Флот при Петре I
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории и социологии
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
Российский флот при Петре I
Выполнил: Тузлуков А.И.
студент группы АМ – 161 (2)
Проверил: Вальц Л.Л.
доцент кафедры истории
и социологии
Мурманск
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
Гл. I Роль флота в развитии государства..…………………………………………...4
Гл. II Создание регулярного военного флота в России в конце XVII – начале
XVIII вв…………………………………………….……………………………. 6
Гл. III Роль II-го Азовского похода в развитии флота….…………………………….8
Гл. IV Запасы российского флота .………..………………………………………….11
Гл. V Личный состав российского флота…....…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..14
Гл. VI Роль морских побед в истории России….……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………………..…22
Введение
Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.
Это высказывание отца российского флота как нельзя точно показывает необходимость флота для страны, а особенно для такой, как Россия. Ведь в начале XVI в. у огромной, окружённой морями державы практически не было выхода в море.
Поэтому в своей работе я хотел бы осветить развитие флота на раннем этапе (1695 – 1723 гг.). Так же на мой выбор огромное влияние оказало то, что я, сын офицера – подводника ВМФ РФ, всю свою жизнь я провёл рядом с морем и видел, какую мощь он представляет собой сейчас. Мне всегда было интересно проследить, чего стоило нашей стране перейти от маленького ботика до огромных атомоходов.
Даня тема актуальна, так как показывает какие жертвы готов понести народ ради блага государства, и как он способен сделать из страны, не имеющей выходов в море великую морскую державу.
Цель моего реферата – рассмотреть российский флот на раннем его этапе его развития.
А поставленными задачами являются:
1) Показать насколько флот был важен для России того времени.
2) Осветить тяжесть создания флота и службы на нём.
3) Показать как флот помог в поднятии авторитета страны и расширении её пространственных границ.
Глава I
Роль флота в развитии государства.
Уже в XVI – XVII вв. судьбы крупнейших европейских государств во многом определялись их морской мощью. Безопасность морского флота и заморских колоний могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры и укреплённые морские базы. Испания, Голландия, Великобритания, Венеция, Франция и Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях. От того, кто станет властителем Мирового океана, зависели прибыли купцов и промышленников, бюджеты государств, а значит и сила сухопутных войск.
Россия, которую в Европе долгое время называли Московией, долгое время не принимала участия в этих грандиозных сражениях. Побережье Балтийского моря в XVII веке прочно заняли шведы, Чёрное море бороздил турецкий флот, Каспийское море контролировала Персия. Единственный морской путь, связывавший Московию и Запад, проходил через Архангельск, гавани которого большую часть года сковывали льды. Начиная с Ивана Грозного, многие правители пытались пробиться к Балтике и Чёрному морю.
К началу XVII в. Россия представляла собой огромное государство. Её владения простирались до берегов Северного ледовитого и Тихого океанов. В стране резко росло феодально-крепостническое землевладение и продолжала развиваться промышленность и торговля. Особенно большие успехи были достигнуты в области металлургической промышленности. Рост мануфактурного и мелкотоварного производства и усиление специализации сельскохозяйственных районов резко расширили внутреннюю торговлю в стране. Несколько оживилась и внешняя торговля России с западноевропейскими государствами и странами востока, которые поддерживались через Архангельск по Каспийскому морю. Но несмотря на известный прогресс, достигнутый в развитии промышленности и торговли, русское государство всё ещё отставало от ведущих стран Западной Европы. Экономическая отсталость России определила и её военную отсталость, что создавало серьёзную угрозу для национальной независимости русского народа.
Одной из главных причин отсталости царской России являлась длительная оторванность её от выходов на Чёрное и Балтийское моря, что крайне затрудняло развитие торговых и культурных связей русского народа с западноевропейскими странами и в то же время создавало постоянную угрозу вторжения иноземных захватчиков со стороны этих морей. Оценивая положение русского государства к концу XVII в., Карл Маркс писал: «Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы её морские побережья в устьях рек были от неё оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар»1.
Историческая необходимость иметь свободный выход к морям, от которого во многом зависело экономическое, политическое, культурное и военное развитие Русского государства, определило собой и главное содержание внешней политики царской России в XVIII в., направленной на возвращение выхода к морю.
1 – Н.И. Павленко. Мысль 1990 года.– М. - 1985. - С.112.
Глава II
Создание регулярного военного флота в России в конце XVII – начале XVIII вв.
Огромное значение Петр придавал
военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского
похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота
причерноморскую крепость взять невозможно. Азов постоянно получал поддержку с
моря, пополнялся свежими солдатами, снабжался провизией и водой. Таким образом,
сухопутная осада крепости не имела смысла, можно было несколько лет стоять под
стенами Азова и не добиться какого либо значимого результата. Сделав правильные
выводы, Петр в конце
Основным местом постройки судов был выбран Воронеж, стоящей на судоходной реке, имевшей прямое сообщение с доном. Ценой огромных усилий русских корабелов и крестьян, доставлявших лес, был построен новый флот. Кроме того, рядом были другие судостроительные верфи в Преображенском, Козлове, Сокольске, Ступене, Короткояне, Добром, Чижове.
Одновременно с постройкой кораблей Петр I издал указ по галерам, в котором были изложены обязанности командного состава по организации, управлению и использованию кораблей в бою. Это было первое боевое наставление русского флота, определявшее походные и боевые порядки кораблей, правила перестроения флота из походного в боевой. Для управления силами на переходе и в бою были разработаны специальные сигналы. В указе подчёркивалась необходимость строгого соблюдения воинской дисциплины, проявления инициативы, смелых и решительных действий от всего личного состава. Указ по галерам сыграл важную роль в успешном решении задач, поставленных перед флотом.
Глава III
Роль II – го Азовского похода в развитии флота.
К концу апреля 1696 года на воду были спущены 36 – пушечный корабль «Апостол Пётр», 4 брандера, 23 галеры. Это была основа Азовского флота. Кроме того, построены были более 1000 стругов, 60 лодок, 100 плотов. На них погрузили сухопутные войска, собравшиеся к Воронежу, и начали отправляться к Азову. Вслед за стругами, лодками и плотами двинулись крупные суда. Начался 2 – й Азовский поход.
3 мая
Получив по пути подкрепление из казачьих лодок, Пётр повёл флот в Новосегиевск, крепость построенную на месте захваченных штурмом в прошлом походе каменных крепостей у протоки Каланча.
Турки не подозревали о таком опасном соседстве, что дало Русским преимущество. Под покровом ночи казаки напали на крепость и захватили несколько судов, чем ввели турок в замешательство. Турки так ничего и не смогли сделать, следствием чего стало взятие ослабшего Азова сухопутными войсками 19 июля.
После взятия
Азова Пётр I привёл
убедительные доводы Боярской думе, а потому последовал приговор оной то 20
октября
Трудно оценить значение указа Боярской думы от 20 октября 1696 года: он
Возвестил о так необходимом России регулярном военно-морском флоте и начале
2 - А.В. Золотарёв. Флоту российскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.74.
его создания.
Царь понимал, что наспех построенные на воронежских и других верфях суда несовершенны, что нужны свои отечественные судостроители, как и свои командные кадры военного флота. Заодно он создал и о создании торгового флота. А решать все эти проблемы хотел, по привычке, единым – властным методом. 4 ноября 1696 года, собрав в селе Преображенском Советом, Петр настоял, чтобы все собственники, миряне и духовенство, обладающие сотней и более домов, в течении месяца явились в Москву в Поместный приказ, где должна произойти корабельная раскладка: кому из собственников в кумпанстве с кем состоять для совместной постройки торговых судов. Не составляли исключения и архимандриты, владевшей немалой недвижимостью в монастырях. Патриарху было вменено в обязанности построить 2 50 – пушечных фрегата.
Начиная строительство сильного флота, Пётр I должен был решить непростую задачу. Государственная казна была пуста. Стоимость же постройки и вооружения крупного корабля составляла до 10 тысяч рублей – сумма по тем временам огромная. Поэтому дума приняла указ о строительстве судов на средства частных лиц.
Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости, и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине со двора3. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены.
3 – К.Василевский. Пётр великий. – М. – 2000. – С.75
Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.
Для помощи флоту были открыты железные и оружейные заводы в Олонецком краю. Леса в государстве описывались, и вырубать их запрещалось под страхом смертной казни. Для пущей убедительности рядом с лесами были расставлены виселицы.
На Дону и его притоках, в районе
Воронежа, заложили верфи, куда согнали тысячи крепостных, а из-за границы
пригласили мастеров. Пётр торопился с постройкой, хотел за 2 года создать
сильный флот, чтобы в
Глава IV
Запасы российского флота
Отдалённость от
моря верфей, трудность провода судов по рекам и озёрам заставили Петра
позаботиться об устройстве кораблестроения в Петербурге. 5 ноября
В
Две другие комнаты были наполнены медью, взятой у шведов. Перед этими зданиями стоят большие ящики, в которых много зарядов, гранат, железных ядер; в других местах масса разноцветной материи для хоругвей, значков, корабельных флагов. Краска была собрана в большом количестве бочек, а именно: лазоревая, красная и разная другая. В третьем этаже было приготовлено парусины на 80 000 парусов.
…мы отправились в классы, где было много молодёжи. Столы были покрыты зелёным сукном; на стенах развешаны зеркала, чертежи и гравюры. Преподаватель объясняет военное искусство: как стрелять на кораблях, как управлять парусов, когда вода в волнении и другие этого рода искусства. В одной комнате находится библиотека, в другой хранятся книги, относящиеся исключительно к морскому искусству. Здесь были большие запасы разного рода бумаги – белой, серой, чёрной и бумаги для чертежей…
Затем мы пошли в другое здание, которое было так же длинно, как и первое, но только в один этаж; здесь живут одни ремесленники, которые выделывают корабельные снасти; котельники, например, делают котлы, котелки, противни и медные котлы; я видел там такие большие котлы, разделённые жестью, чтобы в них можно варить одновременно кашу и клёцки для 200 человек, так как на кораблях кухни не очень просторны, и запас дров на море не также велик. Были там так же скульпторы, столяры, токари, жестянщики, стекольщики, которые делают фонари, слесаря, чертёжники, бочары, которые делают бочки, ушаты, вёдра и другие сосуды, по мере надобности; было здесь и около восьмисот портных, работающих над парусами.
Во втором углу столько же кузнец и кузнецов; эти здания совершенно равны как по числу людей, так и по занимаемому месту. Было там здание большое и широкое, на сваях, в два этажа, покрытое досками со стропильными переводами; здесь приготовляют модели кораблей и делают их измерения, и не одного корабля не станут строить, пока модель в этой зале не выйдет хорошо. Внизу, между сваями делают шлюпки для кораблей, мажут и красят; здесь достаточно работников. Так как это здание стоит у самой реки, то спускают шлюпки на воду, как только окончат»4.
Вся эта громада зданий, кораблей, пушек, якорей, оружия и запасов выросла всего за несколько лет в безлюдном болотистом краю, в условиях непрерывной войны. Возникли большие заводы по производству канатов и парусов. Десятки тысяч людей собирались по наряду со всего государства для работ по постройке и укреплению гаваней и на стройку судов в адмиралтейство. Эта рабочая повинность была одной из самых тяжёлых во времена Петра. Плата за работу задерживалась, а сама организация работы имела много недочётов. Хлеб доставляли неисправно, а условия жизни у болот и у моря в холодное и ненастное осеннее время порождали эпидемии, люди гибли тысячами в этой тяжёлой среде. Народ принёс тяжёлые жертвы на создание флота своей родины. Эти жертвы не всегда можно оправдать насущной нуждой. Но основной причиной были не столько злоупотребление и необдуманная торопливость, сколько тяжкие условия военного времени. Пётр сам хотел облегчить страдания народа, но не мог, гонимый военной нуждой. Ему самому эта нужда была нелегка и очень сократила срок его жизни.
4 – С.Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени – К., - 1914. – С.108
Глава V.
Личный состав российского флота.
Заботы Петра о
создании и обучении личного состава флота начались ещё в
Первые матросы были те же «потешные». Некоторые из преображенцев, сохранив своё звание по гвардии, совсем ушли на флот.
Первые настоящие матросы, т.е. приставленные исключительно к морскому делу появились только к 1700 году, когда в матросы записали 1104 солдат.
Первый набор в
матросы был произведён только в
Так, в
При настоятельной нужде в знающих море людях, Петр приказывает брать, против их воли, матросов с иностранных торговых судов. Брали этих матросов за хорошую плату, но такие меры вызывали недовольства иностранных правительств и могли невыгодно отразиться на торговле, поэтому были оставлены Петром.
5;6 – Ю.Юдин. На службе флота. – Воениздат. – 1985 – С.113
Постепенно,
после того, как русские офицеры отплавали на иностранных судах и вернулись в
Россию, и образовались обученные команды российских матросов, приём иностранцев
на службу стал сокращаться. После войны все матросы иностранцы были уволены, и
в
На 32 - пушечный фрегат полагалось тогда до 80 человек экипажа, на 50 – пушечный – до 300, а на 84 – пушечный – 650 человек8.
Матросам на кораблях петровских времён жаловалось неважно. Жили они обычно в трюме, между бочек с водой. Эти бочки, во время качки, обычно давали течь, и вытекающая из них вода, смешиваясь с песочным балластом, превращали трюм в некое подобие болта. Рогожные кули, в которых хранился провиант, загнивали и распространяли ужасный запах. Огромные корабельные крысы кидались на людей и часто кусали сонных. Провизию составляли дурно пропечённые сухари и солонина, часто уже испорченная доставленная на судно. В случаях долгого плавания эта же участь ждала и свежую солонину, сухари покрывались плесенью, становились горькими и затхлыми, портилась и вода в бочках, принимая цвет и вид кваса, а вкус и запах – тухлых яиц. Трюм обычно был занят грузами и балластом, поэтому муста для достаточного количества провизии не всегда хватало. Поэтому в долгих плаваниях матросам выдавали урезанную порцию.
В таких условиях смертность на флоте была очень высока.
7 - А.В. Золотарёв. Флоту российскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.56.
8 – К.Н. Ардаев. История парусного флота. – Родина. – 1989. – С.155
Офицерам также приходилось трудно. Прежде всего, их было очень мало, хороших штурманов, т.е. знающих море и берег, а также морские пути. Точных морских карт и измерений не было вообще, а представления о морских течениях были очень смутными. Не всё обстояло ладно со знанием компаса, вычислять путь могли только приблизительно. Кроме этого большинство офицеров были разных национальностей, что затрудняло их общение друг с другом, и со всей командой.
Глава VI
Роль морских побед в истории России
Вначале выбор пал на южное
направление. Общее руководство Азовским флотом возлагалось на сподвижника царя
Ф.Лефорта. Флот блокировал подходы к Азову с моря, а армия осадила крепость с
суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости с кораблей и берега и ее
штурма русскими казаками гарнизон Азова 12 (22) июля
9 - К.Н. Ардаев. История парусного флота. – Родина. – 1989. – C.140
Заключение
Изучив данный, материал я пришёл к следующим выводам:
1) В XVI – XVII вв. ни одно государство не могло являться Силиным, не имея сильного флота. В случае с Россией этот вопрос стоял особо остро, ведь у её соседей как раз таки такой флот имелся. Поэтому флот для России должен был стать неким щитом, а потом уже превратится в меч.
2) На постройку флота ушли миллионы из царской казны и из карманов жителей государства. Тысячи человек пожертвовали своими жизнями.
Служба на флоте была очень тяжела: кормили плохо и не всегда свежей продукцией, имела место острая нехватка воды, матросам приходилось спать в трюме. Офицеры не понимали друг друга, так как была разных национальностей, практически не имелось карт и вычислительных приборы.
3) Флот сыграл огромную роль в развитии страны. Благодаря флота Россия получила выход к Балтийскому, Каспийскому и Чёрному морям, получила значительные турецкие, иранские и шведские территории, повысила свой авторитет в мире.