспитание нового человека. Авторы очень удачно приводят примеры размышлений по поводу этих преобразований –различных людей искусства. Это дает нам множество разных взглядов на эту программу и поэтому,  мы можем объективно видеть все события.

………………………2я тема- Путём пирамиды в космос………………….

В этой главе авторы описывают нам нужду советского общества в подвиге, с помощью космоса. Т.к. раньше были какие-то герои войны, которые совершали подвиги во время войны и теперь народу стало не хватать этих «героев» «Для советского человека космос был символом тотального освобождения».[5] При этом космонавты стали главными героями этих событий. Все люди возносили космонавтов на уровень загадочности и неизвестности, т.к. они видят то, чего не видели другие…а с другой стороны они были обычнее люди из  соседнего двора. Но космонавты – вознёсшиеся буквально выше всех – должны были занимать промежуточное положение, сочетая рабоче-крестьянскую доступность и принадлежность к высшим силам.

 Авторы считают, что в этом присутствовал политический момент соревнования двух систем- СССР и Америки. Советские люди считали, что выход в космос это начало периода свободы, но потом людям уже стало не интересна сама идея покорения космоса, т.к. все стандарты были отменены.

………………………..3я тема - Соавтор эпохи. Поэзия………………………..

В этой главе авторы обращаются к такой личности советской эпохи, как Хрущев. « Хрущёв был главным поэтом эпохи. А её политический конспект составил Евгений Евтушенко»[6].Евтушенко описывал в стихотворной и лирической форме все то, что говорил Хрущев, для того чтобы народу было более понятна и близка политика.  Авторы сравнивают поэта с Ремарком и Эдуардом Асадовым. Поэт жил и переживал вместе с народом. Он писал в первую очередь о том, что в тот или иной момент интересовало народ: *интерес к Западу, *западная культура, борьба с бездельниками и тунеядцами и т.д. И конечно очень правильный ход авторов - подкрепление всего этого стихами Евтушенко. Вайль и Генис проводят между поэтом Евтушенко и Хрущёвым особую нить – «они были соратниками и соавторами – поэт-преобразователь Хрущёв и поэт-глашатай Евтушенко».[7]

2я глава – Интервенция.

…………………1я тема - Берёзовые пальмы. Европа………………………

Здесь авторы рассказывают нам об эпохе «ренессанса» 60-х, в это время люди пытались возродить что-то прекрасное, стремились подражать Западу. Лучше всего эту эпоху понимали конечно поэты и писатели, одним из таких поэтов был Эренбург. Его мемуары были программой строительства новой советской культуры. Когда во главе государства стоял Сталин все рамки были строго определены, путь в Европу был закрыт, когда границы стали рушится – это положило начало проникновения западной культуры и искусства в советское общество. Западная культура стала интересна советскому человеку еще потому, что она была отличной от стандартов советской культуры и искусства. И как раз Эренбург стал для советского народа- «советским европейцем». Он принадлежал двум мирам. Эренбург пытался всячески доказать советскому народу, что русские не хуже и не лучше европейцев- просто потому, что русские и есть Европа. В своих мемуарах он сращивал социализм со свободой, Россию с Европой, поэзию в революцией. Эренбург положил начало Ренессанса русской культуры. Авторы  высказывают нам свою позицию По-поводу Эренбурга:«бодрый интернациональный дух, который так хотел привить Эренбург советской культуре, отнюдь не развратил её декадентскими настроениями, как опасались ретрограды. Напротив, он помог ей встать на ноги после тяжёлых унижений сталинских лет».

Далее на Кубе началась революция, во главе которой стоял Фидель Кастро. Она очень заинтересовала Россию, т.к. события повторялись. В советской политике одной из главных затрагиваемых тем была смертная казнь. «Рождение и смерть неминуемо тесно связаны, а революция- это именно тяжёлый процесс родов». Россия хотела на Кубе переиграть свое прошлое. Революция на Кубе стала ярким событием для советского человека 60-х. Советского человека зацепило все то, что было на кубе: красивый язык, природа и т.д. она стала очень популярна в России. Всё это казалось очень загадочным и чистым. Кубинская революция стала метафорой Октябрьской революции, революционный закон починялся законам искусства. Авторы сокращают эту мысль: «Один поэт - поэма, много поэтов – революция». Поэтический характер кубинских событий был налицо – беспорядок и анархия. Главным врагом этих революций- было мещанство: «Главным завоеванием кубинской революции стала отмена частной собственности. Именно этим обобществлением имущества начинается, заканчивается и исчерпывается победа социалистической революции»[8]. Но вскоре огромный интерес советских людей к Кубе пропал: «Импортный революционный пыл – как любой импорт – оказался явлением временным, переходящим»[9].

………………….Перевёрнутый айсберг. Америка…………………..……

Конечно же и здесь не обошлось без такой темы, как взаимоотношения между СССР и Америкой после смерти Сталина. Эти две державы шли параллельно друг другу во всех отношениях.    Люди опять выбрали себе главного «американского героя»: «Главным американцем в советской жизни был Эрнест Хемингуэй»[10]. В его книгах люди нашли много близкого к себе. Стала формироваться новое мировоззрение. В своих творениях Хемингуэй описывал стиль жизни, которому можно было подражать и каждому вложить что-то свое. Хемингуейевский стиль жизни: «Жить спустя рукава в свитере проще, чем в пиджаке»- говорил он.  Поэтому стиляги вышли на первый план. С Хемингуэем в Россию пришла конкретность бытия. Хемингуэевский мир  изобилует предметами, за которыми не стоят идеи. Психология советского общества сильно изменилась – моден стал антиинтеллектуализм, однако с ним нужно было обращаться умело. Человек, который притворяется дураком, должен был уметь притворяться, до тех пор пока окружающие не поймут, что он валяет дурака. Люди стали пренебрегать как материальным ценностям, так и к духовным. Люди перестали стремиться работать, для них важнее стало посидеть где-нибудь с друзьями. Здесь на первое место встала «пьянка» в компании друзей. Вскоре люди все-таки осознали, что их идеал ограничен, им надоело постоянно жить в празднике. Перерождение идеала происходило из-за слишком увлечённого следования ему. Далее на сцену пришел Высоцкий  и стиль Хемингуейевский смешался с блатным. Стихия «приблатненности2 захлестнула страну. Героями Высоцкого были настоящие мужчины:«Трансформация одного идеала в другой привела к тому, что бездеятельность как протест глупой деятельности стала абсолютным принципом, напускной цинизм превратился в настоящий»[11].

3я глава - В поисках героев.

……………1я тема- география вместо истории. Сибирь.....….

  Издавна Россия и Север были синонимами. В России Север приобрёл статус национального символа, стал частью поэтического образа России. Любой Россиянин ощущает значимость своей державы которая занимает огромную часть суши. Всегда все ассоциировали Россия с Сибирью, снегом и медведями. Поэтому россияне начали программу по освоению простор Сибири. «Сибирь была уже квинтэссенцией Севера. Она лежала не у пределов культурного мира, а вне его. Её размеры раз и навсегда ошеломили русское государство. Тут пространство теряло определённость и превращалось в абстракцию»[12]. Когда эпоха сталинизма закончилась, советской стране понадобилось чистое поле деятельность- им стала Сибирь.  Эпоха требовала, чтобы величие Сибири соответствовали великим прорывам. Евтушенко писал:

Но, озирая дремлющую ширь,

Не мыслил я , чтоб вы преобразили

Тюрьмой России бывшую Сибирь

В источник света будущеё России[13]

Солженицын, правда немного позже, сказал: «Сибирь и Север – наша надежда и отстойник наш». Вскоре в Сибирь начали ехать со всей России для облагорожения, но вскоре все вернулись домой и поэтому на построенных предприятия некому было работать. И советский народ забыл про свой новый идеал.

…………………… Непотерянное поколение. Война………………………..

Зкончилась Война, где Россия выступила победительницей. Многие писали и высказывались на популярную тему победы. Сталин: «вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией»[14], Марфа Крюкова : « Подарил народу жизнь пространную, вот пространную да и счастливую, дорогой наш вождь, славный Сталин-свет»[15].  Эренбург: «Кто поверг фашизм? Народ, который исповедует братство, мирный труд, солидарность всех трудящихся»[16]. Победу делили между народом и Сталиным. Шолохов писал в своём рассказе «Судьба человека», что победа делалась нелегко, но нет таких испытаний, из которых наш человек не выйдет окрепшим. Симоновский роман давал историческую и психологическую интерпретацию войны. Концепция Симонова отличалась ясностью и видимостью правды: из-за отдельных ошибок Сталина мы встретили войну неподготовленными. Но ценой огромных жертв народ отстоял родину. Таким образом, к началу 60-х советское общество уже было вооружено набором знаний о войне. Все уже знали, что не один Сталин выйграл войну. Далее народ стал проглядывать отдельных своих героев.  Такая война была близка поэтике Ремарка:

 «Война – аналог смерти, смерть – конец жизни, жизнь на войне – это путь к смерти. Впрочем, как и жизнь без войны. Но фронт даёт перспективное сокращение этого пути.»[17]

 Советское общество оставило ветеранов в истории, они не исчезли бесследно, как в других странах. Шла война с культом личности, с ретроградами, с ортодоксами. Война рассматривалась в категориях цели и средства. Все подвиги и даже предательства совершались ради чего-то. Но потом ветераны должны были вернуться в общество и продолжать ить,и работать, как обычные советские люди, сторить будущее страны дальше. Когда война превратилась в славную историю, ветераны высказывались против инакомыслия, которое в числе прочего подвергает сомнению славу и историю. Ветеранам не дали пропасть их приспособили к общему делу. 

…………………………..Физики и лирики. Наука…………………….………..

Далее авторы рассказывают нам о новом идеале советского народа- ими стали физики. С тех пор как страна взяла курс на построение коммунизма, все острее становился вопрос- кому его строить!? :0-е должны были найти ответ на этот вопрос и найти своих героев.  ХХ век предлагал в качестве фундамента для поиска героев науку.  В глазах народа ученые были честными, порядочными и искренними людьми, которые любое свое слово могли подкрепить «формулами»:« После того, как выяснилось, что слова лгут, больше доверия вызывают формулы»18 .

    Физика стала очень популярна, о ней тоже мало знали и поэтому  считали, что это что-то высшее, что доказывает все с помощью наглядного примера.  Физики стали героями, их образ был таков: умный, красивый мужчина с хорошим чувством юмора. Физики обязаны были шутить, чтобы оставаться физиками:

Плазма-очень хитрый газ,

Плохо слушается нас.

Хороша ты, с маслом каша

Холодна  ты, плазма наша.

Они стали не просто стали новыми героями, общество сделало их аристократами духа. «Чтобы русский человек продолжал верить в коммунизм он должен прежде всего верить в советскую науку».19

   Далее у физиков взяли реванш лирики и «…романтическое невежество отплясывало на руинах уже ненужных синхрофазотронов». Наука потеряла своих героев и общество вновь разочаровалось в еще одних своих героях.

4-я глава - Марш энтузиастов.

………………………………Накануне праздника. Школа…………………………….

«Мир взрослых - это утопия. Взрослые могут делать все, чего нельзя детям: поздно ложиться спать, есть сладкое, не ходить в школу. Каждый прожитый год- это ступень к свободе20». Дети всегда думают, что взрослым быть лучше и всегда хотят поскорее вырасти. В этой главе авторы рассказывают нам о самой юной части общества-детях. О  детских иллюзиях, которые им всячески пытались внушить родители, детские сад, школа, пионерские лагеря. Они живут в специально созанных для них условиях. Дети имеют дело не с реальностью, а с вымыслом, который им приходится считать правдой.

    «Общество хотело, чтобы взрослые воспринимали мир, как дети. Дисциплина, упорный труд, любовь и доверие к начальству».21

Хрущевские разоблачения потрясли всю страну, об этом знали все, но общество посчитало правильны не говорить об этом детям, чтобы не разочаровывать их. У детей было «счастливое детство». Для них Родина была, как родной человек, как семья.

Я юный пионер Советского союза,

Перед лицом своих товарищей

Торжественно обещаю: горячо любить свою

Советскую Родину.

Для детей были синонимами слова «советский», «русский», «хороший», «наш». Все стремились стать «нашими». Но потом советская сказка испортила чудо, отождествив его с прогрессом.  Верх взяла техническая эволюция. Постепенно начали появляться книги удивительного жанра под названием- фантастика. «Фантастика» взяла в свои руки воспитание детей.  На самом деле фантастикой эту литературу можно было считать только потому что, автор лишал своих героев всякой связи с реальным миром. Они создавали мир иллюзий,  описывали доброту и красоту, но именно там и так уже жили их юные читатели. Ну конечно, фантасты не обошлись и без Запада. Он тоже занимал огромное место.  

Еще один фильтр, через который проходила детская психика-это школа. Поэтому ученик с первого дня вступает в конфликт, который  пытается навязать ему гражданскую точку зрения. Так школа закладывает фундамент мироощущения, которое навсегда оставляет стыд  перед любым актом протеста. Ему все, а он…

    Потом выросшие дети научились скепсису, осознали, что мир не такой безоблачный, каким они его себе представляли.  Узнали

, что в жизни есть зло, лож,  неправда. Приобретая эти знания, утратили светлое чувство праздника, в котором они жили.

………………………..…Дорога никуда. Романтика…………………………..

      После долгого застоя, в сознании страны произошел большой сдвиг  в сознании людей. Изменились мнения, устои, жизненные позиции. Люди захотели свободы, легкости, «романтики».  Свобода и романтика, стали синонимами.  60-е принесли  с собой Бардов- поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице – пели приблизительно то же самое, их песни были искренними, неформально лиричными и отчаянно прославляли свободу.

Люди посланы делами, люди едут за деньгами,

Убегают от обиды, от  тоски.

А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги.

    Ключевыми фразами здесь были «дорога», «песня», «гитара». Все с помощью дороги решали свои проблемы, в песнях пели про то, что дорога дает ответы на все жизненные вопросы. Так оно впрочем и выходило, потому что дорога и была иллюзией. Дорога вела в никуда. Потом появляются мещане- люди, которые во всем видели только деньга, выгоду, общество решило с ними бороться.  «Есть еще очень много людей на Планете, которые гасят свой разум. Они называются мещанами». У романтиков мещане ассоциировались с людьми, которые любят лежать на мягком диване и ничего не делать. Поэтому они стали бороться с «мягкостью» в интерьере, вместо удобного дивана, плюшевого кресла стали появляться трехногие табуреты, легкие торшеры, низкие журнальные столики. Такая квартира ощущалась привалом в походе за туманами.

   Потом романтизм нашел свое проявление в любви. В ней торжествовал романтизм империалистический. Человек кинулся осваивать глубину человеческой души- сферу интима.  Но все же настоящая революция в области постижения интимной жизни произошла без вмешательства стихий. Главная идея романтического конфликта - преодоление - была сохранена. Но теперь преодолевался стереотип семьи и брака, стереотип любви к правильному человеку.  Единственным и достойным обоснованием любви стало наличие сильной и искренней эмоции. Любить не за что-то, а просто так.

Барды продолжали свое развитие и на помощь им пришли магнитофоны. Они провозглашали их творчество повсюду.  Прогрессисты говорили так: «Хорошие, бодрые песни, от которых становится весело на душе, хочется работать, учиться, жить, любить…Это были молодые, ясные, свежие голоса. И пели не артисты, а студенты, инженеры, учителя, которые в свободное время были туристами, аквалангистами и путешественниками». Своей вершины творчество бардов достигло в песнях Булата Окуджавы. Окуджава написал конспект настроений и эмоций. Окуджава всегда пел про женщину и про любовь. Мне кажется обществу очень нравились его песни, ведь именно этого ему и не хватало. Но у него границы интима расширились. Он стал квинтэссенцией песенного жанра.  Такое сгущение позволило его песням преодолеть разрушения рамантики.

 Химеру романтики погубила химера Интересной работы. Люди считали, что если работа, то она должна быть интересной, Ане интересной работы не бывает, бывают только неинтересные люди. Романтики стали совершать «будничные подвиги»,  они просто должны были служить, либо работать.  Но вскоре это забылось, потому что героем стал любой. Все стали работать. Далее романтики нашли замену и это были опять иллюзии. Все стремились в какую-то неведомую страну Дельфинию.  Она могла быть где угодно, в других галактиках, в научной фантастике или даже в собственной комнате. Каждый создавал и представлял что-то свое. Теперь романтик  меланхолично собирался в заведомо иллюзионный путь.  Поскольку было ясно, что Дельфинию увидеть не удастся, то оставалось только мечтать о Париже.  У костра.

Коллектив остался сам по себе, занятый своей Интересной работой. А мечтатели остались мечтать.

…………………………..Смех без причины. Юмор…………………………………

В этой главе авторы рассказывают нам о том, как у людей возникло желание веселиться, сеяться. Прежде тоже смеялись. Мрачные годы были  отмечены комедиями. Но, смеялись в строго отведенных для этого местах и в определенное время. И главное, что смех вызывали отрицательные явления, подвергнутые осмеянию. Положительные образы могли вызвать только уважение.  Веселость- это св-во человека, мировоззрения, то есть к вопросу над кем и над чем смех. В этом плане 60-е были очень «веселыми». Бодрость стала символом хорошего настроения. Люди просыпались и делали зарядку, это было частью жизни для всей страны. Так же люди создали образ правильного человека: «Когда в костюме с узкими лацканами, во вьетнамской рубашке да с польским галстуком иду в ресторан с девочкой, тут совсем другая песня».  Внешность была очень важна. Переворот произошел и в цветовой гамме страны. Все засверкало и засветилось: витрины, магазины, рекламные щиты.  Стиль одежды был из сочетания пестрых и ярких цветов. Интерьер: стало модно красить стены одной комнаты в разные цвета. Женщины стали ярче краситься. Так же «новое» затронуло и литературу, и театр, и кино. Люди крутили по радио песни, в которых не было особого смысла, они просто были веселые. Идеологией стало не что-то конкретное, а что-то веселое.  60-е окинули и Ильича в большевистскую простоту и комсомольский вздор. В новой трактовке Ленин без устали сыпал глупыми и скабрезными шутками: «Вот вам очередное чдовищное колебнутие мелкого буржуа».  Ленин и Хрущев были особенными весельчаками. Державный смех трансформировался в поголовный всесоюзный хохот. То, что смех влияет только благотворно, сомнений не вызывало. Смех стал синонимом правды. У правды смеха были 2 задачи: разрушение негативного и утверждение позитивного начала. Теперь люди создали стереотип, что веселый человек может быть только хорошим.  У общества были и свои кумиры, такие, например, как Аркадий Райкин: «над ним хохотала вся страна».  Театрализованное общее веселье зафиксировалось во всенародной игре – КВН.  Но постепенно импровизацию, которая присутствовала вначале заменил сценарий, возникли заученные роли, заготовленные реплики – и капустник стал спектаклем. То же самое произошло со смехом в маштабе страны. Бодрый пафос и веселый идеализм завели общество 60-х в тупик – светлого будущего не оказалось, а необходимость социального компромисса обернулась нравственным цинизмом. Циник –всегда наедине с собой. Главное, что осталось от веселых «шестидесятников», - юмор.

Заключение.   

    Я считаю, что в целом работа П. Вайля и А. Гениса очень важна для будущего поколения, т.к. их работу очень легко и интересно читать. В ней излагаются наиболее важные, «наболевшие» темы из жизни советских людей. Авторы проявили умение разбираться в психологии и жизни советского общества, они очень ясно и четко изложили свою тему. Авторы, безусловно, углубляет наше представление о 60-х годах. Актуальность этой темы не вызывает сомнений, т.к. я думаю каждому Русскому человеку интересна жизнь и быт советского народа.  Мне очень понравилась работа авторов, они остроумно и тонко излагают эту тему. Эта монография четко, понятно объясняет  нам психология быта того времени.  


[1] http://www.vavilon.ru/texts/prim/genis0.php

[2] http://www.sib.net/vaylem.phtml

[3] П. Вайль и А. Генис « «Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека» » стр.509-510.

[4] Там же стр.510

[5] там же, стр.532

[6] там же, стр. 535

[7] там же, стр. 545

[8] Примечательно признание Волошина в «Автобиографии»: «…я почувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше соответствовали моему отвращению к зарплате и купле- продаже».

[9] П. Вайль и А. Генис « «Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека» » стр.572

[10] там же, стр. 573

[11] там же, стр. 588

[12] там же, стр. 592

[13] Евтушенко Евг. Братская ГЭС// Юность. 1965. №4. стр. 47

[14] Там же.

[15] Правда. 1945. 14 мая.

[16] Там же

[17] П. Вайль и А. Генис « «Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека» », стр. 604

18. Там же

19. Там же

20 П. Вайль и А. Генис « «Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека»

21. Там же.