Фрагмент урока по математике

Чемерис Д.Ю. ПНО увп – 45 гр.

Этап закрепления.

Фрагмент урока, включающий в себя работу над задачей на нахождение 4 пропорционального (6 вид) по программе «Гармония» Истомина Н.Б. Математика. 3 кл., стр.172, №582.

1. Подготовительный этап.

На доске таблица.

Цена

Количество

Стоимость

2. Решение.

3 коробки зефира стоят столько же, сколько 5 коробок печенья. На сколько рублей пачка печенья дешевле коробки зефира, если коробка зефира стоит 20 р.?

Ученик вписывает данные в таблицу.

Цена

Количество

Стоимость

20 р.

3

одинаковая

?

5

1) 20 (р.) * 3 = 60 (р.) – стоимость 3 коробок зефира и она же стоимость 5 коробок печенья.

2) 60 (р.) : 5 = 12 (р.) – цена 1 пачки печенья.

3) 20 (р.) – 12 (р.) = 8 (р.) – на столько 1 пачка печенья дешевле 1 коробки зефира.

3. Закрепление. (при изменении значений дети усваивают, устанавливают зависимость между ценой количеством и стоимостью)

Учитель: Ребята, мы с вами решили задачу, а теперь чтобы узнать как же взаимосвязана в этой задаче цена, количество и стоимость, мы попытаемся изменить данные в задаче, не меняя условия и вопроса!

Что произойдет, если мы будем увеличивать цену 1 коробки зефира? Давайте посмотрим!

Учитель вызывает 1 из учеников и просит изменить цену…

Ученик: Я буду увеличивать цену! (вписывает свою цену)

Цена

Количество

Стоимость

30 р.

3

одинаковая

?

5

1) 30 (р.) * 3 = 90 (р.)

2) 90 (р.) : 5 = 18 (р.)

3) 30 (р.) – 18 (р.) = 12 (р.)

Учитель: А что произойдет если ты будешь уменьшать цену? Попробуй!

Ученик:

Цена

Количество

Стоимость

10 р.

3

одинаковая

?

5

1) 10 (р.) * 3 = 30 (р.)

2) 30 (р.) : 5 = 6 (р.)

3) 10 (р.) – 6 (р.) = 4 (р.)

Учитель:  Какой вывод можно из этого сделать? (Просит одного из ученика ответить)

Ученик: При увеличении или уменьшении цены коробки зефира, то стоимость и цена 1 коробки печенья тоже будет увеличиваться или уменьшаться. И разница между ценами тоже будет меняться.

Учитель: Молодец! Значит, стоимость у нас зависит от цены. А как влияет изменение количества на стоимость и искомую цену? (Вызывает другого ученика к доске и просит изменить данные в столбце количество) Измени количество коробок с зефиром каждый раз на 1 коробку!

Ученик: Я буду увеличивать число коробок!

Цена

Количество

Стоимость

20 р.

4

одинаковая

?

5

1) 20 (р.) * 4 = 80 (р.)

2) 80 (р.) : 5 = 16 (р.)

3) 20 (р.) – 16 (р.) = 8 (р.)

Увеличу еще на 1 коробку!

Цена

Количество

Стоимость

20 р.

5

одинаковая

?

5

1) 20 (р.) * 5 = 100 (р.)

2) 100 (р.) : 5 = 20 (р.)

3) 20 (р.) – 20 (р.) = 0 (р.)

Увеличу еще на 1 коробку!

Цена

Количество

Стоимость

20 р.

6

одинаковая

?

5

1) 20 (р.) * 6 = 120 (р.)

2) 120 (р.) : 5 = 24 (р.)

3) 20 (р.) – 24 (р.) = ? (р.)

Учитель: Посмотрите ребята, что произошло! В нашей задаче есть вопрос и мы не можем его изменить, можем изменять только числовые данные! Получается, что если мы будем увеличивать количество коробок, то задача у нас не будет решаться! И вообще она уже не будет задачей, т.к. вопрос не имеет смысла! А что произойдет если мы будем уменьшать количество коробок? (вызывает другого ученика к доске)

Ученик: Уменьшим количество коробок с зефиром!

Цена

Количество

Стоимость

20 р.

2

одинаковая

?

5

1) 20 (р.) * 2 = 40 (р.)

2) 40 (р.) : 5 = 8 (р.)

3) 20 (р.) – 8 (р.) = 12 (р.)

Уменьшу еще на 1 коробку!

Цена

Количество

Стоимость

20 р.

1

одинаковая

?

5

1) 20 (р.) * 1 = 20 (р.)

2) 20 (р.) : 5 = 4 (р.)

3) 20 (р.) – 4 (р.) = 16 (р.)

Учитель: Теперь скажи, какую здесь ты увидел зависимость? (спрашивает вышедшего к доске ученика).

Ученик: При уменьшении количества коробок с зефиром будет уменьшаться и стоимость и цена 1 коробки с печеньем. Также будет увеличиваться разница между ценами.

Учитель: Мы с вами посмотрели, пронаблюдали в данной задаче, какая здесь есть зависимость от значений цены и количества! Изменяя задачу очень важно следить за условием и вопросом! Если мы изменим значения так, что задача не будет решаться, т.е. вопрос не будет удовлетворять вопросу, то про эту задачу говорят что ее нельзя решить!