Формы (источники) права

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ПРАВА

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.

Исполнил:

студентка 1 курса юрфака

заочное отделение Ю-12

Гоменюк А.А.

Научный руководитель:

ст.преподаватель юрфака

Борисов И.И.

ЕЛЕЦ, 1996 г.

В В Е Д Е Н И Е.

Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-

ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на

новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой

науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-

ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема

курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-

вень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной науч-

ной базы.

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего

понятия источника права, явно недостаточен. 51 0 На протяжении долгих лет

подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.

Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35

послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-

ческие работы по данной проблеме 52 0 и незначительное число исследований

источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и

т.д. 53 0 Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания

в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-

тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось

второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,

как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономер-

ности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально

противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического

права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему ис-

точников права должна была представлять наша страна и другие социалис-

тические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выяв-

лялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности

и т.д.

Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его огра-

ниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников

права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При

этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множествен-

ность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, од-

нако в условиях советской правовой системы, посуществу, единственным

источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система

источников права" обычно заменялось понятием "система законодательст-

ва". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась

вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама

- 2 -

терминология - "нормативный акт", "законодательство в широком смысле"

- как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В ус-

ловиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что

верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму,

призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества

правящей партии и бюрократического аппарата.

Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной

проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника

права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее

неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения это-

го понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребля-

ются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как

образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание то-

го, что обозначается этим выражением." 54 0 В самом деле, под источником

права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в

материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (ис-

точник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы

познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов -

отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В

условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве

научной категории связано с серьезными проблемами. 55

В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник

права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести

исследование права более глубоко и всесторонне. 56 0 Такая позиция не по-

лучила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках

термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории

права происходит восстановление в "правах гражданства" старого поня-

тия. 57

При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали

понимать юридический источник права (источник права в формальном смыс-

ле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники

права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".

В своей работе мы постараемся осветить данную проблему, опираясь

на последние разработки ученых.

- 3 -

2Глава 1. 0 _ 1 Понятие и виды источников права.

В научной и учебной литературе источниками права традиционно счи-

тают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные

(или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы ис-

точником права стали называть не только внешнюю форму выражения права,

но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правот-

ворчества (государство), его деятельность, организационные формы при-

нятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое

решение).

Возникшее терминологическое неудобство можно было разрешить, за-

менив термин "источник" (в смысле форма права) непосредственно терми-

ном "форма права". Для того, чтобы уяснить понятие формы права, необ-

ходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории "форма"

- одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для

нее выступает философская категория - "содержание" (определенная сто-

рона целого, представленного в единстве всех составных элементов объ-

екта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития). Форма есть

способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин "фор-

ма" употребляется для обозначения внутренней организации содержания,

то он связан с понятием структуры.

При относительном единстве содержания и формы, первое представля-

ет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает сис-

тему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития не-

соответствие содержания и формы в конечном счете разрешается "сбрасы-

ванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся

содержанию. 58 0

В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая

форма; б) форма самого права.

1Правовая форма 0 - вся правовая реальность. В этом случае речь идет

о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые

и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы

применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явле-

ния) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

1Форма права 0 - это форма именно права как отдельного явления, и

соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядо-

- 4 -

чить содержание права, придать ему свойства государственно-властного

характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права - это структура и связи. К ней относят

систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности

всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной оте-

чественной юридической литературе не сформировалось единого понимания,

что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными ав-

торами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что

содержание права составляет государственная воля, а форма права - это

юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те уче-

ные, которые содержанием права признают не государственную волю (это -

сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют 1 ис-

1точники права 0. Правовая норма это не форма права, а самое право. 59

Как уже отмечалось в юридической литературе, термин "источник" в

смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он

достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт

содержит правовые нормы и из него как из источника берутся ("черпают-

ся") сведения о содержании правовых норм. 510

1Источники права 0 - обстоятельства, питающие появление и действие

права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римс-

кий историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего пуб-

личного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в

смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) ис-

точник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологи-

ческом смысле"); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в 1 материальном смысле 0 являются развивающиеся об-

щественные отношения. К ним относятся способ производства материальной

жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйс-

твенных связей, формы собственности как конечная причина возникновения

и действия права.

Под источником права 1 в идеальном смысле 0 понимают правовое созна-

ние.

Когда же говорят об источниках 1 в юридическом смысле 0, то имеют в

виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых

норм. Таким образом, под 1источниками права в юридическом смысле 0 пони-

маются 1 формы выражения, объективизации нормативной государственной во-

1ли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма

- 5 -

1права показывает, каким способом 0 государство создает, фиксирует ту или

иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, при-

нявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. 511

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ сущест-

вования, выражения и преобразования правовых норм.

Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к ис-

точникам права в формальном смысле деятельность государства по уста-

новлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты.

При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не

как источники права. 512

Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно ис-

пользовать термин "источник норм права" 513 0, тогда "источником права"

можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридичес-

ким источником" (Р.О.Халфина) - правотворческое решение компетентного

органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта,

правовых норм. 514 0 Смысл данного разграничения в том, что правотворчес-

кое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.

После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников

(форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую

характеристику. Известны следующие основные виды форм права.

1Правовой обычай 0 исторически был первым источником права, регули-

ровавшим отношения в период становления государства. Вообще под обыча-

ем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и

единообразного повторения данных фактических отношений. 515 0 Правовым

обычай становится после того, как получает официальное одобрение госу-

дарства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого

(Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностя-

ми. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рам-

ках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обы-

чаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право

входит в структуру индусского права.

Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и

единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая неред-

ко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, по-

терявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новей-

шие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании

- 6 -

общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семей-

но-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные

обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без

изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон,

определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе

формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно

зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча до-

горит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущест-

ва. 516

1Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается

1санкцией государства. 0 Его следует отличать от обычая, представляющего

собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование

обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной

или административной практикой. Решение государственного органа, в ко-

тором применен обычай, признается соответствующим государством и может

быть принудительно исполнено.

Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закреп-

ляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики.

Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религи-

озную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие

обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан

государство вполне оправданно запрещает.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запре-

щает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное сущест-

вование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах право-

вого регулирования, например, при регулировании внешней торговли. Из-

вестно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых

учитывается действие обычаев порта или международных обычаев морепла-

вания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз

должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при

отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту пог-

рузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкно-

вения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не по-

лучает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном

акте 517 0. Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство

вообще не знает правового обычая 518 0. Отечественное законодательство до-

пускает использование в юридической практике обычаев. Государство

санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с

- 7 -

его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.

Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечело-

веческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголов-

ном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового

быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту,

похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем

эффективная.

Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-си-

лового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следу-

ет ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулиро-

вать отношения до и вместе с юридическими нормами.

В международном праве обычай представляет собой не только форму

выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юриди-

ческих обязательных правил поведения государств в тех вновь появляю-

щихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового

регулирования. Он является современным и активно функционирующим ис-

точником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в

том виде, как она применяется в международной практике и рассматрива-

ется в доктрине международного права, имеет мало общего с представле-

ниями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внут-

ренних, национальных системах права 519 0. И с теоретической, и с практи-

ческой точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания

норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е.

юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосу-

дарственной практике.

1Правовой прецедент. 0 Прецедентом является такое поведение власти,

которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером

для следующего поведения этой власти. Иными словами, 1 правовой преце-

1дент - это решение юрисдикционных и административных органов по конк-

1ретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное

1правило при разрешении всех аналогичных дел. 0 Различают судебный и ад-

министративный прецедент.

При прецедентной форме права судебные (а иногда и административ-

ные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нор-

мы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и

запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны

недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и прак-

тика социалистического типа права не признавали и не признают преце-

- 8 -

дентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при ре-

жиме социалистической законности судебные и административные органы

должны применять право, а не творить его 520 0. Традиции, конечно, сильно

довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это фор-

ма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения,

в ней есть и положительные моменты. Надо изучить - в каких сферах, при

каких условиях ее можно использовать в современной России.

Результатом правоприменительной деятельности нередко является вы-

работка правоположений, для которых характерна известная степень обоб-

щенности и обязательности. 1 Правоположения 0 - концентрированное выраже-

ние юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать

естественное отставание норм права от динамики общественных отношений,

могут устранять противоречия между относительным "консерватизмом" пра-

ва и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное ис-

пользование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, ук-

репляет законность, придает устойчивость проводимой государством поли-

тике.

Полагаем, что правоположения юридической практики являются преце-

дентным правом. Следует подумать и о том, чтобы официально придать ру-

ководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ форму прецедентного

права. Для этого надо тщательно "выписать" пределы их действия, усло-

вия (после надлежащей апробации) "перелива" в нормы права 521 0.

1Юридическая наука 0 (правовая доктрина) на определенных этапах раз-

вития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским

юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в даль-

нейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брак-

тон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались.

Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В

настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусуль-

манско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабс-

ких стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана,

Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет

"наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы" 522 0. Был период,

когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отме-

тить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений

можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юрис-

тов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приво-

дятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли

- 9 -

судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

В российском государстве юридическая наука имеет большое значение

для развития правовой практики, совершенствования законодательства,

правильного толкования закона, но официальным источником права не

признается. Но судебные и административные акты не используют ссылки

на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие тотали-

тарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты

государственной власти имели силу, а все остальные документы и источ-

ники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой

опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального

источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента

правообразования растет 523 0.

Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется

в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется пра-

вотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и ме-

тоды установления, толкования и реализации права. К тому же сами твор-

цы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или

менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной

юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

1Договоры нормативного содержания - это совместные юридические ак-

1ты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов,

1встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. 0 Это

такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу

прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а

также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязатель-

ства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском,

трудовом, экологическом праве.

Для признания договора источником права требуется, чтобы он со-

держал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативно-

го содержания в советском праве могут служить Договор об образовании

Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании

СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предме-

тов ведения и полномочий между федеральными органами государственной

власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Рос-

сийской Федерации, 1992 г.).

В области трудового права значительную роль продолжают играть

коллективные договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов о труде РФ, кол-

лективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социаль-

- 10 -

но-экономические и профессиональные отношения между руководителем и

работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Следует подчеркнуть, что договорное право - юридический фундамент

динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.

Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации "О коллективных

договорах и соглашениях" один из наиболее значимых актов, цельно регу-

лирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников.

В качестве основной формы права выступает договор в международном

праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между

государствами и другими субъектами международного права, заключенное

по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать

их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья

2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит норматив-

ное определение этого источника: "Договор означает международное сог-

лашение, заключенное между государствами в письменной форме и регули-

руемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое

соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между

собой документах, а также независимо от его конкретного наименова-

ния" 524 0.

Примером международного-правового договора нового типа может слу-

жить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулиро-

вании в отношении Германии, согласно которому "объединенная Германия

будет включать территорию Германской Демократической Республики, Феде-

ративной Республики Германия и всего Берлина".

Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуля-

ции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития

договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-право-

вой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права 525 0. Например, Гражданс-

кий кодекс РФ (ст.ст. 160-167, 255, 295, 350) закрепляет формы и общие

условия договоров, ст.22 Закона Российской Федерации от 27 декабря

1991 г. "О средствах массовой информации" фиксирует содержание догово-

ра между соучредителями средства массовой информации.

У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если предс-

тавлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно

должно быть прежде всего добровольно-согласительным, а не формаль-

но-принудительным.

1Нормативно-правовой акт 0 - одна из основных, наиболее совершенных

внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера.

- 11 -

Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для раз-

решения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не толь-

ко источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это

тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах.

Кратко, 1 нормативный акт 0 можно определить как 1 акт правотворчества, со-

1держащий нормы права 0. Подробнее о нормативно-правовом акте мы погово-

рим во 2 главе.

Новое правопонимание неизбежно ведет к иной трактовке форм(источ-

ников) права. Саморегулирование присуще всем известным формам права.

Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы саморегу-

ляции 526 0. Это такие виды форм права, которые приняты с использованием

институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания,

собрания трудового коллектива).

1Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному воп-

1росу государственной и общественной жизни. 0 Не следует его путать со

всенародным обсуждением. Это - возможный, но не обязательный этап ре-

ферендума. В определенном смысле синонимом референдума выступает поня-

тие "плебесцит" 527 0. Акт референдума - демократическая форма права. Но

это не дает оснований рассматривать его как лучший способ для выработ-

ки оптимальных решений при любых и всяких условиях.

Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, местные

(локальные). В соответствии со ст. 10 Закона РФ о референдуме

(1990 г.), референдум назначается по требованию: не менее одного мил-

лиона граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; не менее од-

ной трети от общего числа народных депутатов РФ. Согласно ст.35 Зако-

на, "решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,

если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в

референдуме". Изменение либо отмена решения, принятого референдумом,

производится только референдумом (ст.37 Закона).

Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо

особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с

ней обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов,

которые не могут быть решены парламентским путем.

Мы рассмотрели виды источников права принятых юридической наукой.

В следующей главе мы подробно осветим вопрос "Виды нормативно-правовых

актов".

- 12 -

2Глава 2. 0 _ 1 Особенности нормативно-правового акта как

_ 1источника . 0 _ 1права. Виды нормативно-правовых актов.

Как уже упоминалось выше, 1 нормативно-правовой акт 0 - одна из ос-

новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые

акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридичес-

кие нормы.

Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в

Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически

во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство-

вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным)

прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль-

шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих

органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-

ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи-

ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из-

менен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер-

вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор-

ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра-

вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и

реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель-

ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным

характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов

общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви-

жений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро-

го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу-

дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан

рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный

приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной

процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также

требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные

- 13 -

пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах

юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными 528 0.

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви-

дуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов,

негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по

конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руко-

водителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это

акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.

Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным ли-

цам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-

обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя-

зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на

которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-

сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения -

применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи-

мых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци-

онных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От норма-

тивно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юриди-

ческих норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает

самые разнообразные нормативные государственные предписания. Норматив-

но-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям:

юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

1По юридической силе 0 различают: з а к о н ы - акты, обладающие

высшей юридической силой, и п о д з а к о н н ы е а к т ы - акты,

основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив-

но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

1По сфере действия 0 выделяются акты внешнего и акты внутреннего

действия.

Акты в н е ш н е г о действия охватывают всех субъектов, кому

они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу-

жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-

говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только

- 14 -

субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),

организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие

акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-

тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При-

мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со-

ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992

г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия

являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и

принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания,

применяемые только на определенной территории (область, край, районы

Крайнего Севера и т.д.).

1По субъектам, издающим 0(принимающим) 1нормативно-правовые акты 0,

последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной

власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен-

ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов,

определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят

от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга-

нов 529 0.

При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и ак-

ты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными

органами.

Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам

общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми-

нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с

преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при-

казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох-

ранности грузов и др.

С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель-

ства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная

практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.

1Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-

1ных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные

акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ-

ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-

ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от-

носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-

нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой со-

- 15 -

вокупность: 1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими

представительными органами России, т.е. органами законодательной влас-

ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-

вительства РФ.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зави-

симости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому осно-

ванию выделяются гражданское законодательство, административное зако-

нодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законода-

тельства.

Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но

полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -

капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном

строительстве.

Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за-

нимает закон.

1Закон 0 - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-

тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической

силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс-

кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы

и обычные законы.

В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они

классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если

первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей

Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории

субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде-

рации является выражением единства общефедеральной государственной

власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает

законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря-

док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав

подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением

государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая

юридическая сила по сравнению со всеми другими актами 530 0.

1Конституция 0 представляет собой основной закон государства, зак-

репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ

- 16 -

существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической базой всего текущего законода-

тельства.

Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу-

цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство

голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

1Обычные законы 0, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-

шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для

их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50

процентов плюс 1).

1Постановления парламента 0 отличаются от законов тем, что они, как

правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако-

нами.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на

основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный

характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно

классифицировать на 1 законодательные 0и 1подзаконные 0.

1Указы президента 0 Российской Федерации занимают главенствующее

место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-

туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос-

новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли-

чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-

зы президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в

пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы

характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем

иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов-

ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося

гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости

от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс-

твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре-

зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в

состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются

постановления Совета Министров РФ, советов министров республик, входя-

щих в Российскую Федерацию.

Совет Министров РФ осуществляет исполнительную власть и состоит

- 17 -

из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства

и Федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-

зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской

Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов

исполнительной власти.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс-

трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств

(комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в преде-

лах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-

нительных органов государственной власти не только республик, но и

всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической

силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда-

нами.

- 18 -

2Глава 3. 0 _ 1 Понятие систематизации нормативно-правовых

_ 1актов и ее виды.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по

упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде-

ленную систему.

В юридической литературе традиционно различают два вида система-

тизации - кодификацию и инкорпорацию.

Под 1 кодификацией 0 понимается такое упорядочение правовых норм, ко-

торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и

принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра-

вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а

представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс-

твования законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой

функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе

правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за-

конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного

законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста-

ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в

законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго

определенными государственными правительственными органами. Наиболее

интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития об-

щества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих

иной, принципиально новой юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

[1] 1 Основы законодательства 0. В бывшем союзном государстве этот

вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него

начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той

или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в

Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что

по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

- 19 -

органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные

власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга-

ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре-

гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов 531 0.

[2] 1 Кодекс 0 (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за-

конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы

права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.

Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов-

ный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и

др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп-

лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас-

лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать

бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

[3] 1 Устав 0 - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу-

лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в

той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис-

ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних

дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

1Положение 0 - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной

системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-

ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами

или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом

сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено

Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомо-

бильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации"

утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные

нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются

один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому

необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового

материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже

действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

1Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве-

1дение их в единую, согласованную систему.

Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.

- 20 -

1Инкорпорация 0 есть упорядочение нормативных актов без переработки

содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес-

кого процесса.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.

Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,

особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-

ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм

права 532 0. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в

приведении в систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на _ официальную . и _ неофициальную ..

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных

актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-

твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального

опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или

уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис-

точниками достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно-

видности по другим основаниям. Широко распространена 1 хронологическая

инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их

издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави-

тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические

собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак-

тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив-

ных актов.

Известна также 1 тематическая 0 официальная инкорпорация. Она дает

возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной

теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо-

собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу-

лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в

юридической практике. Например, 1 Свод законов 0 является вершиной пред-

метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое-

дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные

нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,

органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

1Консолидация 0 - форма систематизации, в процессе которой ранее из-

данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

- 21 -

(объединяются) в единый акт 533 0.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой

связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего

Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября

1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и

заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.

Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых

актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации обще-

российских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разроз-

ненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице

и безработных и другое должно быть консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является

логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,

работающую систему законодательства.

- 22 -

2З а к л ю ч е н и е.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источни-

ки) права имеют исключительно большое значение для укрепления закон-

ности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников)

напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от ка-

чества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука

призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению

форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в

целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы

источников права. От качества этой системы права зависит прочность за-

конности в государстве 534 0.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в

современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права

надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре-

волюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специально-

го закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть,

что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан-

но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно-

шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре-

гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов

полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть

признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них -

Конституция 535 0. При этом Конституция государства не может ограничивать-

ся "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные

формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Консти-

туции, не должны иметь юридической силы.

- 23 -

П Р И М Е Ч А Н И Я.

1. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты пробле-

мы).//Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.

2. Александров Н.Г. Понятие источника права.//Ученые труды ВИЮН.

вып.VIII, М.,1946; Кечекьян С.Ф. О понятии источника права.//Ученые

записки МГУ. Вып.116. М.,1946.

3. Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства.

М.,1967; Пяткина С.А. О теории источников права в английской юриспру-

денции.//Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып.19; Смолярчук В.И. Источники

советского трудового права. М.,1975; Поленина С.В. Теоретические проб-

лемы системы советского законодательства. М.,1979, и др.

4. Кечекьян С.Ф. Указ.соч. С.3.

5. Муромцев Г.И. Указ.соч. С.25.

6. Зивс С.Л. Развитие формы права в современных империалистичес-

ких государствах. М.,1960; Шебанов А.Ф. Форма советского права.

М.,1960.

7. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в раз-

вивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.621.

9. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.248.

10. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,

1987, с.327.

11. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.249.

12. Александров Н.Г. Понятие источника права.//Ученые труды ВИЮН.

вып.VIII, М.,1946.

13. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981.

14. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,

1987, с.329.

15. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. госу-

дарство и право. 1981. N 3. С.128.

16. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.251.

17. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,

1987, с.330.

18. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181.

19. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.,

1988. С. 80-103.

- 24 -

20. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.254.

21. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.254-255.

22. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права.//

Источники права. М., 1985. С. 65-83.

23. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.255.

24. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст.772.

25. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.258.

26. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общест-

ва.//Советское государство и право. 1991. N 8. С.25.

27. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.260.

28. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.311.

29. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.31 23 0.

230. 0 Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государс-

тва и права. М.: Исток, 1994. С.23.

31. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.33 23 0.

32. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,

1987, с.351.

33. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.338.

34. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.262-263.

35. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.264.