Формы и органы адвокатских образований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоохранительные органы»

по теме: «Формы и органы адвокатского образования»

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формы адвокатского образования

Глава 2. Органы адвокатского самоуправления

Заключение

Список литературы

Введение

Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом. Именно в этом и состоит актуальность данной работы.

Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.

Цель данной работы – исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть современную организацию структуры адвокатуры Российской Федерации;

изучить органы самоуправления адвокатуры;

в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию, обозначить современную проблематику адвокатуры, предложить варианты решения накопившихся проблем, а также осветить дальнейшие тенденции развития адвокатуры в РФ.

Глава 1. Формы адвокатского образования

Организационно-правовые основы деятельности адвокатов в настоящее время устанавливает Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Закон предоставляет адвокатам возможность выбора между различными организационными формами деятельности, освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы её деятельности в условиях серьёзных социальных перемен в жизни общества.

Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства.

Услуги, оказываемые адвокатурой, носят особый характер – они относятся к сфере защиты права. В этом смысле адвокатура является в широком смысле слова правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды[1]. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права.

Адвокатура – некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда.

Адвокатура – не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти. Адвокаты – не чиновники, а люди «свободной профессии». Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная защита прав и интересов граждан, полемика с государственным обвинением, выявление ошибок следствия и суда.

Общая задача адвокатуры – оказание юридической помощи – конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся[2]:

консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

участие в качестве представителей в Конституционном Суде Российской Федерации;

защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

участие в качестве представителя доверителя в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;

представительство в судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах;

участие в качестве представителя в исполнительном производстве при исполнении уголовного наказания и в налоговых правоотношениях;

иная не запрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом – не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат – не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы «помощником суда». Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокат вправе выбрать только одну из этих форм организации адвокатуры. Об избранной форме адвокатского образования адвокат обязан уведомить Совет палаты, а тот – региональный орган Минюста.

Адвокатский кабинет создает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Ему могут оказывать содействие помощники и технические сотрудники, не имеющие адвокатских полномочий. Адвокат осуществляет свою деятельность, не объединяясь организационно с другими адвокатами на постоянной основе. Однако это не исключает возможности временного объединения усилий с другими адвокатами при оказании юридической помощи по сложным уголовным или гражданским делам, для подготовки сложных и больших по объему сделок.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений права адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность в рамках адвокатского кабинета.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом, что не снимает с адвоката обязанности встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Отношения адвоката с клиентом регулируются соглашением об оказании юридической помощи, которое является договором поручения либо договором о возмездном оказании услуг.

Соглашение адвоката с клиентом должно быть зарегистрировано в документации адвокатского кабинета. Нормативных актов о формах учета соглашений в адвокатских кабинетах в настоящее время нет. Законодательство не содержит прямых указаний о полномочиях органов юстиции либо органов адвокатского самоуправления издавать обязательные указания по этому вопросу.

Полномочия адвоката по представлению интересов своего доверителя в случаях, предусмотренных федеральным законом, подтверждаются ордером.

Об учреждении кабинета адвокат уведомляет Совет адвокатской палаты, сообщая при этом сведения о себе, месте нахождения кабинета, способа осуществления телефонной, телеграфной связи между кабинетом и советом палаты. Кабинет не является юридическим лицом, но учредитель кабинета вправе открывать счета в банках, иметь печать, штампы и бланки. Соглашение об оказании юридической помощи заключается между адвокатом – учредителем кабинета и доверителем. Адвокат вправе иметь кабинет в собственных и арендуемых жилых помещениях (с согласия наймодателя).

Коллегия адвокатов лишь по названию похожа на существовавшие до сих пор коллегии. Коллегия адвокатов состоит из двух или большего количества адвокатов любой численности. Коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и учредительского договора.

Коллегии адвокатов – некоммерческие организации, на которые распространяется действие норм гражданского законодательства о некоммерческих организациях, если нормы не противоречат положениям закона об адвокатуре.

Ныне действующие коллегии адвокатов как одна из форм адвокатских образований создаются в результате свободного волеизъявления учредивших их адвокатов, а не органами исполнительной власти субъекта РФ с согласия Министерства юстиции, как в прошлом. Прежние коллегии адвокатов были основаны на обязательном членстве, которое обеспечивалось невозможностью осуществления адвокатской деятельности юристами, не входившими в коллегию. Нынешние коллегии адвокатов создаются юристами, уже получившими адвокатский статус, а значит, и возможность заниматься адвокатской деятельностью как единолично, учредив адвокатский кабинет, так и в составе адвокатского бюро.

 Коллегия может быть образована не мене чем двумя адвокатами. Прекращение по любым основаниям (прекращение статуса адвоката, добровольный выход из коллегии и т. п.) членства в коллегии одного из них означает фактическое прекращение существования коллегии, ибо один адвокат образовывать коллегию не может.

Коллегия состоит из учредителей и членов. В учредительском договоре учредители определяют условия передачи коллегии своего имущества, которое после передачи становится собственностью коллегии; порядок участия в деятельности коллегии учредителей и членов; условия приема в коллегию новых членов; права учредителей и членов; условия выхода из коллегии учредителей и членов.

При выходе из коллегии учредитель имеет право на выделение определенной доли собственности.

Коллегия имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы, бланки. Коллегия вправе иметь свои филиалы, в том числе на территориях других субъектов Федерации и иностранных государств, если это предусмотрено законодательством этих государств (п. 10 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).

Коллегия является представителем состоящих в ней адвокатов по их расчетам с доверителями. Соглашения об оказании юридической помощи заключаются между адвокатом и клиентом, однако они регистрируются в документации коллегии. Таким образом, коллегия осведомлена о суммах получаемых адвокатом гонораров. Коллегия не может быть преобразована в коммерческую организацию.

Как и при создании адвокатского кабинета, учредители коллегии адвокатов направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются место нахождения коллегии адвокатов; порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов; сведения об учредителях. К уведомлению прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Однако, в отличие от адвокатского кабинета, коллегия адвокатов –юридическое лицо, и в этом качестве она должна быть поставлена на учет в органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц.

Коллегии адвокатов могут быть образованы также путем реорганизации адвокатских бюро. Реорганизация адвокатского бюро в коллегию адвокатов считается завершенной с момента государственной регистрации коллегии, а адвокатское бюро, с этого момента – прекратившим свою деятельность. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро. Согласно действующему законодательству коллегии адвокатов, существовавшие ранее, сохранились, однако значительно изменились их функции. Коллегии адвокатов, прежде всего, утратили право присвоения и лишения адвокатского статуса.

Коллегии адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранных государств.

Филиал коллегии адвокатов не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшей его коллегии адвокатов и действует на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей его коллегии. Руководители филиала назначаются уполномоченным в соответствии с уставом коллегии ее руководящим органом и действуют на основании доверенности, выданной назначившим их органом.

Филиалы могут быть созданы как на территории того субъекта РФ, где действует коллегия, так и на территории других субъектов РФ. Действовавшие ранее юридические консультации можно было преобразовать в филиалы соответствующих коллегий адвокатов. Консультации коллегий адвокатов в субъектах РФ создавались, как правило, для того, чтобы оказать сопротивление попыткам незаконного давления на адвокатов со стороны местных органов власти.

Как и по ранее действовавшему законодательству об адвокатуре, адвокаты обязаны соблюдать требования устава коллегии; все соглашения адвоката с клиентом должны быть зарегистрированы в документации коллегии.

Адвокатское бюро составляют два или большее число адвокатов. В отличие от коллегии их объединяет партнерство. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, установленные для коллегий адвокатов, если иное не предусмотрено нормами об адвокатском бюро. Адвокаты, учредившие бюро, заключают партнерский договор в простой письменной форме, в котором указываются: срок действия договора; порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию, и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро. Управляющий партнер ведет общие дела адвокатского бюро, заключает соглашения об оказании юридической помощи клиентам, за исключением случаев, когда такие соглашения заключает другой партнер по доверенности, выданной ему всеми остальными партнерами. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

Партнерский договор может быть расторгнут или один либо некоторые партнеры могут выйти из этого договора. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам.

При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.

После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи. В остальном порядок деятельности адвокатского бюро определяется правилами, установленными в отношении адвокатских коллегий.

Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа власти соответствующего субъекта Федерации в случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Число мировых судей в расчет не принимается. Судебные районы пока не созданы, поэтому необходимо ориентироваться на административно-территориальное деление страны.

Юридические консультации в основном рассчитаны на оказание юридической помощи по назначению дознавателя, следователя, прокурора, суда, а также на оказание некоторых других услуг (жалобы, заявления, бесплатная правовая помощь некоторым категориям граждан и т. д.).

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время существуют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов, их чести и достоинства, совершенствование деятельности адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в государственных органах.

 

Глава 2. Органы адвокатского самоуправления

Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии.

Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Министерство юстиции РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Министерство юстиции РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность коллегии противоречит закону и уставу, то Министерство юстиции РФ вправе лишить ее лицензии. Отказ в регистрации и лишение лицензии обжалуются в суд.

Адвокатура это – независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатов и предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.

Как уже отмечалось, в своей профессиональной деятельности адвокаты должны быть независимыми от органов власти, государственного управления и судов. Без этого невозможны ни принципиальная позиция адвокатов при защите прав и интересов граждан в различных государственных органах, ни установление доверительных отношений адвокатов с лицами, обращающимися за юридической помощью.

Независимость адвокатуры от государства подчеркивается тем, что юридическим основанием, обуславливающим возникновение правоотношения по членству в коллегии адвокатов, является двусторонний акт: 1) заявление лица о желании вступить в состав коллегии и 2) постановление президиума коллегии о его приеме. Персонал же государственных учреждений, предприятий и организаций комплектуется на основе заявления гражданина и приказа руководителя или на базе трудового договора.

Объективно верным является принцип территориального построения адвокатуры: в одном регионе одна коллегия адвокатов. Безусловно, в советский период существования государства были и негативные проявления такого принципа. Это выражалось в том, что советские и партийные органы иногда оказывали давление на адвокатуру, формировали ее кадровый состав, «организовывали» выборы руководящих органов, курировали дисциплинарную практику и т.д.

Территориальный принцип позволяет президиуму коллегии адвокатов лучше контролировать профессиональную деятельность адвокатов и своевременно исправлять их ошибки, недочеты в работе. Можно ли, к примеру, осуществлять контроль за действующими в Москве и Московской области юрконсультациями Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов, если их президиум находится в Санкт-Петербурге? Конечно, нет. Территориальный принцип формирования коллегий повышает ответственность самих адвокатов, ибо их деятельность находится на виду у руководства президиума и коллег, работающих рядом.

Более того, последовательное проведение территориального принципа корпоративной организации адвокатуры: палата, как единый орган адвокатского самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, независимая квалификационная комиссия, принимающая экзамены у претендентов и присваивающая статус адвоката, ликвидация межрегиональных корпоративных образований, запрет палате осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени – все это позволит покончить с вакханалией, при которой адвокатские корочки получают из рук конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, и поставить заслон на пути притока в адвокатуру профессионально и морально негодных кадров.

Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия.

Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Состоит, как правило, из более чем трехсот человек (конференция). Собирается не реже 1-го раза в год, может также собираться вне очереди, по требованию 1/3 членов коллегии адвокатов. Общее собрание считается правомочным, при участии в нём не менее 2/3 членов коллегии адвокатов. Вопросы решаются большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии. Решает вопрос о досрочном отзыве членов ревизионной и квалификационной комиссии. Вправе принимать к своему рассмотрению и другие вопросы.

Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, избираемым тайным голосованием на три года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике. Назначает заведующего юридической консультацией. Рассматривает жалобы на адвокатов. Возглавляет президиум председатель, который избирается открытым голосованием.

Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом или всеобщим собранием членов коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на три года. На своем заседании она избирает председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций. Создаёт квалификационные комиссии, избирающиеся на общем собрании на 3 года.

Квалификационная комиссия не является органом адвокатской палаты, а лишь функционирует при адвокатской палате. В состав такой комиссии входят не только адвокаты, но и представители государственных структур, судьи.

В юридической литературе включение представителей государства и судей в квалификационную комиссию при адвокатской палате иногда расценивают как нарушение принципа независимости адвокатуры. Однако это не так, поскольку при решении вопроса о пригодности к осуществлению адвокатской деятельности судейский опыт не менее полезен, чем профессиональный и житейский опыт адвокатов.

Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения в пределах своей компетенции при наличии в ее составе не менее 2/3 от предусмотренной законом численности, то есть девяти членов. Заседания квалификационной комиссии правомочны при участии в них 2/3 от общего числа членов комиссии. Таким образом, минимальное число участников заседания комиссии составляет шесть человек.В отличие от органов адвокатской палаты, совета палаты и ревизионной комиссии, квалификационная комиссия избирается на определенный срок – 2 года.

Заключение

Таким образом, обобщая изложенный материал, можно заключить, что адвокатура – профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите интересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Министерства юстиции РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и методическими рекомендациями.

Независимость адвокатуры помогает реализовать принцип справедливости при рассмотрении дел в суде, что немаловажно для полноценного развития демократического общества.

Список литературы

 

1.   Конституция РФ

2.   Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

3.   Гофштейн М. Обзор состояния адвокатской деятельности. //Советская Юстиция. – 2003., № 8.

4.   Работа коллегий адвокатов Российской Федерации в 2003 году.// Российская юстиция. 2004. № 5.

5.   Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2003.

6.   Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова. – М.: Юрид. лит., 2006.


[1] Гофштейн М. Обзор состояния адвокатской деятельности. //Советская Юстиция. – 2003., №  8.

[2] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2003. С. 107.