Французская модель публичного управления. Исторический аспект
Р Е Ф Е Р А Т
КУРС: Фундаментальные проблемы эволюции государственного управления
ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АУДИЕНТ:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
г.Кишинев
2007 г.
Введение
Исторически в Европе были сформированы две основные формы публичного управления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – это англосаксонская модель и континентальная модель публичного управления, которую еще называют романо-германской или французской моделью.
Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели публичного управления, следует иметь в виду, что на сегодняшний день в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ в области государственного управления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных систем.
Каковы были исторические предпосылки возникновения системы публичного управления во Франции? Как развивалась система государственного управления в период буржуазных революционных преобразований?
В настоящей работе рассматривается исторический аспект формирования континентальной модели публичного управления в период становления Французской государственности в период с конца XVIII до конца XIX века.
§ 1. Революция 1789—1794 гг. и становление конституционного строя.
1.1. Французская революция 1789 г. и падение абсолютизма.
В процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти особую роль сыграла Великая французская революция 1789-1794 гг., которая сокрушила экономические и политические устои “старого режима”, в том числе и абсолютную монархию, являвшую собой символ средневековой государственности.
Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютистскими порядками, при которых представители третьего сословия отстранялись от участия в государственных делах и не имели правовой защиты от произвола королевских чиновников.
Французские революционеры XVIII в. имели возможность опереться на опыт английской и американской революций. В их распоряжении имелась уже достаточно четкая программа организации конституционного порядка. Они взяли на вооружение политические лозунги (“свобода, равенство, братство”), способные поднять широкие народные массы на борьбу со “старым режимом”.
14 июля 1789 г. народ Парижа поднялся на восстание, которое ознаменовало собой начало революции и одновременно стало концом многовекового абсолютистского правления. По всей стране восставший народ смещал королевскую администрацию, заменяя ее выборными органами – муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. Потеря королевской властью способности контролировать политические события привела к превращению французского государства из абсолютной монархии в своего рода “революционную монархию”.
1.2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия.
В декларации была осуществлена своеобразная “национализация” государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на “собственном праве короля”, а трактовалась как выражение национального суверенитета (“источник суверенитета зиждется по существу в нации” — ст. 3). Закон рассматривался как “выражение общей воли” (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам “сообразно их способностям” в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.
Декларация 1789 г. имела большое значение как для Франции, так и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Ее создатели полагали, что составили документ “для всех народов и на все времена”.
Учредительное собрание отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).
1.3. Конституция 1791 г.
Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, утвержденная 3 сентября 1791 г., в которой получила дальнейшее развитие концепция национального суверенитета, который “един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых “лишь путем уполномочения”, Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.
Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции создавала возможность разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп: выражавших интересы большинства французского общества с одной стороны и дворянства с другой стороны. Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.
Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка. Он являлся верховным главнокомандующим, назначал на высшие государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны.
Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое избиралось на два года. В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств.
Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая “не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем”. Было установлено, что правосудие отправляется судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.
Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла право контроля за деятельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.
Выборы в Законодательное собрание приобретали двухступенчатый характер. Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях, где и проходили выборы представителей.
1.4. Первая республика во Франции.
Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла ни одну из сторон: ни буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, ни Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и хотели реставрации старых порядков.
10 августа 1792 г. население Парижа поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.)
В своих конституционных проектах, стремясь ограничить политическое влияние Парижа, жирондисты выступали за расширение прав департаментов, за ослабление центральной власти. В проекте конституции решительно отвергался принцип разделения властей, которому была противопоставлена “одна власть, власть нации”. Однако этот проект так и не был утвержден.
1.5. Якобинская диктатура. Декларация и Конституция 1793 г.
Народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в завершающий третий этап (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.).
Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците (Конституция 1 года республики). Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий идее суверенитета народа, выступающего как единое целое.
Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. Якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь путем установления режима революционной диктатуры. Правительственную власть в системе революционной диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения. Он стал вдохновителем политики революционного террора.
К задачам революционной диктатуры было приспособлено управление на местах. В работе коммун и их секций, в генеральных советах широкое участие принимали низы городского и сельского населения.
Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой, что позволяло ему вести целенаправленную и жестокую борьбу с политическими противниками революционного правительства — роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав.
§ 2. Государственный строй от Первой республики до Первой империи
2.1. Термидорианский переворот и Конституция 1795 г.
Вожди якобинцев в конечном счете оттолкнули от себя низы городского и сельского населения. Правящий блок быстро разваливался. В Конвенте созрел заговор против беспредела якобинского террора. Планы заговорщиков осуществились 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю). Пришедшая к власти в результате переворота группа депутатов Конвента получила название термидорианцев.
Конституция 1793 г., принятая якобинским Конвентом, формально оставалась в силе. Но термидорианцы ставили вопрос о поправках и добавлениях, необходимых для ее введения в действие.
Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию. Декларация прав и обязанностей человека и гражданина уже не была проникнута революционным духом (отсутствовало право народа на восстание, на сопротивление угнетению и т.д.) и делала упор на закрепление экономических, моральных и правовых устоев общества.
В системе разделения властей законодательному корпусу отводилось ведущее место. Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин (250 членов из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение последнего становилось законом только после одобрения Совета старейшин.
Однако непоследовательность и резкие повороты в политике Директории делали политическую обстановку в Франции непредсказуемой. Конституционный режим, созданный в 1795г., становился все более непопулярным и неустойчивым.
2.2. Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799 г.
Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. группой заговорщиков, во главе с генералом Бонапартом, привел к упразднению Директории и устранению других конституционных органов. Власть во Французской республике перешла к коллегии из трех консулов – генерала Бонапарта и двух других заговорщиков. Фактически же контроль за политическими событиями в стране все более оказывался в руках генерала Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым и властолюбивым государственным деятелем.
По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона осуществлялась путем установления авторитарного, откровенно антидемократического режима.
Новая республиканская конституция (Конституция VIII года республики) была утверждена 13 декабря 1799г. по итогам плебисцита, который проводился под жестким государственным контролем. В отличие от предшествующих, Конституция 1799г. уже не содержала Декларации прав человека и гражданина, ибо Бонапарт не считал уместным само напоминание о свободе и братстве.
Сохранив формально идею национального суверенитета, конституция 1799г. ввела запутанную и псевдодемократическую систему “участия” граждан в государственных делах. Бонапарт отменил имущественный ценз и тем самым ввел во Франции своеобразное “всеобщее” избирательное право. Все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Лица, внесенные в коммунальные списки, в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 часть граждан “для осуществления национальных функций”. Однако члены этого национального списка не наделялись по Конституции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Бонапарт ликвидировал выборность государственных органов.
Основным стержнем всей конституционной системы являлось правительство в виде коллегии из трех консулов. Фактически же правительство не было коллегиальным органом, поскольку первый консул, “гражданин Бонапарт”, был наделен особыми функциями (промульгация законов и т.д.), ему принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офицеров, судей. Таким образом, конституция практически отказалась от концепции разделения властей, установив режим личной власти.
Для ослабления возможной оппозиции со стороны законодательной власти Наполеон предусмотрел в Конституции своеобразное расщепление законодательного процесса, который осуществлялся целым рядом органов. Государственный совет по указанию и под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты, которые затем поступали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законопроекты и после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в Законодательный корпус. Члены Законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что получили название “трехсот немых”), а лишь принимали его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направлен первым консулом в Охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Затем закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его. Вся эта сложная процедура порождала политическое бессилие законодательных органов и их большую зависимость от первого консула.
С другой стороны Конституция 1799 г. создала для первого консула возможность активно воздействовать на процесс законотворчества. Благодаря деятельности Бонапарта, выступавшего фактически в качестве законодателя, Франция в короткий срок получила новую правовую систему, ставшую фундаментом для экономических и социальных преобразований.
Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и коммунальной администрации. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах первый консул назначал префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы имели лишь совещательные функции, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.
2.3. Первая империя и бюрократизация государственного аппарата.
Продемонстрировав респектабельным кругам общества, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собственникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции, Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, Бонапарт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон 1). Третья наполеоновская Конституция была практически единодушно одобрена “французским народом”.
Личность Наполеона ассоциировалась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства.
Таким образом, сравнительно непродолжительный период правления Наполеона (1799—1814 гг.) сопровождался существенными изменениями во всех сферах государственной жизни Франции. Однако авторитарный режим империи лишь внешне представлялся постоянным и сильным. На деле таковым он не являлся, поскольку не имел прочных конституционных оснований и опоры в традиционном политическом сознании французского общества. Он держался на властной воле и успехе одной, хотя бы и одаренной, личности.
§ 3. Государственный строй от Реставрации до Парижской Коммуны.
3.1. Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г.
Крах империи Наполеона был связан с его военными поражениями, усталостью населения от многочисленных войн и экономическими неурядицами. Все послереволюционное развитие французской государственности привело к падению Первой империи и реставрации монархии во Франции во главе с Бурбонами.
Новый король, Людовик XVIII понимал, что реставрация монархии в ее неограниченном дореволюционном виде невозможна. Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., в которой декларировалось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”.
Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на аристократической двухпалатной основе. Палата пэров назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.
Легитимная монархия сохранила в основных чертах государственную систему Первой империи, ограничившись лишь второстепенными реформами.
3.2. Июльская монархия. Хартия 1830 г.
Провокационная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами развивающегося гражданского общества, что вызвало волну народного возмущения, вылившегося в Июльскую революцию 1830 г. Путем династической перетасовки королевская власть была передана Луи Филиппу, представителю Орлеанской династии.
Новый король издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистического общества. Она давала основания трактовать французское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законности.
Июльская монархия развила дальше систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов.
Кризис 1847—1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, привела к падению правительства Луи Филиппа.
3.3. Вторая республика и конституция 1848 г.
Сформированное в результате февральской революции временное правительство под давлением народных масс 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных.
Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики отражала противоречия своей эпохи. Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята “перед богом и от имени французского народа”.
В ней особо декларировалось, что “публичная власть не может передаваться по наследству” (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.
Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом “гражданину, который получает звание президента республики”.
Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т.д. Он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.
Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования на основе всеобщего избирательного права, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым не имело авторитета и политической силы.
Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания.
3.4. Вторая империя. Конституция 1852 г.
Первые же выборы по Конституции 1848 г. продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. 2 декабря 1851 г. под предлогом защиты республики от заговорщиков и в нарушение Конституции 1848г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Национальное собрание и установил президентское правление.
14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат.
Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, а члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Логическим завершением Конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.
Государственный строй Франции приобретал все более антидемократический и авторитарный характер.
3.5. Парижская коммуна 1871 г.
Крепнущие патриотические настроения во Франции все чаще стали сопровождаться требованиями революционного переустройства общества. В революционной печати все настойчивее звучал призыв к созданию Парижской коммуны.
В результате восстания 18 марта 1871 г. власть в Париже перешла Центральному Комитету Национальной гвардии. Стремясь избежать упрека в намерениях противозаконно захватить власть, ЦК Национальной гвардии направил свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской коммуны.
Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее воздействие на развитие социалистического движения в Западной Европе было несомненным. Она внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его новыми государственными и правовыми институтами.
§ 4. Третья республика во Франции (1871—1900 гг.)
4.1. Установление Третьей республики.
Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась жестоким террором по отношению к коммунарам. Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. В 1875 г. Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики.
Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи). Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам.
Президент Республики, избираемый на 7 лет, имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату. Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.
Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.
Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.
Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что “министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально за их личные действия”. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.
4.2. Эволюция французского парламентаризма.
Созданный в соответствии с Конституцией 1875 г. государственный строй Третьей республики претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского общества.
Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX в. происходили не путем принятия конституционных законов, а в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих изменений заключалась в определенной демократизации системы парламентаризма с целью придания ей социальной маневренности и гибкости, приспособляемости к более сложным и завуалированным механизмам политического властвования.
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Формально президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. На пост президента стали подбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели.
Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Внешне парламентаризм и депутатские свободы достигли тогда своего апогея. Однако постепенно, по мере ужесточения внутри-парламентской партийной борьбы, внутренний регламент Палаты депутатов предусматривал все большие ограничения свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.
Правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту. Постоянные смены и перестановки министров не затрагивали основ деятельности государственного административного аппарата, где существовал постоянный штат назначаемых или избираемых по конкурсу и не зависящих от смены правительства чиновников, формирующих на деле официальную политику правящих кругов. В период Третьей республики образовывались новые министерства, увеличился контингент чиновников.
Немаловажную роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам, он обладал заметным политическим весом. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции — рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов.
Бюрократическая централизация управления в Третьей республике нашла свое выражение и в усилившемся подчинении местных органов правительственной власти. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п.), фактически находились в зависимости от префекта, а через него — и от центральной власти. Генеральные советы не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту. Аналогичные отношения складывались между окружными советами и подчиненными префекту представителями центральной власти в округах — супрефектами. В кантонах вообще не было органов местного самоуправления, а центральную администрацию представляли специализированные чиновничьи службы (сборщики налогов, мировой судья, нотариусы и т. д.).
Низшей единицей местного самоуправления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу — мэра. Однако и он сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем правительства и главой местной исполнительной власти. Центральная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.
Правящие круги Третьей республики, напуганные Парижской коммуной, установили особую систему муниципального управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров — Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Париже была сосредоточена в руках префекта полиции и префекта департамента Сены. Префект полиции не только отвечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.
Заключение.
Рассмотрев историю развития системы государственного управления от времени Великой Французской революции до становления и развития Третьей Французской Республики, мы увидели, как проводились демократические преобразования в этой стране начиная с конца XVIII и до конца XIX века. Это был сложный путь, включавший революционные реформы и реакционные действия.
Свое дальнейшее развитие французская модель публичного управления получила XX веке во Франции, Италии, Испании, Бельгии и других странах ( в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и франкоязычной Африки).
Характерными особенностями континентальной модели являются сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным; ограниченная автономия местного самоуправления; наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. «История государства и права зарубежных стран» под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. Издательство НОРМА-ИНФРА. Москва, 1998
2. Ливанцев К.Е «История буржуазного государства и права» Учебное пособие. Ленинград, 1986.
3. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права». Москва. Высшая школа, 1983.