Формирование высших чувств

Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет Режиссуры и Продюсерского мастерства

Формирование высших чувств

реферат

Выполнил

 студент группы 147 з/о

Логинова

Ульяна Сергеевна

Проверил

Сумин

Юрий Михайлович

2007

Санкт-Петербург

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Основная часть

           Виды чувств……………………………………………………………

           Формирование высших чувств……………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список  литературы…………………………………………………………..

Введение.

Чувствами принято называть эмоции, возникающие на базе сложных социальных и идеальных (культурных,  духовных) потребностей человека.*1

Эмоция - переживание человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. *2

Нельзя выжимать из себя чувства. Нельзя ревновать, любить, страдать ради самой ревности, любви, сострадания. Нельзя насиловать чувства, так как это кончается самым отвратительным актёрским наигрыванием.. *3

При изучении актерской одарённости неминуемо исследование таких черт личности будущего актера, как правдоподобная передача чувств, эмоциональность, эмоциональная возбудимость.

Это подтверждается всеми личностными опросниками  и хорошо согласуется с показателями эмоциональности по методике Роршаха. Кэттел выделяет в своем опроснике отдельный фактор, который он определяет  как «артистичность». Это совокупность свойств личности, проявляющихся в мягкости, эмотивности натуры, чувственности восприятия, утонченности эстетических вкусов.

В этом реферате я рассморю высшие чувства личности, их формирование в современных условиях, а также проблемы нравственного, эстетического интеллектуального воспитания ,  когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

*1-1 стр. 34, Ист.№2

*2-2 стр. 33, Ист.№2

*3-3 стр. 65, Ист.№2

 ВИДЫ ЧУВСТВ

При наблюдении восхода солнца, при чтении книг, при слушании музыки, при поиске ответа на возникший вопрос - наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они – одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

“Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове,отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…” –отмечал Ф. Энгельс.*1

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию,так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог чувств,они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.

Новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая по своему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний и формирования новых чувств.

*1-1 стр. 293, Ист.№5

С.Л.Рубинштейн считал: “ Что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К органической чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видамидеятельности и в отвращении к другим. Мировозренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориями ценностям.*1”

Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силестремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого пола,определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими.

Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем,, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным.

Чувства, порожденные деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, выделяют в еще один вид чувств. Практические или праксические чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности.

*1-1 стр. 209, Ист.№6

Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде творческих чувств. Творческие чувства выделяют в отдельный вид в сфере практических чувств.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные,эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особое место. Моральные чувства возникаюти развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считаетобязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают учеловека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии,привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Особенность моральных чувств – их действенный характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях,но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.

Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например,чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой с товарищами.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности,называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление,уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается счем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникаетпри несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами исоображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.

Для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора, и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое с одной стороны,расценивается положительно и вызывают добродушный смех. Чувство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии – выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им вжизни. В иронии действительное расценивается с позиций идеального.

К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового – мотивов поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.

Эстетические чувства возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное так же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.

Таким образом, предложенное деление чувств на отдельные виды является до некоторой степени условным, так как в переживаниях человека,сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг вдруга.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировозрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ

Сложный процесс формирования личности состоит из трех компонентов:влияния социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через его социальные институты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е. самовоспитания.

Процесс формирования личности не должен быть однобоким. Оно существляется тем эффектнее, чем интенсивнее используется энергия самих воспитуемых и их сознательные и целеустремленные действия по самосовершенствованию.

Воспитание как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, формирования личности человека и подготовкиего к участию в трудовой, культурной и общественной жизни.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Формирование высших чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красотуокружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” и так далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое,дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико” и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма,слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенк установится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красотуокружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету,нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.

На втором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь, ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного,удивительного, непонятного.

“Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и наблагородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”.*1

Нравственные чувства проявляются в отношении ребенка к самому себе (чувство превосходства или наоборот неполноценности) и по отношению к другим людям (симпатия или антипатия и т.д.).

*1-1 стр. 16, Ист.№4

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает,наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, что бы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства. Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающее значение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых –их поступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой. Поведение взрослых должно быть образцом для подражания.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,пособия – должно воспитывать своей аккуратностью и красотой.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров:дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление схудожественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетическиечувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.

Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствоватькрасоту родных напевов, выразительность языка – все это способствуетформированию музыкально-эстетического вкуса.

Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских  инструментах.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе:прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных им проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания ипостепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему,понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но ивидеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательноеотношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное,но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живымиобитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Обще известно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.

При условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступаетсяза друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь,формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.

Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности переддругими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольствособой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.

Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости,неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости истыда.

Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных детям, полезных обществу и радостных для самих ребят,воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшениепомещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам, и родителям по дому.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но иновые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи,имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезнуюазбуку и т.д.

Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка имного тревожных чувств: “Что будет в школе? Какая будет учительница?”

В школе происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.

У младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим.

Важное значение также будет вносить в развитие способностей ребёнка – участие в школьных представлениях. Это обогатит его новым опытом и разовьет артистические навыки.

Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни,огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способныдостаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко егоохарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, стеми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детейне только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонкоразличать произведения разных жанров.

В средней школе больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике),Хохломы, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного,неожиданного и красивого в поделках детей.

Широкое внедрение в жизнь радио, телевидения, доступность театра и кино, так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств. Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не «ботаник», а тот кто показал себя как хороший друг, спортсмен, с кем интересно. При этом у класса складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя.

Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за других, заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие школьники с большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам игрушки к празднику и другое.

Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.

Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организацииих деятельности, в первую очередь учебной.

Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений.

Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать,они стремятся приобретать все новые и новые знания.

Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы.

Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию.

Э. Штерн: “Подростковый возраст – один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу кто ты.” *1

Для подростка характерно эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Дети общаются: их отношения строятся на кодексе полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Мнение коллектива сверстников становится даже важнее оценки учителя и родителей. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.

Одной из важных особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, система одиночных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если младший школьник действует по указанию старших, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения,собственные взгляды и убеждения.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше.

Убеждения – это и мысль, и чувство, и воля, это такие знания, положения,суждения, мнения, которые связаны с глубоким переживанием их истинности.

*1-1 стр. 56, Ист.№7

Убеждения – это своеобразный сплав нравственных знаний, оценок,переживаний и побуждений к действиям и поступкам. Убеждения определяют требования развивающейся личности к себе и всю систему поведения и взаимоотношений с окружающими.

В убеждении находит свое возражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный, с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности

Таким образом, отношения к действительности, то есть чувства положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.

Чувства развиваются в процессе усложнения образа жизни ребенка,разнообразных видов его деятельности и обогащения содержания и форм его общения с окружающим миром: природой, людьми, предметами.

С изменением положения ребенка среди сверстников и взрослых, которое связано с его приходом в школу, перестраиваются его чувства и отношения как к другим, так и к себе. Появляются новые переживания, углубляются и приобретают большую системность прежде испытанные чувства..

Формирование высших чувств – познавательных, нравственных эстетических –требуют усвоения ребенком некоторой системы соответсвующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства.

Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму, либо к переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.

Заключение.

Важность встестороннего развития – в том, что важен не только материал обучения, но и та форма, в которой он даётся, творческий подход.

Многие, не получившия образования, достигали малого.  Также известны случаи успехов необразованных талантов. Но образование выступает иногда и в роле тормоза, иногда оно способствует формированию «штампов» (одинаковой системы, как у всех ) в мировозрении ребёнка.

Необходимо всесторонне развивать ребенка. Чтобы он понимал музыку, ритм, умел художественно выражаться, знал своё культурное наследие.

Зародить в нем такие качества, как креативность (оригинальность), гибкость, способность к тяжелому труду, ловкость, вкус, смелость, эмоцианальность, искренность, упорство, настойчивость..

На основе этих чувств, стремлений, способностей ребенку будет легче проявить себя в творческом направлении.                                                                                                    (Особенно, если он захочет стать актером, режиссером, продюсером.)

Не последнюю роль также играет окружение (социальная и культурная среда) и природные дарования.

Всё это позволит сформировать уникальную личность индивидуальную по выражению.

Список литературы.

1.Академия наук СССР  “Исследование проблем психологии творчества”, М.,Наука, 1983

2. Академия наук СССР ”Психология процессов художественного творчества”, Л. Наука, 1980

 3. Ершов П.М. ”Режессура как практическая психология” М., Искусство, 1972

4. Запорожец И.Д. ”Воспитание эмоций и чувств у дошкольника”, М., Наука, 1985

5. Ковалев А.Г.  “Общая психология”, М.,Просвещение, 1981

6. Немов Р.С.  “Психология”, М., Просвещение, 1990

6. Обухова  Л.Г.  “Психология детства”, М.,Тривола, 1995

8. Пономарёв Я.А. ”Психология творчества”, М., Наука, 1976