Формы бухгалтерского учета на предприятиях

Северо-Западная академия государственной службы.

Филиал в г. Калуге.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: Бухгалтерский учет.

на тему:

Формы бухгалтерского учета на предприятиях.

Горбунов А.С.,

Студент 3 курса очного отделения.

Специальность «ФиК», группа III-1

Исполнитель:

Субочева Н.Н.

Руководитель:

Калуга

2002

Оглавление

 TOC o "1-3" h z u Введение.. h 3

I. Формы ведения бухгалтерского учета на предприятии.. h 5

1.1. Понятие формы бухгалтерского учета.. h 5

1.2. Разновидность форм бухгалтерского учета.. h 5

1.2.1. Общие положения. h 5

1.2.2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. h 7

1.2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. h 8

1.2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета. h 9

II. Ведение бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика». h 13

2.1. Краткая характеристика ОАО «СтройПолимерКерамика». h 13

2.2. Описание формы бухгалтерского учета, принятой на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»  h 13

2.2.1. Характеристика журнально-ордерной формы учета. h 13

2.2.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»  h 19

III. Анализ формы бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»  h 27

Заключение.. h 33

Список использованной литературы... PAGEREF _Toc9271103 h 35

ПРИЛОЖЕНИЯ.. h 36

Введение

            Мы считаем, что тема: «Формы бухгалтерского учета на предприятиях» была и остается актуальной и по сегодняшний день, осмелимся даже сказать, что выбор формы учета для предприятия является, может быть, одним из самых важнейших элементов ведения бухгалтерского учета в целом. Актуальность темы заключается в неспособности ответственного лица, порой, правильно выбрать форму учета для предприятия. При невладении достаточными знаниями о различных типах бухгалтерского учета можно легко допустить ошибку и выбрать для предприятия не совсем подходящую форму учета, ошибку, которая в дальнейшем не позволит экономическим отделам предприятия полностью прослеживать изменения цифровых данных, например таких важнейших, как: доходы и расходы предприятия; дебиторская и кредиторская задолженности на различных этапах становления и развития вообще. Более того, установив ту или иную форму учета на предприятии, необходимо полностью владеть информацией о выбранной форме учета, уметь использовать ее согласно всем нормам бухгалтерского учета, установленным Законодательством РФ (см. Закон Российской Федерации о Бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ) — это также учитывается, говоря об актуальности данной темы.

            Целью данной работы является изучение форм ведения бухгалтерского учета на предприятии и осознание необходимости ведения именно той или иной формы. Для осуществления поставленной цели возникают определенные задачи как:

·        детальное рассмотрение наиболее широко используемых форм бухгалтерского учета;

·        изучение конкретной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;

·        анализ реальных бухгалтерских документов и их соответствие правилам ведения выбранной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;

·        анализ изученного материала и соответствующие выводы.

Объектом исследования данной работы является журнально-ордерная форма бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» и другие широко используемые формы вообще. В качестве субъекта исследования выступает само предприятие ОАО «СтройПолимерКерамика».

            Замена «старого» Плана Счетов на «новый», который был утвержден приказом Министерства финансов РФ относительно недавно (от 31 октября 2000 г.), и различные нововведения в общую структуру бухгалтерского учета, невольно заставляют бухгалтера обращаться к учебным пособиям нового издания и искать, как и что конкретно изменилось в структуре форм учета на предприятии и изменилось ли вообще. В этой работе мы постараемся использовать самые свежие данные и на их основе полностью раскрыть выбранную тему.

I. Формы ведения бухгалтерского учета на предприятии

1.1. Понятие формы бухгалтерского учета

Начнем с того, что бухгалтерский учет выполняет информационную и конт­рольную функции. Он обеспечивает информацию о наличии и состоянии хозяйственных средств, необходимых для осу­ществления торговой, заготовительной, производственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации; о величине издержек обращения и производ­ства; о выполнении заданий по объекту товарооборота, производству продукции, услуг и работ. Контрольная функ­ция бухгалтерского учета проявляется в осуществлении предварительного и текущего контроля над эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов, над сохранностью кооперативной собственности. Таким образом, для ведения учета нужны определенные, закрепленные Законодательством, формы.

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видов учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а так же между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

1.2. Разновидность форм бухгалтерского учета

1.2.1. Общие положения

Одной из наиболее используемых форм ведения бухгалтерского учета на предприятии является журнально-ордерная форма. Ее характеристика: преимущества и недостатки изложены в главе II в разделе 2.2.1. данной работы. Помимо журнально-ордерной формы учета существует и ряд других, не менее известных и широко используемых на предприятиях. В чем преимущество той или иной формы бухгалтерского учета, и каковы их недостатки мы и попытаемся разобраться.

Ведение той или иной формы бухгалтерского учета закреплено Законодательством Российской Федерации. Основные пункты, непосредственно касающиеся выбора формы учета для предприятия и правила его ведения изложены ниже:

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях.

3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

-        рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-        формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-        порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-        правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-        порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

1.2.2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис. 1.

Первичные и сводные документы

Мемориальные ордера

Кассовая книга

Главная книга

Регистры аналитического учета

Регистрационный журнал

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Оборотная ведомость по аналитическим счетам

Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы

запись

Сверка записи

Рис. 1. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

                                             

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или свод­ных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые све­ряются между собой.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналити­ческих регистров, счетные машины, копировальный способ регистра­ции. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной ра­боты между квалифицированными и менее квалифицированными ра­ботниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

-        трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дуб­лированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регист­рационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

-        отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость ана­литического учета (он часто отстает от синтетического учета);

-        формы регистров аналитического учета зачастую не содержат по­казателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятель­ности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить вы­борку и группировку данных текущего учета. В настоящее время ме­мориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно неболь­ших организациях.

1.2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

В общем виде данной форме учета свойственна такая последователь­ность обработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — машинограммы выходной информации.

Один из вариантов автоматизированной формы бухгалтерского учета представлен на рис 2.

Хозяйственные операции

Устройства регистрации информации

Первичные документы

Устройства ручного переноса данных на машинные носители

База постоянных и переменных данных

Отчетные и справочные машинограммы и видеограммы

Рис. 2. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

запись

В настоящее время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ — компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на ма­шинных носителях информации (диске, дискете, барабане, перфоленте, маг­нитной ленте и др.).

Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечива­ет:

-        механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;

-        вы­сокую точность учетных данных; оперативность данных учета;

-        повы­шение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление боль­шей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности;

-        увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.

1.2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета

В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено ис­пользовать упрощенную форму учета, при которой можно использо­вать всего два вида учетных регистров — Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответ­ствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

Книга учета хозяйственных операций заполняется либо непосред­ственно по данным первичных документов, либо по итоговым дан­ным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных опера­ций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, ис­пользуются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в ос­новном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных опера­ций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета хозяйственных операций, а уже затем – в соответствующие ведомости. Например, операция о поступ­лении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчет­ный счет» Книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомос­тях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4).

Пример открытия счетов в Книге по данным начального баланса, отражения четырех операций по счетам Кни­ги, подсчета оборотов и конечных сальдо счетов по Книге представ­лен в табл. 1. Данные о начальных и конечных сальдо по счетам Кни­ги используются при составлении баланса.

Если в организации совершается значительное количество хозяй­ственных операций, то они могут записываться вначале по соответ­ствующим ведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета хозяйственных операций. Для правиль­ного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих гра­фах каждой ведомости в скобках указаны цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.

Можно использовать и кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета хозяйственных операций. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета хозяйствен­ных операций записывается общая сумма по разделу расхода ведомости, и затем она расшифровывается частными суммами по соответ­ствующим счетам Книги.

По окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводится конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сум­ма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каж­дому синтетическому счету используются для составления бухгалтер­ского баланса.

Состав регистров и порядок записи в них при упрощенной форме учета представлены на рис. 3.

В настоящее время организациям предоставлено право самим вы­бирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенство­вать учетные регистры и создавать программы регистрации и обра­ботки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации.

Первичные и сводные документы

Книга учета хозяйственных операций

Первичные и сводные документы

Ведомости (B-1 И-9)

Рис. 3. Упрощенная форма бухгалтерского учета «Журнал-Главная».

запись

№ пп.

Дата и № документа

Содержание операций

Сумма руб.

Счета бухгалтерского учета

01 «Основные средства»

10 «Материалы»

50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

85 «Уставный капитал»

90 « Краткосрочные кредиты банка»

60 «Расчеты с поставщиками»

70 «Расчтеы с персоналом по оплате труда»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

100000

50000

20000

1000

29000

60000

20000

10000

100000

03.01 № 1

10000

10000

10000

04.01 № 2

5000

5000

5000

04.01 № 3

20000

20000

20000

05.01 № 4

10000

10000

10000

Оборот

45000

20000

10000

10000

10000

5000

5000

20000

10000

Конечное сальдо

110000

50000

40000

1000

19000

60000

25000

25000

Таблица 1

КНИГА УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

                                                                                                                                                                                          

II. Ведение бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»

2.1. Краткая характеристика ОАО «СтройПолимерКерамика»

Открытое акционерное общество «СтройПолимерКерамика» расположено по адресу: 249200, п. Воротынск, ул. Заводская, Бабынинский район Калужской области.

Общество зарегистрировано 10.09.98г., свидетельство № 256.

Уставный капитал - 219334 руб., он разделен на 1804540 обыкновенных ак­ций номинальной стоимостью 10 коп., на привилегированные акции 38800 шт. номинальной стоимостью 10 коп.

Количество акционеров, зарегистрированных в реестре - 4648.

·        31% – акций общества закреплены за Госкомимуществом Российской Феде­рации;

·        20% – за акционерным обществом - холдинг «Спецстройматериалы»;

·        8,43 – за АООТ «Альфа-Капитал»;

·        15% – у коллектива ОАО «СПК» [1].

Реестродержатель - ЗАО «Специализированный регистратор - держатель реестра акционеров газовой промышленности Калужский филиал».

Годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СтройПолимерКерамика» составлен на основании проинвентаризованных статей баланса и проверки независимой аудиторской фирмой.

2.2. Описание формы бухгалтерского учета, принятой на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»

2.2.1. Характеристика журнально-ордерной формы учета

            В этом разделе нашей работы мы попытаемся наиболее подробно рассмотреть ведение журнально-ордерной формы учета, по причине, что, рассматриваемое нами, предприятие ОАО «СтройПолимерКерамика» использует именно такую форму бухгалтерского учета.

            Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета — это рациональная форма бухгалтерского учета, основанная на использовании накопительных регистров и шахматной схемы записи.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

·        применение для учета хозяйственных операций журналов-орде­ров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

·        совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналити­ческого учета;

·        объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

·        отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разре­зе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

·        сокращение количества записей благодаря рациональному пост­роению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц, на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоян­ный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму. Да­лее мы представляем форму журнала-ордера № 1 по счету 50 «Касса».

ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 1 ПО СЧЕТУ 50 «КАССА»

№ строки

Дата

С кредита счета 50 в дебет счетов

Итого

10

«Материалы»

26

«Общехозяйственные расходы»

51

«Расчетный

счет»

70

«Расчеты с персоналом

по оплате

труда»

И т.д.

1

20.01

10000

10000

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непо­средственно с первичных документов, либо со вспомогательных ве­домостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записы­вают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном жур­нале. Например, в журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» записыва­ются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Опе­рации, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Глав­ную книгу (тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам), а по некоторым счетам – предварительно во вспомогательных ведомостях, открываемых к журналам-ордерам.

Основными учетными регистрами являются журналы-ордера. Ведомости, производственно-финансовые отчеты, листки-расшифровки, разработочные таблицы – вспомога­тельные регистры. Как правило, они применяются при необеспечении аналитических показателей в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется в них.

 Месячные итоги каждого журнала-ор­дера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборо­тов каждого корреспондирующего с ним счета.

При книжно-журнальной форме учета аналитический учет оторван от синтетического. Обычно по большинству счетов оборотные ведомости по аналитическим счетам со­ставляют после составления Главной книги, а зачастую пос­ле составления отчетности. На практике это приводит к то­му, что отчетные данные (балансы) не всегда отражают дей­ствительное наличие хозяйственных средств организаций, предприятий.

При журнально-ордерной форме бухгалтерского учета отставания аналитического учета от синтетического не мо­жет быть. Это обусловлено тем, что в ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с ана­литическим, например, по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кре­дитам и займам», «Прибыли и убытки» и др., причем расположение данных аналитического учета обеспечивает получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок и группировок. Самостоя­тельный аналитический учет (в карточках или книгах) ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количество аналитических счетов, на­пример по учету материалов, основных средств, готовой продукции и др.

Ряд журналов-ордеров заменяют сводные группировочные книги по аналитическим счетам, на основе которых со­ставлялось два или три мемориальных ордера. Например, по данным книг К-2, К-3, К-4, К-5 при книжно-журнальной форме учета составлялось три мемориальных ордера по каж­дому субсчету 41 «Товары». Наличие четырех регистров по счету 41 «Товары», по содержанию мало, чем отличаю­щихся друг от друга, не упрощает учет, а, наоборот, услож­няет его, создает путаницу в их применении. Вместо ука­занных книг предусмотрен единый унифицированный жур­нал-ордер для всех субсчетов. Все отчеты о движении товаров и тары, товарно-денежные отчеты и др. в разрезе субсчетов накапливаются в едином регистре, в котором для отражения оптового, розничного, в т. ч. мелкого оптового оборота, а также оборота по продукции собственного производства, заготовительного оборота предусмотрены отдельные графы. На основе кредитовых оборотов по счету № 41 «Товары», отраженных в журнале-ордере № 7/1-ПК, осуществляются записи в Главную книгу.

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематичес­кая запись в журналах является одновременно и хронологической за­писью. Необходимость ведения специальных хронологических реги­стров при данной форме учета отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах общий итог по кредиту счета подсчитывают и записывают его в журнал непосред­ственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая свер­ка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в кото­рых аналитический учет ведется самостоятельно.

Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу следующей формы (см. также Приложение 4):

ГЛАВНАЯ КНИГА

ПРИ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ УЧЕТА

Счет «Касса» 50

Месяц

Обороты по дебету с кредита счетов

Оборот по кредиту

Сальдо

51 «Расчет­ный счет»

И т.д.

Итого по дебету

Дебет

Кредит

На 01.01.200_ г. Январь и т.д.

10000

10000

1000 1000

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу из соответству­ющего журнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам Журналы-орде­ра и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-орде­рах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетичес­кого счета, а в Главной книге — расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на нача­ло следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитыва­ют суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кре­дитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей. Общая схема записей при журнально-ордерной фор­ме учета представлена на рис. 4.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достига­ется за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналити­ческого учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ве­домостей по аналитическим счетам).

Первичные и сводные документы

Журналы-ордера

Главная книга

Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы

Кассовая книга

Накопительные и группировочные ведомости

Регистры аналитического учета

Оборотная ведомость по аналитическим счетам

запись

Сверка записи

Рис. 4. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Опыт применения журнально-ордерной формы учета в промышленности, агропромышленном комплексе, пред­приятиях Министерства торговли показал, что работники учета, которые систематически накапливают в регистрах данные первичных документов, разработали применительно к принципам этой формы график документооборота, доби­лись ритмичности в работе аппарата, сократили сроки пред­ставления отчетности, устранили отставание аналитического учета от синтетического, а также повысили достоверность учетных и отчетных показателей.

Одним из главных требований, предъявляемых к бухгал­терскому учету, вытекаемых из принципов журнально-ор­дерной формы учета, является своевременное поступление и обработка данных первичных документов работниками учета, что возможно при налаживании правильного докумен­тооборота. Если документы в бухгалтерию поступают не ритмично, то регистры составляются с опозданием, что сводит на нет контрольные функции этой формы счето­водства.

Необходимо составлять график документооборота с учетом того, чтобы все журналы-ордера, ведомости, листки-расшифровки велись систематически, начиная с первого чис­ла месяца.

Бухгалтерия организации, предприятия потребительской кооперации может состоять из ряда подразделений, отделов, подотделов или групп. Структура ее зависит от объема и содержания учетной работы. При журнально-ордерной фор­ме учета очень важно правильно распределить обязанности и нагрузку между счетными работниками, с учетом равно­мерной занятости их в течение месяца.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентиро­ванных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

2.2.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика», как и положено, применяется журнал-ордер № 6-ПК. Журнал-ордер № 6-ПК предназначен для ведения расчетных операций на месяц, квартал, полугодие, год. Если журнал-ордер № 6-ПК откры­вается на срок более месяца — пользуются вкладными листами. В случаях массового поступления товаров и других материальных ценностей от одного поставщика, счетов от подрядчиков за выполненные работы, ежедневные операции по отгруженным или поступившим от поставщика товарно-материальным ценностям, принятым от подрядчиков работ и услуг предварительно отражают в «Реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками», ф. № РТ-6-ПК Реестр открывают на месяц или полугодие, год, в котором расчетные операции регистрируют в хронологическом по­рядке. Записи в реестрах или непосредственно в журнале производят на основании товарно-транспортных накладных счетов-фактур и других расчетных документов, с обязательным подтверждением склада на получение от поставщиков товарно-материальных ценностей. Если счета-фактуры, то­варно-транспортные накладные предварительно записывались в реестрах (ф. № РТ-6-ПК), то после подсчета

итоговых сумм по каждому поставщику по кредиту и дебету счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Приложение 2) в корреспонденции с другими счетами переносят в журнал-ордер № 6-ПК, где на каждого поставщика (подрядчика) отводят одну строку.

Стоимость каждого вида материальных ценностей, работ и услуг, полученных, предприятием по опре­деленному документу, записывается в соответствующей гра­фе, в которой указывается дебет корреспондирующего счета. Материальные ценности, учитываемые в соответствии с от­раслевыми инструкциями по учетным (плановым, оптовым и т. п. ценам) и отклонениям от них, в журнале-ордере отра­жают отдельно в предусмотренных для этого графах. Напри­мер, строительные материалы, используемые для строительно-монтажных работ, в учете отражают по оптовым ценам пред­приятий государственной промышленности, а на отдельных аналитических счетах учитывают: отклонения между оптовы­ми ценами предприятий государственной промышленности и ценами предприятий местной промышленности, кооператив­ных предприятий; транспортные расходы, заготовительно-складские расходы. Отклонение от учетных цен (удорожа­ние +; удешевление –) отражают по каждому синтети­ческому счету, общая сумма акцептованной товарно-транс­портной накладной для отражения их по кредиту счета № 60 записывается в журнале-ордере № 6-ПК в графу «Итого по кредиту счета».

Стоимость недостачи товарно-материальных ценностей, обнаруженной при их приемке, а также суммы претензий по некомплектности, качеству и т. п., выявившихся после акцепта счетов-фактур, отражаются по дебету счета № 76.2 «Расчеты по претензиям».

Поступившие товарно-материальные ценности в отчетном месяце, на которые поставщики не предъявили счета-фактуры к оплате, считаются неотфактурованными поставками. В целях осуществления контроля за их оплатой отражают их в журнале-ордере № 6-ПК, реестре ф. РТ-6-ПК отдельно по каждой поставке, при этом вместо номера счета-фактуры в сроке того же наименования указывают букву «н» (не­отфактурованные).

При поступлении счетов-фактур на товарно-материаль­ные ценности, принятые в порядке неотфактурованных поставок, ранее записанную сумму условной стоимости этих ценностей сторнируют, а на основании полученных счетов-фактур производят записи в общем порядке. Записи по неотфактурованным поставкам могут осуществляться по мере поступления груза или в конце месяца.

Если часть груза осталась в пути, сумма, приходящаяся за этот груз, отражается в отдельной графе «За неприбывший груз» и на конец месяца определяют дебетовое сальдо по данному счету-фактуре.

Итого сумм по журналу-ордеру № 6-ПК за полученные товарно-материальные ценности, работы и услуги, сумм недостач и претензий и сумм за неприбывшую часть груза должно равняться сумме документов, предъявленных поставщиками и принятых предприятием к оплате, т.е. графе «Итого по кредиту счета».

Записи в журнал-ордер № 6-ПК, реестры ф. РТ-6-ПК осуществляют систематически по мере поступления товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, приходных накладных и других документов, отражающих поступление товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг поставщиками и подрядчиками.

Стоимость товаров, поступивших от поставщиков, отражают в журнале-ордере № 6-ПК по мере сдачи материально ответственными лицами и тщательной проверки бухгалтерией отчетов о движении товаров и тары ф. № 028.

Торговую скидку на поступившие товары, транспортно заготовительные расходы, обусловленные доставкой товаров, записывают в журнал-ордер на основании документов поставщиков Торговую скидку на поступившие товары указанную в счете-фактуре, отражают справочно в графе за графой «итого по кредиту» по счету № 42 «Торговая наценка». На основании итоговых данных этой графы составляют листок-расшифровку к журналу-ордеру № 8, в которой указывают «поступило от поставщика торговых скидок на сумму...», дебет счета № 41 «Товары», соответствующий субсчет, кредит счета № 42 «Торговая наценка». В журнале-ордере № 6-ПК в графе «Товары» отражают стоимость товаров по розничным ценам за вычетом торговых скидок, т е. по оптовым ценам.

В журнале-ордере № 6-ПК, производятся отметки об оплате или описании задолженности по каждому счету (если ведутся реестры, то в реестрах). Отметка об оплате производится на основании первичных документов банка по «Расчетному счету», по «Счету в банке по средствам на капитальные вложения», по «Прочим счетам в банках (аккредитивы)», по счету «Краткосрочные ссуды банка», но «Специальному ссудному счету», по счету «Долгосрочные кредиты банка» и др.

Отметки об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам отражают по каждому счету постав­ка (подрядчика) с указанием даты оплаты, номера документа и кредитуемого счета.

Для наиболее правильного ведения журнала-ордера № 6-ПК на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» придерживаются следующих особенностей:

1.      На счете № 60 в журнале-ордере № 6-ПК ведутся расчеты за все без исключения товары, материалы, работы и услуги.

2.      Отгруженные, но еще не поступившие на предприятие товарно-материальные ценности, также учитываются в этом реестре.

3.      Прежде чем записывать документы в журнал-ордер № 6-ПК, его проверяют арифметически и логически. При проверке товарно-материальные ценности должны быть расценены и по учетным ценам, принятым на предприятии. При проверке товаров обращается внимание на правильность предоставляемых скидок, накидок.

4.      В журнале-ордере записываются товарно-транспортные накладные по тем поставщикам, с которыми расчеты носят не массовый характер, а при расчетах, носящих массовый характер, записывают в реестр ф. РТ-6-ПК.

5.      Отметка об оплате поставщику в журнале-ордере или реестрах производится по той же строке, по которой записаны документы по приходу ценностей, независимо от времени их оплаты.

6.      После записи последних документов и отметок об оп­лате счетов в реестрах подсчитываются общие итоги за месяц по поступившим и оплаченным счетам, затем по каждому поставщику (подрядчику) выводят сальдо на конец месяца и итоговые данные по каждой графе переносятся в журнал-ордер № 6-ПК.

7.      В журнале-ордере по каждому документу, поставщи­ку, подрядчику сальдо определяют аналогично. После определения сальдо по каждому поставщику, подрядчику подсчитывают итоги по страницам, затем всего по журналу-ордеру № 6-ПК в разрезе корреспондирующих счетов.

8.      По каждому корреспондирующему счету подсчитанные итоги сверяют с соответствующими данными в других учет­ных реестрах.

После сверки записей в журнале-ордере № 6-ПК с запи­сями в других регистрах общий кредитовый оборот по счету № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в коррес­понденции с дебетуемыми счетами и сальдо по этому счету на данный месяц переносят в Главную книгу.

Ежемесячно на лицевой стороне журнала-ордера № 6 выводятся обобщенные сводно-контрольные данные о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками, которые необходимы для заполнения соответствующих статей ба­ланса (задолженность поставщикам по акцептованным рас­четным документам, срок оплаты которых не наступил, по не оплаченным в срок расчетным документам, неотфактуро­ванным поставкам и т. д.).

Нельзя не отметить то, что применение журнала-ордера № 6 -ПК и реестров ф. РТ-6-ПК упрощает учет, облегчает выверку расчетов, обеспечивает наглядность и достоверность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками не только на данном предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика», но и на других предприятиях, использующих журнально-ордерную форму учета. Применение журнала-ордера № 6 -ПК дает возможность не раз­носить документы в книгу К-15 и К-15а, не составлять ме­мориальные ордера, а, самое главное, иметь аналитичес­кие данные, не дожидаясь составления Главной книги, т. е. синтетические данные по счету № 60 получать на основании аналитических данных по этому счету.

Ведение аналитического и синтетического учета в единой системе записей способствует усилению контроля со стороны бухгалтеров за состоянием расчетов с поставщиками. Кро­ме того, обработка этих реестров заканчивается 3 – 6 числа, тогда как при книжно-журнальной форме счетоводства аналитический учет по счету № 60 в книге К-15, К-15а осуществляется, как правило, после составления Журнал-Главной книги, данные по состоянию расчетов получали к концу следующего за отчетным месяца, а в исключительных слу­чаях до 20 числа.

Общая схема учета хозяйственных операций, отражаемых на счете № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» при книжно-журнальной и журнально-ордерной форме учета, представлена на рис. 5 и 6.

В журнале-ордере № 6-ПК заготовительные организации и предприятия ведут учет расчетов за продукцию, закуплен­ную в счет государственного плана и в счет плана закупок по ценам согласно договоренности.

            Замечания (выявленные недостатки) и рекомендуемые изменения по ведению журнала-ордера № 6 на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» см. главу III.

Первичные документы по поступлению товаров, материальных ценностей, выполненным работам, оказанным услугам

Отчеты о движении товаров, материальных ценностей

Журнал К-7

Журналы К-2, К-3, К-4, К-5, К-8

Мемориальные ордера

(по данным каждого журнала)

Мемориальный

ордер

Главная книга

Аналитический учет

(составление книг К-15 и К-15а)

Рис. 5. Схема учета расчетов с поставщиками и подрядчиками при книжно-журнальной форме учета.

Первичные документы по поступлению товаров, материальных ценностей, выполненным работам, оказанным услугам

Отчеты о движении товаров, материальных ценностей

Журнал-ордер № 6-ПК, реестры № РТ-6 ПК

(аналитический учет)

Главная книга

Рис. 6. Схема учета расчетов с поставщиками и подрядчиками при журнально-ордерной форме учета.

2.2.3. Составление Главной книги

Прежде чем производить записи в Главную книгу, осуществляют взаимную сверку учетных регистров, устраняют ошибки и неувязки. Так же производят сверку всех учет­ных регистров. Взаимосвязь учетных регистров представле­на в Инструкции по применению журнально-ордерной фор­мы учета на предприятии.

Исправление ошибок в регистрах, обнаруженных до под­ведения итогов, осуществляется корректурным способом (за­черкивается неправильная сумма и подписывается правиль­ная). Исправления оговариваются. Ошибки, обнаруженные после подведения итогов регистров до записи их в Глав­ную книгу, исправляются также корректурным способом.

Обнаруженные ошибки после записи в Главную книгу журналов-ордеров оформляются специально составленной бухгалтерской справкой, данные которой записывают в соот­ветствующий регистр следующего месяца.

После исправления возможных ошибок в журналах-орде­рах приступают к составлению Главной книги.

Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, проверки правильности произведенных за­писей по балансовым счетам и для составления отчетного баланса.

Главная книга открывается на весь год. В нашем примере Главная книга составлена за 2000 год (см. Приложение 4). На каждый счет отводится отдельный лист. Главная книга составляется следующим образом. В начале года или на момент перехо­да на журнально-ордерную форму учета переносится саль­до каждого счета на начало отчетного периода. Записи обо­ротов по счетам Главной книги производятся ежемесячно на основании журналов-ордеров, начиная с № 1-ПК, обороты по кредиту счетов — общей суммой и обороты по дебету Корреспонденции с кредитуемыми счетами — отдельными суммами из каждого журнала-ордера.

Например, по журналу-ордеру № 1-ПК произведены сле­дующие записи: с кредита счета № 50 в дебет счетов № 51—Данные журнала-ордера № 1-ПК записываются в Глав­ную книгу по счету № 50 «Касса» в графу «Обороты по кре­диту» — сумму кредитовых оборотов, дебетовые обороты записывают по сче­ту № 51 «Расчетный счет» в отдельную графу дебетовых оборотов с указанием корреспонденции с кредита счета № 50 и журнала-ордера № 1-ПК, аналогично записываются дебетовые обороты по другим счетам.

Записи данных журналов-ордеров в Главную книгу сле­дует начинать с кредитового оборота, т. е. сначала перено­сится итог кредитовых оборотов журнала-ордера в графу «Оборот по кредиту» в Главной книге. Эти итоги отклады­ваются в отчетно-вычислительной машине или счетах и по мере записи отдельных сумм в дебет соответствующих сче­тов, корреспондирующих с кредитом счета, отраженного в журнале-ордере, постепенно их снимают. Это позволяет контролировать правильность записей по счетам в Главную книгу, так как сумма, отраженная по кредиту одного счета, обязательно должна соответствовать суммам, отраженным по дебету соответствующих счетов.

После окончания записей в Главной книге подсчитывают итоги по дебету каждого балансового счета. Обороты по де­бету сверяются с оборотами по кредиту, т. е. сумма дебето­вых оборотов по счетам должна равняться суммам кредито­вых оборотов. В случае несоответствия оборотов подсчиты­вают кредитовые обороты по всем журналам-ордерам и если они совпадают с суммой оборотов по кредиту счетов, отраженных в Главной книге, значит, ошибка допущена при осуществлении записей по дебету счетов.

После сверки оборотов по дебету и кредиту счетов выво­дится сальдо на конец месяца.

Полученные в Главной книге обороты по дебету и кре­диту счетов, а также выведенные по этим счетам сальдо представляют собой оборотный баланс.

Замечания (выявленные недостатки) и рекомендуемые изменения по ведению Главной книги на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» см. главу III.

III. Анализ формы бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика»

            С начала 2002 года предприятие перешло на новый План счетов (от 31 октября 2000 г.). Весь персонал бухгалтерского отдела предварительно был осведомлен и подготовлен к данному нововведению: проводились семинары, где рассматривались особенности нового Плана счетов, его использования на практике; на каждый отдел бухгалтерии выдавалось специальное учебное пособие по ведению бухгалтерского учета, используя новый План счетов, для самостоятельного и дополнительного изучения. Ответственность бухгалтера очевидна и поэтому все эти меры предприняты для максимального сведения возможных ошибок к нулю, возникающих из-за полного или частичного отсутствия необходимых знаний бухгалтерами по ведению учета, учитывая новый План счетов.

            В целом, по имеющимся данным (см. Приложения), можно сказать, что на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» учет ведется по всем нормам и правилам (см. главу I раздел 1.2.1.). Принятая предприятием учетная политика применяется, как и положено, последовательно из года в год и так же соблюдаются все нормы (Приложение 1).

            Рассмотрим журнал-ордер № 6-ПК по кредиту счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (см. Приложение 2). Расчетные операции ведутся за отчетный период, равный одному месяцу, в данном случае за март 2002 года. Как видим, учет ведется, применяя компьютерную технику, что уже говорит о некотором наличии автоматизированной формы бухгалтерского учета (см. главу I раздел 1.2.3.). В левой части, как и положено, указывается номер строки и в следующей графе – наименование организации. К сожалению, графы не пронумерованы – мы считаем, что это небольшой недостаток, хотя на работу это особо не влияет. В журнале присутствуют графы с указанием сальдо на начало месяца и на конец месяца соответственно.

            Данный журнал имеет некоторую особенность, а именно каждая строка визуально разделена на три подстроки. Как видим, в каждой графе присутствует по три счета, по которым и разносятся денежные средства. Сделано это для экономии места и для возможности оперативно работать по каждой организации. Мы считаем, что эту идею нельзя назвать универсальной, не внеся в нее некоторых, по нашему мнению, несколько важных изменений.

            Можно сказать, что никаких нововведений делать нет необходимости т.к. все разборчиво и понятно, но если денежные средства появятся на большем количестве счетов, чем мы имеем в данном случае, то тогда можно сказать, что бухгалтер, работающий целый день с цифровыми данными, легко может упустить какие-нибудь цифровые значения из-за невидимых разделений (т.н. визуальных границ). Людям, работающим с цифрами на протяжении длительного времени, по мнению психологов, необходимо работать с данными, которые четко разграничены друг с другом, таким образом, работа не будет сильно влиять на утомляемость бухгалтера в отрицательную сторону, и мы абсолютно согласны с данным высказыванием.

            Мы предлагаем следующие изменения, используя основную идею разнесения денежных средств по нескольким счетам в одной графе и строке:

1)     разграничивать подстроки линиями, которые тоньше основных границ (Таблица 2);

2)     плюс можно добавить еще одну строку в каждую графу и оттенять каждую подстроку через одну определенным оттенком соответственно каждому счету, указанному в верхней строке (Таблица 3);

3)     пронумеровывать каждую графу (см. Таблицы 2 и 3).

Таблица 2

Журнал-ордер № 6-ПК по кредиту счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

За период с 01.03.02 по 31.03.02

Название организации

10.1

10.4

07

08.3

23

16

51

10.2

10.5

10.9

08.4

25

97

76.3

10.3

10.8

10.4

08.5

26

41

99

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

1

Ко-Макс

1003,43

232,33

2333,43

2323,44

33

44,55

0,01

55,44

44

6665

34

3242

2

ЭнергоСбыт

333

656

345

23423

34,66

4545

3453,5

665

453,2

3

ОАО Спецстрой

456

345

34534

345

34534

345

345

345

3423

456

565

6767,44

343,5

45343

3343

34

44

0,6

545

ИТОГО

 =SUM(ABOVE) 4878

4076

5455

565

354543

345345

3444

 =SUM(ABOVE) 50610

0,01

4335

4545

6444

32

44

44

4555

4443

2222

Журнал-ордер № 6-ПК по кредиту счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

За период с 01.03.02 по 31.03.02[2]

Название организации

10.1

10.4

07

08.3

23

16

51

10.2

10.5

10.9

08.4

25

97

76.3

10.3

10.8

10.4

08.5

26

41

99

90.1

50

51

55

11

62.2

45

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

1

Ко-Макс

1003,43

232,33

2333,43

2323,44

33

44,55

0,01

55,44

44

67

45

3453

345

6665

34

3242

2

ЭнергоСбыт

333

656

345

23423

34,66

4545

3453,5

665

453,2

4334

234

43

234

234

34234

2342

3

ОАО Спецстрой

5645

45645

234

456

4352,23

45645

456

56,7

23,234

345

3423

456

565

6767,44

343,5

45343

3343

34

563

65

676

44

0,6

545

ИТОГО

 =SUM(ABOVE) 4878

4076

5455

565

354543

345345

3444

 =SUM(ABOVE) 50610

0,01

4335

4545

6444

32

96

765

865

875

543

44

44

4555

4443

2222

Таблица 3

На первый взгляд может показаться, что такие изменения ни к чему, а только доставят лишний хлопоты при оттенке подстрок и т.п., но нужно сделать это лишь единожды, используя программное обеспечение, а за оператором-бухгалтером останется лишь внесение данных. По нашему мнению, использование данных методов (см. табл. 2 и 3) несколько облегчают работу особенно с психологической стороны. Данные методы ускоряют процесс заполнения, подсчета и анализа, что, естественно, отражается на общей работе бухгалтерии в целом.

При изучении Главной книги ошибки обнаружены не были, помимо явных исправлений в виде затираний (Приложение 4, Страница 2 – графа «Оборот по кредиту», «Дебет» и др.). В целом Главная книга составлена правильно, учитывая все правила. Нами отмечена неаккуратность при заполнении данных в Главную книгу: копейки заносились в отведенные графы небрежно, но это можно объяснить большими значениями цифровых данных, которые не умещались в специально отведенные графы (см. Приложение 4, Страница 2 и др.); видны явные исправления, как уже было сказано выше, затирания цифровых данных (см. Приложение 4, Страница 2 – графа «Оборот по кредиту», «Дебет» и др.).

Бухгалтерам необходимо подходить к заполнению Главной книги с большей ответственностью для избежания подобных погрешностей в дальнейшем.

О правильности составления бухгалтерской отчетности и ее достоверности подтверждают нижеследующие факты:

АКТ

Комплексной документальной ревизии финансово-

хозяйственной деятельности

ОАО «СтройПолимерКерамика» за 2000 г.

6 апреля 2001 г.

П. Воротынск

Ревизионная комиссия в составе:

Председатель  – Кудрявцева Н.И.

Членов        – Марушина Н.П., Васильева О.Л., Кондрашова З.Л.

провела документальную ревизию финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СПК» за 2000 год.

Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность за ревизионный период являлись:

Мамбетшаев С.В.    – генеральный директор ОАО «СПК»;

Гагарина Н.Ю. – главный бухгалтер.

<…>

I. Ревизия бухгалтерской отчетности ОАО «СПК»

При проверке документации было установлено, что годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СПК» за 2000 год составлен на основании проинвентаризованных статей баланса, так же было установлено, что вид деятельности предприятия соответствует его уставу и вся отчетность составлена на бланках утвержденной типовой формы. Заполнены все реквизиты и не имеют подчисток и неоговоренных исправлений. Все бухгалтерские проводки подтверждены первичными документами, сопоставлены и взаимоувязаны в различных формах бухгалтерской отчетности.

Данные статьи баланса на начало периода соответствуют оборотам и остаткам по счетам Главной книги, на конец отчетного года. <…>

Н.И. Кудрявцева

З.Л. Кондрашова

Председатель рев. комиссии  [подпись]

Секретарь                    [подпись]

            Применение компьютерных технологий в ведении бухгалтерского учета из года в год приобретает силу и начинает широко использоваться на многих предприятиях РФ. Компьютеризация не может не затронуть такое крупномасштабное предприятие, как ОАО «СтройПолимерКерамика». На данном предприятии успешно проходит внедрение компьютерных технологий и освоение такого широко-известного программного обеспечения, как «1С-Бухгалтерия» и «1С-Предприятие». Такие нововведения помогают избавиться от огромного количества рутиной работы, позволив ЭВМ рассчитывать, сверять и анализировать данные. К тому же, это экономит массу времени.

Заключение

Результаты нашего исследования в данной работе показывают необходимость рационального подхода к выбору формы бухгалтерского учета на предприятии и важность соблюдения всех норм ведения учета и соблюдение устава.

На примере, рассматриваемого нами, предприятия и проделанных исследований можно сказать следующее: мы считаем, что директору предприятия ОАО «СПК» следует акцентировать свое внимание на использовании ЭВМ при ведении бухгалтерии и стремиться перевести предприятие с журнально-ордерной формы учета на автоматизированную, т.к. преимущества последней очевидны (см. главу I раздел 1.2.3.). Но для осуществления цели по внедрению компьютерных технологий и максимального замещения ими основной ручной работы бухгалтеров возникают определенные задачи, например, такие как:

1)     выделение денежных средств на закупку компьютерной техники и программного обеспечения;

2)     выделение квалифицированного персонала для настройки и отладки перечисленного в пункте 1;

3)     убеждение кадров в очевидном преимуществе замены прежней формы бухгалтерского учета на новую, путем, возможно, проведения специальных семинаров, прибегая к помощи квалифицированных специалистов и, если необходимо, к помощи психолога;

4)     обучение персонала работе с программным обеспечением.

Осуществление вышеперечисленных задач и, соответственно, достижение поставленной цели позволит предприятию ускорить темп учета денежных средств, кроме того, освободит значительную часть бухгалтерского персонала и даст предприятию т.н. «дополнительные свободные руки», что, естественно, пойдет только на пользу организации. Ведь, применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.

Но не всегда использование компьютерных технологий на предприятиях является наилучшим решением, например, для чего организации, с небольшой численностью человек делать расходы на закупку ЭВМ и программного обеспечения, если выгоднее использовать упрощенную форму бухгалтерского учета (см. главу I раздел 1.2.4.).

Целесообразно ли использовать компьютерные технологии на предприятии с численностью рабочих выше 2500 человек и более чем восьмью отделами бухгалтерского учета, как на предприятии ОАО «СПК», ответ однозначный – да, и, проделанные нами исследования, тому подтверждение.

Список использованной литературы

1)     Закон Российской Федерации о Бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 N 123-ФЗ);

2)     План счетов (от 31 октября 2000 г.). Утвержден приказом Министерства финансов РФ.

3)     Приложение 2 к письму Минфина РФ от 24 июля 1992 г. № 59. Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы.

4)     Абашина А.М., Маловский А.А., Симонова М.Н. и др. Бухгалтерский учет на производстве. – 24 изд., перераб. – М.: Филинъ, 1998.

5)     Апсофф И. Стратегическое управление. – М.: «Экономика», 2001.

6)     Денисов А.Ю., Макальская М.Л. Самоучитель по бухгалтерскому учету: Учебное пособие. Издание 8-е, дополненное и переработанное. – М.: Издательство «ДИС», 1998. – 432 с.

7)     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).

8)     Методическое (практическое) пособие по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета в организациях и предприятиях потребительской кооперации. – В.: Менеджер, 1991. – 328 с.

9)     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

10) Акт комплексной документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СтройПолимерКерамика» за 2000 г.

11) Пояснительная записка к годовому отчету о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СтройПолимерКерамика» за 2000 г.

12)ПРИЛОЖЕНИЯ


[1] «СПК» – сокращение от «СтройПолимерКерамика».

[2] Все данные, использованные в Таблицах 2 и 3 - вымышленные и не имеют к предприятию ОАО «СПК» никакого отношения.