Формы государства в конкретной стране. Индия
3Колледж управления и права
2Р Е Ф Е Р А Т
2по теории государства и права
2на тему:
2ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В КОНКРЕТНОЙ СТРАНЕ. ИНДИЯ
2Студентки II курса
2323-К группы
2КАЧУЛИНОЙ И.А.
2Преподаватель
2СУНДЕЕВА Е.Н.
2Москва - 1996 г.
- 2 -
2П Л А Н
I. Конкретная характеристика формы государства
I.1. Политический режим
I.2. Форма государственного устройства
I.3. Форма правления
II. Форма государства конкретно для страны Индия
III. Мое представление об идеальном государстве
- 3 -
2I. КОНКРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
3Форма государства 0 - это организация государственной власти
в стране, выраженная в форме правления и форме государственного
устройства.
2I.I. Политический режим
3Политический режим 0 - содержание власти, выраженное в средс-
твах и способах властвования, в ее характере - демократическом
или недемократическом.
Понятие 3"политический режим" 0 охватывает не только государс-
тво, но и все общество. В соответствии с этим различаются: де-
мократическое общество и недемократическое общество с автори-
тарным политическим режимом. Крайнее проявление авторитарного
режима - тоталитарная власть.
3Демократическое государство 0 - государство, в котором власт-
ные органы имеют мандат народа. Центральное место в них занима-
ют органы, непосредственно избираемые народом, то есть парла-
мент и глава государства, объем и пределы власти каждого органа
определяются законом. В обществе утверждается верховенство пра-
ва и независимое правосудие, а все граждане имеют защищенные
судом неотъемлемые права и свободы.
3Авторитарное государство 0 - государство, в котором государс-
твенная власть, не имеющая мандата народа, хотя и определяется
законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом лиц
и властвующих органов путем прямого использования управленчес-
кого административного аппарата, вооруженных сил и карательных
учреждений. Право и права человека не имеют независимого стату-
- 4 -
са и верховенства в обществе, их функции ограничиваются требо-
ванием соблюдения действующих законов.
3Тоталитарное государство 0 - государство, в котором админист-
ративное управление строится на началах всевластия, оно не оп-
ределяется законом. Из жизни общества исключается независимое
правосудие и права человека, все общество попадает под тотали-
тарный контроль управленческого административного аппарата, во-
оруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспре-
пятственное подавление личности.
2I.2. Форма государственного устройства
3Форма государственного устройства 0 - это структура государс-
тва, соотношение государства как целого и частей государства,
структура государственности.
Существуют три основные формы государственного устройства:
унитарное государство, федерация и конфедерация.
3Унитарное государство 0 - это цельное государство, части ко-
торого являются только административно-территориальными подраз-
делениями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих под-
разделений нет своего законодательства и особой судебной систе-
мы, а органы административного управления подчинены "центру".
3Федерация 0 - это союзное государство, части которого облада-
ют государственностью, осуществляемой при целостности государс-
тва и, следовательно, при наличии суверенитета у федеративного
государства в целом. Субъекты федерации имеют свое законода-
тельство, особую судебную систему и самостоятельные органы уп-
равления. Но субъекты федерации не имеют права на одностороннее
решение о выходе из союзного государства. На территории субъек-
- 5 -
тов федерации действуют федеральные государственные институты,
обеспечивающие функционирование федеративного государства как
единого целого.
3Конфедерация 0 - это союз государств, каждое из которых обла-
дает государственным суверенитетом. Но этот союз не международ-
но-правовой, а государственный, где объединяется и совместно
осуществляется ряд направлений суверенной государственной дея-
тельности: оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело,
денежно-кредитная система, совместная разработка определенных
полезных ископаемых, управление транспортом и т.д. При конфеде-
рации центр тяжести государственного суверенитета находится в
самих государствах, объединяющихся в конфедерацию; конфедера-
тивный союз имеет характер "вторичной" государственности.
Конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный ха-
рактер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.
2I.3. Форма правления
3Форма государственного правления 0 - это организация высшей
власти в государстве.
Основные формы правления - монархия и республика.
3Монархия 0 - форма правления, в соответствии с которой высшая
власть в государстве объединяет функции главы государства и во
многом функции других властей - законодательной и исполнитель-
ной - и которая принадлежит одному лицу - монарху - представи-
телю правящей династии, обретающему власть в порядке наследова-
ния.
Существует два типа монархий:
- 3 абсолютные монархии 0, в которых монарх в своей высшей
- 6 -
власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законо-
дательство, руководит правительством, контролирует правосудие,
местное самоуправление;
- 3конституционные монархии 0, в которых власть монарха огра-
ничена законом, прежде всего конституцией, сосредотачивается на
функциях главы государства; законодательство осуществляется вы-
борным органом - парламентом; под контролем главы государства и
парламента создается ответственное правительство; формируется
независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
3Республика 0 - форма правлевния, в соответствии с которой
высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - пар-
ламенту, Президенту; они осуществляют контроль над правительст-
вом; существуют независимое правосудие и муниципальное самоуп-
равление.
Республики бывают парламентскими и президентскими в зависи-
мости от того, какой из органов высшей власти формирует прави-
тельство и осуществляет прямое руководством им и, следователь-
но, перед кем правительство непосредственно несет ответствен-
ность.
Парламентская - такая республика, парламент которой прямо,
преимущественно из своего состава фракций, формирует правитель-
ство (однопартийное, коалиционное), и оно несет перед парламен-
том ответственность за свою деятельность.
Президентская - такая республика, Президент которой непос-
редственно при известном парламентском контроле формирует пра-
вительство, и оно несет перед Президентом ответственность за
свою деятельность.
- 7 -
Существуют смешанные формы республиканского правления -
парламентско-президентские, или президентско-парламентские,
когда парламент и Президент в той или иной пропорции делят свой
контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Кроме того, существует тенденция придавать большую самостоя-
тельность и собственную ответственность правительству, глава
которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс-
ших должностных лиц страны.
- 8 -
2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ
2II.1. Политический режим
Индия - демократическое государство. Среди властных органов
центральное место занимают парламенты и Президент.
Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) избираются на-
селением прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет.
Большая часть членов Совета Штатов (Раджью сабха) избирает-
ся выборными членами законодательных органов штатов по системе
пропорционального представительства сроком на 6 лет.
Президент Индии является главой государства и главнокоман-
дующим вооруженными силами. Он избирается коллегией выборщиков,
составленной из членов парламента и законодательных органов
штатов.
Конституция Индии вступила в силу 26 января 1950 года. Она
провозглашает основные права всем гражданам независимо от их
расовой и религиозной принадлежности, убеждений и пола. Про-
возглашаются также свобода слова и совести, собраний и органи-
заций, передвижения, приобретения собственности и выбора заня-
тия или профессии.
2I.2. Форма государственного устройства
Индия - федерация в составе Содружества, возглавляемого Ве-
ликобританией. Индия является союзом штатов, в который входят
25 штатов и 7 управляемых централизованно союзных территорий.
Каждый штат имеет свое законодательное собрание, а некото-
рые - вторую палату. Руководители штатов называются губернато-
рами. Они назначаются президентом и обычно имеют те же полномо-
- 9 -
чия в своих штатах, какие президент имеет в центральном прави-
тельстве.
Как и в центральном правительстве, в каждом штате существу-
ет кабинет, возглавляемый главным министром, который несет от-
ветственность перед выборным законодательным органом штата.
2II.Форма правления
Индия - республика. Высшая власть в Индии принадлежит пар-
ламенту и Президенту. судебные органы не зависят от исполни-
тельной власти. Верховный суд является высшей судебной инстан-
цией, стоящей во главе единой и общей для всей страны системы.
В стране существует муниципальное самоуправление.
Индия - президентско-парламентская республика. Президент
назначает премьер-министром деятеля, пользующегося в Лок сабха
поддержкой большинства, а затем по его рекомендации назначает
других министров.Премьер-министр занимает свой пост до тех пор,
пока он пользуется поддержкой большинства в парламенте.
- 10 -
2III. МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Представление об идеальном государстве не может быть посто-
янным. С течением времени, развитием общества представление об
идеальном государстве также развивается, идеальное государство
в представлении человека становится все совершеннее по мере со-
вершенствования общества, в котором живет человек.
В настоящее время идеальным государством, безусловно, явля-
ется демократическое государство.
Демократическое государство - это прежде всего государство
правовое, так как в нем все подразделения власти должны быть
подчинены закону, а также правосудие в таком государстве должно
быть независимым и сильным.
Само по себе демократическое государство предусмотрено как
государство, в управлении которого принимает участие народ. Для
такого государства характерен мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования правительственных орга-
нов, выполняющих законодательные и контрольные функции.
Идеальное государство не есть только власть, основанная на
аппарате принуждения, организованность в стране должна обеспе-
чиваться на основе экономических и духовных факторов, благодаря
чему должно осуществляться народовластие, экономическая свобода
и главное достояние цивилизации - свобода автономной личности.
- 11 -
2СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. М., Юри-
дическая литература, 1994.
Индия: ежегодник. М., Главная редакция восточной литерату-
ры, 1987.
Митрохин Л.В. Индия, вступая в XXI век. М., Издательство
политической литературы, 1987.
- 12 -