Фондовая биржа и внебиржевая торговля
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет технологий и управления
Кафедра финансов и кредита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Рынок ценных бумаг»
Тема: «Фондовая биржа и внебиржевая торговля».
студентки III курса факультета ЭП
специальность 0608 «Экономика и управление на предприятии»
Москва 2006г.
План.
Введение
1. Задачи и функции, типы фондовых бирж.
2. Члены фондовой биржи, органы управления.
3. Внебиржевые фондовые рынки.
4. Фондовые биржи России и зарубежных стран.
Введение.
Выпущенные акционерными обществами акции и облигации поступают в обращение, образуя рынок ценных бумаг. О масштабах этого рынка говорит тот факт, что сегодня в капиталистических странах стоимость всех акций и облигаций, находящихся в обращении, превышает годовой объем их валового национального продукта. Большая часть ценных бумаг реализуется через фондовую биржу (ценные бумаги иногда называют фондами).
Фондовая биржа – это институт, созданный для организации торговли ценными бумагами. Помимо этой деятельности фондовая биржа может осуществлять депозитарную и клиринговую деятельность.
Акционерный капитал живет как бы двойной жизнью, имея две формы существования. С одной стороны, это действительный капитал, реально функционирующий в системе общественного воспроизводства. С другой - капитал, представленный в форме ценных бумаг. Капитал, инвестированный в ценные бумаги, существует как бы в особой системе координат, и его динамика непосредственно определяется состоянием, конъюнктурой рынка ценных бумаг, далеко не всегда адекватно отражающей реальные экономические процессы. Именно этот двойник реального капитала, называемый фиктивным капиталом и имеющий особое движение вне кругооборота действительного капитала, как специфический товар и обращается на фондовой бирже. Категория фиктивного капитала отражает дальнейшее развитие капитализма, и по мере монополизации производства ее значение возрастает. Источник доходов по фиктивному капиталу полностью скрыт. Создается представление, что ценные бумаги обладают способностью приносить доход сами по себе. Особенно это проявляется в облигациях государственных займов, когда государство непроизводительно растрачивает полученные средства. Эта форма фиктивного капитала не только не имеет стоимости, но часто и не представляет никакого реального капитала: ведь проценты по облигациям выплачиваются в основном за счет налогов. В настоящее время, в связи со значительным развитием государственного сектора в экономике и увеличением размеров государственного долга, рынок ценных бумаг все больше заполняется ценными бумагами, выпускаемыми правительствами. В особенности это заметно в тех странах, где фондовые биржи напрямую контролируются правительствами и активно используются для рефинансирования государственного бюджета, например, Италия, в меньшей степени Германия (подробнее структура и соотношение удельного веса акций и облигаций на фондовых рынках отдельных стран будет рассмотрена в последующих главах). Сращивание монополий и государства проявляется в их совместных операциях с фиктивным капиталом. Государство все чаще выступает на рынке ценных бумаг как должник, кредитор и гарант осуществляемых операций. В эпоху, когда инфляция, прежде всего в результате растущих дефицитов государственного бюджета, приобретает широкий размах, связь фиктивного капитала с государством усугубляет инфляционные процессы, и все больший контроль государства над операциями с фиктивным капиталом для покрытия бюджетного дефицита может привести к возникновению кризисных ситуаций.
1. Задачи и функции, типы фондовых бирж.
Задачи и функции фондовых бирж определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг как ее участник. Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не столько организация торговли, сколько ее обслуживание.
Первая задача биржи заключается в том, чтобы предоставить место для рынка, т.е. централизовать место, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа. При этом принципиальным положением существования бирж как организованного оптового рынка ценных бумаг является соблюдение обязательного требования всеми участниками торгов вести себя в соответствии с твердыми правилами. Для выполнения первой задачи фондовой бирже недостаточно отработать правила и системы регулирования торговли, необходимо предъявлять достаточно жесткие требования к компаниям, поставляющим ценные бумаги для продажи, и членам биржи, которые на профессиональном уровне ведут торговлю и представляют интересы клиентов, не имеющих возможности принимать непосредственное участие в торговле на бирже, а вынужденных прибегать к услугам посредников. Биржа также должна располагать обученным высококвалифицированным персоналом, способным не только провести сам биржевой торг, но и обеспечить эффективный надзор за исполнением сделок, заключенных на бирже. Объясняется это тем, что инвестор и эмитент ищут ликвидные и эффективные рынки, которые характеризуются «узким» спрэдом, эффективными торговыми системами, большим оборотом и эффективной защитой инвестора.
Второй задачей фондовой биржи следует считать выявление равновесной биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа собирает большое количество, как продавцов, так и покупателей, предоставляя им рыночное место, где они могут встречаться не только для обсуждения и согласования условий торговли, но и для выявления приемлемой стоимости (цены) конкретных ценных бумаг. Кроме того, биржа добивается доверия к достоверности достигнутых цен в процессе биржевого торга. Для реализации указанной задачи биржа обеспечивает открытость информации, характеризующей как эмитента, так и его ценные бумаги, стандартизацию условий установления цен, использование средств массовой информации для распространения информации о котировках цен и сделках. Это позволяет членам биржи и профессиональным участникам знать самые последние цены, по которым можно совершать сделки, и знать о самых последних сделках, которые были совершены.
Третья задача биржи аккумулировать временно свободные денежные средства и способствовать передаче права собственности. Привлекая покупателей ценных бумаг, биржа дает возможность эмитентам взамен своих финансовых обязательств получить нужные им средства для инвестиций, т.е. способствует мобилизации новых средств, с одной стороны, а с другой расширению круга собственников. При этом биржа создает возможности для перепродажи приобретаемых ценных бумаг, т.е. обеспечивает передачу прав собственности, постоянно привлекая на биржу новых инвесторов, имеющих в наличии крупные или мелкие суммы временно свободных денежных средств. Обеспечивая перепродажу ранее купленных ценных бумаг, биржа освобождает покупателя от «вечного» их владения. У него появляется возможность продать ранее купленные ценные бумаги и искать другие возможности использования своих денежных средств или вложить их в другие более привлекательные для него ценные бумаги. Такая смена владельца не затрагивает эмитента, полученные им денежные средства остаются у него в распоряжении, изменился только кредитор или акционер.
Четвертая задача фондовой биржи обеспечение гласности, открытости биржевых торгов. Биржа обязана каждому заинтересованному сообщать о дате и времени заключения сделок, наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки, государственном регистрационном номере ценных бумаг, цене одной ценной бумаги и количестве проданных (купленных) ценных бумаг. При этом следует особо обратить внимание на то, что биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и то же время. Кроме того, все они должны обладать одинаковой информацией, т.е. все должны находиться в одном положении.
Пятая задача биржи заключается в обеспечении арбитража. При этом под арбитражем следует понимать механизм для беспрепятственного разрешения споров. Он должен определить круг лиц, которые могут выполнять поставленную задачу, а также возможные компенсации пострадавшей стороне. Многие биржи для решения задачи арбитража создают специальные арбитражные комиссии, в состав которых включают независимых лиц, имеющих как опыт в ведении биржевой торговли, так и в решении споров, имеющих возможность беспристрастно выслушать обе стороны и принять взвешенное решение. Влиятельность арбитражной комиссии должна быть общепризнанной. Для усиления ее значимости ей придается иногда статус третейского суда, и тогда решения арбитражной комиссии имеют не только рекомендательный, но и обязательный характер. Поэтому решение о компенсации должно быть приемлемо как для потерпевшей стороны, так и для ответчика и обязательно для исполнения. Хотя всякий арбитраж предполагает апелляцию.
Шестая задача биржи обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Ее выполнение достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Выполняя указанную задачу, биржа берет на себя обязанности служить посредником при осуществлении расчетов. Под этим подразумевается, что биржа принимает на себя ответственность за предоставление гарантии на все подтвержденные сделки, и что покупки будут оплачены, а все проданные акции будут доставлены для передачи на имя нового покупателя или по его указанию на другое имя.
Седьмая задача биржи разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации: устанавливают место и способ торговли (биржевой зал, терминал, экран, телефон), а также время, в течение которого могут совершаться сделки; предъявляют определенные квалификационные требования к участникам торгов (обязательная сдача экзаменов для получения квалификационного аттестата или статуса).
В настоящее время фондовые биржи всего мира переживают период быстрых и глубоких изменений. В мировой экономике сформировалась структура глобальных рынков капитала, в рамках которой различаются два типа фондовых бирж: глобальные фондовые биржи и региональные фондовые биржи. Каждый тип биржи имеет свою рыночную нишу и экономическую специализацию. Одновременно усиливается конкуренция за инвесторов и эмитентов внутри каждого типа бирж.
Глобальные фондовые биржи – это биржи, кторые доминируют в экономическом сообществе. Глобальные биржи характеризуются наиболее высокой капитализацией и объемами торгов, наибольшей ликвидностью. На глобальной бирже обращаются ценные бумаги и производственные финансовые инструменты самых известных компаний, а также депозитарные расписки и вторичные размещения иностранных компаний.
Региональные фондовые биржи – это биржа, кторая обслуживает какой-либо один регион и доминирует в локальной экономической системе. Они специализируются на ограниченном количестве продуктов, рынков и инвесторов.
2. Члены фондовой биржы, органы управления.
Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой организации, торговлю на которой ведут только ее члены (профессиональные участники), она обязана обеспечивать гласность и публичность проведения торгов. Биржа это место, где заключаются сделки с ценными бумагами (сами ценные бумаги на бирже не присутствуют). Инвестор заключает соответствующий договор с компанией - членом биржи, которая будет предоставлять брокерские услуги (на основе приказов) по сделкам купли - продажи бумаг на бирже и осуществлять взаиморасчеты после заключения сделки в соответствии с правилами биржи.
Различают несколько видов приказов:
· рыночный приказ – приказ о немедленном исполнении сделки по наиболее выгодной существующей на данный момент на бирже цене;
· лимитный приказ – приказ купить бумагу не выше или продать ее не ниже определенной цены;
· стоп-приказ на продажу (для страхования от чрезмерного падения цен), который определяет цену, при достижении которой брокер должен продать бумагу;
· стоп-приказ на покупку инвестор отдает такой приказ, чтобы не упустить возможную прибыль от прироста курсовой стоимости ценной бумаги;
· стоп-лимитный приказ (может быть на продажу или покупку), включающий одновременно в себя лимитный приказ по одной цене и стоп-приказ по другой цене.
В приказах (за исключением рыночного) оговаривается время его действия (или указывается, что он действует до отмены или исполнения), количество продаваемых или покупаемых бумаг.
Кроме профессиональных участников покупать и продавать ценные бумаги могут юридические и физические лица, но они не вправе оказывать посреднические и консультационные услуги, так как не имеют лицензий на данные виды деятельности.
По способу получения прибыли участников разделяют на спекулянтов и арбитражеров.
В экономике спекуляция выполняет следующие функции: во-первых, спекулятивный потенциал ценных бумаг способствует повышению интереса к ним вкладчиков и этим мобилизует денежные средства для развития экономики (стремление вкладчиков к быстрому обогащению, заставляет их приобретать рисковые бумаги); во-вторых, спекуляция способствует повышению уровня ликвидности ценных бумаг (спекулянт своими операциями уменьшает разрыв на рынке между спросом и предложением).
Арбитражер – лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одной и той же бумаги на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Арбитражер продает бумагу на той бирже, где она дороже и покупает там, где она дешевле. Разница в ценах является прибылью, которую он получит от операции.
Управление биржей осуществляют следующие органы: собрание акционеров, Биржевой Совет (Совет Директоров), Правление, ревизионная комиссия и другие органы, создаваемые по решению биржи (Арбитраж, Рассчетная палата, Регистрационный комитет, Комитет по правилам торговли и т. п.). Их деятельность регламентируется соответствующими нормативными актами, Уставом, решениями и положениями биржи. Высшим органом управления биржей является общее собрание акционеров. Он проводится раз в год, и разрыв между годовыми общими собраниями , как правило , не может превышать 15 месяцев. Общее собрание обычно решает следующие вопросы:
- утверждает, вносит дополнения и изменения в Устав;
- утверждает, вносит дополнения в Положение о Биржах Совета;
- создает и ликвидирует дочерние предприятия, филиалы и представительства;
- рассматривает жалобы на Совет Директоров;
- утверждает годовые отчеты о результатах деятельности биржи, заключение ревизионной комиссии, счет прибылей и убытков. Между общими собраниями высшим органом управления является Биржевой Совет. Его численность и персональный состав определяет общее собрание акционеров. Биржевой Совет вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. Его полномочия определяются специальным Положением, а заседания проводятся обычно не реже одного раза в месяц. Повседневной же административно-хозяйственной и коммерческой деятельностью биржи руководит правление.
3. Внебиржевые фондовые рынки.
Основное отличие внебиржевого фондового рынка от фондовых бирж состоит в том, что инфраструктура рынка в данном случае не централизована: нет ни единой расчетной системы, ни единого депозитария, а условия поставки ценных бумаг и платежей по сделке определяются по договоренности сторон. Это приводит, с одной стороны, к большей гибкости в конструировании параметров сделок, но, с другой стороны, и к риску неисполнения обязательств, которые, в отличие от биржевого рынка, не застрахованы централизованными расчетно-депозитарными системами, гарантирующими исполнение сделок в полном объеме и в установленные сроки. На внебиржевом рынке отношения контрагентов строятся на системе рисковых лимитов, устанавливаемыми сторонами друг на друга, либо путем обеспечения обязательств залогами или иными гарантиями.
Однако инвестора, подающего поручение на покупку-продажу ценных бумаг своему брокеру на внебиржевом фондовом рынке, вопрос, с кем именно и каким образом брокер заключит сделку, волновать не должен. Инвестору только нужно иметь в виду то обстоятельство, что внебиржевые сделки, как правило, обходятся дороже по накладным расходам. Это объясняется тем, что в отсутствие централизованной расчетно-депозитарной системы поставка ценных бумаг и денежные расчеты могут происходить между разрозненными инфраструктурными организациями (депозитариями, регистраторами, трансфер-агентами, расчетными банками), каждая из которых взимает собственные тарифы, что обременяет цену сделки разнообразными комиссионными вознаграждениями. Разрозненность инфраструктурных организаций также не в лучшую сторону влияет на оперативность поставок ценных бумаг и денежных расчетов по сделкам. Кроме того, контрагенты зачастую закладывают риски внебиржевого рынка в цену сделки, что приводит лишь к ухудшению ценовых условий для конечного покупателя или продавца.
Однако компенсацией этому является отсутствие ограничений на параметры сделок со стороны торговых систем (имеются в виду отсутствие ценовых ограничений, требований к срокам поставки/расчетов и целого ряда дополнительных условий), а главное - возможность совершить сделку с теми видами ценных бумаг, которые часто попросту не допущены к торгам на фондовых биржах либо по которым найти контрагента на биржевом рынке не удается.
4. Фондовые биржи России и зарубежных стран.
Сегодня ведущая роль в мировом биржевом обороте принадлежит фондовым биржам. Среди крупнейших бирж мира 6 - американских. А всего в мире насчитывается около 200 бирж в более чем 60 странах.
Нью-Йоркская фондовая биржа организована в
Рассмотрим особенности фондового рынка в России. Массовая приватизация создала 40 млн. собственников акций, что само по себе означает, что она объективно направлена на создание финансового, а не производительного капитала. Причем в силу преобладания варианта с большей долей распределения акций внутри коллективов предприятий, только 20% получили реальных частных собственников, тогда как 65% - это акции инсайдеров, из них в руках директората оказалось 8,6% акций. Созданный таким образом акционерный капитал не сформировал целостной рыночной структуры производительного капитала. Он включился в функционирование финансово-денежного сектора как один из видов ценных бумаг с очень слабым собственным рынком: небольшие обороты, низкие цены и стремление к конвертации рублей в доллары, направляемые за рубеж. Таким образом, осталась нерешенной проблема формирования системного финансово-денежного оборота в реальном секторе экономики.
Для основной массы населения советского общества мотив сбережений (в экономическом смысле) практически отсутствовал. То, что принято называть сбережениями граждан, было, по сути дела, «увеличением кассовых остатков», процент не являлся мотивом вкладов в сберкассы, т.е. деньги накапливались для будущих покупок, но, как правило, не вкладывались в какие-либо предприятия или долговые обязательства с целью увеличения будущего потребления.
Таким образом, у нас сложилась следующая картина. Бедное в своей массе население с подавленной экономической инициативой в результате господствования аппарата государственного насилия и пропаганды в течение долгих лет, не имело средств, да и не осмеливалось делать какие-либо инвестиции в производство. Приватизация создала большой финансовый, а не производительный капитал. Фондовый рынок был заполнен всякими суррогатами ценных бумаг: билеты МММ, Тибета, Чары и т.д., «бриллиантовые» и «золотые» контракты – срочные товарные контракты, выпускаемые эмитентом на массовой основе и заключаемые для привлечения денежных средств в оборот эмитента. Таким образом, в чрезвычайно короткий срок в России сформировался фондовый рынок, но он не выполнял главную свою функцию: мобилизация денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства.
Биржевой хаос времен приватизационных чеков, предъявительских бумаг и суррогатов не мог существовать долго. Масштабные спекуляции не могли не закончиться разрушительным для этого рынка кризисом (лето0осень 1994г.) и усилением государственного регулирования (надзор за биржами и операторами фондового рынка, запрещение предъявительских ценных бумаг).
В мае 1993г. ММВБ открыла биржевой рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), что стало еще большим препятствием для получения инвестиций предприятиями, так как вложение денег в ГКО давало более быстрый, надежный и высокий доход.
Таким образом, для привлечения инвестиций должны быть созданы каналы и механизмы притока капитала в производительную сферу. В настоящее время из всех возможных в рыночной экономике каналов притока производственных инвестиций действует лишь один – за счет собственных средств предприятий, на долю которых приходится более половины всех производственных инвестиций. Основной для рыночной экономики механизм расширенного воспроизводства – трансформация сбережений в инвестиции через банковскую систему – в нашей экономике не работает. Доля кредитов коммерческих банков всему хозяйству в течение 1998г. оставалась на уровне 32-33% банковских активов. В противоположность банкам в нормальной рыночной экономике отечественная банковская система работает на приток капиталов в производственную сферу, а на их отток. По имеющимся оценкам, интенсивность оттока капитала из производственной сферы в сферу финансовых спекуляций и за рубеж через банковскую систему достигала 14% ВВП.
Чтобы избежать инфляционной «накачки» экономики дешевыми деньгами, нужно устранить возможности высокоприбыльных финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства. Это, в частности, означает необходимость: временного прекращения эмиссии ценных бумаг с доходностью выше среднего уровня рентабельности в производственной сфере; запрещение создания любых финансовых «пирамид»; временного ограничения конвертируемости рубля текущими торговыми операциями и текущими операциями по обслуживанию прямых иностранных инвестиций; прекращения оказания ЦБ услуг по открытию депозитных счетов.
Список используемой литературы.
1. К.А.Улыбин, И.С.Харисова "Брокер и биржа", М.: "Информбизнес", 1991г.
2. Рынок ценных бумаг.
Учебник 2-е изд. / Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. - М.: Финансы и
статистика,
3. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 1995г.
4. «Вопросы экономики» №12 1997г. «Глобализация экономики и мировой фондовый рынок» А.Бычков.