Формы привлечения имущества
Министерство образования и науки Российской Федерации
МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему: «Формы привлечения имущества»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Факультета Управления
Группы МН-11
Шевченко Елена
Научный руководитель:
Донец Н.Ю.
Майкоп
2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Акционирование, лизинг, франчайзинг
1.1. Понятие, этапы развития, механизм и элементы акционирования, формирование состава акционеров и управление акционерным обществом……………………………………………………………..4
1.2. Понятие и виды лизинга…………………………………………….11
1.3. Сущность, виды, преимущества франчайзинга……………………15
Глава 2. Анализ приобретения оборудования предприятием.
2.1 Анализ приобретения оборудования машиностроительным
предприятием в условиях лизинга……………………………………22
2.2. Расчет лизинговых платежей на примере оборудования корпорации
«Триол»………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни появился новый термин «лизинг». Под термином лизинг понимается долгосрочная аренда оборудования, машин, сооружений производственного назначения. В настоящее время лизинг получил широкое распространение по всему миру, как перспективный способ финансирования предприятий. Это относится к таким странам, как США, Япония, Англия, Испания и другие. Тяжелое положение наших предприятий не позволяет вкладывать значительных средств в свое дальнейшее развитие. Лизинг в данном случае, позволяет несколько улучшить материальное положение.
В нашей стране в настоящее время функционирует более 30 тысяч акционерных обществ. Исследование акционирования как экономического явления, как механизма создания и функционирования акционерных обществ, практической реализации его принципов и закономерностей в странах с разным уровнем развития рыночных отношений представляется интересным как с позиций науки, так и практики.
Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Франчайзинг создает 13 % национального богатства в валовом национальном продукте - это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Как работодатель франчайзинг представляет свыше 7 миллионов рабочих мест, причем очень много из них для неквалифицированных рабочих, которые не имели другой возможности найти работу.
Глава 1. Акционирование, лизинг, франчайзинг
1.1. Понятие, этапы развития, механизм и элементы акционирования, формирование состава акционеров и управление акционерным обществом
Понятие акционирования
Это, прежде всего, организационно-экономический и правовой механизм создания и функционирования особой формы организаций - акционерных обществ. Этот механизм, его принципы, методы, способы и приемы действуют не только при создании, но и в процессе всего периода функционирования акционерного общества.
Этапы развития акционирования.
Акционирование прошло огромный путь развития, постепенно пополняясь новыми элементами и способами организационного, экономического и правового характера.
Древний Рим
1. Зачатки акционерных товариществ в “заморской” торговле
2. Учредитель дела - “патрон”, участники в деле
3. Форма участия - кредитование деятельности
4. Распределение прибыли “патроном” пропорционально доле участия
5. Срок действия товарищества определяется характером деятельности (например, 1 рейс)
ХII-XIII вв.
1. Предварительное определение и объявление участникам размера капитала, необходимого для ведения дела
2. Деление капитала на части с объявлением количества и размера частей
3. Оплата доли участия
4. Управление общим собранием товарищей
5. Куксы - прообраз акций
6. Покупка и продажа куксов
7. Зарождение биржи по продаже и покупке куксов
8. Отчетность “патрона” на собрании о состоянии дел предприятия
XVI-XVII вв.
1. Главный объект отношений - капитал
2. Личность учредителя перестала играть серьезное значение
3. Появление понятия дивидендов
4. Правила выборов директора акционерного общества
5. Ограничение величины вклада для одного участника
6. Введение терминов “акция”, “акционер”
7. Узаконена торговля акциями
8. Дальнейшая демократизация управления. Периодический созыв собрания акционеров
9. Назначение ревизионной комиссии
ХVIII-XIX вв.
1. Условия членства в акционерной компании
2. Права акционеров
3. Порядок участия в общем собрании акционеров
4. Порядок избрания директора АО
5. Законодательные акты о формировании АО
6. Контрольный пакет акций
7. Различие между имущественными правами акционеров и общества
ХХ в.
1. Формирование корпораций
2. Механизм корпоративного управления АО
3. Концепции управления с ориентацией на инсайдеров, аутсайдеров, менеджеров
4. Развитие рынка ценных бумаг
5. Подбор состава акционеров
6. Совет директоров АО
7. Правление акционерного общества
8. Комитеты и комиссии по функциям и проблемам
9. Смешанные государственно-частные АО
10. Органы представительства интересов мелких держателей акций (консультативный комитет акционеров и др.)
Механизм акционирования и его элементы.
Акционирование можно определить как организационно-экономический и правовой механизм объединения финансовых и имущественных средств многих физических и юридических лиц для создания и функционирования объекта деятельности, целью которой является получение доходов, обеспечивающих удовлетворение интересов акционеров и постоянное развитие компании.
Из этого определения следует, что главным элементом механизма является аккумуляция средств многих лиц и превращение их в капитал путем организации предприятия в какой-то сфере деятельности.
Первая особенность акционирования заключается в том, что частные вклады объединяются в один общий ассоциированный капитал - уставный фонд акционерного общества. Таким образом, субъектом акционерного предприятия становится не единоличный собственник, а собственник комбинированный, ассоциированный: происходит объединение отдельных владельцев капитала в ассоциацию.
Вторая особенность состоит в том, что получаемые вкладчиком акции, представляющие собой свидетельства о вложении определенной доли капитала или средств в акционерное общество, дают права на пользование некоторой частью его прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении делами акционерного общества, а также на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.
Третьей особенность - объединение средств путем акционирования. Состоит в том, что оно не связывается с непосредственным участием лиц в сферах деятельности АО, что позволяет привлекать средства и юридических лиц, и широких слоев населения.
Четвертая особенность объединения средств акционеров заключается в том, что аккумулированные вложения превращаются как бы в два параллельно существующих капитала: действительный и фиктивный. Первый - акционерный капитал, вложенный в имущество предприятий, - действительный капитал. Второй, представленный акциями, - фиктивный капитал. С первым связан доход от деятельности акционерного общества. Со вторым - доход отдельных акционеров по акциям, им принадлежащим.
Следующий элемент механизма акционирования – мотивационный механизм. Он представляет собой мотивы объединения средств акционеров.
Механизм мотивации вкладов отдельных лиц в капитал акционерного общества складывался постепенно. Основной принцип его был заложен при зарождении акционирования, когда доли вкладов, число акционеров определялось “учредителем”, а доходы от деятельности распределялись по усмотрению того же “учредителя”. Позже доход распределялся пропорционально долям вклада в капитал.
Доходность акций определяет возможности накопления капитала, получения инвестиций, обеспечивающих дальнейшее развитие АО, конкурентную борьбу на рынках, переход в более сложные корпоративные образования. В то же время развитие общества требует капитализации прибыли в новую технологию, приобретение оборудования, оборотных средств.
Распределение чистой прибыли, полученной от деятельности АО, на дивидендную часть и прибыль, капитализируемую в производство, утверждается на общем собрании акционеров. Возобладание личных интересов акционеров при рассмотрении этого вопроса может затормозить развитие общества и привести его к угасанию.
АО в процессе функционирования проходит фазы становления, расцвета, угасания. На первой стадии происходит формирование АО. Для привлечения средств в качестве основного мотивационного фактора на этой стадии выступает условие: отношение объявленного дивиденда к стоимости акции должно быть не ниже ставок на банковские депозиты и доходов, получаемых на аналогичные по степени риска ценные бумаги. Вторым условием привлечения является надежность вложений, минимальный риск, соотношение величин дохода и риска. Последующее развитие АО требует больших средств на осуществление инвестиционных проектов, которые могут восполняться за счет капитализации прибыли, что способно значительно снизить доходы акционеров по акциям. Это, в свою очередь, скажется негативно на котировке акций АО на биржевом рынке и предприятие может не получить необходимых средств для реализации инновационных проектов. Высокие дивиденды привлекают интерес к акциям АО на рынках ценных бумаг, привлекают новые инвестиции, являются гарантией при кредитовании АО и т.д. Все это воздействует в конечном счете на доходность общества и на рыночную стоимость фирмы. Отсюда важной слагаемой мотивационного элемента акционирования является сочетание интересов акционеров и общества в целом. Достигается сочетаемость такими способами, которые позволяют выработать дивидендную политику, обеспечивающую взаимную увязку этих интересов.
Формирование состава акционеров.
Для формирования рационального состава акционеров механизм акционирования располагает различными способами и приемами. Назовем некоторые из них:
· выработка установок по ориентировочному составу акционеров для размещения акций;
· комбинации составов обыкновенных, привилегированных и других видов акций в эмиссионном пакете;
· выкуп эмитированных акций обществом с последующей ликвидацией их, если состав акционеров в результате продажи складывается нежелательным образом;
· установка фиксированных цен при продаже акций;
· продажа акций на конкурсной основе и др.
Таблица 1.2. Характеристика видов акций
Признак группировки акций по свойствам |
Виды акций в группе |
Характеристики акций, представляющие интересы для АО и инвесторов |
Наличие прав и привилегий |
1. Обыкновенные |
1.1. Право участия в высшем органе управления |
2. Привилегированные |
2.1. Гарантии в получении дивидендов 2.2. Привилегии по выплатам стоимости акций при ликвидации АО |
|
3. Гарантийные |
3.1. Гарантия выплаты определенной части номи-нальной стоимости акции при ликвидации АО |
|
Адресность акции |
1. Именные |
1.1. Указываются фамилия (физические лица), наименование организации (юридические лица) |
2. Акции на предъявителя |
2.1. Реквизиты владельцев не фиксируются 2.2. Акции могут быть проданы путем прямой передачи от продавца к покупателю |
|
3. Винкулированные |
||
Участие в управлении |
1. Обыкновенные |
1.1. Участие в общем собрании акционеров 1.2. Право голоса |
2.Привилегированные |
2.1. Участие в общем собрании по отдельным вопросам, в чрезвычайных ситуациях |
В нашей стране регулирование состава акционеров осуществляло государство. Однако подход к решению этого вопроса был подчинен разделу собственности. На первом этапе приватизации в качестве групп акционеров выделялись в основном работники предприятия и государство. На втором этапе осуществлялась открытая продажа пакета акций, принадлежащего государству. Контроль государства этого акта осуществлялся в основном по крупным предприятиям. В процессе продажи акций использовались залоговые аукционы, конкурсы, выбирались лучшие инвестиционные программы.
Преследование государством в процессе акционирования главной цели, связанной с разделом имущества, не позволило решить задачу по рациональному формированию состава акционеров.
Управление акционерным обществом.
Одна из основных функций акций заключается в реализации права ее владельца на управление акционерным обществом, права на обсуждение и голосование при принятии важнейших решений на общем собрании акционеров. Право на участие в управлении обществом вкладчиков в акционерный капитал отличает эту форму организации предприятий от других.
Характерной чертой механизма управления АО является зависимость роли акционера (физического или юридического лица, государства) в воздействии на принимаемые управленческие решения от количества приобретенных акций. Механизм управления АО эволюционировал. В настоящее время он представлен сложной системой, включающей многоуровневую разветвленную структуру управления, совокупность экономических методов, современную технологию информационного обеспечения, правовые и законодательные акты, позволяющие регулировать взаимодействие АО с объектами внешней среды.
Можно, однако, выделить основные особенности и тенденции, четко проявившиеся в последнее время в организации управления акционерными обществами. Это, прежде всего, с одной стороны - стремление АО закрепить за собой контрольный пакет акций. Отсюда практика создания народных предприятий, выпуск привилегированных акций, формирование акционерных фондов наемных работников, скупка акций высшей администрацией предприятий и др.
С другой стороны - конкурентная борьба вызывает необходимость привлечения обществами крупных инвестиций для внедрения на предприятиях АО новых технологий, обеспечивающих высокое качество продукции и низкие издержки в производстве, сбыте и использовании продукции корпораций, для проведения мер по диверсификации обществ, освоения новых рынков и территорий. А крупные инвесторы (банки, фонды, кредитные организации) в целях снижения риска капиталовложений, обеспечения высоких доходов на вложенный капитал стремятся получить такой пакет акций, который позволил бы им контролировать деятельность АО, воздействовать на выработку и принятие на общем собрании акционеров стратегии АО. Эту возможность дает приобретение контрольного пакета акций.
1.2. Понятие и виды лизинга
Лизинг появился и стал бурно развиваться в 50-х — начале 60-х годов в США. Как форма аренды оборудования и недвижимости идея лизинга далеко не нова, в сельском хозяйстве аренда земли и средств производства известна очень давно. Аренда складов, машин и оборудования достаточно широко практиковались еще в прошлом веке. Во второй половине 20 века банки вместо денежных ссуд в отдельных случаях стали предоставлять клиентам в аренду машины и оборудование, таким образом, старые арендные отношения перешли на новую экономическую платформу и стали разновидностью банковских кредитов.
Наиболее специфическими, характерными причинами для фирм обращения к лизингу являются заинтересованность таких фирм — производителей новых видов продукции в ‘проталкивании’ этой продукции на рынок, а с другой стороны — спрос на оборудование у маломощных в финансовом отношении предприятий.
Под лизингом понимается сдача в аренду предметов длительного пользования: зданий, машин, самолетов, автомобилей, компьютеров. Лизинг — это предоставление права на пользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию.
Лизинг представляет собой, как правило, трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает ему во временное пользование.
В состав комплекса входят два договора:
1. договор купли-продажи (между лизинговой компанией и изготовителем на приобретение оборудования, где изготовитель продавец, а лизинговая компания-получатель)
2. договор лизинга (между лизинговой компанией и пользователем, в силу которого первая передает второму во временное пользование оборудование, купленное у изготовителя специально для этой цели).
Существуют различные формы и виды лизинга.
По объекту сделки лизинг подразделяется на лизинг потребительских товаров длительного пользования и лизинг инвестиционных товаров; арендаторами при лизинговой сделки могут быть как частные лица, так и предприятия, арендодателями при лизинговой сделках являются промышленные предприятия, которые довольно часто имеют собственные лизинговые компании, специальные лизинговые компании, которые во многих случаях представляют собой дочерние фирмы банков, а также ряд независимых от банков специальных лизинговых институтов, особенно широко распространенных при финансовом лизинге.
По характеру различают финансовый (капитальный) лизинг и операционный.
Финансовый лизинг.
Финансовый лизинг напоминает покупку товара в рассрочку. Получатель (арендатор) обязуется производить периодические платежи кредитному банку или лизинговой компании. В некоторых случаях получатель по окончании срока договора может приобрести оборудование в собственность, однако, в разных странах этот вопрос регулируется неодинаково. Арендное оборудование может быть оценено по существующей в данный момент рыночной цене, таким образом, арендатор в течение срока договора оплачивает путем периодических выплат всю стоимость полученных активов, а в конце совершает единовременный платеж, равный остаточной стоимости активов, и становится их владельцем. Эти платежи выполняют роль платы за кредит (проценты).. Такой договор заключается в зависимости от активов на срок от 2-6 лет до 10 лет, а иногда до 20 лет. Договор не может быть расторгнут до его окончания. Службы технического обслуживания и ремонта разделены. Финансовый лизинг также часто называется чистым лизингом с полной выплатой. Это связано с тем, что в идеальном варианте арендодатель должен получить в течение базового срока всю сумму средств, вложенных в арендуемую собственность, а также издержки, связанные с финансированием. Следовательно, выручка арендодателя составляет арендные выплаты, оценочную стоимость налоговых льгот, а также плюс оценочная остаточная стоимость активов к моменту истечения основного срока лизинга, либо остаточная стоимость, гарантированная арендатором или третей стороной. Размеры выплат в течение основного срока договора должны покрыть расходы лизинговой компании по приобретению и установке оборудования и обеспечить проценты на вложенный капитал и прибыль.
Операционный лизинг.
Операционный лизинг, скорее всего, можно сравнить с ссудой, которая может быть аннулирована в любой момент времени и позволяет арендатору кратковременно использовать машины и оборудование. Договор заключается на 3-5 лет и может быть расторгнут арендатором в любое время, благодаря чему арендатор может быстро перейти на более совершенное оборудование. В отличие от финансового лизинга, где арендатор сам несет ответственность за получение оборудования, сам страхует оборудование или другое имущество, выплачивает налоги, амортизационные отчисления и ремонтирует, при операционном лизинге эти обязанности лежат на арендодателе.
Существует также лизинг с предоставлением всех услуг. Он выделяется некоторыми американскими авторами. В этом случае арендодатель выполняет ремонт, страхование и выплату налогов. Сделки же, при которых все эти обязанности числятся за арендатором, они называют ‘‘чистым’’ лизингом.
Регулируемый лизинг как сделка имеет следующую схему:
ссудополучатель передает оборудование арендатору, вкладывая незначительную часть своих средств, основная масса полученных им от Банка или (третьего лица). Третьим лицом обычно являются банки, промышленные компании, покупатели.
Лизинг может финансироваться как напрямую, так и косвенно, поэтому различают прямой и косвенный лизинг.
При прямом лизинге сделка финансируемся полностью ссудодателем, ссудополучатель заключает специальное соглашение с производителем оборудования. Ссудополучатель полностью финансирует поставляемое производителем оборудование потребителю, т.е. фактически покупает его и сдает в аренду. Операция довольно трудоемка и влечет значительные расходы, окупается только при значительной массовости и хорошем знании специфики условий рынка ссудодателем. Косвенный лизинг напоминает продажу товара в кредит. Ссудодатель финансирует покупку оборудования или гарантирует подпись получателя на векселе, предоставляет продавцу гарантийное письмо и управляет рентными платежами клиента. В цепь сделки включены четыре лица: лизинговая компания непосредственно осуществляет лизинговую сделку; банк финансирует сделку; промышленная компания передает оборудование потребителю; покупатель получает оборудование и совершает арендные платежи банку или лизинговой компании.
С точки зрения изготовителя лизинг является разновидностью продаж, с точки зрения арендатора — форма заемного финансирования, как альтернатива инвестиций, а для лизинговой компании — форма кредита.
Косвенный лизинг широко распространен в банковской среде, т.к. банк лишь финансирует лизинговую компанию (70-90% оборудования), не приобретая объекта лизинга в свою собственность.
Одним из видов лизинга является “продажа и релизинг”. В этом случае собственник оборудования при острой нужде в средствах продает свои активы с условием последующей сдачи ему их в аренду. Этот вид лизинга позволяет увеличить капитал и сохранить активы. По окончании срока договора активы выкупаются арендатором.
Особые виды лизинга.
Аренда автотранспортных средств.
Лизинг автотранспортных средств стал важной и довольно своеобразной областью арендных операций, который заслуживает определенного внимания. Прежде всего, все более широкое предпочтение лизинга перед покупкой в рассрочку как для частных лиц, так и для предприятий связано с низким первоначальным платежом, а равно как и ежемесячных взносов. При этом, однако, лицо, не использующее арендованный автомобиль для деловых целей, лишено возможности вычитать из облагаемого налогом дохода сумму выплачиваемых процентов. Лизинг также выгоден для автомобильных дилеров, так как стимулирует желание купить автомобиль, а сам дилер может воспользоваться налоговым инвестиционным кредитом и ускоренным начислением износа.
В случае лизинга автотранспортных средств от арендатора обычно требуется гарантия (полная или частичная) того, что по истечении срока аренды машина будет иметь определенную остаточную стоимость. Лизинг с такой гарантией называется лизингом открытого типа, а без нее — закрытого типа.
Лизинговые (арендные) платежи исчисляются исходя из разницы между начальной и расчетной остаточной стоимостью арендуемого объекта, а не из полной его стоимости. Во многих случаях банки участвуют в финансовом лизинге автотранспортных средств не как самостоятельные арендодатели, а выдавая ссуду арендодателю под залог арендуемого имущества. Однако вследствие незначительного первоначального взноса в лизинге размер ссужаемой суммы часто основан на стоимости автомобиля для арендатора, а не его розничной цене.
1.3. Сущность, виды, преимущества франчайзинга.
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется "франчайзер". Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. "Франчайзи" - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия с хорошими видами на успех.
Существуют три основных вида франчайзинга:
Товарный франчайзинг. В США первые франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. ~ США такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.
Производственный франчайзинг. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным разливочным компаниям.
Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. В последние годы классическая модель франчайзинга (рис. 2) изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг (см. рис.1, 2, 3). В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзера и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.
ФРАНЧАЙЗЕР |
ФРАНЧАЙЗИ |
ФРАНЧАЙЗИ |
ФРАНЧАЙЗЕР |
ГЛАВНЫЙ ФРАНЧАЙЗЕР |
ФРАНЧАЙЗИ |
ФРАНЧАЙЗИ |
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
Кратко рассмотрим каждый из этих методов.
Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна. Осознавая, что он, возможно, не обладает такими средствами или коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи однако включен в разделение платежей и зачастую взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а, также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой- стороны и какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль В ответ на первоначальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной территории рынка главный франчайзи- в будущем получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи - выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.
В суб-франчайзинге суб-франчайзер также осваивает какую-то определенную территорию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т. д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером на долгосрочной основе и имеет очень ограниченный контакт с франчайзером. Он платит роялти и рекламные взносы суб-франчайзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Суб-франчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что суб-франчайзер может иметь ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать суб-франчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и суб-франчайзера.
В соглашении по развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе инвесторов. Инвесторы; в свою очередь, либо развивают свои собственные франчайзеры, которыми они владеют на этой территории, либо подбирают франчайзи. В последнем случае положение инвестора как собственника ограничено. В ответ на право развития эксклюзивной территории лицо, владеющее этим правом, платит франчайзеру взносы и обязано открыть определенное количество точек в оговоренный период времени. Владельцы открытых франчайзи платят роялти и рекламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля есть только в рентабельности индивидуальных франчайзов, которые он открыл.
Преимущества франчайзинга.
Франчайзинг открывает широкие возможности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он и невелик. Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства.
Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции .
Франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны того, кто предоставляет франшизу.
С самого начала франчайзингового предприятия деловые и юридические аспекты тесно связаны.
При заключении франчайзингового соглашения даются советы по управлению, предоставляется информация о налогах и других аспектах деятельности компании.
Ключ к успешному развитию франчайзинговой системы - хорошие отношения сотрудничества между франчайзером и франчайзи. Франшиза, которая была продана только с целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые не оставят для франчайзи надежды на получение достаточного дохода, также потерпят неудачу. Во франчайзинге нет места проходимцам и жуликам, и их не должно быть.
Франчайзинг позволяет бизнесменам развиваться более быстро, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Франчайзинг - проверенная система развития, и никакая другая система не может с ней соперничать по эффективности. Франчайзинг позволяет фирме быстро развиваться, используя деньги других людей. Эта система освобождает фирму франчайзера от многих затрат, связанных с расширением, и перекладывает их на предприятия-франчайзи.
В то же время франчайзинг позволяет использовать энергию, таланты и амбиции людей, которые не выполняли бы работу в традиционных условиях найма, и работу в чужом бизнесе.
Франчайзинг - это способ привести в вашу организацию энергичных и компетентных людей, которые будут рассматривать свою работу в фирме как возможность личного роста и карьеры. Труд на франчайзинговых предприятиях требует самоотверженности. Он базируется не только на оплате, но и на самоутверждении и гордости за свою фирму. Вы приобретаете вместе с франшизой:
1. Возможность стать или остаться самостоятельным владельцем бизнеса.
2. Право вести свой бизнес под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке.
3. Использование апробированной концепции бизнеса.
4. Управленческие консультации от экспертов в соответствующей области.
5. Уменьшение затрат на рекламу за счет совместной рекламы.
6. Услуги головной фирмы в организации начального и последующего обучения.
7. Относительно низкую стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса.
8. Возможность финансировать часть капиталовложений.
Глава 2. Анализ приобретения оборудования предприятием.
2.1. Анализ приобретения оборудовании машиностроительным предприятием в условиях лизинга.
Описание хозяйственной ситуации: приобретение импортного оборудования модели AGUECUT CLASSIC – 2 для изготовления шестерен героторных механизмов (гидрорулей) на российском производственном предприятии ОАО «РосТехноМаш».
Цель проекта: рассмотреть возможные варианты получения оборудования для изготовления шестерен и выбрать среди них наиболее оптимальный для предприятия.
ОАО «РосТехноМаш» имеет возможность приобретения технологического оборудования AGUECUT CLASSIC – 2 у лизинговой компании ООО “Эверест” в финансовый лизинг сроком на 6 лет с возможностью его выкупа по остаточной стоимости.
При этом взаимоотношения между участниками лизинговой сделки будут выглядеть следующим образом:
Схема №1: Взаимоотношения между участниками лизинговой сделки.
где:
1 – заключение договора лизинга;
2 – поставка предмета лизинга;
3 – оплата поставки предмета лизинга;
4 – платеж за лизинг имущества.
2.2. Расчет лизинговых платежей и сравнительный анализ лизинга и кредита на примере оборудования корпорации "Триол"
Рассмотрим сравнительный анализ и оценку возможных затрат предприятия по приобретению и использованию в течение 2 лет электроприводов Корпорации “Триол” по двум схемам:
Получение оборудования в лизинг
Для проведения анализа стоимость одной единицы оборудования с учетом НДС условно выбрана 120 единиц.
Базовые финансово-экономические условия лизинга состоят в следующем:
· авансовый платеж после подписания договора лизинга в размере 30 % процентов от стоимости лизингового имущества, что составляет 36 ед.;
· величина кредитных ресурсов, привлеченных лизингодателем составляет 84 ед;
· годовая процентная ставка кредита 75 %;
· действие договора лизинга 2 года с ежемесячным осуществлением лизинговых платеже;
· возмещение стоимости имущества осуществляется по годовой норме амортизации 21,3 %. Согласно закону “ О лизинге” используется механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3 при норме амортизации 7,1% – “Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов”, шифр 40708.
Покупка оборудования с частичным привлечением кредитных средств
При покупке предприятием электроприводов:
Применяется смешанная форма финансирования: собственные средства предприятия составляют 36 ед. (30% стоимости оборудования), величина привлеченных кредитных ресурсов – 84 ед. (70% стоимости имущества );
Предполагаемая годовая ставка по кредиту – 75%, срок кредита – 2 года (см. график погашения кредита).
Годовая норма амортизации – 7,1 %.
Следует отметить, что при существующем состоянии экономики России в целом и кредитной системы в частности получение предприятием долгосрочного кредита под значительно меньший, чем выбранный для расчетов процент, маловероятно.
Проценты по кредиту на приобретение основных средств не относятся на себестоимость продукции, а их погашение осуществляется за счет прибыли предприятия (после ввода основных средств в эксплуатацию).
Для погашения задолженности банку предприятие должно иметь необходимый объем оборотных средств как на выплату основной части кредита и процентов по нему в размере 149,62 ед., так и на выплату дополнительной суммы по налогу на прибыль в размере 67,90 ед. В то же время, сумма затрат, относящихся на себестоимость составит за рассматриваемый период всего лишь 23,52 ед.
Возможность применения в случае лизинга механизма ускоренной амортизации с коэффициентом 3 позволяет за рассматриваемый срок списать за счет амортизации 42,6 % от первоначальной стоимости имущества, что позволит лизингополучателю через два года получить на баланс имущество, остаточная стоимость которого будет составлять 57,40 ед., что значительно меньше, чем во втором варианте.
Как видно из результатов анализа, в сравнении с покупкой оборудования за счет кредитных ресурсов, лизинг для предприятия является наиболее эффективной формой сделки для обновления парка оборудования.
Расчет платежей по договору лизинга оборудования
Таблица 2.1. Исходные данные
Оборудование: |
количество |
цена 1 ед. |
Силовое оборудование "Триол" |
1 |
120,00 |
Общая стоимость оборудования с НДС |
120,00 |
Сумма НДС |
20,00 |
Стоимость оборудования без НДС |
100,00 |
Балансовая стоимость |
100,00 |
Общая сумма затрат лизингодателя на приобретение оборудования |
120,00 |
Ставка комиссионного вознаграждения |
5,00% |
Финансирование сделки: |
|
Сумма аванса |
36,00 |
Сумма кредита |
84,00 |
Ставка по кредиту |
75% |
Таблица 2.2 График платежей
№ платежа |
Сумма лизингового платежа |
Авансовый платеж по выкупу |
В т.ч. НДС |
1 |
8,93 |
1,37 |
1,72 |
2 |
8,67 |
1,37 |
1,67 |
3 |
8,99 |
1,37 |
1,73 |
4 |
8,14 |
1,37 |
1,59 |
5 |
7,88 |
1,37 |
1,54 |
6 |
8,17 |
1,37 |
1,59 |
7 |
7,36 |
1,37 |
1,45 |
8 |
7,09 |
1,37 |
1,41 |
9 |
7,35 |
1,37 |
1,45 |
10 |
6,57 |
1,37 |
1,32 |
11 |
6,31 |
1,37 |
1,28 |
12 |
6,53 |
1,37 |
1,32 |
13 |
5,78 |
1,37 |
1,19 |
14 |
5,52 |
1,37 |
1,15 |
15 |
5,71 |
1,37 |
1,18 |
16 |
4,99 |
1,37 |
1,06 |
17 |
4,73 |
1,37 |
1,02 |
18 |
4,89 |
1,37 |
1,04 |
19 |
4,21 |
1,37 |
0,93 |
20 |
3,94 |
1,37 |
0,89 |
21 |
4,07 |
1,37 |
0,91 |
22 |
3,42 |
1,37 |
0,80 |
23 |
3,16 |
1,37 |
0,75 |
24 |
3,08 |
1,37 |
0,74 |
Общая сумма лизинговых платежей составляет |
145,48 |
|
Общее число ежемесячных лизинговых платежей |
24 |
|
Сумма выкупа имущества по остаточной стоимости составляет |
68,88 |
|
в том числе: |
зачет аванса доплата |
36 32,88 |
Итоговая сумма выплат по договору составляет |
214,36 |
|
Процентное увеличение общей суммы затрат при приобретении имущества по договору лизинга перед покупкой |
79% |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наших условиях лизинг редок, так как банки не идут на необоснованные риски. Производственные предприятия в настоящее время работают очень неустойчиво, постоянно идет снижение выпуска продукции, падает рентабельность, снижается численность работающих. В связи со сложившейся ситуацией идти на кредитование в виде лизинга крайне не выгодно и опасно, как иностранным инвесторам, так и российским банкам. Лизинг будет работать в нашей стране после остановки спада производства и стабилизации цен и тарифов. Этот вид кредитования при широком их применении позволят привлечь инвесторов в страну, улучшить платежную дисциплину, стабилизируют экономику страны.
Акционирование представляет собой динамичный процесс привлечения новых капиталов, а следовательно и акционеров. Он продолжается на всем протяжении функционирования предприятий. При этом способы привлечения развиваются: это и слияние с другими компаниями, и поглощение компаний, это и капитализация собственной прибыли, это эмиссия акций, облигаций и других ценных бумаг с обязательным условием обеспечения их успешного обращения на фондовых рынках. Высокие дивиденды обеспечивают успешное обращение ценных бумаг, доход от которого может быть направлен на инвестирование развития предприятия, на приобретение и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции.
Применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются). Для правообладателя франчайзинг является наиболее удобным средством расширения своего бизнеса, в том числе и в международном масштабе. Для пользователя франчайзинг существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абашина А.М, Симонова М.Н, Талье И.К. Аренда и лизинг,М,1998г.
2. Васильев Н.М, Катырин С.И, Лепе Л.И. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства, М,1999г.
3. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности, М,1995г.
4. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии, М,1997г.
5. Джуха В.М. Лизинг, Ростов-на-Дону,1999г.
6. Карп Н.В, Махмутов Р.А, Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии М,1998г.
7. Осипова Л.В, Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности, М,1997г.
8. Рудько-Силиванов В.В, Оленичева М.Р, Вотинцева Л.И. Банки России: современные операции и сделки, Владивосток, 1998г.
9. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16.04.96).
10. Лизинг – учебное пособие М., 1992
11. Довгань В. Франчайзинг путь к расширению бизнеса.- М.: Дело, 1991.
12. Введенние во франчайзинг /Под ред. С. А. Силинга. - Санкт-Петербург, 1992.
13. Страхова Л.П. О методологии акционирования Изд. "Дело и Сервис", М, 2003.