Формы (источники) права
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ПРАВА
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.
Исполнил:
студентка 1 курса юрфака
заочное отделение Ю-12
Гоменюк А.А.
Научный руководитель:
ст.преподаватель юрфака
Борисов И.И.
ЕЛЕЦ, 1996 г.
В В Е Д Е Н И Е.
Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной науч-
ной базы.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. 51 0 На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35
послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-
ческие работы по данной проблеме 52 0 и незначительное число исследований
источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и
т.д. 53 0 Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-
тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,
как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономер-
ности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально
противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического
права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему ис-
точников права должна была представлять наша страна и другие социалис-
тические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выяв-
лялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности
и т.д.
Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его огра-
ниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников
права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При
этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множествен-
ность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, од-
нако в условиях советской правовой системы, посуществу, единственным
источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система
источников права" обычно заменялось понятием "система законодательст-
ва". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась
вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама
- 2 -
терминология - "нормативный акт", "законодательство в широком смысле"
- как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В ус-
ловиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что
верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму,
призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества
правящей партии и бюрократического аппарата.
Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной
проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника
права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее
неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения это-
го понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребля-
ются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как
образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание то-
го, что обозначается этим выражением." 54 0 В самом деле, под источником
права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в
материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (ис-
точник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы
познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов -
отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В
условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве
научной категории связано с серьезными проблемами. 55
В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник
права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести
исследование права более глубоко и всесторонне. 56 0 Такая позиция не по-
лучила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках
термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории
права происходит восстановление в "правах гражданства" старого поня-
тия. 57
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали
понимать юридический источник права (источник права в формальном смыс-
ле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники
права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".
В своей работе мы постараемся осветить данную проблему, опираясь
на последние разработки ученых.
- 3 -
2Глава 1. 0 _ 1 Понятие и виды источников права.
В научной и учебной литературе источниками права традиционно счи-
тают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные
(или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы ис-
точником права стали называть не только внешнюю форму выражения права,
но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правот-
ворчества (государство), его деятельность, организационные формы при-
нятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое
решение).
Возникшее терминологическое неудобство можно было разрешить, за-
менив термин "источник" (в смысле форма права) непосредственно терми-
ном "форма права". Для того, чтобы уяснить понятие формы права, необ-
ходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории "форма"
- одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для
нее выступает философская категория - "содержание" (определенная сто-
рона целого, представленного в единстве всех составных элементов объ-
екта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития). Форма есть
способ существования, выражения и преобразования содержания.
Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин "фор-
ма" употребляется для обозначения внутренней организации содержания,
то он связан с понятием структуры.
При относительном единстве содержания и формы, первое представля-
ет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает сис-
тему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития не-
соответствие содержания и формы в конечном счете разрешается "сбрасы-
ванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся
содержанию. 58 0
В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая
форма; б) форма самого права.
1Правовая форма 0 - вся правовая реальность. В этом случае речь идет
о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые
и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы
применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явле-
ния) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.
1Форма права 0 - это форма именно права как отдельного явления, и
соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядо-
- 4 -
чить содержание права, придать ему свойства государственно-властного
характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.
Внутренняя форма права - это структура и связи. К ней относят
систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности
всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной оте-
чественной юридической литературе не сформировалось единого понимания,
что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными ав-
торами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что
содержание права составляет государственная воля, а форма права - это
юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те уче-
ные, которые содержанием права признают не государственную волю (это -
сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют 1 ис-
1точники права 0. Правовая норма это не форма права, а самое право. 59
Как уже отмечалось в юридической литературе, термин "источник" в
смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он
достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт
содержит правовые нормы и из него как из источника берутся ("черпают-
ся") сведения о содержании правовых норм. 510
1Источники права 0 - обстоятельства, питающие появление и действие
права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римс-
кий историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего пуб-
личного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в
смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) ис-
точник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологи-
ческом смысле"); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Источником права в 1 материальном смысле 0 являются развивающиеся об-
щественные отношения. К ним относятся способ производства материальной
жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйс-
твенных связей, формы собственности как конечная причина возникновения
и действия права.
Под источником права 1 в идеальном смысле 0 понимают правовое созна-
ние.
Когда же говорят об источниках 1 в юридическом смысле 0, то имеют в
виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под 1источниками права в юридическом смысле 0 пони-
маются 1 формы выражения, объективизации нормативной государственной во-
1ли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма
- 5 -
1права показывает, каким способом 0 государство создает, фиксирует ту или
иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, при-
нявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. 511
Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ сущест-
вования, выражения и преобразования правовых норм.
Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к ис-
точникам права в формальном смысле деятельность государства по уста-
новлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты.
При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не
как источники права. 512
Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно ис-
пользовать термин "источник норм права" 513 0, тогда "источником права"
можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридичес-
ким источником" (Р.О.Халфина) - правотворческое решение компетентного
органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта,
правовых норм. 514 0 Смысл данного разграничения в том, что правотворчес-
кое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.
После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников
(форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую
характеристику. Известны следующие основные виды форм права.
1Правовой обычай 0 исторически был первым источником права, регули-
ровавшим отношения в период становления государства. Вообще под обыча-
ем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и
единообразного повторения данных фактических отношений. 515 0 Правовым
обычай становится после того, как получает официальное одобрение госу-
дарства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого
(Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностя-
ми. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рам-
ках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обы-
чаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право
входит в структуру индусского права.
Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и
единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая неред-
ко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, по-
терявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новей-
шие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании
- 6 -
общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семей-
но-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные
обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без
изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон,
определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе
формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно
зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча до-
горит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущест-
ва. 516
1Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается
1санкцией государства. 0 Его следует отличать от обычая, представляющего
собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование
обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной
или административной практикой. Решение государственного органа, в ко-
тором применен обычай, признается соответствующим государством и может
быть принудительно исполнено.
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закреп-
ляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики.
Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религи-
озную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие
обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан
государство вполне оправданно запрещает.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запре-
щает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное сущест-
вование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах право-
вого регулирования, например, при регулировании внешней торговли. Из-
вестно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых
учитывается действие обычаев порта или международных обычаев морепла-
вания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз
должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при
отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту пог-
рузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкно-
вения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не по-
лучает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном
акте 517 0. Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство
вообще не знает правового обычая 518 0. Отечественное законодательство до-
пускает использование в юридической практике обычаев. Государство
санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с
- 7 -
его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.
Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечело-
веческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголов-
ном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового
быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту,
похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем
эффективная.
Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-си-
лового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следу-
ет ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулиро-
вать отношения до и вместе с юридическими нормами.
В международном праве обычай представляет собой не только форму
выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юриди-
ческих обязательных правил поведения государств в тех вновь появляю-
щихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового
регулирования. Он является современным и активно функционирующим ис-
точником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в
том виде, как она применяется в международной практике и рассматрива-
ется в доктрине международного права, имеет мало общего с представле-
ниями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внут-
ренних, национальных системах права 519 0. И с теоретической, и с практи-
ческой точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания
норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е.
юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосу-
дарственной практике.
1Правовой прецедент. 0 Прецедентом является такое поведение власти,
которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером
для следующего поведения этой власти. Иными словами, 1 правовой преце-
1дент - это решение юрисдикционных и административных органов по конк-
1ретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное
1правило при разрешении всех аналогичных дел. 0 Различают судебный и ад-
министративный прецедент.
При прецедентной форме права судебные (а иногда и административ-
ные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нор-
мы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и
запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны
недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и прак-
тика социалистического типа права не признавали и не признают преце-
- 8 -
дентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при ре-
жиме социалистической законности судебные и административные органы
должны применять право, а не творить его 520 0. Традиции, конечно, сильно
довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это фор-
ма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения,
в ней есть и положительные моменты. Надо изучить - в каких сферах, при
каких условиях ее можно использовать в современной России.
Результатом правоприменительной деятельности нередко является вы-
работка правоположений, для которых характерна известная степень обоб-
щенности и обязательности. 1 Правоположения 0 - концентрированное выраже-
ние юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать
естественное отставание норм права от динамики общественных отношений,
могут устранять противоречия между относительным "консерватизмом" пра-
ва и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное ис-
пользование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, ук-
репляет законность, придает устойчивость проводимой государством поли-
тике.
Полагаем, что правоположения юридической практики являются преце-
дентным правом. Следует подумать и о том, чтобы официально придать ру-
ководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ форму прецедентного
права. Для этого надо тщательно "выписать" пределы их действия, усло-
вия (после надлежащей апробации) "перелива" в нормы права 521 0.
1Юридическая наука 0 (правовая доктрина) на определенных этапах раз-
вития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским
юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в даль-
нейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брак-
тон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались.
Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В
настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусуль-
манско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабс-
ких стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана,
Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет
"наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы" 522 0. Был период,
когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отме-
тить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений
можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юрис-
тов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приво-
дятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли
- 9 -
судьи, часть мотивации приговора или решения суда.
В российском государстве юридическая наука имеет большое значение
для развития правовой практики, совершенствования законодательства,
правильного толкования закона, но официальным источником права не
признается. Но судебные и административные акты не используют ссылки
на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие тотали-
тарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты
государственной власти имели силу, а все остальные документы и источ-
ники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой
опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального
источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента
правообразования растет 523 0.
Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется
в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется пра-
вотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и ме-
тоды установления, толкования и реализации права. К тому же сами твор-
цы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или
менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной
юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.
1Договоры нормативного содержания - это совместные юридические ак-
1ты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов,
1встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. 0 Это
такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу
прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а
также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязатель-
ства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском,
трудовом, экологическом праве.
Для признания договора источником права требуется, чтобы он со-
держал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативно-
го содержания в советском праве могут служить Договор об образовании
Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании
СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предме-
тов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Рос-
сийской Федерации, 1992 г.).
В области трудового права значительную роль продолжают играть
коллективные договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов о труде РФ, кол-
лективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социаль-
- 10 -
но-экономические и профессиональные отношения между руководителем и
работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Следует подчеркнуть, что договорное право - юридический фундамент
динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.
Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации "О коллективных
договорах и соглашениях" один из наиболее значимых актов, цельно регу-
лирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников.
В качестве основной формы права выступает договор в международном
праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между
государствами и другими субъектами международного права, заключенное
по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать
их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья
2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит норматив-
ное определение этого источника: "Договор означает международное сог-
лашение, заключенное между государствами в письменной форме и регули-
руемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое
соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между
собой документах, а также независимо от его конкретного наименова-
ния" 524 0.
Примером международного-правового договора нового типа может слу-
жить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулиро-
вании в отношении Германии, согласно которому "объединенная Германия
будет включать территорию Германской Демократической Республики, Феде-
ративной Республики Германия и всего Берлина".
Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуля-
ции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития
договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-право-
вой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права 525 0. Например, Гражданс-
кий кодекс РФ (ст.ст. 160-167, 255, 295, 350) закрепляет формы и общие
условия договоров, ст.22 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. "О средствах массовой информации" фиксирует содержание догово-
ра между соучредителями средства массовой информации.
У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если предс-
тавлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно
должно быть прежде всего добровольно-согласительным, а не формаль-
но-принудительным.
1Нормативно-правовой акт 0 - одна из основных, наиболее совершенных
внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера.
- 11 -
Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для раз-
решения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не толь-
ко источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это
тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах.
Кратко, 1 нормативный акт 0 можно определить как 1 акт правотворчества, со-
1держащий нормы права 0. Подробнее о нормативно-правовом акте мы погово-
рим во 2 главе.
Новое правопонимание неизбежно ведет к иной трактовке форм(источ-
ников) права. Саморегулирование присуще всем известным формам права.
Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы саморегу-
ляции 526 0. Это такие виды форм права, которые приняты с использованием
институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания,
собрания трудового коллектива).
1Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному воп-
1росу государственной и общественной жизни. 0 Не следует его путать со
всенародным обсуждением. Это - возможный, но не обязательный этап ре-
ферендума. В определенном смысле синонимом референдума выступает поня-
тие "плебесцит" 527 0. Акт референдума - демократическая форма права. Но
это не дает оснований рассматривать его как лучший способ для выработ-
ки оптимальных решений при любых и всяких условиях.
Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, местные
(локальные). В соответствии со ст. 10 Закона РФ о референдуме
(1990 г.), референдум назначается по требованию: не менее одного мил-
лиона граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; не менее од-
ной трети от общего числа народных депутатов РФ. Согласно ст.35 Зако-
на, "решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,
если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в
референдуме". Изменение либо отмена решения, принятого референдумом,
производится только референдумом (ст.37 Закона).
Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо
особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с
ней обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов,
которые не могут быть решены парламентским путем.
Мы рассмотрели виды источников права принятых юридической наукой.
В следующей главе мы подробно осветим вопрос "Виды нормативно-правовых
актов".
- 12 -
2Глава 2. 0 _ 1 Особенности нормативно-правового акта как
_ 1источника . 0 _ 1права. Виды нормативно-правовых актов.
Как уже упоминалось выше, 1 нормативно-правовой акт 0 - одна из ос-
новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые
акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридичес-
кие нормы.
Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в
Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически
во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство-
вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным)
прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль-
шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих
органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-
ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи-
ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из-
менен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер-
вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор-
ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра-
вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и
реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель-
ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным
характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов
общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви-
жений).
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро-
го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу-
дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан
рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный
приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной
процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также
требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные
- 13 -
пределы действия.
В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах
юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными 528 0.
В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви-
дуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов,
негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по
конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руко-
водителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это
акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.
Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным ли-
цам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-
обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя-
зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на
которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-
сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения -
применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи-
мых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци-
онных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От норма-
тивно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юриди-
ческих норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает
самые разнообразные нормативные государственные предписания. Норматив-
но-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям:
юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.
1По юридической силе 0 различают: з а к о н ы - акты, обладающие
высшей юридической силой, и п о д з а к о н н ы е а к т ы - акты,
основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив-
но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
1По сфере действия 0 выделяются акты внешнего и акты внутреннего
действия.
Акты в н е ш н е г о действия охватывают всех субъектов, кому
они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу-
жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-
говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только
- 14 -
субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),
организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие
акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-
тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При-
мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со-
ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992
г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия
являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и
принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания,
применяемые только на определенной территории (область, край, районы
Крайнего Севера и т.д.).
1По субъектам, издающим 0(принимающим) 1нормативно-правовые акты 0,
последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной
власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен-
ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов,
определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят
от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга-
нов 529 0.
При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и ак-
ты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными
органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам
общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми-
нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с
преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при-
казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох-
ранности грузов и др.
С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель-
ства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная
практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.
1Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-
1ных высшими органами государственной власти и управления.
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные
акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ-
ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-
ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от-
носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-
нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой со-
- 15 -
вокупность: 1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими
представительными органами России, т.е. органами законодательной влас-
ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-
вительства РФ.
Российское законодательство делится на определенные блоки в зави-
симости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому осно-
ванию выделяются гражданское законодательство, административное зако-
нодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законода-
тельства.
Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но
полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -
капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном
строительстве.
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за-
нимает закон.
1Закон 0 - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-
тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической
силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс-
кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы
и обычные законы.
В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они
классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если
первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей
Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории
субъектов, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде-
рации является выражением единства общефедеральной государственной
власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает
законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря-
док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав
подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением
государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая
юридическая сила по сравнению со всеми другими актами 530 0.
1Конституция 0 представляет собой основной закон государства, зак-
репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ
- 16 -
существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической базой всего текущего законода-
тельства.
Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу-
цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство
голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.
1Обычные законы 0, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-
шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для
их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50
процентов плюс 1).
1Постановления парламента 0 отличаются от законов тем, что они, как
правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако-
нами.
Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на
основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный
характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно
классифицировать на 1 законодательные 0и 1подзаконные 0.
1Указы президента 0 Российской Федерации занимают главенствующее
место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-
туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос-
новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли-
чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-
зы президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в
пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы
характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем
иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов-
ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося
гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости
от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс-
твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре-
зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в
состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются
постановления Совета Министров РФ, советов министров республик, входя-
щих в Российскую Федерацию.
Совет Министров РФ осуществляет исполнительную власть и состоит
- 17 -
из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства
и Федеральных министров.
Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-
зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской
Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов
исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс-
трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств
(комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в преде-
лах их полномочий и носят строго подзаконный характер.
Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-
нительных органов государственной власти не только республик, но и
всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической
силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда-
нами.
- 18 -
2Глава 3. 0 _ 1 Понятие систематизации нормативно-правовых
_ 1актов и ее виды.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по
упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде-
ленную систему.
В юридической литературе традиционно различают два вида система-
тизации - кодификацию и инкорпорацию.
Под 1 кодификацией 0 понимается такое упорядочение правовых норм, ко-
торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и
принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра-
вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а
представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс-
твования законодательства.
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой
функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе
правотворчества лишь попутно.
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за-
конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее
действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного
законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста-
ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в
законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго
определенными государственными правительственными органами. Наиболее
интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития об-
щества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих
иной, принципиально новой юридической оценки.
Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.
[1] 1 Основы законодательства 0. В бывшем союзном государстве этот
вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него
начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той
или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.
Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в
Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что
по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и
- 19 -
органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные
власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга-
ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре-
гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов 531 0.
[2] 1 Кодекс 0 (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за-
конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы
права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.
Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов-
ный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и
др.
Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп-
лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас-
лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать
бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.
[3] 1 Устав 0 - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу-
лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в
той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис-
ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних
дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).
1Положение 0 - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок
образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной
системы (или подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-
ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами
или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено
Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомо-
бильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации"
утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.
В результате кодификационной работы появляются многочисленные
нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются
один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому
необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового
материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже
действующими. Эта деятельность и есть систематизация.
1Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве-
1дение их в единую, согласованную систему.
Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.
- 20 -
1Инкорпорация 0 есть упорядочение нормативных актов без переработки
содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес-
кого процесса.
Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.
Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,
особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-
ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм
права 532 0. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в
приведении в систему действующих нормативных актов.
Инкорпорация подразделяется на _ официальную . и _ неофициальную ..
Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных
актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-
твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального
опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или
уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис-
точниками достоверной правовой информации.
В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно-
видности по другим основаниям. Широко распространена 1 хронологическая
инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их
издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави-
тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические
собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.
Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак-
тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив-
ных актов.
Известна также 1 тематическая 0 официальная инкорпорация. Она дает
возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной
теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо-
собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу-
лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в
юридической практике. Например, 1 Свод законов 0 является вершиной пред-
метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое-
дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные
нормативные акты.
Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,
органами и лицами и носит справочно-информационный характер.
1Консолидация 0 - форма систематизации, в процессе которой ранее из-
данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся
- 21 -
(объединяются) в единый акт 533 0.
Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой
связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего
Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября
1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и
заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.
Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых
актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации обще-
российских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разроз-
ненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице
и безработных и другое должно быть консолидировано.
Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является
логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,
работающую систему законодательства.
- 22 -
2З а к л ю ч е н и е.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источни-
ки) права имеют исключительно большое значение для укрепления закон-
ности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников)
напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от ка-
чества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука
призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению
форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в
целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы
источников права. От качества этой системы права зависит прочность за-
конности в государстве 534 0.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в
современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права
надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре-
волюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специально-
го закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть,
что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан-
но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно-
шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре-
гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов
полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть
признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них -
Конституция 535 0. При этом Конституция государства не может ограничивать-
ся "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные
формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Консти-
туции, не должны иметь юридической силы.
- 23 -
П Р И М Е Ч А Н И Я.
1. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты пробле-
мы).//Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.
2. Александров Н.Г. Понятие источника права.//Ученые труды ВИЮН.
вып.VIII, М.,1946; Кечекьян С.Ф. О понятии источника права.//Ученые
записки МГУ. Вып.116. М.,1946.
3. Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства.
М.,1967; Пяткина С.А. О теории источников права в английской юриспру-
денции.//Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып.19; Смолярчук В.И. Источники
советского трудового права. М.,1975; Поленина С.В. Теоретические проб-
лемы системы советского законодательства. М.,1979, и др.
4. Кечекьян С.Ф. Указ.соч. С.3.
5. Муромцев Г.И. Указ.соч. С.25.
6. Зивс С.Л. Развитие формы права в современных империалистичес-
ких государствах. М.,1960; Шебанов А.Ф. Форма советского права.
М.,1960.
7. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в раз-
вивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985.
8. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.621.
9. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.248.
10. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,
1987, с.327.
11. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.249.
12. Александров Н.Г. Понятие источника права.//Ученые труды ВИЮН.
вып.VIII, М.,1946.
13. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981.
14. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,
1987, с.329.
15. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. госу-
дарство и право. 1981. N 3. С.128.
16. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.251.
17. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,
1987, с.330.
18. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181.
19. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.,
1988. С. 80-103.
- 24 -
20. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.254.
21. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.254-255.
22. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права.//
Источники права. М., 1985. С. 65-83.
23. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.255.
24. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст.772.
25. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.258.
26. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общест-
ва.//Советское государство и право. 1991. N 8. С.25.
27. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.260.
28. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.311.
29. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.31 23 0.
230. 0 Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государс-
тва и права. М.: Исток, 1994. С.23.
31. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.33 23 0.
32. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,
1987, с.351.
33. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.338.
34. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.262-263.
35. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.264.